Святая Иулиания Лазаревская или повесть об Ульянии Осорьиной


Детские годы

Сама же Ульяна была совершенно обычной, реальной женщиной простого происхождения. Кроме того, она даже не была монахиней. Скорее всего, по этой причине Иулиания не была столь почитаема верующими, как другие святые, имеющие церковное прошлое. С приходом советского времени ее имя и вовсе почти забыли.

Если смотреть на жизнь Ульянии Осорьиной поверхностно, то она ничем не отличается от жизней других женщин того времени.

Родилась святая в 30-х годах 16 века в состоятельной семье в Москве. Ее отец Устин Недюрев был известный в городе человек, так как служил ключником во дворце Ивана Грозного.

Когда девочке исполнилось шесть лет, она осиротела, и бабушка забрала ее в Муром. Девочка с детства была очень скромным ребенком, верующим в Бога. Так, она не любила играть с детьми, отдавая все свое время занятиям рукоделием и молитвой.

Когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее сосватали дворянину Георгию Осорьину. После свадьбы она стала жить в четырех километрах от города в усадьбе мужа, селе Лазарево.

Послушная и добрая девушка приглянулась родственникам мужа, а потому ей поручили вести домашнее хозяйство. С тех пор у нее началась жизнь, привычная для женщин ее круга того времени.

День Ангела Ульяны по месяцам

Ульяна отмечает свои именины 15 раз в году. Один раз в году именины особые — это день святого покровителя, в честь которого она была названа. Если Ульяна не знает, в честь кого ей дали имя, ее покровителем считается тот святой, к дню почитания которого ближе ее день рождения. Или тот святой, которого она выбрала своим покровителем сам.

Новомученики — христианские святые, которые были канонизированы начиная с XX века, многие — в 2000 году. Поскольку небесным покровителем человека может быть только святой, канонизированный до даты его крещения или дня рождения, то при выборе своего Ангела-покровителя обращайте внимание на дату канонизации новомученика.

Январь 3 января

: Иулиания Никомидийская, мученица, дева Иулиания Вяземская, Новоторжская, мученица, княгиня
15 января
: Иулиания Лазаревская, Муромская

Март 17 марта

: Иулиания Птолемаидская, мученица

Апрель 2 апреля

: Иулиания Амисийская (Понтийская), мученица

Май 16 мая

: Иулиания Московская

Июнь 15 июня

: Иулиания Вяземская, Новоторжская, мученица, княгиня (обретение мощей)

Июль 5 июля

: Иулиания, мученица
19 июля
: Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева

Август 30 августа

: Иулиания Птолемаидская, мученица
31 августа
: Иулиания, мученица

Октябрь 11 октября

: Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева (Печер. Б.)

Ноябрь 14 ноября

: Иулиания Россонская, мученица

Декабрь 17 декабря

: Иулиания Илиопольская, мученица

Труды и благотворительность

Но, несмотря на все домашние обязанности, Иулиана не стала менее набожна. Она просыпалась по ночам на молитву, совершая множественные поклоны. Так как она не могла распоряжаться имуществом мужа, то все свободное время, включая ночь, посвящала рукоделию, чтобы на вырученные деньги помогать нуждающимся.

Искусно вышитые полотна она отдавала в церковь, другую же работу продавала, чтобы иметь возможность помочь нищим. Все благие дела она творила втайне от близких людей, отправляя свою служанку по ночам разносить бедным подаяние.

Особой заботой она окружала сирот и женщин, оставшихся без мужей. Благодаря постоянному труду, у Иулиании получалось содержать множество семей. Через некоторое время она стала известна как «монахиня в миру», благотворительница и спасительница всех нуждающихся.

Лукавому не нравится

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2-8.jpg

Ведь постепенно для нее люди перестали делиться на своих и чужих, и всякий страдающий стал своим.

Семейная жизнь

Иулиания прожила с супругом много лет в любви, и подарила ему 13 детей: трех девочек и десять мальчиков. Правда, шестерых из них не стало еще в раннем детстве, а двое погибли позже, уже во взрослом возрасте.

После их гибели, Иулиания решила уйти в монастырь, о чем рассказала мужу и родным, прося у них позволения. Однако супруг отказал ей в этом, сказав, что у нее есть еще дети, которых нужно растить и воспитывать. Но после этого разговора он позволил ей не исполнять супружеские обязанности.

Так как Иулиания привыкла жить в кротости и послушании мужу, она согласилась, показав еще раз почитание супруга и проявив христианское смирение. Она целыми днями работала по хозяйству, а все ночи молилась, оставляя на сон всего два – три часа.

Трудные годы

После того, как святая похоронила мужа, она еще больше окунулась в дела благотворительности. Все доставшееся от мужа имущество она отдала нуждающимся. Сама же при этом довольствовалась малым и вскоре дошла до крайней нужды.

Во времена, когда у власти был Борис Годунов (1601—1603 годах), в Муром пришел голод. То лето было очень дождливым, а в августе уже ударил мороз, вот урожай и не созрел. В дом Иулиании так же пришел голод. Но несмотря на это, женщина продолжала кормить бедных, выпекая хлеб из коры деревьев и сорной травы. Кроме того, хлеба, которые пекла Иулианна, становились не только съедобными, но и приобретали необычайно сладкий вкус.

Вскоре Иулиания заболела, но она так же продолжала вставать на ночную молитву. Перед смертью она созналась, что давно хотела иметь образ ангела, но грехи ее остановили. Все кто присутствовал при смерти Ульянии, заметили похожее на нимб сияние золотого цвета вокруг ее головы. Праведница умерла в 1604 году 15 января. Святую Иулианию погребли, согласно ее завещанию, в Лазарево.

Житие

Краткое житие мученицы Иулиании Никомидийской

Свя­тая му­че­ни­ца Иули­а­ния, дочь знат­но­го языч­ни­ка Аф­ри­ка­на, ро­ди­лась в г. Ни­ко­ми­дии. В де­вя­ти­лет­нем воз­расте бы­ла об­ру­че­на с неким Елев­си­ем. Об­ла­дая глу­бо­ким ра­зу­мом и склон­ной к доб­ру ду­шой, свя­тая Иули­а­ния по­ня­ла при­зрач­ность и об­ман язы­че­ской ве­ры. Она тай­но при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. Ко­гда при­бли­зи­лось вре­мя свадь­бы, Иули­а­ния ре­ши­тель­но от­ка­за­лась от за­му­же­ства. Отец стал уго­ва­ри­вать ее не на­ру­шать дав­нюю по­молв­ку, но, не до­бив­шись же­ла­е­мо­го, стал же­сто­ко ее из­би­вать. За­тем Аф­ри­кан от­дал дочь на суд епар­ху го­ро­да, ко­то­рым был Елев­сий, быв­ший же­них Иули­а­нии. Елев­сий го­ря­чо про­сил Иули­а­нию вый­ти за него за­муж, обе­щая не при­нуж­дать ее к пе­ре­мене ве­ры. Свя­тая Иули­а­ния от­ка­за­лась и пред­по­чла при­нять му­че­ния. Свя­тую дол­го и же­сто­ко ис­тя­за­ли, но она по­сле каж­дой пыт­ки по­лу­ча­ла от Бо­га ис­це­ле­ние и но­вые си­лы. Ис­тя­за­ния со­вер­ша­лись при боль­шом чис­ле лю­дей, из ко­то­рых 500 му­жей и 130 жен, ви­дя непре­клон­ность и му­же­ство свя­той де­вы, чу­дес­ные ис­це­ле­ния ее от ран, ис­по­ве­да­ли Хри­ста. Они бы­ли обез­глав­ле­ны, кре­стив­шись соб­ствен­ной кро­вью. Убе­див­шись, на­ко­нец, в пол­ной без­успеш­но­сти по­пы­ток от­вра­тить свя­тую де­ву от ее Небес­но­го Же­ни­ха, Елев­сий при­го­во­рил Иули­а­нию к смер­ти. Ис­по­вед­ни­ца при­ня­ла при­го­вор с ра­до­стью и про­сла­ви­ла Гос­по­да, спо­до­бив­ше­го ее при­нять му­че­ни­че­ский ве­нец. Казнь свя­той му­че­ни­цы Иули­а­нии со­вер­ши­лась в 304 го­ду.

Полное житие мученицы Иулиании Никомидийской

Мученица Иулиа́ния, дочь богатых язычников, родилась в городе Никомидии (в Малой Азии) в 286-ом году. В девятилетнем возрасте отец Иулиании, Африкан, обручил ее знатному и богатому юноше Елевсию, сыну придворного вельможи. Ввиду малолетства обоих брак был отложен до их совершеннолетия. За эти годы Иулиания узнала о христианской вере, поверила и крестилась. Елевсий же продвинулся по гражданской службе и стал правителем Никомидии. Когда приблизилось время брака, Иулиания стала рассказывать своему жениху-язычнику о христианской вере и уговаривать креститься. Когда Елевсий отказался, то и Иулиания отказалась от брака с ним.

Грубый и необузданный в гневе Африкан, узнав, что дочь присоединилась к презираемой им секте христиан и отказала такому завидному жениху, сильно разгневался на нее и стал ее избивать. Иулиания же говорила отцу: “Христа чту, Христа люблю, и мук за Него не страшусь.”

Тогда Африкан отдал свою дочь на суд самому Елевсию. Очарованный красотой своей бывшей невесты, Елевсий сначала ласково уговаривал ее отказаться от Христа и выйти за него замуж. Потом, видя ее твердость, начал угрожать ей разными пытками. Но ни обещания мирских благ, ни страх смерти не могли заставить Иулианию отречься от Христа. Ее подвергли жестокому бичеванию, после чего ее бросили в темницу. Здесь Иулианию ожидало новое испытание: дьявол явился ей в виде светлого ангела и стал убеждать ее проявить благоразумие и сделать малый компромисс. Догадавшись по речам, что с нею говорит враг рода человеческого, Иуалиания помолилась Богу, и дьявол со стыдом исчез.

Видя твердость Христовой мученицы и чудеса, совершающиеся при ее пытках, многие жители Никомидии уверовали во Христа. Всех их обезглавили. После этого казнили и святую Иулианию, которой исполнилось тогда 18 лет. Это случилось в 304-ом году.

Мученица Иулиания почитается покровительницей целомудрия и девства. Частицы ее мощей хранятся во многих храмах.

Мощи Иулиании Лазаревской

Через 10 лет, в 1614 году умер сын Иулиании – Георгий. Когда для него копали могилу, то нашли мощи святой, которые не только источали миро и издавали благоухание, но и исцеляли больных, в особенности, детей. В том же году церковь решила канонизировать Иулианию, и праведная была причислена к лику святых.

Жизнь потомков святой Иулиании так же не прошла бесследно. Одного из них, Георгия Михайловича Осоргина, расстреляли на Соловецких островах, о чем написал Солженицын в своем произведение «Архипелаг ГУЛАГ». Другой ее потомок, Николай Михайлович Осоргин, живет в Париже и работает в православном богословском институте в профессорском звании. Кроме того он является автором нескольких книг, а так же регентом Сергиевского подворья, который был основан еще его дедом.

Святые мощи Иулиании хранились в церкви села Лазарево, но в 1930 году храм закрыли. Гробница с останками праведницы, была перенесена в местный музей и поставлена рядом с усыпальницами Муромских святых супругов Петра и Февронии.

В 1989 году мощи святой вернули Православной церкви. Сейчас они находятся в Николо-Набережном храме города Мурома.

В настоящее время также восстанавливается храм, возведенный в честь Архангела Михаила в селе Лазарево (в 6 км от Мурома), где была погребена святая и до 1920-х годов находились ее мощи. В селе находятся святые чудодейственные источники. Это место в настоящее время является подворьем Муромского Спасо-Преображенского монастыря.

23 августа 2004 года впервые отмечался День благотворительности и милосердия. Празднование было благословлено Патриархом Всея Руси Алексием II.

В 1604 году (400 лет назад) умерла святая праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), прославившаяся благодаря удивительной доброте и аскетичным образом жизни в миру. А спустя десять лет и именно в этот день 10/23 августа 1614 года были обретены мощи святой, и она была причислена к лику святых.

Именно, поэтому, новый для нашей страны праздник милосердия был учрежден 23 августа в день, когда были найдены останки святой Иулиании Муромской.

Хочется отметить еще один удивительный праздник, который тоже отмечается летом на муромской земле: 8 июля — День семьи, любви и верности. Статус всероссийского он приобрел в 2008 году.

Каждое лето, восьмого июля, церковь и все верующие люди, вспоминают жизнь святых супругов, являющихся образцом истинной любви и семейной верности. Именно это объясняет второе название праздника – День Петра и Февронии Муромских.

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Достопримечательности города Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите здесь.

Поделитесь в комментариях, какие достопримечательности Мурома Вы посещали, какие из них произвели самое сильное впечатление.

Библиография[ | ]

  • Руди Т. Р., Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: XVII в., ч. 2: И—О / * ред. Д. М. Буланин, А. А. Турилов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. С. 429—433
  • Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 8: Святые Древней Руси. М.: Мартис, 2000. С. 179—182
  • Буслаев Ф. И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Буслаев Ф. И. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990. С. 262—294
  • А. В. Кузьмин, О. А. Сухова.
    Иулиания // Православная энциклопедия. — М., 2012. — Т. XXVIII : «Исторический музей — Йэкуно Амлак». — С. 545-555. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: