Псалом Давида 66 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 66

На современном этапе существует два перевода с древнееврейского. Первый является классическим для православной церкви и написан на церковнославянском языке. Такая молитва читается преимущественно в храмах. Второй вариант адаптирован под русский язык и дает больше понимания смысла.

На церковнославянском языке

На русском языке

Читаем Псалтирь. Псалом 66

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 66-м псалме.
66-й псалом имеет такое преднаписание: в конец, в песнех, псалом песни Давиду, 66. Псалом говорит о Пришествии Христа Спасителя на землю. В нем псалмопевец Давид выражает не только пророчество, что придет Христос, но и искреннее желание, чтобы Он скорее пришел на землю и показал путь, по которому нужно идти каждому верному человеку, прославляющему Господа.

«Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны». То есть: Господи, помилуй нас, людей, которые столько лет мучаемы от дьявола и не знают, куда идти, и благослови нас, дай нам возможность прославлять Тебя, покажи нам Свое Лицо, Господи, и помилуй нас. Здесь явный призыв псалмопевца, чтобы Господь пришел на землю и открыл Свое Лицо и тайну Богопочитания и тайну Боговоплощения.

Глубочайшим смыслом открываются эти слова: дальше так жить невозможно на земле, дальше нужно увидеть Лицо Божие. Но мы знаем, что невозможно увидеть Его – тот же псалмопевец Давид сам говорит, учитывая слова Священного Писания, что невозможно Бога узреть и не умереть, никто не может взглянуть на Лицо Божие. Но здесь он пророчествует, что придет такое время, когда Господь откроет Свое Лицо верующим в Него через Воплощение – Он примет на Себя плоть человеческую. Эти слова, надо сказать, были традиционны для еврейского народа, который всегда благословлял людей именем Божиим и от Лица Божьего, так что эти слова были очень известны. Опять-таки, через это происходит и познание Бога Отца: Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Кто видел Сына, тот видел и Отца; кто познал Сына, тот знает и об Отце.

«Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое». «Аз есмь путь», – говорит Господь: через Господа Иисуса Христа мы приходим к Отцу, приходим к вечности. Господь не стал держать нас в неведении, каким образом и куда мы должны идти, какой у нас будет компас, который будет показывать этот путь. Господь Сам пришел на землю, принял человеческий облик, чтобы пройти этот путь и показать, каким путем мы должны идти к Господу. И Господь это сделал удивительнейшим образом. Он показал, как мы должны жить, какие дела должны делать, чего остерегаться, как относиться к своим близким, какие духовные ценности приобретать в своей жизни.

Господь не был отделен от трудностей и проблем земной жизни, Он показал, что мы не должны ни к чему привязываться в этой жизни, что скорби, страдания, испытания стали уделом человеческой жизни здесь, на земле. Господь Сам страдал, испытывал трудности, которые мы с вами испытываем: и голод, и жажду, и нужду, переживал за трудности тех, кого любил, переживал болезни, смерть. Но Своей Божественной властью Он мог исправить кривизны в жизни Его близких, тем самым показывая, что, если и мы будем друзьями Господа, мы тоже сможем приобщиться к Его великой милости, и Он будет нас благословлять не только словами, но и доказывать все Своими чудными делами, по сей день поражающими верующего человека, который обращается к Нему за помощью и получает от Господа и помощь, и исцеление.

Господь прошел путь земной жизни, показав и страдания. К перенесенным Им страданиям мы даже физически не прикасаемся. Но Господь сказал: «Все, что будет, – принимайте, ибо это принял Я. Это будет и у вас в жизни. Терпением вашим спасайте души ваши; претерпевший же до конца спасется». Господь дошел до самого Креста, и когда находился на Кресте, все Его искушали. Были трудные минуты, в которые Господь сказал: «Боже Мой, Боже, вскую оставил Мя еси?» Но всегда была явлена сила Самого Господа. Господь до конца все перенес, тем самым показав, что каждый, кто пойдет вслед за Ним, увидит вечность. Неслучайно Господь вознесся на Небо: не для того, чтобы просто сесть одесную Бога Отца, а для того, чтобы приготовить для каждого верующего в Него Свою обитель: «В доме Отца Моего обителей много». Поэтому здесь псалмопевец Давид и просит, чтобы Господь показал Лицо Свое, явил Себя всему миру и через это дал возможность познать на земле путь, по которому и должны идти к Богу верующие в Него.

«Во всех языцех спасение Твое». Здесь говорится, что этот путь открывается не только для еврейского народа, но для всех народов земли. Господь всех приглашает пройти по этому пути, и кто не откажется по нему идти, тот обретет вечность и спасение.

«Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси» – исповедовать Тебя, прославлять Тебя, Господи, будут все люди, и из среды иудейской. Здесь два раза повторяет псалмопевец Давид: «да исповедятся Тебе людие, Боже», а потом: «да исповедятся Тебе людие вси», отделяя, конечно, избранный народ от других народов. Псалмопевец Давид все-таки показывает, что не только еврейский народ будет познавать Господа и идти вслед за Господом, но люди всей земли.

«Да возвеселятся и да возрадуются языцы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси». Псалмопевец очень хорошо говорит, как бы повторяясь: да исповедятся Тебе людие, что Господа будут все благодарить. За что Тебя, Господи, будут благодарить? Ты всех судишь по правде: грешников наказываешь, добродетельных милуешь и принимаешь покаяние от человеков. Здесь говорится о том, что Господь не смотрит на лицо, а смотрит на дела, которые человек совершает. «Да исповедятся Тебе людие вси», – да благодарят Тебя, Боже, все люди за неизреченную милость, которую Ты даешь нам: Ты в правоте ко всем подходишь; правда и милость всегда с Тобою.

Когда народ воссылает благодарение Богу, тогда у него умиряется жизнь, тогда в его жизни становится все хорошо. И тогда земля по-другому относится к человеку. Ведь и явления природы, мы знаем, происходят не просто так: они даются за грехи, которые люди несут в себе. Господь только праведнику благословляет добрый путь, а грешному человеку посылает всякие наказания и испытания. Праведному дает возможность созидать на земле, благословляет эту землю тогда, когда человек живет с Ним и стремится исполнить Его заповеди.

Поэтому дальше псалмопевец Давид говорит: «Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш» – когда ты благодаришь Бога за Его великие непрестанные благодеяния, Господь благословляет землю, она дает обильные плоды, и человек живет в достатке, не испытывая трудностей. И здесь удивительно: если Господь не благословит землю – земля не даст плода; если Господь не благословит строителя, то всуе трудится зиждущий – ничего нельзя будет созидать в жизни, ничего невозможно будет строить, если не будет Божьего благословения. И как бы кто ни хотел строить жизнь без Бога («мы наш, мы новый мир построим, разрушим до основанья») – останется ни с чем: тот, кто так думает и хочет без Бога построить что-то в этой жизни, претерпевает неудачу, все у него не ладится. А если человек живет с Богом – Господь все дает ему, и земля дает плод, невзирая на перипетии и трудности, с которыми человек встречается в своей жизни.

Дальше псалмопевец пророчествует о Святой Троице:

«Благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже», трижды повторяя: «Боже, Боже, Боже». Так он предвидит, что будет открыт образ Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной. Об этом и дальше будет он говорить. Явление Троицы настолько удивительно, потому что человек познал Бога во всей полноте. У нас появляются и такие праздники, как Богоявление, праздник Троицы (мы называем Пятидесятницей, сошествием Святого Духа), потому что в эти дни явилась Троица, Бог наш во всей Своей полноте. И это, опять-таки, неслучайно: и святые отцы, и псалмопевец Давид, и праотцы уже предвидели образ Святой Троицы, каким образом, может быть, для них и было сокрыто до времени. А здесь псалмопевец пророчествует, что придет время, когда человек познает Бога во всей полноте – Троица ему явится, и он получит благословение от Самого Господа.

«И да убоятся Его вси концы земли». Здесь псалмопевец говорит уже в единственном числе (убоятся Его), подчеркивая, что Троица Единосущная и Нераздельная. «Убоятся Его вси концы земли» – необходимо соблюдение законов Божиих. Убояться – это значит исполнить все то, что Господь заповедовал. Благословение от Господа получает тот, кто исполняет заповеди Божии. Поэтому здесь он и призывает, чтобы каждый стремился исполнить заповеди Господни, и тогда он получит благословение от Святой Троицы: это боязнь не ради страха, а боязнь потерять любовь Божию.

Этот псалом настолько удивителен! Он свидетельствует, в какую глубину проникал псалмопевец: он проникал в глубину Нового Завета, открывая такие тайны, о которых потом уже скажет Сам Господь, и через Него будет явлено всему роду человеческому.

«Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны», – эти слова мы слышим очень часто за богослужением, как возглас священника, где он просит, чтобы Господь помиловал, дал утешение человеку после того, как враг рода человеческого его мучает: мы говорим, что живем в новозаветное время, но испытываем многие трудности внутреннего порядка. Этот возглас очень важен для каждого из нас, чтобы наша жизнь не была спрятана за кулисы, чтобы мы общались с Богом, чтобы милость, что была дана Господом во время Его Пришествия, распространялась на каждого из нас. Но она будет распространяться лишь тогда, когда мы будем иметь глубочайшую веру в нашего Господа, когда мы с вами сможем увидеть Лицо Самого Бога, увидеть Его. Это очень важно. Почему этот возглас и звучит каждое богослужение в наших храмах на часах ли, вечером ли, утром: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Дай нам, Господи, увидеть лицо Твое».

Зная о Боге много, мы порой не видим Господа. Мы забываем, что Господь есть на этой земле, поэтому начинаем проводить жизнь не так, как нам заповедовал Господь, а так, как строится наша земная жизнь. А она, и особенно современная, устраивается без Бога: все есть в нашей жизни, и в большом изобилии, но среди всего этого мы не находим места для Бога. Так что этот возглас псалмопевца и сегодня звучит насущно: чтобы мы вырывались из суеты нашей жизни, искали Лицо Бога, чтобы идти правильным путем.

Жизнь дается не для того, чтобы мы почувствовали вкус хлеба. Как говорил святитель Димитрий Ростовский, мы живем и служим не ради хлеба куса, а ради нашего Господа Иисуса. Жизнь каждого человека должна быть направлена на то, чтобы мы увидели Бога и шли путем Господа.

Опять-таки, для чего идти путем Господа? Ведь можно жить и без Бога, и многие живут без Бога в этой жизни, и, казалось бы, живут счастливо, богато, достаточно. Но это только внешнее проявление, будто эти люди самодостаточные.

Жизнь без Бога – самая страшная. Человек, не видящий Бога, не видит света, не видит в своей жизни просвета. Человек, живущий без Бога, идет в никуда. Он не то чтобы отвергает вечность – где-то в своем сознании он может и воспринимать ее, но она будет уходить от него, потому что туда невозможно войти человеку неподготовленному, к ней нужно подготовиться: в вечность человек войдет только в брачных одеждах. Брачные одежды – это добродетельная жизнь с Господом.

Некоторые говорят: мол, вот доживем до старости и тогда будем ходить в храм Божий, начнем вести другую жизнь, которую заповедал нам Господь. Но не каждый доживает до старости и сможет, когда уже приходят немощи, провести свою жизнь так, чтобы подготовить себя к вечности.

Человек, который живет без Бога и который не ищет Лица Божие, не получает благословения в своих трудах, очень часто остается неудовлетворенным и от работы, и от взаимоотношений в семье, не получает радости от своей жизни. В лицах людей не видно Божественного образа: если мы посмотрим на лица горожан, особенно в большом городе, даже утром, когда человек встает от сна, еще ничем не удрученный, не утомленный, он уже идет с печальным лицом, у него нет улыбки, радости на лице. Почему? Он живет без Бога, он не может светиться, ведь свет дает только Господь. Нет радости, потому что жизнь без Бога дает столько трудностей, испытаний, что человек не может радоваться.

Радоваться может тот, кто живет с Богом, – тогда он видит результаты своих трудов: «Земля даде плод свой» – так и говорит псалмопевец Давид в этом псалме. То есть когда человек благодарит Господа, прославляет Его, тогда и земля дает плод, тогда радостными для него становятся дни жизни его, у него все получается, работа приносит утешение, отношения с близкими выравниваются, дело спорится. И человек встает утром радостным; помолившись, он ощущает, что Господь благословит ему и сегодняшний день.

Почему мы должны радоваться каждому дню? Каждый день дарит нам жизнь. «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный», – говорит псалмопевец. Каждый день творится Богом для человека, и человек в этот день должен совершать много хорошего, позитивного, или, как мы говорим, добрых дел, тогда он будет исполнен радости. А если мы будем жить только для себя, такой день не будет приносить нам радости, мы не получим благословения от Господа, и жизнь наша не будет приносить нам утешение.

Вот такие удивительные слова говорит псалмопевец Давид и призывает нас, чтобы мы, идя за Господом, соделали прямыми стези своя, по слову Священного Писания, то есть стремились всегда исполнять волю Божию. А воля Божия – в том, чтобы мы исполняли тот закон и те повеления, что Господь оставил. Это не только десять заповедей, это та совокупность добрых дел, которые мы должны творить, по слову Священного Писания. Мы должны строить свою жизнь так, как сказал Господь – должны свои поступки соизмерять со словом Божиим и пропускать через призму Священного Писания свои мысли даже в современном мире, который говорит нам, что мы должны поступать по-другому, что христианство устарело, сейчас появляются новые ценности, и мы должны идти вслед за этими новыми ценностями, новым законом, новыми отношениями, новыми стандартами и так далее…

Для нас один стандарт – это Священное Писание, мы должны прислушиваться к Священному Писанию, и как Господь говорил, как нас учил в течение всей Своей жизни, так мы и должны делать. Это и называется «познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое». Тогда во всем народе будет спасение, когда мы познаем путь нашего Господа и будем идти вслед Него.

И не огорчаться, что у нас порой что-то не получается, не печалиться, но приносить Богу покаяние и безропотно переносить испытания, которые Он посылает нам для нашего исправления, очищения, вразумления и чтобы мы больше и больше укреплялись в добродетельной жизни.

Получить Божие благословение – это значит утвердить дома свои: укрепить род свой, – к этому должен стремиться каждый человек. Вот именно этот глубочайший смысл и закладывает псалмопевец Давид в строки Священного Писания, он говорит о правде и правости Господа, Который однозначно каждому воздает по правде своей, но и являет милость Свою.

Этот псалом показал нам, к чему мы должны стремиться, от чего отталкиваться в своей жизни, что делать, а от чего отходить и к чему не прикасаться. С благодарностью Господу, с благодарностью псалмопевцу Давиду за ту глубину, которую он открывает нам через строки Псалтири.

Братья и сестры, когда мы будем осмысленно подходить к чтению Псалтири, тогда будем получать великое утешение от соприкосновения с теми строками, с теми пророчествами, которые оставил нам псалмопевец Давид.

Сердечно благодарю вас за то, что мы сегодня вместе были это время! Призываю на всех вас Божие благословение, и до новых встреч!

Записала Нина Кирсанова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: