В данной статье мы рассмотрим, как правильно говорить, отвечать и писать Христос воскрес.
Воскресение Иисуса Христа — величайший факт в истории человечества. Воскресение Господне — это религиозный праздник, который многие христиане знают, как Пасху. Это особенный день, когда для празднования многие христиане собираются своими семьями. В этот день принято ходить в церковь, молиться, есть особенную пищу и даже по-особенному приветствовать друг друга, говоря Христос воскрес!
Значение фраз «Христос воскресе» и «воистину воскресе»
Словосочетания являются устойчивыми выражениями и используются при приветствии во время Пасхи Христовой, которое по традиции используется 40 дней до праздника Вознесения Господня:
— Христос воскресе! — Воистину воскресе!
Символизирует воскрешение Иисуса после физической смерти его тела. Также это имеет глубокий ритуальный смысл, так как именно воскрешение является символом искупления грехов человечества через жертву Сына Божьего, а явление Иисуса после смерти — вечную жизнь души после смерти при праведной земной жизни.
Первый приветствующий (традиционно младший по возрасту или сану) говорит: «Христос воскресе!«, — он сообщает благую весть. А в ответ получает подтверждение этому факту от старшего (по возрасту или сану): «Воистину воскресе!«. Так христиане всего мира делятся радостью в память о великом чуде, изменившем жизнь человечества.
Незыблемые правила пасхального приветствия
У пасхального приветствия есть свои тонкости
Наверное, всякий человек хотя бы раз в жизни если не участвовал в христосовании сам, то наблюдал его со стороны. Тем не менее, встречаются люди, встающие в тупик перед элементарными вопросами:
- в какой момент уместно произнести заветные слова;
- кто из двух встретившихся на улице прихожан должен сделать это первым;
- имеет ли значение, кто перед вами – мирянин или священнослужитель;
- обязательно ли целовать собеседника;
- как обмениваться скромными дарами Светлого воскресенья?
Давайте разбираться, каким должно быть правильное пасхальное приветствие.
Когда подобает звучать традиционному приветствию Христова Воскресенья?
Чаще всего мы произносим его в первый день пасхальной седмицы, однако это можно делать в течение всей недели вплоть до Красной Горки при встрече с людьми, которых мы ещё не видели после наступления Пасхи.
Первые праздничные приветствия звучат за накрытым к завтраку столом
Касаемо того, какой момент будет наиболее подходящим для знаменитого «Христос Воскресе», то, если речь идёт о домочадцах, по обычаю пасхальные приветствия и ответы на них звучат за столом во время утренней трапезы. Одна тонкость, в наши дни почти забытая: начать ритуал христосования полагается младшим членам семьи.
Если же вы повстречались с другом или знакомым на улице, замените праздничным приветствием звучащее в иные дни «Здравствуй!» или «Добрый день!»
Кому положено произносить торжественные слова первым?
При встрече двух людей с заметной разницей в возрасте действует то же правило, что и за семейным столом: брать на себя инициативу полагается младшему, в то время как отвечать на пасхальное приветствие должен старший: «Воистину Воскресе!» А вот при встрече ровесников здороваться первым может любой.
Имеет ли свои особенности обращение к священнику?
Да. Если вам встретился батюшка, поздравьте с праздником и его, но не забудьте в конце привычного «Христос Воскресе!» добавить: «Благословите, отче!» и сложить руки друг на дружку ладонями вверх – ответив на приветствие, священник коснётся их и произнесёт: «Бог благословит».
Благословение, полученное в такой день, принесёт вам особенную радость
Является ли троекратное целование незыблемым правилом христосования?
А может, от него можно воздержаться, ведь во время Светлого Воскресенья нам приходится общаться с разными людьми, в том числе и с едва знакомыми?
Нет, отказываться от традиции целовать собеседника не следует: в ней заключается символ нашей радости от свершившегося события и той любви, которую люди должны испытывать друг к другу, как её испытывает к человечеству Спаситель. Причём количество поцелуев должно быть троекратным, в честь Святой Троицы. Однако с малознакомыми людьми достаточно символически соприкоснуться со своим виз-а-ви щеками – тоже троекратно.
Если вы задумали вручить собеседнику пасхальное яйцо-крашенку, кулич или другой приличествующий Пасхе подарок, дарите его одновременно с приветственными словами. Так вы подчеркнёте связь гостинца со светлым праздником.
Правило
Определим как правильно пишется слитно или раздельно, а также с большой или маленькой буквы.
Слитно или раздельно?
Сложность при написании вызывает слово «воистину», которое по аналогии с предлогом «во» предполагают писать раздельно.
Для проверки используем правило:
Правильно писать слитно «воистину»
С большой или с маленькой буквы?
Словосочетание «Христос воскресе» всегда пишется с большой буквы, так как Христос — это имя собственное. Слово «воскресе» — нарицательное, означает действие и поэтому пишется с маленькой. В некоторых случаях в виду особой важности можно писать и второе слово также с большой буквы, это не совсем верно с академической точки зрения, но показывает отношение автора к этой фразе и смыслу, который она несет.
Словосочетание «воистину воскресе» в средине предложения пишется с маленькой буквы, так как оба слова являются нарицательными. На практике же эта фраза часто встречается в начале предложения или как прямая речь, что и обуславливает написание с большой буквы.
Выделяем запятыми, кавычками?
Запятыми и кавычками на письме не выделяется, но при этом могут стоять знаки препинания согласно иным нормам пунктуации.
Особенности пасхального богослужения
Пасхальное богослужение выделяется из ряда прочих церковных торжеств особенно пышным убранством храма, праздничными одеяниями священнослужителей и радостным настроем, который присущ в этот день всем прихожанам, явившимся принять участие в службе. В церкви звучит пение стихир и Пасхальных канонов, с колокольни доносится преисполненный ликования благовест, на алтаре трепещет отдёрнутая вопреки обыкновению завеса, на аналое лежит артос – приготовленный по древнему рецепту хлеб, а ароматный дымок кадила окутывает иконы, священников, прихожан…
Но главное, что отличает службу Светлого Воскресенья, это, пожалуй, обряд христосования, завершающий её. В это время в процессе чтения праздничного канона священник несколько раз обходит храм, провозглашая прихожанам пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!», а те дружно вторят ему: «Воистину Воскресе!» И становятся ближе друг другу, объединённые не только общей верой, но и общей радостью.
«Воскресе» какая часть речи?
Воскресе — аорист в церковнославянском и старославянском (временная форма глагола, обозначающая законченное однократное действие, совершённое в прошлом).
Воскрес — прошедшее время от глагола «воскресать» в современном русском языке. Поэтому часто церковное приветствие на бытовом уровне заменяется на более привычную форму без потери значения: «Христос воскрес«, «воистину воскрес«.
На письме принято использовать именно форму с окончанием е — «воскресе«.
Пахло вешнею Пасхой Христовой…
В прошлом тем более никто не оставался в стороне от Пасхи – как можно было оказаться не вовлеченными в этот большой весенний праздник, такой важный, такой значимый? И потому в стихах того времени тема Христа и Пасхи звучит довольно часто. Стихи о Пасхе русских поэтов подобраны в этом разделе.
На воскресение Христа
Душа моя, ликуй и пой, Наследница небес: Христос воскрес, Спаситель твой, Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог: Из гробовых вериг, Из ночи смерти Сына Бог И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь Сошел в жилище тьмы, Облекся в персть, оделся в плоть – Да не погибнем мы!
Неизреченная любовь, Всех таинств высота! За нас Свою святую кровь Он пролил со креста.
Чистейшей кровию Своей Нас, падших, искупил От мук и гроба, из сетей И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой Воистину воскрес. Ликуй душа; Он пред тобой Раскрыл врата небес! В. К. Кюхельбекер
Желаю бескрайнего счастья, светлого неба, яркого солнца…
Хвала Воскресшему
Хвалите Господа с небес И пойте непрестанно: Исполнен мир Его чудес И славой несказанной.
Хвалите сонм бесплотных сил И ангельские лики: Из мрака скорбного могил Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес, Холмы, утесы, горы! Осанна! Смерти страх исчез, Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль И океан безбрежный! Да смолкнут всякая печаль И ропот безнадежный!
Хвалите Господа с небес И славьте, человеки! Воскрес Христос! Христос воскрес! И смерть попрал навеки! Великий князь Константин Романов
Благовест
Я ждал его с понятным нетерпеньем, Восторг святой в душе своей храня, И сквозь гармонию молитвенного пенья Он громом неба всколыхнул меня.
Издревле благовест над русскою землею Пророка голосом о небе нам вещал; Так солнца луч весеннею порою К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу, Где правда, истина светлее наших слов, Я путь держу по Твоему глаголу, Что слышу я сквозь звон колоколов. К. Бальмонт
* * *
Как солнце блещет ярко, Как неба глубь светла, Как весело и громко Гудят колокола.
Немолчно в божьих храмах Поют: «Христос воскресе!» И звуки дивной песни Доходят до небес. А. Н. Плещеев
Колокола
Гулко звуки колокольные Улетают в твердь небес За луга, за степи вольные, За дремучий темный лес. Миллиардом звуков радостных Льет певучая волна… Вся мгновений дивных, сладостных Ночь пасхальная полна, В них, в тех звуках – миг прощенья, Злобе суетной – конец. Беспредельного смиренья И любви златой венец, В них – молитвы бесконечныя, Гимнов дивные слова. В них печаль и слезы вечныя, Смытый кровью Божества. В них земли восторг таинственный И святой восторг небес, В них Бессмертный и Единственный Бог воистину воскрес! Лидия Чарская
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею Редеет долгой ночи тень, Опять зажегся над землею Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора; Еще в тени его сырой, Как зеркала, стоят озера И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах Плывут туманы… Но смотри: Уже горят на горных льдинах Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют. Недостижимой, как мечта, Где голоса земли смолкают И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь Из-за алеющих вершин, Они заблещут, разгораясь, И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной И возвестят с высот небес, Что день настал обетованный, Что Бог воистину воскрес! И. А. Бунин
Пасха в Петербурге
Гиацинтами пахло в столовой, Ветчиной, куличом и мадерой, Пахло вешнею Пасхой Христовой, Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской И лимоном от женского тела, Вдохновенно-весёлою Пасхой, Что вокруг колокольно гудела.
И у памятника Николая Перед самой Большою Морскою, Где была из торцов мостовая, Просмолённою пахло доскою.
Пусть нелепо, смешно, глуповато Было в годы мои молодые, Но зато было сердце объято Тем, что свойственно только России! И. Северянин
Примеры использования и цитаты
– Воистину
воскресе
! – набожно ответил Сергей Прохорович. Они похристосовались. Затем он перецеловал детей, обещав им прислать на другой день по яйцу…
Николай Гейнце. «Воистинувоскресе
!»Живо помню Мишу в то пасхальное воскресенье, когда после церкви по православному русскому обычаю с восклицанием “Христос
воскресе
!” принято поцеловаться и он целовал одну взрослую девушку гораздо дольше, чем меня…Ольга Чехова. «Тайная роль кинозвезды Гитлера»
Воскресение Иисуса Христа — история праздника. Как воскрес Иисус Христос.
В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки
Существуют ли записи упоминаний о вознесении Господнем в творениях очевидцев Христа?
Все знают историю, связанную с Воскресением Иисуса, но единицы знают подробности этого события, хотя праздник Воскресение Иисуса Христа является главным для христиан.
Именно в честь Воскресения Христова все христиане на протяжении целых сорока дней празднуют Пасху.
Воскресение Иисуса Христа
В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?
Главные источники, в которых описаны события, связанные с Воскресением Иисуса:
— Евангелие от Матфея. Главы 27, 28
— Евангелие от Марка. Главы 15, 16
— Евангелие от Луки. Глава 24
Слово Ева́нгелие переводится с греческого, как «благая весть» о наступлении Царства Божия.
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку
История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи.
Распятие Иисуса Христа
Распятый на кресте Иисус умер около трех часов после обеда.
Во время казни присутствовали Мария Магдалина, Мария, мать Христа и Саломия и другие ученики Христа.
Снятие Иисуса Христа с креста
Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах (Пасха) иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе.
Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством.
Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.
В подобной могиле был похоронен Иисус Христос
Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим.
Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.
Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос.
На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.
Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее (пещеру) опечатать.
Жены-мироносицы
На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного.
Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.
Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален.
Воскресение Иисуса Христа. Ангел Господен
Когда женщины вошли в пещеру, то они увидели, что тела Христа нет, а на правой стороне ложа сидит облеченный в белую одежду юноша.
Женщины испугались и замерли, но юноша тот час обратился к ним:
«Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам»
Напуганные женщины выбежали из пещеры и вернулись в Иерусалим, но объятые ужасом никому ничего не рассказали, ни о пропаже тела, ни о юноше в белых одеждах.
Тем не менее, как и Иисус и предсказывал, он воскрес рано утром в воскресенье.
Воскресение Иисуса Христа
Первым человеком к кому он явился, была Мария Магдалина.
Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.
После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии.
Затем Иисус в ином образе явился двум из учеников на дороге.
Воскресение Иисуса Христа
Те рассказали о встрече с Учителем, но остальные ученики снова не поверили и им.
Воскресение Иисуса Христа
Тогда вечером Иисус явился остальным одиннадцати своим ученикам и высказал им свои упреки за то, что они не поверили в его воскресение и сказал им:
«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы»
После беседы с учениками Иисус на небо и воссел одесную Бога, а ученики пошли проповедовать.
Воскресение Иисуса Христа
На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Марка заканчивается.
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея
Евангелие от Матфея раасказывает о событиях связанных с Воскресением Иисуса Христовым с несколько иными подробностями, нежели Евангелие по Марку.
В Евангелии от Матфея есть и землетрясения, и солнечное затмение, и воскрешение покойников:
Воскресение Иисуса Христа
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»
Далее до момента, когда в воскресенье рано утром Мария Магдалина и мать Иисуса пошли к пещере намазать тело Иисуса благовониями, описание событий в обоих евангелиях совпадают.
Но вот у пещеры события уже происходят несколько по-другому.
Когда Мария, мать Иакова и Иосии (мать Христа), и мать сыновей Зеведеевых подошли к пещере, то случилось великое землетрясение, связанное с тем, что сошедший с небес Ангел Господень, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем:
«вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег»
Воскресение Иисуса Христа
Ужас объял всех: и стражников, охранявших пещеру и женщин.
Ангел обратился к женщинам и сказал:
«не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»
Женщины, убедившись, что смертное ложе Иисуса пусто отправились назад в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о воскресении Учителя.
Одиннадцать учеников оправились в Галилею, чтобы там, на горе, встретиться Учителем.
Не все ученики поверили, что пред ними их учитель Иисус.
Приблизившись Иисус обратился к ученикам:
«Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»
На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается.
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки
В Евангелие от Луки в 24-й главе женщины также поутру в воскресенье пришли в пещеру к гробу Христа с приготовленными ароматами и также нашли камень отваленным от входа в пещеру.
Но когда они зашли в пещеру пред ними предстал не юноша, а два мужа в блистающих одеждах.
Воскресение Иисуса Христа
Они так же, как и Евангелиях от Матфея и Марка сообщили им, что Иисус воскрес и ждет их в Галилее,
Но и здесь женщины не поверили вестникам.
Однако в Евангелии от Луки в пещере присутствует апостол Петр, который подходит к гробу Господнему и видит там только пелены лежащие.
Апостол Петр
Далее описываются события, когда два ученика встречают на дороге Иисуса и долгое время не узнают его и только после того как он возлежал с ними и преломил с ними хлеб к ним пришло прозрение, что целый день они провели в обществе Иисуса:
«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них»
Далее по возвращению в Иерусалим и они нашли вместе одиннадцать Апостолов которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
И в этот момент сам Иисус стал посреди них и сказал им:
«Мир вам»
Апостолы смутились и испугались, подумав, что видят духа.
Но Иисус убедил их, что он их плоти крови, а после отведал вместе с ними печеную рыбу и сотовый мед.
«И, взяв, ел пред ними»
Далее Иисус вывел учеников из Иерусалима до Вифании, затем подняв руки начал благословлять учеников и стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Ученики поклонились Иисусу и вернулись в Иерусалим в праздничном настроении.
На этом рассказ о Воскресении Иисуса в Евангелии от Луки заканчивается.
Существуют ли записи упоминаний о вознесении Господнем в творениях очевидцев Христа?
Нет, в творениях очевидцев Христа не существует ни единой записи, где бы были бы упоминания о вознесении Господнем. Все упоминания о вознесении Господнем были написаны не очевидцами и в более поздний период.