Определение и характеристики
Митрополия — это территория, область, район или город, храмы и приходы которых находятся в подчинении у назначенного патриархом и Священным Синодом архиепископом. Обычно состоит из нескольких епархий, которые составляют собой так называемый митрополичий округ.
Митрополия объединяет несколько епархий и находится в канонической власти митрополита
В истории Церкви данный термин применялся к различным образованиям: городу, который был центром установленной епископии, епископскую кафедру или округ, управляемый архиереем, но без подчиненных ему епископий. На территории СНГ первой митрополией была Киевская, которая находилась в подчинении у Константинополя с момента крещения Руси.
В современной Русской Православной Церкви — это округ, который включает в себя две или более епархии. Главной целью этого территориального образования является координация богослужебной, пасторской и любой другой христианской деятельности.
Кроме этого, данная административно-территориальная единица обладает рядом особенным характеристик:
- Управляется священником высшего ранга, который был утвержден и поставлен Священным Синодом и Патриархом.
- Границы и состав округа определяет Высший Орган Управления РПЦ.
- Не менее 2 раз в году в округе происходит собрание Архиерейского Совета.
- Митрополит является главой одной из епархий (настоятелем кафедрального собора), входящей в состав подчиненного ему округа.
Таким образом, округ, управляемый высшим архиереем и включающий в себя ряд подчиненных православных округов, называется митрополией и составляет тело Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь
Создание митрополий на территории России стало одним из важнейших решений Священного Синода, принятых на последнем заседании, состоявшемся 5-6 октября 2011 года. Деятельность митрополий регламентирует новый документ — Положение о митрополиях Русской Православной Церкви. Основные положения этого документа «Журналу Московской Патриархии» (№ 11, 2011) комментирует заместитель управляющего делами Московской Патриархии и секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности игумен Савва (Тутунов).
— Отец Савва, в новом Положении митрополия названа одной из форм организации взаимодействия епархий. Какие еще формы такого взаимодействия существуют? С чем связано создание новой формы?
— Сегодня в Русской Православной Церкви формы территориального объединения епархий могут быть разные. Если идти от больших к меньшим, то это прежде всего самоуправляемые Церкви, экзархаты, митрополичьи округа и митрополии. Во всех случаях, кроме митрополий, формируются свой синод и синодальные учреждения.
Создание митрополий как нового уровня взаимодействия епархий связано с тем, что с мая этого года создаются новые епархии, границы которых не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Возникла новая ситуация: на территории одного субъекта Федерации возникает несколько епархий. По понятным причинам сразу же возник вопрос о взаимодействии этих епархий как между собой, так и со светской властью. Простой пример: как строить отношения с департаментом образования области по вопросам ОПК? Очевидно, что департаменту со стороны Церкви нужен один координатор. И таких ситуаций немало.
В связи с этим в июле Священный Синод поручил комиссии Межсоборного присутствия, которую возглавляет управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, изучить этот вопрос. По итогам интенсивной работы был разработан проект документа, который предлагал объединить епархии внутри одного субъекта Федерации в митрополии.
Само понятие «митрополия» не впервые появляется в истории Церкви и имеет некоторый прообраз в виде тех митрополий, которые существовали в древней Церкви. Конечно, этимологически «митрополия» — это скорее центр области, главный город, а не территория, но, полагаю, терминология не должна в данном случае вызывать особого беспокойства.
Существование «промежуточных» образований между высшей церковной властью, если употреблять современную терминологию, и епархиями хорошо известно из истории. Известна четырехступенчатая структура: епархии, несколько епархий организовано в митрополии, несколько митрополий — в экзархат, несколько экзархатов — в патриархат. Хотя нельзя сказать, что четырехступенчатая структура существовала очень долго. А вот трехступенчатая, которую мы сейчас видим в России, исторически существовала, была весьма действенна и существует по сей день. Хотя, безусловно, неизбежны существенные различия в этой системе управления как в разные исторические периоды, так и в разных географических территориях.
— В документе перечислены различные направления деятельности, которые следует координировать епархиям в составе митрополий. Какова цель такого подробного перечисления?
— Положение о митрополиях — это церковно-правовой документ, и направления взаимодействия в нем должны быть прописаны детально. Это законы жанра, если угодно.
— Мы уже коснулись взаимодействия новых епархий с органами государственной власти на региональном уровне. Как может быть построено взаимодействие самих епархий? Например, можно ли сказать, что не в каждой такой епархии следует создавать отдел религиозного образования? Такой отдел может быть создан в митрополии и координировать деятельность нескольких епархий. Или в каждом случае епархиальная структура должна быть жесткой и повторять основные синодальные отделы?
— Безусловно, собственно епархиальная структура должна быть. Это прежде всего епархиальный совет, епархиальное собрание, епархиальный секретарь — все то, что предусмотрено Уставом Русской Православной Церкви. А также главный бухгалтер, потому что каждая епархия является юридическим лицом. Что касается епархиальных отделов, то тут ситуации могут быть разные. И уже сегодня нет единообразия. Например, в Чукотской епархии, где буквально пара десятков приходов, и в Екатеринодарской, где их несколько сотен, епархиальная структура, очевидно, не может быть одинаковой. Это нормально. В одном случае есть большие епархиальные отделы с несколькими десятками сотрудников, в другом — приходские священники, помимо служения на приходе, несут ответственность за то или иное направление.
Полагаю, что в новых епархиях, объединенных в митрополии, ситуация будет разная в зависимости от числа приходов, от характера местности, от наличия инфраструктуры. Но так или иначе при архиерее должны быть люди, пусть и немногочисленные, но ответственные за те основные направления церковной деятельности, которые определил в этом году Архиерейский Собор: социальное служение, работа с молодежью, религиозное образование и катехизация, миссия. По крайней мере, по этим четырем направлениям должны быть отдельные штатные единицы. Если нет возможности создать полноценный епархиальный отдел, то вполне достаточно назначить одно ответственное лицо. Повторюсь: такой опыт в малочисленных епархиях есть, и он себя вполне оправдал. Никто не будет выдвигать к новообразованным епархиям таких требований, которые они не смогут выполнить.
Кроме того, епархиальный отдел главного города митрополии призван помогать епархиям. При этом со стороны епархиального отдела митрополии не должно быть какого-либо диктата. С точки зрения канонов и церковного права, новообразованные епархии митрополий не отличаются от той епархии, которую возглавляет в качестве правящего архиерея митрополит. Следовательно, так должно быть и на практике.
— Положение вводит новый церковный орган — Архиерейский совет. Какой у него статус и в чем его задачи?
— Давайте сделаем важное уточнение: необходимо избежать терминологической и церковно-правовой путаницы между митрополичьими округами и митрополиями.
Митрополичьи округа, которые действуют в Казахстане и Средней Азии, имеют свои общие органы — синоды, имеющие властные полномочия, и синодальные учреждения, являющиеся органами исполнительной власти.
Архиерейские советы митрополий не имеют властных полномочий, это совещательные органы архиереев в каждой митрополии. Они необходимы для решения тех вопросов, о которых мы говорили выше.
Еще один пример общей заботы Архиерейского совета — духовные училища и семинарии. Например, если есть училище в Саранске, то открывать еще одно училище в Краснослободске или в Ардатове нет нужды. Вместе с тем, поскольку благами этого училища пользуются все епархии Мордовской митрополии, они призваны совместно поддерживать семинарию. Этот вопрос должен решаться в братском советовании между архиереями как раз в рамках Архиерейского совета.
— Какова роль главы митрополии? Судя по Положению, у него наблюдательные функции: заботиться, преподавать братские советы, оказывать попечение. Но вместе с тем есть и одна неожиданная функция — проводить досудебное разбирательство. Как это понимать?
— Быть старшим товарищем, наставником — это одна из важных функций главы митрополии. Сейчас, когда новые епархии только формируются, особенно важно, что во всех митрополиях ее главами являются многоопытные архиереи, которые смогут помочь молодым, возглавившим новые епархии.
Кроме этого, митрополит является координатором. Мы прекрасно знаем, что если не будет лица, лично ответственного за координацию деятельности епархий, то ничего работать не будет. Митрополит несет такую ответственность.
Возвращаясь к сказанному ранее: руководству области, государственным органам власти проще и понятнее вести диалог с кем-то персонально. Это вовсе не значит, что другие архиереи митрополии должны быть отстранены от диалога с тем же губернатором. Это будет противоречить церковно-правовым нормам. Но при посредничестве или координации со стороны одного лица, митрополита, этот диалог будет более плодотворным.
Возможно, время покажет, что полезна будет и централизация в решении некоторых вопросов. Однако здесь необходима осторожность. Каждая епархия митрополии подчинена непосредственно высшим органам церковной власти. И митрополит не может вмешиваться в отношения между высшими органами власти и епархиями. Любой епархиальный архиерей, в том числе епархиальный архиерей новой епархии, входящей в состав митрополии, может напрямую обращаться к Патриарху и к председателям синодальных учреждений. Этим они отличаются от викариев, которые обращаются к высшим органам власти через своих правящих архиереев.
Нередко бывает так, что на имя Патриарха поступают жалобы на епархиальных клириков, порой и на архиереев. Положение о митрополиях предусматривает, что такие обращения может принимать и митрополит. Одно дело — пытаться разобраться в ситуации издалека, другое — если местный митрополит будет принимать участие в примирении сторон на месте.
Не узурпирует ли это функции церковного суда? В Положении о митрополиях указано, что судебные инстанции остаются прежними: епархиальный суд и Общецерковный суд. Митрополит же может рассматривать недоразумения без формального судопроизводства. Это говорит не о том, что церковное судопроизводство упраздняется, а о том, что в тех случаях, когда в нем нет необходимости, митрополит имеет право решить вопрос самостоятельно.
— Другими словами, это досудебный порядок рассмотрения тех дел, которые не касаются канонических вопросов и где стороны могут договориться.
— Да. По опыту работы в Управлении делами Московской Патриархии могу сказать, что значительное число обращений по жалобам священников и архиереев разрешается именно в досудебном порядке путем диалога и собеседований. В церковный суд дела передают тогда, когда возможности примирения исчерпаны. И митрополиту в том случае, когда он не может достичь результата без формального судопроизводства, следует направить документы в Общецерковный суд либо в тот епархиальный суд, которому подсудно обвиняемое лицо, то есть по месту жительства или служения.
— Положение о митрополиях готовилось одной из комиссий Межсоборного присутствия. Сегодня существует практика вынесения проектов документов на общецерковное обсуждение. Принятое Положение было передано в Синод без такой процедуры. С чем это связано?
— Как вы знаете, Межсоборное присутствие состоит не только из сотрудников церковных учреждений, но и широкого круга священнослужителей, экспертов, которые могут разносторонне рассмотреть порученную тему. Наверное, можно было сделать по-другому — дать поручение написать такое Положение сотрудникам Управления делами, юридической службы или историко-правовой комиссии. Но Синод поручил это Межсоборному присутствию — широкому коллегиальному органу. Таким образом, помимо собственной работы по созданию документов, которые проходят упомянутое вами обсуждение, публикацию и так далее, отдельные комиссии Межсоборного присутствия привлекаются и к такого рода разработкам.
— Что было положено в основу этого документа? На какую церковную практику вы ориентировались?
— Мы изучили материалы Поместного Собора 1917-1918 годов, однако тогда Собор не принял никаких конкретных документов, хотя в материалах соответствующего отдела Собора были определенные наработки.
Полезными оказались и документы Синода при Патриаршем местоблюстителе митрополите Сергии (Страгородском). Эти материалы были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» в 1931-1935 годах и доступны нам в переиздании, подготовленном Издательством Московской Патриархии несколько лет назад. Пожалуй, нельзя сказать, что мы прямо переносили в документ какие-то формулировки, но, без сомнения, это был для нас рабочий материал.
— Принятое Положение закрепляет порядок взаимодействия епархий на сегодняшний день. Как Вы думаете, возможно ли дальнейшее развитие сотрудничества епархий в рамках митрополии и, соответственно, новая редакция этого документа в дальнейшем?
— Положение вступило в силу и будет действовать. Если возникнут принципиальные вопросы по содержанию, то изменения можно будет внести на Архиерейском Соборе. Синод указал, что с принятием Положения необходимо внести поправки в Устав Русской Православной Церкви и, если потребуются какие-либо дополнения в правовой статус митрополий, их можно будет предложить на рассмотрение того Архиерейского Собора, который будет принимать эти поправки в Устав.
«Церковный вестник»/Патриархия.ru
Отличие от епархии
Главное отличии — это размер и количество населения, которое проживает на определенной территории. Оба территориальных образования управляются высшими архиереями — митрополитом и архиепископом. Они являются самостоятельными равноправными священниками в структуре РПЦ и подчиняются органу высшей власти в Церкви и Патриарху Всея Руси.
Звание митрополита в Русской православной церкви получают за особые заслуги
Митрополит осуществляет координацию деятельности архиепископов, принимает регулярные отчеты и возглавляет советы подчиненных областей. При этом он дает справедливую оценку деятельности архиереев и может ходатайствовать или просить об отставке епископов, занимаемых кафедру, у Священного Синода и Патриарха.
Важно! Митрополит является соединяющим звеном между главным Церковным Советом и епархиальными структурами, но при этом Патриарх может напрямую координировать и руководить ими также.
В подчинении у архиепископа находятся благочинные округа, приходы и монастыри, а в состав митрополии — только епархии. Таким образом, в РПЦ существует строгая и четкая структурированная связь от меньших приходов до высшего духовенства. Эта система позволяет Патриарху лучше понимать потребности и желания населения, а также руководить всей Церковью.
Значение слова митрополия
В Западной митрополии патриарх разрешал уже постоянно избирать первосвятителей местным епископам из круга их самих и иногда даже поставлять, впрочем с его благословения; а в Восточной митрополии предоставил раз навсегда, без всякого предварительного сношения с ним не только избирать, но и поставлять митрополитов Собору русских иерархов из среды русского духовенства, так что эта митрополия была уже независимою на деле, и ей оставалось сделать последний шаг, чтобы взойти на степень самостоятельного православного патриарха.
В Западной митрополии патриарх разрешал уже постоянно избирать первосвятителей местным епископам из круга их самих и иногда даже поставлять, впрочем с его благословения; а в Восточной митрополии предоставил раз навсегда, без всякого предварительного сношения с ним не только избирать, но и поставлять митрополитов Собору русских иерархов из среды русского духовенства, так что эта митрополия была уже независимою на деле, и ей оставалось сделать последний шаг, чтобы взойти на степень самостоятельного православного патриарха.
Под властью литовских князей и польских королей южно–русская митрополия находилась в неблагоприятных условиях для своего развития; северно–русская под властью московских князей развивалась свободнее и мало–помалу стала в независимое от константинопольского патриарха положение; взаимоотношение центральной и епархиальной церковных властей сделалось более закономерным, но зато усилилось давление светской власти на церковную [второй период назван мною периодом северно–русской митрополии ввиду того, что центр тяжести русской церковной жизни находился тогда в северной России; южная Русь, хотя получила своего митрополита (с конца XVI в), но немало усвоила из северной и во многом повторяла то, что пережила та, так что историей северной митрополии мое Руководство занимается больше, чем южной, отмечая параллельно и явления этой последней.].
Так, в главе «Белокриницкая митрополия» автор называет ряд соборов Белокриницкой митрополии второй половины 30-х гг., участником которых он был, и захват ее большевиками 30 июня 1940 г.
Греки были конкурентами этих купцов, и потому митрополия была в оппозиции Святополку II, а Киево-Печерская лавра, соперница митрополии, Святополка поддерживала.
В 30-х годах в Киеве организуется митрополия, появляется первый достоверный русский митрополит (Феопемт — грек по национальности), строится митрополичий храм — киевская святая София, созывается первый общерусский церковный собор.
Патриаршество Московское и всея Великой России и Западнорусская митрополия (1589–1654) Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 5-7302-0814-6 Макарий, Митрополит Московский и Коломенский
Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена митрополия всея Руси» (А.А.
Молдова
Епархии Молдавская Православная Церковь
Епархии Молдавская Православная Церковь:[2]
Епархия | Видеть | Основан | Официальный сайт |
Кишинев | Кишинев | 1813 | [268] |
Кагул и Комрат | Кагул | 1998 | [269] |
Унгены и Ниспорены | Унгены | 2006 | [270] |
Бельцы и Фэлешты | Бельцы | 2006 | [271] |
Тирасполь и Дубоссары | Тирасполь | 1998 | [272] |
Единец и Бричень | Единец | 1998 | [273] |
Украина
Епархии Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат) по состоянию на январь 2014 г.
Епархии Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат):[2]
Епархия | Видеть | Основан | Официальный сайт |
Александрия и Светловодск | Александрия | 2007 | [211] |
Балта и Ананьев | Балта | 2012 | [212] |
Белая Церковь и Богуслав | Белая Церковь | 1994 | [213] |
Бердянск и Приморье | Бердянск | 2007 | [214] |
Борисполь и Бровары | Борисполь | 2013 | [215] |
Винница | Винница | 1933 | [216] |
Могилёв-Подольский | Могилёв-Подольский | 2013 | [217] |
Владимир-Волынский и Ковель | Владимир-Волынский | 1996 | [218] |
Горловка и Славянск | Горловка | 1994 | [219] |
Джанкой и Роздольное | Джанкой | 2008 | [220] |
Каменское и Царичанка | Каменское | 2010 | [221] |
Днепропетровск и Павлоград | Днепр | 1775 | [222] |
Донецк и Мариуполь | Донецк | 1944 | [223] |
Феодосия | Феодосия | 2012 | [224] |
Житомир и Новоград-Волынский | Житомир | 1940 | [225] |
Запорожье и Мелитополь | Запорожье | 1992 | [226] |
Ивано-Франковск и Коломыя | Ивано-Франковск | 1957 | [227] |
Изюм и Купянск | Изюм | 2012 | [228] |
Каменец-Подольский и Городок | Каменец-Подольский | 1795 | [229] |
Киев | Киев | 988 | [230] |
Кировоград и Новомиргород | Кропивницкий | 1942 | [231] |
Конотоп и Глухов | Конотоп | 1993 | [232] |
Кременчуг и Лубны | Кременчуг | 2007 | [233] |
Кривой Рог и Никополь | Кривой Рог | 1996 | [234] |
Луганск и Алчевск | Луганск | 1991 | [235] |
Луцк и Волынь | Луцк | 11 век | [236] |
Львов и Галичина | Львов | 1539 | [237] |
Мукачево и Ужгород | Мукачево | 1945 | [238] |
Нежин и Прилуки | Нежин | 2007 | [239] |
Николаев | Николаев | 1992 | [240] |
Вознесенск | Вознесенск | 2012 | [241] |
Новая Каховка и Геническ | Новая Каховка | 2007 | [242] |
Овруч и Коростень | Овруч | 1993 | [243] |
Одесса и Измаил | Одесса | 1837 | [244] |
Полтава и Миргород | Полтава | 1799 | [245] |
Ровно и Острог | Ровно | 1990 | [246] |
Ровеньки | Ровеньки | 2013 | [247] |
Ромны | Ромны | 2013 | [248] |
Сарны и Полесское | Сарны | 1999 | [249] |
Северодонецк и Старобельск | Северодонецк | 2007 | [250] |
Симферополь и Крым | Симферополь | 1859 | [251] |
Сумы и Ахтырка | Сумы | 1943 | [252] |
Тернополь и Кременец | Тернополь | 1988 | [253] |
Тульчин и Брацлав | Тульчин | 1994 | [254] |
Умань и Звенигородка | Умань | 2008 | [255] |
Харьков и Богодухов | Харьков | 1799 | [256] |
Херсон и Таврийск | Херсон | 1837 | [257] |
Хмельницкий и Староконстантинов | Хмельницкий | 1955 | [258] |
Хуст и Виноградов | Хуст | 1994 | [259] |
Черкассы и Канев | Черкассы | 1992 | [260] |
Чернигов и Новгород-Северский | Чернигов | 11 век | [261] |
Черновцы и Буковина | Черновцы | 1941 | [262] |
Шепетовка и Славута | Шепетовка | 2007 | [263] |