История появления Некрополя
Появление некрополя или могильника, в древнем Риме и более поздним периоде, связывают с требованием городских властей, предписывающих производить захоронения только за пределами городских стен.
Подобные требования были продиктованы наличием опасности распространения чумы, появлявшейся время от времени в разных районах Италии.
Первоначально это было языческое захоронение, возраст которого составлял более двух тысяч лет.
Причиной особого внимания к этому месту, стало наличие могилы Святого Петра, который после своей мученической смерти в 64 году нашей эры был похоронен в этом месте.
Несмотря на законы, защищающие Некрополь, первый христианский император Константин 1 Великий (306-337) –планировал построить базилику на месте последнего упокоения Святого Петра.
Он велел провести раскопки в этом районе, приказав сохранить гробницу Святого Петра. Остальная часть Некрополя была погружена в почву и мусор во время строительства и в значительной степени забыта.
Некрополь Ватикана не следует путать с гротами Ватикана, последние из которых возникли в результате строительства церкви Святого Петра и расположены на первом этаже старой Константиновской базилики.
Знаковая стена
Но какое же таинственное место потребовалось обносить стеной высотой более двух метров? Ограждение было испещрено письменами религиозной направленности, за что ученые-археологи прозвали ее «стеной знаков». Исследователям удалось выстроить следующую последовательность событий:
- В 67-м году святой Петр был казнен по приказу императора Нерона;
- Примерно через 15-ть лет христиане купили землю, на которой располагалась могила апостола, и соорудили вокруг нее стену из камня;
- Спустя столетие, вокруг захоронения построили еще одно заграждение.
Нужно отметить, что почва, на которой возведен собор Святого Петра, отличается скверным качеством – она сырая и заболоченная. По этой причине массивное здание пришлось возводить на сваях, на несколько метров уходящих в грунт. Археологи довольно тщательно изучили «огороженное место», однако останки апостола так и не были найдены. Впрочем, для большинства верующих это обстоятельство не имеет особого значения.
Существует версия, что мощи святого Петра тайно переправили в сан-себастьянские пещеры (Испания) во время преследований христиан, происходивших в 258 году. Согласно этой гипотезе, позднее, когда при власти находился император Константин, мощи апостола были возвращены на территорию Ватикана и надежно сокрыты в одном из многочисленных тайников.
Раскопки и поиски могилы Святого Петра
Первые раскопки Некрополя начались по инициативе папы Пия XII в 1940-х, и заняли более 8-ми лет.
Целью поисков была могила Святого Петра, считалось что находится она непосредственно под одноимённым собором.
Собор Святого Петра в Риме расположен на огромном участке земли, который древние римляне называли Цирком Нерона, Нерон использовал свой частный цирк как для личных, так и для общественных развлечений, таких как убийство христиан, одним из которых был апостол Петр.
Рисунок Цирка Нерона (Пьетро Санти Бартоли, 1699).
На площади более 300 000 человек.
Спустя восемь лет раскопок, анализов и исследований в рождественском послании папы Пия XII от 23 декабря 1950 года мору сообщили сенсацию, о том, что гробница Петра была найдена: “Мощи святого Петра были идентифицированы таким образом, который мы считаем убедительным”.
Другой Папа, Иоанн Павел VI, подтвердил это открытие 18 лет спустя, 26 июня 1968 года: “Мы считаем, что можем сделать это радостное объявление….мы правы, полагая, что несколько, но священных останков смертных были найдены, останки князя Апостолов, Симона, сына Ионы, рыбака, которого Христос назвал Петром”.
Позже, в 2003 году, во время строительства автостоянки была обнаружена большая часть Некрополя. Гробницы под Ватиканом расположены в 22 мавзолеях и ведут прямо к знаменитому сектору P.
Считается, что именно здесь в гробнице Святого Петра похоронен апостол Петр.
Под папским алтарем исповеди в базилике Святого Петра есть грубая кирпичная гробница (ниже).
На одном граффити на задней стороне этой оригинальной гробницы есть древняя надпись: Петр…эн…, “Петр здесь”.
Вход в гробницу под алтарём.
Это место находится под землей, однако находится прямо под алтарем всемирно известной базилики Святого Петра.
Три года спустя, в 2005 году, археологи Ватикана объявили, что они идентифицировали гробницу апостола Павла.
В июне 2009 года Папа Бенедикт XVI, он же Джозеф Алоизиус Ратцингер, объявил, что углеродные испытания фрагментов костей, найденных в мраморном саркофаге, датируются 1 веком нашей эры.
План Ватиканского некрополя.
Что может быть более важным местом во всем Ватикане, чем предполагаемое место последнего упокоения Святого Петра? Не столь знаменитая, как музеи, Базилика или Сикстинская капелла, экскурсия по некрополю Ватикана стоит своих денег.
Это эксклюзивный опыт, вход только по специальному разрешению.
Кроме того, условия внутри Некрополя подходят не для всех. Например, это немного вызывает клаустрофобию, поэтому подобная экскурсия подходит не для всех.
Поиски могилы Святого Петра продолжаются!
шутка
Входные билеты в некрополь Ватикана
Специальные посещения некрополя под базиликой, где находится гробница Святого Петра, возможны только после специального разрешения, время от времени выдаваемого “Фабрикой Сан-Пьетро”. Визиты организуются в соответствии с графиком, установленным Управлением раскопок.
- В целях сохранения этого исключительного исторического и археологического объекта, а также из-за ограниченного пространства вокруг почитаемой гробницы апостола Петра, вход разрешается только около 250посетителям в день.
- Группы состоят примерно из 12 человек и в зависимости от языка.
- Допускаются только те, кому исполнилось 15 лет и старше – никаких исключений сделано не будет.
- Каждую группу сопровождает гид.Экскурсия с гидом длится около полутора часов.
Условия окружающей среды под землей будут другими, с возможным повышением температуры и влажности.
Тем, кто страдает специфическими и серьезными физическими проблемами, которые могут быть вызваны этими состояниями, включая клаустрофобию, не следует посещать их.
Веб-сайт Scavi обещает принять все запросы при условии, что в запрошенном временном интервале будет достаточно места. Смотрите здесь на официальном сайте более подробную информацию о том, как подать заявку.
Стоимость билетов 13 евро и включают полную экскурсию с гидом! Скидок нет.
Рекомендации и полезные советы по посещению Некрополя Ватикана
Главный совет! Билетов мало, и они бронируются иногда за несколько месяцев до этого. Если вы не смогли приобрести разрешение с билетом, все равно приходите и спрашивайте, бывают отказные билеты. Вам может повезти!
Важная информация о некрополе Ватикана:
- Обратите внимание на эти правила – это священное место, поэтому к нему нужно относиться соответственно.
- Подходящая одежда – без юбок, шорт или голых плеч
- Важно для семей – никого младше 15 лет не пускают!
- Рюкзаки не допускаются
- Не подходит для тех, кто страдает клаустрофобией
- Не подходит для тех, кто страдает от проблем, вызванных влажной атмосферой
Часы работы некрополя Ватикана
Открыт с понедельника по пятницу с 9 утра до 5 вечера. По субботам до 6 вечера
Как добраться до некрополя Ватикана?
До Ватикана можно добраться на многих различных видах транспорта.
Вход в некрополь Ватикана находится на площади Святого Петра, прямо под базиликой.
На Метро, поезжайте по линии А до Оттавиано-С. Pietro. Прогулка до Ватикана займет всего несколько минут
На автобусе, маршруты 64 и 62 останавливаются прямо в Ватикане.
На поезде железнодорожный вокзал Сан-Пьетро расположен примерно в 10 минутах ходьбы от Ватикана.
Завершение и немного интересного
P.S. Если вас интересует экскурсия по некрополю Ватикана, то вам лучше побыстрее приступить к ней, чтобы не пропустить свой шанс!
Все ли папы похоронены в Ватикане? Большинство из них, да. Но есть также папские гробницы в главных церквях Рима, как и в других церквях по всей Италии.
В чем разница между кладбищем и некрополем? Кладбища-это места, где похоронены умершие, в то время как некрополь-это своего рода большое кладбище, но обычно его можно найти в местах, погруженных в историю, или в древних городах.
Святые апостолы Петр и Павел. Картины
Известные живописцы, такие как Эль Греко (1541–1614 гг.), В.Л Боровиковский (1757–1825 гг.), Н.Н. Ге (1831–1894 гг.) и другие в своих произведениях изображали апостолов Петра и Павла.
Апостолы Петр и Павел, Эль Греко. Между 1587-1592 гг.
Святые апостолы Павел и Иоанн. Боровиковский Владимир Лукич. 1770-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Апостол Петр. Ге Николай Николаевич. 1863 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры
Апостол Петр. Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия
Апостол Петр. Иван (Джованни) Витали. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент
Апостол Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим
Петр Могила
[1] [2] [3]
Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем… Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры…
Могила был вряд ли не самым сильным и властным из западно-русских церковных деятелей XVII-го века. У него был подлинный державный пафос, умение и охота властвовать и побеждать. Сын молдавского господаря, «воеводич земель молдавских», он и в звании Киевского митрополита оказался всего скорее господарем, правителем скорее, чем пастырем…
Точно не знаем, где учился Могила. Всего вероятнее, что в Замойской академии. Во всяком случае, воспитан он был вполне в западном, т. е. в польском духе. Μ. б., на короткое время побывал он и в Голландии. Это был убежденный западник, западник по вкусам и привычкам. После смерти отца опекунами Петра Могилы были известный канцлер Ст. Жолкевский, а потом гетман Ходкевич. У Могил вообще были крепкие и родовые связи в польском аристократическом обществе. Сочувствие и содействие польских магнатов впоследствии не мало помогло Могиле в его начинаниях…
В очень и очень молодые годы Могила оказывается Печерским архимандритом, — по-видимому, именно для этого он вообще и поступил в Лавру; кандидатура его в архимандриты была подсказана Польским правительством. И сразу же Могила стал действовать по своему. Всего яснее и резче это сказалось в устроении Лаврского училища. По замыслу Могилы это должна была быть латино-польская школа. И Могила создавал ее не только рядом, но и в противовес уже существовавшему Братскому и славяно-греческому училищу. Потому так и встревожились в Киеве. «От неученых попов и казаков велие было негодование: на што латинское и польское училище заводите, чего дотуду не было, и спасались. Было хотели самого Петра Могилу и учителей до смерти побити, едва их уговорили». Так рассказывает современник (Сильвестр Коссов). Из этого столкновения и спора победитетем вышел Могила. Братчикам пришлось признать его «старшим братом, опекуном и фундатором того святого братства, обители и школ», и передать братское училище в его ведение. Братская школа растворилась во вновь заведенной, в новой латино-польской «коллегии», которая и была вскоре перемещена из Лавры в Братский монастырь…
Программа этой новой школы была взята из иезуитских школ. И для преподавания были привлечены и вызваны в Киев латинские выученики, — Исаия Трофимович Козловский, первый ректор Киевских школ, и Сильвестр Коссов, первый префект, оба учились, по-видимому, в Люблинской иезуитской коллегии, а потом в Замойской академии (м. б., и в Вене, в Цесарской академии). Одновременно была учреждена «коллегия» и в Виннице (несколько позже была перенесена в Гощанский или Гойский монастырь на Волыни). Можно догадываться, что у Могилы был план раскинуть по всему краю сеть латино-польских школ для православных, создать нечто вроде церковно-учебного ордена, с Киевской коллегией или «академией» во главе (срв. «Пиарский» орден, Ordo piarum scholarum)…
Могила и его сподвижники были откровенными и решительными западниками. Они стремились объединить русских и не русских за единой культурной работой, в единой психологии и культуре…
И та глухая, но очень напряженная борьба, которую мы все время наблюдаем вокруг всех начинаний и предприятий Могилы, означает именно эту встречу и столкновение двух религиозно-психологических и религиозно-культурных установок или ориентаций, — западнической и эллино-славянской…
Могила не был одинок в своих замыслах и затеях. У него было много друзей, — это было новое поколение, прошедшее западную школу, для которого именно Запад, а не восток был своим. И были поводы подозревать, что это западничество есть своеобразное униатство, скрытый романизм. Во всяком случае, представители этой западнической ориентации все снова и снова сговаривались и совещались с униатами, в расчете создать такой компромисс, на котором могли бы согласиться обе спорющие стороны. Не раз выдвигался план соединить униатов и «дизунитов» под властью особого и единого западно-русского патриарха, который был бы сразу в общении и с Константинополем, и с Римом. И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома. Рутский считал, что он вполне «расположен» к Унии. Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее преданиe. Для него стоял только вопрос юрисдикции. И в решении этого вопроса решающими были мотивы тактики и политики церковной, мотивы «успокоения», т. е. Церковно-политического мира и благостояния, даже благосостояния и благоустройства. Здесь все казалось условным, все могло быть условлено и обусловлено…
Не случайно был Могила близок с Мелетием Смотрицким, в годы его восточной «перегринации». И у Смотрицкого были основания ожидать сочувствия и содействия от Могилы и от самого митрополита Иова Борецкого в его униональных планах. Смотрицкий был одним из архиереев Феофановского посвящения. В историю общей культуры он входит как автор «грамматики славянския», очень замечательной для того времени (1619). Свою церковную деятельность он начал, как ярый боец против Унии. Достаточно о θρήνος to jest Lament (1610), — книга написана с большим возбуждением и остротой. Позже у Смотрицкого возникают какие-то сомнения, в связи с доктринальными разногласиями в среде православных полемистов. Он отправляется на Восток. На пути в Константинополь он совещается в Киеве с Митрополитом и получает его согласие и благословенье просить у патриарха отмены братских ставропигий. Встреча с Кириллом Лукарисом не успокоила, но еще более смутила Смотрицкого, — он прочел в Константинополе его известный катихизис. «Из краев восточных» он возвращается с намерением добиваться соглашения с униатами. В начавших переговорах принимают живое участие и Могила, и митрополит Иов. С полным доверием, как единомышленникам, Смотрицкий посылает им свою «Апологию» (Apologia peregrynacyi do krajew wschodnick, Derm. 1628) и не встречает как будто возражений. На соборном совещании в Гродке весной 1628-го года соображения Смотрицкого о разностях между Римом и Востоком были приняты со вниманием, и снова без возражений. Обострение на осеннем соборе 1628 г. в Киеве, когда Смотрицкому пришлось принести формальное покаяние и отречься, было вызвано во всяком случае не Могилой и не митрополитом, — они сами подпали под подозрение. «Апология» же была тогда сожжена публично. Разошлись Могила и Смотрицкий в образе действий, не в образе мысли, — при том не без стороннего давления; униатские авторы говорили о «страхе казаков»…
В очень двусмысленной обстановке совершилось и вступление Могилы на Киевскую митрополию. В апреле 1632 г. умер Сигизмунд III. Православным удалось воспользоваться королевской элекцией для того, чтобы провести на сейме «Пункты успокоения религии греческой», и получить на них согласие нового короля Владислава. Это было очень чувствительное приобретение, как бы ни были впоследствии практически урезаны эти «пункты» 1632 года. В частности, было разрешено заместить епископские кафедры, в том числе Киевскую. Здесь была явная двусмысленность. Ибо в действительности все кафедры были заняты, епископами Феофановского посвящения. Польский закон их не знал и не признавал. Ведь в свое время эти поставления были совершены тайно, без всякой публичности и огласки, как бы крадучись, в ночное время, в неосвященном храме, чтобы не помешали. Впрочем, на деле польская власть как будто примирилась с совершившимся фактом. Но теперь и с православной стороны не было сделано никакой попытки легализовать уже существующую иерархию. Напротив, все прежние епископы должны были оставить свои кафедры и сдать их новым «упривилегованным» избранникам. Не потому только, что они были нелегальными, не имели королевского утверждения. Гораздо важнее другое. «Привилегий» добились теперь представители противоположной церковно-политической ориентации, и они вовсе не имели интереса закреплять легализацией положение своих противников. В сущности, «восстановление» православного епископата на основании «пунктов» 1632 года было упразднением и отменой Феофановой иерархии… В спешном порядке (и при том самими сеймовыми депутатами, а не на местных епархиальных собраниях) были выбраны новые епископы, и утверждены королем. Могила был избран митрополитом, и князь А. Пузина в Луцк, — оба принадлежали к полонофильской аристократии, и оба участвуют в ближайшие годы в униональных переговорах и сговорах, вместе с Адамом Киселем… Могила не расчитывал на мирный прием в Киеве. Ведь в Киеве был митрополит. Это был Исаия Копинский, в свое время рукоположенный патр. Феофаном в Перемышль и переизбранный в Киеве после смерти Борецкого. По-видимому, Могила уже сталкивался с Исаией, по вопросу о заведении латинской коллегии, еще раньше во время переговоров со Смотрицким… Поэтому хиротония Могилы была назначена во Львове; совершал ее, кажется, волошский митрополит. В то же время Могила просил патриаршего утверждения, Кирилл Лукарис дал ему и звание «экзарха святаго апостольскаго Константинопольскаго трону». С таким двойным авторитетом «упривилегованнаго» митрополита и патриаршего экзарха, Могила явился в Киев. У него было здесь не мало единомышленников. Но ему пришлось выдержать и очень неприятную борьбу со своим «деградованным» предместником, которого нужно было удалять не только силой, но именно прямым насилием. Спор и борьба продолжались и дальше. Это не был только спор о власти, это был именно спор об общей церковно-культурной и церковно-политической ориентации. Исаия, человек простой и сильной веры, отчасти напоминает Вишенского. Он весь в преданиях восточного богословия и аскетики, и ко «внешней мудрости» относился весьма недоброжелательно и недоверчиво. «Ин бо есть разум мира сего, ин же духовен. Духовного бо разума от Пресвятого Духа учишася вси святии и просветишася яко солнце в мире. Днесь же не от Духа Свята, но от Аристотеля, Цицерона, Платона и прочих языческих любомудрцев разума учатся. Сего ради до конца ослепоша лжею и прельстишася от пути правого в разуме. Святии заповедей Христових и умного делание учишася, сии же точию словес и глаголаний учатся; внутрь души мрак и тма, на языце ж вся их премудрость»…
Это сразу и о латинянах, и еще больше о новой ориентации православных…
«Алфавит духовный» Исаии Копинского (или «Лестница духовного по Бозе жительства») и «Православное Исповедание» Петра Могилы, — это очень показательная антитеза. И в этом источник споров о власти… В звании митрополита Могила с новой настойчивостью продолжал осуществлять свою церковно-культурную программу. Это была деятельность организатора прежде всего. И она привела к осязательным результатам. Всего важнее, конечно, организация школы. Очень важно было и составление «Православного Исповедания» по латинским источникам и в противовес исповеданию Кирилла Лукариса. Возобновилась и работа по пересмотру и изданию богослужебных книг. Здесь прежде всего нужно назвать Λίθο, изданный под псевдонимом Евсевия Пимена в 1664-м году. Это был ответ перешедшему в латинство Кассиану Саковичу в защиту восточного обряда и православного богослужения вообще. Здесь собран большой литературный материал, преимущественно из латинской литературы. В 1646-м году вышел знаменитый требник или «Евхологион», в котором отдельные чины и последования сопровождаются пояснительными статьями. Эти статьи взяты обычно z lacinskiey agendy, т. е. из римского «Ритуала» папы Павла V-го. Отсюда довольно острая латинизация обряда, — на это обращали внимание даже униаты. Впрочем, не Могила первый начал эту латинизацию, — латинские литургические мотивы и идеи усваивались уже и раньше, и усваивались постепенно. Могила выделяется только своей настойчивостью и последовательностью. По-видимому, у Могилы в руках был хорватский перевод, «Ритуала», сделанный далматинским иезуитом Кассичем (изд. в Риме, 1637). Это позволяет и все его предприятие связывать с иллирийским униатством (откуда приходит позже Крижанич)…
[1] [2] [3]
Петропавловские храмы и монастыри
Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла. Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140—1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.
Храм апостолов Петра и Павла на Городянке в Смоленске. Построен в 1146 г.
Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Ее строительство велось в 1185—1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Великий Новгород
Еще одна церковь — храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.
Храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках. Великий Новгород
Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.
Храм Петра и Павла на Славне. Великий Новгород
В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь, в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.
На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.
Собор Петра и Павла в пос. Повенец. Рисунок из журнала «Всемирная Иллюстрация»
В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища — Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.
Храм Петра и Павла в Пскове
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм бывшего Сироткина монастыря в Пскове. Храм датируется XV — второй четвертью XVI вв. Архитектурное решение постройки весьма интересно: типично-псковское в целом, оно оригинально по композиции, включающей в себя разнообразные и разновременные постройки. Древний четверик с примыкающей к нему с востока довольно широкой апсидой нанизывает на свою ось с запада — притвор, трапезную, колокольню, вытягиваясь в линию. С севера, по всей длине этой линии, к храмовому комплексу примыкают более поздние пристройки: придел во имя Успения Пресвятой Богородицы, за ним — три помещения по той же оси «восток-запад», соответствующие размерам трапезной и притворов основного храма; большая апсида придела (близка по пропорциям алтарному полукружью древней церкви — редкий в Пскове пример 2-частной системы уравновешенного плана). Сдержанные высотные акценты колокольни со шпилем и луковичной главы также взаимно уравновешены. Декор южного фасада уникален: кресты из печных поливных изразцов. Украшение барабана главы бегунцом и поребриком — типично псковское. После упразднения монастыря в 1764 году Петропавловский храм был передан в бессрочное пользование Псковской Епархии РПЦ.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла бывшего Сироткина монастыря в Пскове
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм на острове Лычный оз. Сандал Кондопожского района Республики Карелия. Храм был построен в 1620 году. По данным 1831 года, на Лычноостровском погосте стояли две церкви и колокольня. За свою долгую жизнь церковь Петра и Павла значительно меняла свой облик. Так, например, в середине XVIII века вместо сеней поставили трапезную с новыми сенями. Тогда же основной объем церкви был дополнен вторым восьмериком. В последующие годы первоначальный вид памятника был восстановлен не полностью: нет колокольни с крытым переходом в церковь. Во 2-й половине XVII в. — 1-й половине XVIII в. было надстроено шатровое завершение, позже сооружены отдельно стоящая шатровая колокольня и новая трапезная, стены обшиты тесом. В 1872 году колокольня была передвинута к храму. В годы гражданской войны пострадала в ходе боевых действий, разрушен шатер, позже сломана колокольня. В 1951-1956 гг. отреставрирован в формах XVIII века. В 2003-2004 гг. было проведено укрепление конструкций сжимами.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на острове Лычный оз. Сандал Кондопожского района Республики Карелия
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм в Повенецком городском поселении Медвежьегорском районе Республики Карелия. Храм был сооружен в 1600 году. Из статьи «Трехсотлетний юбилей первого Повенецкого храма» в Олонецкой Епархальной ведомости №№ 13-14 за 1900 г.: «… построенъ былъ Повѣнецкiй храмъ, — строителемъ котораго, какъ гласятъ записи в клировых вѣдомостяхъ Повѣнецкаго собора, был схимонахъ Аноимъ и новгородские купцы». Храм был разрушен в годы Великой Отечественной войны.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Повенецком городском поселении Медвежьегорского района Республики Карелия
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен собор в п. Селижарово Тверской области. Каменная церковь Петра и Павла возведена не ранее конца XVI столетия как трапезная Троицкого Селижаровского мужского монастыря. Поэтому при храме находились хлебная, поварня, погреба, сушило, квасоварня, казенная, келарская и подвалы. Петропавловская церковь с Гурьевским приделом размещалась на втором этаже двухэтажного сооружения — прототипа Грановитой Палаты Московского Кремля. В 1762 году был расширен алтарь и перестроены оконные проемы здания. В 1930-х годах храм был закрыт и разорен, помещение было перестроено под магазин. Верующим храм был возвращен в 1992 году.
Собор во имя святых апостолов Петра и Павла в п. Селижарово Тверской области
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины. Первые же документальные свидетельства о Петропавловской церкви относятся к концу XVI века. Есть сведения, что в 1591 году этой церкви был принесен в дар дом каменецким мещанином Иваном Селецким. Каменная, трехмастная, трехконховая церковь имела башню над бабинцем. В интерьере сохранились фрагменты фресок XVI века. В период турецкого господства церковь святых Петра и Павла была отдана римо-католикам для совершения своих богослужений. В XVIII веке Петропавловская церковь была униатской. В 1795 году церковь была возвращена РПЦ.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины
Апостол Павел
Читая послания святого апостола Павла, трудно поверить, что он никогда не видел Господа в Его земной жизни. Известно, что Савл (таково еврейское имя святого) родился в городе Тарсе, в Малой Азии, получил прекрасное образование и был ревностнейшим фарисеем. Всю жизнь он каялся в том, что был гонителем христиан, и говорил о себе, что Господь явился ему на пути в Дамаск как некоему извергу (1 Кор. 15,
Его чрезвычайно напряженное проповедническое служение началось вскоре после обращения и продолжалось около четверти века. Лучше всего рассказал о своих трудах сам апостол во Втором послании к Коринфянам: Я …[был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.(23-27) <�…> Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 23-27; 28-29).
Четырнадцать посланий, написанных апостолом Павлом, стали частью Нового Завета, в них происходит дальнейшее раскрытие и разъяснение евангельского учения. Послания, написанные для укрепления в вере новообращенных христиан, членов основанных апостолом церквей, отличаются необыкновенной яркостью, самобытностью и глубиной богословской мысли. Пламенный голос святого Павла часто звучит за богослужением: все его послания вошли в состав апостольских чтений за Божественной литургией.
Известно, что в Рим Павел прибыл впервые в 62 г.: он был отправлен сюда на суд кесаря после того, как иудеи Иерусалима воспротивились его проповеди. Но в Риме апостол был освобожден, принимал всех, приходивших к нему проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно (Деян. 28, 30-31). Здесь в 63-64 гг. были написаны послания к Филиппийцам, к Колоссянам, к Ефесянам и к Евреям. Есть сведения, что в течение последующих нескольких лет апостол Павел посетил Крит, Малую Азию, Испанию и по возвращении в Рим вновь был заключен в узы. Последние девять месяцев своей жизни он провел в темнице.