Нужно ли православным прибегать к ЭКО
Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.
Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.
Что говорит православие об ЭКО
А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.
О деторождении:
- Православная церковь о бесплодии
- Обязательно ли православным семьям иметь много детей?
Почему именно метод экстракорпорального оплодотворения подвергается такой серьезной критики среди священства? Ответ лежит в сущности самой процедуры: у матери берут несколько яйцеклеток и оплодотворяют их вне организма семенем отца. Зародившиеся эмбрионы делят: часть подсаживают матери, а часть уничтожают или замораживают.
И вот тут появляется проблема, ведь это уже зародившаяся жизнь и ее убивают. Так чем ЭКО лучше аборта, ведь и там и там убивают детей. Строгое отношение православной церкви к ЭКО обусловлено именно убийством, которое происходит в процессе данной процедуры.
Такое же негативное отношение Церковь имеет и к суррогатному материнству, в ходе которого ребенок зачастую «покупается».
Важно! Недопустимыми считает Церковь все методы оплодотворения вне тела женщины, которые предполагают консервацию или намеренное уничтожение эмбрионов.
Рекомендации церкви
Важно понимать, что проблема бесплодия имеет причины, и как любое заболевание обусловлено особенностями образа жизни и мышления. Следовательно, для преодоления такого испытания, необходимо произвести в жизни изменения, неотъемлемой частью которых являются исповедь и причастие, которые помогают не только в исцелении души, но и тела. Соборование – церковное таинство, связано непосредственно с помощью при различных заболеваниях. Рекомендуется пройти обряд венчания, чтоб брак получил церковное благословление. При «бесчадии» церковь рекомендует лечение тела (при помощи традиционной медицины или народными средствами), а так же молитвы, для исцеления души.
ЭКО с точки зрения православия
Многие ненавистники и гонители Церкви говорят, что негативное отношение ее к данной процедуре обусловлено тем, что Церковь — это вымирающий мамонт, который настроен против технологий, современных возможностей и науки в целом.
Мнение церкви об ЭКО
Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.
Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?
Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.
«Человеческая жизнь, не товар, который можно купить и продать, — говорит епископ, — нельзя менять пол, цвет кожи или убивать детей просто потому что хочется. Необходимо действовать в рамках Божьей воли. Нет детей? Усынови сироту, которых так много вокруг. Но люди предпочитают уничтожать несколько детей (пусть и в виде эмбрионов), только чтобы получить свое».
Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).
Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.
Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.
Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей.
Что скрывают ученые
Что бы нам ни говорили о гуманных целях проведения ЭКО, по своей сути репродуктивные технологии – это бизнес, и, как и всякий бизнес, они чреваты разного рода коммерческими секретами. Притом что врачи наблюдают за развитием «экошных» младенцев, но на сегодняшний день нет официальной статистики о том, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате ЭКО. С одной стороны, понятно – почему: такая статистика идет вразрез с интересами родителей, получивших долгожданного ребенка, которые не хотят разглашения тайны рождения их малыша. Но с другой стороны, отсутствие научных данных об ЭКО-детях дает почву для развития разного рода мифов вокруг этой темы. Народная молва, как и мифы, никогда не возникает на пустом месте и, как правило, несет в себе важную информацию.
Конечно, это частное мнение специалиста, а не официальная статистика. Но это и не реклама, ориентированная не столько на объективную информацию, сколько на получение прибыли. Обществу и науке как минимум необходимы данные о том, насколько благополучно рождаются ЭКО-дети, естественно ли адаптируются в обществе: чем болеют или, наоборот, не болеют, насколько они способны к работе и учебе, успешно ли устраивают свою личную жизнь, каких рожают детей и т. п. Сам факт отсутствия специального научно-исследовательского направления по этому вопросу настораживает.
Что в других религиях думают про ЭКО
Говоря про отношение церкви к ЭКО, каждый человек должен понимать, что стоит рассматривать не только православную церковь. Рассмотрим основные религии, а также их мнение об экстракорпоральном оплодотворении.
Ислам
Ислам — это одна из наиболее распространённых религий в России, но мнение об ЭКО у её представителей сильно отличается от православного. Представители исламской церкви положительно относятся к такому оплодотворению, но только при соблюдении трёх важных условий:
- Ни в коем случае нельзя применять донорские клетки.
- Пары, которые решаются на ЭКО, должны состоять в законных отношениях (состоять в государственном браке).
- Эмбрионы, срок существования которых превышает 0,25 года, не должны уничтожаться.
Представители исламской церкви также утверждают, что все должны стремиться к продлению своего рода, даже посредством лечения бесплодия. А люди, которые не хотят заводить детей, серьёзно грешат.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Где и как происходит зачатие ребенка по дням
Буддизм
Данная религия ещё более лояльно относится к ЭКО, точнее сказать, экстракорпоральное оплодотворение тут даже является одним из советов, который можно получить в церкви. Буддисты рады любым детям вне зависимости от способа их рождения, в любом случае родители получат полное благословение. А любые эмбрионы должны быть спасены, ведь только так можно продлить род.
Иудаизм
Церковь не ограничивает родителей в выборе способа, будь то ЭКО, суррогатное материнство или же искусственное оплодотворение. Единственное существующее ограничение касается суррогатного материнства. На самом деле значения не имеет даже процесс выбора женщины. Важна только её беседа с представителем церкви. Дело в том, что она обязательно должна получить божье благословение, чтобы рождение ребёнка прошло успешно.
Зачатие в пробирке мнение церкви
Во всех религиях мира наступление беременности трактуется как благодать, сошедшая на женщину. Бездетность – наказание за грехи. Поэтому святые отцы настаивают на том, что зачатие должно оставаться естественным процессом, таинством, в котором участвуют двое: муж и жена. Вмешательство других лиц в данном случае недопустимо.
Однако в христианской православной церкви допускаются многие методы лечения бесплодия. К их числу относятся такие средства:
- Прием лекарств;
- Проведение медицинских манипуляций;
- Хирургическое вмешательство.
Если говорить о беременности, «полученной» искусственным путем, то единственная возможность для верующей женщины зачать – метод искусственной инсеминации.
Суть процедуры заключается в «подсадке» семенной жидкости в полость матки. Искусственная инсеминация очень похожа на естественные процессы, которые происходят в организме женщины после интимной близости. Однако по многим причинам патологического характера сперматозоиды не могут «добраться» до цели самостоятельно и гибнут. Если процедура пройдет успешно, то введенная семенная жидкость оплодотворит яйцеклетку. Затем начнется их совместное движение по маточным трубам, они благополучно дойдут до матки и внедрятся в ее стенку.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: На какой день заполосатились тесты с 5и дневками: тест после ЭКО
К такой методике искусственного зачатия церковь относится положительно. Но только в том случае, если соблюдены два условия:
- Сперма, с помощью которой происходит оплодотворение, принадлежит супругу женщины;
- Семенная жидкость получена с помощью пункции половых органов или собрана естественным путем во время полового акта.
Почему эти аспекты важны для верующего человека? Таинство семейной жизни не предусматривает вмешательство третьих лиц. Поэтому введение донорской спермы исключено.
Метод получения мужских половых клеток также важен. Ведь онанизм трактуется церковью как рукоблудие, которое по сути своей является порочным. Поэтому при сборе биологического материала этим методом пользоваться нельзя.
А вот отношение церкви к ЭКО крайне негативное. Говоря об ЭКО, подразумевается искусственное оплодотворение, в котором используют женские или мужские половые клетки для зачатия вне тела женщины. В данном случае положение пациентов приравнивают к суррогатному материнству.
Еще одна важная негативная сторона технологии ЭКО – «добыча», отбор и утилизация нежизнеспособных эмбрионов. Перечисленные аспекты воспринимаются служителями церкви как нарушение главных нравственно-моральных устоев христианства.
Показания
Основные ситуации когда паре показано ЭКО:
- Непроходимость маточных труб. В этом случае шанс встречи яйцеклетки с мужской гаметой равен нулю.
- Отсутствие маточных труб. Они могут быть удалены по причине наличия каких-либо заболеваний.
- Эндометриоз.
- Гормональные нарушения. При гормональных нарушениях может произойти прерывание беременности.
Как вы могли заметить, перечисленные причины относятся именно к женщинам. При мужском бесплодии проблема заключается в количестве полноценных сперматозоидов. Сидячая работа и отсутствие физической нагрузки негативно влияет на мужское здоровье.
Почему церковь против ЭКО
У такого ребенка будут такие же крестная мать и крестный отец, как и у всех остальных детей, он будет искупан в чане со святой водой, прочитаны все полагающиеся молитвы и т.д.
Нужно ли указывать в храме, что ребенок рожден вследствие ЭКО? Вовсе не обязательно, так как это, по большому счёту, не будет иметь значения ни для родителей, ни для церковнослужителей, ни для него самого.
Эти и многие другие вопросы всегда тревожат и будут тревожить родителей, так как не всегда знаешь, что можно делать, а что является грехом. Чтобы быть уверенными — вы всегда можете обратиться за советом непосредственно к священникам. Они вам подскажут, как и когда лучше крестить, крестят ли детей ЭКО, прочитав перед этим особые молитвы, как лучше подготовиться в данной процедуре и другие интересующие вас нюансы.
Многие церковные представители утверждают: отлучать от крещения ребенка нельзя, так как это противоречит церковным канонам. И всё же некоторые священнослужители иногда принимают вычурные решения, а именно такие как отказ от крещения ребенка, зачатого путем ЭКО, в данном храме, несмотря на обстоятельства. В подобном случае не нужно впадать в панику или вовсе отказываться от крещения. Просто необходимо родителям обратиться в другой храм, так как по факту священник не имеет никакого права отказать в такой процедуре как крещение ребенка из-за личного недовольства поступком родителей. В текстах Библии многократно повторяется мысль, что каждый должен отвечать за свои деяния. Дети же за проступки родителей, ровно как и родители за детей не наказуемы. Единственное, что можно сказать, так то, что Церковь вполне имеет право востребовать от родителей перед проведением обряда крещения ЭКО-ребенка исповеди. В этом нет ничего страшного или зазорного, ведь исповедь — очищение души перед Богом. Такую процедуру каждому из нас необходимо проходить даже при естественном зачатии.
Получить бесплатную консультацию врача
Помните одно: советы и рекомендации может давать только священник в храме. Всегда общайтесь непосредственно только с ним. Не прибегайте к источникам информации «сказали на улице» или «подруга посоветовала». Если вы боитесь осуждения со стороны священнослужителей, так знайте, что многие священники в данное время довольно прогрессивны и понимают всю ситуацию. Всегда правда выводится в разговоре. Не бойтесь говорить.
Итак, если вы решились на проведение метода ЭКО и единственным вопросом остается «крестят ли детей рожденных от ЭКО?», либо же «можно ли крестить детей после ЭКО?», то смело можете идти на запись для проведения процедуры, так как никаких значимых проблем вы не встретите.
Почему церковь против ЭКО
Церковь считает, что рождение детей – это желанный плод супружества, но не единственная его цель. Наряду с этим, супругам даруется взаимная любовь, единство души и тела. Если пара не способна к зачатию младенца, а методы лечения не помогают, ей нужно, либо смириться со своей бездетностью, либо рассмотреть возможность усыновления малыша по обоюдному согласию.
Особенно негативно церковь высказывается против процедуры искусственного оплодотворения, если применяются следующие методы:
- донорская сперма;
- процедура без брака;
- использование одинокими женщинами;
- консервация или уничтожение лишних эмбрионов;
- редукция зародышей.
Использование донорской спермы для оплодотворения. Это является вмешательством третьей стороны в брачный союз, нарушая целостность семейных отношений. В данном случае, происходит поощрение безответственного отцовства, по отношению к тем, кто является его плотью и кровью. Анонимный отец не будет знать о существовании своих детей, и не сможет принимать участие в их жизни. Это нарушает права будущего малыша на единственных родителей, так как у него будут и социальные, и биологические.
Оплодотворение одиноких дам. В православии считается, что у ребенка должно быть два родителя, а в данном случае, его заведомо лишают одного из них.
Консервация или уничтожение лишних эмбрионов. По мнению священнослужителей, недопустимо выращивание большего количества эмбрионов, чем будет в дальнейшем подсажено женщине. Согласно христианской вере, уже на момент зачатия зарождается человеческая душа. Значит, она присутствует в каждом зародыше. Отбор наиболее жизнеспособных и уничтожение остальных, расценивается церковью как детоубийство. Морально недопустимым является и передача лишних эмбрионов для изготовления клеточных продуктов или проведения экспериментов.
Редукция зародышей, или удаление излишне перенесенных в матку, для исключения многоплодной беременности, приравнивается к аборту. Это с древнейших времен осуждается церковью и относится к одному из тяжких грехов, так как православие признает человеческое достоинство даже за эмбрионами.