Троицкий патерик. Преподобный Сильвестр Обнорский, ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского


Преподобный Сильве́стр Обнорский, Пошехонский

Пре­по­доб­ный Силь­вестр Об­нор­ский жил в XIV ве­ке и был совре­мен­ни­ком свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, и од­ним из уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Про­стран­но­го жиз­не­опи­са­ния пре­по­доб­но­го Силь­вест­ра не со­хра­ни­лось. Из­вест­но, что лю­бовь к мо­лит­вен­но­му уеди­не­нию жи­ла в нем с юных лет. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние сво­е­го на­став­ни­ка – игу­ме­на Тро­иц­кой оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, инок Силь­вестр от­пра­вил­ся ис­кать пу­стын­ное ме­сто для пре­бы­ва­ния в без­мол­вии. На по­кры­том дре­му­чим ле­сом бе­ре­гу ре­ки Об­но­ры, при­мер­но в 20-ти ки­ло­мет­рах от преж­не­го го­ро­да Лю­би­ма в Яро­слав­ской зем­ле, в глу­хой, без­люд­ной пу­стынь­ке пре­по­доб­ный во­дру­зил крест. По­стро­ив неболь­шую кел­лию, свя­той от­шель­ник стал дни и но­чи про­во­дить в неустан­ной мо­лит­ве и стро­гом по­сте. Со­хра­ни­лось пре­да­ние, что од­на­жды, идя за во­дой на ре­ку, пре­по­доб­ный по­лу­чил от­кро­ве­ние о том, что пу­стынь, изб­ран­ная им для по­движ­ни­че­ских тру­дов, станет из­вест­ной и со­бе­рет нема­ло ино­ков.

Через неко­то­рое вре­мя уеди­не­ние пре­по­доб­но­го Силь­ве­ст­ра бы­ло от­кры­то жи­те­ля­ми окрест­ных се­ле­ний, и к от­шель­ни­ку ста­ли при­хо­дить лю­ди за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем, ища ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства. Пре­по­доб­ный Силь­вестр всех встре­чал с лю­бо­вью и каж­до­го же­лав­ше­го под­ви­зать­ся в сов­мест­ных тру­дах бла­го­слов­лял на устрой­ство от­дель­ной кел­лии. Ко­гда ко­ли­че­ство пу­стын­но­жи­те­лей за­мет­но воз­рос­ло, пре­по­доб­ный Силь­вестр ре­шил ос­но­вать в этом ме­сте храм и при нем мо­на­стырь. Бла­го­сло­ве­ние на это, а так­же ан­ти­минс для хра­ма он по­лу­чил у свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го († 1378). Пре­по­доб­ный Силь­вестр стал пер­вым игу­ме­ном это­го мо­на­сты­ря на ре­ке Об­но­ре, ко­то­рый впо­след­ствии про­сла­ви­ли сво­и­ми ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми пре­по­доб­ные Па­вел Об­нор­ский и Сер­гий Ну­ром­ский. Де­ре­вян­ный храм в оби­те­ли был освя­щен в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, по­это­му и сам мо­на­стырь стал име­но­вать­ся Вос­кре­сен­ским. Как игу­мен, пре­по­доб­ный Силь­вестр яв­лял бра­тии по­сто­ян­ный при­мер мо­лит­вен­но­го по­дви­га и неустан­но­го тру­да. Лю­бовь к без­мол­вию по-преж­не­му жи­ла в серд­це по­движ­ни­ка. Вре­мя от вре­ме­ни он остав­лял мо­на­стырь и ухо­дил вглубь ле­са для уеди­нен­ной мо­лит­вы. Здесь пре­по­доб­ный Силь­вестр соб­ствен­но­руч­но вы­ко­пал че­ты­ре ко­лод­ца (один из ко­то­рых еще в про­шлом сто­ле­тии был из­ве­стен и чтим).

Стрем­ле­ние по­учать­ся на­став­ле­ни­я­ми муд­ро­го стар­ца за­став­ля­ло на­род при­хо­дить и к ме­сту его от­шель­ни­че­ства. Пре­по­доб­ный Силь­вестр, не от­ка­зы­вая ни­ко­му, вы­хо­дил из убе­жи­ща, бла­го­слов­лял бо­го­моль­цев и вел с ни­ми дол­гие бе­се­ды. Ме­сто, где уеди­нял­ся пре­по­доб­ный, еще при его жиз­ни по­лу­чи­ло на­зва­ние «за­по­вед­ной» ро­щи, к ко­то­рой мест­ные жи­те­ли от­но­си­лись бла­го­го­вей­но, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние пе­ре­да­вая на­каз свя­то­го стар­ца не ру­бить в ней де­ре­вья. В глу­бине этой ро­щи пре­по­доб­ный сам вы­рыл три ко­лод­ца, а чет­вер­тый – на склоне го­ры у ре­ки Об­но­ры.

В 1645 го­ду стро­и­тель Вос­кре­сен­ской оби­те­ли иеро­мо­нах Иов пре­не­брег за­по­ведь чу­до­твор­ца и взду­мал ру­бить ро­щу. За это и он был на­ка­зан сле­по­той, от ко­то­рой ис­це­лил­ся при гро­бе Силь­ве­ст­ра. С то­го вре­ме­ни и до­ныне ни­кто не сме­ет сру­бить де­ре­во в за­по­вед­ной ро­ще. Несмот­ря на то, ве­ко­вых де­ре­вьев там ма­ло; вре­мя ис­треб­ля­ет их.

Ко­гда свя­той впал в пред­смерт­ную бо­лезнь, бра­тия, го­ре­вав­шие, ко­гда он ухо­дил в уеди­не­ние, тем бо­лее скор­бе­ли о пред­сто­я­щей кон­чине свя­то­го. «Не скор­би­те об этом, бра­тия мои воз­люб­лен­ные, – го­во­рил им в уте­ше­ние пре­по­доб­ный, – на все во­ля Бо­жия. Со­хра­няй­те за­по­ве­ди Гос­под­ни и не бой­тесь в этой жиз­ни по­тер­петь бе­ды, чтобы по­лу­чить на­гра­ду на небе­сах. Ес­ли же я бу­ду иметь дерз­но­ве­ние у Бо­га и де­ло мое бу­дет Ему угод­но, то это свя­тое ме­сто не оску­де­ет и по мо­ем от­ше­ствии. Мо­ли­тесь толь­ко Гос­по­ду Бо­гу и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, чтобы из­ба­вить­ся вам от ис­ку­ше­ний лу­ка­во­го». Пре­по­доб­ный скон­чал­ся 25 ап­ре­ля и был по­гре­бен спра­ва от де­ре­вян­но­го Вос­кре­сен­ско­го хра­ма.

Из­вест­на ико­на XVII ве­ка, на ко­то­рой прп. Силь­вестр изо­бра­жен дер­жа­щим в ру­ке сви­ток; на свит­ке по­ме­ще­на часть тек­ста его за­ве­ща­ния, до­шед­шая та­ким об­ра­зом до нас.

Вско­ре по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го на ме­сте его ду­хов­ных бе­сед бы­ла со­ору­же­на ча­сов­ня, во­круг ко­то­рой еже­год­но в день па­мя­ти свя­то­го по­движ­ни­ка со­вер­ша­лись крест­ные хо­ды. Осо­бо по­чи­та­лось ме­сто по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­го, так как от гро­ба его про­ис­хо­ди­ли чу­дес­ные ис­це­ле­ния. Как и дру­гие се­вер­ные мо­нас­ты­ри, Вос­кре­сен­ская оби­тель неод­но­крат­но под­вер­га­лась ра­зо­ре­нию: в 1538 го­ду во вре­мя на­ше­ствия ка­зан­ских та­тар, в 1612 го­ду поль­ски­ми за­хват­чи­ка­ми. К 1647 го­ду раз­ру­шен­ный мо­на­стырь был вос­ста­нов­лен. В 1656 го­ду по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Ни­ко­на вме­сто де­ре­вян­ной ча­сов­ни над гроб­ни­цей пре­по­доб­но­го Силь­ве­ст­ра со­ору­жен храм в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1764 го­ду мо­на­стырь был упразд­нен, а его со­бор­ный храм пре­вра­щен в при­ход­скую цер­ковь. В 1821 го­ду ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский Фила­рет (впо­след­ст­вии мит­ро­по­лит Мос­ков­ский) дал бла­го­сло­вен­ную гра­мо­ту на стро­и­тель­ство вме­сто де­ре­вян­ной По­кров­ской церк­ви ка­мен­но­го Вос­кре­сен­ско­го хра­ма, ко­то­рое бы­ло за­кон­че­но в 1825 го­ду. В од­ном из при­де­лов Вос­кре­сен­ско­го хра­ма в брон­зо­вой по­се­реб­рен­ной гроб­ни­це уста­но­ви­ли об­ре­тен­ные нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Силь­ве­ст­ра. В 1860 го­ду пре­по­доб­ный Силь­вестр вновь на­пом­нил о се­бе несколь­ки­ми чу­дес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми, опи­са­ние ко­то­рых по­ме­ще­но в Ярос­лав­ских и Во­ло­год­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях за 1860–1870 гг.

См. так­же: «Па­мять пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Силь­ве­ст­ра Об­нор­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Житие преподобного Сильвестра Обнорского

Житие преподобного Сильвестра Обнорского

8 мая Церковь празднует молитвенную память преподобного Сильвестра Обнорского, краткое житие которого мы поместили ниже.
Сильвестр (14 век) был пострижен в монашество преподобным Сергием Радонежским и сначала подвизался в его обители, а потом, получив благословение на отшельнический подвиг, удалился в пределы Ярославские, на реку Обнору, и устроив себе в дремучем лесу убогую келью, предался непрестанной молитве, мужественно перенося все скорби и нужды. Питался он древесной корой и кореньями и сначала без хлеба так обессилевал, что падал в изнеможении на землю. Но однажды явился ему ангел Господень в виде чудного мужа, прикоснулся к Сильвестру, и с тех пор он уже мог терпеть голод.

Много лет провел отшельник Сильвестр в полном уединении. Но со временем, по Божьей воле, жители окрестных сел узнали о нем и стали часто навещать святого, принося ему хлеб, от него же получали спасительные наставления и советы. Некоторые из них, желая подвизаться под руководством преподобного старца, стали строить свои кельи поблизости от него. Так возникла новая обитель, где Сильвестра посвятили в игумены.

После этого братия Обнорского монастыря стала преумножаться, и святому пришлось для молитвы иногда уединяться в лесу, в месте, которое позднее назвали «заповедная роща», потому что преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. Когда через многие годы после кончины святого некий иеромонах Иов приказал срубить эту рощу, Господь строго наказал его: Иов ослеп, и зрение к нему вернулось только когда он покаялся и дал обещание поступать не по своей воле, а советуясь с братией монастыря.

Наконец преподобный Сильвестр состарился и впал в предсмертную болезнь. Тогда иноки собрались вокруг его постели и плакали, что лишатся мудрого наставника и теплого молитвенника, опасаясь, что после смерти игумена обитель придет в упадок. Но святой их утешил словами: «Братия, на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в сей жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога, то святое место сие не оскудеет и по моем отшествии».

Основанный преподобным Сильвестром Обнорский монастырь просуществовал более четырехсот лет, от раки же с мощами святого совершалось много чудес во славу Единого в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Преподобне отче Сильвестре, моли Бога о нас!

<< На главную страницу Жития святых – полное собрание >>

Молитва священномученику Сильвестру

«О предивный угодниче Христов, священномучениче Сильвестре! Со умилением преклонше колена пред честными цельбоностными мощами твоими (святым образом твоим), хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога, нам недостойным даровавшаго заступника тя и ходатая. Ему же ты с лики новомучеников Российских и всех Небесных Сил предстоиши. Умоли Господа, да утвердит во святей стране Российстей живый дух православныя веры и благочестия, да вселит в земли Сибирстей любовь пламенеющую к вере отечестей; наипаче же оградит нас всесильною рукою Своею от раскольнических лжеучений и ересей. Да подаст людем дух покаяния в богоотступлении и служении суетам мира сего; всем же нам дарует дух смирения, кротости и послушания. Да препояшет ны благодатию Своею и утвердит во брани за спасение наше. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

В статье ярославского историка Светланы Чернецовой рассматриваются некоторые аспекты традиции почитания деревьев в контексте духовно-исторического развития сельской округи Верхнего Поволжья. Исследование охватывает период с XIV по XX в. н. э.

В его основу легли некоторые малоизвестные документы второй половины XIX — начала ХХ в. и не публиковавшиеся ранее этнографические данные, собранные автором в ходе полевых исследований в окрестностях с. Воскресенское Любимского р-на Ярославской области.

Святой Сильвестр Обнорский

Растительные культы и их трансформация в традиционной культуре населения Ярославского края изучены гораздо меньше, чем аналогичные явления у мордвы, удмуртов, мари и некоторых других финно-угорских народов. Заповедные рощи, функционирующие как сакральные локусы, в настоящее время известны и в соседней Вологодской области. Но долгое время считалось, что к ХХ в. на территории Ярославского Поволжья ни одна из «священных» рощ не сохранилась.

В статье подробно описывается уникальный, сохранившийся до наших дней сакральный деревенский комплекс, напрямую связанный с жизнью местночтимого святого — Сильвестра Обнорского. В комплекс предметов его духовной практики вошло несколько природных объектов, которые позднее стали предметом почитания местных жителей.

Культ дерева являлся неотъемлемой частью многогранной традиционной культуры населения Верхнего Поволжья. До начала XX в. некоторые его элементы еще повсеместно сохранялись в культурных традициях края. Одной из форм про¬явления культа является почитание одиноко стоящих деревьев. Ключевым признаком, по которому дерево теоретически могло приобрести статус сакрального, являлось наличие особого кольцеобразного отверстия, образовавшегося в результате срастания ветвей или проявившегося в форме обнаженных корней дерева. Но даже при отсутствии внешних отличительных признаков, объектами сакрализации могли становиться деревья, связанные с каким-то знаковым событиям: межевые индикаторы, деревья пережившее удар молнии, «горелые» деревья, «покойниковы» деревья и пр.

Другой важной составляющей частью культа являлось почитание святых рощ. В Ярославской губернии в этом плане особо выделялись северные уезды — Пошехонский, Даниловский и Любимский [11]. Особая географическая отдаленность этих регионов способствовала длительному сохранению остатков языческих верований и самобытных форм народного православия.

Реконструировать культ дерева на основании имеющихся на сегодняшний день материалов практически не представляется возможным. Отчасти потому, что интересующие нас сведения, отраженные в дореволюционной литературе, чрезвычайно краткие и лишь упоминают отдельные объекты. Так, известно, что во II половине XIX в. в ряде населенных пунктов Ярославской губернии еще росло несколько «святых» деревьев и рощ, по отношению к которым фиксировались некоторые элементы обрядов, но большинство этих мест не сохранилось до наших дней [10].

В связи с этим тщательная фиксация и изучение немногих оставшихся объектов представляется нам очень важным для понимания феномена культа дерева в контексте духовноисторического развития сельской округи Верхнего Поволжья.

Сакральный локус, упоминаемый в агиографической литературе под названием «заповедной рощи», находился между с. Воскресенское-на- Обноре и д. Фрольцево в Любимском уезде Ярославской губернии.

В настоящее время под ним понимается большой лесной массив, начинающийся от С-В стены храма в честь Воскресения Христова в с. Воскресенское и тянущийся вдоль правого берега р. Обноры до середины современного пос. Фрольцево. Общая протяженность массива около 600-700 метров при ширине в 200-250 метров. Роща преимущественно состоит из хвойного (ель, сосна) и березового леса. Возраст деревьев не превышает 100-150 лет.

Полевые исследования позволяют сделать однозначный вывод о том, что в данном месте находится сакральный комплекс, состоящий из ряда церковных, археологических и природных объектов, связанных между собой в ритуальном и фольклорном отношении [7].

В недалеком прошлом эти объекты систематически использовались в религиозной практике местного населения и фрагментарно продолжают использоваться в настоящее время. В том виде, в каком сакральный комплекс сохранился до наших дней, он состоит из самой «заповедной рощи», храма во имя Воскресения Христова, часовни на роднике, святого родника и поклонного креста. В середине XIX в. в этот комплекс входило гораздо большее число почитаемых объектов: три деревянные церкви Воскресенского притча (Покровская, Воскресенская, Сретинская), заповедная роща, кладбище, три колодца в роще, вырытых Сильвестром самостоятельно, святой родник на краю рощи, часовня в поле (в конце «тропы Сильвестра») и часовня на роднике.

С большой долей уверенности можно предположить, что в комплекс были включены также два старых, изрядно оплывших кургана — «Большой» и «Малый», которые расположены на окраине д. Фрольцево [6]. Кроме этого, с комплексом самым тесным образом была связана «тропа Сильвестра», маркировавшая окончание дороги из рощи в поле к месту, на котором Сильвестр беседовал с посетителями [1, с. 41]. В отношении нее здесь бытовало старинное предание, переходящее из рода в род, что это та самая тропа, по которой подвижник выходил к народу. На рубеже XIX и XX вв. тропа практически перестала существовать, поскольку была застроена домами разросшегося села. По всей видимости, этот факт имеет прямое отношение к разбору в 1820 г. старой часовни и возведению новой в другом месте. Таким образом, можно сформулировать предположение, что древняя «тропа Сильверстра», как особо выделяемый объект, продолжала существовать с 80-х гг. XIV в. (дата смерти подвижника — 1379 г.) до середины XIX в., поскольку к началу ХХ в. она уже была застроена домами. Нельзя исключать, что какое-то отношение к сакральной организации пространства имела и «Улитина тропка» [1, с. 10].

Заповедная роща Сильвестра Обнорского находится практически на самой границе Ярославской и Вологодской областей, в которой известны так называемые кусты — священные рощи, растущие в бассейне рек Кокшенги и Сухоны [5].

При сравнении с описанием вологодских рощ- «кустов» — выявляется множество аналогий с рощей в с. Воскресенское: они также расположены на возвышении, хорошо видны издалека, в них также действовал запрет на рубку деревьев и другие сходства.

Сакрализация леса в р-не с. Воскресенское напрямую связывается с деятельностью преподобного Сильвестра Обнорского. Считается, что в том месте, где теперь находится с. Воскресенское, им была устроена первая келья-землянка, вокруг которой спустя некоторое время появились кельи его последователей. Позднее, но еще при жизни Сильвестра, здесь был основан монастырь. Агиография подвижника рассказывает, что преподобный тяготился нарушенным уединением и в конце жизни удалился жить в дремучий лес (рощу), в которой запретил рубить деревья, шуметь и нарушать его уединение. В описании иконы Сильвестра, которая в 19 в. находилась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Старое Симоново, г. Москва), отмечалось, что на иконе была отображена та самая местность, «…по которой ходил он в свою заповедную рощу», и упоминается факт, что колодцы в роще копал сам Сильвестр в ночное время [9].

В данном случае мы, очевидно, имеем дело с неким пересказом утраченного источника — рукописной «Общей минеи», хранившейся в Воскресенском храме и погибшей при пожаре в доме Чагина в конце XVIII в. [1, с. 5]. Местные жители относились к роще благоговейно, из поколения в поколение передавая наказ святого старца не рубить в ней деревья. В 1645 г. строитель Воскресенской обители иеромонах Иов пренебрег заповедью чудотворца и распорядился рубить рощу, за что был наказан слепотой [1, с. 13]. По всей видимости, этот случай имел большое поучительное значение, поскольку до 1856 г. роща стояла практически в нетронутом первозданном виде и была «. так плотна, что с трудом можно было проходить сквозь нее» [1, с. 41].

После смерти Сильвестра, в том месте, куда подвижник выходил из рощи для духовных бесед с прихожанами, была устроена первая деревянная часовня, венчающая окончание «тропы Сильвестра». В Воскресенском действительно долгое время сохранялась широкая тропа, идущая из рощи в поле к часовне. Ежегодно в день памяти святого подвижника к этой часовне совершались крестные ходы. Известно, что в 1864 г. часовня была серьезно обновлена и перенесена в другое место [1, с. 42]. Сейчас на ее месте установлен поклонный крест. Еще одна часовня была установлена в 1861 г. на краю рощи, прямо на тропинке в овраге, ведущей к святому роднику. Помимо этого самого популярного и посещаемого святого источника, в глубине «заповедной рощи» находилось еще три колодца, вырытых преподобным собственноручно. Они к середине 19 в. пришли в полное запустение, хотя все еще изредка посещались богомольцами [4].

К 1825 г. в Воскресенском и его окрестностях, кроме колодцев Сильвестра, не осталось ни одного древнего подлинного культового сооружения, связанного с памятью преподобного. По всей видимости, события первой половины XIX в. в немалой степени способствовали снижению сакрального статуса места. Прежде всего, этому способствовало то, что при возведении каменного Воскресенского собора (в 1825 г.) и сносе деревянной Покровской церкви (в 1822 г.) наружный ход к раке подвижника был утрачен навсегда. На некий «священный коллапс» середины XIX в. прямо указывает и более чем скромный доход всего Воскресенского притча, составлявшего в период с 1822 по 1857 г. не более 200 рублей в год от всех трех церквей [1, с. 33]. Но в 1856 г. в с. Воскресенском происходит событие, по всей видимости, давшее мощный толчок в восстановлении и дальнейшем развитии всего сакрального комплекса. Дело в том, что сильный ураган 1856 г. лишил рощу «больше половины матерых деревьев» [1, с. 41]. Казенные крестьяне начинают использовать поваленные деревья в бытовых целях. Нельзя исключать, что именно это обстоятельство — постепенное снижение особого благоговейного отношения к роще — стало подоплекой явления чуда 1860 г. [8, с. 4-510], после которого у притча резко увеличивается до¬ход с 200 до 1500 тыс. рублей в год [1, с. 33].

Большие усилия по канонизации Сильвестра Обнорского в конце XIX в. предпринимает видный церковный историк, профессор и ректор Московской Духовной Академии С. К. Смирнов [8]. Им была составлена служба святому, описано его житие, издана книга. Но, как следует из переписки архиепископа Ярославского и Ростовского Ионофана с С. К. Смирновым, отправлять службу Сильвестру Обнорскому в с. Воскресенском не разрешил Священный Синод, поскольку он не причислен к лику святых [3]. Это решение поставило в большое затруднение и самого Ионафана и обнорских священников, которые «. до настоящего времени совершали службы преподобному» [3, с. 548]. Основанием для отказа послужило отсутствие возможности открыть и освидетельствовать мощи Сильвестра.

В советский период ХХ в. из-за организации здесь деятельности местного леспромхоза роща лишилась практически всех старых деревьев. В 50-60-е гг. ХХ в. эта часть берега р. Обноры уже использовался как склад лесозаготовок под открытым небом. В течение осени-зимы со всей округи сюда свозились подготовленные к сплаву бревна, которые весной сразу после ледохода сталкивались в реку. Местные жители, родившиеся в конце 40-х гг. говорят: «…мы дак уже застали только молодняк и здоровые пни от сосен. Но пни были в три обхвата толщиной» (информатор П. К. Мальцев, 1948 г. р., уроженец с. Воскресенское). Одна из информаторов помнит, что в детстве бабушка водила ее к большому пню, на котором была укреплена небольшая икона (информатор А. В. Меньшикова, 1949 г. р., уроженка с. Воскресенское). Она же помнит полуистлевшие тряпочки и ленточки на ветвях некоторых деревьев. Жителей окрестных сел и деревень утверждают, что «…эта местность неподвластна всяким гадам. У нас нет здесь ни змей, ни ужов. Вот Любим — далеко ли?! Так там полно, а здесь вообще нет. Это Это Сильвестр им (змеям. — С. Ч.) завет дал…» (информатор — А. И. Антоненко, 1932 г. р.; уроженка пос. Фрольцево).

У жителей пос. Фрольцево, с. Воскресенского, д. Анашкино, Губино до сих пор сохраняется общая традиция широких гуляний в роще в первой декаде мая. До революции гуляния напрямую связывались с днем памяти Сильвестра и проводились 8 мая, то есть 25 апреля по ст. стилю [1, с. 25]. После Великой Отечественной войны традиция проведения массового празднества в роще сместилась на один день. Гуляния проводились уже 9 мая и формально объяснялись празднованием Дня Победы. В советское довоенное время в роще точно таким же образом отмечался праздник 1 Мая. В наши дни праздник по- прежнему отмечается 8 мая. В этот день все жители окрестных сел шли в рощу и прямо на траве устраивали большой общий стол с непременной выпивкой, щедрым угощением, песнями и плясками. В большинстве случаев на импровизированных столах обязательно присутствовали блины и вареные яйца. Использование этих продуктов в совместной трапезе в роще является очень архаичным элементом обряда «кормления» дерева, то есть фактически — совместной ритуальной трапезы, в которой задействована типичная поминальная пища [2]. Среднее число участников таких застолий составляло 50-70 человек, но бывало и гораздо больше.

Известно, что вологодские священные рощи- «кусты» активно функционировали как почитаемые объекты до середины 30-х гг. ХХ в., то есть до тех пор, пока не были разрушены часовни, находящиеся в них. В то же время еще лет 40-50 назад почитаемые рощи можно было встретить практически в каждом районе Удмуртии, но сегодня они остались далеко не везде. Антропогенное воздействие человека на природу (строительство, проведение дорог и пр.) только ускорило процесс их исчезновения. Сохраняются только те рощи, которые находятся в труднодоступных местах. В связи с этим сам факт единичного случая сохранения заповедной рощи в границах современной Ярославской области — явление абсолютно уникальное и малоизученное.

Библиографический список

1. Братановский, А. Приходский храм Воскресения Христова что на р. Обноре Ярославкой губернии [Текст] / Типографии губернской земской управы / А. Братановский. — Ярославль, 1902. 2. Зеленин, Д. Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов [Текст] / Д. Зеленин // Известия АН СССР — Серия 7. Отделения общественных наук. — 1933. — № 8. 3. Каптерев, П. Н. Дело о несостоявшейся канони¬зации Сильвестра Обнорского [Текст] / П. Н. Каптерев // Богословский вестник. — 1915. — Т. 3. — № 10 11-12. — С. 545-562. 4. Крылов, А. Церковь села Воскресенского на Обноре [Текст] / А. Крылов // ЯЕВ. — 1861. — № 22. — С. 211-215. 5. Никитинский, И. Ф. Грунтовые могильники в священных рощах-«кустах» на Кокшеньге и Сухоне [Текст] / И. Ф. Никитинский // КСИА. — Т. 195. — М., 1989. — С. 74-80. 6. Орлов, В. Два кургана близ заповедной рощи Сильвестра Обнорского [Текст] / В. Орлов // ЯЕВ. — 1879. — Кн. 20. — С. 191-192. 7. Панченко, А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России [Текст]. — СПб., 1998. — С. 12. 8. Смирнов, С. К. Преподобный Сильвестр Обнорский [Текст] / С. К. Смирнов. — М., 1884. 9. Сягаев, Д. И. Описание иконы преподобного Сильвестра Обнорского чудотворца, находящейся в старой Симоновской церкви [Текст] / Д. И. Сягаев. — М., 1872. — С. 5. 10. Чернецова, С. Б. К вопросу об организации сакрального пространства в центральных и южных районах ярославского Поволжья (почитаемые источники, камни, деревья) [Текст] / С. Б. Чернецова // Великий Волжский путь: человек, пространство, время, документ. — Ярославль, 2011. — С. 275-291. 11. Якушкин, Е. Молитвы и заговоры в Пошехонском уезде Ярославской губернии [Текст] / Е. Якушкин // Труды Ярославского губернского статистического комитета. — Ярославль, 1868. — Вып. 5. — С. 159¬182.

Автор: С. Б. Чернецова. Ярославль. Источник: Ярославский педагогический вестник Фото: Андрей Малышев (Мерянин)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: