Покровитель Грузии, женщин и детей: житие и молитвы Давиду Гареджийскому


Прп. Давид Гареджийский. Икона из Давидогареджийского монастыря

Давид Гареджийский
(груз. დავით გარეჯელი; + 604), монах, преподобный Память в четверг по Вознесении и 7 мая

Был в числе сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине века со своим учителем преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны — Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысел Божий и выбрал их по жребию. Все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры.

Покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к Симеону Столпнику-младшему (Дивногорцу), и тот преподал им благословение.

Житие преподобного Иоанна Зедазнийского повествует о том, как приблизившиеся к древней столице Грузии Мцхете путники были с великим почётом встречены клиром и народом во главе с католикосом Картли Евлалием; как поклонились они святыням кафедрального собора Светицховели, среди которых пребывал хранившийся под спудом Хитон Господень; как обошли Восточную Грузию, проповедуя и по милости Божией совершая чудеса и исцеления. Спустя некоторое время авва Иоанн избрал местом их пребывания гору Задени близ Мцхеты, где прежде здесь находилось языческое капище, и инокам пришлось потрудиться, чтобы молитвой и постом очистить её от злых духов и превратить в удел мирных монашеских подвигов. В этот первый на здешней земле монастырь стали стекаться паломники, многие из них пополнили монашескую братию — обитель разрослась, приобретя форму киновии, с жизнью под руководством одного настоятеля и духовного отца, с послушаниями, распределяемыми между братиями. Однажды преподобный Иоанн получил извещение свыше, что ему пора отпустить своих духовных детей — им предстоит разойтись по всей Грузии, чтобы основать свои монастыри и умножить проповедь христианства.

Давид со своим учеником Лукианом обосновались сперва на горе Мтацминда («святая гора») вблизи Тбилиси, устроив в ней, по примеру преподобного Иоанна, небольшую пещеру и часовню. Каждый четверг они спускались в город и проповедовали. Как-то раз язычники-огнепоклонники подкупили одну падшую девицу с тем, чтобы она указала на Давида как на своего совратителя. Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошёл к женщине и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник её падения. После этого на глазах удивленного народа она в муках родила камень. В память о таком дивном небесном заступничестве, преподобный Давид вознёс молитву, и на горе Мтацминда в трёх местах забил целебный источник. Главный их трёх потоков собирает свои воды в гроте, где раньше была келья преподобного Давида, а сейчас устроен маленький храм в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

Прп. Давид Гареджийский в житии. Икона из храма Живоначальной Троицы на Грязех (Москва). Автор Нина Носова (впоследствии монахиня Тихона)

Вскоре после этого монахи решили, что должны совсем удалиться от мира. Они нашли пустынную местность в Кахетии, на склоне горного хребта Гареджи, примерно в 70 километрах к юго-востоку от Тбилиси. С этого момента начинается история великой святыни Грузии — Давидо-Гареджийской лавры, вплоть до XX столетия крупнейшего на Кавказе духовного и культурного центра.
Гареджийская пустыня суха, сурова, летом сгорает от жары в пятьдесят градусов, зимой мороз доходит до минус тридцати, осадки бывают лишь несколько раз в год. Житие преподобного Давида повествует о том, что, придя в Гареджи, подвижники высекли каждый для себя каменное ложе в маленьких естественных пещерах горы, молились под открытым небом, питались травой, кореньями и молоком, которое давали пришедшие к ним дикие лани с детёнышами, пили дождевую воду, собирая её в выдолбленные в скале углубления. По молитвам преподобного Давида и здесь возник святой источник, впоследствии получивший поэтическое название «Слёзы Давида» — крайне аскетического свойства: по сути, это вода, сочащаяся понемногу через толщу пород в одной из пещер.

В скором времени у отшельников появилась первая церковь, высеченная в скале и освящённая в честь Преображения Господня. Ктитором этого маленького храма стал руставский вельможа Бубакар, уверовавший во Христа после чудесного исцеления преподобным и крещённый им со всеми своими домочадцами.

Подвижники не могли долго оставаться в своём уединении. К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь — тот, что ныне именуется лаврой святого Давида: множество келий, высеченных в горном склоне.

Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь «Додос-Рка» (по-грузински – «ветвь Додо») во имя Пресвятой Богородицы. Лукиан, согласно преданию, — монастырь «Натлисмцемели» («Креститель») во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения во Святую Землю. Взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он недостоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя. Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому патриарху явился Ангел и сказал, что один из паломников «верой своей унес всю благодать из Иерусалима», и велел снарядить скорохода, который забрал бы у преподобного два из трёх камней. Давид послушался гонцов и вернул просимые камни, третий же камень отнёс в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.

Место погребения прп. Давида Гареджийского в Давидогареджийском монастыре

Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7 мая 604 года, в четверг по Вознесении. Поэтому переходящая память его и совершается в этот день (Мамадавитоба, груз. მამადავითობა), а 7 мая — вместе с остальными двенадцатью сирийскими отцами. Он был погребён в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности. Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря.

Житие преподобного Давида Гареджийского

О том, когда и где родился святой, предания не говорят, упоминая только, что он жил в VI веке. Богословы объясняют отсутствие этих фактов тем что, будучи еще совсем молодым, юноша оставил родительский дом, посвятив себя Богу.

Путь к святости

О начале пути Давида Гареджийского говорится в его житие. Там описывается случай, когда Иоанну снизошло откровение от Пресвятой Девы Марии. Она призывала преподобного собрать учеников и идти по миру, распространяя учение Христово. Положившись на волю Всевышнего, игумен выбрал 13 монахов, с которыми начал свой путь. Добравшись из Сирии до столицы Грузии, города Мцхету, Иоанн распустил своих учеников по другим городам, чтобы те несли Божье Слово дальше.

Проповедническая деятельность

Получив наставления от учителя, Давид Гареджийский вместе со своим учеником Лукианом решил осесть в Тифлисе. Поднявшись на гору Мтацминда, монах отыскал укромную пещеру, где и обосновался.

Каждый четверг инок посещал город, чтобы читать его жителям Святое Писание. Однако такая проповедническая деятельность очень не нравилась последователям огнепоклонничества. Однажды один из жрецов подговорил беременную женщину совершить навет на Давида. Суд обвинил монаха в порочных связях, заявив, что это он отец будущего ребенка. Тогда преподобный коснулся посохом чрева девицы и спросил, правда ли это. Ответом послужило слово «Нет», доносящееся из утробы, а также имя истинного отца. По приданию, в тот же миг женщина родила камень, что послужило оправданием для святого.

После этого случая Давид обратился к Всевышнему с прошением, чтобы Он даровал ему родник рядом с кельей. Так, уже почти пятнадцать веков этот источник исцеляет женские болезни, в том числе и бесплодие.

Вскоре монахи покинули Мтацминду, уйдя подальше от людского поселения в необитаемые горы Гареджи. Там они собственноручно вырубили себе кельи, где продолжили аскетичное существование, постоянно молясь и смиренно претерпевая все трудности. Рядом не было питьевого источника, а потому иноки пили собранную после дождя воду. Питались учитель с учеником разными кореньями или травами.

Однажды после затяжной засухи у монахов вовсе не осталось пищи. Тогда на вопрос Лукиана, чем они будут питаться, Давид ответил, что обо всем позаботится Господь, если Ему будет так угодно. Спустя короткое время к их келье прискакали олени, давшие аскетам надоить молока. С тех пор животные регулярно посещали обитель иноков, чтобы не дать им умереть с голоду.

Через несколько лет к двум отшельникам стали присоединяться единомышленники, прорубая себе кельи рядом с ними. Это положило начало становления Давидо-Гареджийской лавры.

Окончание земного пути

Грузинский святой предчувствовал, что дни его сочтены. Незадолго до смерти он решил посетить Святую Землю. Взяв двух учеников, Давид дошел до границы, однако дальше идти отказался, аргументируя это тем, что не хочет осквернять землю, по которой ступал Спаситель. Преподобный отослал своих спутников, наказав им молиться за него, а сам ненадолго задержался. Опустившись на колени, монах подобрал три камня и повернул назад. В это же время иерусалимскому Патриарху было видение. Ему явился Ангел, предостерегавший, что некий Давид унес с земли израильской всю Господню благодать. Посланный гонец вернул два камня, а третий оставил иноку. Сегодня эта святыня находится в Тбилисском Троицком кафедральном соборе.

Преподобный покинул сей мир 20 мая 604 года, заранее простившись со всеми насельниками Гареджи. Похоронен святой в Преображенском храме Давидо-Гареджийской лавры. Там же чуть позже был погребен и его ученик Лукиан.

Биография

Давид родился в юго-западном Уэльсе — традиционно считается, что местом его рождения был Хенвинив (лат. Vetus Menevia

) возле Аберайрона (ныне графство Кередигион), однако в Пембрукшире есть традиция, что Давид родился к Капелл-Нон («Часовне Нон») возле нынешнего Сент-Дейвидса. Отцом его валлийские источники называют короля Санта, но, вероятно, эта традиция основана на неверном прочтении латинской рукописи: там было сказано
sanctus rex ceredigion
, «святой король Кередигиона», что было неверно понято как «Санкт, король Кередигиона». Матерью его называют св. Нон, житие которой сохранилось в среднебретонской записи. Согласно генеалогии
Bonedd yr Arwyr
(«Происхождение героев»)[4] св. Нон была внучкой Утера Пендрагона, соответственно св. Давид считался внучатым племянником короля Артура

О жизни св. Давида известно совсем немного: родился он в конце или в начале VI века (на этот счёт существуют разные традиции — от 462 до 512 года). Известно, что он был епископом Меневии (Менопии), города на юго-западе Уэльса (ныне называется его именем — Сент-Дейвидс, по-валлийски — Tyddewi, «дом Давида»), принимал участие в соборе в Лландеви-Бреви, где иерархи британской церкви боролись с ересью пелагианства. В 569 году он председательствовал на ещё одном соборе (вероятно, также антипелагианском) в месте под названием Lucus Victoriae[5]. Относительно дат его смерти свидетельства расходятся. «Анналов Камбрии» помещают его смерть под 603 или 606 годом (David episcopus Meneuensis obiit[6] и David episcopus moni iudeorum)[7]. Однако у Гальфрида Монмутского смерть Давида, епископа Меневийского, упоминается около 544 года, и эта дата — взятая, вероятно, у Гальфрида — повторяется у многих поздних писателей, таких как Гиральд Камбрийский и Вильям Мальмсберийский. Согласно легенде, Давид умер во вторник, 1 марта, примерно в 590 году — точнее, в 589-м, так как именно тогда 1 марта выпадает на вторник.

Случаи чудесной помощи

Давид Гареджийский известен как покровитель женщин и детей. Молитвы ему чудесным образом исцеляют от женских болезней, а также даруют супругам долгожданное чадо. Очевидцы описывают множество случаев чудесного исцеления, когда даже врачи не в силах были помочь и разводили руками. Такие чудеса вспоминает один из священнослужителей Тушинского храма Преображения Господня.

По его словам, преподобный Давид очень помог жене отца Владимира, священника церкви, которая на 43 году жизни носила шестого ребенка. Осознавая весь риск, на протяжении всего срока беременности супруги возносили молитвы грузинскому святому. Они просили у него, чтобы разрешение от бремени прошло легко, а ребенок родился здоровым. Незадолго до родов женщина пила воду, над которой проводился молебен преподобному, а также делилась ею со своими соседками. Все они благополучно родили здоровых деток и быстрее остальных выписались из роддома.

Еще одна история рассказывает об отце Вячеславе, жена которого 18 лет не могла забеременеть. Бывший настоятель Тушинского храма, будучи большим поклонником Давида Гареджийского, привез из очередного визита в Тбилиси воду из родника на горе Мтацминда. Ничего не объясняя, он передал сосуд жене батюшки, а спустя 9 месяцев семья пополнилась вторым ребенком.

Примечания

  1. [www.catholicchurch.org.uk/liturgy/Calendar/National/Wales2.html Национальный календарь праздников] для Католической церкви в Уэльсе
  2. [www.cofe.anglican.org/worship/liturgy/commonworship/texts/calendar/holydays.html Список церковных праздников] на сайте Церкви Англии
  3. [www.sourozh.org/Calendar/Calendar06.rtf Календарь и лекционарий] Сурожской епархии под 1 марта
  4. [www.maryjones.us/ctexts/mostyn117.html Genealogies from Mostyn MS. 117]
  5. [www.newadvent.org/cathen/04640b.htm The Catholic Encyclopedia]
  6. [www.kmatthews.org.uk/history/annales_cambrie/ac_b_frames.html Annales Cambriae B] Версия относится, вероятно, к началу XIII века; даётся по изданию Дж. К. аб Итела (1860)
  7. [www.kmatthews.org.uk/history/annales_cambrie/ac_a.html Annales Cambriae A], даётся по изданию Phillimore, Egerton Annales Cambrie
    // Y Cymmrodor 9 (1888), стр 141—183

Почитание преподобного

Грузинского святого обычно изображают длиннобородым старцем. В одной руке он держит камень со Святой Земли, как символ нерушимости христианской веры, а другой благословляет. Также существуют иконы, передающие сцены из жития Давида Гареджийского:

  • поднятие трех каменьев с израильской земли;
  • доение вместе с Лукианом оленей возле кельи;
  • изгнание змей.

Поминают святого Давида 20 мая (по дню его смерти) и в четверг после Вознесения Господня.

Чтобы почтить память преподобного, посещать Грузию не обязательно. Службы также проходят во многих российских храмах. Так, например, Троицкий храм в Москве проводит службы по святому каждый вечер понедельника.

Агиография

Святой Давид в роли учителя финниана из Клонарда в витражном окне, восстановленном до его облика 1181 года в Клонарде. Собор Святого Давида , Сент-Дэвидс , Пембрукшир
Многие из традиционных сказок о Давиде находятся в Buchedd Деви

( «Жизнь Давида»), в агиографии , написанной Rhygyfarch в конце 11 — го века. Ригифарх утверждал, что это было основано на документах, найденных в архивах собора. Современные историки скептически относятся к некоторым из его утверждений: одной из целей Райгифарха было установить некоторую независимость уэльской церкви, которая отказывалась от римского обряда до 8 века и теперь стремилась к статусу метрополии, равному статусу Кентербери. (Это может относиться к предполагаемому паломничеству в Иерусалим, где он, как говорят, был помазан патриархом в архиепископа .)

Предание о том, что он родился в Хенфынив (Ветус- Меневия ) в Кередигионе , не исключено. [1] Он стал известен как учитель и проповедник, основав монашеские поселения и церкви в Уэльсе, Думнонии и Бретани . Собор Святого Давида стоит на месте основанного им монастыря в долине Глин-Росин в Пембрукшире . Около 550 г. он посетил Синод Брефи , где его красноречие в противодействии пелагианству побудило его собратьев-монахов избрать его примасом региона. Таким образом, он председательствовал на Синоде Кэрлеона (« Синод Победы ») около 569 года.[5]

Его самое известное чудо, как говорят, произошло, когда он проповедовал среди большой толпы в Синоде Брефи: деревня Лланддеви Брефи стоит на том месте, где почва, на которой он стоял, как полагают, выросла. образовать небольшой холм. Белый голубь, который стал его эмблемой, был замечен сидящим на его плече. Джон Дэвис отмечает, что в этой части Уэльса едва ли можно «представить себе более лишнее чудо», чем создание нового холма. [6] Давид, как говорят, осудил пелагианство во время этого инцидента, и он был провозглашен архиепископом народным признанием, согласно Райгифарху, [7] что привело к отставке Дубриция. Статус митрополита Святого Давида как архиепископства был позже поддержан Бернаром, епископом Святого Давида , Джеффри Монмутским и Джеральдом Уэльским .

Монашеская Правило Давида прописывают , что монахи должны были тянуть плуг себя без тягловых животных, [5] и должны пить только воду и едят только хлеб с солью и травами. [8] Монахи проводили вечера в молитвах, чтении и письме. Личное владение не разрешалось: даже сказать «моя книга» считалось оскорблением. Он жил простой жизнью и практиковал аскетизм , обучая своих последователей воздерживаться от употребления мяса и пива . Его символ, также символ Уэльса, — лук-порей (это вдохновляет отсылку к шекспировскому Генриху V, действие V, сцена 1):

Флуеллен: «Если ваше величество помнят об этом, валлийцы сослужили хорошую службу в саду, где действительно рос лук-порей, нося лук-порей в своих монмутских шапочках , что, как известно вашему величеству, по сей день является почетным знаком службы, и я верю. поверьте, ваше величество не гнушается носить лук-порей в день святого Тави «. Король Генрих: «Я ношу его как памятную честь, потому что я валлийский, вы знаете, хороший земляк».

Связи с Гластонбери

Ригифарх считал аббатство Гластонбери одной из церквей, основанных Давидом. [9] Около сорока лет спустя Уильям Малмсберийский , считая аббатство старше, сказал, что Дэвид посетил Гластонбери только для того, чтобы заново освятить аббатство и пожертвовать передвижной алтарь с большим сапфиром . Ему было видение Иисусакоторый сказал, что «церковь была освящена Им самим давным-давно в честь Его Матери, и было бы неприлично, чтобы ее заново освятили человеческими руками». Поэтому Давид вместо этого приказал построить пристройку к аббатству к востоку от Старой церкви. (Размеры этой пристройки, данные Уильямом, были подтверждены археологически в 1921 году.) Одна рукопись указывает, что сапфировый алтарь был среди предметов, которые Генрих VIII Англии конфисковал у аббатства во время роспуска монастырей тысячу лет спустя.

В каких случаях обращаться к святому

Женщины молятся Давиду Гареджийскому, чтобы обрести счастье супружества и материнства. Молитва преподобному помогает:

  • быть счастливой в замужестве;
  • исцелиться от бесплодия;
  • благополучно разрешиться бременем;
  • излечиться от женских болезней;
  • поскорее забеременеть;
  • родить здорового ребенка.

Источники

  • Vitae Sanctorum Britanniae et Genealogiae
    (лат.), Изд. Артур В. Уэйд-Эванс . Кардифф : University of Wales Press , 1944.
  • Святой Давид Британец , в книге Святого Иосифа Аримафейского в Гластонбери или Апостольской церкви Великобритании
    Лайонела Смитетта Льюиса, стр. 198
  • Раздел « Наблюдения за популярными древностями Великобритании»,
    посвященный Дню Святого Давида
    : в основном иллюстрирующий происхождение наших пошлых обычаев, церемоний и суеверий
    , Том 1 (факсимиле Google Книги) Джона Брэнда , стр. 102
  • День Святого Давида, раздел « Наблюдения за популярными древностями», в основном иллюстрирующий происхождение наших вульгарных обычаев, церемоний и суеверий: аранжировка и переработка, с дополнениями
    , Том 1 (текст ASCII) Джона Брэнда

Сильные молитвы Давиду Гареджийскому

Зная, о чем просить, женщина может обратиться к преподобному за помощью с молитвой. Вместе с ней грузинскому святому также читают тропарь и акафист.

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва от бесплодия

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва при женских болезнях

О, преподобне и Богоносне отче Давиде, Ангелов собрат и Апостолом подражатель, мучеником сподвижник, иноческой жизни пленитель, пустынником кормчий, молящихся тебе помощниче, просвещенный чудесами, молнией блистания твоего темных сил невидимо отгонителю. О, преблаженне отче, молитвами твоими избави нас от всяких зол и сетей лукавых, земных и воздушных, от геенны огненной. Умоли возлюбленнаго тобою Бога, да ополчит нас Ангелами Своими, силою непобедимою. О, пресветлая звезда, Божественнаго великолепия, будь заступник пред Святою Троицею, пред которой ты предстоишь, да избавит нас от междоусобныя брани, и даждь нам мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли плодородие, воздуха благорастворение, Божественным светом просвещение и с праведными во веки веков упокоение, яко да подобает Тебе, Пресвятая Троице, всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Родоначальник грузинского монашества не зря глубоко чтимый и в русском православии. С его помощью счастье материнства познали многие женщины, а число почитающих святого непрерывно растет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отрывок, характеризующий Давид Валлийский

Князь Багратион, выехав на самый высокий пункт нашего правого фланга, стал спускаться книзу, где слышалась перекатная стрельба и ничего не видно было от порохового дыма. Чем ближе они спускались к лощине, тем менее им становилось видно, но тем чувствительнее становилась близость самого настоящего поля сражения. Им стали встречаться раненые. Одного с окровавленной головой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хрипел и плевал. Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из стклянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим. Он минуту тому назад был ранен. Переехав дорогу, они стали круто спускаться и на спуске увидали несколько человек, которые лежали; им встретилась толпа солдат, в числе которых были и не раненые. Солдаты шли в гору, тяжело дыша, и, несмотря на вид генерала, громко разговаривали и махали руками. Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились. Багратион подъехал к рядам, по которым то там, то здесь быстро щелкали выстрелы, заглушая говор и командные крики. Весь воздух пропитан был пороховым дымом. Лица солдат все были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие посыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли. Но в кого они стреляли, этого не было видно от порохового дыма, не уносимого ветром. Довольно часто слышались приятные звуки жужжанья и свистения. «Что это такое? – думал князь Андрей, подъезжая к этой толпе солдат. – Это не может быть атака, потому что они не двигаются; не может быть карре: они не так стоят». Худощавый, слабый на вид старичок, полковой командир, с приятною улыбкой, с веками, которые больше чем наполовину закрывали его старческие глаза, придавая ему кроткий вид, подъехал к князю Багратиону и принял его, как хозяин дорогого гостя. Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов, но что, хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. Полковой командир сказал, что атака была отбита, придумав это военное название тому, что происходило в его полку; но он действительно сам не знал, что происходило в эти полчаса во вверенных ему войсках, и не мог с достоверностью сказать, была ли отбита атака или полк его был разбит атакой. В начале действий он знал только то, что по всему его полку стали летать ядра и гранаты и бить людей, что потом кто то закричал: «конница», и наши стали стрелять. И стреляли до сих пор уже не в конницу, которая скрылась, а в пеших французов, которые показались в лощине и стреляли по нашим. Князь Багратион наклонил голову в знак того, что всё это было совершенно так, как он желал и предполагал. Обратившись к адъютанту, он приказал ему привести с горы два баталиона 6 го егерского, мимо которых они сейчас проехали. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность. Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя. – Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона. Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска… Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства. С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.

Рекомендации

  1. ^ абc
    Ток, Лесли (1908). «Святой Давид». В Herbermann, Charles (ред.).
    Католическая энциклопедия
    . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  2. «Ранняя жизнь Давида». BBC. Архивировано из оригинал 10 января 2008 г.
  3. B текст. Государственный архив, MS. E.164 / 1, п. 8. (на латыни)
  4. Филлимор, Эгертон (редактор), 1888 «Камбрийские Анналы и древние валлийские генеалогии из Харлейской рукописи. 3859», Y Cymmrodor; 9 (1888) с. 141–183.
  5. ^ абc
    СМИ, францисканский (1 марта 2016 г.). «Святой Давид Уэльский».
    Францисканские СМИ
    . Получено 25 сентября 2022.
  6. Дэвис, Джон (2007) [1993]. История Уэльса
    . Лондон: Пингвин. п. 74.
  7. Ригиварха Жизнь святого Давида
    . A.W. Разделы Уэйда-Эванса (ред.), 48, 53. ISBN 978-1-889298-03-0
  8. Робертс, Холли. (2004). Вегетарианские христианские святые
    . Анжели Пресс. п. 131. ISBN 0-9754844-0-0 «Дэвид и его соратники в этом сообществе считали, что тяжелый физический труд — это обязанность всех, поэтому предпочитали не использовать крупный рогатый скот, чтобы помогать им вспахивать поля. Они решили придерживаться рациона из хлеба и овощей с добавлением лишь небольшого количества соли, чтобы не причинить ненужных страданий какому-либо существу, лишив его жизни ради пищи ».
  9. Ригифарха Жизнь святого Давида
    . A.W. Раздел 13 Уэйда-Эванса (ред.). ISBN 978-1-889298-03-0
  10. Дж. Вин Эванс, Джонатан М. Вудинг (2007). Святой Давид Уэльский: культ, церковь и нация
    . Бойделл Пресс. п. 1. ISBN 9781843833222 .
  11. «Валлийская жизнь святого Давида», стр. 13. Под редакцией Д. Саймона Эванса. University of Wales Press, 1988. ISBN 0-7083-0995-X
  12. Мартирологиум Романум
    , 2004, Vatican Press (Typis Vaticanis), стр. 171.
  13. День восхваления святого Давида. / Показывая причину, по которой валлийцы чтят лук-порей в тот день. На мелодию «Когда эта старая шапка была новой».
    (?1630).
  14. Мари Тревельян (1973). Народные предания и народные сказки Уэльса
    . Лондон, 1909. стр. 178. ISBN 9780854099382 . Получено 18 сентября 2010.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: