Есть, молиться, работать: 9 монастырей, открытых для волонтёров

На сегодняшний день в российских монастырях живут тысячи монахов и монахинь. Кто-то из них пришел в обитель из-за страха расплаты за грехи, кто-то — из-за желания обменять служение на рай, а кто-то — просто из-за любви к Богу. При этом прожить жизнь в монастыре — непростое решение и большое испытание. «Вечерняя Москва» узнала, кто может уйти в монастырь, какие трудности встретятся ему на пути к Богу, а также почему обители называют некрополями.

Почему уходят

У каждого человека свои причины, чтобы уйти в монастырь, рассказал наместник ставропигиального Новоиерусалимского монастыря архимандрит Феофилакт. Но всех людей, по его словам, объединяет любовь к Богу, а их на сегодняшний день тысячи человек.

— Сколько людей, столько и путей в царство небесное. Самые разные люди. У нас тысячи монастырей, тысячи монашествующих, — сказал Феофилакт.

Обычно в монастырь уходят по трем причинам. Первая — страх. Например, человек жил и грешил, а потом понял, что ему, грешнику, нужно спастись, и он идет в монастырь каяться и плакать.

— Вторая причина — это купец. То есть ты — мне, я — тебе. Такое тоже бывает, и над таким нельзя смеяться. Например, господи, я пойду в монастырь, а ты мне потом даруешь рай. Вторая ступенька — ее тоже надо пройти — ступенька страха, ступенька купца, — сказал собеседник «ВМ».

Третья причина, по которой уходят в монастырь, проста. Ее можно назвать ступенькой сыновства: как безоговорочно дети любят родителей, не ради чего-то, так и люди любят Бога, называя его Отцом и Творцом, который любит человека. Эта ступенька — самая главная у большинства ушедших в монастырь.

Как уйти

Феофилакт рассказал, что, для того чтобы уйти в обитель, нужно только желание. При этом принять община может только совершеннолетних граждан. Сначала нужно определиться, в каком монастыре хотелось бы прожить жизнь. Для этого следует посетить пять–семь учреждений. Конечно, мужчины могут рассматривать только мужские монастыри, а женщины — женские.

— Вот, скажем, встречаются юноша и девушка. И очень важно, чтобы обе стороны полюбили друг друга и решили вступить в брак. Тогда брак будет. А если любит только одна сторона или хочет, а вторая не хочет, то брака не будет. Так и тут. Каждый монастырь — своя монашеская семья, братство или сестричество. И там важно, чтобы тот, кто приходит, захотел там остаться, а вторая сторона — те, кто там есть, — захотела бы его принять в свое братство или сестричество, — рассказал Феофилакт.

Верные и неверные

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, Архангельская область

На Соловках волонтёрских программ нет, но православные мужчины могут приехать трудниками с 1 мая по 30 сентября. В первую очередь монастырь нуждается в малярах, штукатурах, электриках и плотниках. Чтобы записаться в добровольцы, нужно прибыть в качестве паломника и получить благословение. Живут трудники в комнатах по 6–10 человек с удобствами на этаже.

Добраться до Соловков можно из Санкт-Петербурга или Москвы на мурманском поезде до станции Кемь (от 3000 руб.), а дальше на корабле (1600 руб.) либо на самолёте из Архангельска (около 6000 руб.).

solovki-monastyr.ru

Как приехать трудником на Валаам

Как приехать трудником на Валаам

Трудникам предоставляется жилье на острове, питание и трансфер на корабле из Приозерска и обратно. Они смогут бесплатно посещать экскурсии по монастырю и в свободное время гулять по острову.

Какие послушания могут назначить

В Валаамском монастыре для трудников существует достаточно много разных послушаний, перечислим некоторые из них: келарская служба (мойка посуды, работа в трапезной, на кухне, на складах, в мастерской), сады, теплицы, храм, швейная мастерская, пекарня, котельные, ферма и т.д.

В зависимости от срока, который трудник планирует пребывать на острове, могут быть назначены и другие послушания.

Послушания в монастыре выбираются не по вкусу, распределением задач занимается Служба благочиния.

В обители трудятся обычно до 17:00, либо по сменам, в зависимости от назначенного послушания. В выходные дни и свободное время, могут быть назначены дополнительные послушания. В субботу на многих послушаниях трудятся до обеда, чтобы отдохнуть перед Всенощным бдением. Отдыхают как правило по воскресеньям и большим праздникам, а также в выходные, согласно графикам послушаний.

Примерный распорядок дня для трудника:

5:00—6:00 — полунощница и шестопсалмие;

6:00—9:00 — отдых/сон;

9:00 —13:00 — послушания;

13:00— 14:00 — обед и отдых;

14:00 —17:00 — послушания;

17:00 — 19:00 — вечернее богослужение (благословляется быть в храме один час);

19:00 — 21:00 — ужин и свободное время;

21:00 — 21:40 — вечернее молитвенное правило с чтением Евангелия;

21:40 —23:00 — свободное время;

23:00 — 05:00 — сон.

Выдержки из «Требований к трудникам»

В качестве трудников, мы принимаемых на срок не менее 2-х недель. У трудников есть возможность пожить духовной жизнью, приближенной к монашеской. Они могут участвовать в богослужениях, трудиться вместе с монастырской братией, мужчины — питаться в братской трапезной.

В монастыре у трудника есть возможность укрепиться в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада монастырской жизни.

Трудник должен быть православным христианином или искренне желать им стать, приняв Крещение в Православной Церкви.

Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать пенсионного.

В силу своего островного положения, возможности монастыря по размещению трудников ограничены. Поскольку на острове отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, и в связи с тем, что часть года остров ввиду погодных и климатических условий остается лишенным возможности сообщения с материком, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым может понадобиться стационарная медицинская помощь. Трудники занимаются напряженным физическим трудом. Поэтому монастырь принимает в первую очередь трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующих исполнению монастырских послушаний.

Что предоставляет монастырь

Трудники за свой счет доезжают до причала в г. Приозерск. Оттуда их везут на монастырском корабле до Валаама.

Тех, кто приезжает в качестве трудника, селят в общежитии «Водопроводного дома», трудниц – в гостиницу «у Святых врат».

В зависимости от срока нахождения трудника в монастыре, условия проживания могут улучшаться.

Для трудников проводят бесплатные экскурсии: по Центральной усадьбе с подъемом на колокольню, по основным скитам, в музей на Свято-Владимировском скиту, на корабле — к островным скитам. В свободное время трудники могут гулять по живописным местам Валаама, отдыхать на природе.

***

Трудиться в монастыре, не ожидая денежного вознаграждения — это традиция. Кто-то имеет возможность и дарит монастырю золотые облачения, баржу с зерном, упаковку носков или электрический чайник. Кто-то дарит дни своей жизни, свои силы, здоровье, мастерство. Это осознанный дар, добровольная жертва.

«Во славу Божию» — это не «за бесплатно», не за еду, не за крышу над головой. Это за Любовь.

Трудничество — форма духовного развития. Это возможность для православного человека пожертвовать свое время и силы. Цель трудника — расти духовно, учиться смирению и человеколюбию, а значит приближаться к Богу.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь (Оптина пустынь), Калужская область

В Оптину пустынь приезжают работать как взрослые, так и дети. Вот уже 27 лет у стен монастыря с середины июня по конец июля размещается детский православный волонтёрский лагерь. Дети живут в палатках, послушаются в монастыре, ставят спектакли, рисуют, участвуют в соревнованиях. Организацией лагеря занимается православная гимназия «Радонеж» (gymnasia-radonezh.ru), они возят своих учеников, но на свободные места берут и детей со стороны.

Добираться проще всего на машине, дорога из Москвы займёт около четырёх часов (по пути стоит сделать остановку в Калуге). Можно ехать и на автобусе до Козельска, а оттуда – на маршрутке. В монастыре есть разные варианты размещения: место в общем номере (200 руб.) или комфортный номер на двоих (2000 руб.). Заявки через паломническую службу

optina.ru

Фото: Natalia Sidorova / Vostock Photo

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Нижегородская область

В Дивеево можно приехать на экскурсию, поселиться в отеле или частном секторе и примерить роль волонтёра на день или два. Для этого нужно взять паспорт и рабочую одежду (для женщин — длинная юбка, кофта, закрывающая локти, и платок) и направиться в паломнический центр. Работы всегда много, поэтому лишние руки точно не помешают. В монастыре работают 17 паломнических корпусов, однако бронировать места лучше заранее. Тем, кто не любит большого скопления народа, стоит селиться в Вознесенском скиту в 40 км от монастыря, там есть свой паломнический корпус с номерами на одного–трёх человек.

Дорога на машине от Москвы — можно сделать остановки во Владимире, Муроме и Арзамасе. Другой способ — поезд: с этого лета введён маршрут Москва–Арзамас–Дивеево по схеме поезд+автобус, цена в одну сторону — 250 руб.

4udel.nne.ru

Фото: Фотобанк «Лори»

Обеты монаха

Постриг в монахи – это безвозвратное действие; прекратив аскетическую жизнь после пострига, человек разрывает связь с Богом. Посвящение в аскетическую жизнь, глубокое послушание и служение Богу – вот основные принципы жизни в обители.

После пострига монах (монашка) даёт три обета:

  1. Целомудрия. Иными словами, это обет безбрачия и отказ от похотей.
  2. Послушания. Это отказ от своей воли, полное послушание Богу и покорность, смирение с внешними обстоятельствами.
  3. Нестяжания. Отказ от всего земного, чтобы впоследствии обрести лёгкость духа.

В монашестве радость от близости к Богу – превыше всего, и она заменяет принявшим постриг все остальные радости мира.

Свято-Покровский женский монастырь, Свердловская область

Верхотурье считается духовным православным центром на Урале. Помимо Свято-Покровского, здесь есть действующий мужской монастырь, несколько храмов и древний маленький кремль. Правила жёсткие: предлагается «оставить мирские привычки и манеры за оградой», следовать заведённому распорядку и спрашивать разрешения для того, чтобы выйти в город. Специального благословения на трудничество не нужно, можно просто приехать.

От Екатеринбурга до Верхотурья добираются на автобусе (от 800 руб.) или поезде (от 2500 руб.), время в пути — около пяти часов.

v-pocrov-m.ru

Фото: Фотобанк «Лори»

Поездка в монастырь

Итак, подготовка завершена, благословение получено, обитель выбрана. Теперь следует поехать туда, чтобы поговорить с матушкой-настоятельницей. Она расскажет об особенностях жизни в выбранном монастыре, о традициях и условиях проживания. При себе следует иметь необходимые документы:

  • Паспорт.
  • Краткую автобиографию.
  • Свидетельство о браке или справку о смерти супруга (при наличии).
  • Прошение о принятии в обитель.

Следует знать, что постриг разрешается только лицам, достигшим тридцати лет. Если у женщины есть несовершеннолетние дети, необходимо будет предъявить свидетельство об установлении опеки над ними ответственных лиц (иногда могут потребовать и характеристики на опекунов). Необходимо знать, что в этом случае духовник может не дать благословения на монастырскую жизнь и настоятельница посоветует оставаться в миру и воспитывать своих детей. Остаться в обители, имея в миру несовершеннолетнего ребёнка, можно лишь в исключительных случаях. Это же касается и ситуации, когда у женщины есть престарелые родители, нуждающиеся в уходе.

Обязательного внесения денежных средств не потребуется, но можно принести добровольное пожертвование.

Буддийская община Шедруб Линг, Свердловская область

Двери единственного на Урале буддийского монастыря открыты для всех — туристов, паломников и волонтёров. Сам монастырь расположен на живописной горе Качканар — местами суровой и скалистой, а местами покрытой альпийскими лугами. В монастыре есть две ступы, храм и библиотека. Также здесь проводят образовательные курсы, и можно совместить приятное с полезным: восполнить пробелы в знании буддизма и поработать на стройке храма. В тёплое время года у монастыря можно разбить палатку, в холодные месяцы жить придётся в общей комнате, а ночевать на полу в спальниках.

Добраться до Шедруб Линга непросто. От Екатеринбурга до города Качканар идёт автобус, время в пути — 4,5 часа (от 600 руб.), далее нужно следовать точным указаниям, которые даны на сайте монастыря (придётся преодолеть пеший подъём длиной 8 км).

shedrub-ling.ru

Фото: Фотобанк «Лори»

Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь, Ставропольский край

Монастырь на склоне Бештау основали афонские монахи в начале ХХ века. Здесь можно не только поработать, но и погулять по пятиглавой горе, насладиться открывающимися со склонов видами на Пятигорск и гору Машук, посетить музей Лермонтова и место его дуэли. В последние годы летом в монастыре многолюдно, помимо паломников и туристов приезжает множество детей и подростков на форум «Зелёный Афон». Если хочется поработать в спокойной обстановке, лучше ехать осенью или весной. Чтобы получить благословение, пишите на

Монастырь находится в 10 км от Пятигорска неподалёку от города Лермонтов. Между населёнными пунктами курсируют маршрутки и такси, время в пути — 15–20 минут, цена — от 35 руб.

afon-beshtau.ru

Фото: CSP_zhekos / age / East News

Этапы монашеской жизни

Подготовительные этапы, к которым в разных источниках причисляют трудничество и послушничество, еще не являются истинно монашеством. Преподобный Макарий Оптинский так определял его степени:

  • рясофор – степень новоначальных;
  • мантия – степень средних;
  • схима – степень совершенных.

Святые отцы учат не стремиться к получению мантии или схимы как внешнего образа из желания одеться в почетные одежды, ведь это все от честолюбия. А для монаха главное – смирение. Принимать ангельский образ нужно в разуме. Само принятие малого ангельского образа – это обручение Небесному Жениху Иисусу Христу. После того как при постриге облачают человека в монашеские одежды, он должен всегда иметь на устах Имя Иисусово.

Преподобный Амвросий Оптинский учил соблюдать внутреннее и не бояться внешнего. Не нужно желать получения рясофора или мантии как духовного роста.

Совет автора

Преподобный Никон учил, что монах должен быть весь в Боге. Нельзя идти в монастырь лишь из желания спрятаться от надоевших проблем. Все свои мысли нужно обязательно открывать духовному отцу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иволгинский дацан, Бурятия

Расположенный в 30 км от Улан-Удэ дацан — главный буддийский монастырь СНГ. Кроме ступ и храмов на его территории находится университет. Паломники и туристы едут сюда ещё и для того, чтобы увидеть нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, который в 1927 году ушёл в нирвану. Иволгинский дацан принимает волонтёров-мужчин и предоставляет им возможность жить и питаться в монастыре. Женщины также могут поработать, но остановиться им придётся в ближайшей деревне. Перед поездкой необходимо связаться с монастырём по тел.: +7 (301-40) 2-33-77 (справочная) или +79834590985 (Тубден-лама).

Добраться до дацана можно от Улан-Удэ на двух маршрутках. Первая — за час и 45 руб. довезёт до села Верхняя Иволга, вторая за 10 мин. и 25 руб. — до монастыря.

Фото: Фотобанк «Лори»

Необходимые качества

Уйти в монастырь — что для этого нужно? Нужно многое, в первую очередь необходимо обладать рядом качеств, а именно:

  1. Искренне верить в Бога.
  2. Иметь смирение и большое терпение.
  3. Постоянно трудиться над собой, борясь с собственными страстями, греховными мыслями и пороками.
  4. Отказ от любых вредных привычек.
  5. Отказ от любых проявлений мирской суеты.
  6. Любовь к молитве.
  7. Любовь к ближнему и всему живому.

Кроме того, следует учитывать, что монахини постоянно заняты тяжёлым физическим трудом, зарабатывая себе на жизнь, поэтому очень желательно иметь крепкое физическое здоровье и выносливость. А ещё придётся соблюдать посты и стоять на службах, которые в монастыре длятся несколько часов подряд. Поэтому кроме физической, нужно обладать и духовной силой. Каждый человек предварительно должен решить для себя, сможет ли он выдержать такую жизнь, ведь снять с себя монашеский чин очень проблематично.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковская область

После выхода книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» монас-тырь переживает новый всплеск популярнос-ти. Хотя и раньше жаловаться на недостаток внимания не приходилось — близость Пушкинских гор и Пскова делала его частью увлекательного турмаршрута. Из-за наплыва людей время бесплатного проживания в монастыре может быть ограничено. Мужчины должны связаться с монахом Максимом (+79113697648), а женщины — обратиться в паломническую службу , +79118902163. За информацией можно следить на официальной странице vk.com/pechory.

Добираться удобно от автовокзала города Пскова на автобусе за час и 100 руб.

Фото: Сергей Алексеев

Причины отречения от мирской жизни

Подвижники древности отрекались от мирской жизни, поскольку она их не привлекала. А избранные пустыни и пещеры были для них не темными сырыми могилами, а цветущей страной духа.

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), монашество – это феномен, который сложно понять, не имея внутреннего опыта, который выразить словом практически невозможно. Современные люди не понимают красоты монашеской жизни и порой задаются вопросами о том, почему некоторые отрекаются об мирского существования. Монашество покрывает всю духовную жизнь. Его невозможно понять, не пережив и не прочувствовав на себе, подобно тому как сложно понять любовь нелюбящему сердцу.

Преподобный Варсонофий Оптинский сравнивал иночество с безбрежным морем, которое невозможно переплыть. Его не может понять человек, который еще не ступил на этот путь. Целью монашеской жизни отец Варсонофий называл поиск Бога. Но можно жить в монастыре и ничего не достичь. Поэтому важно не то, как попасть в монастырь, а для чего.

Люди принимают постриг в поиске непрерывного богообщения, искания Фаворского света. Монахи – это свет мира. Одно только внешнее выполнение устава и ношение монашеской одежды еще не делает человека монахом или монахиней. Как лампе нужен огонь, чтобы светить, так и человеку. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что монашество произошло от желания человека жить по учению и заповедям Евангелия. Это очень сложно осуществить среди мирских забот и суеты. Монашество – совершенное христианство.

В поучениях Аввы Дорофея есть рассказ о праведном Досифее. Юноша удостоился явления Божией Матери, которая назвала ему необходимые для спасения условия. Выполнение их стало смущать окружающих юноши, и ему посоветовали уйти в монастырь. Он пришел в обитель и твердил отцам: «Хочу спастись».

Среди мужчин

Прежде чем собираться в монастырь, мужчине нужно обязательно открыть свои помыслы духовному отцу. Разумеется, стать монахом – не быстрый процесс, которому предшествует послушнический искус. Но после пострига изменить уже ничего нельзя. Человек навсегда дает ряд обетов Богу и не может их нарушать.

Причин, по которым мужчина хочет стать монахом, может быть несколько. Часто желание принять постриг путают с желанием избавиться от проблем, ведь порой в монастырь бегут по таким причинам:

  • сложности в личной, семейной жизни;
  • трудности в работе, нужда;
  • горе, потеря близкого человека, сильный стресс;
  • несчастная любовь (более свойственно юношам).

Перечень причин может дополняться, ведь это дело сугубо личное. Но уход в мужской монастырь с целью спасения от жизненных трудностей не является верным путем.

Среди женщин

Отличий в причинах желания пострига между мужчинами и женщинами практически нет. Но женщины по своей природе более эмоциональны и им сложнее переносить потрясения мирской жизни. Проживание в обители – это тяжелый труд, поэтому ошибочно искать в женском монастыре покоя от сложностей.

В книге «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима Саровского» сказано, что батюшка Серафим благословлял на монашескую жизнь не каждого, кто просил его. Некоторым батюшка советовал повременить с постригом, некоторым вообще не рекомендовал уходить из мира, другим женщинам вместо того, чтобы стать монашкой, предлагал прежде создать семью.

Сурский Иоанновский женский монастырь, Архангельская область

Крошечный монастырь, где сейчас постоянно живут пять сестёр, очень нуждается в помощи. Каким-то чудом эти смелые женщины управляются с большим хозяйством — несколькими полями, двумя коровами, телёнком и курами. Об этом с неподдельной искренностью пишет на сайте монастыря матушка Митрофания. Помимо сельскохозяйственной деятельности здесь ведётся восстановление разрушенного в советские годы монастыря и строительство Дома милосердия для вдовых священников.

Добираются до Суры на перекладных — сначала до Архангельска, потом на поезде до Карпогор, а оттуда на машине, которую может прислать матушка. Помимо работы и общения с сёстрами трудников ждёт знакомство с природой северного края, настоящий отдых от цивилизации и, если они приедут в начале лета, белые ночи.

sura-monastery.ru

Основные правила

В первую очередь надо понять, что стать послушником за один церковный обряд вам никто не позволит. Возможно, на то, чтобы доказать другим священнослужителям свою преданность идеям религии и аскетизма, уйдет несколько лет. За это время происходит полное погружение человека в религиозное культурное пространство, оно и позволяет выстроить более крепкие и возвышенные отношения с Господом. Однако, если соблюдать некоторые правила, можно получить сан послушника в течение одного календарного года, что по церковным меркам очень мало:

  • Регулярно посещайте службы и исповедуйтесь. Если, к примеру, ранние подъемы на воскресную службу вас утомляют, стоит еще раз пересмотреть желание посвятить себя церкви. Надо помнить, что сан послушника напрямую связан с отказом от собственного комфорта, полным служением Богу и поиском истины в вере;
  • Договоритесь с кем-то из руководства монастыря о том, чтобы стать трудником, сейчас это можно сделать и в сети. Трудник — это человек, который помогает в выполнении хозяйственных работ, действует по поручениям монахов и послушников. У таких людей нет строго нормированных часов работы, все решается в индивидуальном порядке, так, некоторые приезжают на трудничество ежегодно, на несколько недель, тем самым люди находят физическое и духовное очищение. Но именно так получится проверить, насколько вы готовы к тяжелому труду на постоянной основе;
  • Напишите прошение о том, чтобы вас приняли в послушники монастыря. Направлять его нужно на имя настоятеля. Если оно будет одобрено, вы получите право на ношение особых религиозных символов, тем не менее, у вас сохранится мирское имя и право на возвращение к светской жизни.

Следующим шагом после послушничества является принятие монашества. Тем не менее, нужно подходить к такому шагу со всей ответственностью. Не стоит торопить себя, помните также, что в поиске своего религиозного пути вами руководит Господь. И если вам отказали в постриге или даже в послушничестве, так будет лучше для вас и для церковной общины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: