Христианство, предпосылки его возникновения, особенности вероучения


Прошу не воспринимать статью как критику ради критики. Задача этой статьи — расставить некие вехи, по которым можно будет ориентироваться в поисках личного счастья и душевного покоя. Христианство оказало глубокое влияние на нашу культуру и очень многие душевные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся, порождены именно им — вот об этом и поговорим.

Начнем с того, что христианство, как и всякая религия, не имеет никакого отношения к Богу. Христианство говорит о Боге, но не имеет с ним никакой непосредственной связи. Этот как раз тот случай, когда следует напомнить, что рассуждать о вкусе устриц имеет право только тот, кто их ел. Так вот, создатели христианства устриц не ели.

Христианство, как систематизированное учение возникло не спонтанно и не внезапно, его именно создали, и не просто так, а со вполне конкретными практическими целями. Как говорит Ницше, настоящий христианин был только один — Иисус. Иисус воплощал собой христианство — он был христианином. А все, кто позже встал под знамя новой религии, в христианство только верили.

Помните основной мотив Дао дэ Цзин — Дао, у которого есть имя, не есть настоящее Дао. Так и христианство — будучи выраженным в словах, оно утрачивает всякий смысл. Никакие слова и знаки не могут передать внутреннее состояние Иисуса — он просто жил и показывал собой пример спасения души. А христианство — это «вера в Иисуса», придуманная не им, но вложенная ему в уста.

В психологии эта проблема постоянно становится камнем преткновения — люди часто не видят разницы между верой и знанием. Принимая чужие слова и принципы за непреложную истину, люди отказываются от необходимости получать свой собственный опыт и забредают в такие дебри, из которых сами потом выбраться уже не могут. Чем больше человек полагается на чужие мнения и идеалы, тем скорее он утрачивает почву под ногами и оказывается в подвешенном состоянии — жизнь становится полнейшей абстракцией, лишенной вкуса и цвета.

Христианство, каким оно сформировалось, — это лишь набор легенд и преданий о жизни святых людей. В нем нет никакой силы — одни лишь сказки о ней. Всякие документы свидетельствующие о древних великих свершениях — это впечатления записанные с чужих слов, много раз переиначенные в соответствии с требованиями момента. За каждым текстом стоят живые люди, которые следовали своим целям и текущей конъюнктуре.

И все-таки на основе этих рассказов и пересказов выстроена огромная философская и онтологическая концепция, с претензией на то, что она получена из рук самого Бога. Однако ничто не может изменить того факта, что основой религии является вера, а не знание. Религию творят и насаждают люди, в лучшем случае, верующие в Бога, однако, не имеющие никаких собственных знаний о том, что есть Бог и где его следует искать.

Здесь нужно сделать оговорку, что во все времена в лоне христианской церкви встречались и по-настоящему святые люди. Святые не потому, что четко и беззаветно следовали всем постулатам религии, а потому, что совершили переход от веры к знанию Бога. Они больше не верят, теперь они — Знают. А то, что, рассказывая о своих переживаниях, они используют христианскую терминологию — это дело лишь привычки и необходимости подобрать хоть какие-то слова к неописуемым откровениям.

Достижение такого состояния — не заслуга христианского учения и не результат праведной жизни. Того же состояния люди достигали и безо всякого посредства религиозных учений. Просветление, восстановление связи с Богом — это результат честности с самим собой и поиска опоры внутри, в своем собственном психологическом опыте, а не во внешних учениях и правилах. Христианство же претендует на то, что только послушные ему будут спасены, а все прочие будут наказаны.

Итак, между спасением души и фактическими ценностями религиозного института, которым мы сегодня знаем христианство, лежит огромная пропасть. И если в самых лучших своих намерениях религия действительно желает помочь эту пропасть преодолеть, то на практике получается совершенно обратное — она спасению души только препятствует.

Раннее христианство

Христианство не всегда было религией — на начальных этапах своего существования оно было сектой. Не в том негативном смысле, в котором принято использовать это слово сегодня, а в своем изначальном значении, как братство, принявшее свое, отдельное учение о вере. Отколовшись от иудаизма, раннее христианство было Мистерией, — учением о пробуждении духовных сил и достижении высшего состояния души.

Как и все прочие Мистерии, раннее христианство было практическим учением. Не верой ради веры, а системой практических знаний со своим собственным языком и своими техниками пробуждения души ото сна. И к этим мистическим знаниям допускались только подготовленные и достойные. Раскрывать тонкости духовных истин профанам считалось опасным, что замечательно иллюстрируется историей самого Иисуса.

Позже, когда христианство начало получать все большее распространение, из него насильно начали вытравливать главную его составляющую. Будучи Мистерией, христианское учение имело своей целью достижение того же состояния души, в котором пребывал Иисус. Но уже через несколько веков после смерти Иисуса от изначального христианства осталась только выхолощенная вера в прощение и спасение, обещанные праведникам.

Христос — как и Будда — отличался от других людей поступками, а христиане с самого начала отличались от других лишь верою.

Карл Ясперс

Вместо того, чтобы учить, как при этой жизни достичь царствия Господня, новое христианство предложило расслабиться и довериться церкви — чтобы спасти свою душу теперь достаточно стало просто верить в Бога. Христианство предложило бесплатный сыр тем, кого в Мистериях и близко бы не подпустили к сакральным знаниям. Не удивительно, что такая удобная религия очень быстро набрала популярность.

Цельс: …Крикуны, зовущие людей к другим Мистериям, говорят так: «Пусть приблизится тот, чьи руки чисты и слова мудры». Другие же говорят: «Пусть приблизится тот, кто чист, и чья душа свободна от скверны, и кто ведет праведную жизнь». Эти вещи говорятся теми, кто обещает очищение от ошибок. А теперь послушаем тех, кто зовет к христианским Мистериям; кого же они зовут туда? — и грешников, и глупцов, и нищих, всех зовут в царство Божие, все убогие будут туда приняты. Разве их не надо называть грешниками, ворами, грабителями, святотатцами, гробокопателями?…

Цельс нападал не на ранних христианских мистиков, а на ложные формы христианства, которые существовали уже тогда. Идеалы раннего христианства были основаны на высоких моральных стандартах языческих Мистерий, и первые христиане, сходившиеся на собрания в Риме, делали это в подземных храмах Митры, из культа которого современная церковь позаимствовала систему государственного управления, в которой придавалось особое значение роли духовенства.

Мэнли П. Холл

Изначальная мистическая сторона христианства сохранилась в гностических учениях, которые были связующим звеном между ранним христианством и более древними Мистериями. Но гностицизм вскоре был объявлен ересью и церковь приложила огромные усилия к его истреблению. Были уничтожены практически все документальные свидетельства, и только в 1945 году в Египте были обнаружены гностические тексты, открывающие эзотерический взгляд на христианское учение.

В других мировых религиях тоже наблюдается подобная ситуация. Буддизм и индуизм — это такие же социально-государственные институты, как и христианство. Но, в отличие от последнего, в восточных религиях практическая сторона достижения просветленного состояния не была отвергнута, а выделилась в самостоятельные эзотерические учения — Дзэн и Адвайту. Христианство же окончательно превратилось в экзотерическую профанскую систему верований.

Космоэнергетика

Христианство — мировая религия

На основе бытия Иисуса Христа, как человека, христианство дает ответы на все мировоззренческие вопросы жизни.

Христос посреди нас

Христианство — одна из трех мировых религий, насчитывающая более 2.3 млрд. верующих в мире. Это 33 % населения Земли. Зародилась как одна из сект иудаизма в Палестине в I веке н.э. Свое летоисчисление христиане отсчитывают от дня рождения сына Божия Иисуса Христа. Его родила земная женщина Мария в Палестине. Отец его — Святой дух. Бог создал Землю и людей, но они согрешили и совершили первородный грех. Все потомки их стали грешниками и должны были умереть. Чтобы исправить это, Бог посылает к людям сына Иисуса, который принимает за них мученическую смерть. Своим ученикам он объясняет план — принести себя в жертву. Но ученики поймут эти слова только после смерти Спасителя. Христиане обращаются к Богу во имя Иисуса Христа, открывшего им путь к спасению вечной жизни. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Суть религии — 10 заповедей подлинной любви. Христианские добродетели это смирение, покаяние, примирение, аскетизм, безропотность, которые будут вознаграждены Мессией.

Бог установил 7 основных Таинств. Это священнодействия для очищения, укрепления в вере: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.

Христианское вероисповедание распространено во всех странах. В 301 году, христианство приняла Армения, затем в Римской империи христианская вера стала основной среди населения. А в 988 году Русь приняла Христову веру. Главной среди равных тогда была Римская Апостольская Церковь.

раскол христианства

Великая схизма (раскол)

В 1054 г. произошел ряд событий, которые привели к разделению христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную). Поводом были взаимные обвинения в ереси. А в 1014 году Рим изменил Символ Веры. Ввели понятие Filioque (Филиокве). Следует, что в «Святой троице», главном символе веры, Святой дух нисходит не только от Отца, но и от Сына. Еще католическая церковь провозгласила положение о «чистилище» — месте между раем и адом. Позже Рим признал Деву Марию «непорочно зачатой», т.е. святой. Вольное обращение с краеугольными религиозными догмами, различие в проведении обрядов, усиление роли священнослужителей в течение всего I-го тысячелетия вели к расколу. Но за этими всеми отличиями, конечно, определяющими были претензии Рима на полную власть Папы.

христианство

Православная конфессия

После Великого раскола самыми немногочисленными оказались православные — 280 млн. человек. Это греки, грузины, часть поляков, эфиопы, сербы, черногорцы, украинцы, белорусы, русские. Православие — «правильное суждение, прославление» (греч.). Совокупность 15 автокефальных православных церквей во главе с епископами, признающих решения 7 Вселенских соборов и имеющих между собой общение. Центральным является Константинопольский патриархат. Русскую православную церковь возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

католики

Католическая конфессия

Католицизм — «всемирный» (греч.) ветвь христианства. Ее исторические истоки находятся на Западе Римской империи. Католиков в мире больше миллиарда. Они живут на всех континентах. Есть верующие и в России. Но в большинстве, католицизм присутствует в Индии, Бразилии, Мексике, США. Глава католической церкви — папа римский Франциск. Его епархия находится в Ватикане.

протестантская церковь

Протестантская конфессия — наиболее гибкая форма христианства

Протестантизм — «публично доказывающий» (греч.) — часть верующих откололась от католиков в 16 веке в результате движения Реформации под руководством Мартина Лютера. Он возглавил протест в Европе против индульгенций в счет отпущения грехов, пышности обрядов, идеологического давления папы. Протестанты провозгласили лозунг всеобщего равенства всех верующих перед Богом. В своей вере сделали упор на личную ответственность перед Богом и обществом. Протестант не приходит к Богу, он живет им каждую минуту. Молятся, поют псалмы, проповедают в любом помещении, обращаются только к Богу. Святых считают обычными людьми, которые лишь являются примером праведной жизни и в молитвах к ним не обращаются. За покойных не молятся, считая, что им уже ничем не поможешь. Протестантизм насчитывает около двух тысяч различных независимых от Рима церквей, приспособленных к условиям своих стран; независимые многочисленные общины. Приверженцев этого учения около 800 млн. человек в 92 странах мира. Англия (англиканство), Швейцария (кальвинизм), США (баптисты, пятидесятники, англиканство), Финляндия (лютеранство), Австралии (англиканство), Нидерланды (лютеранство), Канада, Норвегия (лютеранство), Дания (лютеранство), Германия (лютеранство, и реформаторы), Латвия, Эстония (лютеранство), Россия (баптисты, пятидесятники, прохановцы). Большой процент верующих-католиков проживает в Ю. Корее, Чили, Бразилии, Китае (пятидесятники). Считают важной миссионерскую деятельность. Главой церкви у протестантов является Иисус Христос. Объединяются в совокупность независимых церквей.

Различия в таинствах, убранстве церквей и проведении обрядов

Таинства: у православных и католиков приняты 7 таинств (см. выше). Протестанты признают 2 — крещение и причастие, проводят их как обряды. Протестанты (кроме лютерантства) не крестят детей. Это таинство проводят только с совершеннолетними людьми.

Пост не признается только протестантами.

Брак в католической церкви практически нерасторжим.

Убранство храма у православных — иконы, иконостас, роспись стен. Богослужение ведется на греческом, церковно-славянском и национальном языке, хоровое пение, прихожане в храме стоят (могут на коленях). У католиков богослужение проводится на латинском языке, органная музыка, прихожане сидят на скамьях. У протестантов церкви, молельные дома убраны скромно. Нет икон, алтаря, колоколов, свечей. Богослужение ведет любой верующий, знающий Библию, в службе используют инструментальную музыку. Предельно удешевлены и упрощены церковные обряды.

Монашество протестантизм отвергает, также священство и святых. Жизнь святых почитают, как пример правильной жизни. Спастись можно самому и только верой.

Источник вероучений у православных и католиков — Библия, Евангелие, протестанты признают исключительно Библию.

Главный праздник у православных — Пасха, конец земной жизни Христа и начало небесной. У католиков и протестантов — Рождество, начало земной жизни Христа.

Авторитет в вопросах веры: у православных истиной считается решения Соборов. У католиков — Непререкаемый абсолют папы римского. Протестанты признают Библию.

Святые и в православии и католичестве почитаются те, которые были прославлены Церковью до раскола. После этого каждое течение причисляло к лику святых разных людей. В протестантстве священны все верующие.

Положение женщин: в православии и католицизме она — помощница мужчины, ее дело — хранение домашнего очага. У протестантов женщина абсолютно равноправна c мужчиной. Протестантизм породил явление эмансипации. Принимается рукоположение женщин в священный сан.

Различие в постройке храмов: в православном мире крестово-купольные или восьмиугольные церкви. Их венчают кресты (4, 6, 8 — конечные). У католиков костелы в разных стилях и 4-х конечный крест на куполах. Протестанты молятся в любой приспособленной для служб постройке, не признают пышное убранство храмовых построек и внутри храма.

Различие крестов: на крестах православных Христос изображен живым, торжествующим, победившим смерть, широко раскинув руки. У католиков Христос изображен провисшим, мертвым, с потеками крови из ран. Ноги прибиты одним гвоздем.

Крестятся православные тремя пальцами с правого плеча на левое. Католики — всей ладонью с левого на правое плечо. Протестанты не используют крестное знамение, не носят крест, считая его орудием казни.

Где истина?

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими». Евангелия по Матфею (7:13–14).

Христианское понимание спасения условно делится на 3 этапа:

1 этап — искупление. Этот этап соответствует библейской добродетели «Вера». Верующий должен веровать, что «Бог есть» (Евр. 11, 6), в искупительную жертву Иисуса Христа за все грехи, не только первородный. Только верить, подтверждая веру добрыми делами. И социальное положение верующего на этой ступени — раб. Он надеется на дарованную Богом благодать, «предопределение» (преуспевание в делах, как признак спасения). «Процесс спасения идет не во мне, а надо мной». Оправдание верой — спасение у протестантов.

2 этап — воцерковление. Ему соответствует библейская добродетель «Надежда». С воцерковлением меняется жизнь верующего. Он венчается с женой, его дети ходят в церковную школу. С надеждой ходит в церковь за Божьей помощью и ждет результата. Его положение — наемник. Верующий получает реально Божье благословение в бизнесе, получает награды, покупает индульгенции, совершает «сверхдолжные дела», избавляясь от грехов. Искупление — спасение по римо-католической сотериологии (наука о спасении).

3 ступень — обОжение, как акт спасения, восстановление человека каким он был до грехопадения. И на этой ступени библейская добродетель Любовь принимает верующего в семью. Любовь это сущностное свойство Бога. Верующий переходит в положение — сын. Христос показал формат нашего воскресения: Иоанн Богослов в посланиях сказал «Не знаю, какими мы будем, знаю только, что будем подобны ему, как он, первенец из мертвых». (Толкования на 1 Ин. 3:2) Каждый, крещенный в православии, всю жизнь идет вслед за Творцом, понуждая себя к добру и надеясь на Божью милость быть с Богом, а не на блаженство. Исцеление — спасение у православных.

Оптимальное стремление к единству христианской веры

Раскол в христианстве не преодолен, но общение происходит. В 1965 году взаимные проклятия были сняты. В речи стали называть друг друга не еретиками, отступниками, а церквами — сестрами. О протестантах говорят, как об объединениях. В 2016 году произошла встреча глав двух конфессий — православных и католиков на Кубе, где договорились о необходимости объединения для защиты христиан в Северной Африке, на Ближнем Востоке; важности остановить подрыв духовных устоев христианства, их обращения в иную веру.

«Если мы сохраним в необходимых вещах Единство, в не-необходимых Свободу, во всём Милосердие, то наши дела, несомненно, будут в лучшем состоянии». Марк Антоний де Доминис (крупный деятель Западной церкви, хорватский ученый).

«Подальше от царей, и голова целей»

Старообрядчество — течение в православии. Оно явилось следствием консервативных реформ Патриарха Никона в годы царствования царя Алексея Михайловича в 1653-1655 гг. Патриарх Никон, стремясь поднять авторитет Русской православной церкви после падения Византии, согласовать ее с греческими канонами, изменил обряды церковной службы. Внес соответствующие изменения в молитвенные тексты, так называемая «книжная справа». Верующие, которые с негодованием восприняли эти изменения, называются старообрядцы. Никон жестко проводил реформу: староверы убегали в леса, в труднодоступные местности, унося предметы культа, молитвенники, книги, иконы, старинные одеяния. С 1905 года отношение к ним смягчилось. В 1975 году были сняты все анафемы со стороны РПЦ и староверы сейчас ни в чем не отличаются от православных христиан и живут, где хотят.

старообрядческая церковь

В XIX веке до трети русского населения были старообрядцами. В основном их центры были в Московской области, с. Гуслицы и Поволжье. В своей среде они называли себя христианами или староверами.

На начало 21 века в России насчитывается от 900 до 2-3 миллионов последователей. В Прибайкалье 2,5 тыс. человек, в Иркутской области родовые поселения ведут свое хозяйство, сохраняя традиции старой Руси. Сотни поселений староверов поселились на сибирской и уральской землях. Сейчас по программе переселения возвращаются из чужих краев на Дальний восток. Общаются на старинном русском языке с архаизмами, скупо и лаконично, продолжают родовой уклад жизни. Используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения распятия. Читают Библию, которая была до реформы Никона. Предпочитают деревянные, медные и оловянные иконы. Во время богослужения скрещивают руки на груди, в знак смирения. История их веры длинная. Защитники старой веры смотрели на себя как на последний оплот истинного православия на земле. В этом скрываются корни неприятия ими всех официальных церковных реформ. Современные старообрядцы делятся на поповство и беспоповство. Поповские согласия это те направления, которые имеют свою иерархию – епископов и священников. Беспоповские общины не имеют священства. Главная проблема сохранения старообрядческой веры — ослабление религиозных связей, обмирщение жизни населения России от которой трудно спастись даже в лесах.

Тем не менее, у старообрядчества есть перспективы развития и прибавления новых членов за счет:

  • создания церковных сетей, когда ты можешь выйти из церковного общества и в 50-60 лет вернуться;
  • способности к социальным экспериментам — умение выстраивать общины в городах;
  • в беспоповские общины приходят молодые серьезные люди со светским образованием. Они привлекают ищущую интеллигентную молодежь.

Старообрядцы проводят свои таинства по старым обычаям: двуперстное крещение, малые земные поклоны «лбом в землю», используют четырехконечный крест, крестят полностью погружая в воду, пишут Исус (с одной буквой «и»), церковное пение используют монодическое, унисонное, крестный ход совершается «по Солнцу». Крупнейшая организация старообрядцев в России — Русская православная старообрядческая церковь.

Верующие христиане верят в одного Бога. Он нас не делит на разные конфессии. Церковь разделена нашими грехами. Все верующие во Христа это братья и сестры. В нравственной жизни они подают образец устойчивости и активного благотворения. Идут споры, но нет врагов, противников. И дорога к Богу открыта каждому человеку. «Точкой невозврата» на этой дороге является физическая смерть. А пока мы живы, в наших силах позаботиться о спасении. Иисус сказал: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить» (Матф. 10,28).

христианство

Христианство в руках государства

С четвертого века нашей эры начинается история христианства, как полноценной религии. Римский император Константин признал христианство на равне с прочими распространенными на тот момент религиями. Сам он, однако, практически до самой смерти оставался язычником и, по некоторым сведениям, вел образ жизни не достойный даже императора, не то что христианина.

К концу того же века император Феодосий I окончательно установил за христианством статус государственной религии Рима. А еще чуть позже язычество было официально запрещено, и началась история массового и насильного обращения язычников в новую религию.

Совершенно очевидно то, что государственную поддержку христианство получило не за свою истинность и не за то, что римские императоры нашли в нем созвучия своим духовным исканиям. С самого начала это был вопрос социально-политический.

Массами нужно было управлять, а христианство для этого подходило как нельзя лучше. К тому же, оно уже получило широкое народное признание. Государству оставалось лишь взять бразды правления в свои руки и пустить колесницу в нужном направлении. Плюсом христианства также было и то, что оно подразумевало четкую иерархию, позволяющую держать весь религиозный институт под четким контролем.

Еще нужно сказать о происхождении Библии — основного документа христианской религии. Ко временам Константина Библия уже приняла известную нам форму из двух заветов, и Константин посодействовал укреплению и распространению канонического христианского учения, приказав изготовить 50 экземпляров Библии.

Как и христианство, Библия возникла не одномоментно. Текст священного писания оформлялся в течение многих веков, но окончательную свою форму принял тоже где-то в третьем-четвертом веках нашей эры.

Библию никто не писал. Знакомая нам толстая книга — это сборник разрозненных рассказов, выстроенных в исторической и смысловой последовательности. Авторы этих преданий никому неизвестны — один рассказал, другой передал, третий записал. Но наибольшее влияние оказал последний — тот, кто включил этот рассказ в текст Завета.

Формирование канонического текста Библии происходило не по Божественному указу, а по воле конкретных живых людей, принимавших решение, что признать Божественной истиной, а что считать опасной ересью. Библия — результат сознательного и целенаправленного отбора таких текстов, которые были угодны зарождающейся церкви, и исключения тех, что ставили саму необходимость церкви под сомнение.

Библия, с назначенным ей статусом Божественной истины, окончательно поставила крест на идеалах и ценностях раннего христианства и завершила переход от непосредственного знания Бога, к вере в него.

Что такое христианство? Определение этого понятия

Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего — Иисуса Христа. Христианство в наше время — самая большая конфессия в мире. В количественном выражении эта мировая религия насчитывает около 2,5 миллиардов приверженцев.

В христианстве выделяют 3 основных типа (направления).

  1. Православие;
  2. Католицизм;
  3. Протестантизм. Краткое описание этих типов см. В статье ниже.

Уже в начале V века христианская вера достигла всех государств. Православные превратились в элиту с завидным положением и влиянием. С раскрытием этого факта последовало преследование. Чезаре Галерио назвал религию «заразой» и стал виновником жестоких массовых репрессий. Тысячи мучеников погибли, но гонения были прекращены. Сами правители и военные обратились в христианство, и принятые меры не навели порядок в империи. Галерий дал зеленый свет существованию веры Иисуса и только в 311-м году получил официальный статус. Теперь сами правители стали приверженцами религии, распространив ее среди масс, сделав известной и значимой во всем мире.

Поток времени и сами люди разделили изначальное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройка религии в государствах вызвали изменения в направлениях, но их объединяет великая идея и доктрина.

Рабская психология

Помните басню про лису и зеленый виноград? Она очень хорошо иллюстрирует формирование и природу христианских ценностей. Это известный психологический эффект, который встречается на каждом шагу, — когда человек не может получить желаемое, он оказывается перед выбором — признать свою несостоятельнось или совершить интеллектуальный кульбит и желаемое полностью обесценить. А поскольку смотреть правде в глаза очень неприятно, всегда проще назвать виноград зеленым.

[Христианская проповедь] — целая методика, настоящая школа совращения в веру: принципиальное презрение и унижение тех сфер, из которых могло бы прийти сопротивление (разума, философии и мудрости, сомнения и осторожности); беззастенчивое самовосхваление и превознесение учения при постоянном напоминании, что оно дано нам самим Богом… что в нем ничего нельзя критиковать, но должно все принимать на веру… и принимать должно не как-нибудь, а в состоянии глубочайшего смирения и благодарности…

Ницше

Христианство получило распространение, как религия слабых. Оно обещало приобщение к миру духовных ценностей, не требуя никаких усилий и предварительной подготовки. В христианство «брали» всех желающих, при этом, создавая у них ощущение собственной избранности.

Другими словами, христианство стало для масс средством психологической защиты перед лицом собственной ничтожности. Когда человек не может опереться на себя и свое собственное мнение, он вынужден придумывать искусственные правила и следовать им. Вот основа христианской черно-белой морали — ее задача поставить в стойло тех, кто не способен к самоопределению.

Если смотрели вторую часть «Догвилля» Ларса фон Триера, то в ней была отличная этому иллюстрация. Там рабы сами придумали кодекс, по которому их хозяева потом ими же управляли. Сначала зрителю показывают жестокость этого свода правил, а заканчивается все тем, что на свободе, без правил, бывшие рабы теряют голову и загоняют свою жизнь в тупик. И получается, что кодекс, со всей его строгостью, действительно необходим там, где речь идет о психологии раба.

Так вот, христианство — это и есть рабский кодекс. Оно может упорядочить существование общины, не причиняя особого психологического вреда, но при одном условии — если это община слабых инфантильных душ, которые без Закона впадают в беззаконие.

Они [евреи] извратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые — до тех пор, пока в них верят, — превращают их немощь в мощь, а их ничтожество — в ценность.

Карл Ясперс

Для слабой души христианство привлекательно с двух сторон. Во-первых, вопреки собственным установлениям, оно тешит гордыню, создавая чувство сопричастности с миром божественного — этакая ярмарочная духовность. Во-вторых, недостижимый для раба мир материальных ценностей, христианство провозглашает порочным и грешным — обесценивает его.

Тогда и возникает сладкое для всякого невротика чувство собственной исключительности — «Я слаб и беден только потому, что стою выше материальных ценностей. Я — духовный!» Получается, что свобода, сила и вера в себя полностью обесцениваются, а на первое место выходят качества инфантильной психики — покорность, сомнение, безответственность, жалость к себе, замаскированные под высокую духовность.

Если всех вокруг низвести до своего уровня, то можно стать сильным среди слабых, — вот цель и логика христианской социальной морали.

Десять заповедей и христианская мораль

Считается, что Моисей получил эти заповеди напрямую от Бога. Даже если не воспринимать это буквально и предположить, что речь идет об «обычном» мистическом прозрении, то все равно остается один принципиальный вопрос — какое отношение имеют слова, записанные в современной Библии, к тому, что Моисей действительно получил от Бога?

Дошедшие до нас заповеди прошли через целую мясорубку искажающих факторов. Во-первых, сама природа слов такова, что никакое глубинное прозрение они выразить не могут. Во-вторых, пересказы, переводы и пере-переводы — механизм сломанного телефона, когда рассказчик расставляет акценты, как ему заблагорассудится, мало чего оставляет от исходной информации. В-третьих, политический фактор — в окончательном тексте Библии заповеди были сформулированы так, чтобы выдерживать общую социально-политическую линию новой религии.

Можно ли после этого доверять христианским заповедям? Действительно ли в них звучит голос Божий или в них одни лишь «благие» намерения христианского духовенства? Отсылаю вас к тексту заповедей, чтобы не дублировать их здесь: Десять заповедей.

Посмотрите, по меньшей мере половина заповедей — это чисто социальные установки. Правила комфортного сожительства в общине. А другая половина — отстаивание интересов самой религии и игра на поддержании существующих традиций.

Если копать глубоко, то можно догадаться, об эзотерической основе отдельных заповедей, но ведь мало кто это делает. Обычно, заповеди понимаются в лоб, буквально. Более продвинутые верующие идут дальше и понимают заповеди шире, но и это тоже ничего не меняет. Суть остается та же: заповеди — это смазка для социальной машины, а не инструмент спасения души.

Кстати, интересный момент. Заповеди — это система запретов. Они не говорят, что делать, а только то, чего не делать. Это родительский наказ, оставленный детям, которые, иначе, перевернут все вверх дном. Такие запреты нужны, когда к людям нет доверия, — и это снова возвращает нас к старой логике — раб, оставленный без присмотра, начинает бесчинствовать. Поэтому и нужна дубинка из заповедей и Божьего гнева, которая бы всегда висела на видном месте.

Так формируется и укрепляется основной инструмент социального давления — совесть. Только христианство идет дальше обычной психологии. Совесть — говорит оно, — требует ответа не перед собой, не перед родителями, а перед Богом. Но подразумевается при этом не Самость, что было бы вполне разумно. Христианство требует соблюдения тех заветов, которые сочло важными по собственному произволу.

Чувство вины и конфликт совести — вот подарок христианства человечеству.

Здесь тоже срабатывает хорошо известная ловушка. Если долго наблюдать за просветленным человеком, то можно выследить какие-то характерные модели реагирования. Например, можно подметить, что он не хочет никого убить, что он не стремится прелюбодействовать, не крадет, не завидует, не врет… — в общем, ведет праведный образ жизни.

Тогда можно сделать вывод, что дело, как раз в соблюдении этих простых правил. Не убивай, не ври, не кради — и все будет хорошо, ты станешь таким же духовным и счастливым. Но это будет очень большой ошибкой, потому что причины и следствия здесь перепутаны местами.

На первом месте всегда стоит уровень духовного развития — именно он формирует поведение. Провернуть этот механизм в обратном направлении невозможно. Сколько из себя не изображай просветленного, духовности от этого не прибавится, а скорее даже убудет.

Просветленный человек выглядит праведником не потому, что ему хватает твердости и силы воли следовать всем мыслимым заповедям. А грешник не становится менее грешником от того, что, стиснув зубы, не позволяет себе нарушить установленный закон.

Настоящий праведник живет вообще без правил — у него больше нет той мотивации, которая порождает греховные поступки, поэтому он и выглядит праведником. Но вместе с тем, он может совершать и такие действия, которые совершенно не согласуются с христианскими заповедями, и это все равно не будет для него грехом, потому что за каждым его поступком стоит сам Бог (Самость).

Ну, а грешник потому и грешник, что живет только по правилам, а самостоятельно не может для себя решить, что зло, а что благо. Как бы он ни напрягался, что бы из себя не изображал, — до тех пор, пока он следует чужим заповедям, он так и останется грешником. Словами апостола Павла — «Где нет закона, нет и преступления (Рим 4:15) … Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона (Рим 5:13)».

Предисловие

Книга эта родилась довольно неожиданно. Первоначально автором была задумана объемная работа по социологии, в которой религии, как одной из важных сфер человеческого бытия, выделялась отдельная глава. Однако со временем пришлось настолько углубиться в изучение религиозных проблем, напрямую стыкующихся с проблемами социологии, что автор счел себя обязанным более обстоятельно заняться религиозной темой.

В итоге его исследования переросли размеры отдельной главы и вылились в самостоятельную работу. А поскольку результаты этих исследований оказались не только новыми, но и в какой-то степени ошеломляющими для него самого, то он решил оформить свою работу в отдельную книгу, которую Вы, уважаемый читатель, теперь держите в своих руках.

Безусловно, появление этой книги в значительной мере связано еще и с тем, что автор является выходцем из религиозной среды. Такое положение послужило прочной исходной точкой для его исследований, однако оно не связало рук в его систематическом анализе, а, наоборот, помогло получить ряд смелых выводов, которые иногда казались даже чересчур революционными.

Если социальная составляющая религиозных учений и действительная, а не вымышленная история их происхождения, если комплексный анализ этих учений с прогнозом будущего интересуют уважаемого читателя, то в данной книге он найдет ответы на эти вопросы или, по крайней мере, ознакомится с нетрадиционными ответами на них.

Автор надеется, что, выставляя на суд читателей свою работу, он не делает это понапрасну, поскольку не занимается здесь непродуктивным пересказыванием давно известных истин или отвлеченной трактовкой теологических тонкостей. Он надеется, что вдумчивый читатель, ознакомившись с его работой, не только почувствует вкус новизны взгляда на сложнейшие религиозные проблемы прошлого, настоящего и будущего, но и сумеет составить свое собственное мнение по широкому кругу вопросов, затронутых на этих страницах.

Автор глубоко убежден, что ценность собственного мнения для каждого мыслящего человека во много раз превышает ценность всего того, что так или иначе он вынужден принимать в готовом виде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: