Биография святой Алипии и странствия монахини, пророчества и канонизация


Биография

О жизни святой Алипии до 60-х годов прошлого века известно немного. Все сведения почерпнуты из ее скупых рассказов о себе. Дату рождения указывают неоднозначно: 1905, 1908, 1910 год. Точно установить год рождения невозможно, так как матушка всю жизнь прожила без документов. Несмотря на строжайшие предписания, не имела паспорта и прописки. Не разрешала себя фотографировать. Об ее облике можно судить по кратким мгновениям кинохроники.

Место рождения – Пензенская губерния. Фамилия – Авдеева, имя при крещении – Агафья, отчество – Тихоновна. Родители ее были православными мордвинами, благочестивыми и трудолюбивыми людьми. Мать звали Васса. С детских лет Агафья отличалась умом и сообразительностью. После гибели родителей в 1918 году девочка два года прожила у дяди. С десяти лет отправилась «странствовать» по святым местам. За религиозные взгляды сидела в тюрьме вместе с репрессированными священнослужителями.

Во время войны Агафью вывезли на принудительные работы в Германию. Ей удалось совершить побег из концлагеря, перейти линию фронта и вернуться в Киев. Здесь она прожила 43 года, прославившись как юродивая Христа ради, прозорливица и чудотворница. Блаженная носила под одеждой вериги и икону своей святой покровительницы.

За полгода до кончины матушка знала о дне своей смерти. Ее похоронили на Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря 30 октября 1988 года.

Почитание

О блаженной старице написаны десятки книг, сняты документальные фильмы, о ней даже слагают песни. На официальном сайте Голосеевского монастыря есть отдельная рубрика, посвященная учету посмертных чудес матушки…Каждый день возле мраморной усыпальницы Алипии совершаются панихиды об упокоении души старицы, а в церковь стекаются толпы богомольцев.

История матушки Алипии – это история всех людей, которым она помогла. И эта история не будет дописана до тех пор, пока хоть один верующий обращает к ней свой ищущий взор и молитвы.

Автор: Галина Бочарова

Странствия

Оставшись без родителей, Агафья странствовала по святым местам.

По ее словам она побывала:

  • в Сибири;
  • Троице-Сергиевской Лавре (Сергиев Посад Московской области);
  • Почаевской Лавре (Тернопольской области);
  • Пюхтицком монастыре (Эстонии).

Девушку часто арестовывали из-за отсутствия документов, сажали в тюрьму. Однажды она чудом спаслась от расстрела. Невидимая рука отворила дверь камеры и вывела ее мимо охранников за пределы тюрьмы.

Свое освобождение из заключения Агафья объясняла помощью апостола Петра. Впоследствии она много лет молилась перед иконой Петра и Павла в Демеевском монастыре (Киев). Как рассказывала матушка Алипия, выйдя из тюрьмы, она шла, не останавливаясь, одиннадцать суток вдоль берега моря. Судьба вывела ее к старцу Феодосию (Кашину), жившему аскетом в горах под Новороссийском. Алипия говорили, что она была у Феодосия и видела его. Полагают, что святой благословил ее на подвиг юродства Христа ради.

Духовные дары

Блаженная старица обладала необычайно мягким и отзывчивым сердцем. Не только к людям проявляла доброту, но и к животным: кошечкам, собачкам, птицам…В ее маленьком доме и на подворье всегда ютилась какая-нибудь живность: гуси, куры, коты – особенно много котов. Старица говорила, что понимает язык зверей и птиц, и, глядя на то, как она разговаривает с небесными птахами, присевшими отдохнуть на скат ее крыши, люди верили, не только она понимает их, но и они ее.

Матушка Алипия

Как-то раз матушка сильно захворала. Она теперь часто болела – немощное старческое тело, истощенное строгими постами и тяжелой работой, начинало сдавать. Мучилась она три недели, а потом постепенно стала вставать на ноги. И что удивительно: если до болезни матушка угощала людей их же подношениями, то теперь стала готовить пищу сама.

Ожидая особенно большое количество гостей, принималась варить фирменную кашу. В трехлитровую кастрюлю наливала молоко до самых краев, насыпала рис и сахар – каждого по килограмму, столько же сливочного масла. Затем вбивала 30 яиц. Чудно, но ничего не проливалось, не сбегало и не пригорало. А вот трапезники после этой каши избавлялись от мучавших их внутренних болезней.

Знавшие матушку люди всегда удивлялись, как много она просила у Бога за людей, и как мало за себя. Но были у блаженной старицы и недоброжелатели. С откровенной неприязнью к ней относился сосед. Раз он нанял тракториста, чтобы тот зацепил трос за бревно, торчащее из-под крыши, и сорвал бы кровлю с ее места. Свидетелями этой акции стали многие посетители старицы. Они видели, как блаженная Алипия, выбежав из дома, громко молилась святителю Николаю. И вдруг….хлынул ливень. Тракторист не стал дожидаться окончания этого потопа, так и уехал ни с чем.

Удивительная духовная сила таилась в хрупком теле старицы: никакие невзгоды не могли ее сломить, ни физические, ни моральные. Она прошла через годы «ежовщины», фашистский плен, тюремные пытки, выдержала множество лишений в годы своих странствий, но осталась незлобивой и отзывчивой. Никогда ни на кого не обижалась…Своим духовным светом, который горел внутри нее как неугасимая лампада, охотно делилась с притекающими под ее крыло людьми.

Киево-Печерская Лавра

Гитлеровцы, чтобы доказать на оккупированных территориях свою лояльность к православию и вызвать тем самым симпатию у населения, открывали закрытые большевиками храмы. Осенью 1941 года возобновились богослужения в Киево-Печерской Лавре.

Агафья была в Киеве, когда началась война. Отсюда ее увезли в Германию. Сюда она вернулась из Германии. Она поселилась в овраге, за оградой Киево-Печерской Лавры, в дупле липы. Несмотря на невыносимые бытовые условия, скромно одетая Агафья выглядела аккуратно и чисто. В морозные дни она заходила в Лавру погреться. Некоторые монахи ее жалели и давали хлеба, пускали погреться в сени у келий, другие гнали.

В 1947 году настоятелем Лавры стал архимандрит Кронид (Сакун). Он знал о женщине, живущей в дупле за оградой.

Отец Кронид стал духовным отцом Агафьи и постриг ее в монашество с именем Алипия. Архимандрит Кронид после пострига благословил монахиню Алипию на столпничество, как особую форму монашеского подвига.

Три года она прожила в дупле старой липы у колодца преподобного Феодосия Печерского. С утра и до заката блаженная Алипия выполняла работы послушницы при храме, возвращаясь к ночи в свое убежище. После смерти настоятеля Кронида духовным наставником стал схимонах Дамиан. Старец благословил ее перейти жить в коридоре келий лаврских старцев. В 1961 году Лавру закрыли на 30 лет под предлогом реставрации. Часть монахов перешла в Свято-Вознесенский храм на Демеевке (Голосеевский район Киева). Блаженная последовала за ними.

Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая

Почитаемая могила

Блаженная Алипия

На северной окраине Киева среди сосен и старых берез на несколько километров простирается Лесное кладбище. В глубине, справа от центральных ворот, один из кладбищенских участков будто вырвался из небытия и атеистического плена – резко отличается от ставшего уже привычным мраморного засилья черно-коричневых памятников и надгробий. Белые крестики на смиренных могилах говорят о жизни вечной, преображенной и радостной. Эта кладбищенская земля принадлежит старинному Флоровскому женскому монастырю: здесь покоятся инокини и священство, почившие во второй половине прошлого века.

Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матрены Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых. Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917). Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

Но вернемся на Лесное кладбище. Впервые на Флоровском участке мне довелось побывать в 1990-м, еще до развала Союза, когда о могиле матушки Алипии знали лишь ее духовные чада. В их числе были и некоторые флоровские монахини, приведшие меня на могилу блаженной. Дор
о
гой они рассказывали о старице, о том, как жила она когда-то в дупле огромной липы на территории Киево-Печерской лавры до ее закрытия в 1961 году, как по ее молитвам совершались чудеса исцелений и помощи Божией – будто открытую книгу, читала она сердца приходящих к ней людей. Многих благословила на священство и монашество, многих вырвала из холодных лап смертельных болезней, многих спасла от нищеты и жизненного краха.

Из житийных записок о блаженной Алипии

Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства. Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев. Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, хожалкам, а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:

«Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась “странствовать” по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».

Вид с озера на Голосеево

Далее в житии рассказывается о чудесном освобождении из заключения, о явлении угоднице апостола Петра. Сопоставляя этот факт с дальнейшей молитвенной жизнью старицы, можно понять, почему она множество лет молилась в киевском Демеевском храме непосредственно у большой иконы апостолов Петра и Павла в правом приделе. В жизнеописании также упоминается о встрече странницы Агапии с прозорливым иеросхимонахом Феодосием, жившим в послевоенное время под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская) и благословившим ее на подвиг юродства. Об этом сама матушка говаривала: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю».

Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, – ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней. Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами. Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма. Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах». Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.

Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.

И все же я поверил

К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.

– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.

Храм в нижней части которого почивют мощи блаженной Алипии

О чем просить, я и не знал. Разве о том, чтобы на киностудии «Научфильм» приняли мой сценарий об отце Михаиле Бойко, известном киевском духовнике, сыне репрессированного священника, прошедшем добровольцем-минометчиком всю Великую Отечественную войну? Как узнал я впоследствии, сам отец Михаил относился к блаженной Алипии с крайним недоверием, считая ее просто болящей. В свое время ему довелось служить диаконом в Вознесенском храме на Демеевке, где многие годы молилась юродивая. И все же я молитвенно обратился к матушке Алипии: «Помолись, блаженная матушка, чтобы мой сценарий был принят и люди узнали о гонениях на Церковь и о ее служителях». Моему удивлению не было предела, когда буквально через несколько дней мне позвонил редактор киностудии и сообщил, что сценарий принят. Мало того, режиссер, снимавший фильм об отце Михаиле нашел в архивах кадры хроники, на которых было запечатлено отпевание умерших от голода крестьян в Полтавской области. И что удивительно: в кадр попал отец протоиерея Михаила Бойко – священник Павел Бойко, а прислуживавший ему маленький мальчик был его сыном Михаилом. Сам режиссер понятия не имел, что в его фильм попал будущий отец Михаил. А герой фильма на просмотре воскликнул:

– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!

После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:

– Дивен Бог во святых Своих!..

Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.

«И память ее в род и род…»

Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:

– А вот ты на Демеевке служишь?

– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…

– А-а, из собора…

Рака с мощами блаженной Алипии

И так каждый раз. «Да, уже забывается старица», – думал отец Мефодий. Но вскоре был назначен настоятелем Демеевской церкви, где и прослужил более 20 лет. Когда я рассказал отцу Мефодию о случае с кинофильмом, он заметил:

– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.

А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная как поступить…

В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.

– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.

Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.

– Матушка, примите цветы. Говорят, они символ жизни.

– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.

Эта была их последняя встреча на земле.

Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.

***

Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы блаженной и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.

Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.

Пророчества монахини

За 5 лет до раскола УПЦ Алипия назвала имя виновника – бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко). Монахиням Флоровского монастыря старица Алипия неоднократно говорила о возрождении Голосеевской пустыни, в которое они никак тогда не могли поверить. В конце 90-х годов XX века ее предсказание сбылось. В 1993 году монастырь открыли как скит Лавры. С 1996 года обитель стала самостоятельной: Свято-Покровским мужским монастырем Голосеевская пустынь.

Монахиня предсказала:

  • аварию на Чернобыльской АЭС;
  • раскол УПЦ;
  • грядущую войну.

Многим людям Алипия предрекла их будущее.

Каждый день к матушке приходили люди с просьбами о помощи

Весть о матушке как о целительнице и чудотворице разлетелась по городам и весям всей нашей необъятной родины. День за днем к ней ехали люди разных сословий и материального достатка: простые обыватели, монахи, архимандриты и даже партийные деятели. В день она принимала от 50 до 60 человек.

Из воспоминаний Анны К.:

«Впервые в домик к Матушке меня привела страшная болезнь. Я ничего не могла кушать… Я вся высохла и почернела, на руках тогда было еще двое маленьких детей. Не имея силы, я все-таки с большим трудом добралась до Матушкиного домика, постучала, сразу же мне она открыла дверь, с улыбкой говоря: «О, заходи, заходи, сейчас будешь кушать»… Помню, как проницательно посмотрела она внутрь меня… Поставила сковородку передо мной и Марией, перекрестила еду и заставила есть… Я ела с Марией. И это было первое чудо, совершенное Матушкой надо мной. Съела я все и не почувствовала, что я наелась. С тех пор стала исчезать чернота с моего лица, я стала кушать и поправилась…»

Матушка Алипия

Из воспоминаний духовной дочери блаженной старицы Алипии Нины:

«У меня на груди образовалась опухоль размером с куриное яйцо. Я обратилась к врачу, мне сделали все необходимые анализы, которые показали, что опухоль необходимо срочно удалять… С Марией едем к Матушке. Только зашли к ней, а Матушка кричит: «Не отдавайте на смерть!» И не благословила меня идти в больницу… Для меня матушка готовила мазь. Я этой мазью намазала свою опухоль 2 или 3 раза и опухоль совершенно исчезла. Прошло уже более 10 лет с того времени. У меня сохранились справки и анализы, подтверждающие, что опухоль была злокачественная».

Свою знаменитую мазь старица делала из земляники. Что еще она в нее добавляла никто не знал. Лечила людей кашей, компотом и прочей собственноручно приготовленной пищей. Конечно, все понимали, что дело не в снеди, а в святых молитвах блаженной старицы. И была у Алипии одна особенность: никогда, никогда она не благословляла людей на операции.

Безбожная власть сделала ее сиротой

Родилась матушка Алипия приблизительно в 1905 году (по иным источникам — в 1910-м) в Пензенской губернии в благочестивой семье. Звали ее в миру Агафией Авдеевой.

О своих родителях она вспоминала мало. От отца ей передалась любовь к постам — Тихон Сергеевич постился так строго, что вкушал только сухари и отвар из соломы. Мама же заботилась о бедных, перед праздниками даже посылая дочку отнести продукты нуждающимся.

Однажды девочка вышла из дому к соседям, а когда вернулась, родителей уже не было в живых. В доме побывали красногвардейцы. Но даже будучи еще совсем ребенком, она целую ночь молилась над погибшими, читала Псалтирь. Это был переломный 1918-й. С этого времени начинается ее путь странничества. Тогда маленькая Агафия прошла сотни и тысячи километров, побывала в разных святых местах, которые особо усердно закрывала советская власть.

Происхождение названия

Название Пустынь Голосеевская эта местность получила по первой версии якобы из-за голой земли, на которой образовалась лесопарковая зона. А по второй – от слова «голосить», так как во времена нашествия монголо-татар сюда приходили обезумевшие от горя женщины и все вместе голосили, оплакивая таким образом своих погибших родственников.

пустынь голосеевская

Прежде чем заняться главными вопросами, задаваемыми многими верующими, такими как: «Где находится Голосеевская Пустынь?»; «Как доехать от м. «Голосеевская»?» и «Какое расписание служб?» — немного окунемся в историю. Ведь Голосеевская Пустынь стала местом монашеских подвигов киевских святых XVIII-XIX веков.

История места

Сначала свт. Петр Могила (1647 г.) выкупил это приглянувшееся ему место и заложил первый рукотворный парк, который со временем разросся и слился с лесом. Позже был основан храм вмч. Иоанна Нового Сочаевского и построен загородный скит Лавры. В середине XIX столетия эта живописная обитель превратилась в резиденцию Киевских Митрополитов.

Новое возрождение монастыря началось с 1845 года при митрополите Киевском Филарете (Амфитеатрове), который как-то по-особенному полюбил эти зеленые угодья. Сначала он построил митрополичий дом и каменный храм с пределами в честь прп. Иоанна Сочаевского и Трех Святителей, так как им предшествовали деревянные постройки. Затем был отстроен Свято-Покровский храм с приделами в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Весь этот комплекс с церквями, кельями, гостиницами, хоздвором и другими постройками, насчитывавший 10 корпусов, и был назван Свято-Покровской Пустынью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: