Капелла | |
Церковь Снегов англ. Chapel of the Snows | |
Страна | Антарктика |
Остров | Росса |
Конфессия | Христианство (вне деноминаций) |
Дата основания | 1956 |
Статус | действует |
Координаты: 77°50′49″ ю. ш. 166°39′43″ в. д. / 77.8469972° ю. ш. 166.662000° в. д. / -77.8469972; 166.662000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=-77.8469972&mlon=166.662000&zoom=17 (O)] (Я)
Церковь Снегов
(англ.
Chapel of the Snows
) — внеконфессиональная христианская церковь-капелла в Антарктике, одно из самых южных культовых сооружений в мире.
Относится к ведению американской антарктической станции Мак-Мёрдо, расположенной на острове Росса в новозеландской зоне интересов. Является самым южным зданием религиозного назначения в мире, до недавних пор являлась и самым южным культовым сооружением вообще[1]; в настоящее время на большей (приблизительно на 1 минуту) южной широте расположена только католическая часовня пещерного типа, вырубленная в ледяном массиве в зоне аргентинской базы «Бельграно II».
В церкви регулярно ведутся службы по католическому и протестантскому (англиканскому) обрядам. В летний (для южного полушария) период службы проводятся священниками соответствующих конгрегаций на вахтовой/ротационной основе; католические священники предоставляются архиепархией Новой Зеландии[2], а протестантские — Военно-воздушными силами Национальной гвардии США. Помимо основных двух конгрегаций, в Церкви Снегов по договоренности лидеров соответствующих групп проводятся службы и встречи представителей других конфессий и вер (включая мормонов, буддистов и бахаистов), и даже нерелигиозных групп (например, «анонимных алкоголиков»)[1]. Исходно церковь была основана в 1956 году, однако старое здание (на илл. слева) сгорело в 1978 году и было заменено временной часовней. Новое здание, вмещающее до 63 прихожан/посетителей, было возведено летом 1988—1989 годов и освящено 20 января 1989 года в ходе службы, собравшей около 80 человек, возглавляемой капелланом Вспомогательных сил ВМС США в Антарктике лейтенантом М. Брэд Йортоном при участии о. Джерарда Крейга из церкви Hoon Hay Parish
в Крайстчёрче (Новая Зеландия). После введения в действие нового здания церкви, временную постройку (впоследствии сгоревшую в шторм в мае 1991 года) использовали под другие нужды[1]. При частичном сходстве архитектуры со старой церковью, новая была украшена витражами с символикой ледяного континента (на илл. справа). Кроме того, в ней хранятся памятные сувениры связанные c участием военно-морского флота США в организации и оснащении американской антарктической программы в 1955—1956 годах в ходе миссии
Deep Freeze
, а в летний сезон — также привозимый приезжающими на очередную сессию служения священниками и используемый в рождественской службе серебряно-золотой потир, известный как
Erebus Chalice
, пожертвованный Церкви вдовой Роберта Скотта и именуемый в честь одного из кораблей экспедиции Джеймса Росса. В зимний сезон потир хранился в Кафедральном соборе Крайстчёрча (Новая Зеландия)[3][4], а после его разрушения от землетрясения в 2011 году — там же в местной католической школе[4].
Алтарь церкви также связан с именем Роберта Скотта и пожертвован Церкви Снегов церковью St. Saviour’s Chapel
в Литтелтоне (Новая Зеландия)[5], где Скотт молился перед стартом экспедиции «Терра-Нова»[6].
Церковь Снегов
Внеконфессиональная христианская капелла, один из самых южных храмов в мире. Относится к ведению американской антарктической станции Мак-Мердо, расположенной на острове Росса. Несмотря на расположение, дважды была разрушена пожаром. В зимний период церковь посещает 200 прихожан, а в летний период приход разрастается до 1000 человек.
Церковь снегов старается удовлетворить потребности приверженцев любой религии. Преподобный Майкл Смит проводил даже буддийские и бахайские церемонии.
Отрывок, характеризующий Церковь снегов
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня. – Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить. И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю. – Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына. – Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет. – Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть… – Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас. Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают. – Мы можем уехать, – сказал сын по французски. – Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его. Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать. – Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста. Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся. – Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке. Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы. – Mon cher, voue m’avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его. Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею. Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью. В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain. – C’est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь. – Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором. – C’est bien, c’est bien… [Хорошо, хорошо…] Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся. – Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда. Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного. – Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас. Борис еще раз учтиво поклонился. – Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас. – Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер. – Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном. – Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него. – Вы живете с матушкой? – Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство. – Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна. – Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n’ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s’est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu’on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
Церковь Святой Троицы
Церковь Св. Троицы, станция РФ «Беллинсгаузен»
Есть в Антарктиде и православный храм — русская православная церковь на острове Ватерлоо неподалеку от российской полярной станции Беллинсгаузен. Храм был построен в России, находился там в течение года, а затем был разобран и переправлен в Антарктиду. На месте храм заново собрали за 2 месяца.
Храм вмещает одновременно до 30 человек, здесь даже проводилась церемония венчания. Настоятель храма сменяется каждый год, вместе с остальными исследователями.
Храм Святой Троицы в Антарктиде
16 февраля 2004 г. на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде состоялось торжественное освящение храма Святой Троицы, самого южного православного храма в мире. Он зарождался на алтайской земле, и возводили этот храм строители с Алтая.
Идея строительства православного храма родилась у полярников, не один год своей жизни отдавших исследованию Антарктиды. Инициаторами проекта стали Валерий Лукин, полярник со стажем, и Пётр Задиров, руководитель авиакомпании, работающей с Арктикой и Антарктикой. Почти 50 лет работы России в Антарктиде не обошлись без потерь. На ряде российских станций существуют кладбища, где нашли покой полярники, лётчики, учёные и специалисты различных профессий, чей самоотверженный труд и чья жизнь оборвались в Антарктиде. Все первопроходцы, создавая новое поселение, начинали со строительства храма своей конфессии. Антарктида – не исключение. Здесь построены костелы, кирхи и т.д. Но не было ни одной православной церкви. И это при том, что континент, как известно, открыт русскими мореплавателями – Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым.
В июле 2000 г. по инициативе Российской ассоциации полярников, Русской православной церкви, Российской антарктической экспедиции и полярной авиа был учрежден благотворительный фонд «Храм в Антарктиде» и объявлен всероссийский конкурс, в котором приняли участие и архитекторы Алтайского края. Творческая лаборатория Петра Анисифорова представила коллективный проект Светланы Рыбак и других архитекторов, разработанный на основе лучших традиций русского деревянного зодчества.
– Особых ограничений, – рассказывает Светлана Рыбак, – не было. Разработчикам предоставлялась достаточно большая свобода. Мне хотелось совместить традиционное и современное. В основу легли традиции сибирского деревянного зодчества. В эскизах было несколько вариантов. Но в итоге мы остановились на самом первом. Это храм-памятник, храм-стела.
Отбор проектов осуществлял лично Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совместно с представителями благотворительного фонда «Храм в Антарктиде». Проект Светланы Рыбак и ее коллег был признан лучшим, и Алексий II 28 июня 2001 г. поставил свой вердикт «Согласен».
При разработке проекта учитывались жёсткие природные условия Антарктиды, в качестве материала для храма выбраны алтайский кедр и лиственница, была разработана уникальная конструкция, стягивающая каркас церкви, как это делается при строительстве небоскрёбов. В Антарктиде погодные условия специфические – нет бактерий, опасных для дерева, оно не гниет. Строение может стоять практически вечно. Было решено установить храм на северной оконечности острова Кинг Джордж, а на верхушке купола закрепить проблесковый маяк, который будет издалека виден прибывающим в бухту кораблям. На флагштоке полярной станции «Беллинсгаузен» был закреплён флаг Алтайского края, а на указательном столбе появилась табличка «Барнаул – 16850 км». Место, где предполагалось поставить храм, освятили 20 января 2002 г. и установили крест.
В мае 2002 г. бригада алтайских строителей в селе Кызыл-Озёк на берегу Телецкого озера приступила к сооружению храма Святой Троицы. Нижние венцы храма были рублены из лиственницы, верхние венцы – из алтайского кедра. Луковицы куполов для храма, включая лемехи шатрового покрытия крыши, рублены из осиновых плах. Одновременно со срубом изготавливались иконостас, иконы, отливались колокола. Колокола для звонницы были отлиты на средства потомков Муравьёвых-Апостолов за границей. Иконы выполняли мастера Палеха, одна икона святого Николая Чудотворца была выполнена из камней-самоцветов уральскими мастерами-камнерезами. Иконостас церкви был спроектирован членом Союза художников России нашим земляком Евгением Скурихиным и изготовлен из прочного дуба на алтайском предприятии «ФОРАНТ».
В собранном виде храм близ Кызыл-Озёка простоял больше года. Затем каждое брёвнышко храма пронумеровали, разобрали и погрузили вместе с цементом, оснасткой для литья фундамента, инструментом, вспомогательными приспособлениями для укрепления храма на пять автомобильных фур и отправили в порт Калининграда. По прибытии контейнеры перегрузили на научно-исследовательское судно «Академик Сергей Вавилов», и 1 октября 2003 г. храм отплыл к берегам Антарктиды.
На подходе к станции выяснилось, что на рейде стоят два чилийских военных корабля. Подойти близко к берегу не было возможности. На барже, на которой должны были перевезти на станцию 75 тонн груза, сломался кран. Пришлось всё делать вручную. Выгрузка шла 36 часов безостановочно. Выгружали все: и команда, и полярники. Руководит разгрузкой барнаульский конструктор Александр Шмидт.
Группу исполнителей-сборщиков возглавил архитектор из Республики Алтай Кирилл Хромов. В его бригаде пять человек, каждый из которых владеет тремя-четырьмя специальностями. Это строитель Евгений Рубцов, рубщики Владимир Корчуганов и Валерий Унучаков, художник-дизайнер Евгений Скурихин и архитектор Василий Отришко из Усть-Коксы (Республика Алтай).
После осмотра площадки строители пришли к выводу, что она непригодна для строительства: не хватало места для развёртывания стройки и, кроме того, впоследствии не было бы возможности осуществлять крестный ход вокруг храма. Было решено перенести площадку под строительство на несколько метров вглубь острова. Траншею под опалубку пришлось копать вручную, так как в тракторе, прибывшем на корабле для выполнения тяжёлых работ в строительстве, из-за низкой температуры разорвало радиатор. По углам фундамента и под будущий алтарь были заложены камни, специально привезённые с алтайской земли. В фундамент были забетонированы железные конструкции, устройство для стяжки часовни.
Пока стояли белые ночи, строители трудились по 12-13 часов в сутки. Работали в очень суровых условиях. Скорость ветра иногда достигала 60 метров в секунду. При укладке брёвен приходилось телом и руками удерживать прокладочный мох, но его всё равно выдувало. Строители впервые столкнулись с таким явлением, как горизонтальный дождь. При сильном ветре вода проникала в каждый паз, на стенах изнутри здания надуваясь пузырями. Пришлось применить современные строительные материалы, такие как макрофлекс и силикон. За время стояния в Горном Алтае сруб дал большую усадку, для сборки куполов тут же на месте были вырезаны и установлены новые лемехи из осины. Когда часовню собрали, под куполами из толстого железа были сделаны хомуты, к которым прикрепили цепи. С помощью пружин их соединили с металлической конструкцией, залитой в фундамент (это устройство как бы привязывает храм к земле). В течение года отцу Каллистрату помимо службы следовало подкручивать пружины, для того чтобы уберечь храм от сильных ветров.
16 февраля 2004 г. состоялось торжественное освящение храма Святой Троицы. Божественную литургию совершил наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност. В бухте во время совершения крестного хода с грохотом раскололся надвое огромный столовый айсберг. Присутствующие на богослужении посчитали это хорошим знаком.
По своему архитектурному облику храм напоминает крепость, устремлённую ввысь. На одной из стен храма есть памятная доска, на которой вырезаны имена архитекторов и строителей храма. Церковь имеет высоту 15 метров. Размеры полярной церкви позволяют проводить службу одновременно для 30 человек. Зимует на станции обычно 8 полярников, включая священника. Храм является действующим, в нём регулярно ведутся службы. В храме Святой Троицы за время его существования дважды совершался обряд венчания.
Деревянную церковь на 30 прихожан – первую за почти 200-летнюю историю научного освоения шестого континента – установили на деньги спонсоров, а затем передали в дар Русской православной церкви. В настоящее время храм является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой лавры. В 2011 г. проект «Храм в Антарктиде» получил высокую награду на Международном фестивале «Сибирская пирамида». Его авторы барнаульские архитекторы Пётр Анисифоров и Светлана Рыбак получили главный приз творческого соревнования лауреатов региональных конкурсов в области архитектуры и дизайна – золотой «Сибирский Оскар», признаны лучшими на V Международном фестивале архитектуры и дизайна «Сибирская пирамида-2011».
Священники (лаврские иеромонахи) в церкви менялись каждый год, примерно по такому же графику, как и работники антарктических научных станций. В число обязанностей священника входит духовное окормление персонала российской и других близлежащих станций и поминовение 64 российских полярников, погибших в ходе изучения Антарктиды.
Источники информации:
Бочкарев А. Храм в Антарктиде // Алтайская правда. — 2001. — 31 марта: фот.
Семина Т. В Антарктиде построят уникальный храм // Алтайская правда. — 2001. — 12 дек.: рис.
Тепляков С. На краю земли // Алтайская правда. 2004. 3 апр.
Белоглазова Г. Вырос из земли. Связан с небом / Г. Белоглазова, А. Шмидт // Алтайская правда. — 2014. — 15 февр. : фот. (полный текст)
Католическая капелла в ледяной пещере на станции Бельграно II
Самая южная церковь в мире расположена в ледяной пещере на аргентинской полярной странции Бельграно II. День и ночь здесь чередуются с интервалом в 4 месяца, а в ночном небе можно наблюдать южное полярное сияние.
Также интересно: Пещерный монастырь Вардзиа, памятник грузинского зодчества
Церковь Святого Франциска Ассизского
Исследовательскую станцию Эсперанcа, где расположена церковь Святого Франциска, аргентинцы считают своим самым южным городом, хотя больше, чем на небольшую деревушку она не тянет. Это одно из тринадцати аргентинских поселений на континенте.
Кроме церкви, здесь еще есть постоянная школа, музей, бар и больница с родильным отделением, в котором даже родилось несколько аргентинцев.
Примечания
- ↑ 123
[www.southpolestation.com/trivia/history/chapel.html История основания и восстановления Церкви Снегов] (англ.). - [www.wn.catholic.org.nz/departments/pastoral-services/wel-com/wel-com-articles/1394 Erebus — a chaplain reflections on a memorial 30 years on] (англ.) — статья в издании Wel-Com
архиепархии Веллингтона и епархии Палмерстон-Норта. - [www.flickr.com/photos/emilywampler/397582480/ Фотография потира и некоторые данные о нём] на Flickr
. - ↑ 12Nicholas Johnson.
[books.google.com/books?isbn=1459617495 Big Dead Place: Inside the Strange and Menacing World of Antarctica]. — Los Angeles:
Feral House
, 2011. — P. 309-314. — 566 p. — ISBN 9781459617490.. - [anglicantaonga.org.nz/News/TIKANGA-PAKEHA/Chapel-returning-home-to-Lyttelton Chapel returning home to Lyttelton]. Anglican Taonga. Проверено 13 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DVm42zdZ Архивировано из первоисточника 8 января 2013].
- [www.historic.org.nz/TheRegister/RegisterSearch/RegisterResults.aspx?RID=1929&m=advanced St. Saviour’s Anglican Church (Former)
] (англ.) в регистре
St Saviour’s Anglican Church (Former)
.
Часовня Святого Ивана Рыльского на острове Ливингстона
Православная церковь, построенная при болгарской полярной станции, основанной четырьмя исследователями в 1988 году.
Несмотря на аскетизм, здесь даже есть настоящий колокол, подаренный бывшим вице-премьером Болгарии, который когда-то работал на станции доктором.
Чилийская часовня Santa Maria Reina de la Paz
Возможно, это единственная церковь в мире, сооруженная из грузовых контейнеров. Расположена в самом крупном гражданском поселении Антарктиды, Villa las Estrellas. Здесь круглогодично живут семьи работников военной чилийской базы, к которой и относится поселение. На зимовку здесь остаются до 80 человек, летом — 120. Еще в поселке есть школа, хостел, почтовое отделение и банк.
Часовня Пресвятой Девы Лухан
Часовня расположена на еще одной аргентинской антарктической станции Марамбио. Во времена строительства, здесь был первый в Антарктиде аэродром, и до сих пор он используется очень часто. Благодаря этому, станцию называют «воротами в Антарктиду».
Еще одна церковь, заслуживающая внимания, но расположена она не в самой Антарктиде, а неподалеку, за Южным полярным кругом.
Православие в Антарктиде
Поделиться
Храм Святой Троицы в Антарктиде. Фото: иеромонах Гавриил (Богачихин).
Бывает, встречаешь людей, которые уверены, что Православие — религия, которая географически довольно ограничена. То есть Православие присутствует в совсем небольшом количестве стран. Насколько же удивляются эти люди, когда узнают, что православные христиане живут не только в России или, например, Сербии, а что их довольно много и в США, и в странах Западной Европы, и в Южной Америке.
С недавнего времени Православие присутствует на самом юге нашей планеты — в Антарктиде. Когда-то этот материк считался абсолютно мертвым. Но с развитием системы полярных станций на Антарктиде появилось население. Пусть оно и состоит сплошь из ученых-полярников и прочих сотрудников станций. Тем не менее, эти люди проводят в Антарктиде месяцы, а иногда годы.
Русская Церковь решила не оставлять этих людей без духовной поддержки. С начала 90-х годов 20 века стали вестись разговоры о том, чтобы на Антарктиде появился православный храм. Но переход к конкретному исполнению этих планов состоялся только в 2002 году, когда произошло освящение места под строительство православного храма на острове Ватерлоо, близ российской полярной станции “Беллинсгаузен”. Храм был задуман деревянный. Изготовили его алтайские мастера. Они его сначала собрали, а затем для удобства перевозки разобрали.
В таком разобранном виде храм перевезли сначала в Калининград, а оттуда кораблем доставили уже на Ватерлоо. Собрали храм и освятили в честь Святой Троицы в 2004 году.
Антарктический храм является теперь подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Именно из этого древнейшего русского монастыря в Антарктиду ежегодно отправляются монахи-священники для совершения богослужения в храме Святой Троицы.
Обычно едет один священник-монах и один его помощник. Проводят в Антарктиде они ровно год. Затем им на смену приезжают новые служители. Живут насельники Лавры в специальном домике, рядом с храмом.
Мне удалось пообщаться с одним из священников, проведших в Антарктиде год. Когда я спросил, что было самым сложным для него за это время. Он неожиданно ответил — отсутствие цветов. Здесь в России мы привыкли к цветовому многообразию, не замечаем и не ценим его.
В Антарктиде человек видит всего три цвета — белый, серый и черный. Там нет растительности, там почти всегда облачно и потому не видно небесной синевы.
Антарктида — это еще и постоянная статика. Без нужды на улицу там не выйдешь (постоянно дует сильный ветер), потому за окном нет привычного нам движения. Как сказал мне тот монах, он никогда не думал, что приход пингвина будет восприниматься им как праздник.
Но несмотря на все трудности, этот монах еще несколько раз возвращался в Антарктиду, потому что именно там он ощутил, что такое настоящее уединение и насколько сильной может быть молитва человека среди белых просторов самой южной территории Земли.
Церковь китобоев
Эта норвежская лютеранская церковь была построена в китобойном поселке Грютвикен, Южная Георгия, в 1913 году.
Церковь построили сами моряки, и это единственное сооружение в поселке, которое используется по своему первоначальному назначению. Сама китобойная станция была заброшена в 1966 году.
Во время «расцвета» станции здесь жили и работали до 300 человек одновременно. Заброшенный кинотеатр:
Также интересно: Зиккурат Дур-Унташ, или Чога-Занбиль: Храм забытого бога
Популяция китов вокруг Южной Георгии неустанно сокращалась, до тех пор, пока станция не была закрыта. По сей день в окрестностях поселка можно встретить кости животных, проржавевшие остатки судов и заводов, по переработке китового жира.