Церковный календарь пестрит разными православными праздниками, которые являются общими для прихожан любых храмов и всех христиан. Но есть особые религиозные события, история которых уходит в период зарождения христианства, они отмечаются только в отдельных храмах. Это престольные годовые праздники. Их с нетерпением ожидают прихожане и гости храма, к ним готовятся самым тщательным образом. Для того чтобы понять значение престольных торжеств, нужно изучить историю их возникновения и традиции празднования таких событий на Руси нашими предками.
Что означает престольный праздник
Храм Божий – это место обитания Святого Духа, где невидимо присутствует сам Господь и святые, частички нетленных мощей которых покоятся в этом храме. Самое святое место в каждой церкви – престол или придел. Это особый стол внутри алтаря, на котором священник готовит Святое Причастие. Каждый престол основывается в честь какого-либо святого или праздника Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Храм обычно именуется в честь праздника Господнего, Богородичного или имени святого, в честь которого основан престол.
Храмовый праздник отмечают именно в день того святого, в честь кого был основан престол. В одном храме может быть несколько престолов, тогда и храмовых торжеств также будет несколько. В праздновании обычно активно участвуют прихожане храма, а также гости, которые приезжают на торжество.
70-ЛЕТИЕ ИНТРОНИЗАЦИИ ПАТРИАРХА СЕРГИЯ
Опубликовано: 17.10.2013
Репортаж Ксении Богдановой «70-летие интронизации патриарха Сергия (Страгородского)» 17 октября 2013 г. Участники беседы: протоиерей Георгий Митрофанов и священник Александр Мазырин Слушать — репортаж — запись встречи полностью (часть 1, часть 2 — ответы на вопросы) Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Георгий Митрофанов и профессор Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, доктор […]
История появления
История возникновения таких торжеств уходит корнями к незапамятным временам Крещения Руси. Как только князь Владимир окрестил Русь, повсюду начали возводить храмы и праздновать престольные торжества.
Наши предки очень любили престольные праздники, ждали их весь год, тщательно готовились и отмечали с великой радостью. В этот день в церкви обязательно проводилась служба с молебном, после которой нарядно одетые служители церкви и прихожане торжественно обходили всю деревню с крестным ходом, а впереди несли иконы и хоругви. Люди, которым посчастливилось нести святыни, именовались «Богоносцами», в их числе были уважаемые прихожане, которые отличались благочестивой жизнью и помогали церкви.
Маршруты походов по Яранскому району туристов школы № 5 в мае и октябре 2005 года
Цифрами на карте обозначены населённые пункты, где празднуются престольные праздники, звёздочкой отмечены молоизвестные праздники:
1) Иванов день (7 июля); 2) Богородская (21 сентября); 3) Крест праздник* (20 августа); 4) Недосты* (31 декабря); 5) Троица (на 50-й день после Пасхи), Фрол и Лавр (31 августа); 6) Петров день (12 июля), Михайлов день (21 ноября); 7) Казанская (21 июля), Никола (19 декабря);
Традиции празднования
За несколько дней до торжества было принято проводить молебны в домах прихожан. Люди к этому готовились – делали генеральную уборку, во дворе накрывали белой скатертью стол и ставили туда ковш для святой воды. Батюшка при этом освящал не только жилище, но и двор, конюшни, скот и даже огород. Домочадцы особенно радовались этому событию, ведь таким образом на них сходила Божья благодать. Обряд освящения завершался праздничным застольем.
В самом храме торжество также заканчивалось трапезой. После молебна и крестного хода люди дружно садились за столы. Кроме прихожан храма, в этот день принято было накормить всех желающих. Поэтому на праздник сходились люди из соседних сел. Чтобы всем хватило угощенья, во дворе накрывались огромные столы.
Традиция обязательного застолья после праздничного богослужения связана с гостеприимностью крестьян, которые готовы были поделиться своей радостью с любым прохожим. Угощения готовились совместно, всеми жителями деревни, так же вместе люди накрывали столы и угощали многочисленных гостей.
Наш народ любил и самоотверженно поработать, и как следует отдохнуть. Поэтому храмовый день плавно переходил в храмовую неделю, которую отмечали уже по домам. Кутить и гулять могли 7 дней. А потом так же искренне каялись в церкви на исповеди, такая уж особенность русской души.
Гулять в течение целой недели могли только в холодную пору года, когда крестьяне не были обременены полевыми работами.
Торжества часто сопровождались праздничной торговлей, вот где нарасхват уходили пряники, конфеты, орешки, семечки, разные сорта кваса и пива.
Словарь терминов
Евхаристия
— название одного из главнейших таинств Церкви, совершение которого является основой главного крестьянского богослужения — литургии. Во время евхаристии хлеб и вино, по обетованию, данному Иисусом Христом на Тайной вечери, пресуществляются в Тело и Кровь Христовы для причащения верующих [18, с.48].
Клирос
— место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи [8, с.76].
Корчажное пиво
— пиво, приготовленное в большой глиняной посуде большой ёмкости.
Литургия
(гр. — общее дело) — самое гл. богослужение Христианской Церкви. Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Центральным моментом литургии является таинство евхаристии пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В настоящее время служатся три варианта литургии: литургия Иоанна Златоуста — служится почти круглый год; литургия Василия Великого — служится 10 раз в году; …литургия Преждеосвящённых даров, составленная святителем Григорием Двоесловом в VI веке, — совершается только Великим постом [18, с.82].
Приход
— церковная община, объединённая вокруг одного храма [18, с.48]
Солея
— возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом [18, с.132]
Церковь
— храм Божий, сооружённый для христианских богослужений, имеющий престол [18, с.152]
Как празднуют в наше время
Сегодня христианские традиции активно возрождаются, наша жизнь также не лишена празднования храмовых дней. Но проходят такие торжества намного скромнее и спокойнее, чем это было сотни лет назад. В день праздника в церкви обязательно проводится торжественное богослужение, которое заканчивается молебном и крестным ходом, но только вокруг храма. По домам прихожан никто уже не ездит, крестные ходы через все поселение также не проводятся.
После службы и крестного хода, в обязательном порядке накрываются праздничные столы, но теперь уже только на территории храма. Угощать трапезой принято всех, кто пришел в этот день в церковь. Так же, как и в былые времена, в этот день полагается накормить нищих и голодных, поэтому на трапезу собирается много людей.
Почетными гостями прихода в этот день считаются прихожане из других церквей, которые вместе со своими священниками приезжают разделить всеобщую радость с братьями и сестрами во Христе. Трапезничать целую неделю, конечно же, не принято. Праздничный обед ограничивается одним приемом пищи. При этом покушать желательно как можно быстрее, чтобы освободить место за столом для других желающих. После трапезы расходятся по домам.
Сейчас формируется еще одна новая традиция, которая повсеместно пока еще не распространена, но практикуют ее в больших городах. Это проведение культурной программы в день торжества: просмотр православных фильмов, выступления фольклорных коллективов и многое другое.
Библиографический список
- Бердинских В. История Вятского края. Мир русской провинции. — Киров: 2005. — 320 c.: Ил.
- Бердинских В. Россия и русские. — Киров: ГИПП, Вятка: 1994. — 296 c.
- Брудная Л.И., Гуревич З.М. Энциклопедия зимних праздников. — С-Петербург. ТОО Респект — 1993. — 459 c.
- Вятская Епархия. — Вятка:1912 г.
- Егошин В. Село Ломовское — церковь Покровская // Наш край. — Яранск: 2004. — № 7 — С. 51–57.
- Иванова А.А., Поздеев В.А. Обряды и обрядовая поэзия Вятского края // ЭЗВ. — Киров: Областная писательская организация, 1998. — Т.8. — С.303–307.
- Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь. — М.: Русский язык, 1998. — 832 c.
- Марьянов И.В. Праздники, обряды, традиции. — М.: Молодая гвардия,1979. — 153 c.
- Некрылова А.Ф. Русский земледельческий календарь. Круглый год. — М.,1989
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. — Л.: Искусство, 1988. — 215 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986.
- Панкеев Иван. Обычаи и традиции русского народа. — М.: ОЛМА–Пресс,1999. — 536 с.
- Позгалёв В. Образовательная программа «Истоки»// Народное образование. — М:2001. — № 9.
- Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. — Л.: Лениздат, 1962. — 159 с.
- Руднев В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. — М.: Профиздат, 1984. — 153 с.
- Русские. Под ред. В.А. Александрова.— М.: Наука, 1999. — 858 с.
- Словарь русского языка. Т.3, под ред. А.П. Евгеньева. — М.: Русские, 1984. — 782 с.
- Шипов Я.А. Православный словарь / Священник Ярослав Шипов — М.: Современник, 2000. — 271 с., ил.
- ЯРМК. Егошин В. Село Салобеляк — церковь Троицкая. Рукопись. С.4
Православные праздники
Эти дни – словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники. Двунадесятые праздники делятся по содержанию:
По торжественности богослужения, определяемой Уставом: – малые, – средние, – великие.
По времени и дате празднования: – неподвижные; – подвижные.
Отметим, что к двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.
В Пасхальную ночь во всех храмах совершаются торжественные крестные ходы, люди стараются прийти на службу хотя бы ненадолго. Есть храмы, в которых Воскресение Христово – Пасха – и престольный праздник, малая Пасха, совпадают.
Храмовые праздники
ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ (престольные, съезжие, гулевые), отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время были отмечены “гостеванием” родственников в семьях. Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.
В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника.
Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами.
“Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников”, — заключил В. И. Семевский, обобщая описания различных уездов и губерний 2-й пол. XVIII — первых лет XIX в. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, “для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день”.
В описании Тульской губ. н. XIX в. подчеркивается, что на храмовый праздник “дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый”. Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост — рыбу и др. снедь. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.
Храмовые праздники не имели такой особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица). Но народная праздничная культура была представлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего разнообразными жанрами фольклора. На “гостевых” встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальные инструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель, дудка, рог (деревянная выгнутая труба с шестью ладами), жалейки.
Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.
Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном — братниной или общественным молебном.
В Карачевском у. Орловской губ. к престольному дню готовились заранее. За несколько дней священник с причтом начинали ходить по приходу — служить молебны по домам перед образом святого, которому посвящалось празднество. В каждом дворе им вручали ковригу хлеба и 5—15 копеек. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. В день праздника “чуть светает” мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.
У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа — “негде стать”, приходили по 2—3 человека от каждого двора. Некоторые из жителей самого села, в котором стояла церковь, приглашали священника служить у себя молебен в этот день — до обедни причт ходил по избам. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни — гостинцы невестам: “целые узлы” калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару.
Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви “сердовые” крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь, идти в церковь. К половине обедни часть народа начинала выходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.
После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод, а “сердовые” поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10-12 “званых” во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость “молился на образа”, затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.
Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне.
Подобная картина встреч крестьян среднего и старшего поколения с гостями из других деревень во время престольных праздников описана другим информатором из Орловской же губ., отразившим обычаи Орловского и Карчаевского уу., корреспондентами из Козельского у. Калужской губ., Псковской губ. и мн. др.
Н.А. Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири в XVIII — 1-й пол. XIX в., отмечает: “Гостьба по праздникам — в период с октября по начало марта (да и в другое время года) — была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. “Большие” праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в “очередную” деревню “на веселие” съезжалась масса окрестного люда (отсюда название — съезжий праздник)”. Здесь тоже молодежь отделялась от старших, и последние в своем кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самые разнообразные — от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Недаром алтайский крестьянин П. Школдин назвал съезжий праздник “общественным форумом”. Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды гостей из соседних деревень и переезды от одного крестьянина к другому в течение трех дней и в Восточной Сибири.
М.М. Громыко
Энциклопедический словарь русской цивилизации. https://rus-sky.com/
Классификация по важности
По значимости христианские праздники 2022 года делятся на:
- Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
- Средние.
- Малые.
Великие или большие праздники.
Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.
Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.
- Рождество Пресвятой Богородицы. В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
- Крестовоздвижение. Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
- Рождество Христово. Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
- Крещение или Богоявления Господне. Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
- Сретение Господне. Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
- Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
- Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье. Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
- Вознесение Господне. В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя — Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
- Троица или Пятидесятница. В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
- Преображение Господне. На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
- Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.
К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.
Устройство храма
Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:
- Алтарная часть.
- Средняя часть храма.
- Притвор.
Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.
Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.
Престольный праздник — что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.
Что значит престольный православный праздник и описание храмового события
Церковный календарь пестрит разными православными праздниками, которые являются общими для прихожан любых храмов и всех христиан. Но есть особые религиозные события, история которых уходит в период зарождения христианства, они отмечаются только в отдельных храмах. Это престольные годовые праздники. Их с нетерпением ожидают прихожане и гости храма, к ним готовятся самым тщательным образом. Для того чтобы понять значение престольных торжеств, нужно изучить историю их возникновения и традиции празднования таких событий на Руси нашими предками.
Престольные праздники в деревнях Яранского района
д. Александровские (н/ж) | Александра Невского (12 сент.) |
д. Арламуаш | Изосимы (10 октября) |
д. Б. Кугушерга | Вознесение (на 40-й день после Пасхи) |
д. Б. Лумар | Петров день (12 июля) |
д. Б. Шувары | Иванов день (7 июля) |
д. Б.и М. Матвуево | Тросвятская 12 февр.), Никола (22 мая) |
д. Б.и М. Шалаи | Заговенье (перед Петровым постом) |
д. Б.Каракша | Никола (22 мая и 19 дек.) |
д. Банново | Покров (14 окт.) |
д. Бахтинские | Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Белоусово | Троица (на 50 день после Пасхи), Никола (19 дек.) |
д. Васькино | Петров день (12 июля), Михайлов день (21 нояб.) |
д. Верхоуслино | Никола (зим.), Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Винокурово | Иванов день (7 июля) |
д. Грачи | Иванов день (7 июля) |
д. Гусево | Бодун день, Зосимы и Савватия (10 окт.) |
д. Дубнички | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Иваново | Троица (на 50 день после Пасхи), Богородская (21 сент.) |
д. Кожинские | Ильин день (2 авг.) |
д. Козловаж | Троица (на 50 день после Пасхи), |
д. Комары | Петров день (12 июл.) |
д. Косогор | Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Кугунер | Преображение (19 августа) |
д. Ластики | Петров день (12 июля) |
д. Люя | Петров день (12 июля), Михайлов день (21 нояб.) |
д. М. Дубники | Петров день (12 июля), Михайлов день (21 нояб.) |
д. М. Панчино | Ильин день (2 авг.) |
д. Маловитлино | Савватий (зим.) |
д. Мари-Ушем | Петров день (12 июля), Крещение (19 января) |
д. Маскичи | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Мироново | Петров день (12 июля) |
д. Митреичи | Фрол и Лавр (31 августа) |
д. Митрофаново | Никола (22 мая и 19 дек.) |
д. Митюши | Петров день (12 июля), Михайлов день (21 нояб.) |
д. Пахтаево | Никола (22 мая и 19 дек.) |
д. Пержа | Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Петухово | Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Побекнур | Казанская ( 21 июля), |
д. Побекнур | Казанская (21 июля) |
д. Поповка (н/ж) | Иванов день (7 июля), Покров (14 окт.) |
д. Рыжаково | Иванов день (7 июля), Покров (14 окт.), Никола (лет. и зим.) |
д. Сергиевские | Ильин день (2 авг.) |
д. Симаничи | Воздвижение (27 сент.) |
д. Симонята (н/ж) | Троица, Богородская (21 сент.) |
д. Соза | Петров день (12 июл.), |
д. Старокрещено | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Танаково (н/ж) | Богородская (21 сент.) |
д. Урлум (Бельские) | Изосимы (10 октября) |
д. Шабалино | Казанская (21 июля) |
д. Шарпаты | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Шуймара | Горвящен (30 октября), Алёны (3 июня) |
д. Шулкомучакш | Заговенье (за 1 нд. до Троицы) |
д. Шургулец | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Щеглы | Никола (22 мая и 19 дек.) |
д. Энгенер | Заговенье (перед Петровым постом) |
д. Юлей | Достойная (24 июня) |
Составлено в декабре 2005 года.
Двунадесятые праздники
В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви. Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.