Псалом 49 на русском и церковнославянском языках


Текст псалма 49

Самыми популярными вариантами молитвы являются церковнославянская и русская, современный перевод. Первый текст христиане слышат в храмах во время богослужений, его также не запрещено использовать для келейного обращения к Единому Творцу. Второй – достойная альтернатива, с которой неподготовленные праведники могут лучше понять смысл древнего произведения.

С ударениями на церковнославянском языке

На русском языке

Псалом тойже

Призри на нас, всемилостивая Госпоже, и помилуй нас, любящих святое имя Твое; всем сердцем нашим взываем и молимся Тебе, Владычице, направи стопы наша на путь спасения и да не обладает волею нашею всякое беззаконие. Услышите, небеса, и внуши, земле: якоже младенец без питательницы не может жити, тако без Госпожи нашей Приснодевы Марии не можем получити вечное спасение. Мир мног любящим, почитающим и покланяющимся Царице небесней, под защищением бо Ея пребывающии далече будут от вечной погибели.

Князи адстии, обышедше, обыдоша нас, повсюду сети злобы поднебесныя положени суть во уловление сердца нашего и души, но от призывания святаго имени Твоего, о, возлюбленная Мати Божия, яко дым исчезают козни врагов. Мир мног любящим имя Твое и несть им соблазна, жива будет душа наша и восхвалит Тя, премилосердную свою Владычицу; милости Твоя всегда помогут нам; седмерицею днем воспеваем Тебе хвалы Господни и не оставим Тя призывати, помощницу нашу, во всех днех жизни нашея, не заблудим бо чрез сие, яко овча погибшее, понеже путие Твои небесный свет и истина.

Песнь вместо славы

Радуйся, благодатная Приснодево Марие; кто Тя достойно может возблагодарити и восхвалити? исполнены небеса славы Твоея и исполнена земля милости Твоея, безсеменным бо пречистым рождеством Твоим от тли вечныя смерти души наша свободила и в рай безсмертия водворила еси.

По 17-й кафисме тропари, гл. 1

Веселится христиан множество, имя Твое, Богородице, на всяк день призывающих и любовию высоты Твоя величающих. Ты бо похвала и помощница и предстательница непостыдная еси всех верою чтущих Тя.

Срадуйтеся земнороднии Матери Господней, восхвалите Ю небесныя Силы, прославите царствующии на земли, приидите вси, радуйся рцем Богородице согласно, верою веселящеся

Новое небо, вместившее неизреченно сущее на небесех невместимое Слово, одушевленная палато Владыки твари, преславный и преименитый граде Спаса нашего: небеснаго отечества гражданина мя сотвори

Молитва

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Чистая: Ты бо еси стена необоримая, предстательство и покров всем, прибегающим к Тебе с верою и упованием! Молим Тя, Преблагословенная, услыши молитву недостойных раб Твоих и предстани присно за усошпих рабов Твоих. Ты выну ходатайствуеши о православно-чтущих Тя, прибегающих к покрову Твоему и тепле молящихся Тебе в болезнех, скорбех и напастех; но Твое ходатайство, Твое заступление наипаче благопотребно нам по смерти нашей; Ты выну являеши скорую помощь Твою рабом Твоим и не престаеши всем молящимся Тебе являти Свое благосердие и изливати великия и богатыя милости Сына Твоего и Бога нашего на всех верующих: на Тя единую по Бозе имамы твердую надежду и упование: никтоже, Тебе моляся, отходит от Тебе без помощи, радости, и утешения, и услаждения. Молим Тя, о, Пресвятая Богородице, Владычице мира, надеждо ненадежных, буди убо днесь ходатаицею к Рождшемуся от Тебе за усопших рабов Твоих, умоли Сына Твоего и Бога нашего дати им прощение и оставление прегрешений. Моли, Богородице, много бо может моление матернее ко благосердию Владыки; от Тебе бо приемлет Господь всяко слово прошения, приими убо и Ты наши молитвы и моления, приносимыя Тебе, Пресвятая Дево, от всего сердца нашего и всея души нашея за души усопших рабов Твоих. Молим Тя, помози им. Владычице, матерним Твоим ко Господу дерзновением достигнути тихаго пристанища в небесном Иерусалиме; помози им, Заступнице усердная, непостыдно предстати на страшнем и втором пришествии Сына Твоего, идеже кийждо от своих дел или прославится, или постыдится; помози им, Благодатная, оправдатися пред лицем Седящаго на престоле славы, да не постыдятся пред Ангелы и всеми Святыми, пред всем миром, горним и дольним. О, Всепетая Мати, Владычице Богородице, молим Тя, заступи, спаси, сохрани и будущия изми муки усопших рабов Твоих, да не погибнут во век, но да спасутся Твоими молитвами и прейдут от смерти в живот. Мы же, грешнии и недостойнии раби Твои, не отступим от Тебе, не престанем во умилении взывати к Тебе: Пресвятая Госпоже, Царице и Владычице! моли Сына Твоего и Бога нашего об усопших рабех Твоих, да даст им Господь отпущение прегрешений; посли им, Благодатная, достигнути вожделеннаго отечества и узрети блага небесныя, ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша; моли о них, Богородице, да сподобятся, по Твоему предстательству, вкушати блага сии во Царствии Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ты бо еси единая благословенная в женах многомощная Заступница, надежда, покров и прибежище всем, притекающим к Тебе,– Ты еси мост, преводяй сущих от земли на небо и райских дверей отверзение. Аминь.

Советуем изучить Икона «Спас в силах»

История псалма 49

49-ый псалом стоит рассматривать, как сборник нравоучительных стихов, написанных Асафом в период правления пророка Давида. В этом произведении автор поднимает такие важные темы: поклонение людей Господу, исполнение заповедей. По требованию царя богослужение проводилось в торжественной ослепляющей блеском обстановке. Так, правитель делал акцент на том, что исполнять ритуалы крайне важно.

С этим Асаф не согласен, его цель – рассеять ложный взгляд. Самостоятельно рассеял их и сам Давид, случилось это при перенесении Ковчега Завета на гору Сион, тогда пророк требовал от народа нравственной чистоты. Содержание псалма 49 можно сравнить с содержанием песен, написанных царем. Это навело экспертов на мысль, что Асаф был современником знаменитого псалмопевца.

Когда читают псалом 49?

Молитва-предостережение была актуальна для древних евреев, таковой она является и сейчас, в глазах православных христиан. Часто бывая в церкви, принимая участие в таинствах, человек не обязательно имеет в душе главное – истинную искреннюю веру. Автор псалма 49 призывает людей сосредоточиться на внутреннем подвиге. Другими словами, он просит праведников задуматься о своей жизни, принять ответственность за свои помыслы, слова, поступки.

Келейно песнь читают в таких случаях:

  • когда необходимо наставить на путь неверующих;
  • для вразумления близких без риска возникновения конфликта.

Произносить молитву можно на русском и на церковнославянском, принципиального значения это не имеет.

Псалом 134

Сборник Псалтырь имеет несколько частей. Часть малый галлел заканчивается как раз молитвой псалом 134. Это религиозные гимны, которые заканчиваются словом «аллилуйя». Текст псалма 134 является связующей частью молитв 133 и 135. Хвалебные песни направлены на хвалу Господу, чтобы быть благодарным ему из-за дня в день.

Текст молитвы псалом 134

Песнь исполняется в храмах на церковнославянском, но можно читать Псалом 134 на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 Хвали́те и́мя Госпо́дне, хвали́те, раби́ Го́спода,

2 стоя́щии во хра́ме Госпо́дни, во дво́рех до́му Бо́га на́шего.

3 Хвали́те Го́спода, я́ко Благ Госпо́дь, по́йте и́мени Его, я́ко добро́:

4 я́ко Иа́кова избра́ Себе́ Госпо́дь, Изра́иля в достоя́ние Себе́.

5 Яко аз позна́х, я́ко Ве́лий Госпо́дь, и Госпо́дь наш над все́ми бо́ги.

6 Вся ели́ка восхоте́ Госпо́дь, сотвори́ на небеси́ и на земли́, в моря́х и во всех бе́зднах.

7 Возводя́ о́блаки от после́дних земли́, мо́лнии в дождь сотвори́, изводя́й ве́тры от сокро́вищ Свои́х.

8 И́же порази́ пе́рвенцы Еги́петския, от челове́ка до скота́.

9 Посла́ зна́мения и чудеса́ посреде́ Тебе́, Еги́пте, на фарао́на и на вся рабы́ его́.

10 И́же порази́ язы́ки мно́ги и изби́ цари́ кре́пки:

11 Сио́на, царя́ Аморре́йска, и Ога, царя́ Васа́нска, и вся ца́рствия Ханаа́нска,

12 и даде́ зе́млю их достоя́ние, достоя́ние Изра́илю, лю́дем Свои́м.

13 Го́споди, и́мя Твое́ в век и па́мять Твоя́ в род и род:

14 я́ко суди́ти и́мать Госпо́дь лю́дем Свои́м, и о рабе́х Свои́х умо́лится.

15 И́доли язы́к, сребро́ и зла́то, дела́ рук челове́ческих.

16 Уста́ и́мут, и не возлаго́лют, о́чи и́мут, и не у́зрят,

17 у́ши и́мут, и не услы́шат, ниже́ бо есть дух во усте́х их.

18 Подо́бни им да бу́дут творя́щии я́, и вси наде́ющиися на ня.

19 До́ме Изра́илев, благослови́те Го́спода, до́ме Ааро́нь, благослови́те Го́спода, до́ме Леви́ин, благослови́те Го́спода.

20 Боя́щиися Го́спода, благослови́те Го́спода.

21 Благослове́н Госпо́дь от Сио́на, живы́й во Иерусали́ме.

На русском языке

1 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни,

2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.

3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно,

4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.

5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.

Советуем изучить Поздравления с Пасхой

6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;

7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.

8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота,

9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его,

10 поразил народы многие и истребил царей сильных:

11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские;

12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.

3 Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род.

14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.

15 Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих:

16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; Твоей.

17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.

18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.

19 Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.

20 Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.

21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!

История написания

Считается, что хвалебная песнь написана во время возрождения Второго Иерусалимского храма

Это важное событие для всего еврейского народа

  • Стихи 1-4: Хвалите Господа при любой возможности. Автор побуждает всех к псалмопению. Народ Израиля призван восхвалять Всевышнего.
  • Стихи 5-8: Господь велик на море и на суше. Божья сила велика, может смешивать огонь и воду. Если веры нет или она слаба, то Господь может не слышать молитв, не реагировать на страдания. Он превыше всех евреев.
  • Стихи 9-12: Звучит история создания Израиля, все его взлеты и падения, войны и радости.
  • Стихи 13-14: Пророчества звучат, которые рассказывают о могуществе Всевышнего.
  • Стихи 15-18: Автор описывает бесполезность других богов. Ведь они созданы по человеческому подобию.
  • Стихи 19-21: Певец еще раз призывает жителей Израиля и остальных людей восхвалять дела Господни.

Толкование

Многие специалисты настаивают на том, чтобы псалом 49 называли назиданием, но не молитвой или хвалебной песней. Таким образом, в тексте его имя Господа прославляется, но акцент сделан на необходимости предостережения праведниками друг друга. Автор адресует строки тем, кто относится к религии, как к ритуальному служению.

Он осуждает жертвоприношение, которое сопровождается искренним покаянием. Обличению подвержены и те, кто называет себя чадами Церкви, но в жизни не стесняются лицемерить, не придерживаться Божьих заповедей. Такой путь для христиан, по мнению псалмопевца, является гибельным.

Асаф описывает страшный суд, по ходу которого Бог Господь строго разбирает деяния избранного народа. Он обвинит евреев в служении Ему «формально», ведь вместе с приношением жертв от смиренных сердец они лицемерно относились к ближним.

Смысл произведения открывается тем, кто находит время для тщательного разбора толкования стихов псалма 49:

  • Стих 1 и 2: величается Всевышний, правящий миром.
  • Стих с 3 по 6: описывается судьба христиан, называющих себя праведниками, но не являющихся таковыми. Автор подчеркивает, что их ждет справедливый суд.
  • Стих с 7 по 13: рассуждения на тему отношения Бога к евреям. Он осуждает их за формальный характер служения, совершенные ритуалы жертвоприношения. В последних, по мнению автора, Господь не нуждается, ведь все живое, включая скот и зверей в лесу, и так принадлежит Ему. Таков ритуал изначально был учрежден для людей, которые уповают на Него.
  • Стих 14 и 15: Всевышний нуждается в искренней вере человечества в Него. Главной жертвой людей должна стать жертва благоговения, то есть, христианам нужно жить по заповедям, восхвалять Бога.
  • Стих с 16 по 23: евреи погрешили безнравственностью и лицемерием, в чем их и обвиняет автор. Господь знает об истинных помыслах рабов Своих, поэтому нет смысла надеяться на то, что грехи человека останутся незаметными для ока Всевышнего. Спасение будет даровано тем, кто не останавливается на восхвалении Господа, кто стремится к благочестивой жизни.

Истинное поклонение Господу

Христианские богословы усматривают в этих строках также указание на упразднение жертвоприношений как таковых. Когда придет Христос, верующие больше не будут возлагать на алтарь всесожжений животных. Господь учредил ветхозаветный порядок с другой целью — оно являлось прообразом великой крестной жертвы Спасителя. Только так было возможно искупить человеческие грехи.
Толкование помогло разобраться, для чего христиане читают псалом 49 — воспевая эти строки, они предостерегают своих братьев и сестер по вере. Урок, который Святой Дух вложил в эти строки, состоит в следующем: нельзя чрезмерно увлекается ритуалами в ущерб настоящему благочестию. А оно заключается в любви к Господу и ближнему.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: