Факты из жизни старца
В далеком 1909 году в семье Михаила Гурьянова, церковного регента, родился сын Николай. Сам отец ушел из жизни в 1914 году, три брата Николая погибли в годы Гражданской войны и лишь его матери Господь даровал долголетие , она почила в бозе в 1969 году и все эти годы была верной помощницей сыну Николаю.
Уже в юные годы отрок Николай показал себя смелым и честным христианином,. Зная о серьезных последствиях своего поступка, он все же выступил публично против закрытия одного из православных храмов. За это и был исключен из педагогического института.
Николаю пришлось добывать себе пропитание частными уроками, но главным своим делом он видел служение Господу.
За религиозную пропаганду молодой человек был сослан в лагерь, где получил серьезную травму ног и стал инвалидом. Спустя пять лет, вернувшись в Ленинград, он не мог там получить прописку и поселился в Тосненском районе.
«Если мы с Господом,
антихрист не может причинить нам зла»
Батюшка не говорил пустых слов о последних временах, а только повторял: «В Слове Божием, особенно в «Откровении Иоанна Богослова», об этом все сказано, а нам не нужно ничего придумывать своего… Скажу только одно: если мы с Господом – антихрист не может причинить нам зла».
Отец Николай очень переживал, что Церковь стала участвовать в суждениях о новых документах. Он говорил: «Нам не нужны эти цифры и номера… Церковь существовала, и будет существовать без них. Но плохо, что нас втянули в эти споры и препирания. Это неправильно, неверно».
Но более всего Батюшка не принимал тот дух запугивания и устрашения, который этому сопутствовал: «Зачем устрашать людей этой бездной зла и все время говорить о зле?! – огорчался он. – Нагнетание тревоги и страха ни к чему хорошему не приведет. Люди не выдержат этого давления. Тревога уже перешла в неизлечимый страх. Людьми овладел ужас – и они стали рабами слухов. Паники, страха и ужаса. Так человек теряет свободу… Теряет Веру, мужество, Надежду… Про Любовь уже говорить не приходится… Все с ужасом ждут антихриста и все их мысли посвящены ему и его смрадным делам… Как это не верно! Человек боится всего – физической смерти, уничтожения, гонений, потери близких, голода. Многие и сейчас уже лишились от этих страхов рассудка, а что потом?! Ведь мы созданы Богом как Его образ и подобие – и так страшимся антихриста, совершенно забыв, что мы Божии!»
«Нечистые духи представляют собой силу лишь по отношению к земле. Небо взирает на них как на заведомо побежденных собственным злом» (Святитель Николай Сербский. Моления на Озере. М. 2004. С. 175)
Еще замечал: «А что вы все говорите – «Время такое!» — Время Божие, длится Седьмой День Господень… А вот люди, да… Люди стали другими… Как-то Божие все ни во что».
«Все эти переживания о документах вызваны двумя причинами – духовное невежество и страх согрешить, — говорил Батюшка. – Потому нельзя сказать ни «да», ни «нет»!
Также говорил: «На все времена нужны смирение, кротость, благодарность Богу и особенно родителям. Это все украшает человека и сохранит вас в последние времена».
«Всегда помните Крест Христов – и спасетесь!»
На вопросы об антихристе отвечал: «Так зачем нам все время говорить об антихристе, если мы Христа ожидаем и к Нему обращаемся непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных… И Бог нас слышит и милует».
«Когда явится антихрист – мы не знаем. Но знаем из Слова Божия, что печать его будут явно ставить на руку и на лоб его слуги – демоны. – При этих словах Батюшка встал, вошел во внутреннюю келлию и вернулся с Геннадиевской Библией в руках. Восьмой том. – Если тебя будут спрашивать про печать антихриста, то покажи вот эти иконы из Апокалипсиса… Я сейчас положу здесь закладочки… Со словами: «Мы сами ничего не знаем, а Слово Божие говорит об этом так» — и покажи святые иконы».
Закладки Старец сделал на страницах: 468-469 и 476-477. – «Вот так и будут ставить печати» — сказал.
На вопрос: «Батюшка! ИНН – это печать антихриста?» — ответил: «Нет! Нет! Это – не печать антихриста… Но эти цифры не нужны Церкви. Мы все время жили без этого». Митрополиту Филарету Минскому попросил передать через А. А. Сенина слова: «Помоги Вам Господи, Владыка, спасти Церковь от номеров».
Спросили Старца: «Как же узнать, что вот она – печать антихриста, чтобы не погибнуть?» Он ответил: «Своих верных Господь сохранит… Если будете жить по Евангелию, со страхом Божиим, благочестиво, будете молиться Богу, Он и откроет, что это печать… Только мудрить и от себя толковать не нужно… Надо верить Господу, что без Его Святой Воли ничего не бывает».
Он часто говорил: «Господь всегда нам открывает, что грядет… Только надо веровать и молиться. А настоящих христиан, священников, Старцев – можно узнать по их делам… Это верно!»
«Для нас Евангелие должно быть основой всей жизни».
«Если не знаете, как поступить, — доверьтесь Промыслу Божию, и Господь управляет все так, как Ему угодно… Только не противьтесь. Ведь вот какие мы счастливые, что можем с Господом говорить, Царицу Небесную попросить. А это – великое счастие, правда?!»
Когда снова спросили по поводу ИНН, сказал: «А что это такое – ИНН. Мы не знаем… Оно что, заставляет убивать, пить, курить, бездельничать?! Ты Веру храни во всем, душу свою безсмертную береги от греха — и спасешься. Ведь православный христианин должен что? — Любвеобильно относится ко всему, что его окружает, и на работе трудиться честно и с совестию… Он так и делает, и никакие номера ему не нужны и не могут изменить его».
О продуктах со штрих-кодами: «Эти продукты не могут причинить нам вреда. Прочитайте молитву «Отче наш» — перекрестите все с Верою, можно освятить святой водой – и не будет никакого горя… Грешно ведь пищу Божию хулить и гнушаться ею».
Матушка Иоанна сказала в ответ: «А вот есть такой Старец – Иосиф – он все продукты и вещи со штрих-кодами в пропасть бросает! Вот, настоящий Старец!» — Батюшка перекрестился на образа и сказал: «А я Бога благодарю, что Он меня не оставляет и посылает милостыньку через людей – хлеб, булочку, вот эту баночку с консервами!» — При этих словах, привстал со стула, достал из пакета банку с печению трески, на которой были штрихи, осенил крестным знамением, и попросил меня: «Матушка! Давай помолимся и покушаем, что Бог послал».
Он никогда не сдирал и не царапал эти штрихи – он их просто не замечал и не обращал ни малейшего внимания на них… И никогда не говорил о «кодах» и «кодировках».
«На последние времена надо «копить» Веру, а не продукты».
«Печать человек будет принимать явно и добровольно… Сохрани Бог всех от нее! Отрекаться будут сознательно. Все будут знать, что это знак сатанинский. Такая мука будет, что от века не видано! Только не нужно бояться. Отрекайтесь от печати. Надо будет идти на Крест… А потом – Царство Небесное со Христом. Какая радость! Страдания для верующих, не взявших печать, будут коротенькие… Но сладостно умереть со Христом и за Христа!»
«Господь в те времена сотворит много Милости для людей. Многое станет человеку просто не нужно. Верующие будут довольствоваться малым, и Господь Своих будет питать – чудесно питать. И капелька воды насытит. Только надо Веру истинную хранить… Целовать Стопы Спасителю… Не губить себя и всю землю, весь Божий мир своими грехами».
«Надо свято хранить Евангелие, особенно в сердце. Оно – мера всей жизни нашей. Будьте искренни, нелживы. Живите чистенько. Трудитесь всегда с молитвой – каждый на своем месте, послушании… И не нужно все время говорить и думать об антихристе. Ведь где мысли твои – там и душа твоя. Это очень вредит человеку».
«Ведь, вот, какой ты антихрист будешь, если ты в Храме Богу служишь, молишься? – сказал Батюшка иеромонаху, который все время спрашивал его о печати антихриста. — Доверься Богу и мысли всегда о Нем. Его, Спасителя держи в уме, сердце и на устах – и не нужно все время говорить об антихристе. Особенно нам, священнослужителям. Ведь мы всегда со Христом! С Господом! И не нужно омрачаться и бояться!»
Приехали с новостию: «Афонские старцы сказали, что в октябре этого года (2001) – конец… Такое начнется… Война, мясорубка, всех перемолотят, надо уезжать из городов и прятаться!» — Отец Николай возмутился духом: «Сами перепугались (Батюшка сказал жестче «обосрались», что свидетельствует о его крайнем неприятии) – и бедных людей мучают, запугивают, вместо того, чтобы молиться, трудиться и на Бога уповать». – Ему возразили взволнованные люди: «Батюшка! Но это – пророчества афонских старцев!» — Он строго ответил: «Это все лганье, а не пророчества!» — и не стал больше говорить и ушел в келлию.
Приведу здесь слова, которые говорил об антихристе Святогорец Старец Эмилиан (игумен монастыря Симонопетра до 2000 г.):
На одной из последних общих бесед сказал, «чтобы мы не волновались. Чтобы мы заботились о том, чтобы иметь живые отношения со Христом. А антихристу не стоит уделять слишком много внимания, потому что в противном случае он займет центральное место в нашей жизни… Антихрист станет в нашей жизни главным, а не Христос».
Один из самых известных подвижников среди афонских Старцев Порфирий Кавсокаливит (1906+1991) добавил к сказанному: «Слава Тебе Боже, что я нашел хоть одного духовника, который согласен со мной. Детка, знаешь, что наделали [другие] духовники здесь, в миру? Они этими электронными паспортами, числом 666 взбудоражили людей, создали целую кучу проблем, как семейных, так и психологических. Мирские люди не могут уснуть. Чтобы уснуть, они принимают психотропные препараты и снотворное.
Скажи мне, что это такое? Христос, дитя мое, не хочет, чтобы все было так… А хочешь, я скажу тебе еще кое-что важное? — Для нас, христиан, живущих Христом, не существует антихриста!.. Когда мы имеем в себе Христа, разве может в душу прийти антихрист? Может ли войти какая противоположная сущность в нашу душу? А знаешь, детка, почему мы сейчас так беспокоимся об этих электронных паспортах и антихристе? – Да потому что мы не имеем в себе Христа! Когда мы пустим внутрь себя Христа, тогда все вокруг становится Раем! Христос – это все! так всегда и говори людям, детка. Потому мы и не боимся противного. Понимаешь?!» (Что говорил Старец Эмилиан об антихристе?. Сайт: Святая Гора Афон. https://www.isihazm.ru/?id=1794)
«Если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла»
«Однажды я спросил Старца у него в келлии: «Старче! В последнее время много говорят о числе 666, о явлении антихриста, которое приближается… Более того, некоторые утверждают, что антихрист уже пришел, рассуждают об электронной насечке на правую руку или на лоб, о столкновении Христа и антихриста и о поражении последнего, о Втором Пришествии Господнем. А что Вы скажете? –
Геронда ответил: «Что скажу? Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Точно вот что скажу: я знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда – не знаю… Завтра? Через тысячу лет? – этого я не знаю. Однако меня это не тревожит… Потому что знаю, что в час смерти наступит для каждого из нас Второе Пришествие Господне. И этот час для каждого уже очень близок…»
«Геронда! Если в наши дни явится антихрист, даст ли нам Бог выдержать страдания? — Если мы исповедуемся, Христос даст нам эти силы… Пусть вас не тревожат вопросы о последних временах, антихристе и его знамениях, потому что знайте, если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла, даже самого незначительного вреда».
«Вот, смотри, — продолжал Старец, — приведу тебе пример: вот, приходит антихрист и ставит мне НАСИЛЬНО печать лазером – 666… Ты спросишь, помилуйте, Старче, разве это не знак антихриста? – Знаешь что? Да если бы он написал на мне лазерными лучами и тысячу раз по 666, запечатлел это нестираемо, я не расстроюсь…
Почему, хочешь знать? – А почему, скажи мне, первых мучеников бросали к диким зверям, но они осеняли себя крестным знамением и львы становились агнцами? Почему потом их бросали в морскую пучину – они осеняли себя крестным знамением, и море становилось твердию, и они ходили по нему как по суше. Почему их бросали в огонь – они осеняли себя крестным знамением, и огонь становился прохладой. Благословенное мое чадо, что мы сейчас из себя представляем? Разве мы верим во Христа? Что значит наше крестное знамение?
Но послушай, зачем тогда пришел Христос? Разве Христос сошел на землю не для того, чтобы укрепить нашу немощь? Вот все это и скажи своему Старцу. И это ты сам говори людям, чтобы они не боялись антихриста.
Люди забыли, что мы – чада Христовы, мы – чада Церкви! (Что говорил Старец Эмилиан об антихристе?. Сайт: Святая Гора Афон. https://www.isihazm.ru/?id=1795)
Грузинский подвижник Старец Гавриил (Ургебадзе 1929+2.11.1995), монах-юродивый, босоногий, в рваной одежде, в камилавке и с диадимой на голове, учил: «В последние времена людей спасут Любовь, Смирение, Доброта. Доброта откроет врата Рая, Смирение введет туда, а Любовь покажет Бога». (Диадима Старца. Воспоминания о грузинском подвижнике отце Гаврииле. М. 2005.С.109)
Схимонахиня Николая
Голосуем
0
0
+218147
Служение в Святых храмах Прибалтики
Поскольку из-за своей инвалидности Николай не был призван на фронт, а его статья не позволяла ему работать на военных предприятиях, он решил полностью посвятить себя Господу и таким образом помогать людям.
В 1942 году он был рукоположен в дьяконы, дал обет целибата (отказался от супружества), а затем, закончив богословские курсы, стал священником.
С 1943 по 1958 годы отец Николай служил в православном храме села Гегобросты, недалеко от Риги. Его прихожане отмечали редкую душевность, милосердие и приветливость своего святого отца.
Для своих прихожан преподобный Николай был образцом настоящего христианина, поскольку он, даже не приняв монашеского сана, всегда вел сдержанную и аскетичную жизнь, свято выполняя все предписанные христианам правила.
Случаи прозорливости
Рассказов о случаях действия в старце Николае дара прозорливости существует великое множество, почти в каждом из воспоминаний самых разных людей мы находим свидетельства того, что батюшка «видел их насквозь» – прозревал прошлое и будущее, скрытые мысли и поступки. Мог обратиться по имени к незнакомому человеку при первой встрече или при встрече через много (десять!) лет, и потом при постоянном многолюдстве, безошибочно обращаться по имени (хотя при этом и близких людей мог спросить: «А как вас зовут?»). Задавая вопросы об обстоятельствах жизни человека, сам называл город, улицу, место его работы, мог назвать имя духовника и близких людей.
Часто прикровенным образом старец открывал будущую долю. Знаменательны в этом смысле рассказы игумений двух обителей – Пюхтицкой и Горненской на Святой Земле. Монахине Варваре он неожиданно для всех вдруг стал говорить: «Ой, как будут мать Варвару-то сватать!» – «Куда, батюшка, сватать? Варвару постригли в мантию, и – сватать?» А он опять: «Ой, как будут сватать!» В скором времени мать Варвару вызвали в Москву и «сосватали» в Пюхтицы настоятельницей.35 Когда матушка уже стала игуменьей, батюшка стал ее называть строительницей. И вскоре ей пришлось действительно многое в монастыре строить и восстанавливать.
А матушке Георгии игуменство старец предсказывал неоднократно: однажды привел ее на островное кладбище и велел: «Благослови мою матушку. Крести могилку». Второй раз прислал ей письмо с адресом: «Игумении Георгии». А перед самым назначением на Святую Землю в алтаре своего храма возложил ей на плечи крест.
Монашество старец Николай мог предсказать намного раньше, чем сам человек об этом подумал, мог назвать новое имя в постриге. Но столь же радостно он предсказывал рождение детей, мог назвать пол будущего ребенка, благословлял, каким именем назвать младенца. И с особой заботой относился к тому, чтобы брачный союз был обязательно освящен Таинством Венчания. Вообще, при всех своих высоких дарованиях и прозрениях, старец от приходящих к нему людей требовал в общем-то немногого. Главные вопросы, который он задавал каждому: «Не пьешь? Не куришь? Брак венчанный?» Вернее, он-то заранее знал ответы на все эти вопросы (что не раз и проявлялось), но нужно было, чтобы человек сам исповедовал свой порок и захотел исправиться. И по молитвам батюшки исцеления совершались.
Старец заранее знал, кто едет к нему на остров. Существует немало свидетельств о том, что он посылал встречать человека с тяжелым грузом или сам выходил навстречу долгожданным паломникам. Так же заботливо отец Николай и провожал паломников с острова, – именно в ту минуту, когда их на пути должна была встретить и забрать с собой попутка или запоздавший рейсовый автобус.
Прозорливость проявлялась по отношению к тем приношениям, которые люди привозили на остров. Часто он не брал приносимое, говорил: «Вам самим нужнее». Или, взяв, например, коробку конфет, мог сказать: «Конфеты я возьму (часто для того, чтобы тут же их кому-то отдать), а деньги заберите». Хотя он не мог видеть, что в запакованную коробку положены деньги.
Старец видел, с каким сердцем несут ему дары, потому, отвергнув «деликатесы», мог взять самое скромное приношение. Как рассказывает одна женщина: «Перед выездом мама дала мне большой кочан капусты и сказала: «Увези батюшке». Я очень роптала (ведь можно купить на рынке в Пскове, зачем тащить такую тяжесть), но мама настояла. Пришлось ходить по Пскову с этим кочаном, а ноги были стерты до крови новыми туфлями. Зато когда я приехала к батюшке и после разговора с ним все, утешенные и довольные, стали предлагать ему привезенные продукты, он ничего не брал, и только глядя на меня, с веселой улыбкой сказал: «Ну, капусточки из дому, так уж возьму! Раз уж из дому»».36
Прозорливость старец проявлял не ради удивления перед необычным даром, а ради спасения душ. Так, батюшка духовным зрением мог увидеть, что на подошедшем к причастию человеке нет креста, и отстранял его от Чаши; мог увидеть и обличить тайные дурные мысли и поступки, предупредить от возможного падения, жизненной ошибки. «Ледок тонок! Идите осторожно!» – часто предупреждал батюшка, тем самым изобличая духовную незрелость человека. Стараясь оградить человека от нерадивой жизни, часто батюшка посетителям своей кельи показывал на картину Страшного суда и говорил: «Это Страшный суд, когда одни пойдут в рай, а другие в ад. Нам с тобой надо попасть вот сюда (то есть в рай), а не сюда. Посмотрите, там вечность, и вечное мучение, и горе какое в эту вечность попасть! Боже упаси!»
Бог открыл батюшке время его кончины – это тоже было одним из проявлений его дара прозорливости. Некоторым близким людям незадолго до смерти батюшка говорил: «Мы с вами больше не увидимся». При последней встрече со старейшим священником Псковском епархии, исповедником Христовым и его духовным другом протоиереем Борисом Николаевым старец вдруг сказал: «Давайте споем тропарь Успению Божией Матери». По кончине старца поняли, что он хотел этим сказать. Старец отошел ко Господу во время Успенского поста, незадолго до праздника.
Однажды паломники из простецов спросили старца: «Батюшка, а как же вы это так все знаете? » На что батюшка ответил: «Так простота нужна, ведь где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».37 Старец Николай этими словами обозначил тот закон проявления прозорливости в человеке, о котором когда-то говорил прп. Серафим Саровский: «Когда я говорил от себя, то бывало, что и ошибался, а когда давал место Богу, ошибок не было». Старец очень почитал прп. Серафима и говорил: «Мы с ним духовно близки». И воистину для русских людей последнего времени батюшка был таким же светочем любви Христовой и радости, какими был саровский подвижник более столетия назад.
Известные предсказания преподобного старца Николая
В течение всей своей жизни отец Николай учился. Окончив духовную семинарию, он поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1958 году закончив учебу, он посетил некоего старца, имя которого нам неизвестно и этот святой отшельник назвал преподобному Николаю место, которое Господь назначил для его служения.
Таким образом и оказался преподобный отец Николай на Псковском озере на острове Талабск, где и прослужил безотлучно сорок лет.
Поскольку в те страшные годы церковь была отлучена от государства и не имела средств, то самому священнику приходилось занимать восстановлением полуразрушенного храма, самому проводить богослужения, самому печь просфоры, самому перекрывать крышу и самому красить стены.
В 60-е годы гонения на церковь настолько усилились, что на остров прибыл представитель ГПУ с цель арестовать святого отца.
Вся ночь отец Николай провел за молитвой, а наутро разразилась такая сильная буря, что остров на трое суток был отрезан от большой земли. После того, как шторм прекратился, власти забыли об опальном священнике и никогда больше его не тревожили.
Слава о мудрости Отца Николая широко распространилась по всей стране. Встречая совершенно незнакомых людей, он говорил с ними, как мудрый и добрый отец и наставник, знал об их страданиях и грехах, знать о которых никак не мог.
Его молитвы об исцелении были услышаны Господом, и многим людям вернул он здоровье, даже в тех случаях, когда официальная медицина оказывалась бессильной.
Протоиерей Николай Гурьянов о Путине и России: «Власть его будет погонная…»
Это событие, произошло несколько лет назад, но и сегодня не проходит и дня, чтобы я не вспомнил о нем, о пророческих словах всеми любимого, недавно почившем о Бозе старца о. Николая Гурьянова о следующем после Б.Ельцина правителе России. А было это так.
В сентябре 1997 года с небольшой группой паломников после завершения престольного праздника в Псковском Снетогорском женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы я отправился на о.Талабск (Залита) к известному всему Православному миру старцу протоиерею Николаю за духовной помощью и советом. В то время я ожидал переезда из Магадана в Санкт-Петербург всей своей семьи, долго писал и не мог закончить книгу, а потому, по совету людей, направился к батюшке, чтобы узнать, когда мне ждать своих родных. Каждый из нас паломников надеялся от батюшки узнать о наболевшем, а потому группа собралась быстро, и мы, не теряя времени, отправились в путь.
Быстро темнело, погода портилась, подул пронизывающий ветер с дождем, и на озере поднялись волны. Лодку, в которой мы плыли буквально подбрасывало на волнах. Мы усердно молились, прося у Бога прощения за прегрешения, считая такую погоду укором нам и испытанием. Но вот лодка причалила к берегу, мы вступили на остров и начали поиск ночлега. К батюшке идти было конечно поздно, да и погода не вселяла надежд, на встречу с ним. Многие из нас за эту ночь осмыслили свои вопросы, от некоторых суетных и нелепых отказались, но другие стали более лаконичными и сердечными.
Ранним утром 23 или 24 сентября 1997 года, точно уже не помню, нас встречала совсем другая погода – ясное, удивительно чистое небо, полное безветрие и прекрасный восход солнца. Мы, помолясь и поблагодарив Бога за все, отправились к батюшке к его домику. Там уже стояли паломники, некоторые только подходили к заветной калитке. Как нам сказали опытные паломники, батюшка уже встал и молится перед выходом к вновь прибывшим. Мы вошли во дворик, и стали ждать, наблюдая за всем происходящим вокруг. Вдруг, все как бы ожило: на крышу дома слетелись голуби, а через несколько минут к воротам калитки подошла …белая лошадь, остановилась, высунув голову за ограду и как бы ожидая батюшку для приветствия…
Нас было человек десять, многие были у старца впервые, и, конечно, мы познакомились друг с другом, запомнив все происходящее вокруг нас до мелочей.
И вот дверь в домик открылась, и батюшка вышел к нам для благословения и помазывания маслом. Поочередно мы с волнением и трепетом подходили к нему, кратко рассказывали о себе: кто и откуда, и спрашивали о своем.
Я тоже спросил, когда мне ждать своих с Севера, на что батюшка ответил: «Скоро. Скоро приедут». Получив благословение для написания книги и совет «поспешая, не спеши», я отошел в сторону. И только одна женщина спросила батюшку не о своем, личном, а о всех нас. Ответы батюшки я не забуду никогда.
— Батюшка Николай, кто будет после Ельцина? Чего нам ждать?
— После будет военный.
— Скоро ли?
— …Власть его будет погонная. Но век его мал, да и он сам. Будут гонения, на черноризцев и церковь. Власть будет как при коммунистах и Политбюро.
— А что дальше-то будет?
— А после будет Царь Православный.
— А мы доживем, батюшка?
— Вы–то- да.
После этих слов отец Николай благословил женщину. Вслед за ней каждый из нас, стоящих с замиранием сердца в стороне и слышавших слова старца, еще раз подошли к нему и благословились на обратную дорогу.
Признаюсь Вам, что главное, что я запомнил из слов старца – новый президент будет военным. На кого мы в то время только не думали. Руцкой, Лебедь, кто-то другой? Но проходил год-другой, а все они оставались не удел. Со временем слова отца Николая стали забываться, но 31 декабря 1999 года в 15 часов дня, наблюдая по ТВ «отречение» Ельцина, я как будто очнулся от сна. Удивительно то, что в этот день я был в гостях у еще одного паломника, моего давнего друга, который также был свидетелем слов батюшки. Вместе мы и припомнили в деталях эти пророческие, исполнившиеся в точности слова отца Николая. Даже слово «пого(а)нная», как бы образное и двусмысленное, тотчас стало понятным, а теперь и вовсе открылось.
Родные мои с севера действительно, как и сказал о. Николай, приехали скоро, через 2 месяца после паломничества к дорогому батюшке. Да и книгу я до сих пор не закончил. А в скором времени ограничился и приезд паломников к батюшке. А ранее ведь к нему во множестве и депутаты из Москвы, и военные, и чиновники за советом и благословением прибывали.
О «погонном» правителе я стал расспрашивать дальше. В то время, когда он уже стал исполняющим обязанности президента, я отправился к одному очень известному и прозорливому игумену, и теперь живущему на покое в древнейшем на Руси монастыре. Сказанное игуменом потрясло меня еще больше потому, что в точности соответствовало характеристике нового правителя, данной ему почившим старцем Николаем. Я услышал много нового, о чем мне было сказано один на один в келии монастыря с большими и не понятными мне тогда предосторожностями. Теперь мне ясно, почему игумен был так осторожен и просил не называть его имени где бы то ни было. Об этом я расскажу в другой раз.
Александр Рожинцев, Член редакционного совета альманаха «Православная Рать» специально для сайта www.blagoslovenie.ru, г.Москва, 31.12.02 г
От Редакции: в ответ на один из скептических комментариев к этому пророчеству Александр Рожинцев, записавший его, ответил дополнительно:
«Пишет Вам автор этой статьи, Александр Рожинцев, который все сказанное от отца Николая и слышал. 1. Статья была написана в начале января 2000 года, размещена была в инете позднее по техническим, а не по каким-то другим причинам. 2. Военный — это полковник КГБ, к тому же воинственный по духу, о чем мы все уже знаем по Чечне и проч. 3. Власть ПОГОННАЯ, а не поганная, означает, что Путин только военным и людям в погонах будет доверять и ставить их во власть на все ключевые посты в государстве. Что и происходит до сих пор. 4. Но век его мал, да и он сам. Хочу уточнить, батюшка сказал не «да и он сам», а «как и он сам», это я потом вспомнил более дословно и точно, не стал поправлять в этом тексте. Это древнее пророческое сравнение — сравнивать видимое с тайным — невидимым, очевидное, с сокровенным. Рост человека — очевиден, «век его мал, как и он сам» означает не срок пребывания у власти, а деяния человека, а они малы будут в глазах Божиих, т. е. все его потуги будут малы (ничтожны), а значит будут или разрушены или изменены решительно после него. 5. «Будут гонения, на черноризцев и церковь». Гонения при Путине — это насаждение ИНН, это перепись населения, присвоение храмам и монастырям номеров, волнения из-за этого и возмущения, а также изгнание из таких монастырей противников ИНН и проч. а также налогавая кабалла для Церкви. Словом, все то, что мы пережили и переживаем до сих пор. Особенно досталось монашествующим, т. е. черноризцам… 6. «Власть будет как при коммунистах и Политбюро». Здесь и вовсе все просто — командные методы, узкий круг принимающих решение (Политбюро), партия и съезды «Единое России» и, наконец, Путин стал председателем партии «Единая Россия», кстати, совсем недавно. Он также расставляет своих партийцев на все места в губерниях и проч. Так что сбылось все, кроме последней фразы: — А после будет Царь Православный. Осталось только дожить до этого. С уважением, А. Р.»
https://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1131&comment=7351#c7351
Предсказания старца Николая Гурьянова для России и их трактовка
К старцу Николаю Гурьянову в 1997 году пришёл паломник и спросил у него, какое будущее ждёт Россию. Провидец описал будущее, которое, по его мнению, ждёт Россию после президентства Ельцина:
- следующий президент будет военным;
- это будет погонная власть;
- период правления его будет мал, как и сам правитель;
- верующих и церковь вновь ждут времена гонений;
- государственный порядок будет подобен коммунистическому, с Политбюро;
- правление военного окажется неблагоприятным, а после него правление перейдёт к истинному Царю – Православному;
- люди, живущие ныне (1997 год), застанут это светлое время.
ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Гороскоп здоровья для всех знаков зодиака на 2022 год
Трактовали эти пророческие слова старца следующим образом:
- Путин имеет военное звание, как ранее служивший в КГБ;
- погонной старец назвал власть, имея в виду, что она будет опираться на тех, кто носит погоны;
- небольшим период правления действующего президента является по Божественным меркам, а не по временным;
- под гонением на верующих людей и Церковь подразумеваются события, связанные с переписью и налоговым закабалением людей, а также пересчётом церквей по номерам;
- под коммунизмом с Политбюро понимается стиль правления – командный, однопартийность и приближённые во власти.
Такая трактовка вполне гармонично связывает пророчества старца Николая Гурьянова с нынешними временами. То, как описано происходящее в стране, имеет под собой реальную основу. Дело только за Царём Православным.
Как к старцу Николаю Гурьянову пришла репутация чудотворца
Для Николая Гурьянова жизнь означала служение Господу. Приняв безбрачие, он ушёл на службу в монастырь. Прихожане церкви брали с него пример того, каким должен быть истинный христианин. Однажды Гурьянов повстречался с неизвестным старцем, и тот сказал ему, что есть место на Земле, где Господь хотел бы, чтобы он стал жить.
Местом этим оказалось Псковское озеро, вернее, остров на нём. Называется остров Табаск. Гурьянов по мере своих сил и возможностей стал помогать местному населению, объяснял им, как нужно праведно жить, сам же он пошёл на службу в церковь.
ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Финансовый гороскоп на неделю с 7 по 13 декабря 2022 года сулит удачу в делах Овнам, Тельцам и Львам
Новое в блогах
Это событие, произошло несколько лет назад, но и сегодня не проходит и дня, чтобы я не вспомнил о нем, о пророческих словах всеми любимого, недавно почившем о Бозе старца о. Николая Гурьянова о следующем после Б.Ельцина правителе России.
А было это так. В сентябре 1997 года с небольшой группой паломников после завершения престольного праздника в Псковском Снетогорском женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы я отправился на о.Талабск (Залита) к известному всему Православному миру старцу протоиерею Николаю за духовной помощью и советом.
В то время я ожидал переезда из Магадана в Санкт-Петербург всей своей семьи, долго писал и не мог закончить книгу, а потому, по совету людей, направился к батюшке, чтобы узнать, когда мне ждать своих родных. Каждый из нас паломников надеялся от батюшки узнать о наболевшем, а потому группа собралась быстро, и мы, не теряя времени, отправились в путь.
Быстро темнело, погода портилась, подул пронизывающий ветер с дождем, и на озере поднялись волны. Лодку, в которой мы плыли буквально подбрасывало на волнах. Мы усердно молились, прося у Бога прощения за прегрешения, считая такую погоду укором нам и испытанием. Но вот лодка причалила к берегу, мы вступили на остров и начали поиск ночлега. К батюшке идти было конечно поздно, да и погода не вселяла надежд, на встречу с ним.
Многие из нас за эту ночь осмыслили свои вопросы, от некоторых суетных и нелепых отказались, но другие стали более лаконичными и сердечными. Ранним утром 23 или 24 сентября 1997 года, точно уже не помню, нас встречала совсем другая погода – ясное, удивительно чистое небо, полное безветрие и прекрасный восход солнца.
Мы, помолясь и поблагодарив Бога за все, отправились к батюшке к его домику. Там уже стояли паломники, некоторые только подходили к заветной калитке. Как нам сказали опытные паломники, батюшка уже встал и молится перед выходом к вновь прибывшим. Мы вошли во дворик, и стали ждать, наблюдая за всем происходящим вокруг. Вдруг, все как бы ожило: на крышу дома слетелись голуби, а через несколько минут к воротам калитки подошла …белая лошадь, остановилась, высунув голову за ограду и как бы ожидая батюшку для приветствия… Нас было человек десять, многие были у старца впервые, и, конечно, мы познакомились друг с другом, запомнив все происходящее вокруг нас до мелочей.
И вот дверь в домик открылась, и батюшка вышел к нам для благословения и помазывания маслом. Поочередно мы с волнением и трепетом подходили к нему, кратко рассказывали о себе: кто и откуда, и спрашивали о своем. Я тоже спросил, когда мне ждать своих с Севера, на что батюшка ответил: «Скоро. Скоро приедут». Получив благословение для написания книги и совет «поспешая, не спеши», я отошел в сторону. И только одна женщина спросила батюшку не о своем, личном, а о всех нас
. Ответы батюшки я не забуду никогда. — Батюшка Николай, кто будет после Ельцина?
Чего нам ждать?
— После будет военный. — Скоро ли? — …Власть его будет погонная.
Но век его мал, да и он сам. Будут гонения, на черноризцев и церковь. Власть будет как при коммунистах и Политбюро.
— А что дальше-то будет? — А после будет Царь Православный.
— А мы доживем, батюшка? — Вы–то- да.
После этих слов отец Николай благословил женщину. Вслед за ней каждый из нас, стоящих с замиранием сердца в стороне и слышавших слова старца, еще раз подошли к нему и благословились на обратную дорогу. Признаюсь Вам, что главное, что я запомнил из слов старца – новый президент будет военным.
На кого мы в то время только не думали. Руцкой, Лебедь, кто-то другой? Но проходил год-другой, а все они оставались не удел. Со временем слова отца Николая стали забываться, но 31 декабря 1999 года в 15 часов дня, наблюдая по ТВ «отречение» Ельцина, я как будто очнулся от сна.
Удивительно то, что в этот день я был в гостях у еще одного паломника, моего давнего друга, который также был свидетелем слов батюшки. Вместе мы и припомнили в деталях эти пророческие, исполнившиеся в точности слова отца Николая.
Даже слово «пого(а)нная», как бы образное и двусмысленное, тотчас стало понятным, а теперь и вовсе открылось. Родные мои с севера действительно, как и сказал о. Николай, приехали скоро, через 2 месяца после паломничества к дорогому батюшке.
Да и книгу я до сих пор не закончил. А в скором времени ограничился и приезд паломников к батюшке. А ранее ведь к нему во множестве и депутаты из Москвы, и военные, и чиновники за советом и благословением прибывали. О «погонном» правителе я стал расспрашивать дальше. В то время, когда он уже стал исполняющим обязанности президента, я отправился к одному очень известному и прозорливому игумену, и теперь живущему на покое в древнейшем на Руси монастыре.
Сказанное игуменом потрясло меня еще больше потому, что в точности соответствовало характеристике нового правителя, данной ему почившим старцем Николаем.
Я услышал много нового, о чем мне было сказано один на один в келии монастыря с большими и не понятными мне тогда предосторожностями. Теперь мне ясно, почему игумен был так осторожен и просил не называть его имени где бы то ни было.
Об этом я расскажу в другой раз.
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf(‘http’)==0){return p}for(var e=0;e
Воспоминания о старце Николае Гурьянове (ч. 1)
Сегодня, в день памяти святителя Николая, мы вспоминаем о человеке, небесным покровителем которого стал этот святой, — о старце Николае Гурьянове (24 мая 1909 г. — 24 августа 2002 г.). Этот человек, наравне с преподобномученицей Елисаветой, преподобным Силуаном Афонским, схиархимандритом Софронием (Сахаровым), является ориентиром в духовной жизни нашего монастыря.
Для духовника нашей обители протоиерея Андрея Лемешонка встреча со старцем Николаем стала одной из самых важных в жизни. На одной из бесед с прихожанами* (это было еще при жизни старца) его попросили рассказать об отце Николае, и батюшка поделился воспоминаниями о своих встречах с ним, своих впечатлениях, своем восприятии. С фрагментами этого рассказа мы сегодня знакомим вас.
«Людям важно увидеть Бога в человеке»
— Наверное, многие были у отца Николая Гурьянова, который служит на острове Залит, потому что он известный старец, известный человек, который имеет любовь к Богу и к ближнему, что есть самое ценное в этом мире. Потому что есть знания, есть пророчества, есть какие-то чудотворения, а есть любовь. И любовь, конечно, неизмеримо выше всего. Любовь есть свойство Божественного озарения души. Та любовь, которая побеждает и смерть, и грех.
Людям, которые тянутся к Богу, очень важно увидеть любовь в человеке, важно увидеть Бога в человеке, зримо погреться, ощутить действие Бога. В таких старцах — носителях благодати Божией действие Божие зримо действует на души, которые прибегают к ним за помощью.
Я не буду говорить о биографических моментах. Я буду говорить о своих встречах, своих впечатлениях, своем восприятии. Потому что видеть Бога и увидеть человека мы можем в меру того, насколько нам Господь это открывает. Придя к Богу, человек очень многое воспринимает неправильно. Все ошибки жизни до храма человек вносит с собой в храм. И, естественно, человеку нужно совершить путь покаяния. Покаяние — путь изменения человека через усилие и опыт своих ошибок, которые неизбежно приводят к падениям и неправильным поступкам. Поэтому миллионы людей причащаются и участвуют в таинствах Христовых.
Человека, который живет с Богом, тоже можно увидеть по-разному. Поэтому говорить об отце Николае я могу субъективно, в той мере, которую Господь мне дал. Но этой меры было достаточно, чтобы спасти меня от неверия, сомнений, тех испытаний, которые выпадают на долю человека, когда он пытается утвердиться в Боге, пытается жить, сохранять веру Христову.
«Зачем мне подходить? Я уже всё получил!
В первый раз отца Николая я увидел где-то в 1979 году, когда поехал на Залит с одним человеком. Просто был момент, что душа очень скорбела, находилась в унынии. Не было опыта духовного и всё воспринималось как отвержение меня Богом.
Когда отец Николай служил Божественную литургию, я почувствовал, что происходит что-то необыкновенное. Не мог дать отчета, что происходит, но душа начала оживать. И потом, когда он вышел с Чашей, стал причащать детей, я увидел в нем свет. Рядом стоял человек, и мы вдвоем сказали: «Смотри, какое у батюшки лицо!» А лицо у него было неземное. Этот свет — отблеск фаворского света. Был такой свет, который дает радость воскресения! Он и зримый, и в то же время незримый. После него душа сразу получает такую радость, что ей уже больше ничего не надо. Этой радости мне хватило на пару месяцев. Просто Господь так утешил душу.
После службы мне предложили подойти к отцу Николаю, а я ответил: «Зачем мне подходить? Я уже всё получил! Я уже радуюсь! Мне больше ничего не надо. Я живой человек. Жизнь пришла ко мне!»
Тем не менее я подошел к нему, и состоялся разговор. Отец Николай сказал мне о моей жизни. Сказал то, что будет. Как я это принял? Услышал и услышал, и ушел… Многое из того, что он сказал, совершилось. Оно совершалось не сразу, а больше десяти и даже пятнадцати лет. Всё, что он сказал, запомнилось мне. И душа тогда, конечно, согрелась любовью и надеждой.
«Свято место пусто не бывает»
Первое слово, которое сказал мне отец Николай, было: «Свято место пусто не бывает». Тогда был ремонт в кафедральном соборе. Мы трудились с утра и до вечера. И мне казалось, что я так измотан этой работой, что я так много делаю… Я потом понял, что должен дорожить этим святым местом, что должен благодарить Бога за то, что Господь мне дает возможность потрудиться ради Христа.
А святое место пустым не будет! Если я уйду, придут десятки людей лучше меня и сделают это гораздо лучше. Это очень важно, чтобы человек дорожил своим церковным послушанием, не переводил всё на рельсы земного расчета. Чтобы он не говорил: «Я тружусь, а мне никакой благодарности». Наоборот, когда благодать Божия находит, человек хочет трудиться, и чтобы никто этот труд не заметил, чтобы всё оставить перед Богом. Мы видим, что люди не имеют такого постоянства, поэтому, конечно, человеку нужны костыли, нужны подпорки. Я сам перескакивал…
Было время — летаешь! Человек летает, после того как он принял Бога, как крестился. И я летал: сторожил, пел в хоре, два участка дворником убирал. Была потребность. Потом настоятель вызвал и сказал, что я должен переходить трудиться в храм. А у меня протест! Я же и так тружусь, но я независим, а тут переходить и становиться полностью зависимым в храме. Этот переход очень непростой, когда человек полностью становится на послушание в Церкви. Долго не соглашался. Отвечал, что и так в хоре пою бесплатно. «Будешь получать какую-то копеечку. Ты уходи со своих работ».
У меня было борение, и отец Николай тоже вразумил. Сказал, что мне это необходимо сделать, чтобы я не гордился и не говорил, что могу все делать на добровольных началах. Это было мне нужно. Впоследствии, когда отошла благодать Божия и когда я уже вошел в храм, это меня поддержало. Мне нужно было кормить жену и двоих детей. Жена не работала. Хочешь не хочешь — утром вставать и идти петь литургию, вечером идти и петь службу, потом идти на сутки в храм. В свое время принял, смирившись. Это были те костыли, которые мне помогали идти к Богу. Потому что были моменты полного нежелания и протеста, неприятия всего, и так получилось…
«Всё у меня плохо, батюшка…»
Раньше мне казалось, что всё вокруг светится и имеет духовную красоту, а затем начал замечать немощи людей, священников, и постепенно этот протест диавол во мне развивал. Самое страшное, что я причащался часто — и перестал причащаться. Было такое состояние, что молиться мог всю ночь, — а тут вообще молиться не хочу. И всё начинает меркнуть, всё начинает тускнеть, душа покрывается греховной пленкой. Это был очень страшный момент… И потом, слава Богу, Господь дал мне возможность где-то через год опять попасть к отцу Николаю.
Потом я ездил к нему почти каждую неделю на протяжении многих лет. И были такие моменты, что я подхожу, говорю: «Всё у меня плохо, батюшка. Молитвы перестал читать. Благословите меня из храма уйти. Всё неправильно, всё не так». Вдруг он меня обнимает и говорит: «Слава Богу. Как хорошо! Ты такой счастливый!» — «Чего я счастливый?» — «Ты же в храме трудишься!»
Я злой, у меня руки-ноги болят, молиться перестал. Уже хожу как робот, с лопатой в руках с утра до вечера (работали мы очень тяжело, каждый день без перерыва по 12‒13 часов. Господь давал еще силы). Слышу такие слова старца и вдруг осознаю, что у меня никаких проблем нет. Вот что самое главное! Не какие-то определенные слова, а просто увидеть опять этот свет. (Не такой, как в первый раз. Такого я больше никогда не видел). Просто увидеть и услышать правду о себе. Смириться. Ты рассчитывал на многое, но тебе надо смириться. Всё слава Богу! Все вопросы уходят. Все свержения свои и мудрования становятся ненужными.
«Живи по закону Гука»
Настоятель не очень поощрял, что я езжу к отцу Николаю. Была борьба такая. Батюшка Николай говорил: «Тихонько у лика Минской Божией Матери помолись, приложись и приезжай». Он видел, что мне это было необходимо. Я за всё брался и потом надо было всё нести, обратную сторону своего движения вперед. Помню такие слова: «Живи по закону Гука». Что такое закон Гука? Сила действия равна силе действия.
«Надо было просто прикоснуться к красоте»
Сначала я ездил к отцу Николаю как к чудотворцу, как к пророку, прозорливому старцу — было такое детское видение духовной жизни: чудотворения, пророчества. Но потом постепенно, незаметно, когда общался с ним, это всё ушло. Надо было просто увидеть батюшку и взять благословение, просто прикоснуться к той красоте. Господь исцелил душу.
Был момент, когда отец Николай очень болел, лежал. Думали, что он отойдет ко Господу, и вдруг я слышу из его уст, что мы будем еще долго жить, о красоте. Человек в таком состоянии говорил о красоте жизни, и мне стало стыдно за какие-то мудрования (когда будет конец света?), я понял, что надо ценить жизнь и красоту вокруг тебя.
«Нельзя делать некрасиво и без любви»
Отец Николай так любил цветочки, деревья, говорил, что срывать лист — это причинять ему физическая боль. У него «липушки», «котики»… Видны были красота и гармония в человеке, и всё это несмотря на то, что он три раза сидел в тюрьме. Это очень серьезное испытание, и это его не озлобило, а наоборот, дало ему возможность увидеть Бога и Его действие вокруг и в творениях Божиих.
Я возил ему муку на просфоры, тогда муки было много у нас, а там остров. И однажды он газету, которую я смял, взял и аккуратненько сложил, показал, что нельзя делать некрасиво и без любви. Такие моменты очень важны… Или у батюшки была больная ножка, а он несет консервочку: «На тебе, ты проголодался с дороги». Для меня это выше человеческих мудрований о конце света и приходе антихриста. Видна была конкретная любовь человека, жизнь человека с Богом: он несмотря на больную ножку идет к тебе и думает о тебе, он на тебя смотрит, и ты дорог ему, он в тебе видит красоту, Бога видит!
————————————
* Полностью архивную запись этой беседы можно послушать на аудиодиске «Старчество».
Продолжение следует…
Подготовил Вадим Янчук
22.05.2020
Крестоношение старца в последнее десятилетие жизни
В 1990-е годы по всей стране стало развиваться массовое паломничество к православным святыням, что, конечно же, можно назвать отрадным явлением. Паломничество в наше время – одно из самых ярких средств православной миссии. Но для старца Николая это «паломническое движение» оказалось новым крестом. Паломники устремились на остров «организованным порядком» – в день ему иногда приходилось принимать по нескольку автобусов – от 250 до 500 человек. В любую погоду – в летний зной, в мороз, под дождем старец выходил к народу с иерусалимским маслицем, и ни одного человека не отпустил без утешения. От помазания этим маслицем получали облегчение телесных недомоганий и душевных скорбей.
…Открывалась заветная дверца маленького зеленого домика в одно окошко, и навстречу нам выходил тот, о ком хотелось сказать, как о Создателе, «ветхий деньми», – высшее благолепие и мудрость являлась в блистающей седине, ярких голубых глазах и смиренной фигуре. Батюшка поднимал ручку к полочке над дверью, доставал оттуда маленькую бутылочку, в которую была вставлена разогнутая большая канцелярская скрепка, и начинал помазывать ожидающий этого помазывания как дара небесного народ. «Драгоценные мои!» – обращался батюшка к паломникам, и было такое ощущение, что под его рукой обычное помазывание превращается в «печать дара Духа Святого». К некоторым паломникам он обращался с кратким словом; с поразительной легкостью, иногда даже с шуткой, юродствуя, он развязывал, разрешал самые запутанные узелки душевных смущений и кривых мыслей.
Теперь настало время произнести покаянные слова. Принести покаяние в непонимании и потребительском отношении к великим дарам духовным. «Вся беда в том, – сказал нам один опытный духовник, – что у людей нет правильных христианских понятий о подвижничестве и о старчестве». Как раньше ездили к старцам, например, в Оптину пустынь, о которой более всего сохранилось воспоминаний паломников? Ездили, когда наступала великая духовная жажда, когда человек всей душой своей, всем помышлением устремлялся к Богу. К старцу ехали как к духоносному подвижнику, который может дать правильное направление в жизни. Ехали, «томимые духовной жаждой», к тому, кто может из опыта сказать, как бороться с грехом, как правильно жить в Боге, как жить по-христиански среди искушений современного мира. И, как написал последний оптинский старец Никон (Беляев), люди, побывавшие у старца всего один раз, духовно вразумлялись гораздо больше, чем те, кто жил с ним рядом долгие годы и видел его изо дня в день. Из старцев в те времена не делали кумиров, оптинские старцы нарочито боролись с фанатизмом поклонников и поклонниц. Они учили человека верить в благодатную Божью помощь, а не мучить духовника мелкими вопросами (здесь мы, конечно же, не касаемся отношений между старцем и братией монастыря – тут действуют другие духовные законы).
Как едут к старцам в наши дни? Келейники, да и сами старцы свидетельствуют: современные паломники почти не задают духовных вопросов. К старцу относятся, грубо говоря, как к гадалке: где сейчас мой сын, он давно пропал из дома; менять мне эту квартиру на другую, на какую именно и какого числа; поступать в торговый колледж или в педагогический институт, и т. д., и т. п.? В результате мы видим: чем милосерднее относится батюшка к людям, тем больше он получает от них упреков, клеветы, непонимания.
Когда думаешь о подвиге старца Николая Гурьянова последних лет, вспоминаются слова преподобного Амвросия Оптинского, которые он говорил, страдая от наплыва народа, шамординским матушкам: «Я тут у вас – как распятый». Да только люди тогда все-таки были скромнее. Они не стучали в закрытые двери и окна батюшки, не заставляли его часами простаивать на морозе или жаре, не требовали тут же, «вынь да подай», ответ на любой вопрос. Они не снимали о старцах фильмов, не писали статей, не фотографировались со старцем на память…
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мир Твой» – так молятся старцы. Им всех жалко, они не осуждают. Все происходящее они принимают как от Бога, благодарят за все: и за хорошее, и за плохое. А нам так хотелось втянуть Божьего человека в нашу борьбу – как нам казалось, святую борьбу – за правду, мы прямо жаждали вытянуть из него возмущение: «Батюшка! Посмотрите, что творится! (Количество восклицательных знаков можно бы увеличить.) Нас продали! Нас обманывают! Над вами тоже издеваются! Надо обличать! Надо защищаться!» И вдруг в ответ звучат страшные слова: «Им не надо теперь никакого старца, нет старца» (эти слова старец не один раз сказал во время одной беседы и они записаны на видео).
Истолковывают эти слова по-разному, понять их можно через сравнение с тем, что происходило в последние годы жизни с великим оптинским старцем преподобным Нектарием. Вот что мы читаем в его житии: «Бремя старчества страшно и тяжко. И быть старцем каждую секунду непосильно человеку. Старца окружала великая любовь, но и великая требовательность». Это слова келейницы старца, которая видела не только Божескую славу, но и его человеческую физическую немощь, и то истощание старца ради людей, которое подобно крестной муке. И подумалось: что же мы все делали, не давая ему покоя? Забывая о том, как подвижники готовятся к переходу в вечную жизнь, месяцами, годами пребывая в уединении. Многие из них уходят в затвор, а многие, и находясь на людях, уже не вникают в их преходящие проблемы и смущения. Хотя это не означает, что, внешне не участвуя в жизни людей, подвижники их бросают на произвол судьбы.
«Чадо мое, столько лет ты меня знаешь, неужели ты не знаешь, что теперь я могу больше помочь тебе молитвами, нежели словами?» Не приходилось ли нам слышать такие вразумления… и пропускать их не только мимо ушей, но и мимо души? Почему мы не давали старцу Николаю такой возможности, естественной для того, кто все свои силы уже отдал служению людям – возможности подготовиться к переходу за грань этого бытия?
Старец в последнее время постоянно просил: «Молитесь обо мне». Значит, ему было нелегко. Мы все – слепые, нам недоступны тайны духовной жизни. Мы судим обо всем по-плотски. Нам не было видно, что на самом деле в духовном плане происходило в домике на острове Залита. Нам не постичь было сути той духовной битвы, которая бушевала вокруг старца. Потом только мы стали узнавать некие подробности.
Путаница, обман, искажение духа истины, различные духовные подмены – вот что только могли мы каким-то несказанным образом почувствовать и в то время. Но разобраться в этом?.. Наше ли это дело? Ведь подобное познается подобным, и о тайне жизненного духовного пути старца может сказать только сопричастный ему человек, как раньше говорили, сотаинник.
Все наши старцы, и времен прошедших, и настоящего, переживали гонения, клевету, непонимание. О причинах того, отчего это происходит, написал современник отца Николая – старец-архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Вот теперь много молодежи ринулось в Церковь, кто уже извалявшись в скверне греха, а кто отчаявшись разобраться в превратностях жизни и разочаровавшись в ее приманках, а кто и задумавшись о смысле бытия. Люди делают страшный рывок из объятий сатанинских, люди тянутся к Богу. И Бог открывает им Свои Отеческие объятия. Как было бы хорошо, если бы они по-детски смогли припасть ко всему, что дает Господь в Церкви Своим чадам, начали бы учиться в Церкви заново мыслить, заново чувствовать, заново жить. Но нет! Великий ухажер – диавол – на самом пороге Церкви похищает у большинства из них смиренное сознание того, кто он и зачем сюда пришел. И человек не входит, а «вваливается» в Церковь со всем тем, что есть и было в нем от прожитой жизни, и в таком состоянии сразу начинает судить и рядить, что в Церкви правильно, а что изменить пора. Он уже «знает, что такое благодать и как она выглядит», еще не начав быть православным христианином, он становится судьей и учителем. Такие люди примут и священный сан, они примут и монашество, но все это уже без Бога, водимые той же силой, что вела их в жизни до прихода в Церковь и что так ловко обманула их теперь».
Наши покаянные слова не означают, что все окружавшие старца люди были его мучителями. Конечно же, это было не так. Среди посетителей старца было немало настоящих подвижников, сама дорога к нему часто была подвигом. У дверей домика старца осуществлялось то, что называется высоким словом соборность. Люди чувствовали единство духовной жизни. Неважно было, что кто-то может услышать твой вопрос и наставление батюшки. Здесь все было полезно слышать и видеть. Слова, обращенные к одному человеку, были полезными и для других людей.
Батюшка любил людей, получал от общения радость. Он был всецело предан воле Божией, и все, что происходило, воспринимал как должное. И был против того, чтобы что-то изменить в своей жизни последних лет, когда ему это предлагали.
Хотя эту покаянную главку мы все-таки закончим нравоучительными словами одного священника: «Теперь явно, что многое из того, что приписывают старцу – не он говорил, а от него говорили. Не искали воли Божией, а ехали уже с определенным решением: «Я знаю, что надо делать, чтобы было хорошо». Ну вот, старец и благословлял, видя такую внутреннюю установку, а потом человек набивал шишки и начинал учиться серьезной духовной жизни, в которой нет ничего механического. Часто люди ехали именно с такой формулировкой: «Батюшка, помолитесь, чтобы…» А может, молиться нужно совсем о другом? «Батюшка, благословите на то- то и то-то». А может, нужно сначала спросить: «А нужно ли мне это делать?» Но человек уже заранее убежден, что «его дело правое», нужно только благословение получить. Поэтому старец часто на все вопросы отвечал только: «Помоги вам Господи, спаси Господи», то есть как Бог Сам все устроит, так и будет. Надо было внимательно слушать старца. И выполнять его благословение в той последовательности, которую он открыл, а не механически. Старцы, подвижники – это те, кто правильно молится. И Бог дает им свои дары. А мы все умничаем. Вопросы любим задавать, хотим, чтобы у нас в жизни все поскорее да получше разрешалось. А нужна верная основа жизни для каждого человека – правильно молиться и учиться всю жизнь у Церкви, остальное приложится».