Борис Владимирович — один из сыновей князя Владимира Святославича от царевны Анны или от неизвестной «болгарыни», возможно, из волжских болгар. Согласно официальной истории, был убит по приказу своего брата Святополка, также как после этого был убит князь Глеб Муромский. Впоследствии канонизирован вместе с братом Глебом Русской православной церковью как страстотерпцы — Святые Борис и Глеб.[1]wikipedia
Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.
По начальной Киевской летописи, он рождён от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел его старший брат Ярослав. Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н. Татищева, Борису был дан Муром. Второй раздел произошёл около 994—996 гг. С этого времени до 1015 года в летописях о Борисе нет никаких упоминаний.
Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть. — Сказание о Борисе и Глебе
Святой Борис на княжении в Ростове
↑ Биография Бориса Владимировича
Когда и где родился Борис Владимирович доподлинно не установлено. Предположительно, местом рождения считается Киев, 986-989 г. При крещении назван Романом — христианское имя дал младенцу преподобный Роман Сладкопевец.
Борис – девятый, любимый сын великого князя Владимира Святославича, правнук Ольги. Мать — византийская царевна Анна или четвертая-пятая жена Владимира — «болгарыня». Нелетописные данные указывают на Милолику.
С юных лет увлекался чтением Священного Писания и церковных трудов. Интересовался житиями святых и мечтал повторить их подвиг. Стремления поддерживал младший брат Глеб, с которым Борис дружил с детства.
- Женившегося сына отец отправляет править во Владимир – Волынск. Здесь, богомольные братья, читают жития святых и молятся о даровании Богом тех же испытаний. Как и отец, раздают милостыню.
- В 1010 г., во время второго раздела земель, Борис переводится править ростовским княжеством, которое, с 988 г., принадлежало брату Ярославу. А Ярослава, Великий князь, отправляет в Новгород, на место умершего сына Вышеслава.
- После, до времени убийства в 1015 г., о Борисе нет никаких сведений.
- 1015 г. – Борис едет в Киев к заболевшему отцу, а затем на войну с напавшими печенегами. Не встретив врага, возвращается в Киев. Сделав остановку на ночлег в одном дне пути до дома, узнаёт, что отец умер, а престол занял брат Святополк.
- После смерти князя Владимира, сторонники Святополка Окаянного, освободили того из заточения и он занял трон. Боясь притязаний со стороны братьев, по старой традиции, убивает Бориса и Глеба. Борис предчувствовал это убийство, но любя брата, почитая за отца и кротко исполняющий заповеди Христа, подчиняется и принимает мученическую смерть, спустя 9 дней, как умер князь Владимир. В эту ночь с князем находились только отроки, так как дружина, услышав отказ Бориса завоёвывать Киев, разошлась.
- Следом за двумя братьями, Святополк убивает ещё одного брата — Древлянского князя Святослава.
- Убитого 25-29-летнего Бориса Владимировича тайно отнесли в вышгородскую церковь святого Василия и там захоронили. Два раза мощи переносили во вновь отстроенные церкви. 1071 г. – год признания мощей святыми. С 1240 г., после нашествия Батыя, святые мощи потеряны.
Внутренняя и внешняя политика
Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.
Ярослав Мудрый
Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.
Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.
Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.
Библиотека Ярослава Мудрого
В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.
Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.
Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
Киево-Печерская лавра
Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.
А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.
Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.
Ярослав Мудрый и его свод законов «Русская правда»
В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.
Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).
Ярослав-законодатель
Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.
Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.
↑ Мученическая смерть
Князь Борис не захотел идти войной на старшего брата, отказался нарушить святые родовые отношения. Святополк же замыслил избавиться от всех соперников – наследников. Сильнее Окаянный боялся Бориса, которому симпатизировал народ и дружина, поэтому убить первым решил его. Сделать задуманное отправил бояр Талеца, Еловита и Ляшко во главе с Путшей.
убиение князя Бориса фото
В ночной темноте 24.07.(6.08.)1015г преступники остановились возле шатра, где пел псалмы князь. Дождавшись, когда тот закончит молиться и ляжет спать, убийцы ворвались в шатёр и вонзили копья в молодое тело. Вместе с ним закололи и слугу – венгра Георгия, закрывшим собой князя.
Когда Бориса заворачивали в кусок, оторванный от шатра, он ещё дышал и по дороге попробовал поднять голову. Святополк, узнав, что брат до сих пор живой, отправил двоих воинов добить несчастного. Борис умер, пронзённый в сердце мечом.
Убийцы Бориса, пожелавшие забрать золотую гривну слуги, которую подарил князь, не могли её снять. Тогда они отрубили Георгию голову и выбросили.
Основание городов
Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.
Город Юрьев (сейчас — Тарту, Эстония)
Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.
Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.
↑ Канонизация
Один раз, над местом захоронения братьев, верующие заметили огненный столб и услышали пение ангела. После произошло два чуда, после которых народ стал почитать князей Бориса и Глеба как страстотерпцев:
- Чужеземец нечаянно наступил на могилу и его ноги тут же опалил вырвавшийся из-под земли огонь.
- В церкви, где захоронены братья – князья, случился пожар. Сгорело всё, не тронув иконы и церковную утварь.
Митрополитом Иоанном I, после сомнений, дано разрешение на открытие гробов страстотерпцев. Гробы внесли в маленькую деревянную часовню, построенную по этому случаю на месте сгоревшей церкви. Там и произошло торжественное вскрытие. Тела оказались не тронуты тлением и источали благоухающий аромат.
Через некоторое время произошло два чудесных исцеления: хромого юноши и слепого прохожего. После этого Ярослав строит новую церковь, куда 24 июля (годовщина смерти Бориса) переносят раки со святыми мощами. Этот день в Церкви отмечается как память братьев – страстотерпцев. Предположительно, в 1037 г. святых князей канонизировали, это повлияло на усиление самостоятельности Русской церкви. Имена братьев давали населённым пунктам, вновь построенным церквям и обителям.
Личная жизнь
Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году Петром Первым был построен Санкт-Петербург.
В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.
Ярослав Мудрый и его жена Ингигерда
Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.
Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.
Дочери Ярослава Мудрого
Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.
Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу. Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.
Икона Ярослава Мудрого
Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.
Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.
↑ Итоги
Борис и Глеб погибли не только как политические жертвы междоусобной войны, но и как настоящие христиане. Но братья совершили невиданный ранее на Руси поступок – отдали жизнь во имя сохранения мира.
В последующие века русские князья постоянно замечали помощь святых братьев в битвах с врагами, появляясь перед великими сражениями, защищая русскую землю:
- XI век – изгнаны половцы и печенеги;
- 1240 г. – Невская битва;
- 1242 г. – перед победной битвой Чудского озера;
- в 1301 г. молитвы братьев помогли взять шведскую крепость на Неве;
- 1327 г. — князь Александр Михайлович справился с татарами;
- 1380 г. – победа в Куликовской битве с помощью небесного войска под предводительством святых князей Бориса и Глеба.
Главные героические события с XIV по XVI века произошли не без незримого участия святых братьев.
Примечания
- Христианство: Энциклопедический словарь.— Т. 3.— М., 1998.— С. 715
- ↑ 1234Рудаков В. Е.
Борис Владимирович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - [www.skazka.com.ru/myth/saga/0000013saga.html Сага об Эймунде Хрингссоне // Мифы и легенды народов мира. «Сказки», проект ИД «Провинция»]
- [litopys.org.ua/dynasty/dyn23.htm «О. Головко, слідом за М. Ільшим та А. Грабським, на підставі саги про Еймунда дуже сміливо відніс смерть Бориса до справи рук варягів, надісланих Ярославом Мудрим у 1017р.
» Леонтій Войтович. Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. — 649 с.] (ISBN 966-02-1683-1) (Розділ третій. РЮРИКОВИЧІ. ПЕРСОНАЛЬНИЙ СКЛАД) (укр.) - [pryahi.indeep.ru/history/danilevsky_02.html И. Н. Данилевский: Ярослав, Святополк и летописец]. Из книги: И. Н. Данилевский, Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) — М.: Аспект-Пресс: 1999.
- [www.ria.ru/science/20120423/633070568.html Суздальский парадный топор 11 века оказался «княжеского рода»]
- [www.archaeolog.ru/index.php?id=2&id_nws=198&zid=9 Институт археологии. Новости]
Заметки [ править ]
- ^ a b Корнева и Чебоксарова, великая княгиня Мария Павловна
, с. 109. - ^ a b Биче, Другие великие князья
, стр. 20. - Корнева и Чебоксарова, Великая княгиня Мария Павловна
, с. 53. - ^ a b c d e f g Корнева и Чебоксарова, великая княгиня Мария Павловна
, с. 63 - ^ a b c d Холл, Английская дача в Царском Селе
, с. 26. - ^ a b c Корнева и Чебоксарова, великая княгиня Мария Павловна
, с. 64. - Hall, на английском Dacha в Царском Селе
, с. 64. - Масси, Николас и Александра
, стр. 389. - ^ a b c Король, великий князь Борис Владимирович в США
, стр. 15. - ↑
Чавчавадзе,
Великие князья
, с. 235. - ^ a b c Перри и Плешаков, Бегство Романовых
, с. 70. - ^ a b Перри и Плешаков, Бегство Романовых
, с. 126. - ^ a b Ферран, Descendances naturelles des souverains et grands-ducs de Russie, de 1762–1910
, p. 408. - ^ a b c Беш, Другие великие князья
, стр. 21. - ^ a b Корнева и Чебоксарова, великая княгиня Мария Павловна
, с. 66. - ^ a b Король, великий князь Борис Владимирович в США
, стр. 16. - ↑
Король,
великий князь Борис Владимирович в Соединенных Штатах
, стр. 16-18. - ↑
Король,
великий князь Борис Владимирович в США
, стр. 19. - ^ a b Король, великий князь Борис Владимирович в США
, стр. 20. - Перейти
↑ Perry & Pleshakov,
The Flight of the Romanovs
, p. 71. - ↑
Холл,
Императорский танцор
, стр. 94. - ^ a b c d Корнева и Чебоксарова, великая княгиня Мария Павловна
, с. 67. - Перейти
↑ Perry & Pleshakov,
The Flight of the Romanovs
, p. 84. - Beéche, Другой Великие Князья
, стр. 22. - ^ a b c Чавчавадзе, Великие князья
, с. 236. - Перейти
↑ Perry & Pleshakov,
The Flight of the Romanovs
, p. 123. - Zeepvat, Камера и Цари
, стр. 204. - ^ a b Зеэпват, Романовская осень
, с. 168. - ^ a b c d e Чавчавадзе, Великие князья
, с. 237. - Перейти
↑ Perry & Pleshakov,
The Flight of the Romanovs
, p. 125. - ^ a b c d Платонов Игорь. » Золушка из Двинска: Зинаида Рашевская » . nasha.lv
. Проверено 12 июля 2013 года . - Перейти
↑ Perry & Pleshakov,
The Flight of the Romanovs
, p. 159. - ↑
Холл,
Императорский танцор
, стр. 186. - ^ a b Холл, Английская дача в Царском Селе
, с. 27. - ^ a b c Холл, Imperial Dancer
, стр. 201. - ^ a b Перри и Плешаков, Бегство Романовых
, с. 174. - ^ a b c d Зеэпват, Романовская осень
, с. 171. - ↑
Холл,
Императорский танцор
, стр. 206. - Beéche, Другой Великие Князья
, стр. 23. - ^ a b c Холл, Imperial Dancer
, стр. 207. - Перейти
↑ Perry & Pleshakov,
The Flight of the Romanovs
, p. 230. - ^ a b c d e Беш, Другие великие князья
, стр. 24. - Zeepvat, Романов осень
, с. 172. - Перейти
↑ Perry & Pleshakov,
The Flight of the Romanovs
, p. 264. - Кларк, Уильям (2009). Скрытые сокровища Романовых: Спасение королевских драгоценностей: Спасение Романовских драгоценностей
. NMSE — Publishing Ltd. ISBN 978-1905267255. - Перейти
↑ Miller,
The Romanov Connection
, p. 9. - ^ a b c Перри и Плешаков, Бегство Романовых
, с. 265. - ^ a b Перри и Плешаков, Бегство Романовых
, с. 266. - Перейти
↑ Perry & Pleshakov,
The Flight of the Romanovs
, p. 315.