Смертные грехи – можно ли раскаяться и быть прощеным
В Милости Своей Господь действительно милосерден, и потому нет такого греха, который бы Он не смог простить человеку. Правда, христианин должен искренне раскаяться.
“Прощено может быть все, не надо доходить до отчаяния и самоубийства, как Иуда из Евангелия. Нужно как апостол Петр, глубоко осознать ошибку и очистить сердце и быть с Богом”.
Архиепископ Василий Златолинский
Господь в милости своей не оставит любого из нас
Не уподобиться раздражённому Ионе
В книге пророка Ионы можно прочесть о том, как Бог повелел ему сказать жителям Ниневии, что через сорок дней город будет разрушен. Жители покаялись, «и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10). Иона огорчился тому, что грешники не были покараны, и пребывал в сильном раздражении. К счастью, Бог вразумил его. Я вспомнил этот эпизод Ветхого Завета в связи с тем, что многие из нас порой очень напоминают Иону: пекутся о чужих грехах и желают грешникам справедливого наказания. Но касаются ли нас чужие грехи?
Почему сейчас от смертных грехов не умирают? Это не должно нас заботить. Нужно сосредоточиться на другом аспекте: мы все подсудны, каждому из нас отвечать за свои личные грехи. Перед нами не стоит задачи исправлять других, мы призваны к тому, чтобы исправлять себя. Это — самое главное и самое трудное, потому что в борьбе с собой силы с противником всегда равны.
Почему эта борьба всегда трудна? Потому что нужно постоянно анализировать и исправлять свою жизнь, свои греховные навыки и привычки, и всё это — серьёзный объёмный труд, дело всей жизни.
Какой грех считают самым страшным
При своей жизни на Земле Иисус Христос совершил множество чудес. Чего стоит его повеление об очищении прокаженных, которых Он отправил искупаться в купели и тем самым очиститься от проказы. Пока больные шли к месту будущего омовения, они уже очистились, поскольку верили в Иисуса Христа всей душой и сердцем
. После исцеления только один бывший больной вернулся к Христу поклониться с благодарностью за исцеление.
Прокаженные с просьбой об исцелении
Учитывая, что быстро справиться с проказой не в состоянии даже современные доктора, поведение больных кажется абсолютно неприемлемым. Иисус Христос оставил немало подтвержденных чудес – Он исцелял слепоту, хромоту, потерю памяти и беснование. Одним прикосновением Он очищал тело от струпьев и дарил полное избавление от страданий, телесных мук.
И, имея такое количество доказательств, люди до сих пор осмеливаются не верить в Спасителя нашего Иисуса Христа
. Неверие – это и есть самый страшный грех. Осуждение (хула), поклеп, неверие – все это пошло от фарисеев, которых было предостаточно и в Древнем Иерусалиме. Жадные до денег и чужой славы, фарисеи ревновали народ к Спасителю, вознесли на Него хулу и оклеветали, мол, изгоняет Господь недуг из людей силою бесовскою.
Конечно, это не могло не остаться незаметным для Иисуса Христа, и Он сказал: «Все грехи, что совершает человек, простятся ему, а хула на Духа Святого – грех единственный непрощаемый».
Раскаяние – не только признание поступка грехом, но и помощь Богу
Перечень грехов для исповеди
Богословская наука, отвечающая на вопросы о грехах, называется аскетикой. Она дает определение преступных страстей и способы избавления от них, а также рассказывает, как обрести любовь к Богу и ближнему.
Аскетика похожа на социальную психологию, так как первая учит побеждать смертные грехи, а вторая помогает справляться с дурными наклонностями в обществе и побеждать апатию. Цели наук фактически не отличаются. Главная задача всей христианской религии — умение полюбить Бога и ближнего своего, а отречение от страстей — средство достижения истины.
Верующий не добьется ее, если будет подвержен греху. Совершающий преступление видит только свое Я и собственную страсть.
Православная Церковь определяет восемь основным видов страстей, ниже приведен их список:
- Чревоугодие, или обжорство — неумеренное потребление пищи, унижающее человеческое достоинство. В католической традиции сюда относят и распутство.
- Блудное любодеяние, которое привносит в душу похотливые ощущения, нечистые помыслы и удовлетворение от них.
- Сребролюбие, или своекорыстие — страсть наживы, ведущая человека к притуплению ума и веры.
- Гнев — страсть, которая направляется против кажущейся несправедливости. В христианстве этот грех есть сильное побуждение против своего ближнего.
- Печаль (тоска) — страсть, отсекающая всякие надежды на обретение Бога, а также неблагодарность за предыдущие и настоящие дары.
- Уныние — психологическое состояние, при котором человек расслабляется и начинает жалеть самого себя. Тоска является смертным грехом в православии оттого, что это депрессивное состояние сопровождается ленью.
- Тщеславие — страстное стремление к обретению известности среди людей.
- Гордость — грех, функция которого в принижении ближнего и дерзостном выставлении себя в центр всего мира.
На заметку! Термин «страсть» в церковнославянском языке переводится «страдание». Греховные деяния мучают людей сильнее, чем тяжелые болезни. Преступный человек вскоре становится рабом дьявольских страстей.
Чего нельзя просить у Бога
Как существо разумное, человек постоянно пытается улучшить обстановку, сделать ее комфортнее, удобнее. В молитвах христиане просят Господа о выздоровлении, помощи. Но священники предостерегают – не все просьбы могут быть удовлетворены и угодны Богу
. О чем нельзя просить Господа в молитвах:
- помощи в греховных делах, например, пожелать, чтобы любимый мужчина разлучился с женой;
- о высоких добродетелях, их человек должен достичь сам – быть смиренным, благочестивым;
- не нужно усердно молить о своих желаниях, поскольку человек не может точно знать вероятность развития событий от получения вожделенного, а Господь знает, что дать нам, и знает все вероятные развития событий;
- молить о наказаниях, значит, не верить в Его всепрощение, нужно просить не наказания, а прощения и раскаяния;
- просить о смерти – это проявлять малодушие, а неверие и хула – самый страшный грех;
- просьбы о славе, богатстве – преступление против Христа, поскольку они не являются основными в жизни.
Настойчивые просьбы тоже не нужны. Священники говорят, что просить надо единожды с Верой в помощь, а Христос сам рассудит, нужно ли удовлетворить просьбу, или нет.
Нет оправдания греху человека тем, что «грешат все»
Существует ли непростительный грех?
Иисус говорит, что нет такого греха и такого богохульства, которое Господь не простил бы.
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам» (Мф. 12:31).
Возблагодарим Господа за Его великую мудрость! Но как нам тогда следует понимать следующий текст:
«А хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31)?
Так в чем же заключается грех против Святого Духа, который «не простится человекам»? Одно ясно: непростительность его не проистекает из природы греха как такового, ибо стих 31 подчеркивает, что всякий грех будет прощен. Это есть основополагающая истина всей Библии. Господь простит всякого грешника, независимо от того, кто он есть и каковы были его поступки. Для этого нужно только прийти к Нему с верой и искренним покаянием, моля о прощении именем Христа.
1. Грех против Святого Духа
Чтобы понять, что есть грех против Святого Духа и почему Господь не может простить его, мы должны уяснить, какая роль определена Святому Духу в Божьем замысле спасения человеческого рода.
Незадолго до Своего распятия Иисус говорил ученикам:
«Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:7, 8, 13).
Миссия Святого Духа – свидетельствовать о Христе, обличать человека во грехе и вести его к истине. Без Святого Духа невозможно было бы спасение нашей души. Он не только через нашу совесть указывает на наши прегрешения, но и побуждает сожалеть о них и искренне покаяться. Он дарует нам силу жить новой жизнью, день за днем одерживая победу над злом. (Подробнее см. урок 19).
Только одного греха не может простить Бог – греха против Святого Духа, и причина очевидна: без Святого Духа мы никогда не смогли бы принять Христа и идти дорогой, освещенной светом истины Святого Писания. Без Святого Духа, обличающего грех, мы никогда не смогли бы покаяться в своих грехах. А ведь только приняв Божий дар покаяния, мы можем получить целительное прощение. Только при таком условии Господь простит наши грехи:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
«Но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3).
Всякий, кого Святой Дух обличит во грехе, должен раскаяться в нем и покаяться, иначе Христос никогда не войдет в его жизнь.
Предостерегая от греха против Святого Духа (Мф. 12:31, 32), Иисус обращался к фарисеям, отвергавшим Его весть о спасении. Вдумавшись в слова Христа (Мф. 12:24–30), мы поймем, что грех против Святого Духа заключается в сопротивлении Его воздействию на наше сердце. Фарисеи, с которыми беседовал Иисус, отказывались прислушиваться к голосу Святого Духа, взывавшего к их сердцам. Они пытались обмануть свою совесть, приписывая Иисусу бесовскую силу.
Как совершается грех против Святого Духа? Мы совершаем этот грех, если отвергаем призыв Духа, обращенный непосредственно к нашему сердцу или через Слово Божье. Неприятие Святого Духа в нашей душе нарастает постепенно. Оно подобно незаметной царапине на пальчике ребенка, которая понемногу начинает гноиться, и незаметно воспаление охватывает всю руку. Так же воздействует на нас и грех.
Даже для христианина существует опасность совершения непростительного греха. Это может произойти в результате нежелания или неумения услышать голос собственной совести. Каждый отвергнутый луч света, каждое неуслышанное предостережение, каждая потакаемая страсть, каждое нарушение Закона Божьего, – все это суть семена, которые рано или поздно дадут всходы. Лишь одно греховное устремление может свести на нет всю силу, которую дает Евангелие. Совесть постепенно притупляется, как притупляется чувствительность ног деревенского мальчугана, бегающего босиком: мягкие в начале лета, они становятся совершенно нечувствительными к осени. Так и наша совесть: зачерствев, она уже не ощущает присутствия Святого Духа.
Это и есть грех, который заставляет Святой Дух скорбеть и оставлять человека. Этот грех непростительный, потому что грешник не чувствует потребности в прощении. Отказываясь следовать Духу Святому, человек все меньше и меньше слышит Его зов, пока голос Его не умолкает окончательно. И вот уже никто не несет обличения грешнику. Теряется сама возможность покаяться и получить прощение.
Грех проявляется по-разному: у одного это может быть ложь, у другого – воровство или извращенная мораль, у третьего – несоблюдение субботы, злословие или клевета на ближних.
Почему же Господь не прощает грешника? Потому что такой грешник просто не испытывает потребности в прощении, не обращается к Богу с мольбой простить его. Если Бог силой Святого Духа не может дойти до его сердца, Небеса уже ничего не смогут сделать для этого человека. «В узах греха своего он содержится», – говорит о таком человеке мудрый Соломон (Притч. 5:22).
2. Когда Господь обращается к нашей совести?
Святой дух обращается к нам через нашу совесть.
«Свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим. 9:1).
«И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “вот путь, идите по нему”, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево» (Ис. 30:21).
Если совесть запрещает нам что–то делать, а мы сознательно идем наперекор, тем самым ослабляем ее, и если мы будем поступать так часто, то в конце концов совесть потеряет все свои качества. А такая совесть «будучи немощна, оскверняется» (Кор. 8:7).
Только тогда путь, указываемый совестью, можно считать истинным, когда она направляется Святым Духом, а избранный путь никак не противоречит Библии. Нельзя доверять ослабленной совести, ибо голос ее может быть фальшивым. К сожалению, часто бывает, что человек заглушает голос совести, и тогда красный запретительный свет кажется ему зеленым, разрешающим. Теряется реальность оценки ситуации, и нарушение законов совести кажется естественным состоянием. О таких говорится как о «лжесловесниках», «сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:2).
Есть только один способ остаться совестливым человеком: постоянно прислушиваться к голосу совести и следовать ему.
Слышал ли ты этот тихий голос, рожденный Святым Духом, зовущий нас к добру и следованию законам Божьим?
А может быть, сатана пытался обольстить нас, и мы искали и находили извинения нашим неправедным поступкам?
С какой горячностью восстает наше внутреннее «я» против заповедей Божьих, если они хоть немного ограничивают наши устремления! Мы боимся отдать всего себя вере и служению Богу, а вместо этого утешаемся мыслью, что будем служить Ему, придумывая какие-то свои правила и заповеди. Но они неугодны Господу, как были неугодны приношения Каина, который жертвовал Богу плоды и овощи вместо названного Богом агнца.
И вот день за днем мы отказываемся прислушиваться к голосу Божьему, который обращается к нам через нашу совесть. А в результате все с меньшей отчетливостью можем слышать его.
Постоянное нежелание прислушиваться к голосу Божьему приводит к тому, что Святой Дух, исполнившись скорби, уходит от нас.
«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3).
Но можно ли услышать голос совести, если глаза ослеплены грехом? Как услышать этот голос, если уши слышат только слова искусителя? Апостол Павел утверждает, что это возможно. Он говорит нам:
«Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).
Внимающего и повинующегося Господь никогда не оставит. Давайте и мы не будем отворачиваться от Него, отвергая Его Духа Святого, Который может оставить нас навсегда, а лучше уподобимся Самуилу, который был всегда готов внимать Господу: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10).
3. Покайтесь по зову Духа Святого!
Иисус пришел на землю, дабы призвать грешников к покаянию. Покаяние проповедовали и Его ученики. Покаяние, как и прощение, есть дар Господень.
«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31).
Наша греховная природа не стремится к покаянию. Только «благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4). Без Духа Святого, говорящего с нами через нашу совесть, мы никогда не задумывались бы над вопросами добра и зла. И поэтому, отвергая Духа Святого, мы отвергаем и Его воздействие на наше сердце, в которое никогда не будет вписано стремление придти к Господу с покаянием.
Вспомним Исава, который не услышал предостережений Господних и продал свое первородство. Собственными руками отвел он от себя право и честь стать прародителем обетованного Спасителя. Тарелка чечевицы оказалась для него дороже, чем высокая духовность.
С горькими слезами молил он позже о восстановлении своего благословенного права. Но слишком поздно пришло раскаяние, и богатства, предназначавшиеся ему, перешли к другому.
«Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр. 12:16, 17).
Исав так часто отгонял от себя мысль о покаянии, что даже потеря благословения не заставила его опечалиться о содеянном грехе. Он сожалел о результатах, но не о самом грехе. Разум и сердце его были закрыты для Бога, но открыты для греха. И Дух, скорбя, оставил его. Голос совести не звал его более вернуться к Господу.
Многие из нас пробудятся однажды, чтобы увидеть, какое богатство потеряли, постоянно заглушая голос совести! Но запоздалым будет это пробуждение. Писание говорит о страданиях тех людей, которые не находят в своем сердце раскаяния:
«Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер. 8:20).
До тех пор, пока человек осознает свою греховность, пока есть стремление покаяться, до тех пор живет и надежда. Господь ждет всякого, кто исполнится духом покаяния:
«Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5).
Всякий грех, в котором человек искренне раскаивается, может быть прощен. Но нередко, признавая зло своего поступка, человек все же меняется. Маленькая девочка, не послушавшись своей мамы, открыла коробку с леденцами. Когда мама застала ее за этим занятием, девочка смутилась и попросила прощения. Но отдать зажатые в липкой ручонке конфеты не захотела. Так же поступаем и мы, взрослые.
Господь ждет честных сердцем, готовых не только признать свои грехи, но и навсегда отказаться от них. За наши грехи, за нас Иисус принял смерть. Но Он не может заменить нас, когда настал час нашего собственного раскаяния, покаяния и послушания. И единственный грех, который Господь не может простить, есть нежелание покаяться и навсегда отказаться от греха.
4. Что есть «грех к смерти»?
Библия говорит о «грехе к смерти» и о «грехе не к смерти»:
«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16, 17).
Что есть «грех не к смерти»? Это грех, который человек исповедует и от которого он отказывается.
«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18:21, 22).
Каким бы большим ни было наше прегрешение, как бы долго ни предавались мы греху, Иисус примет нас и очистит, если мы дадим духу покаяния наполнить наше сердце.
«Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:18).
Но как мы можем быть уверены, что могут быть прощены, например, убийство или прелюбодеяние? Определенную уверенность дает нам прощение подобных грехов Давиду. Эти два страшных греха великий царь совершил почти одновременно. Но когда Господь обличил его и указал на его вину, Давид покаялся в содеянном и в глубокой скорби отвратился от греха. Молитва покаяния Давида записана в Псалме 50.
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня… Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:12, 13, 19).
Не исповеданный грех является грехом непростительным. Это и есть «грех к смерти», ибо преодолеть этот грех невозможно. Библия называет его произвольным грехом: «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евр. 10:26).
Произвольный грех непростителен, так как, упорствуя в нем, мы его уже не замечаем, потому и не можем покаяться и изгнать грех навек. Продолжая поступать так, как нам вздумается, мы все больше поддаемся духу неповиновения и преступаем ту грань, за которой становимся недосягаемыми для Духа Святого, зовущего нас вернуться к Богу. Кровь Христова есть свидетельство того, что прощение даруется всем принявшим спасение. Тот же, кто отворачивается от прощения, «Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29), тот совершает «грех к смерти».
5. Простительно ли незнание?
Даже грехи, совершенные по незнанию, должны быть исповеданы, когда мы наконец приходим к осознанию их. Неустанно должны мы молить Дух Божий, дабы Он вел нас к истине. Давид просил Господа:
«Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем» (Пс. 118:33, 34).
Господь прощает грех незнания, так же как Он прощает и любой другой грех. Осознав неправедность своего пути, мы должны покаяться и навсегда отвернуть его. Апостол Павел получил прощение за те гонения, которые возводил на христиан, ибо, осознав, что в своем неведении он творил зло, покаялся и отдал сердце свое Христу. Он говорил о себе:
«Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Тим. 1:13).
Если бы Павел отказался признать ошибочность первоначально избранного им пути, это привело бы его ко «греху к смерти».
Еще раз подчеркиваем: Господь не обличит человека во грехе, о котором тот не ведает. Но Он признает греховным того, кто сознательно бежит от истины:
«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).
Такой грех совершили, например, Надав и Авиуд, когда принесли пред лицо Господа огонь чуждый, хотя и знали, что творят неправедное (см. Лев. 10:1). Вспомним также, как во времена Ноя люди отвергли истину Божью и в результате были обречены на гибель (см. Быт. 6:3–7). И в наши последние дни род человеческий повторяет свои прежние ошибки (Лк. 17:26). Может ли человек знать, когда он совершил грех против Святого Духа? Творящие этот грех не осознают зла своего поступка и считают себя праведниками. В Евангелии от Матфея мы читаем о тех, которые подойдут к закрытым вратам милосердия и будут ожидать, что они откроются перед ними, ибо, по их разумению, они хорошо служили Господу. Он же объявит им:
«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, желающие беззаконие» (Мф. 7:23).
Из Библии мы узнаем и о судьбе тех, кто слишком поздно отправился на поиски Слова Божьего. В Книге пророка Амоса читаем о них: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:12). Вряд ли даже автомобили и самолеты помогут им в этом.
В одном мы можем быть уверены: всякий, искренне приходящий сегодня к Господу, обретет спасение. Господь наш Иисус Христос примет их.
«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).
Тот, кого оставил Святой Дух, никогда не задумывается о спасении своей души. Никогда не испытывает он потребности в покаянии. Тревога о спасении души – своей или своего ближнего – свидетельствует о том, что Святой Дух не оставил нас, что Он по-прежнему обращается к нам, и поэтому не надо медлить с ответом на Его призыв!
Если крещение нами еще не принято, а Дух Святой продолжает взывать к нашему сердцу, признавшему свою греховность, будем знать, что настало время прийти к единственно верному решению. Господь не оставил нас.
Если в нашей душе есть стремление творить добро и служить Богу, то для нас есть надежда войти спасенными в Его Царство. Спасен будет тот, кто хочет спастись, кто принимает самое важное в своей жизни решение и соблюдает данные ему уставы. Господь наш Иисус Христос принял смерть за каждого человека. Однако многим никогда не удастся вкусить той жизни, ради которой умер Иисус, так как они не хотят услышать голос Духа, обличающего их во грехе. Святой Дух говорит им о стремлении Христа утешить каждого, возродить каждого к новой жизни, пребывать в каждом постоянно. Если мы уже заключили завет со Христом, то, отвергая данное нам Слово Божье, мы грешим против Духа Святого.
«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Не будем отвергать обличие Духа Святого, если мы нарушили заповедь Божью. Не будем отворачиваться от праведности святого Божьего Закона и откроем наш разум для знания о грядущем суде, которое дает нам Святой Дух.
Один усталый путник заночевал в лесу. Было холодно и сыро. Он собрал валежник и начал разжигать костер. После долгих попыток ему удалось зажечь огонь – крохотный язычок пламени.
Как заботливо защищал он это трепетное слабое пламя от порывов ветра и дождя! Он загораживал его собой, хранил и оберегал, пока наконец огонь не окреп, не разгорелось яркое пламя, которое согрело замерзшего и усталого человека.
Апостол Павел, говоря «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19), также прибегал к образу огня, который необходимо не только сохранить, но и дать ему разгореться с полной силой.
Святой Дух ведет нас к послушанию Слову Божьему, Он отворачивает нас от греха, готовит наше сердце для Господа нашего Иисуса Христа, учит следовать за Ним, соблюдать заповеди Божьи на пути к Иисусу.
Как важно для нас внимать голосу Духа Святого, покаяться во всех грехах, принять весь свет Божественной истины, даруемой нам Его Словом.
Дорогой Отец Небесный! Обратись ко мне, не лишай меня Своего присутствия и не отводи от меня Духа Своего Святого. Ниспошли Дух Святой, дабы даровал Он мне покаяние. Прости все грехи мои и веди меня шаг за шагом каждый день. Впиши закон Свой в сердце мое и сделай послушание радостью моей жизни. Помоги мне всегда держать свое сердце открытым для Духа Твоего. Во имя Иисуса молю. Аминь
Что можно просить у Всевышнего
Единственное, что допускает Христианство как просьбы – это прощения. Но в молитвах верующие касаются не только собственных грехов, просят за ближних своих, родных – это тоже не запрещено и не считается грехом. Можно просить:
- здоровья себе и близким;
- быть полезным людям;
- облегчения бытия больным, нищим.
Просьбы и мольбы о здоровье могут быть неугодными Богу, особенно если человек хочет выздоровления для свершения греха. Это бывает, когда человек молит «встать на ноги для отмщения», тут здоровья можно и не дождаться.
Получается, просить можно только о том, что не во зло другим людям, не во грех. И, конечно, нельзя настаивать на своих прошениях, оставляя исполнение пожеланий на усмотрение Иисуса Христа. Ему все равно виднее, что пойдет человеку во благо, а каким желаниям сбываться еще рано – они не приведут ни к чему хорошему, наоборот, введут человека во грех.
Главное, о чем говорят священники – нужно верить в прощение и искупление грехов. Не возносить хулу на Святого Духа, не отрицать его существование клеветническими речами. Если уж человек не верит, то пусть и хулу не возносит.
Научиться прощать людей и себя – это сложно.
Подпишитесь на наши Социальные сети
Понятие греха в Библии
Библия нам рассказывает, что из-за грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая. Они лишились благодати и вечной жизни, стали смертными. С этого трагического момента человеческой истории смерть стала постоянным спутником жизни. Наказание за грех — смерть. Это незыблемый закон Божий, который невозможно отменить.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Грех является искажением человеческой природы. Непобежденный грех влечет за собой и другие прегрешения. Так, чревоугодие может привести к алчности и похоти. Жажда добыть больше денег для удовлетворения алчности может привести к воровству, стяжательству и даже убийству. Поэтому победа над одним грехом приводит к освобождению и от других пороков. Потому что всё взаимосвязано.
Нарушение одной заповеди считается нарушением всего закона в целом.
Все ли грехи приводят к смерти или существуют нетяжкие грехи? Библия говорит, что любой грех разлучает человека с Богом, является препятствием к Божьей благодати. Нарушение хотя бы одной заповеди Божьей считается нарушением всего закона. И не важно, зависть одолела человека или потребность воровать — он является преступником закона и заповедей.
Понятие смертный грех имеет корни в Ветхом завете, когда людей физически уничтожали за содеянную неправду. Например, побивали камнями за блудодейство. Считалось, что этот грех невозможно искупить никаким раскаянием. Основа такого убеждения лежит в плоскости понятий, что блудодей давно отошел от источника жизни и черпает свое вдохновение в водах смерти. Логическая цепочка рассуждений приводит к тому, что блудодей давно мертв духовно, поэтому его полагается упокоить навсегда и физически.
Ветхозаветная религиозная доктрина основывалась на искоренении всего, что противостояло Божьим заповедям. Носитель духовной смерти должен быть уничтожен, чтобы не заразить ею все общество. То есть грех рассматривался как инфекция, подлежащая истреблению.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2022 (доступно на Android)
Впервые о заповедях Божьих люди услышали от Моисея в Синайской пустыне. Это были 10 заповедей, на которых базируется и современное христианство. Заповеди были даны людям, чтобы спасти их от беды. Не все понимали, что нарушение моральных законов ведет к катастрофе. Заповеди объясняли людям, как нужно вести себя в обществе и чего избегать.
Стоит ли располагать грехи по степени тяжести?
Фото: Flickr.com
Располагать грехи по мере возрастания их тяжести не имеет особого смысла. Вся природа греха в том, что человек не имеет любви к Богу, поступает не по Его воле и совершает беззакония. Выбор был сделан не в пользу добра, а для совершения зла – так о какой градации можно здесь говорить?
Немаловажно понимать, что степень тяжести греховных поступков зависит от обстоятельств и ситуации, в которой был сделан тот или иной выбор. Порой насмешка над человеком приводит к более тяжким последствиям, чем нанесение ему телесного вреда. Отсюда сортировать по тяжести все грехи совершенно неверно и не полезно.