Цвета богослужебных облачений в православном заупокойном богослужении.


Цвета облачений и пояснения к ним

Главная » База знаний » Понятия и термины » Цвета облачений и пояснения к ним

by Администратор · 19.11.2019

Бе­лый цвет

Сим­вол Бо­же­ствен­но­го нетвар­но­го све­та. Объ­еди­ня­ет в се­бе все цве­та ра­ду­гиВ бе­лых об­ла­че­ни­ях слу­жат в Гос­под­ские празд­ни­ки: Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бо­го­яв­ле­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния; в них слу­жат в Ла­за­ре­ву и Ве­ли­кую Суб­бо­ты, дни па­мя­ти бес­плот­ных Ан­гель­ских сил, в них на­чи­на­ет­ся Пас­халь­ная утре­ня. Бе­лые ри­зы ис­поль­зу­ют­ся при со­вер­ше­нии та­ин­ства кре­ще­ния, вен­ча­ния и на за­упо­кой­ных бо­го­слу­же­ни­ях, а так­же при об­ла­че­нии но­во­по­став­лен­но­го в свя­щен­ный сан.
Крас­ный цвет

Это – сим­вол неиз­ре­чен­ной, пла­мен­ной люб­ви Бо­жи­ей к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. Но это так­же цвет кро­ви, и по­это­му в крас­ных или баг­ря­ных об­ла­че­ни­ях про­хо­дят служ­бы в честь му­че­ни­ковОс­нов­ной Пас­халь­ный цвет – крас­ный с зо­ло­том. Вслед за бе­лым, про­дол­жа­ет Бо­го­слу­же­ние Пас­хи и оста­ет­ся неиз­мен­ным до празд­ни­ка Воз­не­се­ния. Крас­ный цвет об­ла­че­ний при­нят так­же в дни па­мя­ти му­че­ни­ков.
Зо­ло­той цвет или жел­тый всех от­тен­ков

Яв­ля­ют­ся цве­та­ми сла­вы, ве­ли­чия и до­сто­ин­стваОни усво­е­ны вос­крес­ным дням как дням Гос­по­да Ца­ря Сла­вы; кро­ме то­го, в зо­ло­тых одеж­дах Цер­ковь от­ме­ча­ет дни Его осо­бых по­ма­зан­ни­ков – про­ро­ков, апо­сто­лов и свя­ти­те­лей; так­же в боль­шин­ство дней го­да, ес­ли не со­вер­ша­ет­ся чья-ли­бо па­мять.
Зе­ле­ный цвет

Цвет веч­ной жиз­ниСли­я­ние жел­то­го и го­лу­бо­го. Он при­нят в дни па­мя­ти пре­по­доб­ных и сви­де­тель­ству­ет о том, что их мо­на­ше­ский по­двиг ожи­во­тво­ря­ет че­ло­ве­ка со­еди­не­ни­ем со Хри­стом (жел­тый цвет) и воз­во­дит его на небо (го­лу­бой). В зе­ле­ных цве­тах всех от­тен­ков слу­жат в день Свя­той Тро­и­цы, Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (Верб­ное Вос­кре­се­нье), По­не­дель­ник Свя­то­го Ду­ха, а так­же в дни юро­ди­вых.
Го­лу­бой или си­ний цвет

Это – цвет неба, и он со­от­вет­ству­ет уче­нию о Бо­жи­ей Ма­те­ри, вме­стив­шей Небо­жи­те­ля в Сво­ей Пре­чи­стой утро­беЦвет на празд­ни­ки Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а так­же на Сре­те­ние.
Фио­ле­то­вый цвет

В нем со­еди­не­ны крас­ный – цвет кро­ви Хри­сто­вой и Вос­кре­се­ния, и си­ний, ука­зу­ю­щий, что Крест от­крыл нам до­ро­гу в небо. Зна­ме­ну­ет си­лу ду­ха и крест­ный по­двиг Спа­си­те­ляПри­нят в дни па­мя­ти Кре­ста Гос­под­ня – Про­ис­хож­де­ние (из­не­се­ние) чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, Воз­дви­же­ние, в Кре­сто­по­клон­ную сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста (Сре­до­крест­ную). В суб­бо­ты и вос­кре­се­нья Ве­ли­ко­го по­ста, Ве­ли­кий Чет­верг. На Пер­вое и Вто­рое Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи и в день Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских.
Чер­ный или тем­но-ко­рич­не­вый цвет

Наи­бо­лее бли­зок по ду­ху дням Ве­ли­ко­го По­ста. Это – сим­вол от­ре­че­ния от мир­ской су­е­ты, цвет пла­ча и по­ка­я­нияИс­поль­зу­ет­ся в обыч­ные дни Ве­ли­ко­го по­ста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

Цвета богослужебных облачений в православном заупокойном богослужении.

Любой внимательный человек, посещающий православный храм во время богослужения, заметит, что в разные дни года облачения священнослужителей и украшений церкви изменяются в своей цветовой гамме. Применяются облачения практически всех цветов радуги, а также белые и черные. Это разнообразие является неотъемлемой частью богослужебной символики и призвано к тому, чтобы оказать определенное воздействие на умы и чувства молящихся. В этой краткой статье мы не будем подробно говорить о символизме каждого из применяемых цветом, а сосредоточим внимание только на тех, которые усвоены православному заупокойному обряду. Ведь цвет облачения изменяется не только в зависимости от празднуемого Церковью события, но и от характера богослужения. Для совершения обрядов поминовения усопших, а также богослужений родительских суббот церковный устав предписывает использование облачений белого цвета. Именно этот цвет наиболее полно соответствует содержанию заупокойных молитв, в которых для отошедших в иной мир испрашивается упокоение со святыми праведниками, которые, согласно Откровению Апостола Иоанна Богослова, облачены в белые ризы (Отк. 7, 9). Также в Библии говорится, что ангелы, явившиеся после Воскресения Христова, были в одеждах белых (Мр. 16, 5). Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символизирует собой Божественный нетварный свет. Евангелист Марк, описывая событие Преображения Господня, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). Известно, что снег при ярком блистании солнца дает радужные переливы. Радуга – это разложенный в спектре белый свет, в библейском повествовании она явилась символом Завета Бога с человечеством после Всемирного потопа. Практически все остальные цвета радуги также используются в православном богослужении, раскрывая различные аспекты Священной истории и духовной жизни. Таким образом, именно белый может считаться основным символическим цветом Церкви. Этот цвет используется не только в заупокойном богослужении. Светлые ризы священнослужители одевают при совершении всех таинств Церкви, а также на большинство Господских (посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа) праздников. На Пасху богослужение начинается также в белых одеяниях, символизирующих воссиявший из гроба Спасителя свет жизни, затем происходит переоблачение в красные ризы. Этот цвет знаменует торжество пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия, через пролитие крови Господа на Кресте. На Светлой седмице (семь дней пасхальных торжеств) отпевания совершаются по особому пасхальному чину. По сути это пасхальные песнопения, к которым добавляются отдельные заупокойные прошения. Это радостное чинопоследование, в котором нет места плачу и рыданиям, всё проникнуто пасхальным торжеством. Умереть на Пасху и быть отпетым таким чином, почитается у православных знаком особой милости Божией к человеку. Разумеется, отпевание, проводимое в эти дни, совершается тоже в красных пасхальных облачениях. Чёрный цвет в православии издревле понимался как символ небытия, смерти и даже ада. Он противоположен белому свету, дающему жизнь. Смерть для христианина не переход в небытие, не конец жизни, а начало новой жизни – светлой. Поэтому облачения при отпевании белые, как и церковное покрывало (саван). На протяжении многих веков жизни Церкви в ней не существовало чёрных богослужебных облачений. Однако повседневное облачение – рясы, подрясники духовенства (особенно монашествующих) изготовлялись из материалов черных тонов. В данном случае это цвет символизировал отречение от мира (светской жизни), покаяние и смирение. Монахи именуются в духовной литературе добровольными мертвецами, умершими для мира, переставшими для него существовать. Отсюда и чёрный цвет небытия. Исходя из этого понимания, может быть обоснована и традиция чёрного цвета в траурной одежде светского общества. Человек, одевающий в знак скорби о почившем близком костюм чёрного цвета, тем самым как бы говорит, что теперь он отрекается от жизнерадостных развлечений на время траура, как монах отрекается от мира. Тем не менее, в Русской Православной Церкви с 1730 года в обиход вошли и богослужебные облачения чёрного цвета. В тот год в Москве скончался 14-ти летний император Петр II, на его погребение духовенству было велено прейти в чёрных ризах. Приказ пришлось исполнить, и облачения пошили. В дальнейшем, чтобы они не пропадали, их стали использовать на будничных богослужениях Великого поста (до этого применялись фиолетовые одеяния). Так чёрные облачения вошли в церковный обиход. Погребение императора Петра II в чёрных одеяниях было единственным историческим прецедентом такого рода. С канонической точки зрения при совершении любых заупокойных богослужений предпочтение отдается белому цвету в облачениях. Следует иметь в виду, что отпевание или любое другое заупокойное служение может быть совершено священником в облачении цвета текущего церковного периода. Великим постом – в чёрном, от Пасхи до Вознесения – в красном, в период богородичных праздников – в голубом и т.д. Это нормальное явление, определяемое наличием конкретных облачений в алтаре храма. Любой цвет богослужебного облачения призван донести до сознания молящегося непреходящие ценности духовного мира.

Священник Сергий Матюшин, Кандидат богословия, Храм на Ваганьковском кладбище

Православная Жизнь

Что важно знать о празднике Пресвятой Троицы, рассказал митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, разъясните, пожалуйста, в чем смысл праздника Троицы?

– В церковной богослужебной традиции этот праздник чаще всего именуется Пятидесятницей или днем Сошествия Святого Духа, так как в этот день Третья Ипостась Живоначальной Троицы – Дух Святый – в виде огненных языков сошел на собравшихся в Сионской горнице апостолов. Главнейшая суть этого праздника состоит в том, что Пятидесятница – это день основания Церкви. События Пятидесятницы являются завершением, последним звеном в цепи домостроительства спасения человека. Почему именно Пятидесятница? Потому что в Воскресении Господь преображает только одну человеческую природу – ту, которую воспринял Сам в Боговоплощении. В день же Сошествия Святого Духа на апостолов возможность преображения и духовного возрождения преподается Духом Святым всем членам Церкви. Таким образом, в Церкви Христовой Святой Дух реализует и усвояет нам то, что было совершено Господом Иисусом Христом, а именно – спасение человека. Единственное условие, которое требуется от человека, – никогда не отделяться от тела Церкви, ведь, по словам священномученика Илариона Верейского, отделиться от Церкви – то же самое, что умереть. А духовная смерть, как мы знаем, намного страшнее смерти телесной.

– Почему священнослужители на Троицу используют облачения зеленого цвета?

– Зеленый цвет облачений – это цвет жизни, духовного возрождения. Святой Дух приходит для того, чтобы оживить нас, пробудить от греховного сна и дать нам возможность стать детьми Божьими, если только, конечно, мы сами этого захотим. Только та душа, которая причастна благодати Божией, начинает жить подлинной, духовной жизнью, ведь в таком случае мы сможем сказать вместе со святым апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно поэтому, кстати, в дни памяти преподобных и Христа ради юродивых также используются облачения зеленого цвета, так как эти святые особым подвигом своей личной жизни сподобились унаследовать жизнь вечную в Царстве Христа.

– Почему на Троицу читаются коленопреклоненные молитвы?

– Коленопреклоненные молитвы, читаемые священнослужителями на вечерне в день Пятидесятницы, прежде всего, содержат в себе особые прошения о ниспослании верующим во Христа Святого Духа, Который есть Дух премудрости, разума и страха Божия (см.: Ис. 11:2). Читаются же они на коленях по той причине, что человек, осознавая низость своего греховного падения, свою духовную беспомощность и слабость, подобно мытарю из Евангельской притчи, не смеет поднять свой взор вверх, к Небу, но в смирении коленопреклоненно обращается к Богу, дабы Он помиловал Его и ниспослал Свою спасительную освящающую благодать. Вообще, если говорить о смысле земных поклонов, стоит отметить, что они имеют весьма глубокое символическое значение. Каждый земной поклон – это некое механическое последовательное движение «вниз–вверх», и это движение – образ духовной жизни человека. Совершая грех, мы в каком-то смысле падаем, становимся «приземленными», но в то же время призываемся Церковью всякий раз после духовного падения восставать, раскаиваясь в своих собственных грехах. Особенные же коленопреклоненные молитвы мы совершаем именно в день Пятидесятницы потому, что Кто, как не Дух Святой, знает глубины человеческих сердец (см. Рим. 8:15–16)? Только Он может направить нас на единственно возможный путь спасения. От нас же требуется одно: не помешать Ему в этом деле.

Записала Наталья Горошкова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: