Детство и юность
Будущий римский император родился в Наисе – городе в Верхней Мезии (сегодня он принадлежит Сербии и называется Ниш). Его полное имя звучало как Флавий Валерий Аврелий Константин; он был сыном цезаря (младшего императора) Констанция Хлора, но не от его официальной жены Феодоры, а от конкубины (сожительницы) Елены.
Портрет Константина Великого
Точный год рождения не установлен, по сведениям ряда источников можно предположить, что это был 272-й. Позже Констанцию пришлось разойтись с Еленой и по политическим мотивам жениться на падчерице Максимилиана. В результате следующего брака у Константина появились три брата и три сестры.
использованная литература
- Теохарис Деторакис, История Крита
, Ираклион, 1994, стр. 364. - Мехмет Угур Экинджи (2006). Билькентский университет, Анкара, изд. « Истоки османско-греческой войны 1897 года: дипломатическая история » . Магистерская диссертация.
- Эдуард Дрио и Мишель Леритье , Дипломатическая история Греции с 1821 г. до наших дней
, Томо IV, Париж, PUF, 1926, стр. 382. - ↑ abcd
Джон Ван дер Кисте ,
Короли эллинов: Греческие короли, 1863-1974
, Sutton Publishing, 1994, ISBN 0-7509-2147-1 - Джон ван дер Кисте, соч. цит.
, стр. 57. - Джон ван дер Кисте, соч. цит.
, стр. 58. - ↑ аб
Джон ван дер Кисте,
op. цит.
, стр. 59. - Эдуар Дрио и Мишель Леритье, op. цит.
, Том IV, стр. 475-476. - Террадес, Марк. Драма эллинизма. Ион Драгумис (1878-1920) и национальный вопрос в Греции в начале ХХ века.
, L’Harmattan, 2005, с. 235-236. - ↑ abcd
Джон ван дер Кисте,
op. цит.
, стр. 68-69. - Бертен, Селия. Мария Бонапарт
, Плон, Париж, 1982, с. 178. - Джон ван дер Кисте, соч. цит.
, стр. 69-70. - Террадес, Марк. Драма эллинизма. Ион Драгумис (1878-1920) и национальный вопрос в Греции в начале 20 века
, L’Harmattan, 2005, стр. 237. - Апостолос Вакалопулос, История современной Греции
, Horvath, 1975, pág. 206. - Клогг, Ричард. Краткая история современной Греции
, University Press, Кембридж, 1979, стр. 100. - Джон ван дер Кисте, соч. цит.
, стр. 70. - Дрио, Эдуард и Мишель Леритье, op. цит.
, Томо V, стр. 108-113. - ↑ abcde
Холл, Ричард К.
Балканские войны 1912-1913 гг. Prelude to the First World War
, Routledge, Londres y Nueva York, 2000, págs. 112-124. - Джон ван дер Кисте, соч. цит.
, стр. 79. - Клогг, Ричард, op. цит.
, стр. 83. - Колиопулос, Яннис и Танос Веремис, Греция: современное продолжение: с 1831 года по настоящее время
, Londres, Hurst & Company, 2002, стр. 201-205, ISBN 1-85065-463-8 - Джон ван дер Кисте, соч. цит.
, стр. 82-87. - Эдуард Дрио и Мишель Леритье, Дипломатическая история Греции с 1821 г. до наших дней
, Томо V, Париж, PUF, 1926 г. - Апостолос Вакалопулос, История современной Греции
, Хорват, 1975, ISBN 2-7171-0057-1 - Клогг, Ричард. Краткая история Греции
, Кембридж, UP, Кембридж, 1992, ISBN 0-521-37830-3 - Террадес, Марк. Драма эллинизма, Ион Драгумис (1878–1920) и национальный вопрос в Греции в начале 20 века
, L’Harmattan, 2005, ISBN 2-7475-7788-0
Войны
Молодой Константин поступил на службу в армии в Никомедии и принимал участие в походах в Египет и Персию. В 305 году его отец, ставший императором в западной части страны, вызвал сына к себе, чтобы тот помог ему в британском сражении против пиктов. Когда через год Констанций умер, войска сразу же признали Константина законным наследником, но официально он получил лишь статус цезаря.
Констанций назначает Константина своим преемником
В тот момент на титул главного руководителя империи претендовали 6 человек, что вызвало политические междоусобицы. В 307 году Константин закрепил права на трон, женившись на Фаусте, дочери своего главного соперника Максимилиана. Тот позже предпринял попытку незаконного захвата власти, после чего его заставили покончить с собой. Оставшихся соперников Константин убрал также при помощи устройства выгодных браков и других политических интриг.
внешняя ссылка
- Викискладе есть медиа-категория Константина I Греческого
.
авторитетный контроль |
|
- Данные: Q152099
- Мультимедиа: Константин I Греции
Политика и религия
В 312 году Константин выдвинулся на бой в римском предместье возле Мульвийского моста, где, по легенде, увидел знамение своего предназначения – огненный крест в небесах. По другой версии, император увидел вещий сон, в котором ему велели поместить на щиты воинов монограмму из первых букв имени Христа. Так или иначе, бой был выигран, а после победы на императорском знамени – лабаруме – появились означенные символы.
После этого Константин в Миланском эдикте даровал гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство обрело статус «дозволенной религии», повелением императора были запрещены гонения на последователей Христа и попытки отобрать у церкви имущество.
Позже у Константина случился конфликт с его родственником Лицинием, который помогал ему в государственном управлении. Тот, до поры послушно исполнявший роль наместника в восточной части страны, взбунтовался и объявил войну, попутно возобновив на своей территории гонения на христиан. Константин разбил Лициния в 2 сражениях и отстранил его от власти, став единоличным правителем Римской империи.
Икона святых Константина и Елены
Именно его правление дало старт распространению христианства в Европе. К нему Константина расположила мать Елена, да и отец тоже покровительствовал христианам, считая их добропорядочными и честными гражданами. Еще больше императору понравилась твердость и верность представителей этой религии своему учению, особенно учитывая, какими ужасами порой оборачивалось их гонение.
Приход правителя к христианству совершался постепенно – так, свою первую победу над соперниками он отпраздновал в храме Аполлона, принеся богу обильные жертвы. Симпатии к другой вере начали проявляться в Константине после военных побед. Аристократическая верхушка воззрений правителя не одобряла. В Риме власть языческих убеждений была особенно сильна, что в итоге повлияло на решение императора лишить город столичного статуса.
Бюст Константина Великого
Крещение Константин принял лишь в конце жизни, однако всячески поощрял представителей христианской церкви и последовательно проводил политику их защиты. Он активно вмешивался в вопросы церковного управления: в 325 году на Первом Вселенском соборе принимал участие в разрешении разногласий по поводу учения арианцев и впоследствии неоднократно присутствовал на его заседаниях. Еще через 5 лет правитель перенес столицу в Константинополь, позже ставший духовным и политическим центром Византийской империи.
Миланский эдикт: признание христианства
В феврале 313 года два августа Римской империи, Константин и Лициний, встретились в Милане. Ранее, когда шла война, Константин обручил свою сводную сестру с Лицинием. Теперь предстояло заключить этот брак.
Лициний. (wikimedia.com)
В Милане два императора объявили о свободе вероисповедания для христиан во всей империи и возвращении им отнятой собственности. Никакого документа под названием «Миланский эдикт» издано не было. Христиане, находившиеся под властью Константина, к 313 году уже не страдали от преследований. Лициний должен был разрешить свободу вероисповедания и вернуть конфискованную собственность христианам в своей части империи.
Личная жизнь
О личной жизни правителя сохранились лишь обрывочные сведения. Упоминается, что старшего сына и наследника престола Клиспа ему родила матрона Минервина, но обладала ли она статусом официальной супруги или конкубины, точно не известно. Она не была первой женщиной в его жизни, но о ее предшественницах упоминаний в документах не осталось.
Флавия Максима Фауста, жена Константина Великого
В 307 году Константин женился на Флавии Максиме Фаусте, дочери Максимилиана. Это был династический брак с целью укрепления политического влияния, но император очень уважал свою образованную и энергичную супругу, родившую ему шестерых детей (трех сыновей и трех дочерей). Фауста была замешана в свержении своего отца и стала виновницей трагедии, омрачившей последние годы жизни прославленного римского правителя.
В 326 году Константин велел казнить собственного сына Флавия Юлия Криспа вместе с племянником Лицинианом. Причины такого решения называются разные, наиболее популярна версия о том, что Крисп был казнен по навету Фаусты, обвинившей его в попытке изнасилования. Обвинение было ложным – таким методом она избавилась от главного наследника, чтобы расчистить дорогу к трону своим сыновьям.
Флавий Юлий Крисп
Вероломная Фауста сполна поплатилась за свое злодеяние – через месяц Константин раскрыл обман и велел запереть ее в бане, где она задохнулась (по другой версии, разгневанный муж столкнул ее в горячую воду). За казнью жены последовали расправы над друзьями императора, которых он посчитал причастными к делу. Позже он предал имя Фаусты проклятию памяти (запретил любые посмертные упоминания о ней), и его наследники оставили это распоряжение в силе.
По легенде, именно моральные терзания после гибели близких привели Константина к христианской вере. Впрочем, ряд современных историков отвергают эту версию: есть факты, указывающие на то, что к моменту смерти жены и сына он уже 10 лет исповедовал эту веру и его крещение было давно обдуманным решением.
Смерть
В 336 году император почувствовал недомогание и, опасаясь внезапной кончины, принялся приводить свои дела в порядок. Он удачно завершил войну против готских и сарматских племен и распорядился, чтобы после его смерти империю поделили между тремя сыновьями: Констанцию достались Азия и Египет, Константу – Африка, Италия и Паннония, а Константину II – Британия, Испания и Галлия.
Памятник Константину Великому
В начале следующего года правитель отправился на лечение. Он начал с бань в Никомедии, позже съездил к горячим источникам Дрепана и посетил ванны Еленополиса, но лучше ему не стало. Последние месяцы жизни Константин провел на вилле в Анкироне. Почувствовав приближение смерти, велел перевезти себя в Никомедию и там на смертном одре принял крещение.
Мечтой императора было окреститься в водах Иордана, но он уже не смог туда добраться. Какая именно болезнь стала причиной смерти, неизвестно, но сохранились упоминания, что к старости он склонился к арианскому течению христианства, а обряд крещения был проведен отцом Сильвестром.
Корнел Уайлд в роли императора в фильме «Константин Великий»
О жизни императора и его вкладе в распространение веры написано множество научных, религиозных и художественных трудов, снято несколько фильмов. Наиболее известна итальянско-югославская картина режиссера Лионелло Де Феличе «Константин Великий», вышедшая на экраны в 1961 году.
предки
Предки Константина I Греции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Предшественник: Георг I | Король эллинов 1913-1917 гг | Преемник: Александр |
Предшественник: Александр | Король эллинов 1920-1922 гг | Преемник: Георг II |