Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

Люди, у которых есть домашние животные, неоднократно сталкивались с тем, что их питомцы, будь то кошки или собаки, в силу определенных ситуаций тоже способны выражать свои чувства. А раз есть чувства, то и на вопрос есть ли у животных душа можно ответить положительно?

Да, многие сейчас скажут, что это инстинкт. Придя домой, вы, возможно, застаете, голодного питомца. И он радостно побежит за пакетами с едой на кухню вовсе не потому, что рад видеть хозяина, а от предчувствия лакомства. А как же быть с их слезами? Давайте разбираться.

Откуда деление животных на чистых и нечистых?

Из Библии мы знаем, что человек был сотворен как царь всего живого. Помимо прямых слов о передаче Адаму власти над земным миром (Быт 1:28) Бог привел к нему всех зверей и повелел дать им имена. Последнее в системе древневосточных представлений и означало владычество, которое понималось при этом как забота и ответственность. В отношениях между обитателями рая царили мир и гармония, человек существовал в органическом единстве с окружающей средой. Представления об этом времени нашли отражение в описании пророком Исаией будущей преображенной Богом земли: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9).

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

Райская идиллия закончилась в тот момент, когда Адам и Ева пошли на поводу у змея-искусителя. Грехопадение первых людей не только повредило природу человека, но обернулось катастрофой для всего мироздания, исказив первоначальный замысел Творца о сотворенном Им мире. С тех пор, как пишет апостол Павел, вся тварь совокупно стенает и мучится (Рим 8:22). Мир стал агрессивной средой и погрузился, по выражению английского философа Томаса Гоббса, в состояние «войны всех против всех».

Прошло время, и Бог явился Моисею с повелением вести евреев в землю обетованную, а по дороге в пустыне дал пророку новые откровения, которые составили первые пять книг Ветхого Завета. Среди них была и книга Левит. В ней вся фауна рассматривается исключительно с точки зрения дозволительности ее употребления в пищу, приводится гастрономическое разделение на чистых и нечистых животных, рыб, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Первых можно есть, вторыми следует гнушаться (Лев 11:1–47). К некоторым видам животных вообще нельзя было прикасаться, чтобы не оскверниться и самому не стать нечистым.

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

Эта подчеркнутая утилитарность и детальные инструкции обращения с животными, составленные вскоре после выхода евреев из Египта, не случайны. Египетский пантеон был наполнен зооморфными изображениями. Многие животные, в том числе те, которые получили в Библии статус нечистых, имели священный статус. В израильском народе эти воспоминания были еще свежи. И смысл появления ветхозаветной классификации животных состоял в необходимости искоренить из сознания древних евреев остатки языческой зооморфной религии и оградить их от искушения впасть в идолопоклонство. Вот как писал об этом Константинопольский Патриарх Фотий: «Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво».

Для дочки это был удар

Помню, когда она ушла, мы втроем (я, свечница и прихожанин) стояли и праведно возмущались: — Ну, народ… Скоро хомячков принесут отпевать. А черепашек — причащать… …Прошли годы. Много воды утекло, многое изменилось… И месяц назад у нашей четвертой дочери, шестилетней Антонины умерла черепашка Мотя. Она попросила ее год назад себе в подарок на день рождения, и мы купили ее в Ейске, когда отдыхали там. Тоня сама за ней ухаживала, кормила, выгуливала и очень любила. Она вообще любит все живое. Вечно приносит с улицы домой каких-то питомцев — жуков, пауков, червяков, и мы потом не знаем, что с ними делать. В тот день утром раздался ее истошный рев: — Мотя! Моя Мотя! Не понятно, что случилось, но черепашка умерла. Для Тони это был настоящий удар. Как же горько она плакала! Хоронили мы Мотю со всеми почестями — в красивой коробочке, на территории подворья, в клумбе. Тоня украсила могилку веточками, цветами, побрызгала святой водой. И все повторяла: — Пусть Мотя окажется в раю! Многие наши церковные знакомые потом рассказывали, что дочка подходила к ним и делилась своим горем. Больше со мной Тоня о Моте не говорила. Я надеялась, что она успокоилась, и старалась не напоминать.

Как меняется отношение к животным в Новом Завете?

Актуальность ветхозаветного разделения на чистых и нечистых животных, съедобных и тех, до кого нельзя даже дотрагиваться из боязни самому стать нечистым, в Новом Завете исчезает. Свое символическое выражение новая этика получила в видении апостолу Петру, который, проголодавшись во время молитвы, увидел спускающийся с неба огромный сосуд, полный как чистых, так и нечистых зверей и птиц. На отказ Петра есть нечистых тварей с неба раздался голос: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян 10:15). Видение имело и еще один смысл: Господь дал Петру понять, что проповедь Евангелия обращена не только к избранному народу, но и к язычникам, которыми иудеи прежде гнушались. Эту идею впоследствии выразил апостол Павел, сказавший, что в Церкви нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

В новозаветную эпоху прежнее утилитарное отношение к животным изменилось. Уже святитель Василий Великий так определял их назначение: «Одно (животное. — Прим. ред.) сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость». В истории Церкви мы видим немало примеров милосердного и дружелюбного отношения святых людей к их «меньшим братьям». В житийных рассказах содержится и немало примеров преданности, неравнодушия, бескорыстии и других качеств, проявляемых животными.

Среди наиболее известных жизнеописаний святых, в жизни которых большую роль играли прирученные ими животные, можно назвать жития Герасима Иорданского, которого даже на иконах изображают в компании льва, Макария Александрийского, дававшего уроки нравственности гиене, Космы и Дамиана, исцеливших верблюда. Христианская этика подразумевает таким образом бережное отношение к животным, как, впрочем, и ко всему творению Божьему, которое в своем изначальном виде хорошо весьма (Быт 1:31). Показателен пример уже упомянутого выше Макария Александрийского. Однажды святой убил донимавшего его комара и затем терзался угрызениями совести до тех пор, пока не отомстил себе сам, отдав тело укусам несметного полчища кровососущих насекомых.

Имеют ли звери душу?

Чтобы узнать, будут ли животные в раю, для начала нужно выяснить, наделены ли они душой. Священное Писание дает на это однозначный ответ: да, наделены. В Книге Бытия упоминается об этом неоднократно:

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1:24)

Эта «душа живая», кстати сказать, и отличает всю фауну от растительного мира. Однако же из Писания мы узнаем и о том, что душа животных в крови их (Лев. 17:11). Это означает, что душа животных не наделена бессмертием, как у людей, она погибает вместе с телом.

Душа зверей является только набором психоэмоциональных свойств, благодаря чему животные обладают волей и памятью, зачатками интеллекта, а также умеют чувствовать. Но они не имеют образа и подобия Божия, у них нет тех духовных и личностных качеств, как у нас. Звери живут по биологическим законам, им чуждо понятие нравственности, различение добра и зла.

Есть ли у животных душа?

Наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с животными: есть ли у них душа и бессмертна ли она, попадут ли они в рай и можно ли о них молиться. Ответим на них по порядку.

Относительно души существует единодушное мнение христианских богословов: да, животные обладают душой. Что касается бессмертия, то наиболее распространенным является представление о конечности души животных, поскольку она не есть самостоятельная, отдельная от тела сущность. Так, Василий Великий, ссылаясь на книгу Левит, пишет: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Под душой в данном случае понимается некое творческое начало, оживляющее тело. Соответственно, если душа не бессмертна, то вопрос о наследовании животными рая вообще не стоит.

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

В то же время есть и иная точка зрения. Уже в Библии, в Книге пророка Иоиля есть фраза: даже и животные на поле взывают к Тебе (Богу. — Прим. ред.) (Иоил, 1:20). При отсутствии души, являющейся чем-то большим, чем просто оживляющим тело началом, такое взывание вряд ли возможно. В пользу наличия у животных бессмертной души и возможности наследования вечной жизни высказывались и некоторые святые. Так, в толковании на приводимый выше отрывок из пророка Исаии о мирном соседстве хищных и травоядных животных в преображенном мире, раннехристианский апологет священномученик Ириней Лионский, оппонируя аллегорическим рефлексиям на эту тему, пишет: «Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но хотя и ныне это справедливо в отношении к некоторым людям из различных племен, приходящим в единомыслие веры, тем не менее в воскресении праведных сбудется и относительно тех животных». О том, что в будущем произойдет обновление всего мира, а не только человеческой популяции, пишет и преподобный Симеон Новый Богослов. Еще одним аргументом в пользу наличия у животных некоей высшей психической составляющей служит их богатый эмоциональный мир. Так что вопрос остается открытым.

Философия и душа

Вопросами о бессмертии сознания задаются не только глубоко верующие люди. Эта тема занимает умы многих философов, ученых и даже атеистов.

Философия Тибета

Тибетские монахи верят, что после смерти все мы перевоплощаемся в живую форму. При этом новая ипостась может быть совершенно разной: от дождевого червя до слона. Шансы родиться заново человеком очень малы, а потому вполне вероятно, что какая-нибудь букашка в прошлой жизни была чьим-то родственником.

Буддизм учит нас любить и относится бережно ко всему, что имеет душу. Мы должны научиться сочувствовать, проявлять доброту к низшим живым существам так, как если бы они были людьми.

Люди, знакомые с тибетской философией, часто задаются вопросом о становлении, развитии сознания. Если посмотреть на него через призму эволюции, можно увидеть, что человек стоит на высшей ступени эволюционного процесса. Такую теорию подтверждает случай с экстрасенсом, у которого спросили: «Куда попали души давно вымерших динозавров»? Ясновидящий ответил коротко: «Они здесь».

Метемпсихоз

Это учение, зародившееся в Древней Греции, проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся. По сути, тут продолжается тема эволюции духа. Согласно философии метемпсихоза, прежде чем стать человеческим, сознание проживает несколько циклов в животном воплощении.

Количество перерождений зависит от самосознания: чем быстрее дух станет индивидуальным, тем больше шансов, что в следующей жизни он обретет человеческую оболочку. Однако не все души способны эволюционировать, а потому существует понятие коллективного разума, когда сущности сливаются воедино.

Сознание питомца быстрее перейдет на следующий этап развития, если при жизни его любили, относились, как к члену семьи или ребенку.

Совет автора

Здесь также прослеживается идея отождествления животной души с человеческой. Наша сущность очень сильна, а потому заставляет дух собаки или кошки обретать самостоятельность.

Привязываясь к своим питомцам, мы тяжело переживаем их уход в иной мир. Однако не стоит печалиться, ведь души бессмертны, а потому на Небесах нас ждет приятная встреча с нашими любимцами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чем животные все же отличаются от человека?

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

Но если согласиться с мнением, что у животных есть душа, то чем тогда они отличаются от человека? Дело в том, что, согласно христианскому взгляду на человека, он состоит из духа, души и тела. Из них душа — это то, что охватывает нашу психику, мыслительные процессы, определяет характерные особенности нашей личности. Дух же — это дыхание Божие, которое Творец в заключительном акте творения Адама вдунул в лице его (Быт 2:7) и тем самым пробудил его к жизни. Это то, что связывает нас с Богом, движет нашим стремлением к Небу. В святоотеческом наследии дух также может рассматриваться как высшая часть души, которая определяет способность человека к богообщению. Именно дух отличает человека от остального тварного мира и позволяет нам вести духовную жизнь. У животных такого духа нет.

После смерти

Точного описания того, что происходит с душами наших питомцев после смерти, ни в одном из религиозных источников нет. Однако в достатке имеются размышления священников на данную тему. Так, Феофан Затворник считал, что существует некая «мировая душа», к которой и присоединяются души умерших зверей: «Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира». Некоторые религиозные деятели предполагали, что душа братьев наших меньших просто погибает после их кончины. Например, святитель Григорий Двоеслов писал: «… образу великого Бога (то есть человеческой душе) неприлично разрушиться бесславно, как разрушаются пресмыкающиеся и неразумные животные».

Таким образом, получается, что в обеих версиях душа животных просто перестает существовать после смерти, по крайней мере, как отдельная субстанция.

Можно ли за животных молиться?

Безусловно, звери не могут участвовать в церковных таинствах, смысл которых в исцелении падшей человеческой природы благодатью Божией и в соединении человека с Богом. Животные не совершили первородного греха, не ради них Господь пришел на землю, принял смерть и воскрес. Но они составляют часть нашей христианской жизни в том смысле, что за них можно и нужно молиться.

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

В наших требниках есть составленные давным-давно молитвы о животных. Например, молитва на благословение стада или молебный чин во время губительной болезни скота. Недавно, в 2015 году, Священный Синод утвердил «Чин молебного пения о сохранении творения Божьего», который совершается ежегодно в первое воскресенье сентября. В нем прославляется Бог, сотворивший изначально прекрасный мир, признается ответственность людей за экологические проблемы современности, в том числе за исчезновение некоторых видов животных, птиц и растений, и приносится покаяние за потребительское отношение к природе.

Трогательный рассказ о молитве за домашнего питомца приводится в собрании поучений нашего святого современника Паисия Святогорца: «Меня удивляет, — рассказывал старец, — как один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! “Посмотри на себя, — сказал я тогда сам себе, — уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!” Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать. Вот какая сила у смирения! Потому и сказано: “Во смирении нашем помяну ны Господь” (Пс 135:23)».

Пример с котенком старца Паисия ближе современным людям, у которых домашнее животное ассоциируется скорее с пушистыми обитателями квартир и загородных домов, чем с рогатым скотом. В Церкви нет специального молитвенного чина об исцелении кошек, собак, шиншилл или морских свинок. Но если любимец заболел, никто не мешает нам своими словами попросить Бога об облегчении страданий несчастной зверушки. А вот об упокоении животных молиться не надо. Ведь смысл этой молитвы — в прощении грехов, а такая категория, как грех, к животным неприменима.

Животные — наши ближние, о них нужно заботиться, как учит Библия

Волноваться об участи своих животных, это правильно, по-христиански. Процитируем мысль Татьяны Михайловны Горичевой:

«Часто христиане интерпретируют заповедь любви к ближнему, руководствуясь биологическими и биографическими критериями. Кто мой ближний?

Многие ответят: мои дети, мои друзья, мои сослуживцы. Эта близорукость и довела нас до апокалиптической ситуации, когда мы больше не «хозяева» на нашей земле.

Мы скорее напоминаем разбойников. Земля же переживает судьбу человека, «с которого сняли одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым» (Лука 10.30).

Господь Иисус Христос иначе понимал заповедь любви. Когда его спросили: «Кто мой ближний?», он тут же заговорил о том, кто больше всего страдает: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам…»

Сегодня милосердный самаритянин поспешил бы на помощь земле, животным, воздуху, деревьям. Они наши ближние, изуродованные и обокраденные нами».

Татьяна Михайловна Горичева

философ

Но мало думать о мире духовном. Надо ещё действовать в мире физическом. Заботиться о животных — это наша задача, как недавно стал замечать человек. Отец Владимир (Головин) на видео ниже отмечает, что такая забота — не просто задача, а настоящая заповедь Божия, по Библии:

Забота о животных — это особое служение. Кто-то помогает бездомным, кто-то инвалидам, кто-то старикам. Среди животных тоже полно бездомных, инвалидов и стариков. И нельзя помощь им называть нехристианским служением.

Завершим словами Паисия Святогорца:

«Для животных человек — это Бог. Как мы просим по­мощи у Бога, так они просят помощи у человека».

Паисий Святогорец

старец

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Можно ли любить животных больше, чем человека?

Человек призван относиться к животным, как и ко всему Божьему творению, как к проявлению благости и красоты Творца, обращенной к людям. Однако тут тоже важно не переусердствовать и не оказаться в ситуации, когда четвероногий любимец становится дороже ближнего и получает больше любви и заботы, чем те люди, которые действительно нуждаются в нашем участии. Вспомним описание псарни, ставшей причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым в известной повести Пушкина: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Борзые, окруженные заботой, жили лучше некоторых крепостных крестьян, о чем с горечью и сказал старик Дубровский. Такое отношение к животным наносит вред и им, и их хозяевам.

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» — этот известный афоризм приписывается многим мыслителям, писателям и историческим деятелям. В поэтической форме его выразил русский поэт А. Федотов. Его стихотворение «Охота» заканчивается строками «Чем больше знаю я людей, чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей». Однако с христианской точки зрения такое предпочтение зверей людям неправильно и духовно опасно. Важно помнить: спасение каждого из нас определяется степенью нашей любви не к животным, а к Богу и людям, в том числе (и даже особенно) к тем, кого мы считаем чужими или врагами. Об этом ясно говорится в следующем евангельском эпизоде:

Фарисеи… собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его (Иисуса. — Прим. ред.), спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:35–40).

Любовь к Богу и ближнему не противопоставляется любви к животным, но последнее становится следствием первого, о чем свидетельствуют приводимые выше примеры святых людей. Чем больше мы любим Бога, чем сильнее проникаемся Его любовью к нам, тем шире делается наше сердце, в котором находится место не только людям, но и животным, и всему творению Божьему. Любовь к животным становится следствием из общего внутреннего изменения состояния человека. В наших глазах мир возвращается к некогда утраченному единству, где любовь пронизывает все, и нас не раздирают на части привязанность к одним наряду с отторжением других.

Фото https://ru.depositphotos.com

«Малышка, я помолюсь о твоей черепашке…»

А вчера дочка попросила отвезти ее в Оптину пустынь. Мы сейчас находимся недалеко, в деревне, где у нас дом. — Зачем, мы же только что были в нашем храме, у отца Льва? — Мне очень надо! Надо так надо… Поехали. В монастыре дочка подошла к столику с записками, взяла ручку, бумажку и начала что-то медленно писать. Я посмотрела ей через плечо. Крупными детскими буквами, с ошибками она выводила: «О упокоении черепашки Моти». Написала и протянула мне: — Мама, отдай монахам, пусть помолятся. Я смотрела на эту бумажку, на Тоню и не знала, что делать. Сразу вспомнила ту бабушку и наше мерзкое шипение ей вслед: — Скоро хомячков принесут отпевать… И с ужасом представляла, как скажет ей грозно монах: «В Царствии Небесном твоей черепахи не будет! И не умерла она, а сдохла!» — Мамочка, пожалуйста, — прошептала Тоня. Я не смогла ей сказать, что монахи могут не взять. И я пошла… Протягиваю записку: — Простите, тут такое дело… Дочка вот… Монах взял бумажку, внимательно прочитал ее, улыбнулся: — Где ваша девочка? — Вон она… — Малышка, я обязательно помолюсь о твоей черепашке. Тебя как зовут?.. Тоня? И за тебя тоже. — А мы потом с ней встретимся на небе? — Обязательно. Дал ей свечку и погладил по голове. — У вас очень хорошая дочка… Тоня ушла окрыленная: — Мамочка, теперь моей Моте будет Там хорошо! И мы когда-нибудь опять будем вместе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: