Псалом Давида 89 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 89

Песнь исполняется в храмах на церковнославянском языке. Это устоявшаяся традиция, которая, по мнению верующих, позволяет раскрыть душу и начать общение с Господом. Но смысл старого языка понятен не всем. Если испытываете сложности, начните с адаптированного под русский язык варианта молитвы.

На церковнославянском языке

На русском языке

Псалтирь 89 псалом

Новой Женевской Библии

Пс 89 В этом псалме, единственном, чье авторство приписывается Моисею, вечная природа Божия противопоставлена ограниченности человеческого существования. Псалом представляет собой взволнованную молитву, в которой Моисей просит Бога благословить людей, обреченных на скитания в пустыне.

89:1 Молитва. См. ком. к зачину Пс 16.

Моисея. Поскольку автором рассматриваемого псалма назван Моисей, можно считать его древнейшим из поддающихся хотя бы приблизительной датировке текстов Псалтири.

89:3 от века и до века Ты — Бог. В этих словах псалмопевец торжественно утверждает вечное бытие Божие. Он — Творец вселенной (Быт, гл. 1) — существовал всегда. См. статьи «Самобытие Бога»; «Бог — Творец».

89:4 Ты возвращаешь человека в тление. Из библейского рассказа о днях творения известно, что человек был создан из праха земного и дыхания Божия (Быт 2:7). Человек смертен и, как судил ему Бог, неизбежно возвращается в прах.

89:5 пред очами Твоими тысяча лет, как день. В отличие от людей, Господь неподвластен времени. То, что человеку кажется вечностью, для Вечносущего — мгновение.

89:6 как трава. Скоротечность человеческой жизни противопоставляется вечному бытию Божиему.

89:7 мы исчезаем от гнева Твоего. Краткость человеческой жизни — Божие наказание за грех.

89:8 тайное наше. Люди грешат, надеясь утаить грех в своих сердцах. Однако Богу открыты самые потаенные глубины человеческого сердца.

89:10 семьдесят лет. В молодости семьдесят лет кажутся человеку бесконечно долгим сроком. Перед лицом Вечносущего это время ничтожно.

89:11 Кто знает силу гнева Твоего..? Один лишь Иисус Христос, до конца испивший чашу гнева Божиего за людские грехи, знает его истинную силу.

89:12 чтобы нам приобрести сердце мудрое. Человек, приобретший «сердце мудрое», знает причину скоротечности жизни: его сердце льнет к Богу, единственному прибежищу в вечности, ища у Него прощения и благословения.

89:13 Обратись, Господи! Моисей молит Бога снова обратиться к людям, но уже не с судом, а с милосердной любовью.

Доколе? См. ком. к Пс 6:4.

89:14 милостью Твоею. См. ком. к Пс 88:2.

89:16 Да явится… дело Твое. Имеется в виду дело спасения и утверждения Израиля.

на сынах их. Моисей имеет в виду поколение, которому предстоит обосноваться в земле обетованной.

89:17 благоволение Господа Бога нашего. Иначе: «благодать Божия».

в деле рук наших споспешествуй нам. Т.е. Моисей просит благословения Божия на все дела, совершаемые повседневно.

Для чего читают псалом 89?

Псалом 89 читают, когда совершают похороны. Человек обладает телом, которое не может прожить долгую жизнь, ибо та скоротечна и никогда не знаешь, каков будет конец. В деревнях при церквях молитву читают, когда желают дождя во время засушливого сезона.

Читать молитву можно и дома. Для этого подойдет вариант на русском языке. Встаньте на колени перед иконой, зажгите свечи, очистите разум. Мирские переживания не должны беспокоить ваше сердце, будьте спокойны во время диалога с Ним.

Если ваше прошение чисто, а помыслы благородны, Господь прислушается к вам и дарует желаемое.

89:1 Молитва Моисея, человека Божия.

Молитва Моисея, скорее всего того самого, который выводил Израиль Божий из Египта. Интересно послушать, о чём же молился Богу человек сей, чтобы можно было узнать чаяния древних и сравнить с чаяниями современных, молящихся к Богу.

89:2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

Моисей описывает смысл существования Бога для человечества, начиная его с признания спасительной силы Его для народа Божьего во всей вечности из поколения в поколение.

89:3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

Далее Моисей признаёт абсолютное права Бога господствовать над человечеством на том простом основании, что Он – Творец его и всего, что было создано для жизни на земле. Он признаёт в Боге — Правителя вечности, от века да века, то есть понимает, что нет иного Владыки Вседержителя над мирозданием.

89:4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»

По приговору Божьему все потомки Адама возвращаются в тление, в прах земной, из чего был сделан и прародитель их изначально. Их уход в небытие завершает круг бытия одинаковым началом и концом: старт и финиш замыкаются для каждого человека, живущего в веке этом — на состоянии небытия.

89:5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи.

И в этой суете человеческого прозябания для Бога проходят тысячелетия, как один прошедший день для человека; столь незначительны по времени они для вечного Бога, как один день – для взгляда жизни человеческой. (не стоит этот текст использовать в качестве Библейского основания для попыток считать хронологию пророческих дат, здесь просто сравнивается несоизмеримость времени с точки зрения Бога и человека).

89:6 Ты [как] наводнением уносишь их; они — [как] сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

Человека «сносит» из жизни так легко, словно волной с палубы смывает. Да и век человеческий ничего не весит: он подобен веку однодневной травы. Утром она успевает вырасти, зазеленеть и даже рассвести. Но коротко время радости её на земле: к вечеру трава засыхает и подсекается жизнь её.

89:7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

Почему такая печальная картина? Потому что беззакония человеческие препятствуют возможности жить вечно. Не может Бог допустить, чтобы человек согрешающий жил в Его мироздании вечно. Моисей понимает, что не Бог виновен в краткодневности человека, а сам человек живущий. Гнев Бога и Его желание «смыть» человека с земной палубы — это естественная реакция на поведение человека, который так и норовит разрушать то, что творит Бог.

89:8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

Бог имеет возможность разложить пред Собою беззакония человеческие, явные и тайные, и на основании их прийти к выводу о невозможности разрешить людям жить вечно до тех пор, пока Ему будет что раскладывать пред лицом Своим.

89:9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

Моисей понимает, что Богу есть за что гневаться на человека, потому и проходит короткий век человеческий без пользы, Богу даже нечему порадоваться, одни огорчения Ему от картины бытия человека грешного на земле. Потому и человек теряет лета свои стремительно, и проходят они пред глазами его, как звук: практически мгновенно, даже если смотреть глазами человеческими, не то, что небесным времяисчислением.

89:10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

Моисей знает, о чём говорит: максимум, что можно «выжать» человеку из жизни – это в среднем 80 лет, однако за эти 80 лет человеку часто и вспомнить нечего: жизнь пробегает мимо и так стремительно, что кроме болезней и труда — ничего не успевает отложиться в памяти человеческой, настолько яркие впечатления у него от болезней с необходимостью всю жизнь трудиться, что всё остальное, если и выпадает минутами радости, то на фоне пожизненного изнурения — меркнет и забывается. Такова проза этой счастливой жизни.

Мы летим

— это метафора понимания скоротечности жизни: мы не идём по ней, а летим так быстро, что ничего заметить не успеваем, как наступает старость

89:11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

Никто не может знать силу гнева Божьего, на чём он останавливается и останавливается ли вообще; никто не знает, когда именно оборвётся наша жизнь, уступая место гневу Божьему на нас. (так образно Моисей описывает суть ухода человека из мира сего, ибо если бы Бог не прогневался на человека за беззакония его, то не было бы для него и ухода вовеки).

89:12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

Потому Моисей просит Бога научить человека так использовать это малое время для жизни, чтобы не растранжирить её бесполезно, а посвятить её приобретению мудрого сердца, послушного Богу. Ибо на мудрого сердцем Бог гневаться не станет, а потому и лет жизни мудрому прибавится. И Моисей знает об этом.

89:13,14 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. 14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

Моисей просит Бога рано насытить милостью Своею — не дожидаться времени, когда человек в абсолюте грешить перестанет, а как бы авансом пожалеть просит, смилостивиться над немощью человеческой, из жалости, а не по заслугам. Ибо если по справедливости дела человеческие решать и по заслугам, а не по милости и не из жалости, то нет смысла тогда вообще жить, настолько человек не заслуживает благоволения Божьего. Но если Бог пожалеет немощь бренных и ослабит гнев Свой, то тогда ещё есть шанс у человека пожить и успеть хотя бы немного порадоваться в немногие дни жизни своей пред Богом.

89:15 Возвесели нас за дни, [в которые] Ты поражал нас, за лета, [в которые] мы видели бедствие.

Моисей просит дать хоть какое-то облегчение в жизни, чтобы не все 80 лет в состоянии согбенности пред тяготами жизни пробыть, но и успеть ощутить веселие сердца от того, что Бог благоволит к народу Своему.

89:16,17 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; 17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

Моисей просит проявить на сынах Его и рабах Его дело Своё, чтобы можно было хотя бы им самим понять, что они — рабы Его и сыновья Его. В чём дело Божье может проявиться на сыновьях и рабах Бога? В том, что горести их сменятся на успех во всех делах человеческих, прославляющих Бога.

Как видим, молитва Моисея к Богу не была просьбой о решении личных проблем, но была размышлением о великих делах Божьих, поиском причин бедственного положения на земле для человека, поиском возможных решений хотя бы в ослаблении сильного давления обстоятельств на более или менее терпимое ( он не вёл речь об избавлении от проблем, ибо понимал, что все они — заслуженные), он просил о помощи для всего Божьего народа, а о себе лично – ни слова в этой молитве Моисея.

Этот разговор с Богом Моисей не превратил в потребительско-хозяйственный монолог о личных нуждах. Но размышлял о том, что можно сделать в этой жизни для прославления Бога, чтобы уложиться в 80 лет, отведённых Богом для живущих на земле в веке этом нечестивом.

Не случайно назван Моисей кротчайшим человеком на земле, во всём послушном Богу и не о своих одухотворённых проблемах пекущийся, но о прославлении Творца.

Толкование

Чтобы понять смысл всего произведения, следует обратить внимание на каждый стих в составе песни.

  • Стих 1-3. Бог всемогущ, он влияет на мир, человек не может без его влияния. Только он способен защитить человека от невзгод и укрыть от бед.
  • Стих 4. Жизнь скоротечна, у каждого свой срок. Об этом сообщает 4 стих.
  • Стих 5-6. Сравниваются люди и Господь. Нет такого человека, который смог бы пережить Господа, для которого даже тысяча лет проходит как один день. Человек же имеет ограниченное время. Он может умереть в любой момент, он недолговечен.
  • Стих 7-12. Человек рожден в грехе и подвергается грехам ежедневно. Бог же чист и грех его не разит. Но гнев Господа на людей, которые осознают пагубность греха, но все равно поддаются ему, невыразима.
  • Стих 13-17. Моисей желает, чтобы Господь снова возлюбил свой народ. Время испытаний затянулось, израильтяне осознали свои прегрешения. В этих стихах Моисею важно то, чтобы Господь все же простил иудеев и даровал им покой и процветание.

Толкование Псалма Моисея

В самом начале молитвы Моисея мы читаем о возвышении Бога, утверждении защиты и помощи Его во все наши дни, когда Творец является единственным прибежищем в дни житейских бурь.

1 Молитва Моисея, человека Божия

2 Господи, Ты прибежище наше из рода в род!

3 Прежде чем встали горы и была создана земля и вселенная, от века и до века Ты есть!

4 Не подвергни человека унижению, ибо Ты сказал: «Возвратитесь в землю, сыны человеческие!»

5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, уже минувший, и как время стражи ночной.

6 Ничтожны годы людские; быстро увянет жизнь, подобно траве: утром она расцветет и скоро поникнет, к вечеру осыплется цвет ее, пожелтеет она и засохнет.

7 Ибо изнемогли мы от гнева Твоего и от ярости Твоей пришли в смятенье.

8 Взираешь Ты на беззакония наши, озаряешь нашу жизнь сиянием лица Твоего.

9 Ибо дни наши убывают, и мы от гнева Твоего изнемогаем.

10 Годы жизни нашей развеиваются, точно паутина; мера лет наших — семьдесят лет, если же в силах мы, — восемьдесят лет, к тому же скорбь и болезни; этим обретаем мы смирение и назидаемся.

11 Кто познает силу гнева Твоего, и в страхе пред Тобой кто постигнет ярость Твою?

12 Посему яви мне спасающую десницу Твою и людей, укрепивших сердце мудростью!

13 Обрати взор Твой к нам, Господи! Доколе гневаться будешь? Умилосердись над рабами Твоими!

14 Да исполнимся поутру милости Твоей, Господи, и возрадуемся и возвеселимся;

15 Во все дни наши возвеселимся мы за дни, когда смирял Ты нас, за годы, когда испытали мы зло.

16 Воззри на рабов Твоих, на творения Твои, и наставь сыновей их!

17 И да осияет нас свет Господа Бога нашего. Деяния рук наших исправь, исправь дела рук наших!

Моисей подчеркивает, что все, небо и земля сотворены Богом, который есть Альфа и Омега, Начало и Конец.

  • Жизнь человека мимолетна, пророк в стихе 4 умоляет Творца провести человеческую душу по жизни так, чтобы в конце жизни человек не был унижен, отвержен, отдан во власть сатаны. Только тело христиан возвращается в прах, а душа праведника уходит к Творцу, в Небеса, откуда и пришла по воле Всевышнего.
  • Стихи 5-6 описывают, насколько короткая жизнь земная, для Господа тысяча лет, как один день, а жизнь людей — цветок, распустившийся утром и завянувший к ночи. Человек, который заботится больше о земных благах, должен задуматься над этими словами.

Все суета сует, написал царь Соломон, если в этом нет Бога.

Земная жизнь пролетает мгновенно, люди суетятся вокруг материальных благ, забывая о любви к Творцу и ближнему, ибо это единственная дорога, ведущая в вечность. Земная жизнь и пребывание в вечности — синонимы, одно, есть продолжение другого.

Нет праведного, без греха, человека на земле, Господь — Судья строгий, в гневе Он наказывает нас, порой приходит в ярость от беззаконий человеческих, но все это для блага людей. Находясь в гневе Господнем, человек начинает каяться, исповедоваться, отказываясь от грешной жизни. Лицо Творца открывается перед грешником во всем величии и свете, когда приходит чистота души и сердца.

  • 9-11 стих снова подчеркивает кратковременность жизни. Что такое 70 — 80 лет по сравнению с вечностью, если основная их часть состоит из скорбей, болезней, суеты и тщетных страданий.

Благ человек, который в силе ярости Господней разглядит руку спасения. Творец вел еврейский народ через пустыню 40 лет, наказывая за ропот и грехи, хотя эту дорогу можно пройти за 2 недели.

Так и в жизни христиан, кто-то быстро приходит к благодати Создателя, живя по Его Законам, другие ходят вокруг нее годами, оставаясь в грехе.

  • Во второй части Псалма 89 Моисей обращается к Богу в мольбе возвратить милость Свою, вернуть радость, даровать веселие народу после трудного перехода через пустыню.

Пророк Моисей не просит Господа больше не наказывать евреев, наоборот, он умоляет по-прежнему наставлять сыновей, исправлять дела рук человеческих, чтобы воссияла слава Господня над всем миром.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: