Блуд или прелюбодяние – это половые отношения между людьми, не состоящими в браке.
Библия ясно осуждает такие действия: «Не прелюбодействуй.» (Исход 20,14) Супружеская измена является нарушением брачных обещаний быть верным по отношению к супруге или супругу.
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.» (Евр. 13:4) И в Еккл. 3:11 написано: «Всё соделал Он прекрасным в свое время». И время, которое Он предназначил для сексуальной близости между мужчиной и женщиной – в браке. Иметь такую близость до брака или с другим партнером, с которым ты не состоишь в брачных отношениях является непослушанием воле Божьей. Независимо о того, дали ли супруг или супруга своё согласие на эту внебрачную связь, это не означает, что это приемлемо в глазах Бога.
Убегай сексуальной распущенности
Павел ясно предупреждает нас: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.» (1 Кор. 6:18) То, что Бог дал нам тело, является привилегией, и мы должны использовать его к Божьей чести. «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» 1 Кор. 6:19-20
Потенциал того, как мы можем использовать наше тело к чести Божьей подчеркивается в 1 Фес. 4:3-5 «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога». Очищение – это процесс, происходящий в тех, кто отдал свое тело в послушание воле Божьей, и как результат этого, такие люди получат участие в Его славе (получат Божью жизнь и естество)
В Новом Завете Иисус говорит о прелюбодеяние и неверности, которые включают в себя скрытое намерение в сердце: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» (Матф. 5:27-28) Иисус так же обращает внимание на радикальное отношение, которое надо иметь, чтобы не впасть в такие грехи: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матфея 5:29-30)
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 23, стихи 20-37
«Книгами Премудрости» или «мудрых» называют пять книг: Иова, Притчей, Екклесиаста, Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой. К ним присоединили Псалтирь и Песнь Песней, в которых мы находим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме. Произведения такого рода были распространены на всем древнем Востоке. В Египте на протяжении его вековой истории появилось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с шумерийской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам кн. Иова. Эта месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод — не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии.
Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар 4:29). Широкой известностью пользовались аравийские и едомские мудрецы (Иер 49:7; Вар 3:22-23; Авд 1:8). Иов и его три друга-мудреца жили в Едоме. Автор кн. Товита знал Премудрость Ахиахара, а Притч 22:17-23:11 напоминают египетские изречения Аменемопе. Некоторые псалмы приписаны Еману и Ефану, которые, согласно 3 Цар 4:31, были ханаанскими мудрецами. Притчи содержат Слова Агура (Притч 30:1-14) и Слова Лемуила (Притч 31:1-9), которые оба происходили из племени Масса, жившего в северной Аравии (Быт 25:14).
Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.
Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.
Однако эта религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Содержание евр. термина «хохма» весьма сложно. Он может обозначать ловкость движений или профессиональную сноровку, политическое чутье, проницательность, а также и хитрость, умение, искусство магии. Такая человеческая мудрость может служить как добру, так и злу, и эта двузначность в какой-то мере объясняет отрицательные суждения некоторых пророков о мудрецах (Ис 5:21; Ис 29:14; Иер 8:9). Этим объясняется также, что в евр. письменности тема Премудрости Божией (евр. «хохмот» — множ. число, употребляемое в значении превосходной степени) появляется довольно поздно, хотя происхождение мудрости от Бога никогда не отрицалось, и уже в Угорите мудрость считалась свойством великого бога Эла. Только после Плена стали утверждать, что Бог мудр Премудростью надмирной, действие которой человек видит в творении, но которая в своей сущности недосягаема и «неисследима» (Иов 28; Иов 38-39; Сир 1:1-10; Сир 16:24 сл; Сир 39:12 сл; Сир 42:15-43:33 и т.д.). В большом прологе кн. Притч (Притч 1-9) Премудрость Божия говорит как некое лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (гл. обр. Притч 8:22-31). В Сир 24 Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на небесах и послана Израилю от Бога. В Прем 7:22-8:1 она определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства. Так Премудрость, являясь свойством Божиим, отделяется от Него и представляется как Личность. Для ветхозаветного человека эти выражения являются, по-видимому, яркими поэтическими сравнениями, но в них уже заложена тайна, подготавливающая откровение Св. Троицы. Подобно Логосу в евангелии от Иоанна, эта Премудрость одновременно и в Боге и вне Бога, и во всех этих текстах обосновывается наименование «Премудрость Божия», которое ап. Павел дает Христу (1 Кор 1:24).
Вопрос об участи человека тесно связан у мудрецов с проблемой воздаяния. В древних частях Притч (Притч 3:33-35; Притч 9:6, Притч 9:18) Премудрость, т.е. праведность, непременно ведет к благополучию, а безумие, т.е. нечестие, приводит к разорению, ибо Богу свойственно награждать добрых и наказывать злых. Однако жизненный опыт зачастую как будто противоречит такому взгляду. Как объяснить бедствия, постигающие праведников? Этой проблеме посвящена кн. Иова. Те же вопросы, хотя и в несколько другом аспекте, тревожат Екклесиаста. Сын Сирахов в основном придерживается традиционных взглядов и хвалит счастье мудрого (Сир 14:21-15:10), но его преследует мысль о смерти. Он знает, что все зависит от этого последнего часа: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11:26, ср Сир 1:13; Сир 7:36; Сир 28:6; Сир 41:12). Он смутно предчувствует откровение о конечной участи человека. Вскоре после него пророк Даниил (Дан 12:2) уже ясно выражает веру в загробное воздаяние, связанное с верой в воскресение мертвых, так как евр. мысль не представляет себе жизни духа, отделенного от плоти. Параллельное и вместе с тем более разработанное учение появляется в александрийском иудаизме. Учение Платона о бессмертии души помогло евр. мысли осознать, что «Бог создал человека для нетления» (Прем 2:23) и после смерти праведники вкусят вечное блаженство у Бога, а нечестивые получат заслуженное наказание (Прем 3:1-12).
Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.
Первоначальное происхождение мудрости следует искать в жизни семьи или рода. Наблюдения над природой или людьми, накоплявшиеся из поколения в поколение, выражались в изречениях, в народных поговорках, в пословицах, имевших моральный характер и служивших правилами поведения. Аналогично происхождение первых формулировок обычного права, которые иногда близки не только по содержанию, но и по форме изречениям мудрости. Эта традиция народной мудрости продолжала существовать параллельно с возникновением письменных сборников мудрости. Ей обязаны своим происхождением, напр., притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11, басни в Суд 9:8-15, басня в 4 Цар 14:9. Даже пророки черпали из этого наследия (напр. Ис 28:24-28; Иер 17:5-11).
Краткие изречения, запечатлевающиеся в памяти, предназначаются для устной передачи. Отец или мать учит им своего сына дома (Притч Притч 1:8; Притч 4:1; Притч 31:1; Сир 3:1), а затем мудрые продолжают преподавать их в своих школах (Сир 41:23; Сир 41:26; ср Притч 7:1 сл; Притч 9:1 сл). С течением времени мудрость становится привилегией образованного класса: мудрые и книжники фигурируют рядом в Иер 8:8-9. Сын Сирахов Сир 38:24-39:11 восхваляет профессию книжника, дающую ему возможность приобретать мудрость в противоположность ручным ремеслам. Из книжников выходили царские чиновники, и учение мудрости культивировалось сначала при дворе. То же самое происходило и в других центрах восточной мудрости, в Египте и в Месопотамии. Один из сборников притчей Соломона был составлен «мужами Езекии, царя Иудейского», Притч 25:1. Эти мудрецы не только собирали древние изречения, но и сами писали. Два произведения, составленные, по всей вероятности, при дворе Соломона — история Иосифа и история преемства престола Давидова — можно тоже рассматривать как писания мудрых.
Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.
Так завершается долгий путь, начало которому в ВЗ положил Соломон. Все учение мудрых, постепенно преподававшееся избранному народу, подготавливало умы к восприятию нового откровения — откровения Воплощенной Премудрости, которая «больше Соломона» (Мф 12:42).
Подобно нам искушен во всем, кроме греха
Когда мы искушаемся к нечистым мыслям, тогда мы должны помнить, что Иисус проложил для нас путь без греха: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.» (Евр. 4:15-16) У престола благодати мы получаем помощь, в которой нуждаемся: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.» (Евр. 2:18)
Кратковременная радость, которую человек ощущает живя в блуде, быстро проходит, но печаль, которую надо пожинать после этого, длительная.
Для христианина нет настоящего счастья без исполнения воли Божьей. Отношения в блуде, со своей кратковременной радостью быстро проходят, но печаль, которую надо пожинать после, длительная. Благословенны те, кто, как Иисус избирает в страданиях исполнять волю Божью и не сдаётся в искушениях. Тогда мы становимся благословением и примером там, где мы находимся. И получаем непреходящую радостю здесь на земле и позже в вечности.
О блудницах
Теперь можно более подробно рассказать о развратных женщинах. В Библии блудница – это отдельный постоянный персонаж, встречающийся с первой по последнюю книгу. Проститутка, говоря простыми словами. Согласно Библии, они предоставляли свои «услуги» за козлят, но потом брали и более крупные богатства.
Интересно, что упоминаются в священных источниках лишь развратные женщины – не мужчины. И нигде в Библии не найти строк, в которых бы говорилось, как девушки становятся проститутками. В Лев. 19:29 можно увидеть только такие слова: «Не оскверняй своей дочери, допуская её до блуда».
И неясно, как именно такое осквернение могло произойти. Остаётся лишь догадываться. Возможно, девушек родом из бедных семей посылали на «заработки». В те времени девочки полностью находились под отцовским контролем, так что, если бы глава семьи пожелал, чтобы она стала проституткой – у неё не получилось бы пойти против него. Как итог – принуждённый блуд.
О блудницах можно найти немало информации в различных источниках, но что касательно мужчин? Конкретно о разврате представителей сильной половины человечества практически нигде не говорится.
Возможно, времена раньше были другие. Но вряд ли найдётся много несогласных с тем, что в наше время для многих мужчин женщины стали чем-то, вроде вещей, маниакальной страсти. На девушек спорят, их коллекционируют. А потом сетуют, что стало мало порядочных женщин. Возможно, но достойны ли блудливые мужчины их? Нет. И в итоге гулящие выбирают блудниц, сливаясь с ними во грехе.
Получается, что мужчина, призванный быть духовным воином, превращается в слабую марионетку в дьявольских руках. А девушки, ходящие во тьме, просто попадают в его лживые сети извращения и порока. И ничем хорошим ни для кого это не заканчивается. Потому что духовные законы работают, даже если люди в них не верят.
Непотребство – что это?
А теперь, собственно, о самом главном по нашей теме. Итак, непотребство – это что такое, и как его понимать дословно. Само это слово, опять же, на греческом звучит как aselgeia и обозначает невоздержанность, недисциплинированность и сумасбродность, приводящие к развратной жизни. Это слово состоит в списке грехов, по причине которых были уничтожены библейские города Содом и Гоморра.
Непотребство (значение слова которого мы уже расшифровали) также относится и к невоздержанию в пище. В глазах Божьих объедение и излишество в еде, это те же извращения. Однако мы, опять же, не хотим видеть в этом ничего предосудительного.
Но ведь Бог милостив и может простить дела плоти, но для этого человек должен осознать свой грех и покаяться за него перед Всевышним Создателем. Кающийся грешник должен попросить Духа Святого помочь увидеть греховные дела плоти глазами Бога, и только тогда можно осознать свой грех и его отвратительную и пагубную сущность. После такого уже не захочется повторять своих ошибок, и жизнь обязательно начнет меняться в лучшую сторону.
Нечистота
А что под собой подразумевают слова «нечистота», «непотребство» и «похоть»? И опять обратимся к греческому переводу греческого слова akatharsia – нечистота, непристойность, грязь.
В Новом Завете тоже употребляется это слово, которое подчеркивает то, что все непристойное и развратное начинается с похотливых мыслей. Такого человека называли одержимым нечистым духом. О чем он будет думать больше всего, то и завладеет им, станет его господином. Поэтому такой человек прежде всего должен пробудить в себе все силы, чтобы контролировать свои мысли и не думать о чем-то грязном и развращенном.
Прелюбодеяние
Непотребство – это развратное поведение, иначе – блуд и прелюбодеяние, которые на греческом звучат как porneia. Под этим словом подразумевали внебрачные отношения, в том числе и гомосексуализм. Развратную женщину называли pornos, даже если она и не получала денег за свои услуги, занимаясь просто романтическим наслаждением и удовлетворением своего сексуального желания. Так что прелюбодействуют не только проститутки, стоящие ночью на обочине, но и любые другие женщины, которые вступает во внебрачную связь.
К мужчине тоже может быть применено слово porneia, когда он вступает в сексуальные отношения с женщиной вне брака. Даже если он ее любит, но ведь они не женаты, поэтому находятся во власти греха прелюбодеяния. Такая женщина считается распутной, а мужчина использует ее для удовлетворения своих похотливых желаний. Наши современные люди на этот счет имеют совсем иное мнение и не видят этом ничего плохого и греховного.
Прощение от Господа
Итак, непотребство – это что? А это – грех! Обязательно надо отметить, что чистосердечная исповедь Богу приносит прощение. За людей, которых оскорбляли ваши действия, нужно тоже молиться, чтобы Бог послал и им благодать прощения, чтобы можно было наладить с ними добрые отношения. Мы не должны забывать, что Господь – есть любовь, добро и всепрощение. Откройте Богу свое сердце и душу и наполните их Святым Духом, который является главным защитником и помощником человека от всего нечистого и лукавого.
Непотребство в Библии
Ну а теперь обратимся к светлым страницам самой мудрой книги – Библии. В «Послании к Галатам» рассмотрим, как Бог относится к «делам плоти». Там мы можем прочитать такие строчки в главе 5 стихе 19: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство». Апостол Павел дает перечень сексуальной нечистоплотности. Эти слова каждый должен принять, проанализировать и дать себе честный ответ: всякое ли такое дело мы считаем грехом, или все-таки современное общество на нас уже настолько повлияло, что и задумываться над этим не стоит? Да и зачем? Ведь жизнь коротка, а в мире столько соблазнов и удовольствий, от которых просто невозможно удержаться.
И тем не менее даже при этом «процветании всего дурного» рано или поздно придется все-таки задуматься о том, что такое грех, и каковы могут быть его последствия.