Праведная Иулиани́я Ольшанская, Печерская, княжна, дева

Памяти святой девы Иулиании Ольшанской

Проникновенная песня из авторского альбома Татианы Лазаренко «Святыни вечного города» посвящена святой деве Иулиании Ольшанской, мощи которой почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры(память 19 июля и 11 октября).

В твой лик гляжу с благоговеньем, Святая дево, чистый цвет. Свое любимое творенье Господь призвал в расцвете лет. Ушла без слез, упреков дерзких, Оплаканная женихом, Под сень обители Печерской, Под Богородицы Покров. Почила плотью в лаврском лоне. Душой прекрасна и светла И на духовном небосклоне Звездою утренней взошла. Лозу от родового древа, Господь тебя к Себе призвал. Святой удел Пречистой Девы Навек твоим уделом стал. Приду к твоим мощам нетленным, Поплачу, тихо помолюсь, В твой образ, кроткий и смиренный, Сквозь пыль седых веков всмотрюсь. Молю, Юлиания — дево, Ты душу грешницы спаси. Под звуки лаврского распева Молитву к Небу вознеси. Стихи Татианы Лазаренко Музыка и вокал Елены Залевской

Ролик Оксаны Беляевой

История обретения мощей

В начале XVII века, при архимандрите Елисее Плетенецком (1599—1624), святые мощи праведной Иулиании были обретены нетленны­ми. При копании могилы близ Успенской церкви, у придела во имя святого апосто­ла и евангелиста Иоанна Богослова, обнаружили гробницу, на которой была при­бита дощечка с гербом князей Ольшанских и надписью: «Иулиания, княжна Оль­шанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставль­шаяся девою на шестнадца­том году от рождения». Когда открыли гроб, увидели святую Иулианию как бы спящей; она была одета в шелковые, шитые золотом, одежды, шея и руки были украшены драгоценностями, а голова увенчана золотым венцом с жемчугом. Но лишь только прикоснулись к ее одеждам, как они рас­сыпались в прах. Осталось одно ее нетленное тело, к которому как бы не дерз­нула прикоснуться смерть, и еще драгоценные украшения на ее руках. Святую девицу облекли в новую одежду и положили в юго-западном углу Великой Успенской церкви, но без почести, подоба­ющей святым. В 1617 году еретик-арианин, по имени Василий, пришел в Успенскую церковь и просил екклесиарха Ливерия открыть ему гробницу праведной Иулиа­нии. Прикладываясь к святым мощам, он похитил драгоценный перстень с руки святой. Но когда святотатец вышел с похищенным из храма, он упал у церковных дверей и умер. При осмотре тела умершего нашли перстень святой девы и по­няли причину его внезапной смерти. Прошло немного времени, и святая Иулиания в чудесном видении явилась архи­мандриту Петру Могиле (впоследствии митрополит Киевский), обличая за небре­жение к ее святым мощам и за маловерие к ним. Тогда тот ревностный пастырь немедленно повелел искусным и благочестивым девственницам чина иноческого приготовить для святых мощей достойные одеяния и благолепную утварь. Сделана была также по его повелению новая рака, в которую и были благочинно положены святые мощи. Облекшись сам во святительские одежды и созвавши весь освященный собор, Петр Могила совершил торжественное их перенесение в иное место и празднственное моление и пение, с благодарением Богу и Богородице и преподоб­ным отцам Печерским и за явление честных мощей святой девственницы. С тех пор и положено было совершать память святой праведной Иулиании в день обретения ее честных мощей 6/19 июля, ибо многие с верою к ней притекавшие получили исцеление. Праведная Иулиания явилась также в числе многих святых дев игумену Златовер­хого Киевского монастыря Феодосию. При этом она сказала игумену: «Господь для того явил тебе это видение, чтобы ты узнал, что и я причтена Господом к святым девам, угодившим Ему». При пожаре Успенской церкви в 1718 году святые мощи праведной Иулиании сгорели. Их останки были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерской лав­ры. В 1889 году по ходатайству архиепископа Волынского Модеста часть святых мощей была перенесена в кафедральный собор г. Житомира.

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Праведная Иулиани́я Ольшанская, Печерская, княжна, дева

По­сле при­со­еди­не­ния Ки­е­ва к Лит­ве в го­ро­де пра­ви­ла се­мья кня­зей Оль­шан­ских. В се­ре­дине XVI ве­ка у од­но­го из них – кня­зя Юрия Дуб­ро­виц­ко­го-Оль­шан­ско­го – умер­ла дочь Иули­а­ния. Она скон­ча­лась дев­ствен­ни­цей на 16-м го­ду жиз­ни. Отец ее был бла­го­тво­ри­те­лем Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, и по­то­му те­ло княж­ны по­греб­ли близ Ве­ли­кой Лавр­ской церк­ви.

В на­ча­ле XVII ве­ка при Пе­чер­ском ар­хи­манд­ри­те Ели­сее Пле­те­нец­ком (1599–1624) во вре­мя ко­па­ния мо­ги­лы на­шли гроб с нетлен­ным те­лом де­вуш­ки. На се­реб­ря­ной до­щеч­ке гро­ба бы­ла над­пись: «Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская, скон­чав­ша­я­ся на 16-м го­ду». Княж­на ле­жа­ла в гро­бу как жи­вая, в бе­лом пла­тье, об­ши­том зо­ло­том, со мно­же­ством дра­го­цен­ных укра­ше­ний. Те­ло ее пе­ре­нес­ли в Ве­ли­кую Лавр­скую цер­ковь.

В XVII ве­ке свя­тая Иули­а­ния яви­лась Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле и упрек­ну­ла его за ма­ло­ве­рие и небре­же­ние к ее мо­щам. По­сле это­го мит­ро­по­лит по­ве­лел по­ло­жить мо­щи свя­той в дра­го­цен­ную ра­ку с над­пи­сью: «По во­ле Твор­ца Неба и зем­ли жи­вет по вся ле­та Юли­а­ния, по­мощ­ни­ца и ве­ли­кая в Небе за­ступ­ни­ца. Здесь ко­сти – вра­чев­ство про­тив всех стра­да­ний… Рай­ские се­ле­ния со­бой укра­ша­ешь, Юли­а­ния, как цве­ток пре­крас­ный». У ра­ки мо­щей свя­той Иули­а­нии со­вер­ша­лось мно­же­ство чу­дес и бла­го­дат­ных ис­це­ле­ний. Был при этом слу­чай, ко­гда про­брав­ший­ся в цер­ковь вор украл с ее мо­щей дра­го­цен­ное коль­цо, но ед­ва он вы­шел из две­рей хра­ма, за­кри­чал страш­ным го­ло­сом и упал мерт­вым.

Од­на­жды свя­тая де­ва Иули­а­ния яви­лась игу­ме­ну Ки­ев­ско­го Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря и ска­за­ла ему: «Я – Иули­а­ния, мо­щи ко­то­рой ле­жат в Пе­чер­ской церк­ви. Ты же счи­та­ешь мои мо­щи ни­чем. Ра­ди это­го Гос­подь по­сы­ла­ет те­бе зна­ме­ние, чтобы ты по­нял, что я Гос­по­дом Бо­гом при­чте­на к свя­тым де­вам, уго­див­шим Ему». С тех пор по­чи­та­ние свя­той Иули­а­нии еще бо­лее уве­ли­чи­лось.

В 1718 го­ду мо­щи свя­той го­ре­ли при по­жа­ре в церк­ви. Остан­ки их бы­ли по­ло­же­ны в но­вую ра­ку и по­став­ле­ны в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Свя­тая пра­вед­ная де­ва Иули­а­ния ста­ла вто­рой из свя­тых жен Ру­си, удо­сто­ив­ших­ся быть по­гре­бен­ны­ми в Лавр­ских пе­ще­рах. На ико­нах свя­тая Иули­а­ния изо­бра­жа­ет­ся в со­бо­ре свя­тых от­цев Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

Свя­тая Иули­а­ния – пер­вая по­мощ­ни­ца рус­ским жен­щи­нам в ис­це­ле­нии бо­лез­ней ду­ши. Она пред­ста­тель­ству­ет за них вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми рус­ской зем­ли пред Пре­чи­стой Ма­те­рью Гос­по­да и вме­сте с Нею – пред Пре­сто­лом Свя­той Тро­и­цы. По­мо­лим­ся же свя­той пра­вед­ной де­ве Иули­а­нии, княжне Оль­шан­ской, о ее зем­ных сест­рах – жен­щи­нах Рос­сии, чтобы по­мог­ла она ис­це­ле­нию их душ, по­мог­ла об­ре­сти ра­дость ду­хов­ную и уте­ше­ние.

ИУЛИАНИЯ

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Роспись галереи рус. святых ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. ХIХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Роспись галереи рус. святых ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. ХIХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

На иконографию И. повлияла Повесть об обретении мощей святой (Сказание о обретении честных мощей сея святыя богоугодныя княжны Юлианы. К., [1698]), в к-рой сообщается, что обнаруженные нетленные мощи юной княжны были облачены в богатые одежды и украшены драгоценностями. Сведения об облике И. приводятся в иконописных подлинниках с повторением описания ее облачения: «Аки Варвара, приволока лазорева, порфира камка бакан, власы по плечам, на главе венец царский» (БАН. Строг. № 66. Л. 316 — «левыя страны» 16-я; кон. XVIII в.); «На главе венец, в ожерелье, в серьгах и в зарукавье, шуба бакан, испод голубцовой и камка» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 179 об., под 6 июля; 20-е гг. XIX в.); «Аки Ольга» (ИРЛИ. (ПД). Перетц. № 524. Л. 58 об., под 14 сент.; 30-е гг. XIX в.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33). Подробное описание облика И. составлено В. Д. Фартусовым в пособии для иконописцев, изданном в 1910 г.: «Типа русского, молода, 15 лет, лицом бела и очень миловидна; одежды шелковые: сарафан с вышитыми серебром и золотом узорами и каймами, на шее богатое ожерелье, золотые гривны с разнообразными украшениями бисером, на руках золотые зарукавья (браслеты), на пальцах драгоценные с камнями перстни, на голове венец девический, вроде узкого кокошника, золотой с разноцветными камнями и бисером, в ушах серьги золотые, украшенные драгоценными камнями и жемчугом» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 337).

В сер.- 2-й пол. XIX в. на раке святой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры было помещено ее изображение, воспроизводящее вид мощей: И. представлена с закрытыми глазами, облачена в светлое одеяние, на голове венец, густые волнистые русые волосы лежат на плечах, в сложенных на груди руках крест. Над ракой находится поясная икона 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры. Святая облачена в княжеские, украшенные камнями одежды голубого и красного цветов, на голове венец, пряди волос ниспадают на плечи, в правой руке длинный крест с Распятием, левая прижата к груди. Подчеркнуты юность и красота княжны; у нее большие голубые глаза, полные губы, длинный правильной формы нос, на щеках румянец. Нимб очерчен тонкой линией, вверху надпись: « i i i ».

Поздние единоличные иконы И. и ее изображения среди Волынских и избранных святых встречаются в храмах Украины (особенно на Волыни). Так, ее ростовой образ 2-й трети XIX в. на холсте (Свято-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века: Ист. повествование в словах и образах. Почаев, 2007. С. 78) имеется в Успенском соборе Почаевской лавры в одном из пристенных иконных комплексов, слева от центрального образа прп. Иова Почаевского (справа — блгв. кн. Ярополк Владимиро-Волынский). И. написана в рост, вполоборота вправо, в княжеском одеянии с горностаевой мантией, в правой руке крест. Погрудный прямоличный образ И. в круге (на голове плат и диадема, руки на груди), выполненный в академической манере в кон. XIX — нач. XX в., воспроизведен в приложении к «Почаевскому листку»: Святая дева Иулиания, княжна Ольшанская, на Домбровице. Почаев, 1913. С. 3.

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Литография. 1886 г.

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Литография. 1886 г.

В академической монументальной живописи изображение И., исполненное акад. М. Н. Васильевым, имелось среди образов рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78). В 1999 г. оно было воссоздано В. Э. Бойцовым и до деталей соответствует описанию Фартусова. В стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, представлено шествие рус. святых (кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., иеродиаконы Паисий и Анатолий; поновление в 70-х гг. XX в., ок. 2010). В композиции с фигурами подвижников XVII в. И. изображена рядом с прп. Вассианом Тиксненским и блж. Прокопием Вятским; на ней княжеская одежда, на голове венец, правой рукой она придерживает край горностаевой мантии, левую положила на грудь. Очевидно, И. представлена также в монументальной композиции Собора чудотворцев Ближних пещер у св. ворот Киево-Печерской лавры (1900-1902, худож. В. Сонин).

В композиции «Собор Киево-Печерских святых» И. обычно писали в центральной (княжеской) группе справа, возле чудотворцев Дальних пещер, как правило, 1-й в 3-м ряду напротив вмц. Варвары, с десницей на груди. Изображение ее одежд и головного убора на иконах и эстампах варьируется. Иногда И. показана с непокрытой головой, как на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); чаще ее голова покрыта платом и увенчана короной: на гравюре В. Белецкого (1751, РГБ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). Обычно св. княжна изображена просто в княжеском венце или в небольшой короне: на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на раскрашенных гравюрах 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. на 3-створчатом складне с резными праздниками на створках (ЦМиАР), на иконах посл. четв. XIX в. из ризницы СДМ и из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. находится справа в самом дальнем (последнем) ряду вместе с др. св. женами («И по плодам узнается древо…»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]); на овальном эмалевом образе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) — ближе к центру; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- первая в 5-м ряду правой группы. В поздней тиражной графике, особенно в произведениях мастерской Киево-Печерской лавры, образ И. помещен в левой части композиции среди чудотворцев Ближних пещер (в 3-м ряду), напр. на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. (ГЛМ, РГБ), а также на хромолитографии кон. XIX — нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра).

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Фрагмент иконы «Собор Волынских святых». После 2006 г. (ц. преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС)

Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Фрагмент иконы «Собор Волынских святых». После 2006 г. (ц. преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС)

Образ И. включался в иконографию «Собор святых жен, просиявших в Русской земле», получившую распространение во 2-й пол. XIX в. На хромолитографии кон. XIX — нач. XX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге И. изображена участвующей в шествии св. жен во главе с равноап. кнг. Ольгой. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского монастыря (Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2).

В составе Соборов русских святых И. представлена (в группе Волынских чудотворцев) на созданных мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и нач. 50-х гг. (обе в ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) и на списках этой композиции кон. XX — нач. XXI в. Образ И. вводится также в совр. извод «Собор Волынских святых», как, напр., на иконе из иконостаса ц. во имя преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС (после 2006, И. в верхнем ряду крайняя слева, в молении).

После установления в 1984 г. празднования Собору Белорусских святых изображение И. включалось в соответствующий иконографический извод. На одной из икон кон. XX в. из минского кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа полуфигура И. с крестом в руке, в красном облачении и княжеской шапке поверх белого плата помещена в верхнем ряду 2-й справа (Ярашэвiч А. А. Мiнскi Свята-Духаў кафедральны сабор. Мiнск, 2006. Ил. 43; см. также: ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359). На иконе нач. XXI в. из кафедрального собора Покрова Пресв. Богородицы в Гродно И.- крайняя справа в 3-м ряду. Существуют совр. иконы И. в разных техниках исполнения (в т. ч. единоличные ростовые изображения работы А. В. Мельникова, Ф. Стрельцова (2010), вышитый бисером поясной образ работы А. А. Петровой (2011)). Образ И. в древнерус. стилистике (голубой плащ скреплен фибулой, на голове диадема) помещен в росписи семинарской церкви в Почаеве (ок. 2006).

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633, № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763, № 1505а, 1517; Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом / ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 48, 53, 63-64; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117.

Э. П. И., И. Б. Вологодская

Мощи и почитание

«Спящая княжна» — именно такое имя дали Иулиании Ольшанской копатели, обнаружившие ее останки, и открывшие гроб корысти ради. Они удивились небывалой красоте девушки и ее весьма странному виду — несмотря на то, что княжеское облачение ее от прикосновений и света вмиг рассыпалось в прах, но сама она выглядела как живая.

Святую Деву Иулианию почитают в православии как исцелительницу женских душ и избавительницу от печалей. Считается, что она выступает заступницей всех женщин перед Девой Марией и Господом Богом.

На иконах традиционно Иулианию Ольшанскую изображают среди святых отцов Киево-Печерской лавры. Стоит заметить, что именно эта святая вторая из женщин, кои погребены в пещерах Киево-Печерской обители.

Внимание! Небольшая часть мощей святой имеется в Кафедральном житомирском храме, а также в церкви, находящейся в Гольшанах.

Жизнеописание

О Святой Иулиании известно довольно мало, более того — фигура этой женщины одна из самых загадочных в православии. Известно, что умерла она в возрасте 16 лет, будучи незамужней, но сохранившей чистоту. Причина же смерти Иулиании так и остается неизвестной, равно как и то, отчего обнаруженные в начала 17 века неподалеку от Киевской Лавры останки молодой княжны, оставались нетленными. Почему Богом была избрана эта скромная, даже незаметная дева?

Происхождение и рождение

Родом Иулиания происходила из старинного рода Ольшанских (Гольшанских). В те времена Киев был частью Литовского княжества и правили им князья Ольшанские, среди которых был и отец Иулиании — Григорий. О нем известно немногое, к примеру то, что он с большим усердием высказывал покровительство Киево-Печерской лавре и человеком был набожным.

Именно в такой православной семье и родилась девочка, которую по традиции своего рода назвали Иулианией. С раннего детства Иулианию окружали монахи и священники, от которых она по крупицам вбирала в себя понятие о христианских добродетелях и любви к Господу в целом.

Еще о прославленных в православии женщинах:

  • Святая Валентина Минская
  • Святая мученица Людмила
  • Святая Ангелина Сербская

Однако, несмотря на короткую, но праведную жизнь, по мнению некоторых авторов, Иулиании не удалось избежать так называемого «проклятья рода Гольшанских», связанного с тем, что уже к окончанию 16 века не осталось ни одного потомка этого поистине знатного рода.

Интересно! Многие женщины этого рода, если и умирали в старчестве, но, увы, оставались при жизни бездетными. По одному из предположений такая же участь постигла и Иулианию.

В 16 веке большинство девушек выходили замуж довольно рано и в 16 лет были уже взрослыми женщинами, имеющими детей. Историки православия так и не разгадали загадку — почему же молодая красивая княжна Ольшанская, дожив до времени, когда девушка считалась «на выданье» осталась не просватанной?

Иулиания Ольшанская умерла примерно в середине 16 века, но ее тело было обнаружено только лишь в начале 17 века при архимандрите Елисее Плетенецком. К сожалению, случившийся в одной из церквей Киево-Печерской лавры 1718 году пожар уничтожил святые мощи Девы Иулиании, а останки от них служители, переложив в раку, поставили их в пещерах, где некогда жили монахи-отшельники.

Спустя некоторое время архимандрит Киевский Петр стал часто видеть во сне святую, которая упрекала его в отсутствии должного внимания к ее гробу и потому велела выполнить для мощей новую раку, как и было решено сделать.

Приложение

Славная кончина за целомудрие и супружескую верность святых княгини Иулиании и князя Симеона отражены в нескольких древних летописях.

В Московском летописном своде:
«Князь Юрьи Святославович Смоленьскы прииде из Новагорода на Москву, и дасть ему князь великы Торжекъ. Онъ же убил тамо служащего ему князя Семена Мъстиславича Вяземского и его княгиню Ульяну, взя бо ю к собе, хотя с нею жити, она же сего не хотяше. И яко лещи въсхоте с нею, она же предобрая мужелюбица мужескы въспротивися ему, иземши ножь удари его в мышьцу на ложи его. Онъ же възъярився и въскоре уби сам князя ея, а еи повеле рукы и ногы отсещи и в реку въвергоша ю. И бысть ему въ грех и въ студ великъ и с того побеже ко Орде, не терпя горкаго своего безвремянья и срама и бесчестья».
В Львовской летописи:
«Князь Юрьи Святославовичь и приде изъ Новагорода на Москву, и би челом великому князю Василью Дмитреевичю во службу; и князь велики дасть ему половину Торжку, а другую половину князю Семену Вяземъскому. И уязвивъ сердце дияволъ князя Юрья плотнымъ хотениемъ на княгиню на Семенову; он же уби тамо князя Семена Мстиславича Вяземского. Взятъ бо на ложе княгиню его Ульяну, хотя быти съ нею; яко же ляже съ нею, она же вземши ножь, удари его въ мышцу; онъ же возъярися, уби князя еа, и ей повеле отсещи руки и ноги, и въ реку воврещи. И бежа самъ къ Орде, не моги терпети срама, и горькаго безвремянья, и безчестия, и студа».
В Тверской летописи:
«В лето 6914. Той же зыми Юрий Святославович убил князя Семена Вяземского; служил бе ему, и уязвися похотию на его подружие, она же добрая мужелюбица мужески противися, удари его ножемъ, и бысть ему срамъ и студъ великъ; он же велевь ей отсечи рукы и ногы, и тако убивъ мужа еа, и въвергоша въ реку Тферцу; богобоязнивыи же изнесоша и положиша честно. И онъ зле приатъ конецъ, не наиде своеа отчины; а сию жену причетохомъ въ мученицу, на последний же векъ прославила же мужа своего честно, симъ бо есть вечнаа память. Той же осени Юрий Смоленскый (побеже), за безаконие гонимъ гневомъ Божиимъ съ Москвы».
В Словаре историческом о русских святых,

изданном в 1862 году в Санкт-Петербурге:
«Иулиания, княгиня Вяземская, супруга Симеона Мстиславича, удельнаго князя Вяземскаго. – Сей князь как другъ и вассалъ князя Смоленскаго Юрия Святославича, лишеннаго своихъ владений разделялъ съ нимъ бедственное изгнание въ Торжке, вместе с прекрасною супругою своею Иулианиею. Равно жестокий и сластолюбивый, Юрий пылалъ вожделениемъ осквернить ложе Симеоново; не успевъ въ томъ ни соблазномъ, ни коварными хитростями, дерзнулъ на явное злодеяние: в своемъ доме, среди веселаго пира, убилъ князя Вяземскаго, и думалъ воспользоваться ужасомъ несчастной супруги. – Любя непорочность более всего в мире, она искала спасения въ бегстве. Юрий, обнаживъ мечъ, догналъ Иулианию на дворе, изрубилъ ее и велелъ бросить въ реку. Это гнусное убийство случилось (следуя Троицкому летописцу) 1407 года. Тело добродетельной княгини погребено въ соборной церкви Преображения, въ городе Торжке, где и ныне мощи ея почиваютъ подъ спудомъ».
Распечатать

10 июня 2020

Совместимые с именем Иулиания греческие имена

Кира, Инна, Прасковья, Ксения, Кирилла, Евгения, Елена, Ефимия, Ефросиния, Анфиса, Агап, Агафон, Адриан, Тарас, Сократ, Алексей, Никита, Никон, Памфил, Поликарп.

Проверьте также совместимость других имен с именем Иулиания.

Часто у людей возникает вопрос по поводу того, когда праздновать день ангела, то есть именины. По идее, это праздник святого, в честь которого человек был наречен во время крещения. Но одноименных угодников Божьих может быть много. Как узнать именно своего, если крестили в детстве и никто уже не помнит, в честь кого? В таких случаях в качестве своего покровителя выбирают того святого, чья память в церковном календаре ближе всего ко дню рождения человека.

Ниже мы приведем, сопроводив краткими жизнеописаниями, основные даты, когда может праздноваться день ангела Юлии. Но предварительно надо заметить, что в православной традиции нет этого имени. День ангела Юлия по церковному календарю будет праздновать в память святой Иулиании или Иулии. Именно эти имена являются церковным эквивалентом привычной светской формы имени Юлия.

Иулиания по церковному календарю

Именины Ульяны

Имя Ульяна – это русская разговорная форма древнего имени Иулиания (Юлиания), в свою очередь, произошедшего от римского имени Юлианус, что в переводе обозначает «счастье».

Святой покровительницей этого замечательного имени является праведная Иулиания , появившаяся на свет в благочестивой дворянской семье. Ее родители рано умерли – Иулании было только шесть лет, и она стала жить с сестрой матери. С детства она стремилась к благочестивой жизни: любила труд, молитву и пост. Владельцу села Лазаревского (недалеко от Мурома) Георгию Осорьину, очень понравилась благочестивая девица, и он решил взять ее в жены. Однако домашним заботам не удалось прервать духовный подвиг праведницы (ей тогда было всего 16 лет). Новым родственникам очень полюбилась Иулания за приветливость и кротость. Вскоре она стала полностью управлять домом.

На протяжении всей своей долгой жизни праведная Иулиания неустанно молилась и совершала добрые дела. После ее смерти в доме стали происходить чудесные знамения.

Современная Ульяна отличается неподдельной искренностью и общительностью. Уже в детстве начинают проявляться черты увлеченной натуры. Она в восторге от кино, цирка, кукольного театра, обожает танцевать, петь, рисовать. Наделена живым умом, в школе прекрасно успевает по всем предметам, кроме математики, которая ей никак не дается.

Ульяна трудолюбива, справедлива и очень деликатна, у нее полностью отсутствуют какие-либо пробивные способности. Однако со своим призванием она определилась еще в школьные годы и спокойно идет по жизни, добиваясь профессиональных высот. Мечтает стать художником, искусствоведом, музыкантом. Она обладает прекрасно развитым воображением и фантазией.

Ульяна обворожительна и нежна, однако не умеет различать влюбленные взгляды, устремленные на нее, и искренне удивляется, когда кто-то заводит речь о ее красоте. Обладая цельной и устремленной в творчество натурой, она проста в общении, однако несколько отстранена, загадочна, чем собственно и привлекает мужчин.

Семейные отношения у Ульяны складываются хорошо, она отзывчивая и добрая, ценит оптимизм и чувство юмора. Только измена способна заставить Ульяну разорвать с супругом всякие отношения. Причем обвинять в случившемся она будет только себя, считая, что это она совершила что-то не так.

Именины Ульяны : 3 января

– мученица, дева Иулиания Никомидийская.
15 января
– Иулиания Лазаревская, Муромская.
17 марта, 30 августа
– мученица Иулиания Птолемаидская.
2 апреля
– мученица Иулиания Амисийская (Понтийская).
15 июня, 3 января
– мученица, княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская.
5 июля
– Мученица Иулиания.
19 июля, 11 октября
– княжна, дева, затворница Иулиания Ольшанская, Печерская.
14 ноября
– мученица Иулиания Россонская.
17 декабря
– мученица Иулиания Илиопольская.

Происхождение имени Иулиания: Греческие имена.

Имя Иулиания также присутствует в списках: Женские имена, Женские имена на букву И, Греческие имена, Римские имена.

Прокомментируйте или поделитесь с друзьями:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: