Беседы с батюшкой. Спорт, физическая культура и православие


Опасный спорт

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному

, настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.

Здесь можно обсудить эту статью в блогах Liveinternet.

Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах «Фомы» (Живой Журнал). Регистрация не требуется.

«Со спортсменкой из мусульманской семьи поговорил православный священник»

Настрадавшаяся за последние дни фигуристка Камила Валиева побеседовала с духовником олимпийской сборной России Андреем Алексеевым. Этот разговор, состоявшийся перед решением Спортивного арбитражного суда, вызвал дискуссию в соцсетях.
В частности, на эту тему высказался первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов.

«Из того, что со спортсменкой из мусульманской семьи Камилой Валиевой в непростые для нее дни поговорил православный священник, мы поняли, что, во-первых, рядом с нашими спортсменами в олимпийской деревне присутствует православный священник, а, во-вторых, ни от каких других религий (несмотря на то, что традиционных религий в России четыре) духовенства возле наших атлетов на Олимпиаде нет», — пишет Мухетдинов.

В РПЦ есть комиссия по спорту – с Плющенко, Исинбаевой и Емельяненко

В 2015 году в РПЦ появилось что-то вроде министерства спорта – Патриаршая комиссия по вопросам физкультуры и спорта. Вот ее основные задачи:

1) Формирование позиции РПЦ по актуальным вопросам в сфере пропаганды здорового образа жизни, развития физкультуры и спорта.

2) Утверждение в спортивном сообществе среди спортсменов, тренеров, болельщиков, активной молодежи, традиционных нравственных и патриотических ценностей.

3) Изучение вопросов физкультуры и спорта с точки зрения православной аскетики и нравственности, формирование пастырских рекомендаций по работе со спортивным сообществом.

4) Координация церковной спортивной и физкультурной работы на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях как важной формы миссии Церкви, особенно среди детей, подростков, молодежи.

5) Поддержка спортивных мероприятий, направленных на укрепление межнациональных и межрелигиозных контактов.

По сути, комиссия занимается пропагандой спорта и здорового образа жизни и в духовной среде (например, среди священнослужителей), и в светской.

Среди председателей Комиссии спортсменов нет (только священники), но в рядовых членах много знакомых фамилий: депутаты Госдумы Николай Валуев, Светлана Журова и Владислав Третьяк, чемпион Европы по боксу Владимир Носов, чемпион мира по кикбоксингу Александр Волков, боец ММА Федор Емельяненко, олимпийские чемпионы Елена Исинбаева, Евгений Плющенко, Александр Карелин, Алексей Немов, Александр Попов, Вячеслав Старшинов, шахматист Анатолий Карпов и даже футболист Егор Титов.

«Она всегда может обратиться за поддержкой к любому, мы не можем ее укорять»

«А разве она не имеет права беседовать с кем захочет? — задается вопросом советник муфтия РТ по социальным вопросам, имам-хатыйб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов. — У нас в стране существует свобода вероисповедания, каждый имеет право придерживаться той или иной религии либо не придерживаться ее вовсе. Если это выбор Камилы, к тому же, если разговор носил отеческий характер и оказал на нее благотворное влияние, я не вижу в этом ничего плохого. Она молодая девушка, на нее столько всего свалилось, ей нужна поддержка. Она всегда может обратиться за поддержкой к любому, мы не можем ее укорять».

Россия — многоконфессиональная страна, и если отечественные спортсмены захотят, чтобы на Олимпийских играх присутствовали духовные представители других религий, этот вопрос можно вынести на обсуждение, например, на уровне Общественной палаты, считает Баязитов.

«Олимпийские игры изначально — часть античной языческой религиозности»

«Здесь, наверно, можно было бы много рассуждать, что религиозной поддержкой олимпийской сборной должны заниматься представители всех основных традиционных конфессий России. В Русской императорской армии были же полковые муллы, — говорит казанский публицист Марк Шишкин. — Но если смотреть глубже, тема «большой спорт и религия» вообще может привести к полной ревизии существующих институтов, взять хотя бы те сюжеты, что лежат на поверхности».

По его словам, Олимпийские игры изначально — часть античной языческой религиозности. Их отмена совпала с утверждением в античном мире христианства, а их возрождение хронологически совпадает с началом дехристианизации западной цивилизации.

«У мусульман, полагаю, есть немало своих претензий к этому феномену. В частности, к дресс-коду участников и участниц. Надо ли представителям авраамических религий играть на этом поле, или лучше солидаризоваться со все возрастающим числом критиков олимпийского движения? Это вопросы гораздо более значимые, чем то, что с татарской девочкой поговорил русский священник. И ответ на эти вопросы должен быть очень взвешенным», — резюмирует Шишкин.

Фото на постере: fsrussia.ru
Расскажите друзьям

Патриарх Кирилл любит спорт: писал книгу про дзюдо и благословлял олимпийцев

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл тоже активно выступает за спорт и здоровый образ жизни.

Вот что он говорил, когда открывал Патриаршую комиссию по вопросам спорта: «Лист, на котором писалась история современных отношений Русской Православной Церкви и спорта, во многом остается незаполненным. Воцерковление спорта — это пастырская задача, и поэтому Церковь призвана к ее несению самим Христом. Мы не должны формулировать некое богословие спорта, спорт не является вызовом христианскому богословию. Вызовом является потребность говорить с людьми из мира спорта на понятном языке.

Отсутствие заботы о теле приводит к недугам, а при стечении определенных обстоятельств — и к смерти. Поэтому сознательное пренебрежение физическим здоровьем, причем экстремальное, могущее привести к гибели человека, Церковь рассматривает как одну из форм самоубийства. В моей жизни физическая культура занимает определенное место. Не представляю, как я бы справлялся с нагрузками, если бы не было опыта занятий физкультурой и спортом. Я каждый день занимаюсь спортивными упражнениями. И поэтому должен сказать, что это очень помогает, держит тебя в тонусе и формирует волевые качества».

Профессионально патриарх спортом никогда не занимался, но, говорят, полюбил дзюдо – как и президент Владимир Путин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: