Великий пост в 2022 году
В 2022 г. россияне будут отмечать Пасху 24 апреля. Великий пост, предваряющий этот светлый праздник, длится 7 недель и начнется с 7марта, а завершится 23 апреля. На протяжении этого периода верующие придерживаются специального рациона, предусматривающего ряд ограничений в пище.
Меню на время поста скудное, но миряне не обязаны строго соблюдать правила. Например, беременные женщины, дети и старики могут употреблять практически любую пищу. Перед составлением постного меню необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы из-за жестких ограничений в питании избежать проблем со здоровьем.
Что говорят священнослужители о запретах на период Масленицы
Отвечая на вопросы верующих, священнослужители особенно подчеркнули, что праздник Масленицы вовсе не означает, что нужно пить без меры, вести себя буйно, предаваться безудержному веселью и жечь чучело.
Церковь в принципе к Масленице относится как к празднику, который не удалось сделать христианским. Многие языческие обряды заменили христианскими, но Масленица так и осталась ритуалом из времён язычества, который живёт в народе и никуда не девается. Священнослужители же считают, что самое важное в этот период – подготовка к Великому посту.
По церковным правилам, на Масленицу можно ходить в гости и угощать друг друга блинами. Чего нельзя ни в коем случае делать на Масленицу, так это вредить кому-либо и наносить обиду, моральную или физическую.
Особенности питания во время Великого поста
В постные дни необходимо придерживаться некоторых правил:
- Самые строгие ограничения в еде действуют в первую и последнюю седмицу.
- Под запретом находятся молоко, мясо и яйца. Они относятся к скоромной пище.
- На Вербное воскресение и в Благовещение разрешается есть рыбу, в Лазареву субботу из нее готовят икру.
- В последнюю пятницу нужно полностью отказаться от еды.
- Если на время поста выпадает дата почитания святого, то церковь допускает послабления в рационе. Например, в понедельник, вторник и четверг можно употреблять горячую пищу, сдобренную маслом. Если праздник выпадает на среду или пятницу, то блюда едят без него. Разрешается запивать пищу вином.
Великий пост
«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвит ель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).
Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.
Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» (Лк.18:10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»
Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» (Лк.15:11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136‑й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» (Мф.25:31-46). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.
На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф.6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем».
Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.
По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.
Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.
Особенность великопостного богослужения
– совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.
Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.
Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.
Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.
Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.
Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.
Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.
После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмице, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.
В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял. Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына. Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.
Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25:40).
В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . (Мф.26:26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.
В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.
В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.
В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)
Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.
На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.
После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу о. Но вступать в супружеские отношения в эти дни, согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные удовольствия не перебивали духовную радость.
В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.
Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.
Кто может не соблюдать правила
Послабления допустимы для тех, кто в силу разных обстоятельств не может придерживаться строгих ограничений в еде. Этим лицам разрешено остановиться на облегченном варианте рациона. Ряд категорий верующих могут воспользоваться им без предварительного согласования со священнослужителем.
К ним относятся:
- дети до 16 лет;
- люди преклонного возраста;
- беременные и кормящие женщины;
- лица с хроническими заболеваниями и слабым здоровьем.
Все остальные случаи предполагают беседу со священником. Можно исповедаться и просить разрешения на послабления.
Какие продукты можно использовать в приготовлении постных блюд?
Список продуктов, которые можно есть в пост:
- Овощи в сыром, тушеном, квашеном, в некоторых случаях жареном виде: картофель, капуста, морковь, свекла, редис, тыква, сладкий перец, лук, чеснок.
- Макаронные изделия, приготовленные без яиц, сливочного масла.
- Корень сельдерея, петрушки, земляной груши, брюквы. Их можно есть не только в сыром виде, но и тушить, пассировать в грибной подливе.
- Зелень: базилик, кинза, укроп, листья петрушки, щавель, лук, листовой салат.
- Морская капуста.
- Любые виды бобовых: фасоль, нагут, горох, чечевицу, сою.
- Лаваш, постные блины, пресные лепешки.
- Тушеные, маринованные, вареные или жареные грибы.
- Крупы, приготовленные без молока и масла. Среди них стоит выделить особенно полезные — рис, овес, перловку, кукурузную крупу, пшено, гречку.
- Напитки: компот из сухофруктов, чай, кофе, соевое молоко, свежевыжатый сок.
- Любые виды орехов и семечек.
- Черный, ржаной, цельно зерновой хлеб.
Несмотря на отсутствие запрета, из того чем можно завтракать в пост лучше исключить свежевыжатый сок, квашеные и маринованные овощи. В период ограниченного рациона питания желудок полупустой, особенно с утра. Поэтому такие продукты могут спровоцировать гастрит, расстройство желудочно-кишечного тракта.
Вся ли рыба остается под запретом
Рыба, как и продукты животного происхождения, не входит в перечень разрешенной еды на время поста. Церковь настоятельно рекомендует, чтобы православные люди исключали ее из постного меню. Но в составе рыбы много питательных веществ, которые требуются организму, поэтому на блюда из нее распространяются послабления. Священнослужителям этот продукт запрещен в период всего поста. Разрешаться такая еда может только мирянам.
Рыба во время поста разрешается только мирянам.
Строгий пост и нестрогий — в чем их отличия?
Строгий и нестрогий пост различаются между собой списком разрешенных к употреблению постных продуктов.
В первом случае запрещено не только мясо и рыба, но и все ингредиенты животного происхождения, сладости, выпечка, алкогольные напитки, большое количество жареной и жирной пищи. Каши, овощные супы, запеченные овощи — основные блюда, что можно есть в строгий пост.
Во втором случае допускается употребление морепродуктов, растительное масло, некоторые виды сладостей. Разрешены грибные бульоны, уха, салаты на постном майонезе, выпечка без яиц.
В какие дни Великого поста можно употреблять рыбу в пищу
На время поста составляется календарь, в котором отмечены рыбные дни. Их легко запомнить, поскольку они приходятся на праздники накануне Пасхи.
В 2022 г. побаловать себя блюдами из рыбы можно всего 3 раза:
- Вербное воскресенье — 17 апреля.
- Благовещение Богородицы — 7 апреля.
- Накануне Вербного воскресенья — 16 апреля.
Какие виды рыбы можно есть
Несмотря на то что миряне могут не придерживаться скудного постного меню, ряд ограничений все же имеется. Например, есть разрешается только несколько видов рыбы. Церковь рекомендует остановиться на филе минтая и хека. Также можно приготовить блюда из горбуши и карпа. Они имеют низкий показатель жирности, но обладают высокой пищевой ценностью и содержат большое количество полезных элементов, необходимых для правильной работы организма.
Рекомендуется выбрать филе минтая.
Как готовить рыбу в рыбные дни
В разрешенные дни рыбу можно запечь в фольге с добавлением долек лимона и разных пряностей. Жареную пищу употреблять нежелательно, но разрешается обжарить продукт на сковороде, добавив немного растительного масла (сливочное использовать нельзя, поскольку молочная продукция во время поста под запретом).
Помимо запекания, рыбу разрешается:
- использовать для варки супа;
- готовить на пару;
- тушить в мультиварке.
В качестве гарнира выбирают крупы, грибы, бобовые, овощные салаты.
Заключение
Завершая обзор устава о посте, изложенного в Типиконе, хочется подчеркнуть, что он сформировался на основе живого опыта многовековой аскетической жизни наших предков и считался исполнимым для каждого среднего человека. В житиях преподобных отцев нередко описываются дивные и превосходящие человеческое разумение подвиги поста. Одни святые отцы не вкушали весь Великий Пост, другие, постились до 9‑го часа ежедневно и вкушали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вкушали не только молока, но даже рыбу, а елей поставляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. Примеры подобного постничества можно встретить даже в жизнеописаниях афонских старцев 19–20 вв. Посему представляется весьма полезным сознавать свою немощь в постническом подвиге, сравнивая общепринятые сегодня обычаи православного постнического делания и рекомендации Церковного устава. А также, с благословения духовных отцов, разнообразить личный постнический подвиг, принимая для себя за правило хотя бы то или иное отдельное требование устава на определенный период времени – к примеру, на ныне начавшийся Рождественский пост.
Питание по дням в Великий пост
Для каждого дня поста предусмотрены свои правила. Но строго их соблюдать должны только священнослужители. Мирские люди могут ввести в рацион дополнительные продукты, одобренные церковью.
Понедельник, среда и пятница
Самые тяжелые дни поста, когда запрещено употреблять вареную еду, заправленную маслом. Разрешается только сухоядение. Можно есть холодные блюда без масла и напитков.
Есть дни, в которые есть вареную еду запрещено.
Вторник и четверг
Допускается приготовление пищи на масле. Использовать нужно только растительное — сливочное во время поста под строжайшим запретом, поскольку является молочным продуктом.
Выходные дни
В субботу и воскресенье допускается выпить 1-2 бокала вина. Также можно добавить в меню пищу, приготовленную на постном масле.
Апрель
Календарь питания мирян в апреле будет ограничиваться строгими правилами: разрешается только пища растительного происхождения. В этом месяце верующие отмечают три великих торжества.
К ним относят:
- Благовещение (7.04),
- Вербное воскресение (17.04),
- Светлое воскресение Христова (24.04).
7 и 17 апреля можно позволить себе послабление: устроить рыбные дни. 17.04 можно выпить небольшое количество красного вина. 16.04 (Лазарева суббота) разрешено полакомиться икрой.
Продолжение Великого поста
Строгого воздержания нужно придерживаться в пост 2022 в следующие даты:
Даты | Что разрешено |
1.04 | Допускается сухоядение |
2.04 | Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла |
3.04 | Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла |
4.04 | Допускается сухоядение |
5.04 | Пища, прошедшая термическую обработку, без масла |
6.04 | Допускается сухоядение |
7.04 | Рыбные блюда |
8.04 | Допускается сухоядение |
9.04 | Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла |
10.04 | Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла |
11.04 | Допускается сухоядение |
12.04 | Пища, прошедшая термическую обработку, без добавления масла |
13.04 | Допускается сухоядение |
14.04 | Пища, прошедшая термическую обработку, без добавления масла |
15.04 | Допускается сухоядение |
16.04 | В рацион разрешено добавить икру |
17.04 | Рыбный день, допускается бокал вина |
Страстная Седмица
По церковному календарю, Страстная Седмица берет начало 18.04.
Для мирян, вошедших в строгие ограничения, питание должно быть запланировано по таким правилам:
Даты | Что разрешено |
18.04 | Допускается сухоядение |
19.04 | Допускается сухоядение |
20.04 | Допускается сухоядение |
21.04 | Пища, прошедшая термическую обработку, с добавлением масла |
22.04 | Из рациона исключить любые продукты, допускается только чистая вода |
23.04 | Можно пить воды и есть хлеб |
Чем можно заменить рыбу в рационе
В пост выделяют несколько дней, когда разрешено готовить рыбные блюда. Но иногда люди не употребляют одобренные церковью продукты из-за аллергической реакции или по иным причинам.
В рыбе содержится витамин Д, который помогает усваивать кальций. Но его также можно получить, если находиться на солнце по 10-15 минут 2-3 раза в неделю.
Для восполнения дефицита иных полезных элементов, входящих в состав рыбы, без риска для здоровья в рацион можно ввести бобовые, каши или грибы.
Вступление
Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся» (Мф.9:15). О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище», – свидетельствовал авва Пимен. А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где о.
Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», – наставлял авва Серапион. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский.
Однако важность телесного воздержания признавалась всеми подвижниками от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века.
При этом, Православная Церковь в течение веков выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка и качества пищи, необходимой для успешного прохождения подвига телесного воздержания. Эти установления обозначены в Типиконе и Триоди. При этом ограничивается с одной стороны количество трапез в день, с другой стороны – время первого вкушения пищи, и, наконец, качество пищи. В отдельных случаях четко оговаривается весь объем и состав трапезы.
Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви. Освобождаются от телесного поста только чревоносящие и кормящие женщины, дети, и серьезно больные.
Однако, следует учитывать, что устав формировался все же в монастырях и преимущественно для монашеского общежития. Причем, ориентировался на страны с жарким климатом. Еще святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей требуется корректировать устав о посте с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.
Родиной современного Церковного богослужебного и дисциплинарного устава являются Палестинские монастыри, в первую очередь обитель Саввы Освященного близ Иерусалима; также, как правило, в Типиконе отражается традиция Св. Горы Афон. Часто эти две традиции приводятся параллельно как равно возможные и приемлемые.
Возможно, современному цивилизованному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжевать смирение.
Рецепты приготовления рыбы в пост
Существует большое количество разных блюд, которые можно приготовить в период Великого поста.
Запеченная
Для приготовления потребуется:
- горбуша — 1 кг;
- лук — 1 шт.;
- морковь — 300 г;
- перец — 300 г.
Запеченная горбуша отличается мягким вкусом.
Порядок действий:
- Рыбу выпотрошить и тщательно промыть, разделать на большие куски.
- Натереть солью и положить в специальную форму для запекания.
- Сверху разместить мелко нарезанные овощи, посолить.
- Прикрыть фольгой и поставить на 40 минут в духовку, разогретую до 180°С.
- Перед подачей блюдо посыпать измельченным зеленым луком.
Рыба в кляре
Для приготовления блюда потребуется:
- мука — 100 г;
- вода — 100 мл;
- рыба — 1 кг.
Кляр вызывает ассоциации с молоком, яйцами и маслом, но в пост можно приготовить облегченный вариант. В воде нужно растворить соль, добавить муку, хорошо перемешать. Промытые куски рыбы опустить в кляр и жарить на небольшом огне до готовности.
Рыба в кляре всегда получается сочной.
Для разнообразия допускается введение в кляр сваренной крупы, например рисовой. Чтобы тесто получилось пышным, в муку через сито нужно насыпать немного соды.
Рыбный салат
Для приготовления салата потребуется:
- рис — 1 ст.;
- свежий огурец — 1 шт.;
- пекинская капуста — 300 г;
- филе нежирной рыбы — 500 г.
Порядок действий:
- Сварить рис.
- Сельдь приготовить в пароварке, порезать на небольшие куски.
- Огурцы и капусту шинковать соломкой.
- Соединить все ингредиенты в чашке, заправить постным майонезом, добавить немного соевого соуса (по вкусу).
Рыбный салат готовят с рисом и пекинской капустой.
Для соуса потребуется:
- мука — 0,5 ст.;
- вода — 0,5 ст.;
- растительное масло — 3 ст.л.;
- сок лимона — 1 ст.л.;
- сахар и соль — по 1 ч.л.
Приготовление:
- В кастрюлю с двойным дном насыпать муку и добавить воду.
- Хорошо перемешать и на медленном огне варить до готовности, пока смесь не станет густой.
- Охладить состав, ввести остальные компоненты, взбить до однородной массы.
Хранить такой майонез можно в течение нескольких дней.
Икра рыбы
Для рыбьей икры во время Великого поста отведен отдельный день — суббота перед Вербным воскресеньем (24 апреля 2022 г.). Допускается съедать небольшое количество блюда, например за ужином. Можно есть красную и черную икру. Главное, не злоупотреблять ей, поскольку здоровья это точно не добавит, зато продемонстрирует, насколько трудно постящемуся человеку справиться с собственными желаниями.
Икру рыбы едят перед Вербным воскресеньем.
Супы из рыбы
Рыбные рецепты в пост могут включать в себя разные блюда, в том числе и супы. Чтобы приготовить полезное и питательное кушанье, потребуется:
- филе белой рыбы — 600 г;
- томат — 2 шт.;
- репчатый лук — 1 шт.;
- сок лимона;
- зелень и чеснок.
Приготовление:
- Минтай или хек нарезать крупными кубиками.
- Томаты бланшировать, снять кожуру, мелко покрошить.
- В кастрюлю налить небольшое количество масла и жарить лук до прозрачности, добавить измельченный чеснок и специи (по желанию).
- В овощную смесь положить рыбу, посолить и налить 1,2 л воды.
- Довести бульон до кипения, убавить огонь и тушить 7-10 минут.
- Затем влить сок лимона, всыпать зелень. Хорошо перемешать и выключить плиту. Оставить блюдо томиться под закрытой крышкой 5 минут.
Суп из рыбы — полезное и питательное блюдо.
Общие положения православного устава о трапезе
Православный Устав не предполагает более 2‑х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около полудня, а вторая – после вечерни, т.е. вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9‑й час по Византийскому времени.
На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона. Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1‑й час дня начинался с восходом солнца, а 12‑й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1‑й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1‑й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону.
В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы(приводятся в порядке возрастания строгости поста):
- Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений (сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях)
- Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – т.е. масленице)
- Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино)
- Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.
- Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
- Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
- Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».
Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.
Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль (т.е. чаш). Также устав о (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально.
Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – бденные, II – полиелейные и со славословием, III – малые.
В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32, 33, 34, 36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол (Петра и Павла)». Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему.