Какой он, Блаженнейший Митрополит Онуфрий? Мы читаем его интервью на актуальные темы, слушаем его проповеди во время богослужений, но, что знаем о нем самом? Только то, что содержат строки официальной биографии.
17 сентября исполнился месяц со дня интронизации нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви, и как раз накануне этой даты состоялось его первое большое интервью церковным СМИ. Главные редакторы — православного журнала для молодежи «Отрок.ua» епископ Обуховский Иона, православных радиопрограмм на радио «Эра» протодиакон Николай Лысенко и информационного портала «Православие в Украине» Юлия Коминко побывали в гостях у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.
«Фирменный стиль» ответов Его Блаженства — легкий, с добрым юмором; приветливый, заинтересованный, открытый; немногословно мудрый и с готовностью спокойно обсуждать любую тему. Наша полуторачасовая эмоциональная беседа перетекала от одной темы к другой, и закончить ее пришлось не потому, что не хватило вопросов, а потому, что слишком быстро истекло время.
О детских годах и детских впечатлениях; о решении принять священство и о том, как дальше складывалась жизнь; о Черновцах, Джорданвилле, а теперь и Киеве; о расколе, интернете и реальных церковных проблемах, читайте в интервью. Источник «Православие в Украине».
Моего отца-священника уважали даже советские начальники
— Ваше Блаженство, мы знаем, что отец Ваш был священником. Были еще священнослужители у Вас в роду?
— Да, я родился в семье священника. Также был священником родной брат моего отца. Он служил в нашем селе, еще когда Буковина была оккупирована Румынией. Отец принял сан уже в советское время.
— Наверное, тогда было нелегко выбрать этот путь …
— Нелегко … Отец сначала работал заведующим складом в колхозе. Там столько всего — начиная от хлеба, продуктов всяких и заканчивая хозяйственными товарами — лопаты, грабли. Я к нему приходил, маленьким еще, лазил по тем складам — интересно было…
Отец не учился в семинарии, окончил пастырские курсы при епархиальном управлении. Были такие в 50-х годах. Мы, маленькие, и не знали, что он пошел на курсы. А потом принял сан.
Могу сказать, что отца у нас в селе очень уважали. Он много работал, и зарабатывал, я думаю, неплохо. Но все оставил и стал священником. За это его уважали все, даже советские начальники.
Служил он не в нашем селе. У нас тогда была один сельсовет, но разделенный: село, где я родился, называется Корытное, а второе — Бережонка. Вот в Бережонке он и служил. Многих крестил на дому, венчал. Люди ему доверяли.
Помню, как я, уже монахом, приезжал домой в гости, поздно вечером люди приходили к нему крестить детей. Подъезжает машина, из нее выносят ребенка, тихонько идут с ней в дом. А в доме уже все готово для крещения. Иногда и венчал ночью.
— Хватало у него времени на общение с вами, детьми?
— Общался, но свободного времени не так уж много было. Священник всего себя отдает людям, а для семьи остаются такие крошки — словно крохи со стола. Приходит он домой после богослужения усталый и изможденный. Надо просто терпеть, НЕ выворачивать его наизнанку — мол, говори с нами, рассказывай. Он, может, уже и языком едва двигает…
Но были времена, когда он нам рассказывал что-то из житий святых. Помню, маленьким еще был, то он рассказывал о святителе Василии Великом — бывший ученый, оставил все и пошел в монахи. И как становился он на молитву, солнце светило ему еще в затылок, а как кончал молитву, то солнце светило уже в лицо. То есть всю ночь он молился — от заката до восхода солнца. Так мне запомнилось это, что я тогда подумал: «Я таким хочу быть!» Потом об этом забыл, вырос таким, как и все дети…
Но в церковь я все время ходил. Не всегда с охотой, правда… (улыбается и держит паузу — ред.). Хотелось в футбол играть: в воскресенье в первой половине дня команды собираются, а мама: «В церковь, собирайся в церковь». Отец шел очень рано, мы не ходили с ним. Он вставал еще затемно, читал правило и затем шел, а мы уже к началу Литургии. Мама нас собирает, ведет, и было, что я сетовал: «Боже, так хорошо, ребята играют в футбол, а мне в церковь идти».
— Почему тогда, в такое время — расцвет атеистических настроений — Ваш отец принял решение стать священником, что на него повлияло?
— Я не могу сказать. Думаю, это был порыв его души, призвание. Если нет Божиего призвания, то никто не сможет это понести. Ведь он себя обрек на позор и поругание. Люди его очень уважали, но в обществе, в государстве тогда все говорили, что попы — это мракобесы и обманщики.
— Как вы, дети, воспринимали такое отношение к отцу?
— Да нас тоже не хвалили. Мы ходили в церковь, никогда от Бога не отрекались. Нас тоже обзывали, но мы терпели. А что было делать? Было такое время, что не было вариантов.
— Вы были пионером, комсомольцем?
— Честно говоря, не был ни пионером, ни комсомольцем. Моя классная руководительница была женой моего старшего брата, то есть человек не чужой. И как сказали, что будут принимать в пионеры, то я в тот день в школу не пошел и так в пионеры НЕ поступил. Но она меня заставила надеть галстук и ходить в нем, потому что ее и так упрекали: мол, за невестку попа…
И в комсомол я не вступал. Хотя нас в прямом смысле слова заставляли: вызвали в учительскую, ставили на колени (нас несколько было ребят, которые не хотели вступать в комсомол). Мы часами стояли на коленях…
— Сколько у вас детей было в семье?
— Четверо.
— Вы самый младший?
— Предпоследний (улыбается задумчиво). Нас было три брата и после меня младшая сестра.
Старший брат также стал священником. Уже года два, как он умер, и все остальные братья и сестра умерли, я один остался.
Похоронил братьев и сестру
Новость по теме Митрополит Онуфрий возведен на престол главы УПЦ (МП) – Когда мы узнали о его избрании, радовались как дети за земляка. А потом стало грустно: теперь он реже будет к нам приезжать. Но таким человеком, как митрополит Онуфрий, стоит поделиться и с другими областями, – рассказывает Николай Минтенко, председатель сельсовета Корытного.
В том, что в Корытном митрополита знают и любят абсолютно все, – факт. Помнят и родню – Орест Владимирович Березовский (мирское имя, отчество и фамилия) родился 70 лет назад в семье священника.
– Отец его, Владимир, тоже был хорошим человеком, практически безотказным. Каждый у него дома мог переночевать и поесть. Времена тогда были тяжелые, военные, – говорят в сельсовете. А вот мама митрополита – матушка Юлия – часто болела, редко выходила из дома, справлялась в основном по хозяйству – у отца Владимира было большое хозяйство. Кстати, и дядя митрополита тоже был священником!
Новость по теме
Предстоятель УПЦ МП Онуфрий готов говорить с Филаретом об объединении Рассказывают в Корытном, и что у митрополита было два старших брата: Иван, тоже священник, и Виктор, водитель – оба уже покойные. А сестра Лидия умерла совсем молодой, в 37 лет, из-за работы с токсичными красками на сувенирной фабрике. У Ивана было двое детей, племянники митрополита. Один тоже умер, а второй работает водителем в селе.
– С прессой он не общается, говорит, что непубличный человек, – рассказывает Минтенко.
Отчий дом Онуфрия совсем крошечный, недалеко от центра села. Зато с ремонтом – оббит деревом, новая черепица, весь в цветах. Здесь уже 28 лет живет Мария Березовская, вдова племянника. Она также работает в епархии и ездит на работу в Черновцы. Старший сын Марии недавно закончил духовную семинарию.
– Никаких излишеств у нас нет – три комнаты, кухня, веранда, – рассказывает Березовская. – Владыка редко приезжает – на Рождество, Пасху. Он ведь занят постоянно. Зато, когда приезжает – от людей отбоя нет. Все идут. Он никому не запрещает приходить, с каждым беседует.
Митрополит Онуфрий Фото: ForUm
В быту владыка неприхотлив. Мария говорит: не смогла даже его поздравить – не пользуется он ни компьютером, ни мобильным телефоном. Даже телевизора своего нет, как и машины. Минтенко это подтверждает:
– У него только стационарный телефон, и то в приемной. А в кабинете книги, иконы. Даже самого простенького компьютера нет, – рассказывает он.
И во всем новый глава УПЦ такой:
– Как приезжает, никогда ничего не просит приготовить – ест то же, что и мы, – суп, мамалыгу, грибы. Последний раз очень хвалил мои соленья и варенья, – говорит Мария и добавляет вдруг: Очень на маму походит. Отец был большого роста, а мать небольшого, как и он сам.
Когда я поступал в семинарию, то «сжег» за собой все мосты
— После школы, когда встал выбор жизненного пути, у Вас были колебания, что делать в жизни дальше?
— У меня были большие планы! Я себе так мечтал: поучиться в вузе, закончить его, а затем пойти в семинарию.
После школы окончил профессионально-техническое училище, потом пошел на подготовительные курсы в университет. Год проучился и поступил в Черновицкий технический университет на вечернее отделение. Днем я работал — надо же было на что-то жить, потому что отец не помогал. Не то что не мог помочь, мог, но не делал этого принципиально. Говорил: «Я вас вырастил, вы получили образование, теперь вы мне должны помогать, а не я вам». И не давал ни копейки. Поэтому я должен был работать. И работая днем, вечером ходил на учебу.
У меня откуда-то появилось страшное желание учиться! Хотя в школе учился, можно сказать, с нерадением. Окончил школу без «троек», но и сам не знаю, как, потому что никогда ни книг не было, ни портфеля — одна тетрадь у меня была на все случаи жизни.
А потом я с таким желанием учился … Работаю до 4-х или 5-и часов дня, прихожу домой, поем, в шесть начинались занятия в университете и до 23.30. Пока дойду домой — уже 12, пока улегся — полпервого. В половине седьмого вставать, и так — каждый день. Я спал, где мог — в троллейбусе, автобусе. Только сел — и сплю…
— Кем работали?
— Электриком. Сначала работал по монтажу слаботочных линий (окончил училище по этой специальности), а затем, когда поступил в университет, работал на ткацкой фабрике электриком.
Ну и учился. И учился везде! Приеду в деревню, сяду на печь, возьму книги и решаю задачки… Люди-то говорят, а я себе своим занимаюсь.
Окончил три курса университета и думал кончать еще два, но для этого нужно было перевестись или в Одессу, или в Киев и выбрать специализацию. Попробовал перевестись — не получается. А я не хотел учиться заочно, мне нравилось слушать лекции, отвечать на семинарах, лабораторные работы выполнять. И в университете я был среди лучших студентов, меня даже на радио приглашали выступать.
Сел я тогда на площади на лавочке и подумал: «А надо ли мне дальше учиться?» Все равно не буду по специальности работать, пройдет два-три года, и все забуду. Общеобразовательные дисциплины, которые я за три года университета изучил, в жизни понадобились — история, математика, химия, физика. А дальше проходить специализацию — зачем? И решил, что дальше не пойду. Оставил университет после третьего курса и поступил в семинарию.
— Это было время открытых гонений на верующих. У Вас не было сомнений, ведь молодым людям препятствовали поступать в духовные учебные заведения?
— Как вам сказать … Не было сомнений. Даже когда поступал в семинарии, то «сжег» за собой все мосты. Забрал из университета документы на продолжение обучения в высшем учебном заведении, и эти документы подошли для семинарии. Я выписался из города, снялся с воинского учета и уехал, не зная, поступлю или нет. Но возвращаться обратно не собирался, это было бы для меня трудно. Никто из моих друзей не знал, что я выберу такой путь — в семинарию пойду.
Решил так: если не поступлю, останусь в монастыре на каком-нибудь послушании, назад не вернусь. Но Бог дал, меня зачислили, и не пришлось использовать свой, таксказать, «планБ»(улыбается).
— Монашеский постриг Вы приняли за год до окончания семинарии, то есть, опять «сожгли мосты»?
— Монашеский постриг принял в 3-м классе семинарии. Я поступил сразу во 2-й класс, в 1969 году, а уже через год был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Тех, кто учился в семинарии, в братию принимали быстро. В конце 1970 года поступил в Лавру, а в марте месяце 1971 меня постригли.
— Как Вы вообще решили принять постриг?
— Да сам не знаю, как… Так быстро все получилось. Честно говоря, в своей жизни до семинарию я монахов живых не видел, монастыри все были закрыты. Но, наверное, такое было Божие призвание — иначе не объяснишь. Бог призвал меня, и я пошел.
— А были рядом с вами люди, которые становились для Вас неким духовным идеалом?
— В Лавре были иноки, которые для нас стали образцом жизни и служения Богу и Церкви. Особенно архимандрит Кирилл (Павлов). Он и сейчас жив, но болеет, ему 95 лет… Он был авторитетом не только для меня, для многих. Прошел всю войну, после войны поступил в семинарию, был очень смиренным, кротким монахом. Наверное, за то, что он всех любил, все его любили и уважали.
Блаженнейший митрополит Онуфрий и подвиг отцов-пустынников
25 июня Православная Церковь празднует день памяти преподобного Онуфрия Великого. Жизнь и труды отцов-пустынников всегда приковывали к себе внимание христиан. Для нас же, чад Украинской Православной Церкви, этот день особенный еще и потому, что мы празднуем день тезоименитства нашего Предстоятеля – Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.
Мы прекрасно понимаем, что священнослужители не спускаются с Неба, а являются такими же людьми, как и все. Естественно, что и человеческие пороки, в той или иной мере, находят свое отражение в их церковной жизни. Этот факт ни в коем случае не уничижает Святости Церкви, и пусть судьей всякого нечестивца будет совесть его, а нам нужно ориентироваться на действительных светочей. Думаю, мало кто станет спорить с тем, что наш Блаженнейший действительно является таким светочем, ведь даже заангажированные, предвзятые и проплаченные украинские СМИ, при всем желании, не могут снять на него какой-либо компромат. Того, кто живет праведной жизнью даже банально оклеветать бывает крайне сложно. Не зря же наш Предстоятель столь любим народом.
Вряд ли кто-то станет спорить и с утверждением, что владыка Онуфрий неслучайно был дан нам Господом в это трудное время. Он не является видным богословом (в схоластическом смысле), он также не является первоклассным администратором, но он наверняка является молитвенником и заступником перед Богом за всю Украинскую Православную Церковь, а это, пожалуй, поважнее многих других добродетелей. Именно в этом наш Блаженнейший сближается со своим Небесным покровителем.
Преподобный Онуфрий Великий. Греческая икона XVII века. Фото: ruicon.ru
Вообще сравнивать житие преподобного пустынника и Предстоятеля Церкви достаточно сложно. Это два совершенно ни в чем не сходных подвига. Один – «вечный послушник», другой – «вечный начальник», один – живет в уединении, другому – даже при большом желании, сложно уединиться. Однако, схожесть все-таки есть.
Преподобный Онуфрий Великий целых 60 лет прожил в Фиваидской пустыне. Ни для кого не секрет, что наш Блаженнейший тоже любит молитвенную тишину и уединение. И местом своего постоянного проживания он выбрал не «шумную» лавру, где не счесть паломников и туристов, а более спокойный, удаленный от шумного центра Свято-Пантелеимоновский монастырь в Феофании. Смею предположить, что и день тезоименитства, который в связи с пандемии коронавируса предположительно пройдет с небольшим стечением гостей, нашему Предстоятелю вполне придется по душе.
* * *
И живя в условиях мегаполиса всегда можно уйти в «пустыню своего сердца». Постоянная внутренняя собранность и сосредоточенность нашего Предстоятеля является явным тому свидетельством. Поделюсь я здесь одним своим наблюдением, довольно сильно врезавшимся в память.
Давайте будем честными и признаемся, что практически никто из нас не слушает канон на утрене. Напомню, что, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский всегда читал его лично сам, так как именно в словах канона лучше всего передается смысл того или иного праздника или памятного дня. Я и сам таким был и попросту пропускал мимо ушей «эти непонятные чтения». Так вот, еще будучи студентом и неся послушание в Академическом храме Рождества Богородицы, я присутствовал на службе, на которой в нашем храме служил тогда еще митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Он сидел в алтаре на самом краешке стула, набросив на плечи пальто, так как в храме было довольно прохладно, и, закрыв глаза, вслушивался в каждое слово того самого канона, который мы обычно игнорируем. Это произвело на меня тогда неизгладимое впечатление и о многом заставило задуматься.
* * *
Давайте обратим внимание на одну мысль преподобного Антония Великого: «Кто живет в пустыне и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани чрез слух, от брани чрез язык и от брани чрез видение того, что может уязвлять сердце его».
Более подробно об этом есть у святителя Василия Великого: «Удаление от мира состоит не в том, чтоб телом быть вне мира, но, чтобы душою оторваться от пристрастия к телу, не иметь у себя ни города, ни дома, ни собственности, ни товарищества, быть нестяжательным, не беспокоящимся о средствах жизни, беззаботным, избегающим всякого сношения с людьми, не знающим человеческих правил, готовым принимать напечатлеваемое в сердце Божественным учением».
В душу и сердце владыки Онуфрия мы не заглянем, но по его образу жизни мы вполне можем увидеть воплощение этих слов великих подвижников.
* * *
В житии преподобного Онуфрия Великого повествуется, как он в десятилетнем возрасте ушел в пустыню, желая подражать подвигу пророка Илии и Иоанна Крестителя. Луч света, его сопровождавший, привел будущего святого к некоему отцу-пустыннику, у которого он и обучался аскетике и молитве.
Наш Блаженнейший все тридцать лет епископского служения непрерывно несет подвиг послушания, как это не удивительно звучит. Уже сам факт принятия предстоятельского креста – это тяжкое послушание для стремящегося к уединению христианина. Многолюдные и торжественные службы – послушание для каждого, кто любит тишину молитвы. Вынужденное участие в светских мероприятиях и встречах – настоящее послушание для человека, искренне дававшего монашеские обеты. То, что так прельщает и является объектом желания многих из нас – для монаха и подлинного аскета – тягость, которую он соглашается возложить на свои плечи лишь по послушанию.
* * *
В житии преподобного Симеона Нового Богослова был описан такой случай. Однажды к нему в монастырь пришли гости, среди которых был немощный человек, нуждавшийся во вкушении мяса голубиных птенцов. Святой, по снисхождению, приказал зажарить птиц. Во время трапезы его ученик Арсений в помыслах осудил вкушающего, что не осталось незамеченным преподобным Симеоном, который, обращаясь к нему, сказал: «Почему, Арсений, ты не внимаешь одному себе и не вкушаешь хлеб свой со смирением, долу потупив очи, но, устремив взор на вкушающего по немощи мясо… Почему ты, непонятливый, не смотришь и не помышляешь со знанием, но столь неразумно внутри себя осудил вкушающего, конечно уж пожалев об убийстве птиц, и забыл о том, кто сказал; «Не вкушающий да не осудит вкушающего» (Рим. 14,3)? Теперь ешь и сам от них и знай, что ты больше оскверняешься помыслом, чем вкушением этих птиц».
Симеон схватил одну из жареных птиц и бросил Арсению. Тот не посмел перечить своему учителю и, понимая, что грех непослушания тяжелее греха вкушения скоромной пищи, против собственной воли начал есть мясо.
Этот эпизод очень характерен, так как ясно показывает что, приятное нам (или большинству), далеко не всегда приятно настоящим подвижникам и аскетам. И тем более ценно послушание нашего Предстоятеля, несущего его безропотно нас ради.
* * *
Давайте будем откровенны и признаемся себе, что христиане мы, мягко говоря, не очень хорошие. Поблагодарим же Господа, что в помощь слабым нашим силам Господь даровал нам достойнейшего из молитвенников, настоящего монаха и Предстоятеля – Блаженнейшего митрополита Онуфрия, пастыря доброго, достойного продолжателя подвигов отцов-пустынников.
В Почаевскую Лавру я пришел как слуга и уважал всех. Ну, и они в ответ терпели меня
— Бурные события ХХ века — Великая Отечественная война, послевоенный голод, репрессии, хрущевские гонения — какими Вы их помните?
— Послевоенное время смутно помню, потому что родился уже при советской власти — в конце 1944 года.
Подъем послевоенный помню. Очень бедно жили люди, нищета была крайняя и еще и голод. Но… Не знаю, с чем это можно связать, но люди пели. Целый день ребята, девушки работают в поле, а потом идут по всему селу и поют! Рано не пели, потому выходили на рассвете, а вечером идут с работы, наработаются сильно, а всё равно поют.
Я считаю, что тогда была динамика на улучшение. Хоть и бедно жили, но движение уже шло. Люди это чувствовали, и, наверное, это давало им такой оптимизм.
— Знаете, Блаженнейший Митрополит Владимир когда в интервью тоже говорил именно об этом. Что люди пели — как по радостным поводам, так и по печальным. А сейчас все молчат. Как Вы думаете, что может Церковь сделать для людей, чтобы они…
— Запели?
— По крайней мере, захотели спеть…
— Думаю, что сегодня мир пошел немного другим путем развития. Современные средства коммуникации, информации загоняют человека в другую плоскость жизни — нереальную. Общение идет по интернету, скайпу. Одно дело, когда мы сидим и видим друг друга — может быть, не столько слов скажем, сколько поймем, ведь часто эмоции говорят больше слов.
А эта нереальная плоскость человека связывает. Нереальность — это некая ложь, а ложь — это грех, а грех связывает человека. Человек этого не осознает, он связан грехом, как узами, и не может расправить грудь и спеть.
— Несколько лет Вы были наместником Успенской Почаевской Лавры. Какой Вы запомнили Лавру?
— Почаевская Лавра — это монастырь, который многое пережил. Многое претерпели ее насельники в советское время: притеснения, гонения, попытки закрыть Лавру…
Когда я приехал туда, мне братия рассказывала, что им пришлось выдержать. В Москве, в Троице-Сергиевой Лавре, власть не могла себе этого позволить, а на периферии устраивала настоящий вандализм. При облавах братия пряталась, кто где мог. Всех, кого находили, тащили волоком к машинам, забирали, арестовывали, бросали в тюрьмы. Монахи в тюрьмах сидели.
И насельники Лавры выдержали все, они были истинные мужественные борцы за веру.
Я приехал, а там — почти все были герои (улыбается, продолжает рассказ живо и с юмором). Каждый — самородок: тут тебе и бриллиант, и аметист, и различные-различные драгоценные камни …
— И как Вам было там наместнику, среди такой казны?
— А я не предлагал себя им как авторитета. Пришел как слуга и уважал всех — и аметистов, и бриллиантов, и изумрудов. Ну, и они в ответ терпели меня…
Хоть каждый и был сам себе авторитет, и если надо было стоять за Церковь, то стоял каждый по-своему, но до смерти.
Митрополит-миротворец
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
«Более 40 лет назад я принес Небесному Владыке монашеские обеты, один из которых – отречение своей воли перед Всесвятой волей Божией. Поэтому избрание меня митрополитом Киевским и всея Украины воспринимаю, как ответственное послушание Матери-Церкви, за которое должен дать ответ на страшном Божием суде», – сказал три года тому назад, 17 августа 2014 года, по окончании Божественной литургии и чина интронизации на площади перед Великим Успенским собором Киево-Печерской лавры новоизбранный 122-й митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Символично, что интронизация нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви пришлась на Успенский пост, в преддверии великого праздника Преображения Господня, в тяжелейший период жизни Украины, когда на востоке страны разразилась братоубийственная война.
Символично также, что на предстоятельский трон Онуфрий взошел в золотистом архиерейском облачении и с посохом своего почившего предшественника, митрополита Владимира (Сабодана; †5.06.14), 22 года управлявшего церковной жизнью Украины, снискавшего уважение даже у недоброжелателей и противников канонического Православия. О почившем иерархе митрополит Онуфрий говорил:
Ему присущи простота, приветливость и доступность
«Я знал Блаженнейшего Митрополита Владимира еще до того, как он стал Предстоятелем нашей Церкви, с 1973 года. Что делало Блаженнейшего особенным человеком? Его ум – глубокий, аналитический; его человеческие способности, таланты – доброта, отзывчивость, простота. И все это было украшено смирением. Он был талантлив – от Бога талантлив – и всю жизнь развивал в себе заложенные способности. При этом все труды его были сплетены смирением, что и делало его большим, красивым, благородным человеком».
…Так и Блаженнейший Онуфрий, унаследовав добродетели своего предшественника, выносит смирение, как главную христианскую добродетель, во главу угла – в постоянных проповедях и в образе своей жизни. Ему также присущи простота, приветливость и доступность. В общении с людьми он напоминает любящего отца, для каждого, кто обращается к нему, будь то простой крестьянин или политик высокого ранга, он одинаково ласков, внимателен и участлив.
В день интронизации, 17 августа 2014 г., Киево-Печерская лавра
Несколько штрихов. Автору этих строк доводилось наблюдать его «в быту» в Черновцах, когда послушники и послушницы убирали епархиальное подворье перед Пасхой, и митрополит, проходя через двор, заинтересовался высадкой кустов на клумбе, принялся помогать. Это выглядело совершенно буднично, по-семейному. Во время службы в Черновицком кафедральном соборе я заметил и такой эпизод: один из иподиаконов уронил сшитую стопочку поминальных записок, которые читал, и не заметил этого. Митрополит, стоявший в стасидии справа от престола, проворно подошел к парню и с улыбкой поднял записки. В тот же период, будучи в Киеве в митрополии, он подходил к двери (был в плаще и монашеской скуфейке), где столкнулся с молодым иереем Владимиром Латынником, пришедшим получать указ с назначением своего служения. Владыка с неизменной приветливостью открыл двери перед ним со словами: «Проходи, батюшка». «Ты знаешь, кто тебе двери отворил?» – спросил о. Владимира знакомый священник. «Монах какой-то», – ответил тот. «Ну да, монах – митрополит Онуфрий…».
Монашескую строгость заметили мы, сотрудники церковной газеты, еще в начале 1990-х, когда он с молодым епископом Сергием (Генсицким), ныне митрополитом Тернопольским, прибыл на Пушкинскую, 36, где восседал еще тогда законный митрополит Филарет. Оба – в яловых сапогах, с четками в руках, аскетично худощавые, молитвенно собранные, они сразу привлекли к себе внимание киевских прихожан, поспешивших к ним за благословением. Попросившись в келью для беседы, где остановился епископ Онуфрий (до хиротонии – наместник Почаевской лавры), увидели на столе рядом с молитвословом иконку Почаевской Божией Матери. А через некоторое время стало известно во всех епархиях Украины о том, что Онуфрий и Сергий дезавуировали свои подписи под требованием будущего раскольника Филарета отъединения от полноты Русской Православной Церкви.
О строгом отношении к исполнению монашеского правила владыкой Онуфрием рассказал митрополит Тульчинский Ионафан:
Молитва – его неизменная спутница
«Помню, лет 20 назад, на паломническом корабле, по дороге в Грецию, я вышел рано утром на палубу. Епископ Онуфрий с братией читал вслух полунощницу… по памяти. Всю 17-ю кафизму… Молитва – его неизменная спутница. К неустанной молитве он призывает паству и сегодня…».
И это правда. С первых дней своего первосвятительского служения митрополит Онуфрий призвал многомиллионную паству Украины к молитве о мире. Ежедневно, уже четвертый год подряд, в храмах Украины перед Евхаристическим каноном каждый возглавляющий литургию священник или архиерей возносит к Господу такие слова:
«Владыко Вседержителю, Святый Царю! Призри с небесе и виждь, како враждуют людие земли нашея и замышляют друг на друга суетное и злобное. О, Многомилостиве! Прости грехи и беззакония наша, ихже ради многия скорби, беды и устрашения приидоша на ны. Благодатию Пресвятаго Духа ороси любовию изсохшия сердца людския, тернием самолюбия, ненависти, зависти, злобы, вражды, лукавства и иных беззаконий поросшия, да возрастят горящую к Тебе и братиям своим любовь, и ею да будут истреблены вси распри, раздоры, разделения во Отечестве нашем. Усердно молим Тя: мир державе нашей даруй, Церкви Твоей и всем людем земли нашея. Ты бо еси Царь мира и мира Твоего несть предела и Тебе слава и благодарение и поклонение от всех да возсылается, ныне и присно и во веки веков».
На Афоне
Предстоятель в проповедях и великопостных посланиях призывал молитву соединить с подвигом поста. Благословлял прочитывать каждому верному чаду Церкви Христовой одну кафизму в день, 12 раз читать Отче наш и «Богородице Дево, радуйся», творить земные поклоны. «Пост – время для усиленных молитв, дел милосердия и духовных подвигов, – напоминал архипастырь. – Пост и молитва – это духовное оружие против греха, они укрепляют нашу веру, приносят мир в наши души и соединяют с Богом».
Враг рода человеческого противился подвигу православных верующих. Злые голоса в светских СМИ разразились злобными наветами на Украинскую Православную Церковь, как «прислужницу Москвы», «защитницу сепаратистов», обвиняя и самого Предстоятеля в непатриотичности, нелюбви к «национальным ценностям». На что митрополит Онуфрий отвечал:
«Если человек служит Богу, выполняет Божьи уставы, правила, законы, то такой человек и есть патриот в лучшем значении этого слова, потому что даже через грешника, который старается выполнить эти законы, идет благословение Божие на всю нашу землю, на наш народ. Если человек этого не делает, то он живёт вопреки Божественным Законам. …Можно проломить грудь кулаком, доказывая, что я великий патриот, и вредить при этом себе, своему народу, земле. Потому что через греховный сосуд благодать Божья не подается на землю. Так что наша Церковь всегда была и остаётся патриотичной, но выражается наш патриотизм в том, что мы призываем людей жить с Богом, быть в мире с Ним. И в этом мы находим для себя счастье, и через это выпрашиваем благодать Божию на свою землю, на свой народ…»
И еще:
Грех разделяет людей, грех порождает войны
«Наши нестроения в государстве вызваны грехом. Грех разделяет людей, грех порождает войны. Покаяние, молитва, смирение призывает на нас благословение Божие. Господь всегда готов заключить нас в Свои Отеческие объятия, но мы своими греховными делами, устремлениями, мыслями сами отворачиваемся от Него. Смирение – наш узкий путь к Богу. Кто приобрел смирение, тот приобрел мир и спокойствие души, необходимые и для молитвы, и для служения Богу. Молитва призывает благодать Пресвятого Духа, преображает, очищает и просвещает наш потемненный грехом разум. Если молиться с покаянием и смирением, то Бог поможет преодолевать все трудности в жизни. Через покаянную молитву происходит примирение с Богом, Который и помогает разрешить наши проблемы и беды».
…В этот день, 17 августа, святая Церковь празднует день памяти Семи отроков Ефесских, коих Господь чудесным образом «усыпил», чтобы воскресить нетленными через 200 лет и посрамить еретиков, отвергавших воскресение мёртвых и Второе Пришествие Господа Иисуса Христа. И в день интронизации Блаженнейшего митрополита Онуфрия Православная Церковь Украины будет молиться о прекращении ересей и расколов, о мире в стране, провозглашать своему Предстоятелю многая и благая лета.
Сколько мог, я всегда ко всем относился с уважением
— Потом были Черновцы … Можете рассказать, какая она, православная Буковина?
— Думаю, все регионы имеют свою специфику. Так же и Буковина. Это — многонациональная область. Там живут украинцы, русские, румыны, молдаване, евреи, поляки, грузины. И традиционно все всегда жили в мире. Каждый свое держал, но по-житейски друг с другом не соперничали, помогали и жили дружно.
Вот когда началась перестройка, распад Союза, то на волне национализма стали расшатывать область: украинцы хорошие, а больше никто…
Тогда приходилось много прилагать усилий, чтобы показать, что все хорошие перед Богом. У Бога нет ни украинца, ни русского, ни американца, ни еврея, ни белоруса, а есть Его чадо. Есть творение Божие, и есть Творец. А то, что мы стали нациями, заслуга не добродетели и греха. Грех нам сделал разделение на нации. Вавилонская башня была плодом гордыни человеческой, и чтобы это безумие остановить, Господь смешал у людей языки. До этого все говорили на одном языке, друг друга понимали.
Когда на Афоне я был у одного отшельника — старца Иосифа в районе Великой Лавры. Мы общались: он греческом, а я — на русском, и между нами был переводчик. Мы поговорили, потом он покачал головой и говорит: «Э-э-эх, что с нами сделал грех! Нам теперь нужны переводчики… ».
Каждый хвастается, что его нация лучше другой. И предпочтительной перед Богом может быть не нация, а человек! Если нация будет единодушной в любви к Богу, то, конечно, будет приятно. Но Бог меня ценит не за то, что я украинец, или русский, или еще кто, а если я страх Божий имею, боюсь Бога. Если Бога слушаюсь, хочу творить волю Его, я приятен Богу. Если нет, то какой бы нации ни был, я буду самый последний.
И когда началось националистическое движение в Черновицкой области, я сколько мог пытался в этом не участвовать и людям всегда, где возможно было, говорил, что у Бога нет нации, у Бога есть Его творение. Он одинаково любит как негра, так и белого, как белого, так и желтокожего. И кто больше смиряется перед Богом, кто больше старается жить по заповедям, то для Бога будет лучшим.
И потихоньку все затихло. Какие-то небольшие всплески были, но люди живут в мире и согласии до сих пор.
— Удивительно, что слово о мире люди восприняли. Сейчас призывать к миру — это неблагодарное дело…
— Надо показывать примером. Священник должен проповедовать не только словом, а всей своей жизнью. Конечно, каждый человек должен так делать, но в первую очередь, это касается священнослужителей.
Я всегда старался, чтобы мои дела не расходились со словами, чтобы я не жил в двух плоскостях — одно говорю, другое делаю. Что говорю, то и стараюсь делать.
Сколько мог, я всегда ко всем относился с уважением; всех любил — насколько мог любить, помогал — насколько мог помогать. Люди видели, и это, думаю, действовало более слов. Человек на уважение всегда отвечает уважением.
— Вообще удивительно, как Вас верующие из Черновцов отпустили, после 24 лет Вашего управления епархией. Наверное, буковинской пастве это трудно было сделать…
— Как отпустили … Я и не отпрашивался. Как поехал зимой на Синод, так и не вернулся.
Когда в феврале была угроза нападения на Лавру, мне позвонили, позвали на Синод. Я отслужил в воскресенье, собрался и поехал. На Синоде определили мне нести послушание Местоблюстителя. В Черновцы уже не ехал, так и прожил в Лавре полгода. А потом избрали на эту должность.
Наследник Святой Руси: К 75-летию Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия
5 ноября каноническая Украинская Православная Церковь празднует 75-летний юбилей своего Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия
Служение этого великого архипастыря, подлинного наследника святорусских монашеских традиций, ставшего Предстоятелем канонической Украинской Православной Церкви в годы самых сложных испытаний для Вселенского Православия, является поистине исповедническим. Сегодня Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия глубоко почитают в самых разных концах Православного мира. Более того, в условиях, когда священноначалие Константинопольского патриархата и Элладской церкви вступило в общение с украинскими раскольниками-националистами, именно Украинская Православная Церковь (самоуправляемая, но неотъемлемая часть Московского Патриархата) становится подлинным форпостом канонического Православия.
В день 75-летия Блаженнейшего Владыки Телеканал «Царьград» пообщался с известным московским пастырем и проповедником, настоятелем храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, кандидатом богословия, протоиереем Андреем Новиковым. Отец Андрей был рукоположен и 12 лет совершал священническое служение в канонической Украинской Православной Церкви, а потому прекрасно осведомлён о положении дел в этой части Русской Церкви, а также о роли Митрополита Онуфрия в новейшей церковной истории.
* * *
Царьград: Пять с половиной лет назад в очень сложной, можно сказать, катастрофической ситуации для Украины, после продолжительной болезни отошёл ко Господу прежний Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Владимир. И сначала местоблюстителем, а потом и предстоятелем стал Владыка Онуфрий. Насколько, на Ваш взгляд, избрание именно этого человека было промыслительно для Украинской Православной Церкви?
Протоиерей Андрей Новиков. Фото: Телеканал «Царьград»
Протоиерей Андрей Новиков: Безусловно, это был Промысл Божий. Потому что в последние годы жизни покойного Митрополита Владимира вокруг него сложилась команда из числа людей, в итоге перешедших в раскольническую ПЦУ. Совершенно очевидно, что эти люди очень много предпринимали, чтобы сделать Церковь союзницей Майдана, чтобы расшатать церковную ситуацию и в конечном счёте привести к тому расколу, к которому её привели сегодня.
К сожалению, Митрополит Владимир в последние годы своей земной жизни был крайне немощным человеком. И определённые силы, я уверен, не без помощи западных и украинских спецслужб (а мы знаем, что в спецслужбах Украины даже во времена Януковича было огромное количество националистически и проамерикански настроенных офицеров) сознательно работали на расшатывание ситуации в Церкви. В том числе через окружение Митрополита Владимира, а если конкретно, то через господина Драбинко, бывшего митрополита Александра, в прошлом году ушедшего в раскол.
И в тот самый момент, когда Церковь, казалось бы, была наиболее уязвима, Господь сделал так, что она получила удивительную духовную силу. Она сплотилась духовно, и её Предстоятелем стал Митрополит Онуфрий. По сути, ему не было альтернативы, и я, когда вспоминаю, кто бы мог ещё, прихожу к выводу: конечно же, только он. Это — высочайшая духовная личность, подлинный монах, наследник старых традиций Русской Церкви, русского духовничества. И одновременно это опытный административный руководитель, истинный Предстоятель.
Ц.: Украинская Церковь существует в трагических политических реалиях, сложившихся за последние годы. И мы видим, что с одной стороны, Митрополит Онуфрий и другие представители украинского епископата отказались вставать в Верховной Раде, чтобы почтить так называемых «героев АТО». Но с другой стороны, тот же Владыка Онуфрий вынужден возлагать цветы к памятнику «Небесной сотни». И в итоге оказывается под огнём как «справа», так и «слева». Что бы вы ответили этим людям?
Отец Андрей: Владыка Онуфрий, и это совершенно точно известно всем посвящённым в церковную жизнь людям, является сторонником единства Русской Православной Церкви и единства наших народов, русского и украинского. Вспоминаю 1993 год, когда, будучи семинаристом, на летних каникулах был в паломничестве в Почаевской Лавре.
Почаевская Лавра. Фото: Friedemann Kohler/Globallookpress
И когда мы молились у мощей преподобного Иова Почаевского, вдруг раздались голоса: пропустите к мощам, идут «святые»! Люди так называли двух владык: владыку Сергия Тернопольского и владыку Онуфрия Черновицкого, нынешнего Предстоятеля Украинской Церкви.
И я был поражён обликом этих архипастырей: на их лице была видна сосредоточенная молитва. И когда они клали земные поклоны, и когда молились, и когда с какой-то особой теплотой и любовью благословляли молящихся. Было видно, что это сегодняшние преемники преподобного Сергия Радонежского и преподобного Иова Почаевского, люди того же святоотеческого, святорусского монашеского духа.
Поэтому я никогда не смогу себе представить, чтобы со стороны владыки Онуфрия могло быть какое-либо предательство. Да, мы видим сейчас, что иногда возлагаются какие-то цветы, говорятся какие-то слова… Но нечто похожее было и в словах Святителя Тихона, Патриарха Московского, в первые годы советской власти. И тогда митрополит Антоний (Храповицкий), основатель и первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, издал замечательную статью, которая называлась «Не надо смущаться», где поставил на место не в меру ретивую эмиграцию за слова Патриарха Тихона, которые могли быть растолкованы в качестве комплиментарных и компромиссных в отношении советской власти.
Святитель Тихон, Патриарх Московский. Фото: pravoslavie.ru
Митрополит Онуфрий сегодня несёт колоссальную ответственность. И вы совершенно правильно заметили, что судить нужно по его наиболее знаковым свершениям. А ведь то, что он не встал в Верховной Раде в знак почитания «героев АТО», это было фактически «расстрельное» дело. Причём даже если бы он встал, никто никаких упрёков ему бы не высказал. И вот именно по таким поступкам можно увидеть, каковы его убеждения. А не по тому, что способствует выживанию Украинской Церкви, за которую он несёт полную меру ответственности.
По сути, Владыка Онуфрий выступил против героизации АТО, против героизации войны, которую я бы назвал «карательной операцией» по подавлению народного восстания. И этот поступок в Верховной Раде навсегда будет вписан золотыми буквами не только в его личную биографию, но и в историю Русской Православной Церкви на многие-многие годы, сколько Господь благословит ей существовать.
Ц.: В первые годы предстоятельского служения Митрополита Онуфрия в Украинской Церкви оставались сильны сторонники так называемой «канонической автокефалии», значительная часть которых в итоге ушла в раскол. Тем не менее Блаженнейший Владыка не пошёл по такому пути, не сделал шаг к тому, чтобы якобы «законно» отделиться от Московского Патриархата. В сегодняшних условиях это ведь тоже исповеднический поступок?
Отец Андрей: Вспоминая события 1993 года в Почаевской Лавре, я не могу не упомянуть ещё одного духовного соратника владыки Онуфрия и владыки Сергия. Это был владыка Алипий (Погребняк), сегодняшний схиархиепископ Краснолиманский, известнейший поборник церковного единства — очень был популярный в православном народе. Он и тогда, на заре украинской самостийности, не боялся говорить о единстве с Россией, единстве Русского Православия и Русского мира.
И тогда в Почаеве он на службе выступил с проповедью, сказав, что не может быть никакой автокефалии — ни канонической, ни неканонической. Любая автокефалия — путь в греко-католическую унию. Держитесь единства Русской Церкви, стойте на этом, всё остальное — от лукавого. И я помню, как огромный собор сказал владыке Алипию: «Спаси Господи!», это было общее настроение подавляющего большинства, ядра Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Оно всегда таким было, и я думаю, милостью Божией так будет и дальше.
Митрополит Онуфрий. Фото: patriarchia.ru
Для нас, как здесь, в России, так и у настоящих православных христиан на Украине, единство Русского Православия — не предмет для дискуссий, но то, что нам завещано нашими предками, и то, что мы вынесем в будущее. На сегодняшний день Россия, русская цивилизация — единственный оплот и защита Православия и вообще христиан во всём мире. Кстати, совсем недавно это публично признал венгерский премьер-министр, протестант Виктор Орбан, пригласив на встречу с Владимиром Путиным в Венгрии лидеров сирийских восточных церквей.
Конечно, единство Русской Православной Церкви — это колоссальный фактор мировой субъектности Православия. То, что произошло год назад со стороны Константинопольского патриарха Варфоломея, — шаг к разрушению этого единства. К сожалению, многие греческие иерархи не понимают, что их самих используют, чтобы, как в своё время планировал Гитлер, Православие развалилось на множество сект. И сейчас это планируют представители глобалистской элиты, которые заправляют внешней политикой Соединённых Штатов. У меня складывается твёрдое впечатление, что не Трамп управляет этим вопросом, а всё то же старое «вашингтонское болото», которое продолжает жёсткую русофобскую и одновременно православнофобскую политику.
То, что владыка Онуфрий сейчас стоит на высшей кафедре Украинской Православной Церкви, является её Предстоятелем, ещё раз повторюсь, — Промысл Божий. Этот человек «пропитан» убеждением незыблемости русского церковного единства, он никогда не пойдёт ни на какую «каноническую автокефалию», он любит Русскую Церковь, любит Троице-Сергиеву Лавру, где начинал церковное служение, и, конечно, глубоко почитает нашего Святейшего Патриарха.
Троице-Сергиева Лавра. Фото: Serguei Fomine/Globallookpress
В том числе осознавая ценность Московского Патриаршего престола, сохраняющего целый комплекс ценностей и идей, которые несёт в себе Русское Православие, выходящего далеко за любые этнические пределы.
И, конечно, владыка Онуфрий — выдающийся молитвенник, я верю, что во многом именно его молитвами сегодня хранится Церковь Украинская. Это подлинное чудо! Говорили, что в раскольническую ПЦУ уйдут десять иерархов или даже больше, но в итоге ушли только двое, те, кто и так мешал Церкви, разносил автокефалистскую бациллу, преследовал священников, которые борются за церковное единство. Слава Богу, что Церковь от них очистилась.
И сейчас я часто созваниваюсь со своими друзьями-священниками в той же Одессе и слышу от них, что эти гонения на Церковь вызвали удивительное состояние: духовно стало гораздо легче. Мы стали чаще общаться друг с другом, мы стали сплочённее, укрепилась духовная дружба, укрепилась связь с паствой. То есть эта трагическая ситуация последних лет поспособствовала духовному возрождению Украинской Церкви.
Киево-Печерская Лавра. Фото: Alexandr Altukhov/Globallookpress
Ц.: Но чем сегодня, в день юбилея Блаженнейшего Владыки Онуфрия, мы, православные журналисты, православные общественные деятели, помимо своих искренних молитв, могли бы поддержать этого великого современного Святителя Земли Русской?
Отец Андрей: Нам нужно чаще говорить, писать, проводить встречи, собрания, конференции, чтобы максимально привлекать внимание к теме церковного единства. И, конечно, просвещать церковный народ в вопросе, что такое церковные каноны и почему они важны для всех нас. Почему то дело, которое отстаивает Владыка Онуфрий, является абсолютно необходимым, является подлинным исповедничеством, за которое мы должны ценить и почитать эту часть Русской Православной Церкви.
Мы должны по-прежнему продолжать привлекать максимальное внимание к потребностям православных верующих на Украине, к тем гонениям, преследованиям, которые до сих пор существуют в отношении канонической Украинской Православной Церкви. К захватам храмов, к насилию в отношении духовенства и верующих. Оказывать максимальную поддержку, в том числе и материальную.
Но самое главное — мы все должны молиться словами церковной молитвы, звучащей во всех храмах России за Литургией, о единстве нашей Церкви. Должны свой ум, свою душу, своё сердце вкладывать в эти слова. А если нет возможности прямо, то хотя бы мысленно стоит положить земной поклон за наше церковное единство.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Фото: patriarchia.ru
И в заключение я хочу сказать, что сегодня сложилась уникальная ситуация, когда во главе всей нашей Поместной Русской Православной Церкви стоит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а во главе второй важнейшей кафедры, Киевской, находится Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Это два великих духовных лидера, которым нет равных в современном Православии, уникальные фигуры, которые Господь даровал нашей Церкви в такой час невиданных испытаний её единства.
О расколе: легко порвать — трудно залатать
— Ваше Блаженство, в Вашей жизни был пример удивительного примирения. Ваше общение с владыкой Лавром, ныне покойным Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей. Расскажите, пожалуйста, об этом. Какой личностью был владыка Лавр, и что общего было между вами в духовных взглядах?
— Я познакомился с владыкой Лавром в 1995 году. Впервые в жизни я тогда поехал в Канаду. Находясь там, подумал: «Посмотрю на Америку хоть одним глазком». В Канаде открыл визу и поехал в Соединенные Штаты. От Торонто, где я останавливался в Канаде, надо проехать 90 км, и уже начинается Америка. И с той стороны — Джорданвиль, где расположен Троицкий монастырь РПЦЗ.
С одним боголюбивым человеком мы поехали в Джорданвилль, и на ночевку я остался в монастыре. Тот человек, который меня возил, был прихожанином Русской Православной Церкви Заграницей, лично знакомым с владыкой Лавром и он предупредил владыку, что я приеду.
Меня оставили обедать в трапезной. Сижу, ем, а монахи рассматривают меня: то один пробег туда-сюда, то второй, то третий. Они как себе представляли монахов из Советского Союза? С автоматом под рясой, с партийным билетом в нагрудном кармане …
После ужина ко мне в келью пришел владыка Лавр, настоятель Джорданвильского монастыря. Он был взволнован и спешил куда-то. Задал мне несколько простых вопросов и побежал. Утром я поехал в Нью-Йорк посмотрел храмы, город и поздно вечером снова вернулся в монастырь. Когда утром следующего дня уезжал из Джорданвилля, владыка Лавр пришел меня проводить, он был совсем другим. Не спешил, говорил спокойно, проводил меня к машине, где мы с ним попрощались.
С тех пор, когда я приезжал в Америку или Канаду, то мы с ним созванивались и встречались обязательно. Бывало такое, что я находился в Канаде, в Америку не ехал, то он приезжал специально, мы встречались, разговаривали.
Разные были у нас беседы, но никогда мы не говорили об объединении Церквей, хотя все равно наши темы ходили вокруг этого. А когда сдвинулся с места вопрос об объединении Зарубежной Церкви с полнотой Русской Церкви, то владыка Лавр захотел, чтобы в делегации, которая будет объезжать все континенты, где есть присутствие Русской Зарубежной Церкви, и я был. Поэтому в составе группы Московского Патриархата мы объехали Европу, Америку, Австралию. Не жалею об этом опыте, хотя было некое чувство страха — что мы приедем, а нам скажут: «Москали пришли, ну, убирайтесь отсюда! Вы все партийные, вы все коммунисты ». Но такого не было. Служили, почти везде мне поручали говорить проповеди, и ни оскорбительного слова нам никто не сказал.
— Владыка, Вы затронули тему объединения Церквей. А можно вопрос относительно украинского раскола? В 1992 году, когда он произошел, Вы были совсем молодым архиереем, всего 2 года после хиротонии. Сейчас 20 лет прошло, Вы уже имеете опыт и видите ситуацию с другой стороны. Как Вы считаете, какие факторы необходимы для преодоления раскола?
— Знаете, когда Спаситель молился в Гефсиманском саду, то говорил: «Да будут все едины».. Сам Господь хотел, чтобы все были едины, но этого не произошло. Такие мы упрямые люди …
И мое желание есть, чтобы все были едины, но единство должно быть во Христе. Если оно будет не во Христе, а на каких других основаниях, то какие бы они ни были, единства не будет. А во Христе единство может быть, но оно очень тяжело творится. Легко порвать, а трудно залатать.
— Что каждый из нас, духовенства и верующих, должен делать на своем уровне, чтобы способствовать восстановлению единства?
— Думаю, для того, чтобы восстановилась единство, каждый должен заботиться о своем личном спасении. Тогда, может, эта идея будет максимально воплощена.
Но считать, что все объединятся — это нереально, это утопия. Максимальное объединение может быть, когда наибольшее количество людей присоединится ко Христу. А это возможно лишь при условии, что каждый из нас в первую очередь заботиться о своем спасении.
Как пастырь я должен думать и о тех, кто заблудился, но прежде всего, я должен заботиться о тех, кто в лоне Церкви. У нас часто бывает: в лоно Церкви загнал, как в концлагерь, закрыл ворота и пошел других искать, а эти здесь погибают от голода.
Первейшая задача Церкви — заботиться о тех, кто у нее есть, чтобы они чувствовали себя хорошо, чтобы росли духовно. Нас много, и все мы находимся на разных уровнях духовного совершенства. Задача священника — понять, на какой ступеньке в духовном отношении находится человек, и помочь ему подняться на ступеньку выше.
Главная задача Церкви — помочь тем, кто внутри ограды церковной, становиться лучше. А потом уже, если еще остается энергия, ловить тех, кто бегает по пустыне …
Мы должны делать то, что мы можем. А уж насколько наполнятся наши храмы людьми, это все в воле Божьей!
— Как тогда Церковь должна осуществлять миссию, если едва ли не у каждого священника очень много прихожан, и сил благовествовать просто не хватит?
— Священник благовествует еженедельно, каждый праздник, и двери Церкви открыты для всех. Кто хочет — может прийти и послушать благовестия.
Благовествовать — это не значит, что священник должен в воскресенье или в праздник бежать на базар, когда там полно народу, или в субботу на стадион, когда там футбольный матч. Благовестие совершается в храме. И Спаситель, когда ходил по земле, в основном, заходил в синагогу, где собираются верующие люди, и там проповедовал. Бывало такое, что где и в пустыне проповедовал, но люди шли к Нему слушать и Он для них говорил. Обратите внимание, что не Христос шел к людям, а люди шли ко Христу.
Можно сказать: а почему бы священнику не последовать туда, где его не ждут? Дело в том, что я могу пойти в любое место, но для человека, который не хочет меня слышать, я не принесу никакой пользы, хотя и буду говорить наиболее полезные и добрые слова. Если человек готов принять слово Божие, он идет, ищет, где бы его услышать. А идти ловить тех, кто не хочет слушать, то это просто «работать без КПД». Человек должен быть готов принять слово.
А священники все время благовествуют — в храмах.
— Какие проблемы в нашей Церкви являются реальными, а какие, на Ваш взгляд, надуманные?
— Реальные проблемы в Церкви — это приумножение греха среди людей, в том числе церковных. Верующие, живя в этом мире, приобщаясь к этому миру, загрязняются грехом.
И вторая проблема Церкви в том, что сегодня люди дошли до такой степени духовной деградации, пытаются узаконить те правила, которые Бог осуждает. Этого не должно быть.
Надуманны, на мой взгляд, такие проблемы, как, например, материальное обогащение духовенства, храмов. Можешь построить красивый храм — построй, не можешь — построй меньше. А так — все, что имеет цену только в земной жизни, не должно быть для нас проблемами.
— Ваше Блаженство, иногда приходится бывать на периферии – в селах, небольших городах. Есть определенные проблемы — мало людей в храмах. Ранее, в начале 1990-х, людей в церквях было много. Как снова наполнить наши храмы, как вообще поддержать людей на отдаленных приходах? Что Вы, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, видите среди главных задач на ближайшее время, чтобы поддержать церковную жизнь?
— Люди оставляют храм тогда, когда приобщаются к стихии этого мира, стремятся попасть в струю современной жизни, обогатиться, занять высокую должность. Они думают, что в миру они найдут больше для себя, чем имеют в Церкви. Это отрывает от Церкви.
Церковь не обещает земных капиталов, но обещает богатство вечное. Назначение человека — не земная жизнь, а Царство Небесное. Земной путь — это короткий срок, в который мы должны максимально проявить свою любовь к Богу — в испытаниях, различных искусах. А водоворот земной жизни закручивает людей, и они забывают о своем предназначении. Начинают гоняться за призраками богатства, славы и оставляют Церковь.
Мы должны делать то, что мы можем. А уж насколько наполнятся наши храмы людьми, это все в руках Божиих, ведь Сам Бог ведет человека к спасению. Мы просим, чтобы Он был милостив ко всем нам, но каждый получает милости столько, сколько способен вместить.
Путь монаха: Предстоятельский крест Митрополита Онуфрия
25 июня, в день преподобного Онуфрия Великого, празднуется тезоименитство отмечающего в этом году 75-летний юбилей Предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия
Среди фотографий первой половины XX века, приобретших всемирную известность, одна – особенно показательна. 1936 год. Рабочие Гамбургской судоверфи салютуют нацистским приветствием. И лишь один, Август Ландмессер, скрестил руки на груди. Впоследствии, уже после Второй мировой войны, когда Августа уже давно не было в живых, этот снимок облетел СМИ и вошёл во многие книги как символ непокорённого духа простого немецкого рабочего.
Спустя восемь десятилетий подобный эпизод повторится. 8 мая 2015-го. В украинской Верховной раде выступает Порошенко и требует встать в честь… нет, не павших в Великой Отечественной войне, но… «героев АТО». Весь зал встаёт, кроме трёх архиереев канонической Украинской Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Владыка объяснит этот жест выступлением против братоубийственной войны в Донбассе, чем только усилит давление со стороны националистических властей и русофобски настроенных активистов. Давление, вскоре приобретшее характер подлинной травли.
Фото: www.globallookpress.com /lb.ua
Позднее, в 2018-м, Митрополит Онуфрий будет включён, с обнародованием личных данных, в базу сайта «Миротворец», своего рода чёрный список «врагов Украины». И это притом что православные христиане этой постсоветской республики относятся к Владыке как истинному исповеднику и родному отцу. Не считая отошедших от Церкви во всевозможные псевдоправославные националистические секты. Каковыми на сегодняшний день являются пресловутая ПЦУ (СЦУ) и так называемый «Киевский патриархат» лжепатриарха Филарета, буквально на днях совершившего «раскол раскола».
Увы, Блаженнейшему Владыке Онуфрию не пришлось жить в годы спокойного плавания Церковного Корабля. Весь его жизненный путь – время нелёгких испытаний, а потому верующим очевиден особый Божественный Промысл в том, что, когда испытания усилились, кормчим Украинской Церкви стал именно этот человек. Истинный монах, для которого Предстоятельское служение – не очередная высокая награда, но иноческое послушание.
Дорога в обитель. Лавра преподобного Сергия
Владыка Онуфрий никогда не стремился к мирской славе, как не любил и подробных повествований о своём жизненном пути. Сын сельского священника из Черновицкой области, с Буковины, будущий Предстоятель родился в 1944 году, когда его родная земля была освобождена от идейных предшественников тех, кто сегодня пытается загнать подлинную Украинскую Церковь в гетто, а взамен её создаёт псевдоправославный симулякр.
В отличие от соседней Галиции, Буковина всегда была этнически пёстрой, а потому языком межнационального общения здесь был и остаётся русский, а никакой радикальной русофобии не было и в помине. И неслучайно на могилах приснопамятных родителей Блаженнейшего Владыки их имена начертаны не «державной мовой», но на церковнославянском и русском языках.
Отец Митрополита Онуфрия, протоиерей Владимир Березовский, долгие годы служил настоятелем прихода Архистратига Божия Михаила села Бережница Черновицкой области. Того самого, чей храм в марте 2019 года был захвачен раскольниками из ПЦУ, несмотря на то что в этих краях сектанты-националисты пребывают в абсолютном меньшинстве и в своих нападках на православных опираются исключительно на местные власти. Попытки захвата предпринимались и в отношении другого храма, где в советские годы служил отец Владимир, – церкви апостола Иоанна Богослова села Бережонка, что близ села Корытное, где и родился будущий Предстоятель.
Отец Онуфрий с ректором Московской духовной семинарии владыкой Александром. 1980-е годы. Фото из личного архива митрополита Саратовского и Вольского Лонгина
Послевоенное детство сменилось временем хрущёвских антицерковных гонений. Не столь кровавых, как в 1920-30-е годы, но не менее подлых, а в чём-то и более опасных для самой Церкви. Это было временем планомерного вытравливания из православных народов СССР веры и традиций предков. В этих условиях юный Орест Владимирович Березовский сначала избрал иное служение – окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительных организациях в Черновцах, поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета, но уже с третьего курса ушёл в Московскую духовную семинарию.
Здесь, в святых стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в 1971 году будущий архипастырь принял монашеский постриг, а вскоре и священнический сан. На без малого два десятилетия отец Онуфрий станет лаврским монахом, совершив на этом пути множество послушаний: пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника, служащим священником и духовником и, наконец, благочинным Лавры. По словам протоиерея Владимира Вигилянского, хорошо знавшего будущего владыку в те годы:
В 1980-е в Лавре отец Онуфрий входил в круг пяти самых популярных духовников, к которым выстраивались большие очереди, а у него был духовником отец Кирилл (Павлов).
Декабрь 1986 года. Троице-Сергиева Лавра. Слева направо: наместник Лавры архимандрит Алексий (Кутепов) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский), иеродиакон Лонгин (Корчагин) (ныне митрополит Саратовский и Вольский), иеромонах Ириней (Семко) (скончавшийся в 2022 году митрополит Нежинский и Прилукский), благочинный Лавры архимандрит Онуфрий (Березовский). Фото из личного архива митрополита Саратовского и Вольского Лонгина
К этому времени, а именно к 1986 году, относится приход в лаврскую братию и монашеский постриг с именем в честь мученика Лонгина Сотника молодого выпускника филологического факультета Абхазского университета Владимира Корчагина, сегодняшнего митрополита Саратовского и Вольского. Владыка Лонгин также поделился с Царьградом словами воспоминаний о лаврском периоде служения будущего Предстоятеля Украинской Церкви:
В Лавре тогда было немало старшей братии, которых я из сегодняшнего дня мог бы назвать образцовыми монахами. Среди них и тогдашний благочинный. Он был очень деятельным и в то же время спокойным. Ходил на все службы и по-настоящему крепко молился, был кротким и смиренным. Никогда я не видел в нём властительности, заносчивости, грубости и прочих неприятных черт, которые нередко встречаются среди начальствующих, даже и в Церкви… Помню, однажды, делая мне замечание, он начал разговор с самоукорения: я сам хуже всех, но по должности обязан сказать. На меня это произвело большое впечатление, потому что до этого никогда в жизни я такого не слышал… Он был искренним и преданным духовным чадом отца Кирилла и всё делал по его благословению. Его очень уважали братия и многочисленные духовные чада, которые во множестве приезжали в Лавру из Москвы.
Второе воспоминание – и снова имя отца Кирилла (Павлова). Этому удивительному батюшке, подлинно всероссийскому духовнику, старцу, духовно окормлявшему и приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, Царьград посвятил несколько сюжетов и программ. Лейтмотивом воспоминаний всех, кто знал батюшку лично, стало то, что этот старец показал великую любовь к людям и то, что в любые годы верующий человек может исполнять Евангелие, книгу, которую сам будущий старец нашёл в военном Сталинграде, читал каждый день и знал в совершенстве.
Нет сомнений, этот завет старца Кирилла несёт через свою жизнь и Митрополит Онуфрий, который, когда оказывается вдалеке от Украины, например на той же Святой горе Афон, очень любит совершать богослужения не как архипастырь и Предстоятель, но подобно простому иеромонаху. Но, стоит повториться, архиерейское и предстоятельское служение Блаженнейшего Владыки были очевидно промыслительными.
Игумен Онуфрий (Березовский) в 1984 году в Спасо-Преображенском храме в Переделкине после крещения друга протоиерея Владимира Вигилянского – Владимира Никитина. Фото из личного архива протоиерея Владимира Вигилянского
Наместник и архипастырь. Начало борьбы за церковное единство
В 1988-м, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, когда советская власть наконец осознала бессмысленность и бесперспективность борьбы с Русской Церковью, отец Онуфрий покидает стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Новое послушание – наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры, одной из главных святынь Юго-Западной Руси, подлинный оазис канонического Православия в западно-украинской Галиции.
Время было непростым: с одной стороны, миллионы православных людей начали возвращаться в Церковь, с другой – на Украине стал пробуждаться местный национализм, в значительной степени разжигаемый униатами (грекокатоликами). И именно в Галиции они поднялись в полную силу, избрав объектом своих нападок не только падающую советскую власть, но и Русскую Православную Церковь, верность которой вплоть до сегодняшнего дня, в условиях враждебного окружения и постоянных нападок, сохраняют в Почаевской Лавре.
В годы наместничества отца Онуфрия эта святыня подлинно преобразилась. Было возрождено лаврское издательское дело, открыта воскресная школа. Но уже в конце 1990 года украинский Синод избрал своего будущего Предстоятеля епископом Черновицким и Буковинским, правящим архиереем его же родной земли. Казалось бы, событие радостное, но эта радость была омрачена тем, что именно в это самое время тогдашний Митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) уже задумал антицерковный раскол.
Митрополит Онуфрий на Афоне. Фото: сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры
Лукавым образом будущий лжепатриарх предложил украинским архипастырям подписать письмо в Москву с требованием автокефалии. И только трое из подписавших практически сразу же дезавуировали свои подписи. Среди них – владыка Онуфрий, тут же снятый за это со своей кафедры и переведённый в Галицию. Это незаконное решение раскольника Денисенко вскоре было отменено, а сам епископ Черновицкий и Буковинский в мае 1992 года стал одним из ключевых участников исторического Харьковского Собора Украинской Церкви. Собора, низложившего и запретившего в служении Денисенко, а также заявившего о единстве канонической Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом.
Значимость этого события новейшей церковной истории сам Блаженнейший Митрополит Онуфрий, будучи уже Предстоятелем Украинской Церкви, отметил в дни празднования 25-летия Харьковского собора в мае 2022 года.
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (в центре). Фото: church.ua
Так, по его словам:
Это было знаменательное событие для нашей Церкви. Тогда Советский Союз распался, и появились новые политические и социальные условия служения. Тоталитарная система рухнула, и вот на Харьковском Соборе архиереи выбрали новый путь церковной жизни. Тогда был отстранён Предстоятель-диктатор. И был избран новый Предстоятель – Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир (Сабодан). Он по природе своей был духовным человеком, который имел соборный образ мышления. Он не был диктатором, а был человеком, который, принимая важные решения для жизни Церкви, всегда советовался с епископами и священниками. Это и есть правильный образ управления Церковью. И мы от тоталитарной системы перешли к соборности управления.
Увы, в последние годы своей земной жизни Митрополит Владимир (Сабодан) был сильно болен, а потому позволил прийти к управлению канонической Украинской Церковью в том числе и таким персонажам, как впоследствии ушедший в раскольническую ПЦУ митрополит Александр (Драбинко). И в этом контексте вновь чувствуется Божий Промысл, заключающийся в том, что в 2014 году, когда на Украине произошёл националистический переворот, Предстоятелем Украинской Церкви стал Блаженнейший Владыка Онуфрий.
Крест Предстоятеля
В случае с Митрополитом Онуфрием особенно понятно, что Предстоятельское служение – тяжкий крест. Но мог ли этот человек от него отказаться? Формально мог: в тот год он перешагнул 70-летний рубеж. Но именно в этом случае было наиболее очевидно: кто, если не он? И кто, как не он, столь хорошо осознавал всю трагичность складывающейся ситуации? Наверное, многие другие, даже верующие люди, в такой момент отчаялись бы. Владыка же Онуфрий во всём положился на Волю Божию и пример своего Небесного покровителя – преподобного Онуфрия Великого, о котором буквально сегодня, 24 июня 2019 года, он произнёс следующие слова:
Его установки, его строгое пустынное житие такое дорогое для нас всех сегодня, когда вновь общество бурлит страстями и недоразумением, когда снова на Святую Церковь падают обвинения и клевета. Господь всегда помогает нам преодолеть все житейские соблазны и трудности, лишь бы мы не забывали о Нём и не надеялись напрасно на свои скудные силы.
Разумеется, это не значит, что Блаженнейший Владыка самоустранился от решения сложных вопросов.
Напротив, и его жест в Верховной раде в 2015 году, и поистине исповедническое поведение на приёме у Порошенко в октябре 2018-го, когда бывший президент Украины, откровенно оскорбляя и угрожая, пытался сломить Митрополита Онуфрия в вопросе создания раскольнической ПЦУ, и многие другие примеры наглядно демонстрируют: если бы не Владыка, последствия раскола были бы куда страшнее.
Так, по словам протоиерея Владимира Вигилянского, общающегося со многими украинскими священниками и архипастырями:
Если бы не Владыка Онуфрий, к раскольникам ушли бы два-три десятка архиереев, а вместе с ними – сотни, если не тысячи, священников с храмами. Однако после томоса, за последние полгода, количество прихожан канонической Украинской Православной Церкви заметно увеличилось. Гонения пошли на пользу! И всё это – благодаря Владыке. Такова роль личности в истории.
Никому из нас неведомы времена и сроки. Как неведомо, сколько ещё Господь попустит испытаний Своей Церкви на Украине и её Предстоятелю. Но нет сомнений: пример исповедничества Блаженнейшего Владыки Онуфрия – очень важный пример для всех верующих, от мирянина до архипастыря. И, разумеется, каждому стоит помолиться об этом удивительном архипастыре, чьи молитвы обо всех нас, православных христианах, чувствуются далеко за пределами Украины.
С днём тезоименитства Вас, Блаженнейший Владыка! Ис полла эти деспота!