Иерусалимский Троицкий собор Русского подворья |
Вознесенский собор Елеонского монастыря |
Русская духовная миссия в Иерусалиме
, два параллельных канонических образования Русской Православной Церкви в Святой Земле — в прямом ведении патриарха Московского и всея Руси и в составе Русской Православной Церкви Заграницей
- Миссийское управление:
- Патриаршая: Израиль, Иерусалим. Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Russian Compound, 6 Kheshin str., P.O.Box 1042, Jerusalem 91009, Israel
- Зарубежная: Израиль, Иерусалим. Russian Ecclesiastical Mission, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel
- Патриаршая: (10-972-2) 625-25-65, факс: 625-63-25
- Патриаршая:
- Зарубежная:
Патриаршая миссия ныне в первую очередь представительство Русской Православной Церкви при патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Также центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих на территории этих государств и ведущая паломническая служба Русской Церкви для организации поездок в эти земли а также в Египет.
Миссия Русской Зарубежной Церкви также окормляет паломников, поддерживает духовное и вещественное наследие Русской Церкви в Святой Земле.
Основание
Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви возник впервые в XIX веке, в связи с трудностями, которые испытывали паломники из России. Настоятель Московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений писал императору Александру I в 1816 году: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде и в самом убежище, как поклонники русские
» [1]. В 1838 году камергер императорского двора А. Н. Муравьев, посетивший Палестину, чтобы изучить состояние политической и церковной жизни в Святой Земле и содействовать укреплению позиции России на Ближнем Востоке, также поднял вопрос о необходимости учреждения в Иерусалиме духовной миссии. По его мысли российскому императору надлежало стать покровителем над святыми местами, а русский архимандрит в Палестине «
мог бы иметь благотворное влияние на …единоверцев и распространять среди них свет и нужные познания
[2].» В 1842 году в докладе на имя императора вице-канцлер Нессельроде отмечал необходимость духовного лица для установления контактов с местным греческим духовенством и посредничества между Иерусалимской Патриархией и Российским Синодом. Предлагалось также возложить на такого клирика контроль за расходованием собранных в России пожертвований для Православной Церкви в Святой Земле.
В июле 1842 Синод принял решение о направлении в Иерусалим, как неофициального лица, архимандрита Порфирия (Успенского). После встреч с Иерусалимским, Константинопольским и Антиохийским патриархами он прибыл в Иерусалим 20 декабря 1843 года. По ознакомлении с обстановкой в своем отчете Синоду высказался за создание духовной миссии, которая стала бы знаком «видимого единения церквей Иерусалимской, Антиохийской и Российской
,» осуществляла миссионерскую деятельность, помогала устройству школ и семинарий и заботилась о русских паломниках [3].
В феврале 1847 года император Николай I утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Во главе встал архимандрит Порфирий (Успенский), а вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах и будущий святитель Феофан (Говоров). Иерусалимский Патриархат выделил для размещения их Иерусалимский Архангельский монастырь — там впервые на Святой Земле стали совершаться богослужения на славянском. В 1852 году по просьбе Иерусалимского патриарха Кирилла отец Порфирий стал попечителем православных народных училищ в Палестине и высшей Патриаршей школы для греческого духовенства при Иерусалимском Крестном монастыре. Архимандрит Порфирий также ходатайствовал о переводе и издании духовных книг по-арабски [4], и об улучшении быта русских паломников. Благодаря этому при Иерусалимской Патриаршей кафедре была открыта арабская типография, а для размещения русских паломников Патриархия выделила в Иерусалиме Феодоровский и Екатерининский монастыри [5]. Много времени архимандрит Порфирий и его помощники посвящали ученым трудам, исследованию церковного быта и истории христианского Востока. Крымская война в 1853-1856 годах заставила миссию временно прекратить деятельность.
Рост и расцвет
После войны духовная миссия возобновилась. Под руководством епископа Кирилла (Наумова) миссия, главным образом, стала оказывать помощь местному арабскому духовенству и его пастве, которую подкупали западные миссионеры. На российские средства стал строиться православный храм в арабском селении Бейт-Сахур близ Вифлеема. В Сирии владыка Кирилл устраивал школы и направлял духовную литературу и церковную утварь. Благодаря его содействию в лоно Православной Церкви вернулись сирийские униаты. Не оставлялась и забота о русских паломниках — для них совершались богослужения на родном языке, требы, арендовалось жилье, была открыта небольшая больница, организовывались паломнические караваны.
В 1857-1860 годах в Иерусалиме у стен Старого города на Мейдамской площади было приобретено несколько земельных участков. Они были куплены как собственность императорского правительства усилиями начальника миссии и русских консулов, а затем и специально созданного для улучшения нужд русских паломников Палестинского комитета при Азиатском департаменте МИДа Российской Империи. Обширный участок, впоследствии известный как Русское подворье или «Москобия», стал застраиваться сооружениями для приема русских паломников. В первую очередь было начато строительство соборного храма во имя Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. Одновременно стали возводиться и другие сооружения: здание Русской духовной миссии с храмом мученицы Александры, Елизаветенское (мужское) и Мариинское (женское) подворья для паломников, Русская больница, дом русского консула. Все эти постройки были сооружены в период 1859-1864 годах и обнесены каменной стеной. Александринский храм, освященный в 1864 году, стал первой церковью в Святой Земле построенной русскими.
В то время были учреждены ряд новых русских учреждений в Святой Земле, которым переданы многие изначальные функции духовной миссии. В 1856 году в Иерусалиме было создано агентство «Русского общества Пароходства и Торговли». В 1858 году в Иерусалиме было учреждено Российское консульство. Постройкой зданий на Русском Подворье занимался Палестинский комитет Азиатского департамента МИДа, существовавший в 1859-1864 годах. В 1864-1889 годах действовала Палестинская комиссия. В 1882 году было открыто Императорское Православное Палестинское общество, которое деятельно занялось храмоздательством. Уделом собственно духовной миссии оставалось поддержание контактов с местным духовенством, передавать Иерусалимской Церкви поступающие из России пожертвования и духовно окормлять паломников.
Почти тридцать лет начальства архимандрита Антонина (Капустина) стали золотым веком для миссии. Холодность в отношениях с Российским консульством в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина найти для миссии новую сферу деятельности — приобретение и обустройство земельных участков за пределами Иерусалима [6]. Несмотря на частое «безденежье» [7] удалось приобрести большое число участков, многие из которых — подлинные места, на которых разворачивались события описанные Священным Писанием. Приобретение земельных участков несло и миссионерскую функцию, препятствовало деятельности римо-католиков и протестантов, которые скупали святые места и строили на них свои учреждения. Так были приобретенны участки в Хевроне, с дубом Мамврийским (1868); на горе Елеон близ места Вознесения Господня (1868-1889); в Эйн-Кареме, в «Горней», на месте встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы (1871); в Иерихоне (1874); в Яффе с гробницей праведной Тавифы (1886); в Бейт-Джале; в Силоаме; в Тиверии; в Анате. В связи со сложностями оформления актов о покупке, участки приобретались на имя драгомана миссии турецкого подданного Я. Е. Халеби, тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина, а начальник миссии в 1894 году завещал их Русской Церкви в лице Святейшего Синода. В 1889 году общая стоимость новоприобретенных участков составляла миллион рублей [5]. Покупка участков при его жизни зачастую воспринималась с большой холодностью, в 1872 году Синод даже распорядился отказаться от дальнейшего приобретения земель.
Тем временем шло обустройство участков. Елеон был предназначен для монастыря — тут был возведен храм Христа Спасителя и колокольня, получившая название «Русской свечи». В Горней (Эйн-Кареме) была образована женская община в которой в 1883 году был освящен Казанский храм. В Яффе был устроен апельсиновый сад, возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм апостола Петра. В Иерихоне построено подворье для паломников, путешествовавших на Иордан.
Как и прежде, миссия совершала богослужения и требы для паломников, иногда монашеские постриги, в паломнический период — чтения и беседы с народом, сопровождение паломников. Продолжались и усилия для просвещения местного населения — так, на средства императрицы Марии Александровны, архимандрит Антонин по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема. За счет отдыха архимандрит Антонин находил время для серьёзных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Он также создал в Иерусалиме миссийский археологический музей.
Деятельность миссии продолжала ширится в заданном русле при преемниках отца Антонина, на рубеже XIX- веков. Приобретены новые участки — в Хайфе на горе Кармил (1908); на побережье Галилейского моря с источником святой Марии Магдалины (1908; в Кане Галилейской; в Назарете; в других местах Святой Земли. В 1907 году в Хевроне было начато строительство храма святых праотцев, в 1910 году пошло возведение собора Горненского монастыря, а в 1913 году на горе Кармил была освящена церковь святого пророка Илии. Как прежде велись археологические исследования.
В 1914 году Первая мировая война прервала деятельность миссии, вынудив начальника и сотрудников переехать в Александрию. Храмы оказались закрыты, помещения заняты турецкими солдатами, оставшиеся в Святом Граде изгнанные сестры и паломники подверглись притеснениям. Лишь в конце мировой войны, в годы гражданской войны в России, миссия смогла начать восстанавливать разоренную жизнь.
Межвоенные годы
В 1919 году, по занятии Палестины Великобританией, русские монахи вернулись в Иерусалим. Связь с Россией оказалась прервана, и с 1920 года миссия вошла в ведение Временного Высшего Церковного Управления Заграницей. Миссия оказалась лишена защиты какого-либо государства, исчезло большинство прежних источников материальной помощи. С установлением власти Британского мандата бо́льшая часть опустевшего Русского подворья была занята гражданскими учреждениями — там разместились полицейский участок, тюрьма, американское отделение красного креста, а затем верховный суд. Многие миссийские постройки оказались повреждены и запущены.
Большую помощь в поддержании миссии оказал архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский), направленный в Святую Землю зарубежным русским священноначалием в 1921 году и с 1924 года около десяти лет служивший наблюдающим за делами миссии. В первую очередь было получено признание прав миссии со стороны британских властей, восстановлена правильная монашеская жизнь. Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. Была открыта Гефсиманская обитель, основана Вифанская школа, приобретен участок у реки Иордана. Период новых потрясений и переустройтсв в жизни последовал за Второй мировой войной.
Разделение миссии
В 1945 году Святую Землю посетил патриарх Московский Алексий I, ребром встал вопрос о каноническом подчинении миссии. Арабо-израильская война 1947-1949 годов привело к образованию государства Израиль, которое в 1948 году передало Московском Патриархату те храмы и монастыри миссии, которые оказались на его территории. Миссийская собственность, оказавшаяся на территории Иордании, осталась в ведении Зарубежной Церкви.
Патриаршей миссии пришлось пережить немалые трудности в связи с продажей советским правительством большей части Русского подворья государству Израиль. Однако, богослужебная жизнь поддерживалась. В 1962 году на берегу Галилейского озера был построен храм в честь святой Марии Магдалины. В 1987 году в Горненском монастыре было завершено строительство пещерного храма в честь Иоанна Предтечи.
Миссия Зарубежной Церкви с конца 1940-х годов сумела обратить внимание русской эмиграции к своему бедственному положению и привлечь приток пожертвований. Управление миссии было обустроено вначале в Гефсиманской, а потом в Елеонской обители. Был приобретен участок в вади Фаран где в древности располагалась Лавра святого Харитона. При архимандрите Антонии (Граббе) управление было перенесено на русские раскопки близ Храма Святого Гроба, но потом снова переместилось в Елеонский монастырь.
Путь к возрождению и воссоединению
Распад СССР положило начало активному возрождению палестинского паломничества среди православных бывшего союза — символическим началом стало паломничество патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года. Благодаря пожертвованиям в патриаршей миссии начали проводиться масштабные реставрационные работы, возобновилась просветительская и издательская деятельность. В 1997 году на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии патриарх Алексий вновь прибыл в Иерусалим, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова был в Святой Земле на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому торжеству на выкупленном русском участке в Вифлееме миссией был построен крупный гостиничный паломнический комплекс, Палестинские власти вернули миссии подворье в Иерихоне. В 2004 году было возобновлено строительство собора Горненского монастыря. В начале 2007 года Иордания передала России участок у места Крещения Господня на реке Иордан для устройства паломнического подворья.
Политическое давление в 1990-х годах привело к тому, что оба владения переданных патриаршей миссии — Хевронский монастырь и Иерихонское подворье — были перед этим изъяты у Зарубежной Церкви с применением насилия. Благодаря восстановлению канонического общения между Отечественной и Зарубежной частей Русской Православной Церкви в 2007 году, началось сближение между отчужденными русскими духовными миссиями. В июне 2007 года состоялось первое совместное богослужение представителей обеих частей Русской Церкви на Святой Земле. К началу 2010-х годов управление Иерихонским подворьем осуществлялось обеими миссиями совместно.
Статистика
- 1 января 1965 — у зарубежной миссии 18 участков, 1 из которых приносил доход; 16 монашествующих в Миссии (начальник, и.д. помощника, эконом, 2 архимандрита, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, схимонах, монах, 2 рясофорных инока, 3 послушника); 104 монашествующих в Елеонском монастыре (53 монахини, 36 инокинь, 15 послушниц); иные монашествующие в Вифанской общине, при Мамврийском дубе, в Фаранской лавре [8]
- 2000-е — у патриаршей миссии 9 действующих храмов, 7 священников, 1 диакон [9]
История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
Впервые о необходимости учреждения в Иерусалиме представительства Русской Православной Церкви заговорили еще в XIX веке. Тогда на территории Палестины русские паломники были лишены политической защиты. Не было в Израиле ни священников, ни школ для просвещения паствы. У людей не было возможности молиться на родном языке, не говоря уже о нормальном бытовом обслуживании и о том, что, перейдя через пустыню, многие оказывались буквально без гроша в кармане. По всей Европе и на Ближнем Востоке православные переходили в католичество, и к концу века вся Европа уже была католической. Православные святые места оказались под угрозой: их попросту продавали тем, у кого был толстый кошелек. Так, церкви постепенно переходили в ведомство турецких властей.
В феврале 1847 года Император Николай I своей резолюцией утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Первым ее начальником был назначен архимандрит Порфирий (Успенский), имевший опыт пребывания и служения на Востоке. Он уже посещал Святую Землю и был знаком с тяготами православной общины, поэтому после назначения он тут же активно приступил к просветительской деятельности.
Просветительская работа духовной миссии не раз омрачалась событиями, которые мы до сих пор помним из учебников истории. Так, из-за того, что турецкие власти передали ключи от храма Рождества Христова представителям католической церкви, в 1853-1856 годах развязалась Крымская война. По окончании войны деятельность Миссии была восстановлена, близ Вифлеема был построен православный храм, стали основываться школы и проводиться богослужения на русском языке.
Как жизнь христианина сосредоточена на молитве и имеет в ней источник благодатных сил, так и служение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме на всем протяжении ее 165-летней истории – это, в первую очередь, молитва, молитва, совершаемая каждым из ее тружеников ради своего собственного духовного становления, за наше Отечество и близких людей. Эта молитва имеет особое качество: она возгревается от постоянного соприкосновения со святыми местами, связанными с событиями Священной истории. Эта молитва при непрестанном внутреннем совершенствовании человека затем находит свое выражение и во внешнем созидании участков и храмов Миссии на Святой Земле. Она помогает поддерживать у святых мест живую атмосферу евангельских событий и делает ее доступнее для приезжающих в Святую Землю паломников. Именно это было одной из главных задач, которые ставились перед Русской Духовной Миссией в Иерусалиме при ее создании.
Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви впервые в XIX веке возник в связи с трудностями, которые испытывали паломники из России. Его поднял настоятель московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений. Он писал Императору Александру I в 1816 г.: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде, и в самом убежище, как поклонники русские»[1]. Русские паломники в Палестине тогда были лишены политического покровительства, нравственного руководства, возможности молиться на родном языке и нормального бытового обслуживания, несмотря на значительность их расходов на паломничество[2]. В 1838 году камергер императорского двора А.Н.Муравьев, посетивший Палестину, чтобы изучить состояние политической и церковной жизни в Святой Земле и содействовать укреплению позиции России на Ближнем Востоке, также поднял вопрос о необходимости учреждения в Иерусалиме Духовной Миссии. По мысли Муравьева, влияние России в этом регионе должно было выразиться, в частности, в особом покровительстве российского Императора над святыми местами, особенно над храмом Гроба Господня, гробницей Богородицы в Гефсимании и местом Рождества Христова в Вифлееме. А русский архимандрит в Палестине “мог бы иметь благотворное влияние на единоверцев и распространять среди них свет и нужные познания”[3].
В 1842 году в докладе на имя Императора вице-канцлер Несельроде отмечал, что помимо финансовой помощи Иерусалимской Церкви и защиты ее интересов перед турецкими властями необходимо присутствие духовного лица для установления контактов с местным греческим духовенством и посредничества между Иерусалимской Патриархией и Российским Синодом. Предлагалось также возложить на него контроль за расходованием собранных в России пожертвований для православной Церкви в Святой Земле.
В июле 1842 Синод принял решение о направлении в Иерусалим архимандрита Порфирия (Успенского), настоятеля храма при посольстве России в Вене. Его поездка планировалась как неофициальная во избежание недоразумений с турецкими властями. После встреч с Иерусалимским, Константинопольским и Антиохийским Патриархами архимандрит Порфирий прибыл в Иерусалим 20 декабря 1843 года. Здесь он знакомится с жизнью Святогробского братства и местных православных общин, отношениями между различными христианскими конфессиями, бытом русских паломников. В своем отчете Синоду отец Порфирий говорит о целесообразности создания Русской Духовной Миссии в Святой Земле, которая послужила бы знаком “видимого единения церквей Иерусалимской, Антиохийской и Российской”, осуществляла миссионерскую деятельность, помогала устройству школ и семинарий и заботилась о русских паломниках[4].
В феврале 1847 года император Николай I своей резолюцией утвердил основание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Первым начальником Духовной Миссии был назначен сам архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий как человек, имевший опыт пребывания и служения на Востоке, а также как «человек благодатной духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник»[5]. Вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах Феофан (Говоров), будущий святой затворник Вышенский.
Иерусалимский Патриархат выделил для размещения начальника Миссии и его спутника Архангельский монастырь в Иерусалиме. Там впервые стали совершаться богослужения на славянском языке. В 1852 году по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла он принял на себя обязанности попечителя православных народных училищ в Палестине и высшей Патриаршей школы для греческого духовенства при Крестном монастыре в Иерусалиме. Архимандрит Порфирий также ходатайствовал о переводе на арабский язык и издании духовной литературы, видя, что без деятельного участия Миссии это начинание осталось бы без внимания со стороны Святогробского духовенства[6]. В результате, его трудами при Иерусалимской Патриаршей кафедре была открыта арабская типография.
Отец Порфирий ходатайствовал об улучшении быта русских паломников на Святой Земле, число которых в то время составляло до 450 человек в год, и по его просьбе Иерусалимская Патриархия выделила для их размещения в Иерусалиме Феодоровский и Екатерининский монастыри[7].
Много времени архимандрит Порфирий посвящал и ученым трудам. За время своего начальствования в Миссии он объездил весь Восток, а также Грецию и Италию. Восток всегда привлекал его христианскими древностями. Во время своего пребывания в Синайском монастыре он обнаружил рукопись греческой Библии IV века, которая сохранила самый древний из полных текстов Евангелия и сегодня известна под названием «Синайский кодекс». Еще одна ценная синайская находка архимандрита Порфирия – это несколько икон VI-VIII веков, выполненных в технике «энкаустика». Четыре из них, переданные в дар отцу Порфирию, сегодня хранятся в Киевском музее восточного и западного искусства. Ценные коллекции древних рукописей, собранных архимандритом Порфирием в путешествиях, были подарены Академии наук и Императорской публичной библиотеке. В своем дневнике отец Порфирий писал: «Чем больше знакомишься с Востоком, тем более раздражаешься любознательностью, тем сильнее становится сокрушение о том, что короткое время не позволяет путешественнику перечитать все рукописи, тем глубже поселяется убеждение, что лучшая история всей Православной Церкви <…> может быть написана только тогда, когда будут исследованы все древлехранилища на всем Востоке»[8]. Помощник начальника Русской Миссии в Иерусалиме будущий святитель Феофан также посещал древние монастыри Палестины и, в частности, Лавру преподобного Саввы Освященного, где в монастырской библиотеке занимался исследованием и переводом древних рукописей. Отец Порфирий считал важным направлением деятельности Миссии знакомство с историей, богослужением и богословием Восточных Церквей, как православных, так и инославных, и в изучении древнегреческого, новогреческого, арабского, латинского, французского и восточных языков[9]. Этим занятиям он посвящал и свое время и привлекал к ним и своих помощников по Миссии.
Крымская война 1853-1856 годов, причиной которой послужила передача турецкими властями ключей от храма Рождества Христова представителям Католической Церкви, положила конец пребыванию отца Порфирия в Святой Земле. Но по окончании войны деятельность Миссии была возобновлена. Под руководством епископа Кирилла (Наумова) Миссия, главным образом, стала оказывать помощь местному арабскому духовенству и его пастве, которую подкупали западные миссионеры. При епископе Кирилле на российские средства стал строиться православный храм в арабском селении Бейт-Сахур близ Вифлеема. Преосвященный Кирилл также помогал православному арабскому населению в Сирии, где он устраивал школы и куда направлял духовную литературу и церковную утварь. Благодаря его содействию в лоно Православной Церкви вернулись сирийские униаты.
Епископ Кирилл не оставлял заботы и о русских паломниках. Для них совершались богослужения и требы на родном языке, арендовалось жилье, была открыта небольшая больница, организовывались паломнические караваны, которые иногда возглавлял и сам владыка.
В 1857-1860 годах в Иерусалиме у стен Старого города на Мейдамской площади было приобретено несколько земельных участков. Эта обширная территория, которая и сегодня носит название «Москобии» или Русского подворья, стала застраиваться сооружениями для приема русских паломников. В первую очередь там было начато строительство соборного храма во имя Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. Одновременно стали возводиться и другие сооружения: здание Русской Духовной Миссии с храмом св. мученицы Александры, подворья для паломников, больница.
В 1858 году в Иерусалиме было учреждено Российское консульство, в 1856 году создано агентство «Русского общества Пароходства и Торговли». Кроме того, для облегчения нужд паломников, строительства инфраструктуры были созданы и другие организации, которым в значительной степени были переданы функции Миссии. В 1859-1864 годах действовал Палестинский комитет, с 1864 по 1889 год — Палестинская комиссия. В 1882 году было открыто Православное палестинское общество, которое осуществляло свои проекты на Святой Земле: строительство Александровского подворья близ Гроба Господня (1882-1897 гг.), Нового (Сергиевского) подворья в Иерусалиме (1886-1890 гг.), храма-памятника св. Марии Магдалины в Гефсимании (1885-1888 гг.), Николаевского (1903 г.) и др[10]. Отныне Миссия должна поддерживать контакты с местным духовенством, передавать Иерусалимской Церкви поступающие из России пожертвования и духовно окормлять паломников. При новом начальнике Миссии архимандрите Леониде (Кавелине) в 1864 году был освящен домовой храм Миссии в честь святой мученицы царицы Александры. Это был первый храм, построенный русскими на Святой Земле.
Деятельность преемника отца Леонида на посту начальника Миссии архимандрита Антонина (Капустина) была золотым веком Русской Миссии и эпохой создания того уникального достояния России в Святой Земле, которое получило название Русской Палестины. До своего назначения в Иерусалим архимандрит Антонин провел четырнадцать лет в Афинах, которые стали для него «бесплатной, долговременной и самой приятной школой изучения христианских древностей», и в Константинополе, который дал ему большой дипломатический опыт[11]. Отец Антонин прибыл в Святой Град в 1865 году и в 1869 был официально утвержден в должности начальника Русской Духовной Миссии. Холодность по отношению к Миссии со стороны Российского консульства в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина самостоятельно искать для Миссии новую сферу деятельности[12]. Ею стало приобретение для Миссии земельных участков за пределами Иерусалима и строительство на них домов для паломников.
Отцу Антонину, несмотря на частое безденежь»[13], удалось приобрести в Палестине большое число земельных участков, многие из которых представляют огромную ценность как подлинные места, на которых разворачивались события Ветхого и Нового Заветов. Благодаря приобретению этих участков в собственность Русской Церкви православные паломники получали возможность посещать и молиться на этих святых местах, а их молитва вдохновлялась воспоминанием о совершившихся там событиях Священной истории. Важность встречи с этими святыми местами священник Н.Н. Летницкий в XIX веке выразил следующими словами: «Все, что напоминает нам о нашем Спасителе, вызывает чувство любви к Нему, напечатлевает в сердце Его образ и через это преобразует наше настроение, — существенно для христианина, так как выражает самую основную задачу христианина – пересоздания греховного человека по духу учения Христа. Паломничество [в Святую Палестину] достигает именно этой цели»[14].
Приобретение земельных участков Русской Духовной Миссией, кроме того, несло и миссионерскую функцию, препятствовало деятельности католиков и протестантов, которые скупали святые места и строили на них свои храмы и учреждения.
В 1868 году архимандрит Антонин приобретает участок земли в Хевроне с расположенным на нем дубом Мамврийским. Это отпрыск дубравы Мамре, где под сенью одного из деревьев патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников (Быт. 18, 1-5). В 1871 г. около этого древнего дуба была отслужена первая Литургия.
В период с 1868 по 1889 год был последовательно приобретен большой участок на горе Елеон недалеко от места Вознесения. Архимандрит предназначал его для создания мужского монастыря. Был возведен храм, освященный по настоянию Иерусалимского Патриархата во имя Христа Спасителя, и колокольня, получившая название “русской свечи”. После смерти отца Антонина на Елеоне был образован женский монастырь, а в его главном храме нашел свое упокоение и сам палестинский труженик.
В 1871 году архимандрит Антонин купил большой участок земли в селении Эйн-Карем близ Иерусалима. Это евангельская «Горняя», место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы. Там была образована женская община монастырского типа, которой руководил начальник Миссии. В 1883 году в Горней был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1874 году отец Антонин приобрел участок в библейском Иерихоне для строительства подворья для паломников, путешествовавших на Иордан. В 1886 году был приобретен участок в Яффе с гробницей праведной Тавифы. Вскоре на этой земле был устроен апельсиновый сад и возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм в честь святого апостола Петра. Также были приобретены участки в Бейт-Джале, Силоаме, Тиверии, Анате.
В связи со сложностями оформления актов о покупке участков, они приобретались на имя драгомана, т.е. переводчика Миссии, турецкого подданного Якова Егоровича Халеби, а тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина. Таким образом сложился так называемый «вакуф архимандрита Антонина» в Палестине, который он в 1894 году завещал Русской Церкви в лице Святейшего Синода. В 1889 году стоимость всех участков, приобретенных архимандритом Антонином, составляла миллион рублей[15]. Покупка земельных участков отцом Антонином при его жизни зачастую воспринималась с большой холодностью, и в 1872 году Синод распорядился отказаться от дальнейшего приобретения земель.
Как и прежде, Миссия совершала богослужения и требы для паломников, а иногда, с благословения Синода, и монашеские постриги. В паломнический период члены Миссии проводили чтения и беседы с народом и сопровождали паломников при посещении ими святых мест[16]. Этим архимандрит Антонин стремился освободить русское паломничество в Святую Землю от чрезмерного влияния греков. В глазах архимандрита Антонина, роль начальника Русской Миссии отнюдь не ограничивалась тем, что он был посланником Святейшего Синода при Патриархе Иерусалимском. Отец Антонин подчеркивал, что глава Миссии «есть духовный начальник поклоннического учреждения нашего в Иерусалиме…»[17].
Архимандрит Антонин приложил много усилий и для просвещения местного населения Палестины и Сирии. Так, на средства, пожертвованные императрицей Марией Александровной, он по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема.
За счет отдыха архимандрит Антонин находил время и для серьезных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Список его опубликованных работ «занимает 17 страниц убористого печатного текста»[18]. Как вспоминал А.А. Дмитриевский, «только вечером архимандрит Антонин оставался один, но не одиноким: друзьями его и собеседниками были любимые им книги. В это время до позднего часа ночи он сидел то над какой-нибудь старинной рукописью или фолиантом, то вел ученую археологическую работу, то корреспондировал в газеты, <�…> то, вооружившись лупой и имея под руками капитальные нумизматические издания, напрягал все усилия своего зрения над чтением какой-нибудь старинной рукописи или греческой монеты <,..>, то удалялся на устроенную над Миссией обсерваторию, чтобы там провести несколько времени, изучая дивную твердь небесную с ее неисчислимым разнообразием светил»[19]. Усердие архимандрита Антонина к исследованию и сохранению библейских и церковных памятников было безграничным. Он писал: «Не могу устоять против влекущей силы древности. Встречаясь с нею где бы то ни было, я точно вижу колыбель свою»[20]. Каждый из этих памятников «имеет что-то сказать уму и сердцу» — добавлял он[21].
Археологией архимандрит Антонин начал заниматься со своих первых дней в Палестине. С 1883 года он руководил раскопками на русском участке в Иерусалиме близ Гроба Господня (Александровское подворье), которые увенчались ценнейшей находкой: был обнаружен порог Судных врат, через которые проходил Крестный путь Спасителя, и часть храма Воскресения Христова, построенного императором Константином Великим. Трудами архимандрита Антонина на русском участке в Яффе был обнаружен древний некрополь, который предание связывало с местом погребения праведной Тавифы (Деян. 9, 36-43). На русском участке в Иерихоне были обнаружены остатки византийского храма VI века, его мозаичных полов и надгробие его основателя игумена Кириака. В результате раскопок на русском участке на Елеоне были найдены два мозаичных пола, один из которых представляет собой уникальный образец мозаичного искусства и датируется V-VI веком. Находки, добытые в результате раскопок, обогащали не только специально созданный архимандритом Антонином археологический музей Миссии в Иерусалиме, но и церковно-археологические собрания российских Духовных Академий.
Архимандрит Антонин также занимался исследованием и составлением описи манускриптов, хранящихся в библиотеках Лавры святого Саввы Освященного недалеко от Вифлеема и монастыря святой Екатерины на Синае.
Скончался палестинский труженик 24 марта 1894 года после 29 лет неустанных трудов на пользу Православия в Святой Земле.
Среди преемников архимандрита Антонина наиболее известен архимандрит Леонид (Сенцов), который возглавлял Миссию с 1903 по 1914 год. При нем в 1907 году было начато строительство храма в честь святых праотцев на русском участке в Хевроне, в 1908 году приобретен участок на горе Кармил в Хайфе, где в 1913 году была освящена церковь в честь святого пророка Илии. В 1910 году в Горненском монастыре началось сооружение собора, которое было прервано Первой мировой войной. В 1908 году архимандритом Леонидом был приобретен большой участок земли на побережье Галилейского моря с источником святой Марии Магдалины. Кроме этого, приобретались участки в Кане Галилейской, Назарете и других уголках Святой Земли.
При архимандрите Леониде на русских участках продолжались археологические исследования. В Бет-Захарии, расположенном между Иерусалимом и Хевроном, были обнаружены развалины крупного христианского монастыря IV-V веков и раннехристианские катакомбы, в которых во время гонений собирались верующие для совместной молитвы. В русском участке в евангельской Тивериаде был обнаружены остатки городской набережной с колоннами, датируемые римским периодом.
В 1914 году Первая мировая война вынудила Начальника и сотрудников Миссии переехать в Александрию. К тому времени, когда в 1919 году они вернулись в Иерусалим во главе уже с иеромонахом Мелетием, связь России с Палестиной была прервана. Миссия вошла в подчинение Русской Православной Церкви заграницей, которая много сделала для сохранения наследия России в Святой Земле. С установлением власти Британского мандата в Палестине бóльшая часть опустевшего Русского Подворья была занята гражданскими учреждениями. Там разместились полицейский участок, тюрьма, американское отделение красного креста, а затем верховный суд.
В 1945 году Святую Землю посетил Святейший Патриарх Московский Алексий I. Русская Миссия в Иерусалиме вернулась в законное каноническое подчинение Русской Церкви Московского Патриарха. Образованное в 1948 году Государство Израиль вернуло Московскому Патриархату те храмы и монастыри, которые оказались на его территории. При этом русская собственность, оказавшаяся на территории Трансиордании, осталась в ведении Зарубежной Церкви. Новым начальником Русской Духовной Миссии был назначен архимандрит Леонид (Лобачев).
Несмотря на многие трудности, и в том числе те, что были связаны с продажей советским правительством большей части Русского Подворья государству Израиль, жизнь Миссии продолжалась. Совершались богослужения, воздвигались новые храмы. В 1962 году на русском участке на берегу Галилейского озера был построен храм в честь святой Марии Магдалины. В 1987 году в Горненском монастыре было завершено строительство пещерного храма в честь Иоанна Предтечи.
Паломничество Святейшего Патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года положило начало активному возрождению палестинского паломничества среди православных христиан из России, Украины, Белоруссии, а также других стран ближнего и дальнего зарубежья.
Благодаря пожертвованиям в русских храмах и монастырях при начальнике Миссии архимандрите Феодосии (Васневе) начали проводиться масштабные реставрационные работы, а также возобновилась просветительская и издательская деятельность Миссии.
В 1997 году на юбилейные торжества по случаю 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалим прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А в 2000 году Святейший Патриарх Алексий вновь посетил Святую Землю, куда съехались представители всех Поместных Православных Церквей для участия в праздновании 2000-летия Рождества Христова.
К этому торжеству на выкупленном русском участке в Вифлееме Миссией был построен крупный гостиничный комплекс. Сегодня это основной центр размещения российских паломников, прибывающих в Святую Землю по линии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
В 1997 году Миссии Правительством Палестинской Автономии был передан монастырь в Хевроне, а в 2000 году – подворье в Иерихоне.
В новом тысячелетии возрождение участков Миссии активно продолжается. В 2004 году было возобновлено строительство собора Горненского монастыря в честь Всех святых в земле Российской просиявших, прерванное в 1914 году. По завершении строительства в октябре 2007 года Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) совершил малое освящение собора.
Год 2007-й был ознаменован передачей Российской Федерации Иорданским Королевством участка земли у места Крещения Господня на реке Иордан для устройства русского паломнического центра.
В 2007 году состоялось еще одно знаменательное событие — представители двух объединившихся частей Русской Церкви совершили свое первое совместное богослужение на Святой Земле. Русскую Церковь в Отечестве представлял начальник Русской Миссии в Иерусалиме, а Русскую Зарубежную Церковь — архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт).
В 2010 году Миссия завершила капитальный ремонт паломнической гостиницы в историческом центре Тиверии на берегу Галилейского озера, которая сегодня активно используется для размещения паломников. В самое ближайшее время ожидается освящение паломнического центра у места Крещения Господня на реке Иордан, который Правительством России передан в управление Миссии.
В настоящее время в ведении Русской Духовной Миссии находятся следующие храмы и монастыри: Троицкий собор и храм в честь святой мученицы царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме, Горненский женский монастырь недалеко от Иерусалима, монастырь с храмом в честь святого апостола Петра в Яффе, обитель святой равноапостольной Марии Магдалины в Тиверии, монастырь святой Троицы в Хевроне, храм в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне. Сегодня на этих и других русских участках возноситься молитва, совершаются богослужения и активно продолжаются восстановительные работы.
На протяжении всей истории Русской Духовной Миссии ее цели и задачи менялись. Сегодня Миссия является, прежде всего, представительством Русской Православной Церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Кроме этого, Миссия – это центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих, проживающих на территории этих трех государств. Это и ведущая паломническая служба Русской Церкви, организующая поездки по территории четырех стран: Израиля, Палестинской Автономии, Египта и Иордании. Принимая русских паломников, Русская Духовная Миссия не только создает благоприятные условия для совершения путешествий по Святой Земле, но и стремится сохранить духовную атмосферу евангельской истории, которая формирует сознание православного христианина и побуждает его, проходя по стопам Спасителя и имея Его образ перед своим взором, уподобляться Христу и теснее соединяться с Богом.
1 марта 2014 года
[1] Н. Каптерев. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии (1815-1844). Православный Палестинский Сборник, т. 15, вып. 1 (продолжение). СПб. 1898. С. 657. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, 1997. С. 55).
[2] Архим. Леонид. Православные поклонники в Палестине. М., 1873. С. 38. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 56).
[3] П.В. Безобразов. Император Александр I и Патриарх Поликарп. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, т. 22, вып. 1. СПб, 1911. С. 21. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 72).
[4] Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 85.
[5] Н.Н. Лисовой. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 39.
[6] В.Н. Хитрово. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 36. М., Изд. Моск. Патр., 2001.С. 35.
[7] Игум. Марк (Головков). Русская Духовная Миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 32.
[8] Языкова И. Божья пчела российской науки. Учёный монах Порфирий (Успенский)//Истина и жизнь,12/2005. https://istina.religare.ru/article188.html
[9] Донесение Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия Управляющему Министерством иностранных дел Л.Г. Сенявину. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/10, д. 2, л. 1-37. (Цит. по: Россия в Святой Земле: документы и материалы. Т. 2. М., «Международные отношения», 2000. С. 31).
[10] Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 175.
[11] Н.Н. Лисовой. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 44.
[12] Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 242-243.
[13] Н. Н. Лисовой. «Жаль мне до смерти всего прошедшего…» (Из дневника архимандрита Антонина)//Богословские труды. Сб. 36. М., Изд. Моск. Патр., 2001. С. 214.
[14] Свящ. Н.Н. Летницкий. О христианском смысле паломничества в Святую Землю. Брошюра из цикла «Бесед о Святой Земле» Императорского Православного Палестинского Общества. Беседа № 20. СПб., 1901. (Цит. по: Смысл паломничества. М., «Индрик», 2007. С. 44-45).
[15] Игум. Марк (Головков). Русская Духовная Миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 32.
[16] Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Сс. 261-262.
[17] Дмитриевский А.А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке и, в частности, в Палестине // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Т. 15. Вып. 1. СПб., 1904. Сс. 124-125.
[18] Н. Н. Лисовой. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 44.
[19] Дмитриевский А.А., там же. С. 126.
[20] Дмитриевский А.А., там же.
[21] Там же
Rusdm.ru
«Апельсиновая Сделка»
В XX веке переломным моментом в развитии Русской духовной миссии стала так называемая «апельсиновая сделка» 1964-го года, в результате которой значительная часть земель с церквями была продана СССР. В период охлаждения взаимоотношений с Израилем советские власти приняли решение продать свое имущество на Святой Земле, но практичные израильтяне не хотели покупать церкви, которые нельзя было использовать в иных целях. Непроданным остался и Горненский монастырь, в котором жили монахини. Однако в самом центре Иерусалима были проданы многие исторические здания, в том числе Елизаветинское, Николаевское, Вениаминовское подворья и Французский дом.
Название «апельсиновая» эта сделка получила оттого, что за эти земли Израиль рассчитался с советскими властями яффскими апельсинами и текстилем. Хрущев, видимо, посчитал, что советскому народу нужно прежде всего кушать и одеваться, а духовное наследие на тот момент имело, на его взгляд, наименьший приоритет.
Подворье в XX-XXI веке
В этом же году ускоренными темпами началось строительство Сергиевского подворья, а позже, в 1905 году, и Николаевского. Все новостройки относились к Русскому подворью в Иерусалиме. В 1964 году все постройки (за исключением Троицкого собора и Духовной Миссии), находящиеся на его территории, были проданы правительством СССР государству Израиль. Сделка получила негласное название «апельсиновая», а ее законность и в настоящее время остается спорной. Регулярно идут переговоры о признании сделки ничтожной и возврате всех строений РПЦ.
В 2008 году здание Сергиевского подворья, которое использовалось министерством сельского хозяйства Израиля, а также природоохранной организацией, было возвращено в собственность Русского подворья.
Возрождение
Но времена СССР остались позади, а Русская духовная миссия продолжает нести свое служение в Израиле по сей день. В 1997 году она отметила свое 150-летие. В связи с этим событием Святую Землю посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году он вновь прибыл туда с визитом для участия в праздновании 2000-летия Рождества Христова. На большой праздник собрались представители всех поместных православных церквей.
В 2007 году Иорданское Королевство передало Российской Федерации участок земли у места Крещения Господня на реке Иордан, где был обустроен Странноприимный дом. И в том же году представители двух объединившихся частей Русской православной церкви совершили свое первое совместное богослужение на Святой Земле.
В настоящее время в ведении Русской духовной миссии в Израиле находятся следующие храмы и монастыри:
• Троицкий собор в Иерусалиме;
• Храм в честь святой мученицы царицы Александры (Домовый храм РДМ в Иерусалиме);
• Горненский женский монастырь в Иерусалиме;
• Подворье с храмом в честь святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо;
• Подворье в честь равноапостольной Марии Магдалины в Тверии;
• Подворье в честь Святых Праотцов в Хевроне;
• Подворье в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармель в Хайфе;
• Подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне;
• Дом паломника в Тверии («Дом со сводами» — гостиница).
Так что, несмотря на все сложности, с которыми сталкивалась Русская духовная миссия на протяжении более 160-ти лет своего исторического развития, деятельность ее продолжается. Сегодня Миссия является представительством Русской православной церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Иордании и Палестинской автономии.
Изначально главными задачами Миссии были объединение, помощь и просвещение единоверцев. Сегодня, помимо этого, перед ней стоит важная задача по сохранению духовной атмосферы евангельской истории, которая формирует сознание православного христианина.
Начальники
- Порфирий (Успенский) (31 июля 1847 — 1854)
- Поликарп (Радкевич) (24 марта — 30 сентября 1857) еп. Одесский
- Кирилл (Наумов) (1 сентября 1857 — 22 июня 1863) еп. Мелитопольский
- Леонид (Кавелин) (1863 — 1865)
- Антонин (Капустин) (1865 — 1894)
- Арсений (Изотов) (1894) в/у
- Мелетий (Розов) (1918 — 1922) и/о
- Мелетий (Розов), 2-й раз (1925 — 1928) и/о
Патриаршая миссия в Израиле
- Леонид (Лобачев) (декабрь 1948 — 1950)
- Владимир (Кобец) ((? 1950) 1951 — 27 декабря 1951)
- Поликарп (Приймак) (сентябрь 1951 — апрель 1955)
- Пимен (Хмелевский) (20 февраля 1956 — 1957)
- Никодим (Ротов) (25 сентября 1957 — 20 октября 1958 (март 1959))
- Августин (Судоплатов) (1 октября 1959 — 1961)
- Варфоломей (Гондаровский) (октябрь 1961 — 23 января 1963)
- Ювеналий (Поярков) (23 января 1963 — 22 декабря 1964)
- Гермоген (Орехов) (22 декабря 1964 — 25 ноября 1966)
- Антоний (Завгородний) (4 апреля 1967 — 1970)
- Иероним (Зиновьев) (1970 — 25 августа 1972)
- Климент (Толстихин) (25 августа 1972 — (5 апреля) 5 августа 1974)
- Серафим (Тихонов) ((5 апреля) 5 августа — 26 декабря 1974) и/о
- Феофан (Лукьянов) (16 июля 2013 — 13 июля 2015) вр. и/о
Зарубежная миссия
- Антоний (Синкевич) (1948 — 1951)
- Димитрий (Биакай) (1951 — 1968)
- Антоний (Граббе) (1968 — январь 1986)
- Валерий Лукьянов (1986 — 1987)
- Алексий (Розентул) (1 сентября 1987 — октябрь 1991)
- Николай (Юхос) (май 1992 — ноябрь 1993)
- Владимир Скалон (1993)
- Феодосий (Клэр) (ноябрь 1993 — декабрь 1995)
- Варфоломей (Воробьёв) (декабрь 1995 — август 1997)
- Алексий (Бирон) (1997 — 2000)
- Петр (Лукьянов) (2000 — 2002)
- Андроник (Котляров) (2003 — 2 мая 2007) и/о
- Тихон (Амельченя) (14 июля 2010 — 17 мая 2011) и/о
- Роман (Красовский) (14 июня 2012 — 9 октября 2012) и/о
Паломничество по Святой Земле
На сегодняшний день основной деятельностью Русской духовной миссии является духовное просвещение паломников. Православные из России, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран ближнего и дальнего зарубежья стремятся совершить паломничество в Израиль, ведь это уникальная возможность соприкоснуться со святынями христианства и укрепить свою веру. Каждый, кто там побывал, отмечает красоту и силу этих мест, имеющих высокую значимость для истинно верующего.
Первой ступенью программы является подвиг паломничества в храме Гроба Господня и Троицком соборе Миссии. Богомольцы приезжают на 8, 10 или более дней, чтобы посетить Иерусалим, Вифлеем, Галилею, Назарет, монастыри Иудейской пустыни и совершить восхождение на гору Синай. Существуют также расширенные программы с посещением Святых Мест в Иордании с возможностью ступить на место Крещения Господня. Чтобы совершить программу паломничества, можно обратиться напрямую к представителям Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Архитектура и убранство собора
Главный собор Русского подворья в Иерусалиме представляет собой храм с десятью куполами, созданный в неовизантийском стиле. Каждый купол храма венчают православные кресты. Сама церковь получилась величественной и впоследствии превратилась в один из узнаваемых символов Русского православия в Иерусалиме. Легкость достаточно большой постройке придает бледно-розовый камень, которым облицованы внешние стены собора.
Внутри храм поражает красотой росписи стен и богатой золоченой утварью, подаренной собору Московскими храмами. Одну из главных ценностей церкви представляет собой резной иконостас, а также алтарные врата, которые передал храму князь Константин Николаевич.
Особенно почитаемыми святынями собора являются две иконы, которые у верующих считаются чудотворными. Это икона Благовещение Пресвятой Богоматери и Св. Николая Чудотворца. Последняя была подарена храму русскими паломниками. В то время, когда вместе с иконой они направлялись на Святую землю, они попали в шторм, однако были спасены силой молитвы лику Чудотворца. Известно, что Святитель Николай является главным покровителем моряков и морских путешественников. Сегодня следы этого шторма остались на иконе.
Воскресная Школа
Для живущих в Израиле православных христиан очень важно иметь возможность посещать воскресные службы на родном языке и приводить в церковь детей. Вопрос о духовном воспитании детей в Израиле очень важен, особенно для тех, кто живет в нехристианском окружении. Многие дети родились в Израиле и посещают израильские учебные заведения, но, наряду со светским образованием, для них важно сохранить православную веру и русскую культуру.
В марте 2009 года в Горненском женском монастыре Русской духовной миссией была организована Воскресная школа. Большая часть прихожан – это русскоязычные православные верующие, среди которых много семей с детьми, которым очень интересно постигать азы православия.
Занятия в школе проходят каждую субботу. Помимо изучения Закона Божьего, прихожане также посещают кружки по пятницам, где учатся рукоделию, узнают об истории России, принимают участие в театральных постановках. А с 2014 года там стали проводиться занятия по русской литературе, что помогает воспитанникам сохранять свою языковую и культурную среду. Работа Воскресной школы помогает прихожанам изучить историю, укрепиться в вере и стать частью православной семьи.
Иерусалимская миссия в Москве
В конце XVII века взаимоотношения между христианским Востоком и Православной Россией ухудшились, несмотря на то, что русские цари оказывали всяческую помощь духовным наследникам апостольских престолов. После Петра I восточные святители вообще перестали ездить в Москву. Не было и ответных визитов. Только «сермяжная Русь, во Христе бродячая», в лице киевских и саровских старцев, а также простых богомольцев, посещала Святые Земли Иерусалима.
В первой половине XVIII века число православных пилигримов из Руси резко возросло. После победы над Наполеоном Иерусалимский Патриарший престол возобновил официальную переписку со Священным Синодом.
В 1818 году благодаря стараниям уроженца из казачьего Черкасска архимандрита Арсения, набожного и дерзкого человека, дважды отсидевшего в Суздале (это своего рода Сибирь для церковных иерархов) открылось Иерусалимское подворье в Москве. Этому предшествовала передача Святогробскому духовенству церкви св. апостола Филиппа на Арбате.
Начало обустройства
Сопровождали архимандрита Порфирия бакалавр Духовной академии иеромонах Феофан, а также учащиеся Петербургской семинарии Соловьев и Крылов. Несогласных с поездкой было много даже среди приближенных Николая I. Сухо встретили делегацию и в Константинополе, куда они прибыли на пароходе «Херсонес» из Одессы.
17 февраля 1848 года группа архимандрита Порфирия, состоящая из двух монахов и двух мирян, прибыла в Иерусалим. Имея скромный бюджет семь тысяч рублей, русская миссия в Иерусалиме изначально была обречена на незавидное положение. Богатые православные арабы, привыкшие к земным радостям, и купающие в роскоши католики и протестанты свысока смотрели на приезжих русских. Однако миссионеры стараниями и делами своими 16 августа 1848 года все-таки въехали в знаменитый Архангельский монастырь, построенный в 1303 году сербским королем Стефаном Милутиным, и основали там первое подворье РПЦ. Впрочем, договор был составлен греками так, что монастырь был передан в распоряжение, но не в собственность.
Покупка земель
Русская миссия сразу же занялась делами богомольцев из отчизны. Наши паломники наконец-то смогли провести ночлег в стенах Архангельского монастыря, а для паломниц был выхлопотан у греков удобный Феодоровский монастырь. Но было понятно, что Русская Миссия нуждалась в собственном имуществе. «Всякому теперь понятно, что лучше всего было бы построить русский дом», — однажды сказал архимандрит Порфирий поверенному в делах при Оттоманской Порте в Константинополе А.П.Озерову.
Понадобились немалые усилия, чтобы был выделен участок вблизи Архангельского монастыря, и на нём было возведено удобное здание для московских миссионеров. Однако 8 мая 1854 года дружине архимандрита Порфирия пришлось уехать из Иерусалима по требованию французского консула Бота. Шла Крымская война 1853—1856 годов.