Гордыня: главный грех или всепоглощающее чувство эгоизма?


Гордыня — грех Люцифера и Адама, поэтому он самый страшный

Православие под гордыней понимает гордость, заносчивость, эгоизм, высокомерие и зазнайство. Гордыня — это смертный грех. Он идёт в списке смертных грехов восьмым, но по времени своего появления он первый.

В Писании сказано, что после того, как Господь создал ангелов, самый любимый из них Люцифер (Денница), отказался стать на колени перед Ним. Это было первое проявление гордыни на свете.

Люцифер получил от Бога наибольшее могущество среди всех остальных ангело. Это стало причиной его гордости. Считая себя равным Богу, он решил пойти против него и забрать трон Всемогущего Господа себе.

Для этого он собрал среди ангелов войско, и на Небесах началась битва. Колоссальное сражение окончилось поражение Денницы. Армия ангелов, оставшихся верных Богу под предводительством архангела Михаила победила.

Люцифер и все падшие ангелы были сброшены в преисподнюю. Отныне они обитают там, лишённые сияния и Божьей благодати.

Второй пример опасности гордыни — грех Адама, который возгордившись попробовал запретный плод.

Когда человек возгордился, ему не мешает вспоминать о своих прародителей Адаме и Еве. Проживая в Эдеме и будучи обеспечены всем необходимым, они, искушаемые Змием, нарушили Божий запрет.

Возгордившись, Адам, уступая уговорам Евы, попробовал запретный плод. Результатом этого стало изгнание их из Рая.

Два этих примера свидетельствуют о том, что гордыня — это, прежде всего восстание против Бога. Горделивое существо доходит до того, что считает себя равным Творцу.

При этом оно не только утверждает о таком равенстве, но и стремиться занять его место. На небе так поступал Люцифер, на земле же ему подражают различные властители и революционеры.

Жизнь Христа — пример борьбы с гордыней.

Господь наш Иисус Христос, в своей земной жизни многократно показывал нам пример смирения, начиная от омовения ног на Тайной вечере и заканчивая мученической кончиной на кресте.

При этом он был наделён качествами, которыми никогда не будет наделён ни один из смертных. Его жизнь — пример смирения и борьбы с гордыней для нас.

Она возглавляет список смертных грехов в православии

Гордыня, сребролюбие, блуд, чревоугодие, зависть, гнев, алчность и уныние — вот список семи смертных грехов. Что из себя представляет первая, наиболее опасная для человека страсть?

Гордыня — стремление возвысить себя

Опасность гордыни состоит в том, что она рождается из греха и порождает другие грехи. Так богословы выводят этот грех из такого греха, как тщеславия. Ища ложного почёта и похвалы, человек получает завышенную самооценку.

Человек, болеющей грехом гордыни, утверждается в том мнении, что он выше всех и достойнее.

При этом никакого объективного подтверждения этом может и не быть.

Ложное чувство собственной значимости рождает осуждение. Далее рождается желание судить других. В результате люди становятся несправедливыми судьями. В Евангелии же сказано:

«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

(Матф., 7, 1-2)

Об этом многие забывают, хотя понимать эти слова необходимо постоянно.

Наибольшая же опасность для возгордившегося состоит в том, что он начинает отрицать помощь других людей и высших сил. Такой человек начинает хвастаться своими достижениями, присваивая их себе.

Хвастаясь своими достижения, человек сам того не подозревая, подвергается греху гордыни.

В результате он возвышает себя, а других принижает. При этом человек даже может не осознавать того, что он подвергается воздействию самого свирепого греха. Со временем он может привести к погибели — богоборчеству.

Смотрите также статью Сколько кругов ада

LiveInternetLiveInternet

Гордыня в христианстве — это самый тяжкий из семи смертных грехов, повлекший за собой все остальные

Гордыня лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д.

Что такое гордыня?

Что такое гордыня? И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Как Бог наказывает грех гордыни?

Брат:

Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец:

Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней

(Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

И далее: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор

(ср.: Иез. 28: 18)

А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней

(ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат:

Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец:

Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат:

Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец:

Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете

(ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали»

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа

.

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

Молитва от гордыни

«ОТЕЦ, прости прегрешения мои и самый главный грех мой – гордыню мою. Она причина боли моей и боли других людей, а значит ТВОЕЙ!

Рождение ее сокрыто во времени, но плоды ее пожинаю сейчас, ибо гордыня моя причина суда моего. Как гордыня рождает суд, так суд рождает ненависть. Я поняла почему родилась она. Причина проста – я не видела ТЕБЯ в мире моем.

Я не видела ТЕБЯ в событиях жизни моей, в близких моих, в людях, окружающих меня, и возвысилась над ТОБОЙ, позволяя себе судить ТЕБЯ (в матери своей, отце своем, жене своей, детях своих, близких и просто людях, окружающих меня. Судила ТЕБЯ во всех проявлениях ТВОИХ, судьбах людей и судьбах народов, законах государственных и законах морали … и т.д.).

ПРОСТИ, что делила мир ТВОЙ, а значит и ТЕБЯ, на добро и зло, свет и тьму. Я поняла теперь, что все это ТЫ! И жизнь сама по себе – это ТВОЯ жизнь. А ТЫ, как ОТЕЦ заботливый растишь меня – дитя своего с великой ЛЮБОВЬЮ, и все, что было в жизни моей, ОТ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО! И все было для меня!

БЛАГОДАРЮ Тебя, ОТЕЦ, за уроки ТВОИ. Ибо все события жизни моей от малых до больших – это всего лишь уроки ЛЮБВИ – хлеб мой насущный, пища для размышлений моих. БЛАГОДАРЮ, БЛАОДАРЮ, БЛАГОДАРЮ!!!

Я склоняюсь перед врагами своими, ибо нет у меня врагов! Как можешь ты врагом быть мои? Враг мой – это друг мой! Это проявление ЛЮБВИ ТВОЕЙ! Это ТЫ стал таким ради меня, чтобы заставить меня думать, ибо ленива я, и болото благополучия и покоя ложного может засосать меня, и ТЫ не даешь погибнуть мне.

А потому БЛАГОДАРЮ я врагов своих, ибо это ТЫ и ОТ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО! И БЛАГОДАРЮ я друзей и близких своих, ибо это плечо ТВОЕ, опора моя в жизни моей.

Я принимаю жизнь такой, какая она есть, ибо, как я могу не принять ТЕБЯ, уроков ТВОИХ. Все что есть – от ТЕБЯ и для блага моего, а потому БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ за саму возможность жить и принимаю путь свой, каким бы тяжелым он ни был.

Я принимаю все испытания, какие были, есть и будут в жизни моей, ибо от ТЕБЯ и для меня ЭТО БЫЛО!

Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ за все, что было, есть и будет в жизни моей – за радость, за боль, за ненависть и ЛЮБОВЬ, ибо от ТЕБЯ и для меня ЭТО БЫЛО!

В любых испытаниях обещаю быть верной ТЕБЕ. А значит ЛЮБВИ!

Я выбираю жизнь – служение, ОТЕЦ! Ибо я знаю, что служить ТЕБЕ можно лишь одним – ЛЮБОВЬЮ СВОЕЙ! И знаю я, что рождается она в опыте жизни самой, в боли и испытаниях, которые ты нам посылаешь. Но жизнь без ЛЮБВИ не имеет смысла. Так прокали жизнь мою до алмазного состояния, и если не хватит дров в печи плавильной, то вот ТЕБЕ, ГОСПОДИ, тело мое.

Прими БЛАГОДАРНОСТЬ мою за жизнь прожитую! Вот ЛЮБОВЬ ТВОЯ в сердце моем, я сохранила ее, ОТЕЦ! Вот ЛЮБОВЬ моя в сердце моем, я научилась ЛЮБИТЬ! А меру ЛЮБВИ моей, знаешь только ты, ОТЕЦ!

Я дочь твоя, ОТЕЦ!!!

А мера ЛЮБВИ моей – мера свободы моей.» Источник- Константин Никулин. Мир позитива.

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко». Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься». И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет». www.logoslovo.ru

PS. В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этом посте говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый — Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого поста.

Избавляйтесь от гордыни, ведь гордыня несет с собой постоянные обиды, конфликты с близкими людьми; она не позволяет решать проблемы продуктивно и является признаком эгоцентризма, который не дает возможности человеку идти вперед на пути развития его личности.

Как избавляться от гордыни? Начните с пересмотра своих принципов и убеждений, своих «должен» и «обязан» и постарайтесь заменять их на «хочу» и «хорошо бы». Чтобы обнаружить в себе эти болезненные убеждения, порождающие гордыню, в самых обычных жизненных ситуациях ищите ту мысль, которая заставляет вас испытывать обиду или раздражение.

Если вы позволите себе отпустить на время тот контроль, который не позволяет осознать вам эту мысль, если вы захотите быть с собой откровенны, то обязательно сможете найти ядро ваших неприятностей. Не осуждайте в мыслях и на словах людей, совершивших, по вашему мнению, безнравственные поступки: ведь ваша точка зрения не единственная и не самая верная, она просто другая. Не считайте людей чем-то должными или обязанными вам лично или миру в целом – это не так. Старайтесь делать добро тайно, скрыто от людей. Ведь добро ради того, чтобы кто-то о нем узнал, небескорыстно: это тоже результат гордыни.

И успехов вам в этом нелегком пути – пути избавления себя от гордыни!

Признаки греха гордыни

Гордыня мать всех грехов, потому, что гордец считает себя выше всех и вправе делать что пожелает. Естественно, то в этом случае грехопадение человека может случиться быстрее, чем в том случае, когда бы он был скромен.

Гордецы оскорбляют и принижают других людей.

Кроме того, он высокомерны, властолюбивы, злопамятны. Практически все пороки свойственны гордецу, а вот добродетели обычно он себе приписывает.

Для того чтобы вовремя остановиться в несправедливости и спасти себя, человеку необходимо знать, что существуют следующие признаки гордыни:

  • желание превозносить себя и свои достижения;
  • чрезмерное себялюбие, высокомерие, а также желание хвастаться своими достижениями;
  • обидчивость, злопамятность, желание быть всегда первым;
  • властолюбие, желание повелевать;
  • наслаждение от унижения других людей, презрение к ним.

Гордецы не понимают, что Бог может навлечь на них те пороки, которые они видят в других людях. Человек не в состоянии полноценно и справедливо оценить людей, его окружающих.

Нельзя прочесть мысли не только своего врага, но и даже друга. Кроме того, покаяние обычно не видно, а видны лишь страсти.

Господь Наш Иисус Христос никого не обвинял и не обличал людей, даже впавших в страшный грех. В Евангелии от Иоанна сказано:

«…кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

(гл. 8, ст. 7)

Эти слова были обращены к книжникам и фарисеям, гордившимся своей ученостью. Спаситель всегда говорил о том, что пока жизненный путь человека не окончен, у него всегда есть возможность пойти по истинному пути и всё исправить.

Только Высший суд после смерти подводит черту под земной жизнью.

Об этом необходимо помнить, рассуждая о том, почему гордыня самый страшный грех.

Что порождает гордыня?

  1. Негативное отношение. К нему приводит полное неуважение, презрение, игнорирование других людей и их ценностей.
  2. Негативные эмоции, разъедающие душу. Такие качества, как презрение, неуважение, зависть, сарказм, отвращение и непринятие, злость, обида делают человека глубоко несчастным.
  3. Непринятие в ответ. Общение с такими людьми складывается довольно сложно. Как правило, возникает желание закрыться от них и более с ними не сталкиваться. Лишь мудрые и сильные личности способны сочувствовать тем, кто заражен гордыней.
  4. «Мыльный пузырь». Человек опирается на иллюзии. К сожалению, это надуманное величие. За которым ничего в большинстве случаев не стоит.
  5. Уязвимость. Такие личности невосприимчивы к любой критике. Они мнительны, обидчивы и агрессивны. Теряя внешнюю поддержку, а следовательно, подпитку своего «Я», они «сдуваются», словно резиновый шар. Ведь реальной опоры у них нет.
  6. Самоупивание. Обладатель гордыни считает, что достиг уже всего. Такое мнение не позволяет ставить пред собой новые цели и стремиться к их достижению.
  7. Конфликтность. Одна из распространенных черт, присущих таким личностям. К сожалению, это часто разрушает доверие, чувства и доброту.

Гордеца прельщает Диавол

Говоря о гордыне необходимо помнить, о таком понятии, как духовная прелесть. Прельщение – это деятельность Врага рода человеческого принявшего вид ангела или даже самого Христа. Человек, пленённый им, может совершать необычные вещи.

Так гордец, например, может считать, что он достиг многого в науке благодаря тому, что он «особенный», гений. Однако в основе такого заявления лежит желание славы. Здесь и речи не идёт о смирении.

Если же говорить о тех гордецах, которые находятся в церковной ограде, то многие еретики впали в грех гордыни. Отсюда объявление себя пророками и святыми или же утверждения о даре пророчества.

Об опасности духовного прельщения для православного писали такие видные подвижники, как старцы Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и Даниил Катунакский.

Смотри также статью Почему умирают дети

Гордость и гордыня — синонимы

В наше время появилось много направлений в психологии и психологических школ, которые утверждают, что гордость — это неотъемлемое качество человек. Говорится, что человеческая личность будет неполна, если он не будет гордиться собой.

Проводятся даже специальные тренинги, направленные на повышение уровня собственной самооценки.

Православная Церковь однозначно говорит о том, что гордость и гордыня — слова-синонимы. Очень часто в Библии, говоря о том, что тот или иной человек греховен, говориться, что он гордый.

При этом люди светские указывают на то, что слово «гордость» упоминается, например, по отношению к Отчеству и Родине.

Заявлять о гордости за что-то, не приложив к этому усилий нельзя.

Православному, в этой связи необходимо помнить о том, что верующему необходимо гордиться своим духовным подвигом или же тем, что дал ему Господь.

Естественно, что гордость не полностью равно гордыне, но она может легко перейти в неё. Также обстоит дело с самолюбием и тщеславием.

Со всеми духовными проблемами и потребностями необходимо идти в храм, а не обращаться к сомнительным услугам бизнес-тренеров и психологов.

Так что же это – гордость: чувство или эмоция

В первую очередь, конечно эмоция. Вы гордитесь достижениями страны, ребенка, соседа. Гордитесь и тем, что смогли путем большого труда достичь вершин в творчестве, науке.

Почему бы не гордиться – вложены желание быть лучшим и знающим

Важно не перешагнуть границы между гордостью и гордыней, не потерять чувства меры, когда ваша истинная гордость просто перерастет в зазнайство и чванливость

Будучи по-настоящему гордым, вы будете защищать свои достижения, постараетесь помочь ближнему. Стать участником большого дела – тоже великая удача.

Но как только вы становитесь эгоистом и перестаете уважать мнение окружающих, вот тут рождается гордыня. Человек мнит себя всезнающим, теряет собственное достоинство, ценит лишь себя и свои достижения.

Это нужно не просто понять, но и прочувствовать на себе – как только вы начнете считать себя правым во всем, перестанете учиться и слушать собеседника – рождается непонимание и теряются справедливость и Честь.

Гордыня мать всех грехов, так как гордец собой заменяет Бога

Гордыня — это грех Люцифера и уже поэтому может назваться «матерью» всех грехов. Как Диавол поставил своё «Я» выше Бога, так и гордец говорит о том, что важен он, а не окружающие.

Естественно, что попав в другой коллектив, он может встретить такого же гордеца. В результате может начаться вражда, чреватая самыми серьёзными последствиями

Ни один другой грех не может породить вокруг себя столько грехов, как гордыня.

Грешник, в таком случае, претендует на роль Бога.

Таким образом, он отрекается от Него и ему становиться, с его точки зрения, всё позволено. Примеры из истории подтверждают этот вывод, ведь сколько страданий принесли людям революционеры и богоборцы всех мастей!

Гордыня резко порицается в Библии

Гордыня в Библии упоминается неоднократно. Все упоминания о ней резко отрицательные и носят негативную характеристику. Так в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, сказано:

«Начало греха — гордость».

(Сир. 10:15 рс)

Именно из этого утверждения православные выводят тот постулат, что гордость — мать всех грехов.

В Библии при этом также говориться, что Бог ненавидит гордыню:

«…гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу».

(Притчи 8:13)

Кроме того, Он наказывает гордецов, противится им, а смиренным даёт благодать:

«…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

(Иакова 4:6)

В Писании имеется множество примеров, когда Господь наказывал гордецов. Самый яркий из них — разрушение Вавилонской башни. Кстати, такое наказание предусмотрено не только для неверующих, но и для верующих.

Самым же страшным последствием гордыни может стать то, что человек отвергнет от себя Божью истину. Дело в том, что гордость не даёт возможности человеку признать себя грешным.

Самое страшное последствие гордыни — отвержение Божьей истины.

Это, в свою очередь, не позволит человеку раскается в своих греха. Нераскаявшийся человек не обратится к Творцу за прощением. Таким образом, ослепляя разум, гордыня приводит человека к вечной погибели.

Наказание за гордыню

Люцифер был самым приближенным к Богу ангелом. Но гордость лишила его радости пребывания с Богом и он превратился в средоточие злобы. Первые люди за гордыню лишились вечной жизни, были изгнаны из рая. Вместе с ними была проклята и вся их земля. Рожденное ими человечество вынуждено на протяжении всей земной истории бороться с проявлениями собственных страстей, выходящими из этой главной страсти.

Но самой большой печалью для них стало томительное ожидание пришествия Спасителя и Воскресения Его из мертвых. Только после этого Христос вывел всех праведников, ожидавших Его из темницы ада.

Гордый человек сам наказывает себя. Сначала грех отсекает его от малознакомых или незнакомых людей, потом — от родных и близких, а потом и от Бога. И это самое страшное.

”Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю” — пишет о себе преподобный Ефрем Сирин.

Смирение — путь спасения от гордыни

Для того чтобы победить такой грех, как гордыня, необходимо стяжать противоположную ему добродетель. Такой добродетелью является смирение.

Она заключается в том, чтобы смирять себя перед ближними. Если вы одержимы гордыней, вам нужно своего брата почитать разумнее себя и превосходнее во всём. Авва Дорофей определил это так:

Авва Дорофей

святой

«… почитать себя ниже всех».

Подобным образом можно увидеть в других много хороших, добрых качеств, которые скрыты в других. Смиряясь, принижая себя, можно также увидеть в себе те недостатки, которые не даёт нам разглядеть наше самолюбие.

Оно же преувеличивает наши достоинства, что может не соответствовать действительности.

Смирению должно способствовать самоукорение.

То есть необходимо во всех бедах обвинять не окружающих, а самого себя. Человек должен всё время помнить о своих грехах и сопоставлять их со своими достижениями. Это позволит вовремя отрезветь и не впасть в гордыню.

В связи с этим стоит привести в пример поступок Господа Нашего Иисуса Христа, когда он умыл ноги своим ученикам на Тайной вечери. В иудейской традиции обмывать ноги перед трапезой должны были слуги.

Таким образом, омыв ноги апостолу Петру, Христос дал понять, что он пришёл в мир служить людям, а не для того, чтобы они служили ему. Это яркий пример смирения и следовать ему должен каждый православный христианин.

При этом необходимо давать отпор всем модным веяниям, которые есть происки Диавола. Так в последнее время широко распространились разные курсы и тренинги, на которых утверждается, что гордость нужно воспитывать.

Естественно, что человек должен жить в согласии с собой. Однако же воспитывать в себе превосходство над другими — это явно грех гордыни.

Слова, схожие только по звучанию?

Сходные по написанию и звучанию слова — это паронимы. Они настолько похожи, что могут казаться однокоренными, но в отличие от действительно родственных слов значение их сильно различается. Исходя из указанных в словарях значений, обычно и делается вывод о позитивной гордости и негативной гордыне, как о похожих друг на друга словах. При этом подразумевается, что смысл их сильно различается/

Но чем отличается гордость от гордыни? Принято считать, что гордость является закономерной и положительной эмоцией при достижении успеха. Человек может быть горд хорошо выполненной работой, победой в спортивном состязании, приобретением знаний или вещей. Говоря о гордости, как о позитивном чувстве, приводят примеры радости за собственного ребенка, поступившего в ВУЗ, или уважения к другому человеку, добившемуся каких-то успехов.

Гордыню же обозначают, как склонность считать себя лучше других, превознося собственную личность, но принижая достоинства других людей. При этом ее часто путают и с высокомерием (склонностью судить о достоинствах человека по положению в обществе), и с тщеславием (желанием получить признание или похвалу за обладание чем-то), и с самоутверждением (стремлением поднять самооценку за счет суждения о другом). Безусловно, перечисленные качества трудно назвать положительными чертами личности.

Но разве редко бывает так, что родители, гордясь достижениями своего ребенка, считают причиной этого себя самих? Они настолько высокого мнения о своих педагогических талантах, что не замечают достижений сверстников сына или дочери, особенно если их самих мало интересует та сфера, в которой достигают успеха другие дети. Превознося достоинства своего дитяти, одержавшего маленькую победу, они формируют в нем и тщеславие, и стремление к самоутверждению, и высокомерие.

Гордость своей страной может приводить к шовинизму. В этом случае тоже редко идет речь о том, чтобы уважать соседнее государство или другие народы. Победа футбольной сборной приравнивается к преувеличенной ценности каждого гражданина страны, болеющего за команду, хотя настоящий успех принадлежит только спортсменам.

Примеров можно привести множество. Все они сводятся к следующему: там, где обнаруживается гордыня, гордость всегда присутствует. Позитивная эмоция в какой-то неуловимый момент становится своей противоположностью. Насколько же велика разница между гордостью и гордыней и существует ли она вообще?

В борьбе с гордыней необходимо уповать на Бога

Православный должен всегда помнить о том, что без Божьей помощи он не может справиться с грехами. Так все совет по борьбе с гордыней будут пустыми, если не обратиться за помощью в храм.

Только здесь покаявшись и помолившись, можно обрести Божье заступничество. Никакие самоупражнения и самовнушения не помогут получить Божью благодать и оружие против Диавола.

Видео: Как избавиться от гордыни? (протоирей Владимир Головин).

Необходимо отметить, что прилежные прихожане обычно не подвержены данному греху. Дело в том, что они постоянно общаются со священником, который может помочь им в случае затруднения.

Кроме того, общаясь с набожными людьми, можно научиться у них скромности. Скромность и смирение же – главные орудия борьбы против греха гордыни.

Как побороть грех гордости?

Грех гордыни в Православии

Фото: Flickr.com

Чтобы начать эффективную борьбу с гордостью, вы должны сначала понять и признать, что она влияет на человека. Осознав грех гордости, проявив желание вступить с ним в активную борьбу, стоит сделать следующее:

  • стоит почаще молиться Богу, искренне прося его о помощи в борьбе с греховной зависимостью;
  • стоит научиться понимать ценность каждого существа на земле.
  • вы должны проявлять смирение, искренне, всем сердцем стремясь помочь людям, которые в этом нуждаются;
  • вы должны любить Господа и своего ближнего, потому что настоящая любовь помогает полностью преодолеть гордость;

Часто причиной гордости становятся отрицательные эмоции и рассуждения, вызывающие агрессию и раздражение. Если человек испытывает эти негативные состояния, вы должны немедленно вернуться на правильный путь и начать бороться с ними, восстанавливая свое психологическое и духовное здоровье.

Распознать и преодолеть гордость может быть очень трудно, но если это не сделать своевременно, то вы можете навсегда остаться заложником ада, не зная любви Бога.

Комментарии

  1. тетка
    :

    24.07.2020 в 13:41

    т.е если вокруг одно никчемное и неблагодарное быдло,пользующееся плодами твоего труда и творчества и считающее себя значимым с зашкаливающим чсв и они действительно пользуют тебя, ты не имешь права даже думать что ты как минимум на голову выше их,и не должен их ставить на место?????? это покаковски ? и кто об этом думал? это я буду придумывать и созидать а это отродье будет брать и считать что мы равны? вы чё охуели?

    Ответить

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Так что же это – гордость: чувство или эмоция

В первую очередь, конечно эмоция. Вы гордитесь достижениями страны, ребенка, соседа. Гордитесь и тем, что смогли путем большого труда достичь вершин в творчестве, науке.

Почему бы не гордиться – вложены желание быть лучшим и знающим

Важно не перешагнуть границы между гордостью и гордыней, не потерять чувства меры, когда ваша истинная гордость просто перерастет в зазнайство и чванливость

Будучи по-настоящему гордым, вы будете защищать свои достижения, постараетесь помочь ближнему. Стать участником большого дела – тоже великая удача.

Но как только вы становитесь эгоистом и перестаете уважать мнение окружающих, вот тут рождается гордыня. Человек мнит себя всезнающим, теряет собственное достоинство, ценит лишь себя и свои достижения.

Это нужно не просто понять, но и прочувствовать на себе – как только вы начнете считать себя правым во всем, перестанете учиться и слушать собеседника – рождается непонимание и теряются справедливость и Честь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: