Святая Варвара Илиопольская – история отважной девы


Житие святой великомученицы Варвары

Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскор являлся представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310 гг.). Варвара была очень хороша собой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девицу от посторонних глаз. Во время своего заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни. Тогда она познакомилась с христианами Илиополя и крестилась.

Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами Варвару пытались склонить к отречению от христианской веры. Но она была непреклонна. Тогда ее подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнем. Максимиан дал отцу право совершить суд над дочерью. Язычник Диоскор стал палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскора и Максимиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, которая объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары.

Библиотека Русской веры Житие святой великомученицы Варвары. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Источники

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в 237 г. при императоре Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата 306 год, т. е. скорее всего Варвара пострадала при императоре Галерии Максимиане (284-305, ум.311), соправителе императора Диоклетиана. В большинстве греческих текстов, в том числе у Симеона Метафраста, а также в латинском житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Илиополь (Гелиополь) (город с этим названием известен в Малой Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского, и других указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам Блаженного Иеронима и Беды Достопочтенного — Рим или Антиохия.

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Илиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражения в древнейших житиях Варвары, её учителем был Ориген.

Варвара не упомянута в одном из древнейших источников — Мартирологе Блаженного Иеронима ( в.). Наиболее ранние редакции текстов жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые преподобному Иоанну Дамаскину и похвальное слово того же автора, анонимные жития. Сохранилось житие Варвары, написанное Иоанном, архиепископом Сардским. Её житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии, начиная с в. Сохранилось армянское житие Варвары и два сирийских жития. Варваре посвящены похвальные слова Арсения, архиепископа Керкирского, Георгия Грамматика, Феодора Патрикия (или Петра, епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др.

На Руси получило распространение житие Варвары [3], которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца [4]. Это житие вошло в состав Великих Четьих Миней [5]. Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. [6]. Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава — Мессинскому Типикону 1131 г. и Евергетидскому Типикону 1-й половины XII в. [7], имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика [8], которое отсутствует в русских списках.

Мощи св. великомученицы Варвары в Владимирском соборе города Киева.

Почитание святой великомученицы Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвященный Варваре, находился в Едессе. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (390–461 гг.), был построен в ее честь в храм. В VI веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354 гг.) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы (958–1025 гг.) и сестрой императора Романа III Аргира (968–1034 гг.). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно преданию, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 – 1118 гг.) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050–1113 гг.), перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца мощи святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.

Рака с мощами святой Великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Фотография 1872 года

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле (1596/1597 – 1647 гг.) часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В тот же период левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл (1612–1655 гг.), взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675 г.), а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь святителя Николы, где мощи почитались как источающие чудесные исцеления. В 1656 году киевский митрополит Сильвестр (Коссов; кон. XVI / нач. XVII века – 1657 гг.) передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию III (ум. 1675 г.). При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой великомученицы Варвары были изъяты и переданы в музей. В настоящее время они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, который принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая стопа святой великомученицы Варвары находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), поскольку она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык; 1898 – 1968 гг.), который с 1952 года служил в Канаде.

Кондак, тропарь и канон святой великомученице Варваре

Тропарь, глас 4

Агница всеблаженная, божественне озарившися светом Святыя Троицы. Трисолнечное утвердивши в купели, в побежение льсти отеческия. И веру исповедавши Христову. Тем ти честная Варваро, свыше благодать даровася, сцеляти болезни и недуги вся. Тоя молитвами Христе Боже, спаси душа наша.

Кондак, глас 4

Иже в Троице благочестно певаемому присно, последовавши Богу страстотерпице, еллинския оставила еси жертвы. Посреде же судища страждущи Варваро, мучителей не убояся прещения богомудрая. Велегласно поющи присно. Троицу чту едино Божество.

Библиотека Русской веры Канон святой великомученице Варваре →

Читать онлайн

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от ни́х// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Ин тропарь, глас 4

А́гнице всеблаже́нная Варва́ро,/ Боже́ственне озари́вшися све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным/ и в купе́ли утверди́вшися/ в побежде́ние ле́сти оте́ческия,/ ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву./ Те́м, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ дарова́ Бо́г,/ исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся́./ Его́же моли́, великому́ченице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому,/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси чти́лища;/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту́, Еди́но Божество́.

Святая великомученица Варвара. Иконы

Один из первых сохранившихся образов святой великомученицы Варвары представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост, с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат.

Святая великомученица Варвара. Середина VII в. Рим, Италия, Церковь Санта Мария Антиква. Фреска на западной стене пресбитерия

Святая великомученица Варвара. Минея Декабрь (фрагмент). Икона. Русь, начало XVII века. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой или без венца и плата, с покрытой головой. В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории, а иногда с непокрытой головой.

Святая великомученица Варвара. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

Святые Симеон Столпник и Варвара. XIII в. Синай, Египет, монастырь св. Екатерины

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам.

Святая великомученица Варвара. 1199 г. Новгород, Церковь Спаса на Нередице. Фреска на склоне арки у южной стены

Святая великомученица Варвара. Икона. Русь. Вторая половина XIV в. Москва, ГТГ

Святые Варвара, Параскева, Иулиания. Икона. Псков, последняя четверть XIV в. Москва, ГТГ

Святая великомученица Варвара. Икона. Псков, XIV век

Параскева Пятница, Варвара и Ульяна с житием. Псков, первая половина XVI в. Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Пророк Иеремия, Параскева, Екатерина и Варвара; Богоматерь Одигитрия и Иоанн Златоуст. Первая половина XVI в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

О чем просят великомученицу

  • О защите, покровительстве.
  • О том, чтобы не отдать Богу душу без причастия. Также перед иконой молятся за родных, которые умерли, так и не успев исповедаться и причаститься.
  • О помощи от головной боли, при травмах головы, перед операцией (так как девушка перенесла много ударов по голове и других пыток).
  • Об улучшении понимания в семье (особенно между подрастающими детьми и родителями).
  • Об избавлении от грусти и тоски, вызванных предательством (так как при жизни ее предал единственный родной человек — отец).

Святая Великомученица Варвара: житие, молитвы, в чем помогает (8 фото 2 видео)

Храмы во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящена церковь в Пскове. Храм был построен в 1618 году. Ныне это единственная в Пскове деревянная срубная клетская церковь трехсотлетнего возраста.

Церковь святой великомученицы Варвары в Пскове

Во имя святой великомученицы Варвары освящен придел Кирилло-Белозерской церкви в Рощенье (середина XVII века). В советское время храм был закрыт. Сейчас в церкви Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.

Во имя святой Варвары имеется придел в соборе Сошествия Святого Духа в Минске. Собор построен между 1633 и 1642 гг.

Собор Сошествия Святого Духа в Минске

Во имя святой великомученицы Варвары освящены церкви в Болгарии (г. Асеновград Пловдивской обл., храм построен между приблизительно 1000 и приблизительно 1100 гг.), Грузии (с. Лагами, церковь построена между приблизительно 800 и приблизительно 900 гг.; с. Хе, храм датируется приблизительно 1000 и приблизительно 1050 гг.) и Турции (Гёреме; датируется приблизительно 600 и приблизительно 900 гг.).

Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящен храм РПсЦ в Новосибирске и часовня РДЦ в Улан-Удэ в Республики Бурятия.

Церковь святой великомученицы Варвары в Новосибирске. Фото с сайта sobory.ru

Часовня святой великомученицы Варвары в Улан-Удэ

Варвара: значение имени

Имя Варвара – древнегреческое и в переводе означает «чужеземка».

Известны еще три святые с именем Варвара:

  1. Мученица Варвара (Деревягина) 1912-1942, которая была приговорена к лагерям и там же расстреляна 11 января 1942 года.
  2. Преподобномученица Варвара (Конкина) 1868-1938, которая была послушницей в монастыре, арестована за контрреволюционную деятельность и приговорена к 10 годам лагерей в тяжелейших условиях заключения и постоянных избиений. 5 апреля 1938 года была признана «негодной для труда» и расстреляна на Бутовском полигоне.
  3. Преподобномученица Варвара (Яковлева) ок. 1850-1918, одна из первых сестер милосердия Марфо-Мариинской обители, которую основала княгиня Елизавета Федоровна. Став келейницей настоятельницы, Варвара последовала за ней в ссылку и была сброшена вместе с ней в шахту под Алапаевском.

Образ святой великомученицы Варвары в искусстве

В западно-христианском искусстве святая великомученица Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок, страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка. Были распространены сцены ее мучений. Многие мировые живописцы изображали великомученицу на своих полотнах, среди них Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 – 1441 гг.), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 – 1516 гг.), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503–1540 гг.), Лукас Кранах Старший (1472–1553 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942 гг.) и многие другие.

Святая Варвара. Ян ван Эйк, 1437 г., Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Святая Варвара. Джованни Антонио Больтраффио. 1502 год

Святая Варвара. Франческо Пармиджанино. 1522 год, Музей Прадо

Мученичество святой Варвары. Лукас Кранах Старший. Ок. 1510 года

Святая Варвара. М.В. Нестеров

Народные традиции в день святой великомученицы Варвары

Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила отношение к Варвариному дню как началу праздничного периода, как времени гуляний и праздности. «Варвара мосты мостит (на юге) — домащивает (на севере)!». «На Варвару зима дорогу доваривает!», «Все тепло да тепло, погоди — придет Варвара: заварварят и морозцы!», «Трещит Варюха — береги нос да ухо!» — можно услышать в народе в эту пору. Имя этой домащивающей, по народному представлению, зимние ледяные мосты святой также тесно связано с памятуемым в следующий день преподобным Саввою. По записанным В. И. Далем поговоркам, «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит!», «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует!»

Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служили Никольщину: приносили в дома свои образа из церкви, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, св. Власию, св. Николе Чудотворцу, освящали воду и вместе с тем служили панихиды по умершим родственникам.

Восточные славяне в этот день молятся святой Варваре о защите от внезапной, скоропостижной смерти, чтобы не умереть без исповеди и причастия, за умерших без принятия причастия и исповеди, за детей и об исцелении от различных болезней, а также об умягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от уныния и печали.

Существовали запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары как покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней. В Сибири этот день почитался беременными женщинами, которые молились и давали обет Варваре при трудных родах.

Чтобы лучше плодился домашний скот, в одних местах пеклись пироги с маком, которые называли «варенье», в других уголках лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили печеньем скот. Здесь просматривается культ Варвары как покровительницы домашнего скота. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни варили кутью и компот. Чешские девушки в день Варвары ставили дома веточку вишни в воду, а словацкие ставили в землю и каждый день поливали изо рта, чтоб она к Рождеству распустилась. Существовало поверье, что если веточка ещё и зацветёт — в наступающем году быть свадьбе. В Словении срезали и ставили в воду вишнёвые веточки по числу членов семьи, и если какая-либо веточка к Рождеству не распускалась, это было дурной приметой для того, кому она предназначалась. В некоторых местах Хорватии в блюдце проращивают пшеницу, чтобы она зазеленела травкой к Рождеству.

У южных славян как православное, так и католическое население довольно широко отмечало этот день. В большинстве сербских и хорватских областей в этот день или накануне специально варили обрядовое блюдо, сходное с коливом сочельника, — из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т. д. — варица. Воду для приготовления варицы брали из разных источников; опускали туда различные сухие травы и цветы, а потом вынимали их и добавляли туда святую воду. В этот день за водой шли тщательно причесанными и чисто одетыми, здоровались с ней, как с одушевленным существом. Варицу ели холодной на второй или чаще третий день; бытовала даже особая поговорка: «Варварица варит, Савица студит, Николица ест». Сваренную кашу оставляли в котле на ночь и по застывшей поверхности определяли, урожайным ли будет год.

Слагатели русских народных духовных стихов посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний. В разных местах поются разные стихи: в одном именуется она «красной невестой небесна чертога», в другом — «красною девой», которую «кровь (пролитая за Христа) украшает»; третий заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная!»; по словам четвертого, она — «закон благодати». Большую ценность также имеет сочиненное народом повествовательное сказание, в котором пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной цветистой речи.

Почитание праведницы – обычаи и традиции

Первые упоминания о святой Варваре относятся к VII-IX ст. – её история описана в «Мартирологе» (собрании религиозных текстов о мучениках) Симеона Метафраста. Оттуда взят и день памяти подвижницы: 17 (по старому стилю – 4) декабря.

В Украине эта дата считалась женским праздником. Девушки готовили вареники с маком и сыром, а ещё украдкой ломали веточки вишни и ставили их в воду. Если почки распускались к Рождеству, юная красавица могла готовиться к скорому замужеству. Существовали и другие приметы, связанные с торжеством. Так, осевший на деревьях иней сулил богатый урожай фруктов, а безоблачное небо с яркими звёздами – холодную зиму. А когда днём люди замечали на деревьях стайки громко чирикающих воробьёв, следовало готовиться к оттепели.

Святая Варвара великомученица

Скульптуры святой великомученицы Варвары

Скульптурные изображения святой великомученицы Варвары установлены в Челябинской области, Новокузнецке и Кемерове.

Скульптура великомученицы Варвары в Пласте Челябинской области

Скульптурная композиция святой великомученицы Варвары в Новокузнецке

Скульптурная композиция святой великомученицы Варвары в Кемерово

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: