Большинство архитектурных памятников напрямую связаны с различными важными событиями. Десятинная церковь в Киеве — это первый христианский храм древней Руси, сделанный из камня. Собор Пресвятой Богородицы был построен в скором времени после крещения князя Владимира. Сооружение было самым большим и величественным на тот момент.
Описание архитектурного шедевра
Для строительства Десятинной церкви князем Владимиром были приглашены лучшие мастера из Византии. Вместе с ними пришла мода на подражание византийским храмам, то есть на возведение крестово-купольных построек. Шестиярусный собор украшали 5 куполов, а также галереи с 3 сторон, в которых находились различные помещения.
При раскопках первой каменной церкви на Руси археологи находили элементы, которые свидетельствовали о довольно богатом внутреннем убранстве. Например, к ним можно отнести:
- Части фресок.
- Куски мрамора.
- Отдельные элементы мозаики.
- Яшму.
- Порфир.
- Ценные породы дерева.
Внутри церкви было большое количество старинных икон, крестов, а также сосудов из Херсонеса. В качестве подарка Владимир передал мощи святого Климента — христианского великомученика и проповедника I века н. э.
Десятичная церковь ещё называется храмом Успения Пресвятой Богородицы (официальное название). О монастыре упоминается в различных старинных документах, рукописях и архивах. Несмотря на огромное количество разных источников, ни в одном из них нет изображения, показывающего внешний вид церкви, поэтому можно только предполагать, какой она была, основываясь на археологических находках. Большинство историков и археологов считают, что церковь Успения Пресвятой Богородицы (989−996) полностью соответствовала архитектурным взглядам византийских мастеров.
Также учёные предполагают, что рядом с основным зданием были покои киевской знати, а также дворец князя. Довольно близко находился международный рынок, который располагался на площади под названием Бабий торжок.
Интересные факты и теории
Сейчас есть несколько интересных теорий, которые связаны с церковью. Одна из них рассказывает о кафедральном соборе как о символе православного мира. Если верить этим источникам, в то время святое церковное строение имело важнейшее значение и занимало особое место в культуре древних славян.
Оно находилось на киевской горе, откуда хорошо было видно Подол, Лукьяновку, Левый берег, Львовскую площадь, а также другие интересные места современного Киева.
Точно известно, что Десятинная церковь была посвящена Пресвятой Богородице, но невозможно сказать дате смерти (Успению) или рождения (Рождеству). Название Десятинная появилось из-за того, что князь тратил десятую часть всех доходов на её строительство и содержание.
Другие интересные факты:
- В народе храм святой Богородицы называли «мраморным». Всё дело в том, что фасады были покрыты многочисленными мраморными элементами, а полы — геометрическими рисунками из отдельных разноцветных мраморных кусков.
- Основан собор «на крови» русских мучеников. Первыми стали Иоанн и его отец Фёдор. Это было родовое захоронение.
- Десятинной храм стал последним пристанищем для князя Владимира и его жены Анны. Сюда же заложили чудотворные мощи княгини Ольги.
- Пётр Могила посадил липу в память о возрождении церкви. Она растёт по сей день.
Большинство историков уверены, что первая каменная церковь является монументальным сооружением, которое способствовало развитию христианской религии. Это было началом массового перехода от язычества к православию.
Архитектура Древней Руси
Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи.
Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.
Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой.
Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.
Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе.
Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.
Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец.
Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.
Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!
Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу».
«Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».
Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы.
Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей.
В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома.
Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!
В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.
Технология строительства
Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.
Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.
Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.
К большому сожалению, от величественного храма ничего не осталось, только картинка. Учёные смогли найти лишь небольшие части фундамента этой церкви.
Исторические сведения о происхождении
Главный исторический документ, который называется «Повесть временных лет», кратко говорит о том, что князь Владимир решил возвести храм Пресвятой Богородицы в 989 году. Точно никто не может сказать, когда началось строительство и почему она так названа, но все историки берут за основу 990 или 991 год. В 996 году произошло освящение новой церкви. Некоторые свидетельства указывают, что собор возведён на месте, где язычники казнили первомучеников Иоанна и Фёдора.
Через 40 лет князь Ярослав Мудрый построил Собор Святой Софии или Софийский Собор, из-за чего значение Десятинной церкви значительно снизилось. Информации о её дальнейшей судьбе практически нет. Есть подтверждения фактов нападения:
- Князь Мстислав Андреевич в 1169 году разграбил храм.
- То же самое сделал Рюрик Ростиславович в 1203 году.
Церковь с трудом перенесла землетрясение, перестройку и пожар. Полное разрушение произошло после нападения армии хана Батыя при осаде Киева в 1240 году. Городские жители спрятались в соборе в поисках спасения от вражеских войск. Стены сооружения не выдержали под натиском стенобитных орудий и упали, похоронив всех, кто был внутри.
Кроме своего основного назначения, храм использовался в качестве усыпальницы. На его территории покоились мощи Климента, Анны, Владимира и Ольги, которую перенесли позже.
Через некоторое время останки князя перепрятали, но по непонятной причине они были утеряны и больше не вернулись в усыпальницу. Их местонахождение до сих пор неизвестно.
Сохранившиеся автографы киевских князей
Софийский собор также уникален тем, что в нем можно увидеть автографы киевских князей, как утверждают археологи. И это не подписи на государственных актах, а молитвенные прошения, начертанные на храмовых стенах. На этот момент идентифицированы автографы княгини Олисавы и ее сына — князя Киевского Святополка II. Об этом также можно прочесть отдельную статью на нашем портале.
Дальнейшая судьба церкви
Десятинную церковь несколько раз пытались возродить. Первую попытку сделал Пётр Могила в начале XVII века. Он начал очищать стены и фундамент храма, а также возвёл небольшую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Для этого были использованы сохранившиеся старые стены. Внутри здания митрополит разместил икону святого Николая, которую привёз князь Владимир из Херсонеса. После смерти Пётр Могила завещал целую тысячу золотых на восстановление старинного собора.
Интерес возобновился в XIX веке. Во время раскопок и других археологических исследований обнаружились части мозаик, фундамента и фресок. Собор решили восстановить, поэтому из Санкт-Петербурга в Киев пригласили знаменитого архитектора Василия Стасова. На новое строительство ушло 14 лет и 100 тыс. золотых рублей. Осветили реконструированную церковь в 1842 году.
Она довольно сильно отличалась от своей предшественницы. Её построили в византийско-русском стиле. Сооружение представляло собой квадрат, каждая сторона которого была длиной почти 30 м, что в 2 раза меньше храма Владимира. Церковь Стасова разрушили коммунисты в 1928 году, так как при советской власти она подлежала обязательному сносу, как и большинство других культурных памятников. Уже 1936 году фундамент собора был полностью разобран. Из-за этого монументальное сооружение до сегодняшних дней не сохранилось.
Софийский собор. Единственный сохранившийся древнерусский храм с византийскими мозаиками
Отделка мозаикой — техника довольно сложная и дорогая. Но киевские князья пытались равняться с византийскими императорами, и потому ряд столичных храмов, как и византийских, был украшен мозаикой. Увы, до наших дней дошел только один такой храм — собор св. Софии. Конечно, мозаикой отделывались также и другие церкви города: уже упомянутая Десятинная церковь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры и Михайловский Златоверхий собор. Но от этих убранств почти ничего не осталось. Только некоторые мозаики Михайловского Златоверхого собора были сохранены, и ныне их можно увидеть на хорах Софийского собора и в Третьяковской галерее в Москве. А вот в Софийском соборе все мозаики находятся на своем месте. Об этом смотрите наш специальный материал.
Возведение нового современного храма
Мраморная церковь является огромным и довольно функциональным сооружением. Во время строительства использовались дорогие стройматериалы, например, гранит, кварцит и редкие породы дерева. Вяжущим материалом была цемянка — так называется раствор тщательно разведённой извести и толчёной керамики.
С помощью него можно было возводить довольно крупные и надёжные строения.
В 1996 году выпустили 2 коллекционных монеты с изображением собора. Одну из них сделали из чистого серебра, а другую — из сплава меди и никеля. Снизу находится надпись «Духовные ценности Украины». Фотографии этих монет есть в школьных учебниках по истории Украины.
Разрушение храма Пресвятой Богородицы вполне можно назвать настоящей трагедией для огромного количества верующих, историков и просто любителей величественной архитектуры. Благодаря кооперации людей в 2006 году на месте руин возвели храм-скинию. Но сооружение было незаконным, поэтому возникло множество споров и скандалов.
В конечном итоге в 2007 году приняли решение разрушить новую церковь, а на её месте построили маленький храм из дерева. В этом же году здание освятил Блаженнейший митрополит Владимир.
В 2009 году во внутреннем дворе нового храма создали мужской монастырь. Уже в следующем году хотели построить ещё один собор, который был бы максимально похож на Десятинную церковь князя Владимира. Макет и проект уже разрабатывались, но местные чиновники так и не одобрили идею.
Довольно трудно переоценить важность создания подобного сооружения во времена князя Владимира. Строительство этой церкви изменило архитектурные традиции Руси, а также поспособствовало усилению христианской веры в государстве.