Краткий список грехов, истязуемых на мытарствах


3.Одни чувства без слов — это не покаяние.

Чувство и слово помогают друг другу на исповеди, хотя первое и не заменяет второго. Сам яко Благ и Незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи, — говорится в одной из молитв перед исповедью. Мы разрешаемся от грехов словами, а не слезами и чувствами.

Плач о грехах заповедан нам Господом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Но они утешатся не потому, что одних слез достаточно для покаяния. Истинный плач о грехах непременно научит разрешатися словом. Но если мы плачем, а о грехах толком сказать ничего не можем — это не исповедь. Тогда нужно вернуться домой, хорошо все обдумать и снова прийти, твердо помня грехи или записав их.

Бывает, мы плачем больше о том, что нам самих себя очень жалко. Этот плач не приводит к блаженству —напротив, он только мешает нам каяться. Чем сильнее в нас любовь к Богу — тем сильнее желание расстаться с грехами. Напротив, чем больше мы любим себя — тем меньше заботимся о покаянии, и его место легко занимает печаль о собственных переживаниях. В этом случае важно не дать себе волю изливать свои чувства вместо грехов. Если же мы ими так увлеклись, что самих грехов почти и не помним, то сначала потрудимся вспомнить грехи, а уже после этого пойдем исповедываться.

4.Можно помнить грехи и при плохой памяти.

Нередко приходится слышать серьезную исповедь от тех, у кого память довольно посредственная. Другие, напротив, не помнят грехов и с куда лучшей памятью. Они помнят всю жизнь, но не помнят грехов. От них мы слышим: «Согрешил делом, словом и помышлением, не знаю, что еще можно сказать…» Но причащаться могут лишь те, кто на исповеди действительно каялся. «Делом, словом и помышлением» — это не покаяние в конкретных грехах. Священник вынужден объяснять этим людям, что с такой исповедью не причащаются. Что же дальше? Иные уходят в обиде, говоря, что грехов у них нет, но таких очень мало. Чаще всего мы немедленно слышим… нормальную исповедь. Что же случилось? Внезапно улучшилась память? Нет, возникло желание. Они захотели — и сразу же вспомнили немало грехов. Ведь все, что производит на нас впечатление, мы долго и отчетливо помним, и если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы просто не придаем им серьезного значения?

5.Чем меньше грубых грехов, тем глубже становится исповедь.

Если грехи наиболее тяжкие уже исповеданы и не повторялись — это только одна ступень покаяния. Общий вес так называемых «мелких» грехов во много раз больше, чем у грехов смертных. Что мы не совершаем грехов, которые позволяют себе другие — суть дела от этого не меняется: каждый ответит сам за себя. Кому больше дано, с того больше и спросится; кто больше делает, тот лучше видит, чего он не сделал или сделал не так.

6.Лучшая подготовка – вспоминать каждый день понемногу.

«Кто запрещает тебе самому, — говорит отец Иоанн (Крестьянкин), —— внимательно подумать заранее о своей жизни, приготовляясь к Исповеди в течение нескольких дней говения, чтобы было, в чем каяться… Дома, пред Лицем Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией. Проверить себя: соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе…» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. М., 1999. С. 30–33.)

Возможно ли сделать все это в течение двух-трех часов или даже за день-два до исповеди? Возможно, но только в том случае, если мы уже приучили себя каждый день проверять свою совесть. Если же нет — никакие усилия, затраченные перед самой исповедью, не помогут нам вспомнить всего, что мы забыли.

Каждый из нас при желании может запоминать или записывать грехи, совершенные им в течение дня — будь то делом, словом или помышлением. Хорошо, если мы запишем их несколько, в крайнем случае — хотя бы один. Дело, конечно, не в том, чтобы за месяц записать к исповеди ровно тридцать грехов. Наша задача шире и глубже — вспоминать все, чем мы согрешили. И если за месяц и больше мы можем вспомнить лишь один-два греха — это значит, что к исповеди мы еще не готовы.

7.Нерегулярная исповедь не может быть полной.

Наиболее содержательной исповедь обычно бывает у тех, кто приступает к этому Таинству в среднем не реже одного раза в месяц. Чем дольше мы не исповедаемся, тем хуже помним грехи. Конечно, можно от всей души каяться и после больших перерывов, и самая первая исповедь бывает у многих вполне содержательной. Но только едва ли кому-то удастся сохранить этот добрый настрой, если до следующей исповеди снова пройдет много времени.

8.Сначала о том, о чем тяжелее всего говорить.

Аще что скрыеши от мене, сугуб грех имаши, — говорится в последовании Таинства исповеди. «Сугуб» — значит «вдвойне»; утаенный грех после исповеди становится еще тяжелее.Кто-нибудь спросит — насколько исповедь должна быть подробной? Настолько, чтобы священник понял суть дела.

Одним словом, если мы умели грешить и хотим за это не быть осужденными, мы должны называть грехи на исповеди так же конкретно, как нам бы назвали их на Суде. Как говорил один опытный духовник, прославлен у Бога бывает тот, кто на исповеди себя полностью обесславил перед священником.

9.Мы каемся перед Богом в грехах, а не в видах греха.

Мы оскорбляем Бога грехами, а не тем, как они называются. Одни названия грехов и страстей («согрешил осуждением, нерадением, ложью») — это самая примитивная исповедь; насколько она коротка и удобна, настолько же и далека от реальности. Называя грехи только по имени, мы не можем сказать само то, в чем каемся. «Осуждение, нерадение, ложь» — слова слишком общие и малопонятные.

Мы просим у Бога прощение на исповеди за поступки, слова и дурные помыслы. За них-то Он нас и прощает, но только когда мы в них исповедуемся. Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, — гласит разрешительная молитва. От всех исповеданных нами грехов, если, конечно, они были рассказаны.

10.Чем меньше лишних слов — тем лучше.

И для тех, кто за вами ждет своей очереди, и для священника, и, конечно, для вас. Речь идет обо всех тех словах, которые не помогают священнику лучше понять, в чем вы именно каетесь. Их приходится слышать достаточно много, и сам кающийся в них первым теряется.

Долгая речь не всегда содержательна. Когда исповедь бывает затянута, это не значит, что мы лучше каемся. Скорее, мы просто хуже готовы или чересчур влюблены в себя. Обилие пауз и отступлений несет на себе печать эгоизма, а также неряшливого мышления. Нередко долгие повествования, если бы их произнести поживее, могли бы быть в несколько раз короче без всякого ущерба для содержания.

Если вы сочли нужным написать свою исповедь, чтобы священник сам ее прочитал, пожалуйста, помните, что вы пишете именно исповедь, а не что-либо другое. Не надо писать автобиографию. Не надо под видом исповеди изливать свои чувства — это разные вещи. Если в ваших мыслях еще нет порядка — разберитесь в них, а потом пишите. Не пишите вперемешку с грехами молитвы собственного сочинения. Не пишите о том, как вам надо было поступить — пишите только одни грехи.

11.Рассуждения о грехах тоже излишни.

«А значит, во мне действует такая-то страсть»; «а значит, ей содействует то и другое», «а значит, она во мне только усилилась», «а значит, во мне есть и такой-то грех…» Это — тоже крайность. Так бывает, когда мы все обдумали, но при этом не каемся, а философствуем. А между тем, просить прощения и рассуждать — далеко не одно и то же. Если нас кто-то обидел и говорит: «Прости меня, я виноват», — это одно. И совсем другое, если мы слышим: «Прости, — это во мне действовала такая-то страсть, а она действовала по таким-то причинам». Неуместно, а главное — в рассуждениях подобного рода и правда действует страсть: гордыня. Рассуждая вместо того, чтобы каяться, мы ставим себя несколько выше, чем следует ставить себя человеку, который просит прощения в грехах. А тот, кто приходит на исповедь в уповании на милость Божию и сознавая, что сам он — ничто, будет каяться без рассуждений и без всяких «а значит».

12.Ни в чем себя не оправдывать.

Самооправдание — первый враг исповеди. Оно страшнее, чем страх перед тем, что священник плохо о вас подумает. В нем больше лукавства, чем в утаивании грехов от стыда. Мы не будем долго скрывать грехи, хорошо нами осознанные. Когда-нибудь явится здравая мысль: ведь если речь идет о жизни и смерти — какая разница, как мы будем выглядеть? Явится — и приведет нас на исповедь вместе с утаенными прежде грехами.

13.Без реальных усилий все будет бездейственно.

До сих пор мы говорили о самой исповеди. И все же честная, собранная и подробная исповедь — это только лишь часть покаяния. Другая часть заключается в желании исправить и самое дело. Если дела уже неисправимы — в любом случае должно быть изжито то внутреннее устроение, которое к ним привело. Его не исправить без исповеди, но и не исправить одной только исповедью: покаяние — изменение — будь то ума, души или сердца, должно затронуть и дела человека — оно должно стать изменением жизни.

Нет таких состояний души, когда невозможно покаяться. Правда, бывает, что мы не хотим каяться, но не хотим и не можем — два разных явления. Неверие в Бога всегда добровольно, как и нежелание к Нему обращаться. Нас не научили? Но только ли этому? Или все, что мы знаем, умеем и любим было кем-то специально привито извне? Нежелание помнить и видеть грехи, нежелание жить в согласии с Истиной — все это, конечно, мешает нам каяться. Только здесь дело не в невозможности, но в нашей глубокой, сильной и нежной самовлюбленности — а она добровольна.

Нет такого греха, который не будет прощен, если мы будем в нем каяться. Ключ от Царства Небесного у нас в руках: сумеем ли, или вернее — захотим ли мы им воспользоваться? Милосердный Господь да сподобит нас принести Ему покаяние искреннее и нелицемерное.

Использованная литература:

На чем осно­вано учение о мытар­ствах и что они собой пред­став­ляют?

Учение о мытар­ствах осно­вано на Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви. О жела­нии демо­нов власт­во­вать над чело­ве­ком Боже­ствен­ное Откро­ве­ние сви­де­тель­ствует неод­но­кратно. Напри­мер, о диа­воле сооб­ща­ется, что он «ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» (1Пет.5:8). Само собой разу­ме­ется, что жела­ние диа­вола погло­тить свою жертву не огра­ни­чи­ва­ется рам­ками её земной жизни, но рас­про­стра­ня­ется и на посмерт­ную жизнь. Именно в этом кон­тек­сте ста­но­вится понят­ным биб­лей­ское изоб­ра­же­ние ада под видом живого суще­ства с без­мерно рази­ну­той хищ­ни­че­ской пастью (Ис.5:14), нена­сыт­ной утро­бой (Сир.51:7). Ведь в чело­век сходит не иначе как душой, то есть после раз­лу­че­ния души с телом. Соб­ственно, воз­мож­ность схва­тить и зато­чить чело­ве­че­скую душу в аду откры­ва­ется перед бесами только в этот период.

Сатана назван в Писа­нии князем, гос­под­ству­ю­щим в воз­духе (Еф.2:2). Воздух же есть та над­зем­ная сфера про­стран­ства, сквозь кото­рую души почив­ших воз­но­сятся к Небу (Деян.1:9). Именно здесь раз­во­ра­чи­ва­ется театр борьбы демо­ни­че­ских сил за овла­де­ние душой, кото­рую диавол, в сотруд­ни­че­стве с под­чи­нен­ными ему пад­шими духами, «под­сте­ре­гает в пота­ен­ном месте, как лев в лого­вище; под­сте­ре­гает в засаде, чтобы схва­тить бед­ного; хва­тает бед­ного, увле­кая в сети свои» (Пс.9:30).

Но вот оказия! Просто так взять и пле­нить чело­ве­че­скую душу, ото­брав её у Вла­дыки владык, диавол не в состо­я­нии (Иов.2:6). Ведь хотя он и силь­ный, однако же не все­силь­ный, как Бог. Поэтому он и стре­мится добиться гос­под­ства над душой, желая выка­зать её недо­стой­ной и, глав­ное, неспо­соб­ной жить в Цар­стве святых.

Поскольку диавол есть кле­вет­ник и отец лжи, да к тому же и «чело­ве­ко­убийца» (Ин.8:44), постольку понятно, что если бы не вме­ша­тель­ство Бога, не попе­чи­тель­ство анге­лов, он, под вывес­кой спра­вед­ли­вого изоб­ли­че­ния, обо­лгал бы любого. Ведь «Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое» (Ин.8:44).

Отсюда и необ­хо­ди­мость в Боже­ствен­ной помощи, отсюда и молитва: «Гос­поди, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторг­нет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избав­ля­ю­щего [и спа­са­ю­щего]» (Пс.7:2).

Задача оправ­ды­вать душу, вспо­ми­ная её добрые дела (мысли, жела­ния и пр.), воз­ла­га­ется Богом на анге­лов, так как «они суть слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние?» (Евр.1:14).

Клас­си­че­ским при­ме­ром ангель­ского попе­чи­тель­ства о душе служит притча о бога­том и Лазаре: «Умер нищий и отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» (Лк.16:22). Пример же взятия души злыми демо­нами встре­чаем в повест­во­ва­нии о безум­ном богаче: «Бог сказал ему: безум­ный! в сию же ночь душу твою возь­мут у тебя» (Лк.12:20).

Раз­ли­ча­ясь между собой иерар­хи­че­ским сте­пе­нями, злобой, ковар­ством, демоны, вместе с тем, раз­ли­ча­ются и направ­ле­ни­ями дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с погуб­ле­нием душ. В данной связи опре­де­лен­ные виды грехов взыс­ки­ва­ются с душ не какими бы то ни было, но опре­де­лен­ными демо­нами, мыт­ни­ками. Всё это про­ис­хо­дит поэтапно, после­до­ва­тельно: сперва в одном месте с души спра­ши­ва­ется за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окон­ча­ния испы­та­ний (иногда насчи­ты­вают два­дцать и более типов таких мест). Душа при этом тер­за­ется, терпит стра­да­ния и мучи­тель­ный ужас.

Места, на кото­рых испы­ты­ва­ется вос­хо­дя­щая к Небу душа, по ана­ло­гии с теми местами, где с людей соби­рают налоги и пошлины, назы­ва­ются «мытар­ствами» (от слова «мытарь» — сбор­щик нало­гов, пода­тей). Такая парал­лель уместна не потому, что любой сбор­щик нало­гов апри­ори упо­доб­ля­ется демо­нам и наобо­рот, а в связи с тем, что в древ­но­сти мытари нередко вер­шили жесто­кость, неспра­вед­ли­вость и лихо­им­ство.

Краткий список грехов, истязуемых на мытарствах

Страшный суд Божий

Сущность учения о мытарствах излагает св. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души».

Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые.

На мытарствах душа в присутствии ангелов и демонов, но и пред Оком Всевидящего Бога, постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях.

Души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, по приговору невидимого суда влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.

Таким образом, мытарства и есть частный суд, который совершает над каждою человеческою душою невидимо сам Господь посредством своих ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей демонов. В житии преп. Василия Нового (Ч. М. 26 марта) повествуется, что ученику его, преп. Григорию (тоже 26 марта), были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам блаженной Феодоры.

См. Слово об Исповеди.

Ниже приведен краткий список грехов, истязаемых на всех 20 мытарствах, в качестве вспомогательного инструмента для более тщательной подготовки к Таинству Покаяния (Исповеди).Вопросы в мытарствах начинаются с грехов, как мы называем, «малых», общечеловеческих (празднословие) и чем идут дальше, тем касаются грехов более важных и оканчиваются в 20-м мытарстве немилосердием и жесткостью к ближнему – грехами самыми тяжкими, за которые, по слову Божью, бывает «суд без милости» не сотворившему милости.

1.СЛОВО: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.

2.ЛОЖЬ: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.

3.КЛЕВЕТА: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.

4.ЧРЕВОУГОДИЕ: объядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорство.

5.ЛЕНЬ: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.

6.ВОРОВСТВО: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденого, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство.

7.СРЕБРОЛЮБИЕ: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, давали деньги в долг под проценты, спекуляции, взятки.

8.ЛИХОИМСТВО: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, ухищрения, неотдача долгов, аферы, махинации.

9.НЕПРАВДА: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.

10.ЗАВИСТЬ: в благах материальных, в душевных достоинствах, лицеприятие, желание чужого.

11.ГОРДОСТЬ: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.

12.ПАМЯТОЗЛОБИЕ: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.

13.ГНЕВ: непримиримость, вспыльчивость, ненависть, ярость, удары, пинки, дерзость, озлобление, отчаяние, ссоры, склоки, истерики, скандал, вероломство, беспощадность, грубость, обиды.

14.УБИЙСТВО: (мыслию, словом, делом), драки, применения всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборты (или соучастие).

15.ВОЛХОВАНИЕ: гадание, ворожба, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божьим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство.

16.ЛЮБОДЕЯНИЕ: плотское сожительство вне церковного брака, сладострастные воззрения, блудные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.

17.ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ: супружеская измена и еще совращение, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.

18.БЛУД СОДОМСКИЙ: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).

19.ЕРЕСИ: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах: Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха, а также в других богоборческих объединениях и структурах.

20.НЕМИЛОСЕРДИЕ: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность.

См. Слово об Исповеди См. Восемь главных страстей и добродетелей (Свт. Игнатий Брянчанинов) См. Как приготовиться ко Святому Причащению

В чем заклю­ча­ется раз­ли­чие под­хо­дов к интер­пре­та­ции мытарств?

Пре­да­нию Церкви известно мно­же­ство опытов про­хож­де­ния мытарств. В прин­ципе, их объ­яс­не­ние сво­дится к двум, не про­ти­во­ре­ча­щим друг другу суж­де­ниям. По мнению одних, про­хож­де­ние мытарств суть испы­та­тель­ный этап, пред­ва­ря­ю­щий Боже­ствен­ное реше­ние — Част­ный Суд; а по утвер­жде­нию других, этот Суд как раз и начи­на­ется с мытарств.

Так, по сви­де­тель­ству пре­по­доб­ного Мака­рия Алек­сан­дрий­ского, Божий Суд над душой совер­ша­ется на соро­ко­вой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды воз­во­дится на покло­не­ние Богу — в третий и девя­тый дни. При сем первые два дня она пре­бы­вает на земле; с тре­тьего по девя­тый обле­тает про­стран­ства Небес­ного Рая, а с девя­того до соро­ко­вого осмат­ри­вает адские бездны (чит. подроб­нее: Извле­че­ние из слова об исходе душ пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков ).

Анто­ний же Вели­кий, созер­цая вос­хож­де­ние душ, видел огром­ного вели­кана, стре­мив­ше­гося пре­гра­дить им путь к Небу. Вели­кану спо­спе­ше­ство­вали демоны. Какие-то души успешно пре­одо­ле­вали этот путь, а какие-то обру­ши­ва­лись вниз (чит. подроб­нее: Житие преп. Анто­ния Вели­кого ).

Нечто ана­ло­гич­ное опи­сано у свя­ти­теля Гри­го­рия Двое­слова, правда, без ука­за­ния на при­сут­ствие демо­нов. Испы­та­ние души, по его иллю­стра­ции, заклю­ча­лось в пере­ходе через таин­ствен­ный мост над зло­вон­ной рекой, за кото­рой был рас­ки­нут пре­крас­ный бла­го­уха­ю­щий луг. Пра­вед­ные души сво­бодно пере­хо­дили через него, а греш­ные не пере­хо­дили и падали с моста (см.: Диа­логи. Собе­се­до­ва­ния о жизни ита­лий­ских отцов и о бес­смер­тии души кн. 4, гл. 36).

Какой из двух под­хо­дов наи­бо­лее пра­виль­ный?

И первая, и вторая оценка роли мытарств в опре­де­ле­нии участи души вполне соот­вет­ствует букве и духу Писа­ния:

  • И в первом и во втором случае Судьей при­зна­ётся Гос­подь, в соот­вет­ствии с Его точным пре­ду­пре­жде­нием: «У Меня отмще­ние и воз­да­я­ние» (Втор.32:35); «Я воздам» (Рим.12:19).
  • И первое, и второе объ­яс­не­ние согла­су­ется с фор­му­лой: «Бог пору­гаем не бывает. Что посеет чело­век, то и пожнет» (Гал.5:7-8); «чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» (Евр.9:27).

Между тем, с опре­де­лен­ной долей уве­рен­но­сти можно ска­зать, что второй подход всё же острее фоку­си­рует вни­ма­ние на той нрав­ствен­ной истине, что воз­мож­ность пере­се­ле­ния в горние оби­тели свя­зана с внут­рен­ней спо­соб­но­стью души жить в един­стве с Богом и ближ­ними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в тече­ние жизни на земле, такой спо­соб­но­сти не выра­бо­тала, она и осуж­да­ется на муче­ния в аду. Что ей делать в Цар­стве святых? К тому же, этот подход оче­вид­ней сбли­жа­ется со сло­вами: «Легко для Гос­пода — в день смерти воз­дать чело­веку по делам его» (Сир.11:26).

LiveInternetLiveInternet

Среда, 06 Апреля 2011 г. 17:44 + в цитатник В Священном Предании, согласном со Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах (Правосл. Исповед., ч. 2, отв. на вопр. 25). Сущность учения о мытарствах излагает св. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства — это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии Ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего Судии Бога, испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на мытарствах, возносятся Ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения. Таким образом, мытарства являются частным судом, совершаемым над каждой человеческой душой невидимо Самим Господом посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей — демонов. В житии преп. Василия Нового повествуется, что ученику его преп. Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преп. Феодоры (память 8 дек.). Здесь подробно исчисляются 20 мытарств. Внимательное ознакомление с мытарствами полезно для более тщательной подготовки к исповеди, испытания своей совести, обретения покаянного настроения. Вот о чем поведала блаженная Феодора, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию (Ч. М. 26 марта). «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили. Тогда один из Ангелов строго сказал им: «О бесстыдные, проклятые и злобные враги рода человеческого! Зачем всегда спешите вы приходить к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучающуюся с телом? Не радуйтесь, тут вы ничего для себя не найдете: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего общего с нею!» Бесы неистово закричали и начали показывать записи о злых делах, от юности мной сделанных, говоря: «Мы не имеем дела до нее? А это чьи грехи? Не она ли творила их?» — крича таким образом, они выжидали смерти моей. И вот из уст моих излетел последний вздох, светлые Ангелы взяли мою душу на руки свои. Я оглянулась назад и увидела, что тело мое лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на тело свое и очень удивлялась этому. Между тем как Ангелы держали меня, бесы окружили нас и кричали: «Эта душа имеет много грехов, пусть отвечает за них!» Св. Ангелы собирали все, что я сделала когда-либо доброго, малейшие добрые дела, одно за другим, св. Ангелы собирали и готовили, чтобы положить против злых моих дел. Бесы, смотря на это, скрежетали на меня зубами своими, хотели тотчас вырвать меня из рук ангельских и низвести на дно ада. В это самое время внезапно явился преподобный отец Василий (у которого по смерти мужа жила в услужении преп. Феодора, посвятившая себя на служение ближним и молитву и пред кончиной своей принявшая иночество) и сказал св. Ангелам: «Святые Ангелы! Эта душа много послужила к упокоению старости моей, а потому я молился о ней Богу, и Бог даровал ее мне». Сказавши это, он вынул из-за пазухи как бы некий мешочек с золотом и отдал его Ангелам со словами: «Вот сокровище моих молитв пред Господом об этой душе. Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать ее, то вы искупляйте ее этим от долгов ее». После сего он стал невидим, а св. Ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток. Когда мы шли от земли к высоте небесной, то вначале встретили нас воздушные духи 1-го мытарства, на котором истязуются грехи празднословия, т.е. бесед безрассудных, скверных. Мы остановились, и пред нами вынесены были многие свитки, где записаны были все слова, произнесенные мной от юности моей непотребно и безрассудно, а особенно если они выражали что-нибудь срамное или кощунственное, как то нередко бывает на языке людей молодых. Я видела записанными там все свои праздные слова, бесстыдные песни, бесчинные крики, смех и хохот. Всем этим малые духи обличали меня, указывая на время и место, когда, где, с кем занималась я суетной беседой и прогневала Бога своими непристойными словами, не считая это грехом, а потому не исповедовалась духовному отцу и не раскаивалась. Я молчала, как безгласная, не будучи в состоянии отвечать, потому что духи лукавые обличали меня правильно. Когда я молчала, стыдилась и от страха трепетала, св. Ангелы положили нечто из моих добрых дел, а недостающее восполнили из сокровища, данного отцом Василием, и этим выкупили меня. «Когда же Ангелы представят добрые дела к оправданию души, — говорит св. Иоанн Дамаскин в Слове об усопших в вере, — и злые духи припомнят столько же грехов к ее осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых». Оттуда пошли мы выше и приблизились ко 2-му мытарству — лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, т.е. клятвопреступление, напрасноепризывание имени Божия, лжесвидетельство, неисполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное. Духи этого мытарства злы и свирепы; они остановили нас и начали меня подробно испытывать. Но я обличена была ими только в том, что иногда лгала в неважных вещах и не считала того за грех. А клятвопреступлений, лжесвидетельства и других важных беззаконий не нашли во мне. Достигли мы 3-го мытарства, истязующего осуждение и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек грех осуждения ближнего и как велико зло клеветать на кого-либо, бесславить, хулить, браниться и смеяться над чужими недостатками. Таких грешников лютые демоны истязают как противников Христа, предвосхитивших себе право суда над другими. Но во мне, по благодати Христа, немного нашли этих грехов, я во все дни жизни моей старалась удерживаться от них. Дошли мы до 4-го мытарства — чревоугодия, и тотчас выбежали навстречу нам злые духи. Лица их были похожи на лица сластолюбивых обжор и мерзких пьяниц. Обойдя нас, как псы, они тотчас же показали нам счет всех случаев моего объедения, когда я ела тайно, или сверх нужды, или с утра не помолившись, или хотя бы не оградив себя крестным знамением, когда ела во св. посты до совершения богослужения. Представили и все случаи моего пьянства, даже показывали те самые чаши, рюмки и прочие сосуды, из коих я упивалась в такое-то время, на таком-то пиру, с такими-то собеседниками. И всякое мое чревоугодие до подробности поставили на вид и радовались, как бы уже получив меня в свои руки. Я трепетала, видя мое обличение, и не знала, что отвечать вопреки. Но св. Ангелы, вынув довольно из даров преп. Василия, положили то против моих грехов и выкупили меня. Увидев выкуп, злые духи вскричали: «Горе нам! Пропали наши труды!» — и бросили на воздух свои записи о моем чревоугодии. Я осмелилась сказать моим путеводителям: «Мне кажется, св. Ангелы, что никто из живущих на земле не знает того, что здесь происходит и что ожидает душу по смерти». Но Ангелы отвечали мне: «А разве не свидетельствует обо всем этом людям Божественное Писание? Только люди, пристрастившиеся к земной суете, небрегут о нем, забывши страх Божий. Впрочем, кто из них милостив к нищим и убогим помогает, тот легко получает от Бога прощение грехов своих и ради милосердия своего проходит все мытарства без остановки. А кто не старается милостынями очищать грехи свои, тому невозможно избегнуть темных мытарей, которые низводят души согрешивших во ад и держат в узах до страшного Суда Христова». В такой беседе мы дошли до 5-го мытарства — лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не трудившиеся, и наемники, берущие плату, но не исполнявшие обязанностей, принятых на себя. Здесь же истязуются и те, которые нерадят о прославлении Бога, ленятся в воскресные и праздничные дни ходить в храм к утрене, литургии и другим службам. Там же испытывается вообще небрежение как мирских, так и духовных людей и нераденье о своей душе, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы св. Ангелы не восполнили моих недостатков дарами преп. Василия. На 6-м мытарстве — воровства, хотя и были остановлены мы на некоторое время, но, дав немного выкупа, пошли далее, потому что не обрелось на мне воровства, кроме весьма маловажных случаев в моем детстве. 7-е мытарство — сребролюбия и скупости, прошли мы без задержки, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что Бог давал, и не была скупой, но что имела, усердно раздавала бедным. Поднявшись еще выше, мы встретили 8-е мытарство — лихоимства, где истязуют дающих деньги за противозаконные проценты и всех наживающихся за счет своих ближних, взяточников и присвоителей чужого. Истязатели, не найдя во мне лихоимства, скрежетали зубами от досады, а мы, благодаря Бога, пошли выше. 9-е мытарство — неправды, где истязуются неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных, также люди, не дающие наемникам условленной платы или в торговле употребляющие неправильно власть или меру, и вообще все делающие какую-либо несправедливость, мы, по милости Божией, прошли благополучно. 10-е мытарство — зависти, мы прошли ничего не заплативши, потому что я никогда не завидовала. Тут же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть, но, по милосердию Христа Бога, я оказалась невинной в этих грехах, и хотя видела ярость скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась их — и мы, радуясь, пошли выше. 11-е мытарство — гордости, где надменные духи истязуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание, за невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и за неповиновение им, мы также прошли свободно. На 12-м мытарстве — гнева и ярости, воздушные истязатели хотя и очень свирепы, но мало что от нас получили, и мы пошли далее, радуясь о Господе. На 13-м мытарстве — злопомнения, где без милости испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло, милосердие Господне спасло меня, потому что во мне не было злопомнения, здесь мы ничего не заплатили и, радуясь о Господе, пошли далее. Тогда я осмелилась спросить ведших меня Ангелов: «Скажите мне: откуда эти страшные властители воздушные знают так подробно все злые дела людей, не только явные, но и тайные?» «Всякий христианин, — отвечали Ангелы, — после св. крещения получает от Бога Ангела-Хранителя, который наставляет его на всякое доброе дело и записывает все добрые дела его, за которые человек может получить от Бога милость и воздаяние. И князь тьмы также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, поощрял его своими кознями к злым делам и записывал все худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны демонам. Когда же душа разлучится от тела и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют ей на этом пути, показывая ей (как и тебе) содеянные ею грехи. Если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать ее, а если грехов найдется больше, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют ее в темнице, дабы не видела Бога, и мучат, сколько сила Божия дозволит им, пока та душа посредством молитв Церкви и милостыни ближних не получит прощения. Если же такая душа окажется такой грешной и нечистой пред Богом, что не будет для нее никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят ее в бездну ада. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня и потом, после соединения со своими телами, будут мучаться вместе с диаволами в геенне огненной. Путем мытарств восходят и испытываются на них только просвещенные св. верой и крещением, неверующие же сюда совсем не приходят, потому что, еще до разлучения от тела, душами своими принадлежат аду, и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души как принадлежащую им добычу и низводят в адскую пропасть». Беседуя так, мы достигли 14-го мытарства — убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар нанесенный, за пхание с гневом и толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее. Прошли мимо 15-го мытарства — чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. По милости Божией, бесы ничего не нашли во мне здесь, и мы пошли далее, провожаемые злобным криком демонов: «Вот придешь на мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!» Когда мы поднимались выше, я осмелилась еще спросить Ангелов: «Все ли христиане проходят через эти мытарства и нет ли возможности пройти их без испытаний?» Ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так истязаемы, как ты и подобные тебе грешники, которые творят неполное исповедание своих грехов, из ложного стыда утаивая перед духовником срамные дела свои. Кто же чистосердечно рассказывает на исповеди все свои злые дела и жалеет о содеянном, того грехи невидимо заграждаются Божиим милосердием. И тогда всякая покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, раскрыв свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа, радуясь, восходит к престолу Божию. Тебе много помогло то, что ты давно уже перестала грешить смертно и последние годы жизни своей проводила добродетельно, и особенно помогли тебе молитвы преп. Василия, коему ты много послужила». Князь 16-го страшного мытарства — блуда, где истязуются блудные мечты, мысленное услаждение в том, блудные воззрения, порочные осязания и страстные прикосновения, был облечен в нечистую и смрадную одежду, и множество бесов стояло около него. Увидев меня, они удивились, что я прошла уже столько мытарств и, вынеся записки о всех моих блудных делах, обличили меня, указывая на лица и на места, на время, с кем, когда и где я грешила в юности моей. Я молчала и трепетала от стыда и страха, но св. Ангелы сказали бесам: «Она давно уже оставила блудные дела и последнее время проживала в чистоте, воздержании и посте». А бесы отвечали: «И мы знаем это, но она неискренне исповедовалась в своих блудных грехах перед духовником и не получила от него надлежащей заповеди об удовлетворении за грехи, потому она наша! Или оставьте ее нам, или выкупайте добрыми делами». Ангелы положили много из моих добрых дел, а еще больше от даров преп. Василия, и я едва избавилась от лютой беды. В 17-м мытарстве — прелюбодеяния, где истязуются грехи людей, живущих в супружестве, но не сохраняющих супружеской верности, оскверняющих свое ложе блудом, также блудные похищения и насилия, строго истязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя Богу, но не соблюдших чистоты. И я много должна была на этом мытарстве; лукавые духи уже обличили меня и хотели вырвать из рук Ангелов, и Ангелы, долго спорив с ними, едва искупили меня — не столько моими добрыми делами, которые положили здесь все до последнего, сколько сокровищем отца моего Василия, которого также очень много положили на весы против моих беззаконий и, взяв меня, пошли далее. Князь 18-го мытарства — содомских грехов, на котором истязуются все противоестественные грехи, кровосмешение и другие скверные дела, совершаемые тайно, о коих даже и вспомнить человеку стыдно и страшно, был мерзостнее всех бесов, опачкан гноем и смрадом, таковы же и все его слуги, смрад от них был нестерпимый, злообразие невообразимо, ярость и лютость невыразима. Окружив нас, но, по милости Божией, ничего не найдя во мне, они отбежали от нас со стыдом, а мы пошли дальше. И сказали мне св. Ангелы: «Ты видела, Феодора, страшные и мерзкие мытарства блудные? Знай же, что мало какая душа проходит их без остановки и выкупа, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все люди сластолюбивы. Мало кто бережет себя от нечистот блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Поэтому весьма многие, достигнув блудных мытарств, здесь погибают. Начальники блудных мытарств хвалятся, что они более всех других истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада. А ты благодари Бога, что прошла блудные истязания, по молитвам преп. отца твоего Василия, и более уже не увидишь страха!» После сего подошли мы к 19-му мытарству — ересей, где истязуются неправые мудрования о вере, отступничество от православного исповедания веры, неверие, сомнение о вере, порицание святыни. Я прошла это мытарство без испытания, и вот уже мы были недалеко от врат небесных. Но нас встретили злобные духи последнего, 20-го мытарства, — немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Если бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя постами, непрестанно молился и сохранял чистоту телесную, но был немилостив, таковой из этого последнего мытарства низвергается в бездну ада и не получает милости вовеки. Но мы, благодатью Христовой, прошли безбедно через это место, при помощи молитв преп. Василия. Избавившись от страшных мытарств, мы с радостью приблизились к вратам небесным. Они дивно сияли. В них стояли светлые, как солнце, юноши, которые, увидев меня с Ангелами, радовались, что я милосердием Божиим избавилась от воздушных мытарств, и, приветливо встретив нас, ввели меня внутрь. Но что я там видела и что слышала, чадо Григорий, того нельзя и высказать. Я видела то, чего никогда не видело око человеческое, и слышала, чего никогда не слыхало ухо и чего никому из живущих на земле не представляло желание или воображение. И приведена я была (в 3-й день по выходе моем из тела) к престолу Божию славы неприступной, окруженному Херувимами, Серафимами и множеством воинств небесных, непрестанно славящих Бога неизреченными песнями. Падши, я поклонилась невидимому и непостижимому Богу, и небесные силы воспели сладкую песнь, прославляя Божие милосердие, не побеждаемое грехами человеческими. И пришел глас от великой славы, повелевавший приведшим меня Ангелам показать мне все обители святых и потом все муки грешников, после чего водворили бы меня в обители преп. Василия. Итак, в течение шести дней (по откровению Ангела св. Макарию Александрийскому) водили меня всюду, и я видела прекрасные обители апостольские, пророческие, мученические, святительские и проч. Все они были красоты неизреченной и пространны, и везде я слышала глас духовной радости и веселья, везде видела торжество святых. По обхождении светлых обителей (и после вторичного поклонения Богу, в девятый день по моей кончине — по откровению Ангела св. Макарию Александрийскому) низведена я была в преисподнюю и видела там страшные и нестерпимые муки грешников. Я слышала там вопли, плач и рыдание мучившихся. Иные из них страшно кричали и проклинали день своего рождения, но никто не оказывал им милосердия. По этим разным местам мучений и отделениям ада душа человеческая (по откровению Ангела св. Макарию Александрийскому) носится тридцать дней, трепеща и содрогаясь, чтобы и ей самой не быть заключенной в них. В 11-й день хождения по аду, или в 20-й день по кончине человека, — половина времени хождения души. Св. Церковь молится в этот день об усопшем и тем облегчает скорбь его души. Из мрачных темниц ада Ангелы провели меня и, наконец, водворили в обитель отца моего, преп. Василия, сказав мне: «Сегодня преп. Василий творит о тебе память». И поняла я тогда: был сороковой день по разлучении моем от тела, и в этот день пришла я на место упокоения». Вот почему св. Церковь со времен апостольских творит поминовение усопших в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й дни по их кончине и совершает ежедневно в течение сорока дней Божественную литургию об их душах. Особое молитвенное поминовение совершается еще издревле и в годовой день по кончине умершего. День смерти христианина есть день рождения его для вечной жизни. Вот почему мы празднуем память наших братии по истечении года со дня их кончины. Празднуя их второе рождение для неба, мы умоляем благоутробие Божие, да милостив будет Господь к душам их и да сотворит их жителями рая. Что же касается вообще пользы нашей молитвы для душ умерших, об этом св. Кирилл Иерусалимский в 5-м тайноводственном поучении говорит: «Если какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши златой венец, принесли бы тому царю за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога». https://www.medik.idknet.com (коммент откл)

Рубрики:православие

Метки:
перечень грехов по мытарствам. блаж. феодоры!

Процитировано 1 раз Понравилось: 1 пользователю

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 1
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось1
0

Бывают ли случаи осо­бого вос­хож­де­ния к Небу?

Исто­рия знает такие при­меры. А вообще, чем чище душа, тем сво­бод­ней её устрем­ле­ние выспрь. Поло­жим, душу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, после Успе­ния, лично принял Хри­стос.

***

мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:Вне зави­си­мо­сти от того, насколько бук­вально вос­при­ни­ма­ются сви­де­тель­ства о мытар­ствах – будь то древ­ние или совре­мен­ные сви­де­тель­ства – учение о том, что после смерти чело­века ждет испы­та­ние, сле­дует счи­тать обще­при­ня­тым для пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Это испы­та­ние в учеб­ни­ках по дог­ма­ти­че­скому бого­сло­вию назы­вают «част­ным судом», в отли­чие от того все­об­щего Страш­ного Суда, на кото­ром опре­де­ля­ется окон­ча­тель­ная посмерт­ная участь каж­дого чело­века.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: