Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. 15 сентября


Из Афона — на Киевскую землю

История Киево-Печерского монастыря берет начало от преподобного Антония Печерского. Он родился в 983 году, за пять лет до крещения Руси, и был назван Антипой. С раннего возраста проявилась его подлинная вера. Когда на Руси христианство только устанавливалось, зарождались первые храмы, Антипа совершил паломничество в Палестину, чтобы увидеть места земной жизни Спасителя. По дороге назад он посетил Афон, где вскоре принял монашеский постриг, и под новым именем Антоний подвизался на Святой горе.

Но через несколько лет игумен монастыря узнал Божью волю об иноке Антонии — своим примером утверждать христианскую веру на Руси. Так будущий святой вернулся в родную землю. В центре Руси — Киеве — он посетил все новообразованные монастыри, но места себе не нашел. Поэтому поселился тогда еще вдали от города, на Киевских горах, в одинокой пещере. Раньше в ней жил священник Иларион, будущий киевский митрополит.

С этой пещеры фактически и началась история Киево-Печерского монастыря. Считается, что обитель основали Антоний и Феодосий Печерские. Но на самом деле основателем был именно святой Антоний, Феодосий пришел после и стал игуменом обители. Но об этом немного позже.

Конфликт с князем Изяславом

Но не только радость духовного общения несли инокам приходящие к ним миряне. Были результатом их приходов и скорби, неотъемлемые от нашей земной жизни. Краткое житие Антония Печерского приводит такой печальный пример. Однажды явились к нему двое киевлян — сын знатного боярина по имени Варлаам и княжий евнух Ефрем. Оба они пожелали стать иноками и вскоре были пострижены. Однако такое богоугодное дело имело самые неожиданные и прискорбные последствия для всей братии.

Когда отец Варлаама узнал о пострижении сына, то, не испытывая ни малейшего сочувствия к его поступку, явился к пещерам со своей многочисленной челядью. Растолкав братию самым неподобающим образом, он силой увёз домой отрока, посмевшего предпринять столь важный в жизни шаг без его, отцовского благословения. Антоний и Феодосий Печерские с горечью переживали случившееся. Но какова была их скорбь, когда сам великий князь Изяслав исполнился гневом, узнав о пострижении своего любимого евнуха!

Вдохновленные примером Антония

Монах Антоний был действительно великим аскетом. Он питался только черным хлебом, который употреблял через день, и умеренным количеством воды. Дни и ночи его проходили в молитве и труде.

Такой образ жизни инока привлекал желавших посвятить себя Богу. Одни просто считали его святым человеком, другие же хотели подражать ему и также служить Господу.

Первым пришел Никон, а вторым — Феодосий Печерский. Когда вокруг Антония собралось 12 монахов, он благословил выкопать большую пещеру. В ней было место для храма, трапезной и келий. Как выглядели эти сооружения, можно увидеть и в наши дни в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Так как Антоний всегда искал уединения, то он поставил игуменом монастыря Варлаама, а сам отошел выше и выкопал новую пещеру. Но недолгим был затвор Антония Печерского: его снова окружили иноки, желавшие посвятить себя Богу. Так возникли Ближние и Дальние пещеры, в которых сегодня покоятся мощи отцов Печерских.

Итог святой жизни

В последние годы своей жизни святой подвижник, за недостатком сил, устранился от управления созданной им обители. Все своё время он посвящал теперь молитве и подготовке к тому великому моменту, когда ему будет суждено предстать перед престолом Всевышнего. Свой земной путь он окончил 7 мая 1073 года. Его мощи по сей день не обретены и, по церковному выражению, «остаются под спудом».

Житие преподобных Антония и Феодосия Печерских

Киево-Печерская Лавра, ставшая главным делом его жизни, явилась образцом для других монастырей, построенных на православной Руси. Она дала миру многих выдающихся деятелей церкви, среди которых были вошедшие в историю архиепископы, проповедники и писатели. Для них и для всех, в чьих сердцах жила Христова истина, учебником служения Богу всегда было многократно изданное житие Антония Печерского. Краткое содержание его лишь в малой степени может дать представление обо всём многообразии свершённых им духовных подвигов.

Как Антоний оказался в Чернигове

С житием преподобного связана история еще одних пещер, уже не в Киеве, а в Чернигове, на Болдиной горе. Почему святой оставил свою обитель и переехал в совсем другой город?

Монахи неоднократно сталкиваются с клеветой в свой адрес. Так произошло и с основателем Печерской обители. Кто-то сказал правящему киевскому князю Изяславу, что Антоний скрытно поддерживает полоцкого князя Всеслава, захватившего власть в Киеве, даже дает ему советы. Кроме того, Изяслав обижался на преподобного за то, что он стриг в монахи его бывших воинов.

Черниговский князь Святослав решил тайно вывести Антония Печерского в свой город. Так на Болдиной горе возник монастырь, как и Киевская обитель, посвященный Пресвятой Богородице.

Прожил преподобный до 90 лет, в последние годы окончательно устранившись от управленческих дел, всецело посвятив себя молитве.

Постройка первого здания будущей Лавры

Однако преподобный не держал в своём сердце зла на тех, кто причинил ему страдания. Видя в том лишь происки лукавого, он ещё шире открывал своё сердце для всех чад Божиих. И Господь не оставил его. Вскоре собрались в пещерах все, кто покинул их, ища спасение от княжеского гнева. Возобновилась прерванная столь досадным обстоятельством благочестивая монашеская жизнь.

Когда численность братии изрядно увеличилась, то на горе была построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы — первое здание будущей Лавры. В этот период появляются свидетельства о чудотворениях, которые совершал Антоний Печерский. Житие святого наполнено примерами того, как он исцелял приходивших к нему недужных и предсказывал многие события будущего, скрытые от взоров простых людей. Этот дар Божий ставит его в один ряд с великими святыми, подвязавшимися некогда в знойных пустынях Египта. Каждый, кто внимательно прочитает житие преподобного Антония Печерского, без сомнения, согласится с этим утверждением.

Молодой монах Феодосий

После преподобного Варлаама управление монастырем на длительное время перешло к Феодосию Печерскому, которого наравне с Антонием считают основателем монастыря. Но чем именно прославился Феодосий?

Он был где-то на 25 лет моложе Антония и считался его учеником. Феодосий пришел в обитель где-то в 1032 году, в возрасте приблизительно 24-х лет. До этого он вообще жил в Курске, служил в храме и мечтал о монашестве. Покинуть родной дом и мать его сподвигли слова Христа:

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. (Мф. 10:37)

Когда Феодосий оказался в Киеве, то обошел все обители. Но никто не хотел стричь его в монахи из-за юного возраста. По промыслу Божьему согласился только Антоний.

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

«Они, действительно, по праву считаются отцами русского монашества, хотя монастыри на Руси существовали и до них. Но, как говорится, в «Повести временных лет»: «Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою бдением». Придя с Афонской горы в Киев, преподобный Антоний, обойдя все эти монастыри, не нашел подходящей обители и был вынужден ископать себе пещеру». Так начиналась знаменитая Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 году.

Сохранилось и жизнеописание основателя великой Лавры – преподобного Антония Печерского. В крещении его звали Антипа. Рожденный в Любече Черниговской области, в ранней юности он оставил родительский дом и по внушению свыше пришел на Афон в один из монастырей. Здесь Антипа был пострижен с именем Антоний. Угождая во всем Богу, он подвизался в добродетелях, удивляя всех покорностью и послушанием. Через некоторое время настоятелю того монастыря было извещение от Бога – отпустить Антония на Русь, чтоб насадил он иночество в этой христианской стране, недавно принявшей Крещение. Так, по старческому благословению, и дошел преподобный до Киева. Но не найдя там обители, которая была такой же по духу Афонской горы, он вырыл пещеру… Суров был подвиг Антония – строгого аскета, молитвенника, духовного борца.

Однако, несмотря на строгость жизни, слава вскоре о преподобном Антонии разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым – преподобный Феодосий, которому в то время было около 24 лет.

Замечательна жизнь этого избранника Божьего с самых первых лет его юности. Родился в Василеве, неподалеку от Киева, позже его родители переехали в Курск. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. При отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его. А однажды, когда узнала, что Феодосий тайно ушел с паломниками, которые направлялись в Иерусалим, нагнала его и сильно била, таскала за волосы, повалив на землю, пинала ногами. Затем, связав сына, как разбойника, повела его домой. Опасаясь, что Феодосий опять сбежит, она надела на него оковы. Но ничто не могло выбить из него Богом данное стремление к подвигу, и преподобный твердо стоял на этом пути. Так и ходил он в оковах несколько дней. Потом, сжалившись над сыном, мать расковала его и умоляла больше не покидать ее. Феодосий обещал. Но получив свободу, он вернулся к своему подвижничеству: по-прежнему ходил в храм, одевался как нищий. Мать, снова уговаривала Феодосия бросить эти подвиги, била его. Но чужда была мирская жизнь Феодосию, не мог он носить эти одежды дорогие и вкушать блюда сытые… Как-то раз, придя в церковь, он услышал евангельские слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Он увидел в этих словах призыв Божий, побуждающий его к отречению от мира.

В один день, когда мать отлучилась из дома, преподобный снова сбежал из дома. По Божию усмотрению, направился вслед за обозом, который ехал в Киев, так как был наслышан Феодосий о тамошних монастырях, за три недели –то из Курска до Киева и дошел. Но не приняли его в киевских обителях, а Божий промысел направил его в Антониевы пещеры.

“Знай, честной отец, что Сам Бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому я исполню все, что ты мне повелишь”, – сказал Феодосий, когда Антоний стал убеждать его, что жизнь в пещерах очень трудная и унылая. Феодосий принял постриг и целые ночи проводил в непрестанных молитвах, много работал и с радостью нес все послушания. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Когда в пещере уже было собрано довольно братии преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничест­ву, удалился в затвор на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе (ныне: Ближние или Антониевы пещеры)

Преподобный Феодосий остался на прежнем месте. Скоро он был избран братией во игумена как «самый послушный, смиренный и кроткий». По его благословению был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя. Этот устав перешел из Печерского монастыря во все прочие русские обители, а потому преподобный Феодосий называется “начальником общего жития монашеского в России” и Киево-Печерский монастырь – “старейшим из всех монастырей русских”.

«С тех пор определились на Руси два типа монашеской жизни по двум его образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосием. Первый — это уединение в пещерах и затворах, подвиг особенно тяжелый и высокий. Второй — монашеское общежитие, которое воспитывает у братии такие необходимые для инока добродетели, как терпение, смиренность, послушание, братскую любовь, отречение от собственной воли и подчинение правилам монастырского устава».

Вскоре подземная обитель уже не стала вмещать многочисленную братию, и тогда появились первые наземные келии и началось строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая послу­жила началом великой Лавры Печерской. Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий.

Став настоятелем, преподобный Феодосий не изменил своего обычного поведения. По-прежнему смирялся, словно был меньшим всех, помня слова Спасителя: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Наставляя братию в добродетелях, он сам показывал пример. «Преподобный Феодосий с величайшей заботливостью и любовью следил за духовным развитием всей братии и не упускал случая подать каждому приличное наставление. Когда он поучал, то говорил тихо, смиренно, как бы умоляя того, к кому обращался; когда обличал виновного, слезы текли из глаз его. Если кто из братии подвергался искушениям от злых духов, он призывал его, убеждал не ослабевать в борьбе, указывал на опыты подвижников и подкреплял искушаемого силой своей молитвы. Много чудес происходило по молитвам его».

Но тихий наставник мог быть неотступным и твердым, когда дело шло о борьбе за поруганную правду. Так, служение правде приводит святого в столкновение не только с судьями, но и с князьями, за которую он готов идти в изгнание и смерть.

Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Игумен Феодосий не только не изолировал своего монастыря от мира, но поставил его в самую тесную связь с мирским обществом. В этом состоял его завет русскому монашеству.

Явлением Неба на земле, свидетельством сострадательной «Божией» любви, радости Креста и Воскресения, образом истинной человечности – вот чем были подвижники Киева, Антониевы и Феодосиевы ученики, чей пример и теперь воодушевляет нас и не перестанет привлекать к иноческому подвигу творческие, смелые, благородные души, пока на земле не иссякнут любовь и благородство.

Кончина, о которой известила преподобного Антония Матерь Божия, последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. После кончины святого, Богу было угодно скрыть от людей его мощи. Те кто дерзал выкопать их были опаляемы огнем, который исходил из могилы. Его мощи по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

Через год в 1074 г. последовала кончина преподобного Феодосия, который заранее предсказал время своей смерти. Его останки были погребены в пещере, где он уединялся во время поста. Уже через 17 лет мощи преподобного были обретены нетленными. А в 1108 г. Феодосий был причислен к лику святых. Ныне местонахождение святых мощей праведника неизвестно. Именем Божия угодника названы Дальние пещеры и источник Киево-Печерской Лавры.

Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для всех других монастырей и получил огромное влияние на религиозность русского народа вообще. Из него аскетическая настроенность распространялась и в обществе; благочестие понималось в тех именно формах, в каких проявлялось оно здесь. Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил “Повесть временных лет”- основной источник наших знаний о Киевской Руси.

Именно здесь, в Лавре, на киевских холмах, впервые в истории русской святости появились не один, не два или несколько, а целый собор — около ста двадцати! — чудотворцев и праведников.

«Лаврские пещеры, освященные молитвами преподобных, где почивают их святые и нетленные мощи, за тысячелетие посетило несметное количество паломников. В коридорах, келиях и храмах стоят гробницы с мощами святых, в нетлении которых можно убедиться собственными глазами. Их коснулась смерть, и, как и все смертные, они переступили порог вечности. Однако тела Божиих угодников за сотни лет не истлели, напротив, они благоухают и подают исцеление и помощь тем, кто с верой и искренней молитвой обращается к ним, они являются живыми, видимыми, а тому убедительными свидетельствами всемогущества и милости Божией. Нетлением святых мощей подтверждается истинность победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Здесь, возле мощей преподобных, сердцу каждого человека дарится надежда, что по завершению этой временной жизни наступит жизнь лучшая, будущее, которое может быть преисполнено неземной радости и покоя».

Молитвами преподобных и богоносных отцов наших Киево-Печерских пусть Милосердный Господь сподобит и каждого из нас достичь совершенства в меру своих сил и при Его всесильной помощи. Аминь.

Заслуги нового игумена

В 1057 году Феодосий Печерский становится игуменом монастыря. Он был не только величайшим молитвенником, но и прекрасным руководителем. По его благословению было построено деревянное здание обители, начато строительство главного храма — Успенского, основана монастырская библиотека, что в то время вообще было редкостью.

Но главная заслуга игумена — принятие первого устава обители. Основой для него послужил студийский общежительный устав. Что это означало:

  • имущество монахов было общим;
  • братия проводила время в молитве и труде;
  • все начиналось именно с молитвы и благословения;
  • все монахи исповедовались игумену, открывая ему свои помыслы.

Кроме этого, особое внимание Антоний и Феодосий Печерские уделяли не только молитве и жизни братии, но и помощи нуждающимся. Известно, что святой Феодосий даже устроил специальное жилище для нищих и людей с особыми потребностями, на которое шла десятина от доходов обители. Заботился он и о заключенных, каждую субботу отправляя им воз хлеба.

Но проблемы братии и потребности других людей не отвлекали его от молитвы. Как ученик Антония, Феодосий был аскетом, уходил в затвор на весь Великий пост. В пещерку он брал только немного хлеба. Питала же его именно молитва. Чтобы ничто не отвлекало от общения с Богом, он просил братию присыпать вход в пещерку. Средством для скудной связи с монахами служило маленькое окошечко. Только в субботу и воскресенье иноки могли подойти к нему и обратиться к игумену с важными вопросами.

Скончался преподобный после непродолжительной болезни в возрасте чуть более 65 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: