Флор и Лавр. Почему 31 августа нельзя работать лошадей


Флор и Лавр. Почему 31 августа нельзя работать лошадей

Флор и Лавр с Власием и Спиридоном

Святые мученики, братья Флор и Лавр жили во II в. в Иллирике и были каменотесами. На одном из построенных языческих храмов они водрузили крест. Разгневанный правитель области приказал истязать их, но они «и в муках славили Бога». Затем братьев бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии их мощи были перенесены в Константинополь. После этого в Царьграде прекратился падеж скота.

На Руси имена святых оказались неразрывно связаны с лошадьми. Согласно поверью, бытовавшему на Орловщине, Флор и Лавр рыли колодцы. Но однажды колодец обвалился и братья оказались погребены заживо. Из-под обвала стала сочиться вода и вскоре там образовалась лужица. Сюда стала ходить на водопой одна худосочная лошаденка, которая быстро раздобрела. Слава о чудодейственном источнике быстро распространилась по округе, сюда стали пригонять старых и больных лошадей, и все они поправлялись. Тогда местные мужики решили на этом месте вырыть колодец. И вскоре произошло чудо: Флор и Лавр обнаружились живыми и невредимыми, с железными лопатами в руках.

Согласно другому поверью, на второй день Спаса некий мужик выехал в поле пахать, чтобы посеять озимые. Однако лошадь его остановилась и отказалась работать. С бранью и проклятиями крестьянин стал бить своего коня, угрожать. Лошадь упала на колени и заржала. И вдруг на поле появились двое странников с посохами и грозно сказали: «За что ты бьешь лошадь? Ты в ответе за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У людей на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним». Крестьянин раскаялся, а с тех пор 31 августа стал отмечаться как конский праздник.

Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре

Часто на иконах Флор и Лавр изображаются вместе с архангелом Михаилом. Согласно одному из поверий, однажды пастухи обратились к святым, чтобы те помогли им вернуть пропавших коней. А те, в свою очередь, умолили архангела Михаила помочь им. Согласно другому толкованию, архангел Михаил возвещает об обретении мощей святых мучеников, благодаря чему прекратился падеж лошадей.

Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

В селах Вологодской губернии на молебны приводили до 300-400 лошадей местной породы — в основном рыжей масти, часто с хохлатой шерстью, низеньких и неказистых, но очень выносливых, работоспособных и неприхотливых в пище.

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название — «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

В этот день было принято вволю кормить лошадей, водить их купать, пастись, украшать, но ни в коем случае нельзя было работать на них. Считалось, что даже запрягать лошадь в этот день нельзя, иначе начнется падеж скота. На скачках в праздник Флора и Лавра было запрещено седлать лошадей. Люди тоже старались в этот день обильно есть и пить, причем выпить лишнего разрешалось и женщинам. Пекли специальное печенье с изображением конского копыта, которое жертвовалось священнику за молебен, а также раздавалось лошадям. До конца XIX века также в ряде мест сохранялся языческий обычай жертвоприношения скота.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру:

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

С этим днем по народному календарю связано много примет:

  • Фрол и Лавр — покровители лошадей.
  • «Фрол-Лавр до рабочей лошади добр».
  • «Умолил Флора и Лавра, жди и лошадям добра».
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
  • «На Фрола и Лавра — досевки» — последний срок посева озимых.
  • Кончается посев ржи — после этого дня он считается запоздалым.
  • Коли на Фрола не отсеешься — фролы (то есть сорняки) и родятся.
  • После Флора родятся фролы.
  • Начинаются вечерние «засидки» — женские работы в избах при свете свечей: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
  • Начинаются осенние утренники.

* Работать лошадь — профессиональный термин конников, означает «тренировать лошадь».

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Каменотёсы-смутьяны

Согласно церковным преданиям, Фрол и Лавр были необычными святыми. Эти два брата, родившиеся в простой незнатной семье, жили в Византии во II веке нашей эры. На пропитание они зарабатывали ремеслом каменотёсов, которое освоили ещё в ранней юности. Обучали братьев этой профессии два благочестивых христианина, они открыли для Фрола и Лавра не только секреты мастерства, но и таинства новой веры. Как-то раз правитель Иллирии (местность на севере современной Хорватии) задумал построить грандиозный храм, что должен был стать святилищем сразу для нескольких языческих богов. Для возведения сооружения он собрал самых искусных мастеров округи, в числе которых оказались Фрол и Лавр. Горько было братьям строить «дом» для богов языческих, и, чтобы хоть немного искупить это прегрешение, соблюдали они во время работы строгий пост, а полученные за свои труды деньги раздавали больным и нищим. Однажды на стройку пришёл маленький мальчик — сын верховного жреца нового храма. Ловкая работа мастеров так захватила его, что малыш слишком приблизился к труженикам, и кусок отбитого камня угодил ребёнку прямо в глаз. Гнев отца мальчика был страшен, но Фрол и Лавр убедили жреца, что смогут сохранить зрение его сыну. И действительно, по их молитве малыш мгновенно исцелился. Узрев такое великое чудо, служитель богов языческих сам уверовал в Иисуса Христа и спросил у братьев, чем он может отблагодарить тех за лечение сына. Просьба Фрола и Лавра была необычной, но признательный отец охотно её исполнил. Когда храм достроили, по распоряжению жреца-вероотступника в нём снесли все статуи языческих идолов, а в восточной части сооружения братья установили христианский крест. Расплата за такое самоуправство последовала незамедлительно. Увидев, во что превратилось его детище, правитель Иллирии приказал сжечь жреца-предателя, а Фрола и Лавра сбросить в высохший колодец и засыпать землёй.

Чудо о Флоре и Лавре

Этот иконописный сюжет неизвестен у других православных народов. Идеей для написания данного образа, вероятно, послужило одно из народных преданий.

Флор и Лавр явились пастуху, который потерял лошадей, и помогли отыскать пропажу. На образе присутствует архангел Михаил в полный рост на горе. Позади — золотой фон. Сбоку — справа и слева вполоборота нарисованы Флор и Лавр, принимающие из рук Михаила поводья из упряжки двух лошадей. Черный и белый конь с нарядными седлами изображены чуть ниже.

Новые чудеса святых мучеников

На православные порталы от верующих часто приходят истории о чудесах, которые совершались по молитвам к Господу и святым его. Есть среди них рассказы и том, как святые Флор и Лавр помогли домашним животным своих владельцев вернутся домой или оправиться от хвори.

Одна воцерковленная женщина написала о своем коте, который стал ей очень дорог после смерти супруга. По дороге к ветеринару он сбежал и пропал на две недели. Придя на исповедь в храм, женщина со слезами рассказала о случившемся батюшке, на что получила ответ — молиться святым Флору и Лавру. Так она и поступила.

Параллельно решили с дочерью развесить по городу объявления о пропавшем любимце. В итоге позвонил какой-то молодой человек и сообщил, что нашел этого кота. Вот так угодники Божьи помогли отыскать питомца.

Другой случай повествует тоже о коте по кличке Рыжий. Его хозяин сейчас монашествует в мужской обители. При жизни в миру мужчина часто отмечал, что кот отличается каким-то особым «благочестием» — никому не причиняет боли, спокоен, миролюбив. Когда умерла мать автора, Рыжий тяжело переживал утрату хозяйки. Начал худеть, отказывался от еды и очень тосковал.

Помолившись за домашнего питомца перед иконой святых Флора и Лавра, мужчина попросил помочь Божьему созданию, если на то есть воля Господа. И кот на самом деле стал поправляться. Дожил он до почтенного возраста и умер на руках у своего любимого хозяина.

«Лошадиный праздник»

На Руси существовал удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник» (так называли день памяти Флора и Лавра) пригоняли к церквам лошадей со всех окрестных деревень. В расчесанные гривы и хвосты вплетали ленточки самых ярких цветов и куски кумача, наряжали лошадей в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Лошадей водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна перед церковью лошадей окропляли святой водой.

Это происходило повсюду на Русской земле, святые Флор и Лавр были известны всем, их иконы можно было встретить в каждом крестьянском доме.

Справка Флор – от латинского «цветущий», Лавр – название дерева, ветвями которого принято украшать победителей.

Лошадь-путеводительница

Однако нетленные мощи святых братьев были обретены чудесным образом спустя всего несколько десятилетий. Как-то раз мимо колодца, где Фрол и Лавр нашли свою погибель, проходил купеческий караван. Купцы остановились на ночлег возле этого места, и вечером одна худая старая лошаденка приблизилась к бывшему колодцу и принялась пить воду из небольшой лужицы возле него. Тут же она стала прямо на глазах изумлённых людей «добреть»: выправляться, набираться сил, а шерсть кобылы приобрела здоровый блеск. Поняв, что такое чудо явилось им неспроста, торговцы раскопали колодец и на дне нашли нетленные мощи Фрола и Лавра. Изначально неподалёку от места казни святых была построена небольшая часовня, где новообретенной реликвии поклонялись христиане Иллирии, а затем её перенесли в Константинополь — в монастырь Вседержителя. К останкам Фрола и Лавра на протяжении столетий приходили помолиться паломники со всего мира. В 1350 году им поклонился Стефан Новгородец, о чём знаменитый русский летописец оставил запись в своём произведении «Хождение в Константинополь». Сегодня мощи святых Фрола и Лавра считаются утраченными — местонахождение их неизвестно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: