Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский, пресвитер


Жизнеописание

13 мая в 1762 году в семье священнослужителя, жившей в Бортсурманах Симбирской губернии, родился сын Алексей. Взрастая в православной семье, юноша не считал нужным вести строгую жизнь, иногда позволял себе увлечься вином.

Окончив в 1784 году семинарию, молодой священник женится и остается служить в родном селе. Через 13 лет он рукополагается в пресвитеры и остается в Успенской церкви до конца своей жизни.

Духовный путь

Один случай изменил всю жизнь Бортсурманского священника. Посланный по просьбе родственников человек, посреди ночи разбудил отца Алексия и попросил того срочно приехать к смертельно больному для соборования, но рассерженный батюшка выгнал посланца.

Он приехал только утром, когда страдалец покинул землю без соборования. Мучимый совестью, священник подошел к постели мертвого человека и увидел около него Ангела со святой чашей в руках. С того времени Церковь обрела верного служителя, проводившего много времени в молитвенном поклонении, стоя на коленях всю ночь.

Важно! Батюшка еженощно читал Иисусову молитву и совершал 1500 поклонов. Служение в храме отец Алексий вел строго по канонам, совершая Божественную Литургию ежедневно с чтением молитвенного монашеского правила.

Во время всенощницы читались 12 псалмов и житие одного из святых, чей день памяти припадал на время служения. Утреня наполнялась молитвами и акафистами, в полдень звучали кафизмы Псалтыря.

У батюшки практически не было свободного времени, после службы его дом был открыт для прихожан, приходящих к священнику со своими проблемами и жалобами. Матушка Мария Борисовна, сын Лев и обе дочери во всем поддерживали батюшку.

Алексий Бортсурманский, житие которого полностью было посвящено служению людям и Богу, все время:

  • благословлял на духовный подвиг;
  • наставлял в вере;
  • строго отчитывал обращающихся к колдунам;
  • сурово относился к ясновидящим.

Прихожане отмечали особую кротость священника, тайно помогающего пострадавшим от природных стихий материальными средствами.

О священниках, прославленных в лике святых:

  • Священномученик Серафим Чичагов
  • Священномученик Владимир Богоявленский
  • Священномученик Фаддей Успенский

Православная Жизнь

Подвиг в миру всегда возможен. О немонашествующем монахе – Сергей Комаров.

Сегодня Церковь празднует память перенесения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, русского подвижника. Житие его довольно необычно. Родился святой в 1762 году, в 1784-м окончил Нижегородскую семинарию, женился и был поставлен диаконом, а затем и священником в селе Бортсурманы (тогда Симбирская губерния, ныне Нижегородская область). В первые годы священства отец Алексий не отличался особым благочестием – служил по силе, занимался хозяйством, любил выпить вина с друзьями и приятелями. Если не считать исполнения им священнических обязанностей, то можно сказать, что во всем остальном он жил так, как все – как миллионы крестьян того времени.

Однажды вечером к нему пришли односельчане и попросили причастить умирающего больного. Но священник поленился идти ночью через все село. Он выгнал просителей, сказав, что ничего с больным не произойдет до утра. Однако ночью он не мог уснуть, ворочался с боку на бок и все же решил идти к недугующему. Войдя в дом к больному, он понял, что опоздал – тот уже умер. Рядом с ним отец Алексий увидел Ангела с Чашей. Потрясенный видением, батюшка с рыданиями рухнул на колени перед покойником.

С тех пор жизнь священника очень изменилась. Он начал ежедневно служить Литургию, вычитывал многочасовое монашеское правило. Сохранился перечень молитвенных (или просто душеполезных) текстов, читаемых кающимся батюшкой каждый день до самой смерти: полунощница, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, поучение из «Пролога»; утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. Также днем прочитывались четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ко всему этому подвижник прибавлял полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Питался святой по строгому монастырскому уставу. Дав себе зарок никогда не быть праздным, в свободное время он работал на огороде или по хозяйству. Весь доход жертвовал бедным, отделяя только немного на прокормление семьи и на нужды храма. Были даже случаи, когда праведник подбрасывал в дом к неимущим деньги, подобно святителю Николаю Мирликийскому. Всех приходящих к нему он принимал в любое время суток, причем говорил с людьми с необыкновенной кротостью и лаской.

За усиленную подвижническую жизнь отец Алексий получил от Бога многие дары: прозорливости, исцеления, духовного утешения. Впоследствии он сподобился разных видений и откровений. Так, во время Отечественной войны 1812 года, молясь о победе русского оружия, подвижник увидел Ангела, который сообщил ему, что силы небесные уже устремились на сокрушение врага. Также праведник удостоился посещения Самого Спасителя и Его Пречистой Матери.

Последние годы святой праведный Алексий провел в малой келье, специально построенной для него в части его дома. Здесь он усилил аскетические подвиги. Литургию по-прежнему служил почти ежедневно, большую часть дня и ночи молился. Кушал раз в день, не употребляя даже растительного масла, а в первую и последнюю седмицу Великого поста не ел ничего. Спал на жестком войлоке, носил власяницу, не мылся (вода не касалась тела старца последние 30 лет его жизни). Терпел множество бесовских нападений и страхований. О святости подвижника был наслышан сам преподобный Серафим Саровский, который говорил о нем: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возожженной пред Престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».

Своими молитвами святой Алексий исцелил девочку, не ходящую от рождения, и воскресил мальчика – своего прихожанина. Слава о чудотворце разошлась по всей губернии и привлекла к нему множество посетителей, принимать которых старец считал своим долгом. Даже ослабев в продолжительной смертельной болезни, он считал грехом не пустить к себе пришедшего человека. Придя в полное истощение от недуга и постоянного приема посетителей, праведный Алексий окончил свой жизненный путь в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, через которое он слабой рукой благословлял людей. Отдав последнее благословение, святой старец тихо скончался. Его похоронили в саду, напротив алтаря Успенской церкви села Бортсурманы.

После кончины праведника многие люди получали исцеление и благодатную помощь, молясь на могиле старца Алексия. В начале XX века были собраны материалы для канонизации, но революционные события помешали. Прославление святого праведного Алексия Бортсурманского состоялось лишь в 2000 году, на Архиерейском cоборе РПЦ. Сегодня мощи чудотворца находятся в храме села Бортсурманы Пильненского района Нижегородской области. Рядом с храмом XVII века – могилка старца. Многие верующие приезжают к мощам святого, получая помощь Божию по его молитвам.

Фото: sreda.org

***

В истории святого Алексия примечателен тот факт, что его подвиг начался с преступления. По вине нерадивого священника верующий человек умер без христианского напутствия – это серьезное духовное преступление, за которое можно было лишиться сана. Но страшная ошибка батюшки стала отправной точкой для его новой жизни, а точнее – жития. Можно ли сомневаться, что впоследствии святой Алексий вымолил спасение не только умершему без причастия больному, но и самому себе, а также тысячам других людей? А трамплином для резкого изменения жизни стал трагичный и непоправимый, казалось бы, случай. Наш удивительный Бог воистину способен обратить падение в восстание, проигрыш в выигрыш, потерю в приобретение, смерть в жизнь.

В церковной жизни часто происходят подобные истории. Например, за несколько лет алтарничества в кладбищенском храме мне пришлось видеть множество случаев искреннего обращения в веру целых семейств через смерть любимого родственника. Раньше люди жили как хотели, Христа не знали и храма чуждались. И вдруг погиб в автокатастрофе любимый всеми младший сын. Шок, потрясение. Отпели сына в кладбищенской церквушке, похоронили. Что дальше? Смысл жизни потерян, депрессия, уныние. И вот сын является матери во сне и просит есть. Родители приходят к батюшке, спрашивают, как реагировать на такие видения. Конечно, священник говорит: «Сын ваших молитв просит. Придите на Литургию, исповедайтесь, причаститесь, помяните сыночка. Останьтесь на панихиду, еще помолимся о нем». Они приходят, все делают по сказанному – и им становится легче. Затем снова сынок снится, говорит, что холодно ему, просит дать одеться. Они – к батюшке. Тот говорит: «Раздайте бедным вещи покойного с просьбой помолиться о сыне». Они раздают, и образ любимого человека перестает сниться.

Потом снова приходят в храм. «Что такое? – говорит батюшка. – Снова сны?» Нет – оказывается, просто помолиться пришли в церковь, хорошо им здесь. Так и начали ходить, воцерковились. Сами встали на путь спасения, сына вымаливают и за все благодарят Бога. И таких случаев – сотни. Если человек не может проснуться сам, Господь будит его через удары судьбы. Только всегда ли мы желаем понять смысл таких потрясений? Как правило, мы ропщем, недоумевая: за что мне, хорошему, все это?

***

Житие преподносит еще одну важную мысль: подвиг в миру всегда возможен. Да, русская глубинка XVIII века совсем не похожа на современный городской Вавилон, в суете которого мы вращаемся ежедневно. Но все же: вокруг святого Алексия тоже находилось множество людей, но он не бежал от них, а молитвенно служил им. В очередной раз можно убедиться: твердая решимость послужить Богу и ближним всегда найдет формы воплощения при любых внешних обстоятельствах. И для этого далеко не всегда необходимо уходить в пустыню.

Живи человек хоть в самых адских условиях (а нашу городскую жизнь поэт и определил однажды как «адище города»), он никогда не лишится возможности отдать свои силы на молитву Богу и помощь братьям. В XX веке весьма многие подвижники просияли святостью, живя в каменных джунглях Москвы (св. Матрона Московская, св. Алексий Мечев), Сан-Франциско (св. Иоанн Шанхайский), Токио (св. Николай Японский) или других мегаполисов, разбросанных по всей карте мира. Как свежая зелень пробивается весной через трещину в асфальте, так и Дух Божий рождает те или иные формы святости в любое время, в любых жизненных условиях: в сельской тишине Нижегородской области, в шуме городского столпотворения, среди звуков непонятной речи японцев. В режиме гонений и в период относительной свободы в XVII, XIX, XX, XXI веке были и есть святые, созерцающие мир глазами, полными любви.

Есть Бог, есть другие люди, и есть я сам. Фоном этой троичной связи может быть каменная громада небоскребов, сельская изба, тюремный барак – все что угодно. Но существует определенное качество общения с Богом, ближним и самим собой под названием «святость». Житие Алексия Бортсурманского, а также вся новозаветная агиология показывает, что главным условием приобретения этого качества является внутренний императив, а не внешние условия. Дай Бог это хорошо понимать нам, вечно жалующимся на все и вся.

***

Святой праведный Алексий да прибавит нам своими молитвами решимости, плодов покаяния и деятельной любви к Богу и ближним, а также всего того, о чем захочет помолиться ему всякая православная душа, почитающая друзей Христовых – угодников Божиих. Святой праведный отче Алексие, моли Бога о нас!

Сергей Комаров

Удивительные способности батюшки

Праздность вызывала особое негодование батюшки, когда не было богослужений и приема прихожан, священника видели в поле или трудящимся в собственном доме. Как только выпадал свободный час, отец Алексий ткал холсты, вязал чулки, плел лапти. Затем все изделия раздавал бедным людям, никогда не брал за это денег.

Господь, видя верность и чистоту веры, благословил святого Алексия Бортсурманского особыми дарами:

  • прозорливости;
  • исцелять силой молитвы;
  • утешать словом Божьим;
  • видеть видения и откровения.

Дар слышания голоса святых

Будучи прикованным к постели во время болезни, Алексию явилась Пресвятая Богородица со святой Варварой в сопровождении небесного пения. Молча посланницы Неба приблизились к ложу больного, и тот мгновенно почувствовал себя исцеленным.

Вскоре батюшку посетил Сам Спаситель, облеченный в одежды царя, с Царицей Небесной, которую сопровождали три девы, великомученицы Вера, Надежда, Любовь. В воздухе прозвучали слова «Это есть Сын Мой единородный».

Вся Россия стояла в молитвенном поклонении во время войны с французами в 1812 году. Отец Алексий Бортсурманский во время Литургии молился о скором даровании победы и увидел ходящего по храму Ангела. Посланец Бога возвестил о том, что силы небесные уже посланы на помощь русским воинам, и победа близка.

Чудеса исцелений при жизни отца Алексия

Воюя против сил тьмы, праведный батюшка утешал нуждающихся в помощи, призывал всех к смирению и терпению. По молитвам признанного во всей округе святого Алексия, получали исцеление приводимые к нему душевнобольные и бесноватые. Прихожане присутствовали при исцелении девочки, не ходячей от рождения.

  • Жители города Курмыш были свидетелями исцеления рыбака, Луки Шулаева. Он при ловле рыбы загнал в руку крючок, который вызвал воспаление и нагноение. Дотянув до последнего, рыбак обратился к врачу, но тот оказался бессильным помочь, объявив, что больной пришел слишком поздно.

Испуганный и растерянный Лука побежал к старцу, в горячей молитве просил о помощи. Ночью он увидел видение, в котором огромная крыса набросилась на воспаленное место и съела его. Наутро рука оказалась абсолютно здоровой.

Вот время пьяной драки был убит мальчик, единственный сын у родителей. Неделю безутешные родители не решались предать тело сына земле, затем пришли с гробом в церковь. Слезы застилали глаза старца, певчих и всех присутствующих. Праведный Алексий молился, стоя спиной к гробу.

Оглушительный крик заставил всех посмотреть на гроб, где сидел мальчик, недоуменно глядя по сторонам. Присутствующие упали на колени, батюшка поблагодарил Бога за воскрешение, отпустил родителей с малышом домой, а сам попросил принести стул, на котором сидел до конца богослужения, затем не смог встать с постели 7дней. Это случилось за 3 года до его кончины.

  • Крестьянка Зиновия жила в селе Лисья Поляна, она в течение пяти лет не могла избавиться от болей в ноге и боку. Несколько раз она была у старца, окончательно выздоровела, создала семью и прожила до старости.
  • Крестьянина из деревни Ожгибовка Алексея Шляпкикова, скрюченного болезнью, отец Алексий оставил в своем доме на неделю, возвестив через 7 дней родным, чтобы приехали за родственником. Шляпников был полностью исцелен.
  • Со всех концов везли к праведнику бесноватых. Один случай особенно запомнился жителям Бортсурман. Привезли родные великана, связанного огромными цепями, и положили на ночь в доме. В полночь сильный шум поднял на ноги всех присутствующих, бесноватый разорвал веревки-канаты и цепи. Четверо сильных мужчин едва удерживали его.

Утром о. Алексий попросил привести больного в храм, положить на пол, стал совершать молитвы, после чего великан тихо удалился из церкви.

Еще о чудесах:

  • Чудеса в православии
  • Чудеса и помощь Божьей Матери
  • Чудеса святителя Николая в наши дни

На следующее утро батюшка вновь позвал больного, попросил его лечь на пол, не молился, а держал над бесноватым икону Богородицы «Смоленская». После благословения семья возвратилась домой с совершенно здоровым братом и сыном.

Последние годы жизни

Будучи в возрасте 70 лет, старец перестает заниматься приходскими и семейными делами, но по-прежнему усердно посещает Литургию и не сокращает богослужения.

Интересно! Девять последних лет он живет в келье, наполняя пространство вокруг духовной радостью, его лицо буквально светилось от святости, освещая светом грешный мир. Маленькая печь, грубая постель, стол и пару стульев, аналой, иконы — вот весь перечень его обстановки.

Согласно заповеди апостола Павла (1 Фес. 5:17), священник постоянно молился, вкушал только постную еду раз в сутки. Одетый во власяницу в последние года жизни, он не мылся. Во время Великого поста святой праведник вообще не принимал пищи по несколько дней.

Сатане настолько не понравилась ревность Алексия по Богу, что начал строить козни. Невиданная сила во время молитв поднимала тело священника над землей и с силой бросала его на пол. Бесовские атаки не давали святому ни на миг окунуться в сон.

Алексий не роптал, а еще больше молился, и однажды, устав от испытаний сатаны, попросил у Бога смерти, и в тот же миг увидел, как из глаз Спасителя, изображенного на иконе, потекли слезы. До последнего дыхания святой праведный Алексий Бортсурманский молился за людей.

21 апреля 1848 года он стоял около окошка кельи и благословлял стоящих в молитве людей, пока рука его не ослабла и упала вниз в последний раз.

Похороненный около церкви Успения Богородицы в родном селе, священник стал местом поклонения и проведения богослужений. Земля, взятая с его могилы, обладала чудодейственными качествами. Ныне на месте захоронения праведника стоит крест.

Еще одно чудо в Бортсурманах

Едва дождавшись следующих каникул, я стала собираться в новое далекое путешествие — в город Ульяновск, в надежде, что в симбирском архиве найду сведения о священниках Вигилянских, в судьбах которых еще оставалось много вопросов. Я уже смела уповать на то, что на этом пути окажусь под крылом Божиим, под заступничеством, под руководством, и верила, что путешествие не будет бесплодным.

В симбирском архиве время опять потекло по-другому — я назвала это движение «вперед, в прошлое»: чем глубже я погружалась в былое, тем ближе продвигалась к самой себе, к чему-то главному в своей жизни. Меня ждала новая радость: клировые ведомости церквей Курмышского уезда за все годы ХIХ века уцелели! Многие считали, что эти документы сгорели во время пожара; кроме того, из-за переформирования губерний в области и уездов в районы произошла путаница, и было совсем непонятно, в каком архиве искать драгоценные сведения. Но они были здесь, и я их читала!

Клировые ведомости — это рукописные книги, в которые вносились сведения о храмах и о клириках. Листая их, мгновенно выясняешь все — годы жизни священника, его место рождения и учебы, указания о других храмах, где он служил, его награды, имущество, полный состав семьи, даты рождения домочадцев и даже количество «наставлений» — проповедей, которые он произносил! Это был кладезь информации: я почти полностью, по датам восстановила наше семейное родословие, узнала имена жен и детей священников-предков, проследила побочные ветви, даже видела собственноручные подписи моих дедов — их почерк, свидетельство живого дыхания прошлого. Беглое, наклонное, быстрое — от прапрапрадеда: «Священникъ Павелъ Ивановъ Вигилянский руку приложилъ». Медленное, написанное дрожащей рукой, — весточка из 1838 года от святого праведного Алексия: «Иерей Алексей Петровъ Гнеушевъ, священникъ Успенской церкви…» — голос издалека, встреча! И отпечаток совсем недавней, по меркам истории, эпохи — подпись прапрадеда из семейного альбома, с которого и начались мои поиски: еще несколько месяцев назад я недоумевала, кто он, а теперь вглядывалась в неразборчивые буковки, написанные его рукой, и дивилась ощущению распахнувшейся двери…

Наконец объяснилась и загадочная связь нашей семейной ветви с «владимирскими» Вигилянскими: прапрапрадед Павел учился во Владимирской семинарии и был уроженцем этих земель, но после учебы его направили в далекую Симбирскую губернию, в Бортсурманы, где он и женился на внучке святого и стал его преемником в Успенском храме. Так Вигилянские обосновались в Курмышском уезде почти на целое столетие.

Но главное — я узнала, где похоронен Павел Вигилянский. В советское время церковное кладбище полностью уничтожили. Благодаря народному почитанию уцелела только одна могила — «батюшки Алексея»: получилось так, что, оберегая память праведного чудотворца и ухаживая за его могилой, жители села спасли от разорения и сохранили для нас его святые мощи, которые впоследствии, после его прославления, суждено было обрести Православной Церкви. Но остальные захоронения, увы, сравняли с землей, и воскресить их память до сих пор не представлялось возможным. Теперь же из архивных документов я знала, что отец Павел завещал похоронить себя за алтарем Успенского храма, слева от могилы святого Алексия. Эта история сохранилась благодаря знамению, которое было явлено накануне установления надгробья Павлу Вигилянскому. Некий печник Герасим Чудаков услышал голос, который велел ему воздвигнуть памятник не вплотную, а на некотором расстоянии от могилы отца Алексия, потому что святому суждено в будущем «выходить мощами», и надгробье его преемника при этом может повредиться.

Возвращаться обратно я решила через Бортсурманы: не могла не воспользоваться возможностью снова припасть к мощам святого и просить его помощи в новых делах. На ночлег меня приютил в своем доме гостеприимный отец Андрей, настоятель храма, а наутро мы вместе отправились на службу: я опять попала на праздник — это был день Казанской иконы Божией Матери. После Литургии отец Андрей открыл для меня раку с мощами святого…

И тут со мной произошло нечто такое, о чем я решилась рассказать только маме и папе — настолько интимным, глубинным, нездешним было мое переживание. Я стояла у мощей и не знала, какими словами молиться: я четко поймала это ощущение — бессилие слов, их неточность и скудность для выражения целого клубка моих мыслей и чувств, от благодарности до мольбы о том, чтобы святой всегда пребывал со мной рядом. И в состоянии этой словесной немощи, немоты я намеренно спустилась в свою глубину — туда, где слова еще не родились, где ничего не названо, чтобы говорить со святым Алексием прямо оттуда, чтобы передать мое чувство, как оно есть, в этом первоначальном, новорожденном, неоформленном, неискаженном виде. И святой мне ответил — я это знала, потому что с моим телом что-то случилось. У меня полились слезы, именно полились — таким бесконечным и щедрым потоком, что от него насквозь промокли на груди моя куртка, шарф и все, что было под ними. Я сейчас скажу странную вещь: я не плакала! Это было совсем не похоже на обычный плач, на то, что бывает с нами от переизбытка чувств, от остроты переживаний, от сердечной растроганности. Слезы лились сами собой — как реакция на что-то нездешнее, непостижимое и небывалое. Видимо, тело просто не знает других способов отзываться, не понимает, как себя вести, как иначе ему себя проявить в этой встрече с бестелесным, нематериальным, внеземным… с тем, что, наверное, и называется благодатью…

Я ехала домой с новым свидетельством чуда, и меня вновь накрыло уже знакомое двоякое чувство: благодарность, смешанная со страхом, с острым осознанием моей ответственности и долга, который призывает ко встречным шагам с моей стороны, к безоглядному служению Богу. Я боялась, что это мне не под силу. На пути были Вязники: это географическое название стало для меня символическим, говорящим, увязывающим всё со всем — той нулевой точкой, откуда началась моя новая жизнь. Я, конечно, не могла проехать мимо Льва Валериановича Вигилянского, посланного мне Самим Господом: теперь я уже знала ответы на все те вопросы, которые мы оба задавали себе в июне, сидя на кухне. И вот мы опять сидим за тем же столом, но теперь уже вместе дивимся чудесным находкам.

А потом наступила зима, и долгие месяцы я жила ожиданием новой встречи: я скучала по Бортсурманам и мысленно к ним возвращалась. В конце апреля, как только растаял снег, я наконец повезла туда мою младшую дочь Лизу — мне посчастливилось найти пустующий домик прямо напротив храма: мы просыпались утром, смотрели в окно и не верили нашему счастью.

Еще из Москвы я договорилась о встрече с Владыкой Силуаном, Епископом Лысковской епархии: новые задачи требовали его благословения и участия. Я знала, что 4 мая Епископ Силуан будет служить в Бортсурманах праздничную Литургию, и надеялась поймать его после службы. Но в самый день праздника выяснилось, что Владыка уже выделил в своем расписании целый час для разговора со мной в доме у отца Андрея, еще до начала богослужения. Это была великая милость. Я рассказала ему все подробности обретения предков, показала семейный альбом — тот самый, который недавно вызывал столько вопросов и о котором мне теперь было известно все, поделилась своей печалью об участи курмышского храма, оскверненного клубными дискотеками, рассказала о найденной могиле священника Павла и о нашем желании ее воскресить. Внимание и отзывчивость Владыки превзошли все мои ожидания. Он поддерживал меня во всех моих начинаниях, дал свое благословение на все необходимые шаги в деле возвращения памяти. А во время проповеди после Божественной литургии он повторил мою историю с амвона церкви уже всем ее прихожанам и гостям и даже представил меня как наследницу святого Алексия и свидетельницу его новых чудес. Я опять чувствовала незаслуженность этих почестей и вновь понимала, что мне дается неизмеримо больше того, о чем я дерзала просить. В этот же день Владыка познакомил меня с главой Пильнинского самоуправления, и он пообещал мне, что в считаные сроки, уже в этом году, храм в Курмыше вернется к своему истинному предназначению.

Посмертные чудеса

Любящая дочь, богатая купчиха, издалека привезла к старцу беснующуюся мать, но опоздала, священник умер. Горько заплакала женщина, что теперь уже никто не освободит ее мать от бесовской силы. Оставив больную на добрых людей, побрела купчиха на святую могилу, отслужила там панихиду, поплакала в одиночестве, вылила всю боль перед праведником.

По возвращении в дом она нашла мать совершенно спокойной, та вела разумный разговор с хозяйкой, не буянила, вроде, как и не бесновалась никогда. Вот и вспомнили односельчане, что означают слова батюшки перед смертью о том, что помнящих его он никогда не забудет.

Тяжелая болезнь сковала крестьянку Анну из Ожгибовки так, что та не могла пошевелиться. Молча молилась страдалица, и однажды, будучи в забытьи от боли, увидела старцев, склонившихся около ее ног. Наутро женщина почувствовала себя намного лучше и решила отслужить панихиду на могиле отца Алексия. Порой едва бредя, иногда ползком добралась она до Бортсурман, отслужила панихиду и быстро пошла на поправку.

Анастасии из той же Ожгибовки было всего 10 лет, когда она заболела неизвестной болезнью, не могла ни есть, ни свободно дышать. Ее мать, Наталья Матюшина, обратилась за помощью к местной помещице, а та дала щепотку земли с могилки священника, сказала развести ее с водой и выпить. Девочка от принятой смеси мгновенно получила исцеление. Таким же образом был исцелен мальчик той же деревни.

В 1893 году приехала в Курмыш молодая вдова, а с ней чахлая девочка лет 4-5. Малышка таяла на глазах, врачи не могли помочь, и решилась Наталья Мурзанева отвести дочь на могилку праведника. Всю панихиду малышка просидела около могильного холмика, после чего стала буквально воскресать и набираться сил.

Случай, произошедший в 1908 году, унес несколько жизней. Подмастерье в кондитерской мастерской, чтобы отомстить хозяину на обиду, подсыпал яд в смесь для конфет, который убивал людей. Сын Веры Пазухиной также съел сладости и через пару часов начал вытягиваться и холодеть. Благо в доме была святая земля, ее размешали с водой, дали выпить ребенку, и тем самым спасли жизнь мальчика.

Рассказывают местные жители об исцелении в 1911 году девочки, лежащей после кори, и избавлении от кровавого поноса солдата, служившего в далекой Сибири, имеющего при себе целительную землю.

Анастасия Кузькина из Майданов принесла к могиле праведника убогую и слабую дочь Любу, которой исполнилось 10 лет, та не ходила после рождения. Это было время сразу после закрытия церкви Успения Богородицы большевиками. Женщина сама отслужила панихиду, после чего дочь исцелилась.

Курмыш. Храм прапрадеда

Меня это поразило: человек, творя свою судьбу, будучи орудием в руках Божиих, может чудесным образом оказаться и творцом судеб других людей, стать проводником и посредником, звеном в общей цепочке Промысла.

Но меня ждало новое открытие. Одно из писем прилетело из Чебоксар. Некая женщина по имени Елена Окунева убеждала меня в том, что мы с ней родственницы: мой прапрадед, священник Алексий Вигилянский с фотографии из семейного альбома, — брат ее прапрабабушки; что жили они в городе Курмыше Симбирской губернии. Папе было достаточно услышать только это название — Курмыш, чтобы он воскликнул: «Да! Мы нашли: это они! Место рождения моего отца, Николая Дмитриевича Вигилянского — город Курмыш!». Мы с Еленой Окуневой стали сверять имена и даты: она занималась своим родословием уже давно и знала об Анне Петровне Вигилянской, моей прапрабабушке, о ее дочери Ольге, моей прабабушке, могла назвать приблизительные годы их жизни. Все сходилось. Совпадений быть не могло: наши предки вернулись!

Дальше стали выясняться подробности: я узнала имя еще одного Вигилянского — священника Павла, это был мой дедушка уже с тремя «пра», в середине ХIХ века он служил, как сказала Лена, в Успенском храме села Бортсурманы того же Курмышского уезда. Он-то и родил, кроме прочих шестерых детей, моего седовласого прапрадеда Алексея из альбома и прапрабабушку Елены Окуневой, моей пятиюродной сестры.

…Я вышла из машины и долго смотрела на то, что осталось от церкви прапрадеда. Ходила кругами, прикасалась к кирпичным стенам, и радость сменялась болью — прямо в алтарной апсиде вырублена дверь, над которой табличка: «Курмышский дом культуры». Вскоре начала собираться молодежь, и из храма послышалась залихватская музыка дискотеки…

А изнутри поднималось что-то щемящее: где-то здесь был их дом, моя прапрабабушка Анна, кругленькая, с норовистым характером, активная, веселая, — я знаю ее по фотографии — хлопотала тут по хозяйству. Звонили колокола к заутрене, прапрадедушка спешил на службу…

И все мы родом отсюда — несмотря на все, что нас разделяет во времени и в пространстве — несмотря на 600 километров дороги, на безумный ХХ век и на этот нынешний ад дискотеки…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: