Русский миссионер в Индии. Архимандрит Андроник (Елпидинский)

Население Индии — 1,3 миллиарда человек. И это значит, что каждый шестой человек на планете Земля живет в этой стране. 2,4 миллиарда человек — примерно столько людей считают себя христианами. Это примерно каждый третий землянин. Огромное количество людей, которое трудно себе представить. И вряд ли можно предположить, что эти общности нигде не пересекаются.

Недавно я смотрела видео с праздника в христианской общине Индии. Я наблюдала, как они молятся и радуются: какие они нарядные, как они сидят на покрытом коврами полу помещения, служащего им храмом, и поют свои гимны, сопровождая их звуками бубнов, барабанов и хлопков в ладоши. Я видела, насколько происходящее отличается от того, что происходит за богослужением у нас. Отличается настолько, что, если бы меня не предупредили, что то, что я вижу, имеет непосредственное отношение к Православию, я бы даже об этом не подумала. Но я смотрю на этих удивительных людей и в который раз убеждаюсь, что какими бы разными мы ни казались, есть Тот, Кто дал нам возможность называть друг друга братьями и сестрами.

Первые христиане Индии

Общепризнанный факт: христианство попало в Индию задолго до того, как распространилось по территории большинства европейских стран. Однако вопрос о том, кто принес сюда Благую весть, многие считают открытым.

Предание связывает появление первых христиан в Индии с апостолом Фомой. Считается, что апостолы распределили территории для проповеди с помощью жребия, и Индия выпала именно Фоме. В 52 году он прибыл в Кодунгаллур на малабарском берегу (сейчас это штат Керала), проповедовал там и основал несколько христианских общин. По этой версии апостол закончил свою земную жизнь мученически — был убит брахманом (представителем высшего слоя индуистского общества, возможно, священнослужителем) и погребен на месте нынешнего католического собора святого Фомы в Мадрасе.

Святитель Димитрий Ростовский, который также связывает его миссию с территорией Индии, предлагает более конкретную версию мученической кончины апостола: Фома был убит местным правителем Муздием за то, что его проповедь внесла в раздор в царскую семью: жена Муздия отказалась от супружеского общения со своим мужем. Как бы то ни было, христиане апостола Фомы верят, что именно он был первым проповедником Евангелия в Индии. Кстати, второе их название — «насрани» — предположительно происходит от слова «ноцрим» («которые из Назарета» на иврите, по родному городу Иисуса Христа). На Ближнем Востоке это слово применялось для обозначения христиан.

У древних историков и таких церковных писателей, как Григорий Богослов и Иероним Стридонский, сомнений в том, что первым проповедником христианства в Индии был апостол Фома, не было. А вот современные историки связывают появление христианства в Индии с именем другого Фомы — Канского (на языке малаялам — Кнай Томман). Этот торговец из Эдессы по благословению Патриарха Антиохийского в середине IV века отправился в морское путешествие с 72 христианскими семьями и епископом Иосифом и высадился на малабарском побережье, спасаясь от преследований персидского царя Шапура II, проводившего антихристианскую политику.

Исследователи считают, что этого человека «спутали» с апостолом Фомой, и результатом этой путаницы стало особое отношение к последнему со стороны индийских христиан. А этот временной разрыв в 300 лет между деятельностью апостола Фомы и Фомы Канского дает повод говорить о том, что ни одна церковь в Индии не может считать себя прямой наследницей апостола, ведь все это время в ней не было священства. Так или иначе, к моменту первых контактов с европейскими христианами и Великих географических открытий христианские общины Индии пребывали в каноническом единстве с Сирийской церковью уже почти тысячу лет.

Кому открывается истина?

Позднее в этот день я пообщался и с одним индусом, который тоже женат на русской. От него удалось узнать некоторые любопытные факты о католическом и протестантском миссионерстве в Индии. Например, он говорит, что знаменитая мать Тереза давала понять больным, что поможет им только при условии принятия ими католичества, и об этом будто бы все знают в Индии и поэтому не уважают её. Возможно, это просто «индусская пропаганда», но, быть может, есть здесь и отголосок каких-то реалий, не отражённых в созданном на Западе образе этой женщины.

Мой собеседник сообщил, что сейчас и протестанты так проповедуют, в том числе среди индийских католиков, предлагая им помощь в обмен на принятие веры, и что будто бы те, кто переходит из католицизма в протестантизм, должны при этом наступить ногами на икону Божией Матери. Я с удивлением переспросил, действительно ли это происходит в наши дни, и он подтвердил, что такое происходит сейчас, но не в крупных городах, а в бедных деревнях.

Интересно также было узнать индуистскую интерпретацию факта сохранности останков Франциска Ксавьера, который местными католиками однозначно воспринимается как чудо Божие. Индусы же говорят, что будто бы когда Ксавьер высадился в этих местах, некий брамин проклял его и обрызгал особой заговорённой водой, и вот как результат этого проклятия тело Ксавьера не может разложиться и быть погребено как тела других людей.

Впрочем, святитель Николай Сербский, посещавший Индию и очень полюбивший индийцев, выражал надежду, что некогда они обратятся в Православие, и именно Православие принесёт им освобождение от всего того, что мучает Индию до сего дня, как и всех, кто живёт без Христа. Дай Бог, чтобы это действительно когда-нибудь состоялось. К сожалению, как отмечал ещё святитель Николай Сербский, католики и протестанты очень дискредитировали христианское миссионерство в глазах местных жителей, и сейчас оно даже официально запрещено почти во всех штатах Индии.

К прочтению Церковь чтит память святого благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

В последний вечер я уже позволил себе немного отдохнуть и просто прогуляться по посёлку, а отец Алексей до ночи общался с людьми, пришедшими на прощальный ужин. Думаю, столь продолжительное и глубокое общение со священником в неформальной обстановке для них многое значило.

Первые контакты с европейскими христианами

В IX веке Альфред Великий, первый король Англии, дал обет, что в случае победы над викингами отправит богатые дары к дальним христианским святыням. В том числе и к месту упокоения апостола Фомы. И англосаксы, добравшиеся с этой целью до побережья Индии, нашли здесь вполне процветающую и уважаемую общину местных христиан. Их сообщения вошли в Англосаксонские хроники. Насрани также упоминаются Марко Поло в его «Книге чудес света» (конец XIII в.). Великий путешественник сообщает о том, что посетил в Индии гробницу апостола Фомы. Примерно к этому же времени относится свидетельство неутомимого францисканского миссионера Джованни Монтекорвино, который посетил «страну апостола Фомы» и обратил в христианство около сотни индийцев. Чуть позже в Индии появились французские католические миссионеры. Проповедь Иордануса Каталани, в будущем первого католического епископа Индии, имела огромный успех. С его именем связывают оживление религиозной жизни местных христиан и обращение ко Христу тысяч индийцев.

Конфликты[править | править код]

Конфликт между индусами и христианамиправить | править код

Исторически, со времён основания христианской общины между ними и индусами поддерживалось относительно мирное сосуществование. После прибытия европейских колонизаторов началась бурная миссионерская деятельность на юге и северо-востоке Индии. Многие местные народы были обращены в католицизм. При этом новообращённые сохранили многие из своих обычаев. В частности, у индийских христиан сохранилась в изменённом виде кастовая система. Неприкасаемые составляют до 70 % от христианского населения Индии.

Агрессивный прозелитизм со стороны христианских миссионеров в годы британского господства в XIX веке стал причиной негативной реакции со стороны мусульман и индусов, которые почувствовали угрозу своему традиционному укладу жизни. Прозелитизм стал одной из многих причин индийского восстания 1857 года. С другой стороны, христиане повлияли на мировоззрение многих индуистских реформаторов XIX века, в частности, таких, как Брахмо самадж. С другой стороны, индийские христиане, особенно не принадлежащие к ранним общинам, сохранили многие индуистские обычаи, например, индуистский праздник дивали.

В XX веке соперничество между индуистами и христианами вылилось в межпартийную борьбу и экстремизм с обеих сторон. Христианское миссионерство среди индуистов низших каст привело к возникновению «скрытых христиан», в особенности среди неприкасаемых.

23 января 1999 г. австралиец , работавший у христианских миссионеров, был сожжён заживо вместе с двумя сыновьями, которые приехали провести каникулы в Индии с родителями. Его убийцей был активист индусской организации Вишва хинду праишад .

Правительство штата Трипура нашло свидетельства в пользу того, что Баптистская церковь Трипуры поддерживала террористическую группу Фронт национального освобождения Трипуры, сепаратистскую группу, которая нападала и убивала индусов в данном регионе, что привело к прекращению индусских фестивалей. Террористические группы пользовались моральной поддержкой Американских баптистских церквей США — их представитель Джон Сандквист (John Sundquist) выступил с официальным обращением в их поддержку 26 февраля 1998 года.

Повстанцы Нагаленда представляют собой коалицию повстанческих групп, действующих в Нагаленде на северо-востоке Индии. «Христианство является существенным элементом идентичности народности нага», поскольку около 95 % из них являются христианами. По мнению Гордона Минза,

Согласно докладу, представленному в 2011 году «Catholic Secular Forum» (CSF), нападения на христиан со стороны экстремистских индуистских группировок в настоящее время происходят почти во всех индийских штатах в связи с чем зафиксировано 2141 случай насилия в отношении христиан. Почти половина актов насилия в 2011 году были совершены в юго-западном штате Карнатака, а также случаи дискриминации христиан особенно часто происходят в штатах Орисса, Гуджарат, Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх. Жертвами становятся, в основном, женщины и дети.

Конфликт между мусульманами и христианамиправить | править код

Манускрипты на пальмовых листьях 15 или 16 в., содержащие христианские молитвы на тамильском языке

Мусульмане в Индии и Пакистане, в случае обращения в христианство, подвергаются унижениям, запугиваниям, нападениям. В Кашмире 50-летний новообращённый в христианство по имени Башир Тантрай был убит, предположительно исламскими экстремистами, 21 ноября 2006 г.

Христианский священник К. К. Алави, обратившийся в христианство из ислама, вызвал гнев мусульманской общины и получил немало угроз. Воинствующая исламская группа «The National Development Front» организовала против него активную кампанию.

Время Великих географических открытий

Однако самые впечатляющие результаты миссии по праву принадлежат португальцам. По большому счету во многом благодаря им абсолютное большинство индийских христиан и сегодня — католики. В конце XV века с экспедицией Васко да Гамы к малабарскому берегу пристали корабли с португальскими миссионерами. К этому моменту местная церковь следовала восточно-сирийскому обряду. Поэтому, помимо обращения в христианство местных жителей, одной из задач миссии была латинизация литургического обряда христиан апостола Фомы. Итогом стало образование большой римско-католической общины.

Васко да Гама

Дальше христианство распространилось в Гоа (в 1518 году здесь уже существовал первый францисканский монастырь), где местное колониальное правительство поддержало деятельность миссионеров, предоставив крещеным некоторые льготы. Но нужно понимать, что это привело не только к распространению Благой вести по территории Индии, но и имело обратную сторону: появились так называемые «рисовые христиане», которые совмещали христианство со старыми местными обычаями. Так как это было расценено как угроза чистоте христианства, в Индии была учреждена инквизиция, невероятная по своей жестокости. Ее для Индии требовал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, личность масштабнейшая и достойная нашего внимания.

Он родился в Испании 7 апреля 1506 года в семье зажиточного крестьянина, который получил докторскую степень по юриспрудении и служил тайным советником и министром финансов при дворе короля Наварры. Мать миссионера была единственной наследницей двух аристократических наваррских родов. В 1525 году Франциск Ксаверий отправился учиться в Париж и получил степень магистра искусств. В 1529 году случилось одно из основополагающих событий в его жизни — знакомство с Игнатием Лойолой, — с которым несколько лет спустя они с еще несколькими товарищами основали Общество Иисуса (иезуитского ордена). В 1537 году Франциск Ксаверий был рукоположен в священника. В 1540 году именно он написал устав ордена.

В это же время по просьбе португальского короля Ватикан решил направить в Индию миссионеров. Это дело поручили Франциску Ксаверию, и в 1541 году, в свой 35-ый день рождения, он отплыл из Европы на корабле «Сантьяго» и больше сюда не вернулся. Оставшуюся жизнь он провел в Индии, на Молуккских островах (сейчас это территория Индонезии) и в Японии. Несмотря на сложности, миссия Франциска Ксаверия была успешной. Достаточно сказать, что за первые три года только на южном побережье Индии было построено примерно 40 храмов.

В 1545 году Франциск Ксаверий на время покинул Индию ради проповеди на Молуккских островах, но через два года вернулся. А в 1549 году этот вдохновенный проповедник был уже у берегов Японии. Здесь он тоже провел около двух лет и основал несколько католических общин. К январю 1552 года Франциск Ксаверий вернулся в ставшую уже родной Индию, но ненадолго: в апреле уже 46-летний опытный путешественник отправился в Китай, где скончался практически в одиночестве на острове Шанчуань в конце того же года, так и не попав на материковую часть страны. Тело Франциска Ксаверия было доставлено в Гоа, который служил опорным пунктом для его миссии. Оно находится там и по сей день. Его мощи католики почитают нетленными. Франциск Ксаверий был прославлен католической церковью как святой. Ведь именно ему, первому миссионеру от иезуитов, католическая церковь обязана своим распространением в Азии.

Франциск Ксаверий вел проповедь среди бедных слоев населения Индии, однако это вызывало противодействие со стороны индийской аристократии. Поэтому его последователи решили изменить тактику и проповедовать высшим слоям индийского общества.

После утраты португальцами влияния в Индии и прихода сюда Британской империи началось переселение католиков вглубь страны, что привело к еще большему распространению католицизма. Кроме того, в Индию прибыли ирландские переселенцы, которые тоже были католиками. Еще один пик роста ждал католическую Индию на рубеже XIX–XX веков, когда крещение стали массово принимать представители низших каст. Этот «демографический взрыв» потребовал от Католической церкви даже учреждения нескольких метрополий.

На протяжении сотен лет епископами у католиков Индии традиционно оставались европейцы. Только в XX веке, а точнее в 1923 году, во епископа был рукоположен первый индиец. К 1960 году преобладание европейцев в этой сфере закончилось. Сейчас большинство католических епископов страны являются индийцами, а Католическая церковь имеет очень разветвленную структуру в этой стране. И это понятно: именно католиками являются более 17 миллионов индийцев (2,4 % всего населения, или 70 % всех христиан страны). К слову, в Гоа католицизм — крупнейшая христианская конфессия (к ней относится не менее четверти населения). И это можно считать живым свидетельством успешности миссии первых португальских проповедников, в том числе Франциска Ксаверия.

СЛУГИ РОДИНЫ ПРОТИВ РАБОВ БОГА

— Большой у вас в Индии приход?

— Крещеных больше двухсот человек, еще есть оглашенные. Пока что большинство — это перешедшие из англиканства вслед за моим братом Поликарпом миряне, но есть и новообращенные. После моего рукоположения здесь, в храме апостола Иоанна Богослова при Духовной академии, я уже ездил в Индию, занимался миссионерской работой, крестил. Община растет, к нам присоединились еще несколько десятков человек. В России, конечно, хорошо, но у вас здесь достаточно пастырей, которые несут Слово. А Индии их не хватает. К сожалению, в моей стране мало кто слышал о православии. Поэтому мое место там, на родине.

— Как складываются отношения православных с другими христианскими конфессиями в Индии?

— Отношения у нас хорошие, особенно с Сиро-яковитской Церковью. Уже дважды, на Рождество и на Богоявление, они предоставляли нам свои храмы для молитвы, и в дальнейшем тоже обещали пускать — не по воскресеньям, когда у них у самих богослужения, а на двунадесятые праздники. Календарь у наших Церквей разный, поэтому дни праздников не совпадают. Своего храма у нашего прихода нет, мы собираемся по домам.

— Насколько я знаю, в Индии, а особенно в вашем штате Махарашта, весьма активны правые радикалы, которые чинят препятствия христианам и верующим других нетрадиционных для Индии религий. Ваш приход сталкивался с угрозами фундаменталистов?

— В нашем приходе шесть общин — в моем городе и в поселках вокруг него. В одном из таких маленьких поселков наша православная община — единственные христиане, и вот они-то как раз и столкнулись с угрозами со стороны организации «Раштрия сваямсевак сангх» (Союз добровольных слуг родины). Это самая большая радикальная группа в Индии, она оказывает заметное влияние на внутреннюю политику. Самих верующих в поселке они не трогают, но мне и другим единоверцам запретили туда приезжать, приходится этим людям ездить на богослужения к нам, в город. Я старался поговорить с радикалами, объяснить им, что никакой угрозы мы не представляем, — но безрезультатно.

К прочтению Крещение в 2022 году — 19 января | Всё о празднике

— Если бы вы проигнорировали их предостережения, что бы они могли сделать?

— Всё что угодно. Во-первых, в этом поселке нет полиции. Поэтому радикалы там ведут себя как хозяева. Бывали в Индии случаи, что полиция просто закрывала глаза на их выходки: говорили пострадавшим христианам — вы сами виноваты, вы их спровоцировали и оскорбили их чувства.

Индия, православие в Индии

В Индии богослужения проводятся обычно в домах верующих

Протестанты

Принято считать, что протестантские миссионеры появились в Индии в XVIII веке. И хотя до этого здесь и бывали англиканские священники, проповедь Евангелия и обращение в христианство местных жителей не было их целью. А вот в 1706 году в Индию прибыли лютеране Бартоломей Цигенбальг и Генрих Плютшау, и это была уже самая настоящая миссионерская деятельность. Цигенбальг перевел Новый Завет на тамильский язык и напечатал его в организованной миссионерами типографии. Свою проповедь он сочетал с социальным служением, которое сталкивалось с категорическим неприятием со стороны местных аристократов и то приводило миссионера тюрьму, то делало объектом заговоров, в том числе с целью убийства. Однако смерть Бартоломея Цигенбальга не была насильственной: подвело здоровье. Проповеднику было всего 36 лет, когда он скончался.

Лютеране оставались главными протестантскими проповедниками в Индии вплоть до конца XVIII века. А в 1793 году сюда прибыл баптист Уильям Кэри, посвятивший своей миссии 40 лет жизни. Он тоже соединял проповедь с социальным служением: прилагал усилия к запрету детских жертвоприношений и знаменитого обычая самосожжения вдовы на похоронах мужа, поощрял межкастовые браки.

Англиканцы, методисты, пресвитериане в XIX уже имели своих миссионеров в Индии. В середине XIX века прибыли даже мормоны, но их миссия провалилась. В начале XX века в Индии появились пятидесятники. Примерно тогда же начался процесс объединения разных протестантских церквей по географическому принципу — в Церковь Южной Индии (крупнейшее объединение, почти 6 млн человек) и Церковь Северной Индии (2,4 млн человек). Кроме того, большинство лютеран входят в Объединенную евангелическо-лютеранскую церковь Индии. Есть общины и у евангелистов, баптистов, пятидесятников и даже квакеров. Последних насчитывается примерно тысяча. В стране действуют также адвентистская и новоапостольская церкви.

Индуист молится свободно

Шиваджи навсегда освободил индуистов от гнёта ислама. Но не только! Именно маратхи оказались той неодолимой силой, что не пустила католических фанатиков вглубь Индии. Наступление с Запада — португальский “крестовый поход на Восток” — так и захлебнулось под пальмами гоанского пляжа. Маратхи удерживали фронт достаточно долго, и португальское могущество увяло само собой. Желания крестить “язычников” огнём и мечом у них сильно поубавилось.

Король Португалии забирал колониальные товары в казну. Исключение составляли ром, табак, сахар и рабы, да и то с оговорками. Золото, каменья, пряности, слоновая кость, благородное дерево — всё доставалось только ему одному. А Португалия как была в нищете, так и осталась. Верных людей и ресурсов не хватало, все оказались продажными и неспособными.

Тем не менее, португальская колония в маленьком Гоа просуществовала неправдоподобно долго. Англичане ушли из Индии в 1947, а над Гоа по-прежнему развевался португальский флаг. Его спустили только в 1961 году. С тех пор индуизм постепенно отвоёвывает позиции, но множество католических храмов по-прежнему функционирует, и паствы им хватает вполне.

Англичане выиграли у маратхов три большие войны, но главное маратхи им не отдали — они остались свободными индуистами. Шёл XIX век, времена более цивилизованные. Англичан интересовали, прежде всего, деньги. Завоевание Шиваджи не было утрачено.

На восточном побережье Индии столкновение религий имеет свою историю. Французы в Пондичерри делали немало для продвижения проповеди Иисуса, но их успех был локальным. План европейцев по обращению жителей Индостана в веру Христову потерпел поражение.

Статуя Иисуса в форте Тиракол. Фото автора.

Статуя Иисуса в форте Тиракол. Фото автора

Православие в Индии

Православие в Индии — возможно, самая малочисленная христианская конфессия. В 2004 году к православным относились примерно 5 тысяч человек, что для страны с населением в 1,3 миллиарда человек меньше, чем капля в море. Сейчас в Индии есть действующие приходы Русской православной церкви и Константинопольского патриархата. В 2006 в Нью-Дели начато строительство храма апостола Фомы. Храм заложен на территории российского посольства. Его прихожане — наши соотечественники, постоянно или временно живущие в Индии. Однако строительство храма еще не закончено, поэтому богослужения проходят в частном секторе посольства в небольшой комнатке. Случаются выездные богослужения: например, для православных в Гоа.

Совсем недавно в Индии появился еще один приход. В 2022 году в Санкт-Петербурге был рукоположен во иерея Климент Нехамайиа, коренной индиец. После обучения в Санкт-Петербургской духовной академии отец Климент вернулся на родину и сейчас несет свое нелегкое служение в качестве настоятеля прихода в честь Живоначальной Троицы в г. Чандрапур. По данным группы ВКонтакте, сейчас там проживает 270 православных индийцев. На этом можно было бы закончить рассказ о православии в Индии, но в стране есть еще одна церковь, называющая себя православной. Это Маланкарская сирийская православная церковь. Она ведет свою историю от апостола Фомы. Несмотря на название, эта церковь по сути не является православной, так как отрицает IV и последующие Вселенские Соборы. В V веке она принадлежала к восточно-сирийскому патриархату.

Португальцы в ходе своей миссии предприняли попытки латинизации местной церкви, но это привело к расколу: в 1665 году часть христиан присоединилась к Сиро-яковитской церкви. На протяжении XVIII века предпринимались попытки вернуть их в лоно римско-католической церкви, но все они были безуспешны. В дальнейшем церковь потрясло еще несколько расколов, пока в 1996 году Верховный суд Индии не вынес решение, что в Индии существует только одна православная церковь, независимая, но признающая духовное верховенство Сирийского патриарха.

Что касается отношений с Русской православной церковью, то еще в 1851 году представитель Маланкарской церкви приезжал в Константинополь для переговоров о сближении с Православной греко-российской церковью. А в 1933 году в Индию приехал русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский). Он прожил в Индии 18 лет, но своей главной цели — обратить в православие членов Маланкарской церкви — так и не достиг. Тем не менее Маланкарскую церковь можно назвать очень дружелюбной по отношению к Русской православной. Так, храм Девы Марии в Дели Малабарский католикос подарил Московскому Патриархату, а другие храмы Маланкарской церкви могут беспрепятственно использоваться Русской Церковью в миссионерских и богослужебных целях.

Религия

По конституции Индия – светское государство.

Религиозный состав населения

Большинство сикхов живут в Пенджабе, остальные – в Дели, Калькутте, Мумбаи (Бомбее) и других крупных городах. В Пенджабе сикхи занимаются преимущественно крестьянским трудом, в городах работают главным образом на промышленных предприятиях и в торговле, состоят на государственной службе, формируют влиятельную прослойку в вооруженных силах. После 1947 тысячи сикхов эмигрировали в Великобританию, Канаду, США и Австралию.

Буддийская община в последние десятилетия росла частично благодаря переходу в 1956 в буддизм лидера неприкасаемых д-ра Б.Р.Амбедкара, примеру которого последовали многие его сторонники. Эта религия издавна пустила глубокие корни в Ладакхе (Кашмир) и ряде районов Западной Бенгалии.

Джайны сосредоточены в Раджастхане, Гуджарате и Махараштре. Небольшие их группы рассеяны по городам штата Карнатака.

Зороастрийцы, которых в Индии называют парсами, образуют малочисленную конфессию, привязанную к Бомбею. Община бахаистов насчитывает ок. 1 млн. верующих. Главные центры размещения иудаистов – бывшее княжество Кочин в Керале, Мумбаи и Калькутта. Кочинские иудеи иммигрировали в страну несколько столетий назад, но к настоящему времени в основном возвратились в Израиль.

Упоминания об Индии в Библии

В Священном Писании об Индии и индийцах вообще упоминается очень мало. В , например, границы стран подвластных царю Дарию определяются следующими словами: «от Индии до Ефиопии — в ста двадцати семи сатрапиям»

. Точно также и в кн. Есфирь, по случаю пира, сделанного Артаксерксом сатрапам областей, над которыми он царствовал, пределы его царства обозначаются словами: «от Индии и до Ефиопии (, ). В говорится, что в войске Антиоха Евпатора находилось 32 слона, приученных к войне, и что при каждом слоне находился индиец.

К прочтению Толкования. О чем говорится в Писании?

Некоторые не без основания видят в названиях райских рек Геон и Фисон Индийские реки: Инд и Ганг (-13).

Земля Офир, куда отправлялись корабли Соломона и откуда вывозили золото, красное дерево, драгоценные камни, слоновую кость, обезьян, павлинов ( и др.), как с большою вероятностью предполагают, находилась также в Индии (именно на о-ве Цейлоне).

Христианство в Индии

Христианство в Индии насаждено еще ап. Фомой, приявшим здесь и венец мученический. Индийские христиане на Малабарском берегу даже доселе называют себя христианами Фомы и начало своей Малабарской церкви возводят к этому апостолу. Сирская церковь св. Фомы, по преданию, самая древняя в Малабаре (в г. Паруре).

Когда Васко-де-Гама с португальцами в году прибыли в Кохин на Малабарском берегу, они увидели здесь множество христианских церквей, священники которых управлялись епископами, получавшими свое рукоположение от Антиохийского патриарха, и это преемство управления не прерывалось у них в продолжение почти 300 лет.

Христиане в Индии разделены на несколько конфессий, около двух третей составляют католики, велика доля протестантов. В среднем по стране насчитывается 1.8% христиан — по статистике католиков. Статистика протестантов выглядит еще более оптимистично – 2.34%. Процент христиан в восточных штатах страны значительно выше, чем во всех остальных. Индия на сегодняшний день является одной из стран с самым высоким ростом христианского населения.

В настоящее время в Индии служат и православные миссионеры. По некоторым оценкам, число православных в Индии составляет около 5 тыс. человек, что составляет около 0,0004% населения страны. Индия включена в юрисдикцию Сингапурской митрополии Константинопольского Патриархата. В стране есть православные храмы, детские сады, школы, больницы. Вместе с тем, православную миссию в Индии приходится признать очень слабой и недостаточной. Основные сложности – нехватка людей и средств, а также отсутствие благоприятствующего миссии законодательства.

В каноническом смысле Индия является миссионерской территорией для всех православных церквей. Однако Константинопольский Патриархат, «считая Индию своей канонической территорией, очень настороженно относится к присутствию представителей Русской Православной Церкви в Индии. Во время посещения Калькутты членами делегации Русской Православной Церкви отец Игнатий (Сеннис) отказал им в причастии Святых Христовых Таин» .

Русская Православная Церковь ведет в Индии активную миссионерскую работу. С года Московская Патриархия направляет в Индию священнослужителей для пастырского окормления проживающих там наших соотечественников, и с этих пор назначения священнослужителей на богослужения в Индию стали традицией.

Сложности христианской миссии

Как и в любой точке мира, проповедники христианства сталкивались и сталкиваются в Индии со сложностями и ограничениями, связанными с привычным, традиционным укладом жизни, существовавшим задолго до принятия Благой Вести. В Индии таким препятствием стала кастовая система, глубоко укорененная в индуистской традиции, но заимствованная местными христианами. Она была одним из факторов, влиявшим на успешность проповеди первых миссионеров, с ней пытались бороться протестантские проповедники. В наше время кастовая система подверглась критике со стороны не только рядовых индийских христиан, но даже со стороны папы Римского Иоанна Павла II. И до сих пор эта тема остается одной из болевых точек христиан страны. Ведь по разным оценкам до 80 % христиан Индии относятся к касте «неприкасаемых» — самой дискриминируемой группе населения. А учитывая, что в отличие от «неприкасаемых» индусов, буддистов и сикхов, они не получают никакой государственной поддержки и льгот, можно представить себе, насколько плачевно может быть их положение. Оно является таковым не только в отношении внешних людей, но и в отношении членов одной общины.

Для христиан из низших каст предусмотрены отдельные места в храме, чаши для причащения, отдельные участки на кладбищах. Есть даже отдельные церкви для «неприкасаемых». Мальчиков не допускают прислуживать в алтаре, они также не могут быть чтецами. При этом абсолютное большинство должностей в католических церквях занимают представители высших каст. Само собой, это же относится и к священству — большинство католических священников и епископов к дискриминируемым кастам не относятся.

Кастовая система — отнюдь не единственное препятствие, которое встречают на своем пути миссионеры. Конфликты с представителями других религий — это повседневность для многих христиан Индии. Каждый год нападениям подвергаются тысячи христиан. Противостояние индуистов и христиан настолько остро, что выражается не только в «бытовых» столкновениях и политической борьбе, но и в прямом и опасном экстремизме. Один из самых известных трагических случаев — гибель протестантского миссионера Грэма Стэйнса и двух его сыновей от рук индуистского экстремиста. Известны также погромы 2008 года, в ходе которых были убиты около 60 христиан, а 25 000 человек остались без крыши над головой. Неудивительно, что статистика о количестве христиан в стране в разных источниках отличается: есть большое количество «скрытых» христиан, которые по разным причинам вынуждены тайно исповедовать свою веру.

Однако какой бы напряженной ситуация ни казалась и какие бы опасения она ни вызывала, факт остается фактом: без малого 2000 лет христианство живет в Индии и влияет на все сферы жизни страны. Это не просто неотъемлемая часть истории. Это живая вера миллионов людей, многие из которых готовы рисковать своим семейным, социальным положением, здоровьем и даже жизнью ради Господа.

АВТОР: Анна Бондарчук (@anna.bondartschuk) РЕДАКТОР: Александра Покидова (@allejandrine)

Маратх отвергает Могола

В 1347 году военачальник делийского султаната Хасан Зафар-хан восстал против хозяев и создал на западе Декана собственное исламское государство. Он принял титул Бахман-шаха. Государство стали называть империей Бахманидов. Через 150 лет империя распалась на пять султанатов и к концу первой четверти XVI века перестала существовать. Ровно в этот момент Бабур разбил Ибрагим-шаха Лоди и взял Дели. Эпоха делийских султанов закончилась, настало время Великих Моголов.

Одним из первых от государства Бахманидов отложился султанат Биджапур. Это была обширная территория, что уходила на восток к центру Декана и включала большую часть западного побережья Индии. Весомую долю его населения составляли маратхи, многочисленный индуистский народ — земледельцы, мореходы и отважные воины.

В 1655 году маратхский вождь Шиваджи объявил себя покровителем угнетённых индуистов и открыто выступил против султана Биджапура. Султан потерпел поражение, Шиваджи развернул свои войска и напал на Великих Моголов. Он разграбил и сжёг их главный западный порт Сурат, получив выход к морю. В 1674 году Шиваджи был коронован в качестве императора. Теперь маратхи могли свободно следовать индуистским традициям.

Империя маратхов во многом определила ход индийской истории. Она ослабила Моголов и приблизила их упадок. Ни один вопрос в глубине Западной Индии европейцы без маратхов решить не могли, плантации на побережье — это всё, что им удавалось удерживать. Маратхи распространили свою власть на север и восток Индии. Они заняли Дели, часть Раджастхана и Панджаба, Мальву, Ориссу.

Англичанам потребовалось трижды воевать с последователями Шиваджи. Окончательно сокрушить могущество маратхов им удалось лишь в 1818 году. Чтобы внятно рассказать историю этого героического народа, потребуется отдельная статья. Сейчас же нам пора вернуться на побережье и показать, как велика была роль маратхов в морских делах. Хозяевами волн, ветра и пушек себя считали европейские колонизаторы. Им объяснили, что это не так.

Портрет Шиваджи (около 1680 года)

Содержание

  • 1 Ранние христианские общины
  • 2 Средневековый период
  • 3 Раннее Новое время
  • 4 Демография 4.1 Армянские христиане в Индии
  • 4.2 Русские православные христиане в Индии
  • 5 Местные особенности
      5.1 Касты у христиан Индии
  • 6 Конфликты
      6.1 Конфликт между индусами и христианами
  • 6.2 Конфликт между мусульманами и христианами
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки
  • Местные особенности[править | править код]

    Характерной особенностью христианства в Индии является то, что здесь «де факто» существует кастовая система, не предусмотренная Библией. Традиционные индийские касты претерпели серьёзную трансформацию в местных христианских общинах: их стало намного меньше (ввиду малочисленности общин), однако результатом этого стала их жёсткость и непроницаемость. Во многих церквях Индии должности священников могут занимать лишь выходцы из высших каст. Римская католическая церковь неоднократно обращала внимание на эту аномалию, однако серьёзных попыток преодолеть кастовое разделение индийских христиан не предпринималось.

    Касты у христиан Индии[править | править код]

    Основная статья: Касты у христиан Индии

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: