Святая Троица
Бог и Иисус Христос – это одно и то же или нет? Согласно православному вероучению, Бог один, но Он имеет три Ипостаси. Это Отец, Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Их нельзя считать отдельными Божествами. Это самостоятельные Личности, но Они имеют одну природу и вместе являются триединым Богом. Таким образом, Иисус Христос – Бог, наравне с Отцом и Святым Духом. Учение о триединстве Бога отражено в понятии Пресвятая Троица.
Господь Иисус Христос (византийская мозаика)
Бог Отец – это Источник вневременного бытия Бога Сына и Бога Святого Духа. Также Он Источник воли и действия всей Троицы. Эта воля совершается через Бога Сына, который вне времени рождается от Бога Отца. Сын действует через исходящего от Него вне времени Бога Святого Духа. Несмотря на единоначалие трёх Божественных Ипостасей, Они не в подчинении друг другу. Они пребывают в единстве и равенстве взаимной любви. У Них общая воля, власть и сила.
“Не уничижай Божества, не предпочитай Одного, унижая Другого. Одно есть естество неизмеримое, несозданное, безлетное, благое, свободное и равночестное. Един есть Бог в трех Озарениях, управляющий миром” (Святитель Григорий Богослов. Творения).
Учение о триедином Боге является основополагающим догматом Церкви. Впервые он был сформулирован в 325 году на Первом Никейском Соборе в Символе веры. Догмат окончательно закрепился в 381 году на Первом Константинопольском соборе. Учение о едином, но триипостасном Боге выделяет христианство из других монотеистических религий (иудаизма и ислама). Христианское представление о триедином Боге называют тринитарным монотеизмом.
Митрополит Антоний (Паканич) отмечает:
“Учение о Святой Троице — это Тайна, которая в своей полноте никогда не будет постижима тварным человеческим умом. Бог познается не умом, а сердцем, богоугодной жизнью, исполнением заповедей Божиих. Если человек таким образом будет приближаться к Богу, то Сам Бог открывает Себя в сердце человека”.
Почему сыны мира играют такую важную роль?
Понимание важности сынов мира является ключевым для всей миссионерской задачи. Часто мы можем фокусировать свои усилия на одном нашем соседе, который не очень открыт для Евангелия. Мы можем потратить месяцы или даже годы в надежде, что этот человек ответит на нашу проповедь, хотя на деле он просто закрыт для нее. Сыны мира не только открыты для проповеди Благой Вести, но в будущем сами становятся «центрами» по распространению Евангелия (речь идет об их знакомых, родственниках и т. д.). Вместо того чтобы целые годы ожидать ответа от одного человека, христианин может значительно умножить плоды своих усилий через сынов мира.
Вот именно так и начало распространяться великое христианское движение. Не какой-то одинокий пастырь на воскресном собрании создал это движение. Это движение, где каждый новый сын мира имел свое большое поле для благовестия. Держа эту мысль в голове в качестве основной, становится очень легко понять, как христианскому движению удалось достичь миллионов человек к 313 году!
Иисус – это Бог или Сын Божий?
Понятие «сын Божий» встречается ещё в Ветхом Завете. Так могли называть царя или весь Божий народ. В Новом Завете члены Святой Церкви также именуются сынами и дочерьми Бога. То есть детьми Бога являются все, кто верен и принадлежит Ему. Однако Иисус – Сын Божий в уникальном, единственном смысле. Поэтому Его называют Единородным (Ин. 1:14,18, 3:16, 18; Гал. 4:4).
Вышеупомянутые человеческие сыны Божьи являются Его творением, они словно усыновлены Богом. Иисус Христос Бог по природе, Он не Творение Божие. Он Совечный и единосущный Отцу, то есть находящийся на стороне Творца, а не творения. Две тысячи лет назад в лице Христа Творец пришёл в наш мир. Таким образом Он соединился со Своим творением – человеком. Святая Троица нераздельна, Иисус является одновременно и Богом, и одной из его Ипостасей – Сыном.
В «Догматическом Богословии» протоиерея Олега Давыденкова указано:
”Когда мы исповедуем Сына Божия Богом, то имеем в виду, что Он есть Бог в собственном, прямом смысле слова, т. е. Бог по природе, а не по усыновлению (в переносном смысле)”.
Указания на характер происхождения Сына от Отца (рождение) и их ипостасное различие содержатся ещё в Ветхом Завете (Пс. 2:7; Пс. 109: 1,3). В Новом Завете об ипостасном различии и в то же время единосущии Отца и Сына упоминается в Евангелиях от Иоанна и от Матфея (Ин. 1:1-3; Мф. 11:27; Ин. 14:31; Ин. 5:17). Христос Сам говорит о Своём Божественном сыновстве, о равности власти Сына и Отца. А также о личном соучастии в Отцовом промыслительном действии (Ин. 5:17-19; 10:36, 11:4).
Из Евангелия от Луки мы может узнать, что Иисус Христос прощал людям грехи. Это также указывает на Его Божественность (Лк. 5:20). Единство Сына и Отца упоминается и во многих других местах Священного Писания (Ин. 10:15; Ин. 10:30, Ин. 10:38; Ин. 5:21; Ин. 5:26).
У сынов мира есть духовные вопросы
Хотя они пока не являются верующими или последователями Христа, они имеют свои духовные вопросы. Эти вопросы могут быть не такими уж и значительными для вас. Это не вопросы из серии: «Если Бог существует, то почему в мире столько зла? Как Бог мог создать мир за шесть дней, когда наука говорит, что на это ушло 13 миллиардов лет?» Эти вопросы тоже существуют, и на них тоже надо дать ответ в свое время.
Человек, о котором мы говорим, может иметь простые духовные вопросы или иметь духовные разочарования. Недавно я разговаривал с одной бариста. А когда мы начали говорить о Боге, она сказала: «Я и Бог как бы разозлились друг на друга в данный момент жизни…» Мы проговорили 15 минут. Она была открыта для общения и духовно разочарована.
Женщина у колодца, кажется, была немного расстроена, когда разговор от ее личной жизни перешел в область теологической дискуссии о том, где служить Богу. Она разочаровалась в иудействе и находилась в духовной борьбе. Иисус прислушался к ее вопросу, но вместо простого ответа Он показал ей совершенно новый мир, который должен наступить в будущем.
Иисус Христос – Бог и человек
Христос называл себя не только Божьим Сыном, но и человеческим (Ин. 8:40, 12:23; Мф. 24:27, Мк. 9:12). Иисус – Бог и человек одновременно, то есть Богочеловек. Как Бог Он предвечно (всегда, вне времени) рождается от Отца. Как человек Христос родился от Девы Марии в определённый момент человеческой истории. Это событие было названо Боговоплощением. Догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природ был принят на IV Вселенском Соборе (451). Он содержится в Символе вере.
Христос во всём был подобен человеку, кроме своей безгрешности. Поэтому он был и совершенным Богом, и совершенным человеком.
Святой Симеон Новый Богослов писал, что Всевышний
“всю Божественную ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством и это человеческое естество несмесно сочетал со Своим Существом и сделал его Своим собственным так, что Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным человеком” (“Собрание творений”).
Всевышний стал человеком, не переставая при этом быть Богом. Человеческое и Божественное начала во Христе соединились, но не смешались. В то же время они неразделимы – Христос это одна личность, а не две отдельных. Бог воплотился раз и навсегда, Его два естества уже не будут разлучены.
Сыны мира не являются верующими
Если быть честными, женщина у колодца имела веру в Христа, но в некоторых аспектах ее вера все же отличалась. Ее вера в наступление Царства сильно отличалась от того, что проповедовал Иисус, и Он использовал эту возможность, чтобы продолжить с ней общение.
Много раз я пытался разглядеть потенциальных последователей Христа в людях, которые уже имели веру. Часть этого мышления происходит от идеи «низко висящих фруктов». Но сынов мира, вероятнее всего, стоит искать среди неверующих. Поэтому многим христианам стоит пересмотреть свои взгляды на миссию, чтобы начать, наконец, обращать людей к Богу.
Зачем Бог воплотился от Девы Марии
Бог воплотился ради нашего спасения. Таким образом произошло примирение человека и Бога, обновление нашего естества, испорченного грехопадением Адама и Евы. В. Лосский отмечает, что воплощение было совершено потому, что человек расторгнул связь с Богом грехопадением. Значит и для восстановления этой связи необходимо было участие человека.
«Так смерть Христова устраняет преграду, воздвигнутую грехом между человеком и Богом, а Его воскресение вырывает у смерти ее жало» (В. Н. Лосский, Г. В. Флоровский, «Догматическое богословие»).
Также В. Лосский указывает на смирение Бога, который воплощается от собственного творения:
«Бог в решающий момент благовещения испрашивает у Марии начаток Своего человечества, собственную Свою человеческую природу».
Благодаря Христу, Непостижимый и Всемогущий Бог стал близким и доступным для человека. Теперь через Крещение мы становимся «причастниками Божеского естества» (2 Пет 1:4). Если Христос был Единородным Сыном Бога, то теперь мы стали Его усыновлёнными детьми.
Святитель Григорий Богослов говорит, что
«Бог, став человеком, страждет, как человек, и обнищевает до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетою» («Творения»).
Если бы Иисус был только святым человеком, Он бы не смог искупить человечество от смерти. Это возможно только для воплотившегося Бога.
Сыны мира имеют много отношений
Когда Иисус в Своем диалоге дошел до момента, где сообщил, что Он и есть Мессия, женщина, похоже, упустила это из виду. Она оставила свой кувшин у колодца, что странно, ведь вода была ее главной целью там. Она вернулась в свой город и незамедлительно поделилась о том, что только что узнала, со всем городом. В итоге целый город пришел к Иисусу, чтобы лично познакомиться с Ним и послушать Его.
Иисус не придумывал креативное название для своей проповеди в этой истории. Он не продумывал Свою кампанию в социальной сети и не заказывал рекламный баннер в поисковой системе. Он лишь поговорил с одним из сынов мира, который имел огромные связи в своем городе. Усилия Христа, затраченные на одну женщину, воплотились в итоге в целый город!
Проблема, которую я вижу в нашей практике обращения людей, в том, что мы часто фокусируемся лишь на одном человеке. Этот человек уже не просто человек для нас. Он становится целью или даже целым проектом. Иисус учил Своих последователей искать сынов мира, позволяя им использовать свое влияние для достижения сердец многих других людей. Даже Иисус не стремился достичь каждого человека, и Он не фокусировался на одной цели. Он находил сынов мира, разделял с ними послание о пришествии Царства Бога и позволял им делиться Евангелием с другими людьми.
Иисус Христос – наш Спаситель
Святой преподобный Феодор Студит говорил о Христе:
«Все потерпел Он, как человек, но и воскрес, как Бог, победив душегубца диавола и спасши Свое любимое создание» («Добротолюбие». Том 4).
По словам святителя Филарета Московского, признание Господа Иисуса Христа Спасителем согрешившего против Бога мира – это главная сила христианства («Творения»). Другого Спасителя у нас не было и не будет.
Будда, Мухаммед и прочие религиозные лидеры были смертными людьми, пытавшимися постичь Всевышнего. Христос же не говорил от имени Бога, он Сам вочеловечившийся Богом. Он является Учителем в исключительном, наиболее возвышенном смысле этого слова. Христос учил не только словами, Он сам был наглядным примером добродетели. Будда и Мухаммед вели земную жизнь и имели семьи. Христос же по своей человеческой природе нравственно был несоизмеримо выше любых других учителей. Иисус Христос Бог, в Нём не было ни одного греха. Он добровольно принял смерть ради нашего спасения, простив своих мучителей.
Господь проповедовал лишь три с половиной года, Будда и Мухаммед делали это на протяжении десятилетий. Но по глубине и возвышенности учение Христа превосходит любое другое. Мухаммед имел множество жён. Будда запрещал своим ученикам смотреть на женщин. А христианство учением о Богородице и браке возвысило статус женщины. Божья Матерь почитается христианами выше всех святых и ангелов. Христос, в отличие от Будды, Мухаммеда, Конфуция, не опирался на земную власть и всеобщее признание. Но Его проповеди не просто научили людей Истине. Они посеяли семена Царствия Божьего на земле (протоиерей Александр Мень «Почему нам трудно поверить в Бога»).
Сын Ноя — Иафет
До потопа Иафет не имел детей, а после у него родились 7 сыновей. Его потомки заселили территорию Европы и средне-восточной Азии. Это даёт право считать Иафета праотцом как славянских племен, исторически населявших эти земли. Иудейский историк Иосиф Флавий описывает:
“У Ноева сына Яфета было семь сыновей. Последние расселились, начиная с гор Тавра и Амана [северная Сирия] до реки Танаиса [Северный Донец], а по Европе до Гадиры [юго-запад Испании], занимая встречавшиеся по пути земли, до этого никем не занятые, и дали населению свои собственные названия».
Изначальным местом расселения яфетидов была территория древнего государcтва Урарту. В настоящее время это современная Армения, восточная Турция и северо-западный Иран.
После потопа сын Ноя Иафет вместе с братьями был благословлен Богом. Ной пророчески благословил Иафета, пообещав ему большие владения и указывая, что его потомки вселятся в шатрах Симовых (Быт. 9:27).
Молитвы Господу Иисусу Христу
Иисусова молитва
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Молитва Господня («Отче наш»)
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Молитва Господу нашему Иисусу Христу
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть облокийся от Приснодевы Марии. Славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, Его же ради и Дух Святый в мир прииде; поклоняюся Твоей по плотя Пречистеи Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя ангельская ликосгашия, яко воспеватели и служители Твоего величествня; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго.
Господи! Почитаю и провозвестившая Тя пророки; прославляю апостолы Твоя Святая; торжествую же и мученики священники же твоя славлю; покловяюся преподобным Твоим и вся праведники пестунствую! Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву правому Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешениям прошение, еже даруй ми всех Твоих ради Святых, изряднее же Святых Твоих щедрот, яко благославен еси во веки. Аминь.
Молитва Иисусу Христу
Владыко Христе Боже, Иже Страстьми Твоими страсти моя исцеливый и язвами Твоими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления, сраствори моему телу от обоняния животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои. Возвыси мой ум к Тебе, долу привлекшийся, и возведи от пропасти погибели, яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию.
Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве, но, Владыко Господи, Иисусе Христе, Сокровище Благих, даруй мне покаяние всецелое, и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою, и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене, изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей, и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: Иисус Бог, Иисус Сын Божий, Иисус Христос Бог, Иисус это Бог, Иисус это Бог или Сын Божий