Рыба в пост: какую рыбу можно есть и в какие дни, кто может не придерживаться правил


Великий пост в 2022 году

В 2022 г. россияне будут отмечать Пасху 24 апреля. Великий пост, предваряющий этот светлый праздник, длится 7 недель и начнется с 7марта, а завершится 23 апреля. На протяжении этого периода верующие придерживаются специального рациона, предусматривающего ряд ограничений в пище.
Меню на время поста скудное, но миряне не обязаны строго соблюдать правила. Например, беременные женщины, дети и старики могут употреблять практически любую пищу. Перед составлением постного меню необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы из-за жестких ограничений в питании избежать проблем со здоровьем.

Что говорят священнослужители о запретах на период Масленицы

Разрешена ли рыба в последнюю неделю перед Великим постом

Отвечая на вопросы верующих, священнослужители особенно подчеркнули, что праздник Масленицы вовсе не означает, что нужно пить без меры, вести себя буйно, предаваться безудержному веселью и жечь чучело.

Церковь в принципе к Масленице относится как к празднику, который не удалось сделать христианским. Многие языческие обряды заменили христианскими, но Масленица так и осталась ритуалом из времён язычества, который живёт в народе и никуда не девается. Священнослужители же считают, что самое важное в этот период – подготовка к Великому посту.

По церковным правилам, на Масленицу можно ходить в гости и угощать друг друга блинами. Чего нельзя ни в коем случае делать на Масленицу, так это вредить кому-либо и наносить обиду, моральную или физическую.

Особенности питания во время Великого поста

В постные дни необходимо придерживаться некоторых правил:

  1. Самые строгие ограничения в еде действуют в первую и последнюю седмицу.
  2. Под запретом находятся молоко, мясо и яйца. Они относятся к скоромной пище.
  3. На Вербное воскресение и в Благовещение разрешается есть рыбу, в Лазареву субботу из нее готовят икру.
  4. В последнюю пятницу нужно полностью отказаться от еды.
  5. Если на время поста выпадает дата почитания святого, то церковь допускает послабления в рационе. Например, в понедельник, вторник и четверг можно употреблять горячую пищу, сдобренную маслом. Если праздник выпадает на среду или пятницу, то блюда едят без него. Разрешается запивать пищу вином.

Вели­кий пост

«Что такое Вели­кий пост? Он есть дра­го­цен­ный дар нам Спа­си­теля нашего, Кото­рый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поис­тине дра­го­цен­ный для всех ищущих спа­се­ние, как умерт­вит ель душев­ных стра­стей. Словом и при­ме­ром Своим Гос­подь уза­ко­нил его Своим после­до­ва­те­лям», – гово­рит святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский.

Вели­кий пост – самый глав­ный и стро­гий среди постов. Начи­на­ется он за семь недель до празд­ника Святой Пасхи и состоит из Четы­ре­де­сят­ницы (сорока дней) и Страст­ной сед­мицы (недели перед Пасхой).

Четы­ре­де­сят­ница уста­нов­лена в под­ра­жа­ние Самому Гос­поду Иисусу Христу, постив­ше­муся в пустыне сорок дней, а Страст­ная сед­мица – в вос­по­ми­на­ние послед­них дней Его земной жизни, стра­да­ний, смерти и погре­бе­ния. Таким обра­зом, общее про­дол­же­ние Вели­кого поста вместе со Страст­ной сед­ми­цей состав­ляет 48 дней.

Вели­кому посту пред­ше­ствуют три недели, в тече­ние кото­рых святая Цер­ковь начи­нает духовно под­го­тав­ли­ваться к нему. Первая под­го­то­ви­тель­ная неделя – «Неделя мытаря и фари­сея» – назы­ва­ется «сплош­ной сед­ми­цей», потому что на ней нет поста на тра­пезе. В вос­кре­се­нье во время Литур­гии чита­ется Еван­ге­лие «О мытаре и фари­сее» (Лк.18:10-14). Этой прит­чей Цер­ковь научает нас истин­ному сми­ре­нию и пока­я­нию, без кото­рых пост будет бес­пло­ден. Начи­ная с этой недели и до пятой недели Вели­кого поста за все­нощ­ным бде­нием, после чтения Еван­ге­лия, поется молитва, кото­рую слу­шают, пре­кло­нив колени: «Пока­я­ния отверзи мне двери…»

Во вторую под­го­то­ви­тель­ную неделю – «Неделю о блуд­ном сыне», среда и пят­ница – пост­ные. В вос­кре­се­нье на Литур­гии чита­ется притча из Еван­ге­лия «О блуд­ном сыне» (Лк.15:11-32), кото­рая при­зы­вает заблуд­ших пока­яться и вер­нуться к Гос­поду, с надеж­дой на Его мило­сер­дие. В эту неделю, а также и в сле­ду­ю­щие за нею две недели на все­нощ­ном бдении после поли­е­лея поется 136‑й псалом: «На реках Вави­лон­ских тамо седо­хом и пла­ка­хом…» Он опи­сы­вает стра­да­ния евреев в плену вави­лон­ском и скорбь об утра­чен­ном оте­че­стве, образно, говоря – о нашем плене гре­хов­ном и о том, что мы должны стре­миться к своему духов­ному оте­че­ству – Небес­ному Цар­ствию.

Третья под­го­то­ви­тель­ная неделя назы­ва­ется «мясо­пуст­ною», или «сырною», а по народ­ному – «мас­ле­ница». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пят­ница не пост­ные, раз­ре­шено вку­шать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По ста­рому рус­скому обычаю, на мас­ле­ницу пекутся блины. Вос­кре­се­нье «мясо­пуст­ной недели», соот­вет­ственно еван­гель­скому чтению, носит назва­ние «Неделя о Страш­ном суде» (Мф.25:31-46). Этим чте­нием Цер­ковь при­зы­вает греш­ни­ков пока­яться и делать добрые дела, напо­ми­ная, что за все грехи нам при­дется отве­чать. С нача­лом этой сед­мицы, нахо­дя­щимся в браке пред­пи­сы­ва­ется воз­дер­жа­ние от супру­же­ских отно­ше­ний.

Послед­нее вос­кре­се­нье перед Вели­ким постом назы­ва­ется «сыро­пу­стом»: им окан­чи­ва­ется вку­ше­ние яиц и молоч­ных про­дук­тов.

На Литур­гии чита­ется Еван­ге­лие с частью из Нагор­ной Про­по­веди (Мф.6:14-21), где гово­рится о про­ще­нии обид нашим ближ­ним, без чего мы не можем полу­чить про­ще­ния грехов от Отца Небес­ного; о посте и о соби­ра­нии небес­ных сокро­вищ.

Сооб­разно с этим еван­гель­ским чте­нием, хри­сти­ане просят в этот день друг у друга про­ще­ния за при­чи­нен­ные обиды и стре­мятся со всеми при­ми­риться. Поэтому вос­кре­се­нье это при­нято назы­вать «Про­ще­ным вос­кре­се­ньем».

Первая и послед­няя (Страст­ная) сед­мицы Вели­кого поста отли­ча­ются своей стро­го­стью, и их бого­слу­же­ния – про­дол­жи­тель­но­стью.

Это время осо­бого пока­я­ния и сугу­бых молитв. Веру­ю­щие, как пра­вило, еже­дневно посе­щают бого­слу­же­ния этих седмиц.

По уставу, в поне­дель­ник и втор­ник первой сед­мицы уста­нов­лена высшая сте­пень поста – полное воз­дер­жа­ние от пищи; первое вку­ше­ние пищи раз­ре­ша­ется лишь в среду, а второй раз – в пят­ницу после литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

В эти дни пред­пи­сы­ва­ется сухо­яде­ние, то есть пища без масла.

Разу­ме­ется, для слабых, боль­ных, пре­ста­ре­лых людей, бере­мен­ных и кор­мя­щих женщин эти тре­бо­ва­ния, по бла­го­сло­ве­нию духов­ника, ослаб­ля­ются. Начи­ная с суб­боты первой сед­мицы можно вку­шать пост­ную пищу.

Рыба раз­ре­ша­ется всего два раза за весь пост: в Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (7 апреля), если празд­ник не выпа­дает на Страст­ную сед­мицу, и на Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (Верб­ное вос­кре­се­нье). В Лаза­реву суб­боту (суб­бота перед Верб­ным вос­кре­се­ньем) раз­ре­ша­ется рыбная икра. Если строго сле­до­вать уставу, то рас­ти­тель­ное масло раз­ре­ша­ется только по суб­бо­там (кроме суб­боты на Страст­ной сед­мице) и вос­кре­се­ньям.

Осо­бен­ность вели­ко­пост­ного бого­слу­же­ния

– совер­ше­ние литур­гий только по суб­бо­там и вос­кре­се­ньям; в поне­дель­ник, втор­ник и чет­верг литур­гия не совер­ша­ется. По средам и пят­ни­цам совер­ша­ется литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. Само назва­ние этой службы гово­рит о том, что на ней про­ис­хо­дит при­ча­ще­ние Свя­тыми Дарами, освя­щен­ными в преды­ду­щее вос­кре­се­нье. В храме – и черные обла­че­ния, и особый посто­вой распев пес­но­пе­ний – при­зы­вают к пока­я­нию, изме­не­нию гре­хов­ной жизни. Посто­янно звучит молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина «Гос­поди и Вла­дыко живота моего…», кото­рую все моля­щи­еся совер­шают с зем­ными покло­нами.

Первые четыре дня Вели­кого поста вече­ром в пра­во­слав­ных храмах чита­ется вели­кий пока­ян­ный канон пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского – вдох­но­вен­ное про­из­ве­де­ние, излив­ше­еся из глу­бины сокру­шен­ного сердца. Пра­во­слав­ные люди всегда ста­ра­ются не про­пу­стить эти службы, пора­зи­тель­ные по силе воз­дей­ствия на душу.

В пят­ницу первой сед­мицы после литур­гии про­ис­хо­дит освя­ще­ние «колива» (отва­рен­ной пше­ницы с медом), в память свя­того вели­ко­му­че­ника Фео­дора Тирона. Этот святой явился во сне Антио­хий­скому епи­скопу Евдок­сию. Он открыл ему тайное при­ка­за­ние импе­ра­тора Юлиана Отступ­ника окро­пить кровью идо­ло­жерт­вен­ных живот­ных все съест­ные при­пасы и пове­лел в тече­ние недели ничего не поку­пать на рынке, а питаться коли­вом.

Неделя первая Вели­кого поста посвя­щена Тор­же­ству Пра­во­сла­вия. Празд­но­ва­ние это было уста­нов­лено по поводу окон­ча­тель­ной победы Святой Церкви над ико­но­бор­че­ской ересью. В это день, после литур­гии, в храме совер­ша­ется особый чин – чин тор­же­ства Пра­во­сла­вия. Этим чином Цер­ковь ана­фе­мат­ствует, то есть отлу­чает от еди­не­ния с собой ере­ти­ков, врагов Пра­во­сла­вия, и сла­во­сло­вит его защит­ни­ков.

Неделя вторая чествует память свя­ти­теля Гри­го­рия Паламы. Он изве­стен как обли­чи­тель ереси Вар­ла­ама, отвер­гав­шего пра­во­слав­ное учение о нетвар­ном свете.

Неделя третья Вели­кого поста – Кре­сто­по­клон­ная. На этой неделе про­слав­ля­ется святой Крест Гос­по­день. Для покло­не­ния и духов­ного под­креп­ле­ния про­хо­дя­щих подвиг поста Крест выно­сится из алтаря на сере­дину храма. Откры­ва­ю­ща­яся за Кре­сто­по­клон­ной неде­лей сед­мица носит такое же назва­ние, а еще назы­ва­ется Сре­до­крест­ной, поскольку в среду Вели­кий пост дости­гает своей сере­дины.

Неделя чет­вер­тая Вели­кого поста пред­ла­гает нам высо­кий пример пост­ни­че­ской жизни в лице пре­по­доб­ного Иоанна Лествич­ника, автора «Лествицы».

В среду на пятой сед­мице совер­ша­ется все­нощ­ное бдение с чте­нием Вели­кого пока­ян­ного канона Андрея Крит­ского и жития пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской. По этой осо­бен­но­сти она назы­ва­ется Андре­ев­ским сто­я­нием, или сто­я­нием Марии Еги­пет­ской.

В суб­боту этой же сед­мицы совер­ша­ется пение ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице, кото­рое уста­нов­лено в бла­го­дар­ность за избав­ле­ние Ею Царь­града от врагов.

Неделя пятая Вели­кого поста посвя­щена про­слав­ле­нию подви­гов пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской.

Суб­бота перед празд­ни­ком Входа Гос­подня в Иеру­са­лим име­ну­ется Лаза­ре­вой. В этот день вспо­ми­на­ется вос­кре­ше­ние пра­вед­ного Лазаря, кото­рое совер­шил Гос­подь Иисус Хри­стос в дока­за­тель­ство Своей Боже­ствен­ной силы и в зна­ме­ние нашего вос­кре­се­ния. Лаза­рево вос­кре­ше­ние послу­жило пово­дом к осуж­де­нию Спа­си­теля на смерть, поэтому с самых первых веков хри­сти­ан­ства уста­нов­лено было совер­шать память этого вели­кого чуда перед самой Страст­ной сед­ми­цей.

Неделя шестая Вели­кого поста назы­ва­ется «Неде­лей ваий», в про­сто­ре­чии – «верб­ным вос­кре­се­ньем» (или Цве­то­нос­ным), и празд­ну­ется «Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим». Ветви ваий (паль­мо­вые ветви) у нас заме­ня­ются вер­бами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай упо­треб­лять вайи в это празд­ник имеет свое осно­ва­ние в обсто­я­тель­ствах самого собы­тия входа Гос­подня в Иеру­са­лим. Моля­щи­еся как бы встре­чают неви­димо гря­ду­щего Гос­пода и при­вет­ствуют Его как Побе­ди­теля ада и смерти, держа в руках «зна­ме­ние победы» – цве­ту­щие вербы с воз­жже­ными све­чами.

После Верб­ного вос­кре­се­нья насту­пают Вели­кие дни, или Страст­ная сед­мица. В храме читают Еван­ге­лие Стра­стей Хри­сто­вых (Стра­да­ний Хри­сто­вых), как Он был предан Иудой Иска­ри­о­том, взят под стражу, биче­ван и распят на Кресте. Пост на этой сед­мице, как и на первой, стро­гий (то есть без масла). А в Вели­кую Пят­ницу – в день все­об­щей скорби о рас­пя­том Спа­си­теле – при­нято не вку­шать ника­кой пищи до окон­ча­ния бого­слу­жеб­ного чина погре­бе­ния Пла­ща­ницы Гос­пода, то есть осо­бого покры­вала с изоб­ра­же­нием Христа, лежа­щего во гробе. Каждый день сед­мицы имеет назва­ние – Вели­кий Поне­дель­ник, Вели­кий Втор­ник и т.д. В эту неделю веру­ю­щие начи­нают гото­виться к Пасхе и ста­ра­ются чаще посе­щать храм.

В Вели­кий Поне­дель­ник Цер­ковь вспо­ми­нает иссу­ше­ние бес­плод­ной смо­ков­ницы, у кото­рой Иисус Хри­стос не нашел истин­ного плода, обли­чил ее и про­клял. Эта смо­ков­ница изоб­ра­жает не только сон­мище иудей­ское, но также и всякую душу, не при­но­ся­щую плода пока­я­ния. Кроме повест­во­ва­ния об иссу­ше­нии смо­ков­ницы, чита­ется Еван­ге­лие с прит­чей о непра­вед­ных вино­гра­да­рях, убив­ших сна­чала слуг гос­по­дина своего, а потом и его сына. Притча изоб­ра­жает оже­сто­че­ние иудеев, изби­вав­ших прежде про­ро­ков, а потом рас­пяв­ших и Сына Божия, при­шед­шего на землю. Этой прит­чей Цер­ковь поучает нас не упо­доб­ляться этим вино­гра­да­рям, дер­зостно нару­шая запо­веди апо­столь­ские и Гос­подни и тем самым про­дол­жая рас­пи­нать Сына Божия своими гре­хами.

Свое содер­жа­ние цер­ков­ная служба Вели­кого Втор­ника заим­ствует из притч о десяти девах, о талан­тах и из про­дол­же­ния поло­жен­ного в Вели­кий Поне­дель­ник повест­во­ва­ния о Втором при­ше­ствии Хри­сто­вом. Этими вос­по­ми­на­ни­ями Святая Цер­ковь учит веру­ю­щих духов­ному бодр­ство­ва­нию, осо­бенно необ­хо­ди­мому в дни сопе­ре­жи­ва­ния стра­да­ниям Гос­пода за нас; притча о талан­тах побуж­дает к упо­треб­ле­нию даро­ван­ных нам спо­соб­но­стей и сил на слу­же­ние Гос­поду, осо­бенно делами мило­сер­дия, кото­рые Он при­ни­мает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне. (Мф. 25:40).

В Вели­кую Среду про­слав­ля­ется жена-греш­ница, не пожа­лев­шая для Гос­пода дра­го­цен­ного мира, и пори­ца­ется среб­ро­лю­бие и пре­да­тель­ство Иуды.

Из всех дней послед­ней сед­мицы осо­бенно выде­ля­ется Вели­кий Чет­вер­ток. Этот день уста­нов­лен Цер­ко­вью в вос­по­ми­на­ние Тайной Вечери, на кото­рую Иисус Хри­стос собрал Своих уче­ни­ков в первый день иудей­ской пасхи. На этой тра­пезе Спа­си­тель пре­ло­мил хлеб и, раз­да­вая уче­ни­ками, сказал:при­и­мите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и бла­го­да­рив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изли­ва­е­мая во остав­ле­ние грехов . (Мф.26:26-28). Так впер­вые Иисус Хри­стос Сам уста­но­вил таин­ство При­ча­ще­ния. Вели­кий Чет­верг также назы­вают еще «Чистым» – в этот день хри­сти­ане, искренне пока­яв­шись на испо­веди, с чистой сове­стью при­сту­пают к Чаше Гос­под­ней.

В Вели­кий Чет­вер­ток вече­ром в храме совер­ша­ется «После­до­ва­ние святых и спа­си­тель­ных Стра­стей Гос­пода нашего Иисуса Христа». Веру­ю­щие нази­да­ются слу­ша­нием полной еван­гель­ской исто­рии Стра­стей Хри­сто­вых, извле­чен­ной из четы­рех Еван­ге­лий и раз­де­лен­ных на 12 чтений.

В Святой и Вели­кий Пяток литур­гии не бывает в вос­по­ми­на­ние того, что в этот день Сам Гос­подь принес Себя в Жертву. Совер­ша­ются лишь Цар­ские Часы. Вечерня слу­жится в тре­тьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совер­ша­ется вынос Пла­ща­ницы, перед кото­рой чита­ется уми­ли­тель­ный канон «О рас­пя­тии Гос­под­нем и на плач Пре­свя­той Бого­ро­дицы». Моля­щи­еся при­кла­ды­ва­ются к Пла­ща­нице и поло­жен­ному поверх ее Еван­ге­лию. Пла­ща­ница нахо­дится на сере­дине храма в про­дол­же­ние трех дней, напо­ми­ная этим трех­днев­ное нахож­де­ние Иисуса Христа во гробе.

(В этот день раз­ре­ша­ется вку­шать пищу только после окон­ча­нии чина погре­бе­ния Пла­ща­ницы Гос­пода.)

Все бого­слу­же­ние Вели­кой Суб­боты пред­став­ляет уми­ли­тель­ное соче­та­ние про­ти­во­по­лож­ных чув­ство­ва­ний – скорби и отрады, горя и радо­сти, слез и свет­лого лико­ва­ния.

На вечерне чита­ются 15 паре­мий (тек­стов из Свя­щен­ного Писа­ния). В этих паре­миях собраны почти все глав­ные про­ро­че­ства и про­об­разы Вет­хого Завета, отно­ся­щи­еся к Иисусу Христу. В Древ­ней Церкви во время чтения паре­мий Вели­кой Суб­боты совер­ша­лось таин­ство Кре­ще­ния для того, чтобы гото­вив­ши­еся стать хри­сти­а­нами могли вку­сить пас­халь­ной радо­сти вместе с вер­ными. После чтения Апо­стола свя­щен­но­слу­жи­тели в алтаре пере­об­ла­ча­ются в свет­лое.

По окон­ча­нии литур­гии до начала полу­нощ­ницы освя­щают куличи, тво­рож­ные пасхи, кра­ше­ные яйца.

Закан­чи­ва­ется Страст­ная сед­мица тор­же­ствен­ным празд­но­ва­нием Пасхи – Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния. Вос­кре­се­ние из мерт­вых Иисуса Христа во плоти – про­об­раз все­об­щего вос­кре­се­ния из мерт­вых всех людей в день Страш­ного Суда и обе­то­ва­ние жизни вечной, уго­то­ван­ной Богом пра­вед­ни­кам. Это празд­ник для тех, кто, испол­няя запо­веди Хри­стовы, в земной своей жизни сорас­пи­на­ется со Хри­стом, ведя духов­ную брань со стра­стями и грехом. Вели­кий пост явля­ется путем ко дню Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния и несет в себе смысл сорас­пя­тия и совос­кре­се­ния нас со Хри­стом.

После празд­ника Пасхи сле­дует сплош­ная пас­халь­ная сед­мица. Пост в среду и пят­ницу о. Но всту­пать в супру­же­ские отно­ше­ния в эти дни, согласно цер­ков­ным пра­ви­лам, еще не доз­во­ля­ется, чтобы чув­ствен­ные удо­воль­ствия не пере­би­вали духов­ную радость.

В сле­ду­ю­щий за пас­халь­ной сед­ми­цей период от Анти­пасхи до празд­ника Пяти­де­сят­ницы пост в среду и пят­ницу воз­об­нов­ля­ется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.

Вслед за днем Святой Троицы (Пяти­де­сят­ницы), празд­ну­е­мой через семь недель после Пасхи, перед Пет­ро­вым постом насту­пает сплош­ная Тро­иц­кая сед­мица, на кото­рой пост в среду и пят­ницу снова отме­ня­ется.

Кто может не соблюдать правила

Послабления допустимы для тех, кто в силу разных обстоятельств не может придерживаться строгих ограничений в еде. Этим лицам разрешено остановиться на облегченном варианте рациона. Ряд категорий верующих могут воспользоваться им без предварительного согласования со священнослужителем.
К ним относятся:

  • дети до 16 лет;
  • люди преклонного возраста;
  • беременные и кормящие женщины;
  • лица с хроническими заболеваниями и слабым здоровьем.

Все остальные случаи предполагают беседу со священником. Можно исповедаться и просить разрешения на послабления.

Какие продукты можно использовать в приготовлении постных блюд?

Список продуктов, которые можно есть в пост:

  1. Овощи в сыром, тушеном, квашеном, в некоторых случаях жареном виде: картофель, капуста, морковь, свекла, редис, тыква, сладкий перец, лук, чеснок.
  2. Макаронные изделия, приготовленные без яиц, сливочного масла.
  3. Корень сельдерея, петрушки, земляной груши, брюквы. Их можно есть не только в сыром виде, но и тушить, пассировать в грибной подливе.
  4. Зелень: базилик, кинза, укроп, листья петрушки, щавель, лук, листовой салат.
  5. Морская капуста.
  6. Любые виды бобовых: фасоль, нагут, горох, чечевицу, сою.
  7. Лаваш, постные блины, пресные лепешки.
  8. Тушеные, маринованные, вареные или жареные грибы.
  9. Крупы, приготовленные без молока и масла. Среди них стоит выделить особенно полезные — рис, овес, перловку, кукурузную крупу, пшено, гречку.
  10. Напитки: компот из сухофруктов, чай, кофе, соевое молоко, свежевыжатый сок.
  11. Любые виды орехов и семечек.
  12. Черный, ржаной, цельно зерновой хлеб.

Несмотря на отсутствие запрета, из того чем можно завтракать в пост лучше исключить свежевыжатый сок, квашеные и маринованные овощи. В период ограниченного рациона питания желудок полупустой, особенно с утра. Поэтому такие продукты могут спровоцировать гастрит, расстройство желудочно-кишечного тракта.

Вся ли рыба остается под запретом

Рыба, как и продукты животного происхождения, не входит в перечень разрешенной еды на время поста. Церковь настоятельно рекомендует, чтобы православные люди исключали ее из постного меню. Но в составе рыбы много питательных веществ, которые требуются организму, поэтому на блюда из нее распространяются послабления. Священнослужителям этот продукт запрещен в период всего поста. Разрешаться такая еда может только мирянам.

Рыба во время поста разрешается только мирянам.

Строгий пост и нестрогий — в чем их отличия?

Строгий и нестрогий пост различаются между собой списком разрешенных к употреблению постных продуктов.

В первом случае запрещено не только мясо и рыба, но и все ингредиенты животного происхождения, сладости, выпечка, алкогольные напитки, большое количество жареной и жирной пищи. Каши, овощные супы, запеченные овощи — основные блюда, что можно есть в строгий пост.

Во втором случае допускается употребление морепродуктов, растительное масло, некоторые виды сладостей. Разрешены грибные бульоны, уха, салаты на постном майонезе, выпечка без яиц.

В какие дни Великого поста можно употреблять рыбу в пищу

На время поста составляется календарь, в котором отмечены рыбные дни. Их легко запомнить, поскольку они приходятся на праздники накануне Пасхи.
В 2022 г. побаловать себя блюдами из рыбы можно всего 3 раза:

  1. Вербное воскресенье — 17 апреля.
  2. Благовещение Богородицы — 7 апреля.
  3. Накануне Вербного воскресенья — 16 апреля.

Какие виды рыбы можно есть

Несмотря на то что миряне могут не придерживаться скудного постного меню, ряд ограничений все же имеется. Например, есть разрешается только несколько видов рыбы. Церковь рекомендует остановиться на филе минтая и хека. Также можно приготовить блюда из горбуши и карпа. Они имеют низкий показатель жирности, но обладают высокой пищевой ценностью и содержат большое количество полезных элементов, необходимых для правильной работы организма.

Рекомендуется выбрать филе минтая.

Как готовить рыбу в рыбные дни

В разрешенные дни рыбу можно запечь в фольге с добавлением долек лимона и разных пряностей. Жареную пищу употреблять нежелательно, но разрешается обжарить продукт на сковороде, добавив немного растительного масла (сливочное использовать нельзя, поскольку молочная продукция во время поста под запретом).
Помимо запекания, рыбу разрешается:

  • использовать для варки супа;
  • готовить на пару;
  • тушить в мультиварке.

В качестве гарнира выбирают крупы, грибы, бобовые, овощные салаты.

Заклю­че­ние

Завер­шая обзор устава о посте, изло­жен­ного в Типи­коне, хочется под­черк­нуть, что он сфор­ми­ро­вался на основе живого опыта мно­го­ве­ко­вой аске­ти­че­ской жизни наших пред­ков и счи­тался испол­ни­мым для каж­дого сред­него чело­века. В житиях пре­по­доб­ных отцев нередко опи­сы­ва­ются дивные и пре­вос­хо­дя­щие чело­ве­че­ское разу­ме­ние подвиги поста. Одни святые отцы не вку­шали весь Вели­кий Пост, другие, пости­лись до 9‑го часа еже­дневно и вку­шали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вку­шали не только молока, но даже рыбу, а елей постав­ляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. При­меры подоб­ного пост­ни­че­ства можно встре­тить даже в жиз­не­опи­са­ниях афон­ских стар­цев 19–20 вв. Посему пред­став­ля­ется весьма полез­ным созна­вать свою немощь в пост­ни­че­ском подвиге, срав­ни­вая обще­при­ня­тые сего­дня обычаи пра­во­слав­ного пост­ни­че­ского дела­ния и реко­мен­да­ции Цер­ков­ного устава. А также, с бла­го­сло­ве­ния духов­ных отцов, раз­но­об­ра­зить личный пост­ни­че­ский подвиг, при­ни­мая для себя за пра­вило хотя бы то или иное отдель­ное тре­бо­ва­ние устава на опре­де­лен­ный период вре­мени – к при­меру, на ныне начав­шийся Рож­де­ствен­ский пост.

Питание по дням в Великий пост

Для каждого дня поста предусмотрены свои правила. Но строго их соблюдать должны только священнослужители. Мирские люди могут ввести в рацион дополнительные продукты, одобренные церковью.

Понедельник, среда и пятница

Самые тяжелые дни поста, когда запрещено употреблять вареную еду, заправленную маслом. Разрешается только сухоядение. Можно есть холодные блюда без масла и напитков.

Есть дни, в которые есть вареную еду запрещено.

Вторник и четверг

Допускается приготовление пищи на масле. Использовать нужно только растительное — сливочное во время поста под строжайшим запретом, поскольку является молочным продуктом.

Выходные дни

В субботу и воскресенье допускается выпить 1-2 бокала вина. Также можно добавить в меню пищу, приготовленную на постном масле.

Апрель

Календарь питания мирян в апреле будет ограничиваться строгими правилами: разрешается только пища растительного происхождения. В этом месяце верующие отмечают три великих торжества.

К ним относят:

  • Благовещение (7.04),
  • Вербное воскресение (17.04),
  • Светлое воскресение Христова (24.04).

7 и 17 апреля можно позволить себе послабление: устроить рыбные дни. 17.04 можно выпить небольшое количество красного вина. 16.04 (Лазарева суббота) разрешено полакомиться икрой.

Продолжение Великого поста

Строгого воздержания нужно придерживаться в пост 2022 в следующие даты:

ДатыЧто разрешено
1.04Допускается сухоядение
2.04Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла
3.04Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла
4.04Допускается сухоядение
5.04Пища, прошедшая термическую обработку, без масла
6.04Допускается сухоядение
7.04Рыбные блюда
8.04Допускается сухоядение
9.04Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла
10.04Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла
11.04Допускается сухоядение
12.04Пища, прошедшая термическую обработку, без добавления масла
13.04Допускается сухоядение
14.04Пища, прошедшая термическую обработку, без добавления масла
15.04Допускается сухоядение
16.04В рацион разрешено добавить икру
17.04Рыбный день, допускается бокал вина

Страстная Седмица

По церковному календарю, Страстная Седмица берет начало 18.04.

Для мирян, вошедших в строгие ограничения, питание должно быть запланировано по таким правилам:

ДатыЧто разрешено
18.04Допускается сухоядение
19.04Допускается сухоядение
20.04Допускается сухоядение
21.04Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла
22.04Из рациона исключить любые продукты, допускается только чистая вода
23.04Можно пить воды и есть хлеб

Чем можно заменить рыбу в рационе

В пост выделяют несколько дней, когда разрешено готовить рыбные блюда. Но иногда люди не употребляют одобренные церковью продукты из-за аллергической реакции или по иным причинам.
В рыбе содержится витамин Д, который помогает усваивать кальций. Но его также можно получить, если находиться на солнце по 10-15 минут 2-3 раза в неделю.

Для восполнения дефицита иных полезных элементов, входящих в состав рыбы, без риска для здоровья в рацион можно ввести бобовые, каши или грибы.

Вступ­ле­ние

Пост имеет важное зна­че­ние в духов­ной жизни хри­сти­а­нина. Первой запо­ве­дью, данной Богом сотво­рен­ному им чело­веку в раю, была запо­ведь о посте. «Поелику мы не пости­лись, то изри­нуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос бла­го­сло­вил пост­ное дела­ние своих уче­ни­ков, сказав: «При­и­дут же дние, егда оты­мется от них Жених, и тогда постятся» (Мф.9:15). О важном зна­че­нии поста в духов­ной жизни гово­рили многие святые отцы. «Душа ничем так не сми­ря­ется, как если кто будет воз­держ­ным в пище», – сви­де­тель­ство­вал авва Пимен. А пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник посвя­тил посту особую сту­пень своей духов­ной «Лествицы», где о.

Конечно, пра­во­слав­ный пост нико­гда не рас­смат­ри­вался как само­цель. Он, по мысли святых отцов, есть сред­ство для истин­ной духов­ной жизни, под­спо­рье в борьбе со стра­стями и в пути к Бого­об­ще­нию. «Воз­дер­жа­ние нужно для того, чтобы по усми­ре­нии плоти постом, легче всту­пить в брань с про­чими стра­стями», – настав­лял авва Сера­пион. Пост телес­ный всегда должен сопря­гаться с духов­ным само­огра­ни­че­нием прежде всего в стра­стях, гре­хов­ных жела­ниях, похо­тях. «Телес­ный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душев­ный пост есть, когда душа воз­дер­жи­ва­ется от злых помыс­лов, дел и слов… Поле­зен нам пост телес­ный, но пост душев­ный неот­менно нужен, так что и телес­ный без него – ничто», – писал свя­ти­тель Тихон Задон­ский.

Однако важ­ность телес­ного воз­дер­жа­ния при­зна­ва­лась всеми подвиж­ни­ками от пре­по­доб­ных из древ­них мона­ше­ских пате­ри­ков до стар­цев ХХ века.

При этом, Пра­во­слав­ная Цер­ковь в тече­ние веков выра­бо­тала доста­точно четкие пра­вила и реко­мен­да­ции в отно­ше­нии порядка и каче­ства пищи, необ­хо­ди­мой для успеш­ного про­хож­де­ния подвига телес­ного воз­дер­жа­ния. Эти уста­нов­ле­ния обо­зна­чены в Типи­коне и Триоди. При этом огра­ни­чи­ва­ется с одной сто­роны коли­че­ство трапез в день, с другой сто­роны – время пер­вого вку­ше­ния пищи, и, нако­нец, каче­ство пищи. В отдель­ных слу­чаях четко ого­ва­ри­ва­ется весь объем и состав тра­пезы.

Сле­дует отме­тить, что пра­во­слав­ный устав не раз­де­ля­ется на мона­ше­ский и мир­ской и обя­за­те­лен для выпол­не­ния всем верным чадам Пра­во­слав­ной Церкви. Осво­бож­да­ются от телес­ного поста только чре­во­но­ся­щие и кор­мя­щие жен­щины, дети, и серьезно боль­ные.

Однако, сле­дует учи­ты­вать, что устав фор­ми­ро­вался все же в мона­сты­рях и пре­иму­ще­ственно для мона­ше­ского обще­жи­тия. Причем, ори­ен­ти­ро­вался на страны с жарким кли­ма­том. Еще свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, нахо­дясь в ссылке на даль­нем севере Рим­ской Импе­рии, отме­чал, что для осно­ван­ных им север­ных мона­сты­рей тре­бу­ется кор­рек­ти­ро­вать устав о посте с учетом более суро­вого кли­мата и тяже­лого физи­че­ского труда, кото­рый при­хо­дится нести братии.

Роди­ной совре­мен­ного Цер­ков­ного бого­слу­жеб­ного и дис­ци­пли­нар­ного устава явля­ются Пале­стин­ские мона­стыри, в первую оче­редь оби­тель Саввы Освя­щен­ного близ Иеру­са­лима; также, как пра­вило, в Типи­коне отра­жа­ется тра­ди­ция Св. Горы Афон. Часто эти две тра­ди­ции при­во­дятся парал­лельно как равно воз­мож­ные и при­ем­ле­мые.

Воз­можно, совре­мен­ному циви­ли­зо­ван­ному чело­веку тре­бо­ва­ния пра­во­слав­ного устава пока­жутся непо­силь­ными, однако даже само знание о том, что счи­та­лось обыч­ным и нор­маль­ным в преж­ние вре­мена, поз­во­лит нам если не под­ра­жать древним дела­те­лям, то хотя бы трезво оце­ни­вать соб­ствен­ную меру воз­дер­жа­ния и аске­ти­че­ского подвига и таким обра­зом стя­же­вать сми­ре­ние.

Рецепты приготовления рыбы в пост

Существует большое количество разных блюд, которые можно приготовить в период Великого поста.

Запеченная

Для приготовления потребуется:

  • горбуша — 1 кг;
  • лук — 1 шт.;
  • морковь — 300 г;
  • перец — 300 г.

Запеченная горбуша отличается мягким вкусом.

Порядок действий:

  1. Рыбу выпотрошить и тщательно промыть, разделать на большие куски.
  2. Натереть солью и положить в специальную форму для запекания.
  3. Сверху разместить мелко нарезанные овощи, посолить.
  4. Прикрыть фольгой и поставить на 40 минут в духовку, разогретую до 180°С.
  5. Перед подачей блюдо посыпать измельченным зеленым луком.

Рыба в кляре

Для приготовления блюда потребуется:

  • мука — 100 г;
  • вода — 100 мл;
  • рыба — 1 кг.

Кляр вызывает ассоциации с молоком, яйцами и маслом, но в пост можно приготовить облегченный вариант. В воде нужно растворить соль, добавить муку, хорошо перемешать. Промытые куски рыбы опустить в кляр и жарить на небольшом огне до готовности.

Рыба в кляре всегда получается сочной.

Для разнообразия допускается введение в кляр сваренной крупы, например рисовой. Чтобы тесто получилось пышным, в муку через сито нужно насыпать немного соды.

Рыбный салат

Для приготовления салата потребуется:

  • рис — 1 ст.;
  • свежий огурец — 1 шт.;
  • пекинская капуста — 300 г;
  • филе нежирной рыбы — 500 г.

Порядок действий:

  1. Сварить рис.
  2. Сельдь приготовить в пароварке, порезать на небольшие куски.
  3. Огурцы и капусту шинковать соломкой.
  4. Соединить все ингредиенты в чашке, заправить постным майонезом, добавить немного соевого соуса (по вкусу).

Рыбный салат готовят с рисом и пекинской капустой.

Для соуса потребуется:

  • мука — 0,5 ст.;
  • вода — 0,5 ст.;
  • растительное масло — 3 ст.л.;
  • сок лимона — 1 ст.л.;
  • сахар и соль — по 1 ч.л.

Приготовление:

  1. В кастрюлю с двойным дном насыпать муку и добавить воду.
  2. Хорошо перемешать и на медленном огне варить до готовности, пока смесь не станет густой.
  3. Охладить состав, ввести остальные компоненты, взбить до однородной массы.

Хранить такой майонез можно в течение нескольких дней.

Икра рыбы

Для рыбьей икры во время Великого поста отведен отдельный день — суббота перед Вербным воскресеньем (24 апреля 2022 г.). Допускается съедать небольшое количество блюда, например за ужином. Можно есть красную и черную икру. Главное, не злоупотреблять ей, поскольку здоровья это точно не добавит, зато продемонстрирует, насколько трудно постящемуся человеку справиться с собственными желаниями.

Икру рыбы едят перед Вербным воскресеньем.

Супы из рыбы

Рыбные рецепты в пост могут включать в себя разные блюда, в том числе и супы. Чтобы приготовить полезное и питательное кушанье, потребуется:

  • филе белой рыбы — 600 г;
  • томат — 2 шт.;
  • репчатый лук — 1 шт.;
  • сок лимона;
  • зелень и чеснок.

Приготовление:

  1. Минтай или хек нарезать крупными кубиками.
  2. Томаты бланшировать, снять кожуру, мелко покрошить.
  3. В кастрюлю налить небольшое количество масла и жарить лук до прозрачности, добавить измельченный чеснок и специи (по желанию).
  4. В овощную смесь положить рыбу, посолить и налить 1,2 л воды.
  5. Довести бульон до кипения, убавить огонь и тушить 7-10 минут.
  6. Затем влить сок лимона, всыпать зелень. Хорошо перемешать и выключить плиту. Оставить блюдо томиться под закрытой крышкой 5 минут.

Суп из рыбы - полезное и питательное блюдо.

Общие поло­же­ния пра­во­слав­ного устава о тра­пезе

Пра­во­слав­ный Устав не пред­по­ла­гает более 2‑х трапез в день. Первая тра­пеза обык­но­венно совер­ша­ется после Боже­ствен­ной Литур­гии, т.е. около полу­дня, а вторая – после вечерни, т.е. вече­ром. Если же поло­жена только одна тра­пеза, то она обычно пред­ла­га­ется в 9‑й час по Визан­тий­скому вре­мени.

На Визан­тий­ском прин­ципе вре­мя­ис­чис­ле­ния осно­ваны все вре­мен­ные ука­за­ния Типи­кона. Этот прин­цип при­вя­зы­вал часы к вос­ходу и заходу солнца. В насто­я­щее время он про­дол­жает дей­ство­вать на Св. Горе Афон. Согласно Визан­тий­ским часам время от вос­хода до заката дели­лось на 4 стражи дня, и также время от заката до вос­хода на 4 стражи ночи. Каждая стража состо­яла из 3 часов. Соот­вет­ственно, 1‑й час дня начи­нался с вос­хо­дом солнца, а 12‑й час дня закан­чи­вался с зака­том. Суще­ствует тра­ди­ция при­мер­ного пере­вода этой системы на совре­мен­ные часы, когда 1‑й час дня по Типи­кону соот­вет­ствует 6 часам утра в нашем пони­ма­нии, а 1‑й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой обще­при­ня­той тра­ди­ции будем при­дер­жи­ваться и мы, ука­зы­вая при­мер­ное время, когда поло­жено совер­шать тра­пезу по Типи­кону.

В отно­ше­нии каче­ства пищи можно выде­лить сле­ду­ю­щие типы тра­пезы(при­во­дятся в порядке воз­рас­та­ния стро­го­сти поста):

  1. Раз­ре­ше­ние «на вся» или «на тра­пезе братии уте­ше­ние велие». Отсут­ствие огра­ни­че­ний (сохра­ня­ется только нев­ку­ше­ние мяса мона­ше­ству­ю­щими во всех слу­чаях)
  2. Воз­дер­жа­ние только от мяса, все прочие про­дукты доз­во­ля­ются (такое бывает для мирян только на сырной сед­мице – т.е. мас­ле­нице)
  3. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц и молоч­ных про­дук­тов, но раз­ре­ша­ется рыба (и, есте­ственно, горя­чая рас­ти­тель­ная пища, рас­ти­тель­ное масло, вино)
  4. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц, молока и рыбы. Доз­во­ля­ется горя­чая рас­ти­тель­ная пища – «варе­ние» (т.е. про­шед­шая теп­ло­вую обра­ботку – варе­ная, пече­ная и т.п.) с рас­ти­тель­ным маслом и вино.
  5. Воз­дер­жа­ние также от рас­ти­тель­ного масла и вина. Доз­во­ля­ется горя­чая пища без масла.
  6. Сухо­яде­ние. Доз­во­ля­ется «хлеб и вода и сим подоб­ная» (глава 35), т.е сырые, суше­ные или моче­ные овощи, фрукты (в Типи­коне пред­ла­га­ются, напри­мер: изюм, мас­лины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
  7. Полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития – то, что в Типи­коне соб­ственно и име­ну­ется словом «пост».

Есте­ственно, что менее стро­гое уста­нов­ле­ние раз­ре­шает все, что воз­можно при более стро­гом посте. То есть напри­мер, если по уставу поло­жена рыба, то конечно можно вку­шать и рас­ти­тель­ное масло, а если раз­ре­ша­ются молоч­ные про­дукты, то можно вку­шать и рыбу.

Вино в визан­тий­ской тра­ди­ции упо­треб­ля­лось повсе­местно, пре­иму­ще­ственно раз­ве­ден­ное горя­чей водой, и счи­та­лось есте­ствен­ной состав­ля­ю­щей обыч­ной тра­пезы. Этим объ­яс­ня­ется довольно частое раз­ре­ше­ние на упо­треб­ле­ние вина в уставе о тра­пезе. Есте­ственно, речь идет только о нату­раль­ном вино­град­ном вине без добав­ле­ния спирта или сахара. Мера вина ого­ва­ри­ва­ется весьма четко: от 1 до 3 кра­со­вуль (т.е. чаш). Также устав о (глава 35), т.е. что воз­дер­жа­ние от вина даже в те дни, когда оно уста­вом раз­ре­ша­ется, весьма похвально.

Поря­док тра­пезы, осо­бенно в Рож­де­ствен­ский и Петров посты, тесно связан с раз­ря­дом, т.е. сте­пе­нью празд­ни­ков. С точки зрения правил поста имеют зна­че­ние сле­ду­ю­щие три раз­ряда цер­ков­ных празд­ни­ков: I – бден­ные, II – поли­е­лей­ные и со сла­во­сло­вием, III – малые.

В Типи­коне общий поря­док Тра­пезы описан в главе 35. Допол­не­ния же и уточ­не­ния по поводу тра­пезы в празд­нич­ные дни и в посты при­во­дятся в главах: 32, 33, 34, 36, а также в самом меся­це­слове (глава 48), где дела­ются ука­за­ния отно­си­тельно Рож­де­ствен­ского Поста и при­во­дится поря­док тра­пезы в кон­крет­ные празд­ники. Также ука­за­ния о тра­пезе есть в главах 49 и 50 – «О Четы­ре­де­сят­нице» и «О Пяти­де­сят­нице» и 51 «Начало Поста святых слав­ных и все­х­валь­ных Апо­стол (Петра и Павла)». Мы поста­ра­емся согла­со­вать все эти ука­за­ния в общую систему.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: