Десница Иоанна Крестителя — нетленная правая рука святого пророка Иоанна Крестителя. Одна из самых почитаемых святынь христианского мира, так как согласно Библии Иоанн Креститель возложил правую руку на голову Иисуса Христа во время Крещения.
После усекновения главы Предтечи его тело было захоронено в Самарии и пребывало нетленным. По преданию, евангелист Лука, проходя через Самарию и проповедуя Спасителя, возжелал перенести тело Иоанна Крестителя к себе на родину в Антиохию, но, получив отказ от жителей Самарии, взял лишь десницу, то есть правую руку, крестившую Христа в Иордане.
В Антиохии честная десница Иоанна Крестителя хранилась несколько столетий, пережив времена Юлиана Отступника, который тщетно искал ее, чтобы уничтожить.
Десница и «Чудо о змие»
С этой реликвией связана легенда, напоминающая сказки о драконе и прекрасной девушке: якобы в окрестностях Антиохии жил страшный змей, которому язычники каждый год приносили в жертву невинную девушку. Однажды жребий выпал на дочь одного христианина, который пришел молиться перед десницей Крестителя о спасении. Он с умыслом взял с собой несколько золотых монет и сделал так, что они как будто случайно рассыпались. Пока стражник, охранявший святыню, подбирал и рассовывал по карманам монеты, любящий отец тайком откусил мизинец с чудесной десницы и спрятал его у себя. На следующий день он вместе с полуживой от страха дочерью вышел навстречу чудищу, и когда змей разинул пасть, бросил в нее мизинец. Надо ли говорить, что чудовище немедленно упало бездыханным, а десница Крестителя была прославляема больше, чем прежде, обогатив свою историю «Чудом о змие»?
Когда же Антиохию захватили турки, некий диакон с библейским именем Иов тайком унес реликвию в Константинополь, где она пробыла, окруженная почетом, еще пять столетий. Когда же столица Византии тоже пала под турецким игом, десница Крестителя продолжала оставаться в храме Святой Софии, превращенной в мечеть.
Роковой танец
Иоанн Предтеча, родившийся в Иудее (всего на полгода раньше Иисуса Христа, большую часть своей жизни вынужденно провёл в пустыне. Так уж вышло, что его отец, первосвященник Захария, чем-то разгневал царя Ирода Великого и был убит слугами правителя прямо в иерусалимском храме, а его жене с новорождённым сыном просто чудом удалось сбежать из города. Однако вскоре мать Иоанна также скончалась, и мальчик остался совсем один. В пустыне святой вёл аскетический образ жизни. Пищей ему служили дикий мёд и сушёная саранча, а одежду заменяли обрывки верблюжьих шкур. Когда же Иоанну исполнилось тридцать лет, он поселился в маленькой хижине возле реки Иордан, где проповедовал людям о скором приходе мессии — Спасителя рода человеческого — и крестил уверовавших в водах потока. Сюда, незадолго до ареста Предтечи, пришёл и сам Спаситель, пожелавший принять от Иоанна священное таинство. В то время Иудеей управлял царь Ирод Антипа — протеже римского императора, тиран, ставивший себя превыше всех законов. Не заботясь о принципах морали, этот самодур отнял у родного брата жену Иродиаду, которую посадил на трон рядом с собой, к великому возмущению подданных. И только Иоанн Предтеча осмелился открыто осуждать поведение правителя и яро обличал царский разврат в своих пламенных проповедях. Возмездие не заставило себя ждать, и вскоре святой был арестован и брошен в темницу. Однако Ирод Антипа долго не решался казнить Иоанна. Он опасался, что смерть любимого проповедника вызовет народные волнения, от которых его не защитят даже легионеры римского наместника. Но царица Иродиада решила любыми способами добиться гибели оборванного бродяги, осмелившегося говорить про неё гадости. И в этом ей помог «счастливый» случай. На дне рождения правителя её дочь Саломея исполнила зажигательный танец, который очень понравился Ироду. Довольный царь пообещал выполнить любое желание падчерицы, и та, по наущению матери, попросила у него голову Иоанна Крестителя. Так как обещание было произнесено в присутствии высокопоставленных гостей, Ирод не посмел отступиться от своего слова. В тюрьме палач обезглавил проповедника, и желаемая награда была торжественно вручена танцовщице.
Иоанниты — Госпитальеры — Мальтийцы
Возникший в XI веке в Иерусалиме орден иоаннитов, или, как их иначе называют, госпитальеров, первоначально ставил своей целью заботу о паломниках в Святой Земле (французское слово «госпитальер» означает как раз «странноприимный»). Небесным покровителем ордена считался св. Иоанн Креститель, отсюда и название — иоанниты.
Во время пребывания в Иерусалиме члены ордена обрели две главные святыни — частицу Древа Креста Господня и икону Божией Матери.
После захвата Иерусалима сарацинами рыцари-иоанниты нашли прибежище на острове Родос, где выстроили отдельный храм для своей иконы, — он располагался на горе Филеримос, поэтому икона Богородицы получила наименование Филермской. В XV веке султан Баязид II решил «склонить к себе духом» рыцарей-иоаннитов и послал им в подарок священную реликвию. Так была обретена главная святыня ордена — Десница св. Иоанна Крестителя.
Покинув Родос незадолго до захвата его турецким султаном, госпитальеры обосновались на Мальте — так появилось наиболее распространенное название их организации: Мальтийский орден. Там же и хранились три главные реликвии вплоть до завоевания Мальты Наполеоном в 1798 году.
Спасение от гонителя
Что же касается честных мощей святого и в частности руки, которая крестила Спасителя, то у них своя судьба. О начале указываемого Промыслом Божиим пути десницы Иоанна Предтечи повествует в “Житиях Святых” великий сербский богослов архимандрит Иустин (Попович).
После того, как беззаконный царь Ирод неправедно казнил Святого Иоанна, Предтечу и Крестителя Господня, его честное тело было погребено учениками близ могилы святого пророка Елисея в знаменитом самарийском городе Севастии. В этом же городе был кровавый пир Иродов и распутные пляски дочери Иродиады.
Святой евангелист Лука обошел многие земли и города, проповедуя Христа. Однажды он оказался в Севастии. Отправляясь оттуда на свою родину в Антиохию, он пожелал взять и перенести туда тело Святого Предтечи Иоанна Крестителя, которое было нетленным и цельным. Но жители Севастии, почитавшие и бережно охранявшие мощи, не позволили ему этого. Поэтому святой евангелист Лука взял только часть этого святого тела — правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос, и унес ее с собой в свой город Антиохию. Ею как бесценным даром святой Апостол одарил свой город за воспитание, в нем полученное. С той поры антиохийские христиане с благоговением хранили святую руку Крестителя. И творились ею великие чудеса.
Много времени миновало и многие цари правили, и стал царствовать Юлиан законопреступник, публично от Христа отрекшийся. Стал он идолам поклоняться, и Церковь Божию стал преследовать с той же жестокостью, с которой и раньше ее преследовали.
Юлиан Отступник. Визант. Бюст IV в. |
Преследовал он не только живых людей, в Христа верующих, но и на мертвых бесчеловечно обрушился. Мощи святых, ранее пострадавших, извлекал из могил и предавал огню, а храмы Божии и всевозможные святыни превращал в пепел. Итак, отправился он однажды в Антиохию, чтобы принести жертвы языческие нечестивому богу своему Апполону в предместье Дафны, да чтобы и там преследовать христиан и сжечь все их тамошние святыни. Но, услышав об этом, антиохийцы тайком спрятали святую руку Крестителеву в одной из городских башен, называвшейся Гония, чтобы правитель не обесчестил ее и не сжег.
Прибыв в Антиохию, гонитель многие безбожности, беззакония и насилия учинил. Но руку Крестителя он не нашел, как ни старался ее отыскать. А посему послал он людей в город Севастию, где почивало тело Крестителево, без головы и руки, с тем, чтобы могилу и храм его огню предать. Так и случилось, согласно тому, что писали Никифор и Кедрин (Никифор Каллист — церковный историк, монах Софийского монастыря в Царьграде; скончался около 1350 г.; Кедрин — также известный церковный историк, живший в конце XI или в начале XII века). Но блаженный Симеон Метафраст пишет, с другой стороны, что не Крестителя, а чье-то другое, подложенное тело было сожжено. Ибо, говорит Метафраст, патриарх Иерусалимский, заранее узнав о приказе, отданном гонителем, украдкой извлек из могилы мощи Крестителя и послал их в Александрию на сохранение, а на их место положил кости какого-то мертвеца, которые и были уничтожены вместо мощей Крестителя, вместе с могилой и храмом его.
Немного времени спустя умер от тяжких ран, полученных в сражении с персами беззаконный царь Юлиан со словами: “Ты победил меня, Галилеянин!”. И благочестие опять восторжествовало. Руку Предтечи вынесли из башни, где она была спрятана. И христиане почитали ее, и творились ею, как и прежде, чудеса. Поведаем об одном из них.
Десница Иоанна Крестителя в России
Когда Павел I предложил мальтийским рыцарям прибежище в России, они с радостью приняли его приглашение и избрали российского императора своим Великим магистром. Три святыни были торжественно перевезены в Гатчинский дворец 12 октября 1799 года, и в честь этого события Святейший Синод установил ежегодное празднование перенесения реликвий из Мальты в Гатчину. Была написана даже отдельная церковная служба «На пренесение честныя руки Предтечевы». Драгоценные ризы иконы и ковчеги двух других святынь были отобраны Наполеоном, и Павел приказал сделать новые, не менее богато украшенные.
После 1799 года святыни находились в церкви Спаса Нерукотворенного Образа Зимнего дворца, где они и оставались на протяжении полувека. И лишь в 1852 году, после постройки Павловского собора, Николай I распорядился ежегодно накануне праздника 12 октября переносить святыни в Гатчину. Они прибывали в Гатчинский дворец, а утром следующего дня торжественным крестным ходом по улицам города их переносили в Павловский собор, где совершалась литургия. Затем святыни выставлялись для поклонения верующих. Так продолжалось вплоть до Октябрьской революции.
После революции стало понятно, что Павловский собор вместе с реликвиями вот-вот перейдет к советским богоборческим властям. То, что они, подобно Наполеону, снимут богатые ризы, было бы еще не страшно, но что будет со святынями христианского мира?
Мавзолеи великих правителей Черногории
В память о владыке Данило
Недалеко от монастырских стен, на юго-востоке города возвышается Орлиная гора (Orlov krš). Некоторое время назад она стала усыпальницей для Черногорского митрополита Данило Петровича Негоша. Гробница с телом самого почитаемого владыки в стране была установлена в 1896 году, когда в Черногории отмечали юбилейную дату: двухсотлетие правящей династии Негошей.
Памятный монумент, стоящий на вершине горы, представляет собой открытую часовенку на территории небольшого парка. Под невысоким навесом, стоящим на четырёх колоннах установлен каменный саркофаг с телом владыки Данило. На нём изображён профиль правителя, крест, круг и цветок — символы его власти. Рядом находится табличка с памятной эпитафией.
Мавзолей митрополита Данило — одна из главных достопримечательностей и, кроме того, самая высокая обзорная площадка города, с которой можно долго любоваться красотой окружающей природы. Координаты: 42.38596, 18.91982.
Усыпальница для Петра-2 Негоша на вершине горы
Черногория — живописная страна высоких гор и возвышенностей. Так, на пике горы Ловчен расположена ещё одна гробница. Здесь захоронены останки знаменитого черногорского владыки Петра 2.
Пётр 2 Петрович Негош — митрополит Черногории, высокообразованный человек, государственный деятель, один из самых знаменитых в Сербии поэтов и философов, реформатор, отдавший все свои силы на благо родного края и его жителей. Примечательно, что Пётр 2 всегда с особой теплотой и любовью отзывался о России. Вся жизнь Петра 2 была посвящена борьбе за независимость своей Родины.
Сам Пётр 2 завещал похоронить себя на горе Ловчен, где по его просьбе была построена небольшая часовенка, освященная в честь св. Петра Цетиньского. По существующей легенде ему сказали, что, учитывая его выдающиеся заслуги перед страной, его нужно похоронить на другой горе, повыше. Но владыка ответил, что в будущем может появиться человек, который больше, чем он сделает для страны, он-то и будет достоин захоронения на самой высокой горе Черногории.
Но… человек предполагает, а Бог располагает. И на деле всё получилось совершенно по-другому. После смерти владыки от туберкулёза не удалось сразу выполнить его последнее желание. В стране в это время опять шла война, и опять с турками. Опасаясь осквернения или уничтожения могилы митрополита было решено укрыть его тело за каменными стенами Цетинского монастыря. И только через несколько лет удалось перенести прах Петра 2, согласно его завещанию, на гору Ловчен.
В период Первой мировой войны часовня была серьёзно повреждена, но вскоре восстановлена. Во время Второй мировой войны усыпальницу вновь повредили, но, к счастью, сам саркофаг с телом владыки остался нетронутым.
Приближалась знаменательная дата — 100-летие со дня смерти Петра 2, и власти Югославии приняли решение снести старую часовню, а на её месте соорудить монументальный мавзолей Петра 2. Большинство жителей были против этого — ведь такое решение было, просто-напросто, неуважением к такому знаменитому человеку и его завещанию.
Но, несмотря на протесты, власти страны выполнили то, что наметили. И теперь на вершине горы Ловчен в Черногории возвышается Мавзолей Петра 2.
Состоит он из небольшого внутреннего дворика, по краям которого расположены портики. Здесь же располагаются фигуры двух черногорок из чёрного мрамора (высота каждой 4 с половиной метра).
И, собственно, сама крипта, где установлена четырёхметровая гранитная скульптура Петра Негоша с орлом на плече. Там же расположен саркофаг с останками знаменитого владыки.
Если пройти дальше, сквозь территорию мавзолея, то можно попасть на каменную дорожку к смотровой площадке. Отсюда открывается изумительный вид на всю живописную Черногорию.
Координаты мавзолея Петра Негоша в национальном природном парке Ловчен: 42.39926, 18.8379.
Путешествие по миру
Спасая реликвии от неминуемого уничтожения их отправили в Ревель (нынешний Таллин). Из Ревеля с огромными предосторожностями, используя дипломатические каналы связи, их удалось переправить в Копенгаген и вручить вдовствующей императрице Марии Федоровне (супруга Александра III, мать Николая II).
Мария Федоровна скончалась в 1928 году, а ее дочери Ксения и Ольга передали реликвии в Сербию. Святыни оставались во дворцовой церкви вплоть до захвата Югославии гитлеровскими войсками в апреле 1941 года. Спасаясь от наступления фашистов, король Петр II взял христианские святыни вместе с королевскими сокровищами и спрятал их в самое далекое и безопасное место, какое только смог придумать. Высоко в горах Черногории находился (и находится до сих пор) Острожский монастырь с мощами святого чудотворца Василия Острожского. Дорога к нему узка и опасна, местами ведет над краем пропасти, преодолеть ее очень трудно. В столь хорошо защищенном самой природой монастыре король выбрал еще более закрытое место — келью настоятеля, а в келье — тайный подпол.
Клад был спрятан так тщательно, что его нашли только спустя несколько лет после окончания войны, в 1951 году, и не простые смертные, а югославские спецслужбы. В монастыре работало несколько групп солдат, которые искали в указанных местах, и вот, наконец, из тайника в келье настоятеля был извлечен ящик с драгоценностями, а вместе с ним — два футляра. В одном находилась Филермская икона Божией Матери, а в другом — частица Древа Креста Господня и Десница св. Иоанна Крестителя.
Интересные достопримечательности Цетинье
На спуске со смотровой площадки по направлению к монастырю расположено застекленное строение, в котором находится рельефная карта Черногории. Попасть внутрь можно через музейный комплекс в резиденции Петра II Негуша, там же продаются входные билеты:
- в Музей короля Николы — стоимостью в 5 евро за взрослого и 2,5 евро за ребенка;
- в Музей Негушей — ценой в 3 евро за взрослого, 1,5 евро за ребенка;
- в Галерею современного искусства — стоимостью в 4 евро за взрослого, 2 евро за ребенка;
- в Исторический музей — ценой в 3 евро за взрослого, 1,5 евро — детский;
- в Этнографический музей — стоимостью в 2 евро за взрослого, 1 евро за ребенка;
- в здание Рельефной карты Черногории — стоимостью в 1 евро за человека.
За 10 евро можно приобрести единый билет во все музеи. За ребенка нужно заплатить 5 евро.
Направляясь дальше в сторону города, можно увидеть памятник правителю Ивану Црноевичу, площадь Короля Николы и расположенный на ней Королевский музей. У монастыря начинается красивый городской парк, а сразу за Музеем Короля Николы — живописный лес Негушей.
В информационном центре для туристов продаются различные сувениры и открытки на многих языках. Здесь же можно арендовать велосипед или отправиться отсюда на сувенирный рынок.
Цетинский монастырь — место хранения десницы
Долгое время Десница Иоанна Крестителя и другие реликвии считались утраченными. Лишь в 1994 году мир узнал правду: по тайному соглашению между Черногорско-Приморской епархией и светскими властями частица Древа Животворящего Креста Господня и Десница св. Иоанна Крестителя были переданы Цетинскому монастырю, где сохраняются с почитанием до сих пор, а Филермская икона как произведение искусства осталась в Цетинском музее.
В том же 1994 году Черногорию посетил Патриарх всея Руси Алексий II, поклонился нетленной Деснице и благословил ею собравшихся. А спустя восемь лет старинная реликвия в паломническом странствии была провезена по десяти городам России, Белоруссии и Украины. В ходе своеобразного паломничества Десница св. Иоанна Крестителя прибыла в Гатчину и была выставлена для поклонения в Павловском соборе. Как сто лет назад на крестный ход в день праздника святынь собирались жители всех окрестных деревень, так и теперь для поклонения приехали верующие не только из Ленинградской области, но и из других городов страны.
Где расположен Цетинье
“Душа Черногории”, как называют Цетинье местные жители, имеет удобное расположение, которое позволяет включить посещение этого удивительного города практически в любой экскурсионный маршрут. Город лежит в долине между Котором, Будвой и Подгорицей, рядом с природным заповедником Ловчен. Сюда легко добраться на общественном транспорте и еще удобнее на арендованном автомобиле — пожалуй, самым популярным сегодня средстве передвижения по Черногории.
Правила посещения комплекса
Прежде чем отправиться в это святое место, достаточно вспомнить одну справедливую пословицу о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому подготовиться надо заранее. По словам паломников, здесь более требовательно относятся к внешнему виду. Вежливые монахи напомнят вам о том, что вы пришли в храм Божий и должны соблюдать определенные правила.
Относительно одежды следует запомнить, что плечи и колени должны быть закрыты, для женщин обязательна юбка и платок. Если по какой-либо причине вы не смогли одеться соответственно, то не стоит волноваться. Монахи во внутреннем дворе предлагают взять все необходимое (парео, платки и даже брюки для мужчин, которые пришли в шортах). Предоставляет все бесплатно, главное — не забудьте после посещения монастыря все вернуть.
Корона короля С. Дечанского
Стефан Дечанский был канонизирован православной церковью Сербии как святой король. В годы его правления за счет Византийской империи Сербия расширила свои границы, добилась расцвета и стала сильнейшим государством на Балканском полуострове.
Относительно его загадочной смерти всегда выдвигаются две версии. Согласно первой, в конце своей жизни король поддался влиянию своей молодой жены и решил передать престол младшему сыну от второго брака. Старший сын принял такое решение и перечить не стал, а удалился в Константинополь. Спустя какое-то время король умер в крепости Звечан естественной смертью, предполагается, что от сердечного приступа.
Согласно второй версии, С. Дечанский был задушен разгневанным сыном. Именно ее и приняла церковь, канонизировав короля как мученика. Впрочем, документальных подтверждений той или иной версии нет, каждая из них могла произойти с одинаковой долей вероятности. Корону великого короля Сербии по сей день хранит Цетинский монастырь как одну из священных реликвий.
Епитрахиль Святого Саввы
Епитрахиль представляет собой характерную для православного священника и епископа часть богослужебного облачения. Она имеет вид длинной ленты, которая огибает шею и обоими концами спереди спускается на грудь. Ее надевают сверху рясы или подризника. По канонам церкви без нее священнодействовать нельзя.
Цетинский монастырь является местом хранения епитрахили Св. Саввы – одного из самых почитаемых в Сербской православной церкви святых, культурного и религиозного деятеля, жившего приблизительно в 1169-1236 годах. Его считают покровителем школ.