Святое Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа. Неделя 31-я по Пятидесятнице

19 января. К воскресному Евангельскому чтению.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 13-17).

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Воскресение. О самарянке

Ин., 4:5-42

В сегодняшнем Евангелии есть слова, которые могут обрадовать всякого человека, если он найдет в себе правдивость и силы посмотреть на себя и на свою жизнь без лжи.

Христос, обращаясь к самарянке, ей говорит: Как хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа — поистине ты правду сказала!.. Разумеется, не хвалил ее Господь за прошлую жизнь, но за то, что она была способна правдиво и истинно на эту жизнь посмотреть и правдиво о ней сказать: Как хорошо, что ты так сказала, ты правду рекла…

Дальше разговор вдруг меняется: в то мгновение, когда она видит, что этот Человек может говорить не о земном, а о чем-то более глубоком, более основном, она уже не спрашивает Его о воде, о колодце, — она Ему говорит: Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что в Иерусалиме надо поклоняться Богу; где же правда?.. Все забыто: и черпало забыто, и жажда, и далекий путь из Самарии, — остался один основной вопрос: где поклоняться Богу, как поклоняться так, чтобы Господь это поклонение принял? И потому что эта женщина имела правду в своем сердце и была способна без лжи на себя взглянуть, без лжи сказать о себе истину, Христос ей открыл, что Богу надо поклоняться в духе и истине.

Бог может спасти каждого из нас, но Он ничего не может сделать, если мы лжем перед собой и лжем перед Ним. Он может спасти того грешника, которым мы являемся, Он не может спасти того иллюзорного праведника, которого мы стараемся представить собой и которым мы не являемся. Если мы хотим поклониться Богу, то мы должны поклониться Ему в истине, в правде, в честности и в доброй совести, — тогда Бог делается нам доступен.

И еще: поклоняются Богу и не тут или там, поклоняются Богу в духе своем и в сердце своем, всей правдой, всей истиной, всем пламенем своей жизни. Поклонение Богу не заключается в том, чтобы в одном или ином месте приносить Ему молитвы, которые с кровью вырвались когда-то из чужих сердец; поклоняться Богу — это значит стоять во всей правде и неправде своей перед Богом, но истинно перед Ним стоять, видеть в Нем своего Господа и Бога и поклоняться перед Ним, видеть в Нем то, что Он представляет: святое, дивное, прекрасное.

Если мы так поклоняемся Богу, то это поклонение должно пойти далеко за пределы хвалебных песней церковных или даже покаянных наших слов; поклонение Богу должно стать всем в нашей жизни. Каждый раз, как мы творим правду и правду говорим, каждый раз, когда мы творим добро и проявляем любовь, каждый раз, когда мы достойны своего имени человека и имени Божия, мы поклоняемся Богу духом и истиной.

Вот станем этому учиться; но начать мы можем только с того, чтобы перед собой, перед Богом, перед людьми встать в правде нашей, какие мы есть, и поклониться всей жизнью нашей, и словом и делом. Аминь.

19 мая 1968 г.

Воскресение о самарянке

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески — Фотини, по-русски — Светланой, на кельтских языках — Фионой, на других западных языках — Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющим, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней.

Каждый святой дается нам в образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на Небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно — это, что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Ему доступ в нашу душу и в нашу жизнь. Прежде всего в нашу душу, потому что, если Царство Божие не водворится в нас, если Бог не воцарится в нашем уме и сердце, как бы пожаром сжигая все, что недостойно и нас самих и Его, мы не можем сиять Божиим светом на окружающий нас мир.

И второе, чему могут научить нас святые, — это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он — Свет миру, Свет, просвещающий каждого человека; и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах».

Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет — есть свет Божий; не по нашим словам — разве только что наши слова — слова такой же правды и силы, как слова Апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, каждый из нас, о значении нашего имени и о том, как стать тем, чем мы названы.

Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, — и встретила Христа. Каждый из нас может встретить Христа на каждом шагу жизни, когда мы заняты самыми обыденными делами, если только сердце наше настроено правильно, если мы готовы к тому, чтобы принять благовестие, услышать — и ставить вопросы! Потому что самарянка ставила Христу вопросы; и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом и Христа, Спасителя мира.

Но свет нельзя прятать под спудом; обнаружив, что Свет пришел в мир, что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, она оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда, может быть, любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами и сказали ей: Теперь мы верим не потому, что ты нам рассказала, — теперь мы сами видели, сами слышали…

Вот чему самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять его в глубины нашего сердца, принять его всей нашей жизнью, так чтобы люди, видя, чем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир.

Будем же молиться самарянке, чтобы она научила нас, привела бы нас за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила Ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее. Аминь!

8 мая 1988 г.

Главная » Страница настоятеля » Проповеди » В неделю о самарянке

В неделю о самарянке (Инн.4:5-42)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Неделя о самарянке, и это евангельское чтение — центральное в периоде между праздником Святой Пасхи и днем Сошествия Святого Духа на апостолов. Собственно говоря, это евангельское чтение является особым подготовительным чтением к святому и великому дню Сошествия Святого Духа на апостолов.

Евангелие рассказывает о том, как Христос приходит в Самарию, в ту область Палестины, Израиля, которая жила своей особенной жизнью. Здесь подчеркивается, что иудеи с самарянами не сообщаются. Это действительно так. В период Вавилонского пленения самаряне отступили от Завета, смешались с язычниками, приняли очень многие искаженные формы богопочитания — говоря современными словами, впали в ересь. То есть самаряне — это такие классические еретики, отступившие от Бога и исказившие учение о богопочитании.

Более того, когда самаряне попросились у иудеев принять участие в постройке Храма после Вавилонского пленения, то те им отказали, как, практически, язычникам, как нечистому народу. И с этих времен самаряне были глубоко обижены на иудеев, хранили эту обиду очень живо. Настолько велика была эта обида, что был случай через несколько лет после Рождества Христова, когда самарянские священники подбросили в Иерусалимский Храм труп. Это был страшный скандал — они осквернили Храм, чтобы показать все свое презрение и ненависть к иудеям. Ну и соответственно те платили им тем же.

Христос с учениками проходят через Самарию, тем путем, которым никогда иудей не пойдет — но Христос почему-то выбирает для Себя именно этот путь. Он идет в ту страну непримиримой, страшной вражды двух когда-то близких, братских народов, где Его никто не ждет, где Его обязательно отвергнут, где Ему доставят неприятности, где никто не подаст Ему кружки воды в жаркий день.

И в это место в жаркий полдень приходит Христос и садится у колодца Иакова. Этот колодец существует до сих пор. Древнее предание говорит о том, что когда Иаков выкопал этот колодец, в нем была такая бурлящая вода, что она переливалась через край. Вот каков был этот колодец — настоящей живой чистой воды. Туда же приходит женщина, самарянка.

Надо сказать, что Евангелие часто повествует нам о самарянах и совсем не в негативном смысле, но ставит нам в пример милосердного самарянина или другого, прокаженного, которого Иисус исцелил наряду с еще девятью прокаженными и который единственный возвращается и благодарит Его. Почему-то Христос все время приводит в пример этих странных самарян, людей с дурными обычаями и искаженной верой. И сегодня мы снова встречаемся с самарянкой, с которой Христос у колодца начинает говорить об удивительных вещах.

Женщина приходит в полденьк колодцу, и Христос начинает с ней разговаривать. Он говорит ей: «Дай Мне пить». В этом обращении Христос нарушает сразу две заповеди. Во-первых, Он обращается к одинокой женщине в публичном месте, что иудей не должен был делать никогда, и, во-вторых, иудей не может пить из сосуда, которым пользовались язычники, или самаряне. Тем не менее, Он обращается к ней, нарушая эти заповеди. Это подобно нарушению субботы, которую Христос постоянно нарушает. И женщина очень удивлена, что вдруг молодой иудей начинает разговаривать с ней таким приветливым образом, — не издалека, не надменно, не свысока, — а как с равной, как один из своих. Ведь только своему можно дать выпить из своего сосуда.

Христос начинает с ней разговаривать и вдруг этой чужой женщине, которая при этом живет в блуде, Он открывает о Себе удивительные вещи, которые не открывает и апостолам, Своим ближайшим ученикам. Он ей напрямую говорит: Я — Христос, Я — Мессия. Его ближайшие ученики думают, спрашивают друг у друга, кто Он, мучаются этим вопросом — Мессия Он или не Мессия? «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46), сомневаются они. Сам Христос спрашивает их: «За кого люди почитают Меня?» (Мф. 16:13), «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15). И только Петр отвечает Ему на этот вопрос: «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16), а Иисус ему на это говорит: это не ты понял, это тебе Отец Мой Небесный открыл. И вдруг, неожиданно, когда эта женщина говорит Ему: «вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19), —Он впрямую говорит ей такие открытые слова: Я — Христос.

Интересно отношение к пророку в Ветхом Завете. Вспомним явление одной женщине пророка Елисея. Когда она увидела, что к ней пришел пророк, как она сразу стала с ним разговаривать! Елисей говорит ей: «проси у меня все, что хочешь», и она говорит ему: «сына у меня нет». И пророк исполняет заветное желание женщины, у которой старый муж, и у нее рождается сын. Более того, потом пророк приходит и воскрешает этого сына, умершего от болезни.

И вот самарянка узнает, что Иисус — пророк и Мессия, и какой же она задает вопрос? Чего нет у этой женщины? Мужа у нее нет. Тот, с кем она живет — не муж ей. У нее совершенно разрушенная жизнь, не сложившаяся судьба, у нее масса проблем. Она приходит к этому колодцу в жаркий полдень, когда у этого колодца никого нет. Ведь колодец — это место, у которого люди встречаются, сплетничают, обсуждают друг друга, а она не хочет, чтобы ее видели и о ней говорили. Она приходит к этому колодцу, когда там никого нет, когда никто не посмеется ей вслед, когда никто не укажет на нее пальцем. И вот эта женщина, вместо того чтобы сказать: «Пророк! Мужа у меня нет, жизнь у меня плохая! Помоги мне! Как бы мне сделать так, чтобы мне пожить счастливой жизнью, чтобы у меня была хорошая семья, чтобы у меня все было как у людей!», — эта странная женщина вдруг начинает говорить о Боге, о богопочитании, о самых главных вещах. Как поклоняться Богу? Как правильно Ему служить? Где то место на земле, где надо Богу кланяться правильно?

И Христос говорит о том, что Бог есть Дух, и поклоняться Ему нужно ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим, где стоит храм самарян, а надо Ему поклоняться в духе и истине — не «где

», но «
как
». Не внешние вещи объясняет ей Христос, а жизнь в духе. Эта женщина оказывается способна слышать Бога, способна слышать эти удивительные слова, которые до нее доходят, способна вдруг подняться над землей, над своими собственными проблемами, и заговорить о главном для себя — чего я хочу от Бога.

И вдруг оказывается, что эта женщина не хочет что-то получить от Бога, а ей важен сам Бог. И поэтому Христос с ней разговаривает о самом главном — о том, что важно человеку, когда ему нужен Бог. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24): жить не по каким-то правилам, которые говорят о том, как или где правильно поклоняться Богу, но по-настоящему жить духом, по-настоящему жить Богом, жить той истиной, которой является Сам Бог. Ведь Сам Христос о Себе сказал: «Я есмь истина» (Ин. 14:6). Он Сам есть истина, она неотделима от Него. Не правило о Боге, не знание о Боге, а Сам Бог нужен человеку.

И когда Сам Бог оказывается нужен человеку, тогда человек начинает и служить Ему в духе и истине. Именно тогда рождается в нем служение Богу, богопоклонение, именно тогда вдруг начинается в человеке духовная жизнь, о которой мы так часто любим рассуждать. Ведь пока человеку Сам Бог не нужен, а нужны правила о Боге, правила поклонения, то это будет жизнь религиозная, но не духовная. И в религиозной жизни человек может очень преуспеть, достичь больших результатов постаи молитвы, достичь важных благочестивых вещей. Он будет знать, как правильно, как неправильно, как надо творить милостыню, как надо молиться, как надо поститься, как надо все правильным образом исполнять. И будет очень хорошо знать, как это делают неправильные люди, как неправильно поклоняются те или эти, потому что они еретики, они не знают Бога, не знают правила поклонения Богу.

Но не об этом, оказывается, идет речь. И поэтому Господь приходит именно к самарянке, чтобы показать всем нам, что религия — это еще не жизнь в Боге, что религиозные формы богопоклонения — это не абсолютные, а внешние формы богопоклонения. Но если человеку нужен Сам Бог, если без Бога человек не может жить, если Бог ему нужен как жизнь, потому что Бог есть жизнь, есть истина и путь, — тогда человек начинает жить духовной жизнью. Тогда для него становится необходимым и важным слышать Бога, видеть Бога, пребывать в Боге, доверять Ему. Поэтому Христос и о Себе говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин. 4:34). Пища — то, без чего человек не живет.

Тогда для человека, который вдруг понял, что ему нужен Сам Бог, пищей духовной становится желание услышать Бога, довериться Ему и исполнить Его волю. В этом и есть, собственно, богопочитание — жить по воле Божьей. Не поступать правильно или неправильно, а постоянно искать волю Божью, вслушиваться в нее, вымаливать ее для себя, очень ее хотеть. Почему-то нам кажется, что воля Божья для нас какой-то страшный груз и тяжесть, что-то страшное и невыносимое. Мол, узнаешь волю Божью о себе — и жизнь твоя на этом кончится, и все сразу станет не так, как хочется тебе. Но на самом деле жизнь человека начинается только с того самого момента, когда в нем начинает проявляться воля Божья, потому что это замысел Бога о каждом из нас. Это то, что Он знает о нас и хочет, чтобы мы о себе это узнали.

Мы почему-то Богу оказываемся нужными, и это видно из этого Евангелия. Богу, Христу оказывается нужна эта женщина, самарянка из чужого племени, другой веры, распутница. Вдруг она ему очень нужна, и он приходит к ней и открывает ей Себя. И эта женщина потом идет и возвещает это удивительное открытие тем самым людям, которых она боялась, от которых она пряталась, которых она, скорее всего, очень не любит, потому что они показывают на нее пальцем как на блудницу и осуждают ее. И вот этим самым людям она приходит и открывает то, что ей открыл Господь.

Так человек может поменяться, когда он встречается с Богом. Так человек может поменять мир вокруг себя — немного, но поменять. Этот мир становится другим. Они уже говорят: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42).

Сегодняшнее Евангелие — о том, что мы считаем жизнью духовной. Как мы кланяемся Богу? Зачем мы приходим в храм? Почему мы молимся Ему? Что мы от Него хотим? Пусть это Евангелие еще и еще раз нас научит, что значит — кланяться Богу в духе и истине.

Аминь.

2019

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе!

Сегодня мы слышали одно из самых важных евангельских чтений в пасхальный период – Евангелие, посвященное встрече Иисуса Христа с самарянкой у колодца Иаковлева.

Христос приходит в Самарию, в место, казалось бы, совершенно чужое для Него и как для иудея, и как для воплотившегося Мессии. Самаряне отвергли Истину, смешались с язычниками, у них был свой закон, свое место и свой образ поклонения Богу. Обычно иудеи, когда шли в Иерусалим, обходили Самарию, потому что, как сказано сегодня в Евангелии, «иудеи с самарянами не сообщались». Не сообщались до такой степени, что никогда никто из самарян не подал бы иудею воды в жаркий день, не пустил бы к себе на порог, не перекинулся бы с ним словом. Вот такое место чужое. Казалось бы, что там делать Христу? Кто может Его здесь услышать, кто может Его здесь понять?

Но Господь в Евангелии всегда нам показывает, насколько Божии законы не похожи на человеческие, насколько милость Божия не сравнима с человеческой справедливостью, и как Господь способен открыть Себя тому, кто кажется совершенно не способным принять Истинного Бога. Христос встречается у колодца с женщиной самарянкой.

Мы видим в Евангелии, что Христос окружает себя апостолами, мужчинами, которые потом воспримут благодать священства. Женщины же, жены-мироносицы, только служат Христу своим имением, принимают Его в своем доме, готовят для Него пищу. Но главные, конечно, – апостолы, перед их глазами Господь творит чудеса, с ними говорит о тайнах Царства Небесного.

И тут вдруг Его собеседницей становится женщина: женщина из чужого племени, женщина иной веры, и не просто иной веры, а настоящая еретичка. Самаряне были классическими еретиками того времени, которые взяли часть Истины, исказили Ее и придумали свою собственную истину. Но из этого разговора выясняется, что она еще и блудница, что было у нее четыре мужа, а с пятым она живет вне всякого закона.

Вот с такими есть ли, о чем говорить? Что ей-то от Бога надо, этой женщине? Что подобная женщина может у Бога попросить? И вдруг Он ей открывает о Себе удивительные вещи, которые Он и апостолам о Себе не говорил. Он не говорил им напрямую, что Он – Христос, что Он – Мессия, а этой женщине Сам говорит, кто Он такой. Она отвечает: «Господи, вижу, что Ты пророк».

Мы можем вспомнить случаи из Ветхого Завета, когда кто-либо из женщин общался с пророком. Вот пророк Елисей приходит в дом к женщине, а у нее жизнь не складывается: муж старик и ребенка нет. И она сразу говорит: «Ты пророк, а у меня ребенка нет». И тот ей отвечает: «Ну что ж, я выпрошу для тебя у Бога ребенка». И у женщины рождается сын, а когда ребенок заболевает, пророк исцеляет его. Он дает все, что человеку надо для полноты бытия.

И вот перед женщиной самарянкой – пророк, от Господа посланный человек. О чем она Его спрашивает? Она не просит свою семейную жизнь устроить, ни мужа хорошего ей послать, ни этого, который прибился, сделать ее мужем. Она совершенно забывает о себе, о своем земном неустройстве, а вдруг начинает спрашивать о главном: «Как Богу послужить?»

И тогда Господь открывает ей истину. Он Себя ей открывает как Мессию и говорит очень важные слова о том, как надо кланяться Богу, о том, что Бог есть Дух, и только те, кто по-настоящему Ему служат, поклоняются Ему духом и истиной.

Очень простые и такие, на самом деле, непростые слова, потому что услышать их по-настоящему может только тот, кто не ищет у Бога своего, который не ищет у Бога земного, который не ищет у Бога божьего, а ищет Самого Бога.

На своем религиозном пути человек часто ждет именно божьего: божьей помощи, божьей силы, божьего заступления, божьего исцеления, божьего покрова – все время божьего, божьего, божьего. А Самого Бога он не ищет, потому что Сам Бог человеку не интересен. Ему важно – что я могу от Тебя еще получить. И за это я Тебе тоже дам что-то свое. Не себя самого, а свое, что у меня есть. Могу поклоны положить Тебе тысячу раз, могу поститься строго, я даже добрые дела могу делать, но только от сих до сих. Мое время Тебе будет посвящено так: утром пятнадцать минут, вечером пятнадцать минут, в течение дня я что-нибудь сделаю, даже на храм пожертвую, свечи поставлю. Вот это мое я Тебе дам, ну а все остальное оставлю себе.

Вот так складывается жизнь человека в религии. Но жизнь религиозная и жизнь духовная – это вещи разные. Если Самого Бога человек не знает и, в общем, не очень хочет знать, то ни о какой духовности и речи быть не может, и любить Бога он не может. Ведь любить можно того, кого ты знаешь очень-очень хорошо, кто тебе нужен не частично, не время от времени, а до конца.

Бог же нуждается в человеке всегда. Это странно звучит, что Бог нуждается в человеке, но сегодняшнее Евангелие нам это показывает. Он – Источник живой воды – приходит к источнику земному, к колодцу, для того чтобы найти и встретить именно эту женщину. Она Ему нужна.

Самарянка приходит к колодцу в самое жаркое время, когда там никого нет, чтобы ее никто не увидел, чтобы никто за спиной не шушукался: вот, понимаете ли, четыре мужа у нее было, а теперь пятый. Она приходит и встречает там Христа, Которому она нужна, Который ради нее пришел в это время к колодцу, чтобы ее найти, чтобы с ней беседовать, чтобы ей открыться.

Мы нужны Богу всегда. Он к каждому из нас так приходит, Он каждого из нас таким образом ищет и находит. Находит не для того, чтобы взять наше, а чтобы взять нас самих и с Собой столкнуть. Для того, чтобы мы к Нему прикоснулись, чтобы и мы так же к Нему отнеслись, чтобы и мы в Нем так же нуждались и понимали, что если хоть на минуточку отойдешь от Бога, забудешь о Нем, отвернешься от Него, все – ты умер, тебя уже нет, ты совершенно себя потерял.

Духовная жизнь для человека начинается именно тогда, когда он может коснуться Бога и ожить, как ожила самарянка и пошла свидетельствовать о Нем, что Он есть Источник вечной жизни. Она пошла к тем, кого боялась, кого не любила, к тем, которые ее не любили и от нее отворачивались. И вдруг они в ней что-то такое увидели, что поверили ей. Ей – поверили! И сами пришли ко Христу, чтобы Ему поклониться и сказать, что уже не по ее словам веруем, но сами видели и узнали, что Ты воистину Христос.

Духовная жизнь – она такая, когда человек в Боге всегда находится, когда Бог становится его настоящей пищей и питием. И мы причащаемся Святых Христовых Таин, потому что Он – наша истинная пища, Он – наше истинное питие, без Которого мы не можем жить. Поэтому мы и жаждем причащения Святых Христовых Таин, поэтому мы и мучаемся, когда у нас нет возможности причаститься, поэтому так важны для нас и слова Христа о Его пище: «Пища Моя – это творить волю Отца Моего Небесного».

Для нас тоже это очень важные слова, потому что воля Отца нашего Небесного, о которой мы просим всякий раз в молитве «Отче наш», для многих является чем-то странным и страшным. Человек почему-то привык бояться воли Божьей или думать, что это какой-то особенный секрет, который скрыт от него за пятью замками, что есть специальные люди, святые, и только они знают волю Божью про нас, а мы-то сами ее знать не можем.

Но человек не знает воли Божьей по одной простой причине: потому, что он не хочет ее знать. Он боится ее знать. Он думает, что если он о себе волю Божию узнает, она его раздавит, лишит всяческого земного благополучия, всего того, что он в этой жизни так хочет, так жаждет, так усиленно и мучительно строит. Бог ищет каждого из нас, чтобы явиться и раскрыться нам, а мы все время уходим: «Нет, Господи, как страшно нам знать волю Твою!» Что же – все кончится с этого момента? Нет, все только начнется.

Воля Божья – это пища и питие. И тот, кто хочет ее узнать, кто ищет ее в своей жизни, – самый счастливый на свете человек, потому что воля Божья – это забота Его о каждом из нас.

Вот мы видим в Евангелии, что был замысел Божий о самарянке. И она этот замысел в себе раскрыла, потому что встретила Христа. И есть конкретный замысел Божий о каждом из нас, который раскрывается при встрече с Богом. Если мы захотим его узнать, мы будем постоянно думать: «Господи, как бы мне узнать волю Твою обо мне? Яви мне Свою волю!» Когда человек живет этим чувством, этой радостью, он раскрывает себя во всей полноте перед Богом и перед всеми остальными.

Это и есть духовная жизнь, о которой сегодня говорит Христос: знать волю Божью, жить волей Божьей, сделать пищей своей волю Божью. Вот такое Евангелие предлагает сегодня нам Церковь Святая. Вот такие слова удивительные мы слышим: тяжелые, сложные, полные такого смысла духовного, о котором нам надо серьезно размышлять, все время думать о себе: «Я с Ним? Я Его слышу? Слышит ли Он меня? Я Его ищу? Нуждаюсь ли я в Нем постоянно? Что я хочу от Него?»

Аминь.

2016

Христос Воскресе!

Сегодня в Деяниях святых Апостолов мы слышали, как в Антиохии ученики и последователи Христа впервые стали называться христианами. А сегодняшнее евангельское чтение ставит перед нами вопрос, что же значит быть христианином, и вообще, что же это такое, христианство.

Христос беседует с самарянкой, пришедшей на колодец набрать воды о самом главном. А эта женщина живет в народе, который чужд истинной традиции Богопочитания, который находится в ереси и в своем ложном убеждении ненавидит всех, кто этой ереси не придерживается. А в ответ те, кто исповедуют истинную веру, ненавидят тех, кто живет в другом исповедании. Иудеи с самарянами не сообщаются. И вдруг эта стена рушится, потому что истинный иудей, иудей из иудеев, Иисус Христос, начинает с этой женщиной, живущей в грехе, говорить о самом главном. И неожиданно это самое главное настолько явно проявляется, что все противоречия и несогласия становятся абсолютно ничего не стоящими.

Христос говорит о том, как надо Богу поклоняться. Истинно покланяются Богу те, кто поклоняется Ему Духом и Истиной. Он говорит слова, которые составляют всю суть веры, которые заставляют человека, ищущего истину, отбросить все незначащее, все второстепенное и начать искать самое настоящее: источник живой воды, который приводит в жизнь вечную. Человек вдруг понимает, что, наконец-то, он нашел в своей жизни самое главное, что он теперь может жажду свою утолить, полностью себя насытить, потому что пришла полнота, и в этой полноте ты уже не ошибешься. Он вдруг перестает жаждать, и сам становится таким источником.

Оказывается, что этот вопрос, – Как поклонятся Богу, и что значит поклоняться Богу Духом и Истиной? – самый главный для каждого из нас. Он выявляет суть нашей жизни и суть нашей веры. Что такое христианство? В чем суть нашего поклонения Богу?

Веками люди до хрипоты, до смертоубийства спорили: «Двумя пальцами креститься или тремя? Справа налево креститься или наоборот? По новому стилю служить или по старому? На русском языке совершать богослужение или на церковнославянском?» Но вопросы этих грандиозных споров не имеют никакого отношения к поклонению Богу, не говорят ни о Духе, ни об истине, но только о каких-то внешних вещах, разделяющих людей по признакам «свой-чужой», «правда-неправда». Где же тут место Христу? Где тут место поклонению Богу? Где тут место для того, чтобы Дух и Истина, как источник воды живой, напояли, наполняли, оживляли человека и делали его другим?

Однажды мой друг священник рассказал мне историю про такую же женщину, самарянку, с разрушенной жизнью, не имеющая мужа, ничего не знающая о Боге, из совсем другого народа, но которая пришла к нему с желанием креститься, с поиском того, что значит, поклоняться Богу Духом и Истиной. Она начала готовиться к крещению, стала много читать, и однажды пришла к священнику в ужасе, показала стопку книг о христианстве и Евангелие и сказала: «Батюшка, я здесь ничего не понимаю! Что же все-таки главное – эти книги или Евангелие?» И когда священник сказал, что конечно, Евангелие, он услышал в ответ: «Слава Богу!». И тогда она крестилась.

И перед нами встает этот же самый вопрос; «Что же самое главное в христианстве?» На этот вопрос великий русский философ Владимир Соловьев сказал: «Для нас самое дорогое в христианстве – это Господь наш Иисус Христос и больше ничего». Так давайте будем Его искать, давайте будем к Нему стремиться, Ему поклоняться Духом и Истиной, потому что мы хотим быть на Него похожими, хотим Ему подражать, хотим следовать за Ним, хотим слышать Его волю, хотим слышать Его правду, с этой правдой жить и никогда с ней не расставаться. И вот тогда все станет на свои места. И тогда мы почувствуем, что наконец-то пришла полнота.

Давайте же пойдем за Христом, туда, куда Он нас за собой влечет, и будем слышать эти слова о том, что поклоняющейся Богу по-настоящему, поклоняется Ему Духом и Истиной.

Аминь.

2011

Христос Воскресе!

Сегодня мы слушали Евангелие о том, как Христос встретился у колодца с женой самарянской. Этот чтение занимает центральное место среди евангельских чтений Пасхального Цикла и стоит почти посередине между праздником Пасхи и святой Троицей. После Cвоего Воскресения Господь в течении сорока дней являлся ученикам, и открывал им тайны Царства Небесного. Они подобны евангельским чтениям, которые звучат в храме от Пасхи до Вознесения. В эти удивительные пасхальные недели Господь и нам, как Своим ученикам, открывает тайны Царства Небесного и готовит к событию, которое для Апостолов случилось в Пятидесятнице, когда на них сошел Святой Дух.

В среду перед воскресным днем, в который читается притча о самарянке, служится праздник Преполовения, в который после Литургии освящается вода, подчеркивая смысл этого праздника: каждый из нас есть существо жаждущее, жаждущее настоящей жизни, которая нас ожидает впереди. «… жаждущую душу мою благочестия напой водами», – так поют в церкви в день Преполовения.

А в воскресный день евангельское чтение рассказывает нам, как Христос у колодца попросил напиться у простой женщины, которая ни по вере, ни по жизни своей, ни по духовному состоянию, не была Ему близка. Она была, самарянкой, вероотступницей. Самаряне отступили от закона Моисеева, смешались с язычниками, приобрели массу языческих обычаев и обрядов, исказили учение, которое Господь явил в Священном Писаниии. Христос стоял на чужой земле, среди враждебного населения, потому что путники-иудеи, которые шли в Иерусалим, в Самарию не заглядывали.

Веками враждовали иудейский и самарянский народы. Обида, когда-то нанесенная самарянскому народу при восстановлении Иерусалимского храма не была забыта и прощена. Каждый самарянин старался отомстить иудею, проходящему по его земле, во всяком случае, стакана холодной воды в жаркий день он, конечно, никогда бы ему не поднес. И иудеи относились к самарянам хуже, чем к язычникам, не почитая их за наследников Завета, а считая предателями веры, недостойными даже того, чтобы с ними есть из одной посуды и пить из одного черпака.

И вот неожиданно ученики Христовы во главе со своим Учителем проходят именно этой землей. В дневной зной Христос останавливается у колодца Иакова, у той святыни, которая могла бы соединить эти два народа, потому что самаряне вели свое происхождение от Иосифа, и для них, как и для иудеев, колодец Иакова был непререкаемой святыней. Ученики оставляют Христа у колодца, а сами уходят, чтобы добыть пропитание. И там Христос встречается с женщиной и начинает с ней разговаривать. Он обращается к ней с миром и любовью, более того, – с просьбой: «Дай Мне пить, утоли Мою жажду». И с этого момента начинается очень важный разговор, который заканчивается для нее встречей с Богом и удивительным преображением всей ее жизни.

Можно встретить Бога и остаться таким же, каким был, и уйти, ничего Ему не отдав и, соответственно, ничего от Него не получив. А вот с этой женщиной произошло удивительное: разговор начался с самых простых, казалось бы, вещей, но неожиданно ей открылось то, что никому из Апостолов в тот момент открыто еще не было. Пять мужей у нее было, и тот, с кем жила она в тот момент, оказался ей не мужем, как она призналась перед Христом. И, тем не менее, встреча у колодца явила этой женщине правду Божью.

Христос говорит с ней, раскрывая всю ее судьбу не только в событиях внешних, но и в том, что является для этой женщины самой глубокой болью, самой большой проблемой – несложившаяся жизнь, отсутствие семьи и любви. Ведь не случайно же эта женщина приходит к колодцу в самый зной. Можно представить себе, что такое Палестина в двенадцать часов дня, когда все стараются укрыться в тени. Но она сторонится людей и приходит к колодцу, когда там точно никого нет, и никто не бросит на нее осуждающий взгляд.

И вот она встречает Христа. И с этого момента с женщиной что-то случается. Она говорит: «Вижу, что ты пророк». И вместо того, чтобы к этому пророку отнестись как к чудотворцу, который может для нее что-то сделать, ответить на её жизненные вопросы, она не спрашивает о себе. Она не спрашивает, как мне устроить свою семью, как мне наконец-то получить своё земное счастье, но вдруг спрашивает о самых главных вещах: «Как поклоняться Богу? Как встретить Мессию, когда придет время?». Она не ищет земного, она ищет небесного, и ни тени сомнения в её словах. И когда она спрашивает о небесном, Христос ей открывает себя: «Я – Христос».

Никому из Своих Апостолов Господь не сказал о Себе: «Это я Христос». Он спрашивал: «За кого вы меня почитаете?». И когда Петр сказал, – Ты Христос, – Господь ответил: «Блажен ты, Петр, сын Ионы, потому что не плоть открыла тебе это, а Отец Мой, который в небесах». Этому Апостолу было Богом явлено, что перед ним стоит Христос, Сын Бога Живого. И это же удивительное знание было дано женщине – самарянке, родившейся в чужой стране и живущей без закона.

Когда мы встречаем человека, который несет в себе знание духовных законов, знание правды Божьей, часто ли мы спрашиваем его по-настоящему о главном?

Вот у нас в последнее время люди ищут старцев, живущих пророческим духом, которые знают тайны Царства Небесного, которым открыто о мире, о людях и о Боге нечто такое, что нам недоступно. И часто, приехав к старцам, они задают им очень важные вопросы, но не о духовной жизни, а о своих проблемах. Действительно, в нашей жизни много проблем: разрушенные семьи, заблудшие родственники, тяжелейшие болезни. Все это страшной печалью наваливается на наши плечи, и мы приезжаем к старцу и спрашиваем: «Отче, как мне быть? Отче, помолись за меня. Отче, сделай так, чтобы что-нибудь в моей жизни изменилось к лучшему». И в этом нет ничего плохого, действительно, жизнь многих людей такова, что часто сам человек, запутавшись в лабиринтах собственных духовных ошибок, не знает, как найти из них правильный выход. И вот мы едем к старцам и решаем свои житейские проблемы.

И самарянка могла бы просто дать Христу воды, спросить о житейском, и разговор бы не состоялся. Но как только женщина дала маленький повод для духовного разговора, Господь сразу на него ответил. Вот так случается в духовной жизни каждого человека: как только он открывает для Господа хотя бы самую маленькую щелочку в своей душе, Господь старается проникнуть в сердце человека даже сквозь эту маленькую щелку. Господь жаждет жаждущих Его.

Когда Господь увидел в самарянке жажду духовной жизни, Он сразу стал говорить с ней о главном, о том, в чем состоит истинный смысл жизни. Он сказал, что истинные поклонники поклоняются Отцу в Духе и Истине. В этих словах для нее раскрывается самое главное, что и для нас должно раскрыться как смысл и основание нашей веры. Ведь мы приходим ко Христу, как к удивительному животворящему источнику нашей жизни. Мы приходим к причащению Святых Христовых Тайн, становимся причастны благодати, которая нас наполняет и готова сделать совершенно другими людьми, такими, о которых говорит Христос: те, кто будут к этому источнику припадать, сами будут становиться источником жизни и смогут этой живительной водой напаивать других.

Причащение святых Христовых тайн – это само Царствие Небесное, это Сам Христос, Который приходит к нам, с Которым мы соединяемся, и Который отдает нам всего Себя всецело, до конца, во всей полноте. Он и есть источник жизни вечной, Он и нас готов сделать иными.

Христос не осуждает самарянку, несмотря на ее неправедную жизнь, но беседует с ней и раскрывает такие глубокие истины, которые и Апостолы не слышали от него. Перед Петром и Иоанном, перед другими Апостолами Он еще что-то говорил, а уж женщины-мироносицы сидели на кухне и обед готовили. И вдруг перед женщиной-блудницей из какого-то нечестивого племени все сразу раскрывает. Мы ходим в Церковь годами, приходим каждое воскресенье, мы причащаемся, мы все делаем правильно, а вот пришла чужая эта женщина ко Христу, и Он сразу ей все дает…

И самарянка, поняв, Кто перед ней, больше ничего не спрашивает у Христа, потому что ей больше ничего не нужно. Она оставляет свой водонос, и тут же идет к своим единоплеменникам, чтобы об этом возвестить. Ничего у Господа не узнав еще, она в этот момент стала источником жизни вечной, источником воды живой, потому что тут же, оставив свою воду, пошла, чтобы напитать этой водой жизни, этим знанием о Боге, всех своих близких.

Этот разговор Господа с самарянкой говорит нам о том, что такое жизнь с Богом, что такое духовная жизнь. Духовная жизнь – это когда мы соединяемся со Христом, а соединяемся мы со Христом тогда, когда мы думать ни о чем другом не можем, когда мы способны забыть о себе, о земном благополучии, о земных радостях и земных неудачах, когда мык везде ищем Царствие Небесное, когда без Царствия Небесного мы не можем ни заснуть, ни проснуться. И если мы сумеем захотеть по-настоящему, и у нас случится эта радость, – Христос сделает нас Своим источником.

Подходя к причастию святых Христовых тайн, давайте помнить о том, куда мы идем и с Кем мы встречаемся. Мы идем, чтобы полностью принять его муки и быть готовыми к тому, что когда Господь встретит нас, жизнь станет совсем другой, как стала жизнь у самарянки после этой встречи. У нее не появилось семейного счастья, ничего не поменялось во внешней жизни. Но сыновья ее стали святыми мучениками, и сама она приняла мученическую кончину за Христа. Хорошо это или плохо? В глазах безбожного мира их судьбы очень трагичны, а в глазах Христа они просияли.

Мы тоже должны решить в эти дни главный вопрос нашей жизни: «Как мы хотим прожить? Чтобы в глазах мира выглядеть благополучно или чтобы в наших глазах просияла истина?». Беседа с самарянкой заставляет нас задуматься, что такое духовная жизнь, к чему нас призывает Христос, где источник жизни вечной, который должен нас изменить. Давайте же будем стремиться к тому, чтобы Царствие Христово до конца наполнило каждого из нас и забило живым нескончаемым источником.

Аминь

02. 05. 2010

В Неделю о самарянке

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда самарянская женщина спешно вернулась в свой городок и стала звать соседей пойти и посмотреть на Христа, она говорила: Пойдем! Вот человек, который сказал мне все, что я сделала! И народ собрался и слушал, что у Христа было им сказать.

И мы иногда думаем: как тогда было просто! Как легко эта женщина смогла поверить, и как ей было просто из только что пережитого потрясающего опыта повернуться к другим и сказать: «Идемте послушать человека, который говорит, как никто другой никогда не говорил, человека, который без моего единого слова заглянул и прозрел глубины моего сердца, мрак моей жизни, увидел и понял все!

»

Но разве это же не случается с каждым из нас? Христос не сказал ей ничего особо знаменательного, Он ей только сказал, кто она, какова ее жизнь, какой ее видит Бог. Но это Он может нам сказать каждый день нашей жизни, и не в каком-либо мистическом переживании, как это случалось с некоторыми святыми, но самым простым образом.

Если мы обратимся к Евангелию и будем читать его каждый день или время от времени с такой открытостью, которая не всегда нам доступна, мы можем подумать, что Христос держит перед нашими глазами зеркало, в котором мы видим себя, какие мы есть: или радуясь на то, что мы видим, или же наоборот, потрясенные, насколько мы отличаемся от того, чем кажемся, или от наших собственных иллюзий о себе. Христос сказал этой женщине: Позови своего мужа! — и она отозвалась: У меня нет мужа. И Христос ей тогда ответил: Правильно ты сказала: у тебя было пятеро мужей, а тот, кто теперь у тебя муж, тебе не больше муж, чем остальные.

Некоторые духовные писатели комментировали этот отрывок, что Христос как бы сказал ей: Да, ты была в браке со всем, что твои пять чувств могли тебе дать, и увидела, что полноты, удовлетворения ты не можешь найти ни в одном из них; а теперь у тебя осталась только ты сама: твое тело, твой ум, и они не больше, чем твои пять чувств, могут насытить тебя, дать тебе ту полноту, без которой ты не можешь жить.

Не это ли говорит нам Христос, когда мы читаем Евангелие, когда Он ставит нас перед лицом того, чем мы могли бы быть, когда Он зовет нас к величию, к которому мы призваны? Тому величию, которое Павел описывает, призывая нас достичь полноту меры возраста Христова: быть человечными, как Он, подобно тому, как Он есть подлинный человек, достигший полноты всецелой, всеконечной, полной приобщенности, общности с Богом.

Научимся от этой женщины, что и мы — все мы — поворачивались во все стороны, где бы получить пищу мира сего и насытиться, и все мы обнаружили, что насытить нас не может ничто, потому что человек слишком глубок для материальности, слишком глубок и слишком просторен для психологичности, — только Бог может наполнить этот простор и эту глубину. Если бы только мы могли это понять, мы бы оказались в точности в положении этой женщины. Нам не надо встречать Христа у колодца; колодец — это Евангелие, место, из которого может прорваться вода жизни, но это не материальный колодец. Этот колодец — символ, вода, которую нам надо пить — иная вода.

Станем же подражать этой женщине. Придем в чувство, поймем, что все, с чем мы были сопряжены как бы браком, не стало нашим исполнением, и поставим перед собой вопрос: «Кто я в том измерении, в каком меня видит Бог?» И тогда мы можем пойти к другим и сказать: Я встретил человека, который поставил зеркало перед моими глазами, и я увидел себя таким, каков я есть. Он сказал мне все обо мне, — пойдем, посмотри! Пойдем, послушай!.. И люди придут, они станут слушать, и тогда они повернутся и скажут: теперь уже не по твоему свидетельству мы верим, — мы увидели сами, мы услышали сами, и теперь мы сами знаем, и сами верим. Аминь.

Источник: Электронная библиотека «Митрополит Антоний Сурожский».

Неделя 5-я по Пасхе.

О самаряныне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех; всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.

Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на «своих» и на «чужих», на друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к «врагам» Божиим идти с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и которая им дается.

В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже готова, а делателей — мало… И когда мы оглядываемся на христианское общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя называют — и справедливо! — разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит — и умрет, прогремит — и больше ничего не слышно… Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и Духа Святого, живущего в нас. И что? — миллионы вокруг нас жаждут; жаждут слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому «друг Мой»… Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем замкнутой, пугливой жизнью.

Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, — она все бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию, Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу… Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того, чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь.

А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, — мы сами видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том, что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы ему дали радость, надежду, зачаток веры… С какой готовностью самарянка стала незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос вырос во весь рост перед людьми — и они забыли про Иоанна…

Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? — потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом — и не голосом только, а всей жизнью — наше, или, вернее, Божие благовестие.

Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в мир, мы — апостолы Христовы, мы — свидетели Его, и по нам будут судить Христа… Подумаем над нашей ответственностью и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос. Аминь.

20 мая 1984 г.

Источник: Митрополит Сурожский Антоний. Воскресные проповеди. Таганрог: Издатель Е.А. Сухова, 2003.

Отрывок из толкования на Евангелие от Иоанна 4:5-42

Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский)

Стоит сказать, откуда произошли самаряне и от чего получили они такое название. Соморон называлась гора от имени своего владельца, как и Исаия говорит: глава Ефрема Соморон (7, 9). Живущие под горою первоначально назывались не самарянами, а израильтянами. Но за оскорбления Бога они в разные времена предаваемы были ассириянам. Наконец, когда они вознамерились отпасть, ассириянин взял их в плен и, опасаясь нового отступничества, не попустил им долее оставаться в их стране, но расселил их между вавилонянами и мидянами, а оттуда привел из разных мест народы и поселил в Самарии. После сего Бог, желая показать варварам, что Он предал им иудеев не по бессилию Своему, но за грех их, на переселившихся в Самарию варваров напустил львов, которые погубляли их всех вообще. Когда об этом довели до сведения царя, он призывает к себе некоторых старцев иудейских, бывших в плену, и спрашивает, что бы нужно сделать, дабы львы более не погубляли варваров, живущих в Самарии. Они объясняют ему, что Бог Израилев призирает на то место и не терпит, чтобы там жили незнающие законов Его. Посему, если он заботится о тамошних варварах, то нужно послать иудейских священников, которые бы преподали варварам законы Божии; и таким образом Бог умилостивится. Царь слушает их и посылает одного священника, чтобы он преподал самарийским варварам закон Божий (4 Цар. 17, 24-28). Но они приняли не все божественные книги, а только пять Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Не отстали они совершенно и от нечестия, но по временам отставали от идолов и почитали Бога. Посему иудеи, по возвращении из плена, всегда относились к ним с ненавистью, как ассириянам по происхождению, и от имени горы называли их самарянами…

Евангелист, говоря, что Господь утрудился от пути, показывает нам скромность и умеренность Его, ибо Он для путешествия не употреблял подъяремных животных, но ходил пеший, научая и нас не требовать многого. Показывает вместе и то, что Он совершал путь усиленно, а не беспечно; откуда и мы научаемся совершать дело Божие с усилием и старанием…

Так как вследствие человеческой природы Он жаждал, то нуждался и в питии. Когда же Он просит пить, с Ним вступает в беседу женщина с душою любознательною. Что же нужно было делать? Ужели отвергнуть женщину, так любознательную и жаждущую выслушать разъяснение своих недоумений? Но это отнюдь несвойственно человеколюбию Божию. — Примечай, пожалуй, и здесь скромность Господа. Он один остается при дороге, когда ученики отлучились в город для покупки пищи. Они нужды чрева до того считали второстепенными, что тогда, когда все почти отобедали и отдыхали, они только еще покупают пищу, то есть одного только хлеба, дабы и мы научились не заботиться о разнообразии яств…

«Водою» называет благодать Святаго Духа, потому что она очищает приемлющих ее и сообщает им большое освежение; водою не стоячею, какая бывает в ямах и колодезях, гнилая и испортившаяся, но «живою», то есть бьющею ключом, вскакивающею, быстро текущею. Ибо благодать Духа делает душу всегда подвижною к добру, всегда полагающею восхождения (Пс. 8, 3. 6)…

Истинными поклонниками называет тех, которые живут по Его закону, которые не ограничивают Бога местом, как самаряне, или не чтут Его служением телесным, как иудеи, но кланяются в духе и истине, то есть душою, чистотою ума. Так как Бог есть дух, то есть бестелесен, то и поклоняться Ему должно бестелесно, то есть душою. Это означается словом: «в духе». Ибо душа есть дух и существо бестелесное. А как многие, по-видимому, поклоняются Ему душою, но не имеют об Нем истинного понятия, например, еретики, посему присовокупил: «и в истине». Ибо должно поклоняться Богу умом, но также должно иметь и понятие об Нем истинное…

В то время как оканчивался уже разговор с женщиною и учение, пришли ученики и удивлялись Его смирению, по которому Он с такою снисходительностью разговаривал с женщиною бедною и самарянкою, тогда как у всех был в славе и известности. Удивляются, однако же не смеют спросить, о чем Он говорит с нею. Так они были обучены и сохраняли должное от учеников уважение к Учителю! В иных случаях они, по-видимому, смелы. Например, Иоанн припадает к груди (Ин. 13, 25); приступают с вопросом: «кто больше в Царствии Небесном?» (Мф. 18, 1); сыны Зеведеевы просят, чтоб одному сесть по правую, а другому по левую руку (Мк. 10, 35. 37). В этих случаях они спрашивают о том, что их самих касалось и что представлялось им тогда необходимым. А как здесь вопрос не занимал их самих так много и не был совершенно необходим, то они и не употребляют смелости как неблаговременной.

От слов Господа сердце женщины так возгорелось, что она и водонос свой оставила. Так скоро она воду Христову предпочла колодезю Иаковлю, и верою, обнявшею ее сердце, возводится в звание апостола, учит и привлекает целый город. Пойдите, говорит, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала. Поистине, душа, воспламененная божественным огнем, не смотрит ни на что земное, ни на стыд, ни на бесчестье. Вот и она не стыдится обнаруживать свои дела, но говорит: Который сказал мне все, что я сделала. Она могла бы сказать и иначе: пойдите, посмотрите пророка, который пророчествует; но она не говорит так, а презирает мнением о самой себе и имеет в виду одно только — проповедать истину. Не говорит утвердительно, что Он — Христос, но: не Он ли Христос, — для того, чтоб их самих привесть к одинаковому с собою мнению и слово сделать более удобоприемлемым. Ибо если бы она утверждала, что Он — Христос, то некоторые, быть может, не согласились бы, не приняли бы мнение ее как женщины отверженной…

Самаряне веруют по слову женщины, благоразумно судя по самим себе, что женщина не открыла бы перед всеми жизни своей из-за угождения другому, если бы проповедуемый ею не был поистине велик и превосходнее многих. Посему, доказывая веру делами, просили Его остаться у них совсем. Ибо «побыть» означает именно поселиться совершенно. Но Он не соглашается на это, а проводит у них два только дня, и по учению Его еще большее число их уверовало. Хотя евангелист не повествует в частности о чудных речениях Его учения, но о силе божественного Его учения дает нам разуметь из окончания дела. Ибо евангелисты опускают много и из великих дел, потому что пишут не из видов честолюбия, а для истины. Вероятно, и в бытность у самарян Господь учил чему-нибудь божественному; потому что они, не увидев никакого чуда, веруют в Него и просят Его остаться. А иудеи, удостоенные от Него бесчисленного множества речей и чудес, еще гнали Его. Поистине, враги человеку домашние его (Мих. 7, 6; Мф. 10, 36). — Смотри, пожалуй, в короткое время народ превзошел свою учительницу. Ибо они называют Его не пророком, не Спасителем Израиля, но Спасителем мира… Многие приходили спасать: и закон, и пророки, и ангелы, но истинный Спаситель есть Он.

См. также:

+ — Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне Нажмите, чтобы свернуть

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю о самаряныне
  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю о самарянке
  • Святитель Николай Сербский. Неделя пятая по Пасхе. Евангелие о Подателе воды живой и о женщине самарянке
  • Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь: В Неделю о самарянке
  • Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель). Неделя 5-я по Пасхе о Самарянке: Источник Воды Живой.
  • Митр. Владимир (Иким). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне.
  • Митр. Владимир (Иким). Слово 61. О беседе с самарянкой.
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне.
  • Епископ Кассиан (Безобразов). Толкование на Евангелие от Иоанна. Глава 4:4-42. Иисус в Самарии
  • Святитель Игнатий Брянчанинов. Поучение в неделю о самарянине. О поклонении Богу Духом и Истиною.

Беседа Христа и самарянки. Иконы

Сюжет беседы Исуса Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений в раннехристианском искусстве. У колодца изображена фигура женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца — Спасителя, беседующего с женщиной. К наиболее ранним изображениям этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).

С VI века происходит изменение в изображении композиции — Исуса Христа изображают сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII-XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на ее учительном значении (например, роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е годы).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: