В истории России немало выдающихся икон. Они столетиями оберегали страну от нашествия врагов, исцеляли страждущих, берегли от пожаров и стихийных бедствий. Самые значимые из них представлены ниже.
Самые почитаемые российские иконы
N | Икона | Место нахождения | Дата |
1 | Владимирской Божией матери | храм Николая Святителя | V век |
2 | Одигитрия Смоленская | утеряна в 1943 г. | 1046 |
3 | Боголюбская Божией матери | Владимиро-Суздальский монастырь | 1155 |
4 | Привратница (Вратарница) | Афонский Иверский монастырь | XI-XII вв. |
5 | Знамение Пресвятой Богоридицы | Софийский Собор Великого Новгорода | XII век |
6 | Федоровская Божией матери | Богоявленско-Анастасиин собор | XII век |
7 | Никола Можайский | Третьяковская галерея | XII-XIII век |
8 | Курская Коренная Божией матери | синодальный Знаменский собор Нью-Йорка | 1295 |
9 | Спас Елеазаровский | Елеазаров монастырь | 1352 |
10 | Святителя Николая (угрешская) | Третьяковская галерея | 1380 |
11 | Тихвинская Божией матери | Тихвинский Успенский монастырь | 1383 |
12 | Донская Божией матери | Третьяковская галерея | 1382-1395 |
13 | Преображение | Третьяковская галерея | 1403 |
14 | Троица | Третьяковская галерея | 1411-1427 |
15 | Псково-печорской Божией матери | Псково-Печорский монастырь | 1520 |
16 | Почаевская Божией матери | Почаевская лавра | 1559 |
17 | Казанская Божией матери | утрачена | 1579 |
18 | Самистрельная | утрачена в 1917 году | XVII век |
19 | Ксении Петербургской Блаженной | Смоленский храм Санкт-Петербурга | XX век |
20 | святой Матроны Московской | Покровский монастырь | XXI век |
Икона Владимирской Божией матери
Согласно летописным источникам написал икону сам евангелист Лука в V веке. В нашу страну она была завезена в начале XII века и преподнесена в дар князю Мстиславу. Славу чудотворной обрела после того, как три раза отводила захватчиков от российской столицы. Считается, что это происходило 3 июня 1521 года (избавление от Махмет-Гирея), 6 июля 1480 года (избавление от Ахмата) и 8 сентября 1395 года (избавление от Тамерлана). Все эти даты ныне отмечаются православной церковью как Великие праздники в её честь. Икона Владимирской Божьей матери – самая известная из ныне существующих. Размещена в музее-храме Николая Святителя, что в Толмачах.
Икона Пресвятой Богородицы Смоленской
В Россию эта икона была привезена в XI веке. Она признана чудотворной, защищающей и ограждающей западные границы страны. Празднование иконы совершается 10 августа. В Россию она была доставлена из Греции, однако, по сей день неизвестно, кем это было сделано. Среди самых известных чудес, приписываемых этой иконе Пресвятой Богородицы, значится ограждение Смоленска от нашествия армии хана Батыя в 1239 году. Ей прообраз считается безвозвратно утраченным при оккупации Смоленска гитлеровскими войсками в 1941 году. Осталось только несколько списков.
“Первые шаги”
Этот образ с довольно необычной иконографией можно классифицировать и как икону Господа, и как образ Божией Матери.
Самая необычная деталь этой иконы в том, что Христос, Сын Марии, уже не младенец, каким мы привыкли видеть его в классической иконографии. Спаситель написан трогательным ребенком, который совершает свои первые шаги под пристальным вниманием заботливой Матери. Он протягивает Ей Свои ручки, и она бережно страхует Его в первых попытках самостоятельных шагов. Это очень нежный образ, полный умиления. Перед образом молятся за детей, просят Царицу Небесную защитить их и оградить от всякого зла.
Подобная икона существует в греческом и румынском вариантах. В греческом (представлена выше) Спаситель сам впервые встал на ноги и делает свои первые шаги по направлению к Божией Матери, а она вытягивает руки к нему навстречу.
Румынский вариант вы можете найти сами. В нём Пречистая аккуратно ставит Богомладенца на землю, лицом от себя, и легонько подталкивает в спину, одновременно поддерживая, чтобы дитя сделало несколько шагов.
Икона Богоматери Боголюбская
Создание иконы относится к 1155 году, она почитается как чудотворная и считается одной из самых древних в христианстве. В 1946 году была проведена реставрация, которая частично восстановила сильно повреждённый образ. Уже в нынешнем веке она снова пострадала – из-за неправильного хранения была поражена грибком. Сегодня икона Богоматери Боголюбской находится в специальном помещении Владимиро-Суздальского монастыря. По мнению специалистов новая реставрация может нанести ей непоправимый вред.
Икона пророка Ионы, выпускаемого из чрева кита
Это очень редкая икона, чтобы посмотреть на нее необходимо пройти и проехать не один город. Икона изображает ветхозаветный сюжет. Господь призвал Своего пророка, чтобы тот шел в грешный город Ниневию и проповедовал там истинную веру. Однако, пророк Иона не захотел исполнять волю Божию, вместо этого он решил отплыть на корабле в долгое путешествие. Разозлился Господь и велел стихии проучить непокорного человека. Послал страшный шторм. Понял Иона волю Бога, но было слишком поздно. Тогда пророк повелел выкинуть его с корабля, как только это было сделано, шторм успокоился, однако злоключения на этом не остановились. Из пучины вод выплыл гигантский кит, который по Вышнему велению проглотил Иону. Три дня и три ночи плакал и молился пророк Господу, чтобы тот помиловал и выпустил его из чрева кита. Господь услышал и простил. Кит изверг неповрежденного Иону на берег. Восхваляя Бога за проявленную милость, пророк Иона пошел в Ниневию. Многих язычников обратил он в истинную веру. Вот такой необыкновенный образ, служащий для нас напоминанием, как важно в этой жизни исполнять Волю Божию и придерживаться Заповедей Его.
Икона Иверской Богоматери
В IX веке икона находилась на хранении в доме одной благоверной вдовы, которая спасла её тем, что прятала в море. Спустя два века икона Иверской Богоматери явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон. С ней связано множество преданий. Якобы однажды некий разбойник ударил икону мечом и из неё полилась кровь. Впоследствии разбойник раскаялся и принял постриг в монастыре, где и окончил свои дни в молитве и посте. Икона находится в Иверском монастыре в греческом Афоне. В Москву был торжественно доставлен ее список, в 1648 году.
Непраздная, или Чревоношение Божественного Младенца
Это икона, о которой хочется рассказать, была явлен в Грузии, в монастыре Дибри во время реставрации древних фресок, и называется Непраздная, или Чревоношение Божественного Младенца. На ней Богородица написана в период светлого ожидания Младенца Христа. Это история со страниц Святого Евангелия, которая рассказывает о том, как святой праведный Иосиф узнал, что обрученная ему Дева «имеет во чреве от Духа Святаго» и желал тайно отпустить Её (Мф. 1:18-19). Богородица предстоит, поднявши правую руку к голове, утирая слезы, а левою указывает Иосифу, что «мужа не знает» и является Девой (Лк. 1:34). Правящий архиерей Русско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви митрополит Иов (Акиашвили) благословил в 2001 году написать список иконы «Непраздная» с изображенной на фреске, что и было исполнено иеромонахом Иоанном Оханашвили. Перед иконой молятся о даровании детей и их здравии.
Икона Пресвятой Богородицы Знамение
Датируется XII веком. В 1170 году дружины князя Дмитрия Боголюбского осадили Великий Новгород. Когда его жители осуществляли крёстный ход по стенам, икона была пробита случайно выпущенной стрелой и заплакала на глазах у тысяч воинов. При виде этого чуда суеверные дружинники в ужасе бежали от стен города. Сегодня образ святой чудотворной иконы находится на хранении в Софийском Соборе Великого Новгорода.
Меч князя Довмонта
Довмонт был литовским князем, но, бежав от междоусобных войн на родине, осел в Пскове, где принял крещение и стал зваться Тимофеем. Больше 30 лет Довмонт служил городу, а после смерти был причислен к лику местных святых. Меч полководца стал государственной реликвией. Долгое время он хранился в Троицком соборе, после революции клинок был передан в Псковский музей. Меч Довмонта является единственным средневековым мечом на территории России, чья история доподлинно известна и зафиксирована.
Икона Богоматери Феодоровской
Неизвестно доподлинно, когда именно была написан этот образ. Считается, что впервые икона Богоматери Феодоровской упоминается в летописях, датируемых XII веком от Р.Х. За всю свою историю она несколько раз чудесным образом спасалась от огня. В 1613 году именно ею был благословлён на царствование Михаил Романов. Благословляла его мать — инокиня Марфа. Сегодня икона находится на хранении в Костроме, в собрании женского Богоявленского монастыря. Специалисты из области иконографики относят её к типу Елеус (Умиление).
Всевидящее Око Божие
Символико-аллегорическая композиция из Священного писания. На иконе изображено несколько кругов, в одном из них Христос, в другом элементы человеческого лица, Богоматерь. Еще круги – небо, ангелы…
Неподготовленному человеку сложно понять, что это. Образ Всевидящего ока означает вечную волю Божью, Всезнание его и Всеведение.
Перед этим образом можно помолиться о всякой нужде. Исповедь грехов, подготовка к Причастию, покаяние – перед иконой можно читать любые молитвы.
Резная Икона Николая Чудотворца «Можайского»
Известна, как «Никола Можайский». Впервые упоминается в 1495 году. Представляет собой резную скульптуру Николая Чудотворца с мечом в руке. Послужила прообразом для огромного количества икон более позднего периода. До последнего времени хранилась в Можайском Кремле, но ввиду особой исторической значимости была перенесена в Третьяковскую галерею.
Икона Богоматери Курской Коренной
Нашли это произведение церковного искусства в 1295 году при сборе грибов в лесу под Курском. Когда икону подняли, на месте, где она лежала из земли сразу же начал бить родник с чистой водой. Существует предание, по которому она была разбита пополам во время монголо-татарского нашествия. Как только две части были приставлены одна к другой, они срослись чудесным образом, да так, что не осталось даже следа разлома. В 1920 году, в разгар гражданской войны в России, икона была вывезена из страны войсками барона Врангеля. В 1957-ом была помещена на хранение в Знаменский Собор Архиерейского Синода города Нью-Йорк, где она и находится по сей день.
Золотые ворота Владимира
Золотые ворота Владимира построены в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. Они вели в самую богатую княжеско-боярскую часть города. В старину ворота покрывали листы золоченой меди, что придавало им особую торжественность. Именно это и стало причиной похищения врат в 1238 году, когда Владимир был взят монголо-татарами. Далеко ворота, впрочем, не уехали, при переправе через замерзшую Клязьму лед треснул и ворота затонули. Створки так и не были найдены.
К сожалению, из-за пожаров и нашествий врагов, Золотые ворота дошли до нас в сильно измененном виде. Их неоднократно восстанавливали, так что к древним частям строения относятся только широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, сохранившаяся фрагментарно.
Икона Спас Елеазаровский
Икона датируется XIV веком, ныне размещена в собрании музея-заповедника города Псков. В 2010 году была передана на постоянное хранение в собрание Спасо-Елеазаровского монастыря, где по сей день находится в соборе Трёх Святителей. Почитается как чудотворная. По преданию была обретена в 1352 году на пепелище храма. Предполагается, что первоначально использовалась как келейная, по причине своих небольших размеров. Стиль иконописи считается переходным от домонгольского периода к стилю второй половины XIV века.
Святой мученикХристофор Псеглавец
Несправедливо забытый современным миром святой. Возможно, забытью он был предан из-за его непривычного иконографического вида. На иконе святой написан — с головой пса. Безусловно, образ этот символичен. Зооморфному изображению есть несколько объяснений: первое гласит, что взятый в ходе сражения римлянами в плен, дикий выходец из племени берберов (что на территории Египта) был настолько силен и свиреп, что походил не на человека, а на животное. Вторая трактовка образа исходит от обратного — некий берберский воин, носивший до крещения имя Репрев, был настолько статен и красив, что не мог избежать греховной жизни, тогда он, уверовавший во Христа, вымолил Бога обезобразить его до неузнаваемости. Бог услышал молитвы Своего раба и сделал лик его подобным звериной морде.
В конце жизни святой творил множество чудес и приводил к истинной вере язычников. За это его возненавидел император Деций Траян и повелел жестоко пытать. Пытки не привели к успеху, и мученика пришлось обезглавить. Вот такая удивительная жизнь раннехристианского святого, и не менее удивительный его иконописный образ.
- Противников написания икон с головой пса было немало. Одним из них, например, был святитель Дмитрий Ростовский. По его запросу было даже заведено дело в Священном Синоде, но оно так и не сдвинулось с места, эту проблему официально так не разрешили. В одних храмах образ святого Христофора писали с головой человека, а в некоторых лавках так и продолжали предлагать верующим первоначальный вариант с головой животного., что свидетельствует нам о многообразии религиозности русских верующих в 17-19 веках.
Икона Святителя Николая (Угрешская)
Согласно преданию явилась в 1380 году Дмитрию Донскому во время его перехода к Куликову полю. Как свидетельствует история, впоследствии, на том месте был построен монастырь, а сам образ хранился в нём, вплоть до закрытия в 1925 году. В наше время икона Святого Николая (Угрешская) находится в Москве и входит в собрание Третьяковской галереи.
Лествица Иоана Лествичника
В основу композиции лег сюжет восточнохристианского монашеского сочинения «Лествицы». Игумену Иоанну было видение – лестница в небо. Это символ духовного восхождения к Богу. 30 ступеней, а наверху ждет Христос.
Эта цифра не случайна. В тексте «Лествицы» упоминается о 30 грехах, которые придется преодолеть каждому монаху, прежде чем обрести спасение. Некоторые из них успешно преодолевают препятствия, иные уже упали в пропасть.
Рядом летают ангелы и бесы. Также на иконе изображен сам Иоанн, он указывает инокам на лестницу, как на единственный путь к спасению. Молитвы Иоанну Лествичнику читают во имя укрепления веры в Господа.
Икона Тихвинской Божией матери
Считается, что эта икона была обретена в 1383 году, произошло это в городе Тихвин. Почитается как чудотворная. Есть предание, согласно которому именно эта икона помогла своим заступничеством спасти монастырь Успения Пресвятой Богородицы от нашествия шведских захватчиков в 1613 году. Каноны иконографии относят это произведение искусства к типу икон Одигитрия. Для этого типа характерно письмо с изображением общения Богородицы с младенцем Христом. Ныне это творение находится в Успенском монастыре города Тихвин.
Богородица с матерью и бабушкой
В Греции можно встретить довольно редкую икону Царицы Небесной с изображением не только Господа на её руках, но также и других её близких родственников.
По Преданию, уже бабушка Девы Марии отличалась глубоким благочестием и Пресвятая Дева была названа родителями “Марией” именно в честь неё.
О злоключениях святых богоотец Иоакима и Анны мы знаем из описания праздника Рождества Богородицы. Они долго не могли иметь детей и пообещали Богу, что если у них родится чадо, они посвятят его Господу. Так на свет появилась маленькая Мария.
Икона Богоматери Донской
Эта икона двусторонняя — на её обратной стороне изображено Успение Пресвятой Богородицы. Авторство произведения доподлинно неизвестно — по одной из версий её писал монах Феофан Грек. Существует легенда, по которой икона Донской Богоматери была поднесена казаками в дар Дмитрию Донскому перед Мамаевым побоищем (8 сентября 1380 года). Сегодня она хранится в Третьяковской Галерее. Один раз в год, 1 сентября образ вручную переносится в Донской монастырь, где икона принимает участие в праздничной церковной службе.
Древо Иессеево
Иконографический сюжет на тему родословной Христа также не обделен вниманием иконописцев. Художники всего мира пытались воссоздать композицию не только на холсте, но и в мозаичном и фресковом виде.
Родословная изображена по линии Пресвятой Богородицы. Она символизирует преемственность Ветхого и Нового заветов.
Родословное дерево разрастается из груди Иессея, на нем указаны все предки Христа. Икона располагается на острове Андрос в греческом монастыре Святителя Николая.
Интересный факт: несмотря на популярность во всем мире, в русском искусстве эта композиция не получила большого распространения. Одна из известных – «Древо» 1568 года (автор Дионисий Гринков).
Икона Преображения Господнего
Написана в 1403 году. Авторство приписывается Феофану Греку, хотя никаких документальных подтверждений этому факту не найдено. Более того, согласно результатам последних исследований, икона Преображения Господнего принадлежит кисти другого живописца XV века. Ее создание связывается с реконструкцией, воссозданием утраченного облика и освящением, Собора Преображения Спаса в Переяславле Залесском. В прошлом столетии знаменитая икона была перенесена в хранилище Третьяковской Галереи в Москве, где и храниться по сей день.
Троица
Андрей Рублёв писал эту Троицу в первой половине XV века, она считается самым знаменитым его творением – за шесть веков её существования, обновлялась пять раз. Тем не менее, когда в 1919 году проводились реставрационные работы, был обнаружен новый авторский слой. Изображает икона трёх ангелов, сидящих за столом с чашей, на которой находится голова Тельца. Все фигуры в неподвижном созерцании с устремлёнными в вечность взглядами. В нынешнее время Троица хранится в Москве, в собрании Третьяковской галереи.
Спас Благое молчание
Эту икону вряд ли можно назвать популярной у верующих, она встречается довольно редко. На ней изображен Иисус в ангельском чине до воплощения. Юноша с крыльями в светлых одеждах, в его руках ничего нет, они смиренно сложены крест-накрест.
В России такой сюжет стали использовать в XV веке. Данная икона распространена среди монашества. Она служит примером молчания и «умственной молитвы».
Икона Умиление Псковско-Печерская
Представляет собой воспроизведение иконы Богоматери Владимирской, выполненное в 1521 году. Согласно преданию именно она спасла Псков от гибели при осаде войсками Польского короля Стефана в 1581 году. День памяти празднуется 7 октября – в этот день в 1812 году икона Умиление Псковско-Печерская находилась в войсках I корпуса русской армии при осаде города Полоцка армией Наполеона. Город тогда выстоял. Икона считается чудотворной — не раз при молитвах получали исцеление слепые. Ныне она находится в иконостасе Успенского собора Псковско-Печерского монастыря.
Икона Богоматери Почаевская
Первые летописные упоминания о ней относятся к 1559 году. Именно тогда дворянка Анна Гойская преподнесла образ в дар монахам Почаевской Успенской Лавры. Чудотворной «Богоматерь Почаевская» была признана в 1675 году. Именно тогда, в период с 20 по 23 июля, лавра была осажена турками. Считается, что заступничество чудотворной иконы стало причиной спасения. Помимо этого случая, было отмечено ещё много случаев ее чудесного заступничества. Согласно церковным архивам за период с 1721 по 1832 гг. произошло 539 чудотворений. Сегодня образ по прежнему находится на хранении в Успенской Почаевской лавре на Украине.
“Остробрамская”
Своё название эта икона получила от расположения над Острой Брамой – одними из ворот в столицу Литвы Вильнюс. Образ почитается не только православными, но и католиками, и отметился многими чудотворениями.
Иконография необычна тем, что является частью сюжета Благовещения. Здесь Пресвятая Дева только-только получила от архангела Гавриила весть о будущем чудесном зачатии Спасителя.
Мы не видим на иконе архангела, но Богородица, со смирением принимая волю Бога, крестообразно складывает руки на груди и поклоном благодарит небесного вестника за удивительное и доброе сообщение.
Икона Казанской Божией матери
В 1579 году Божья матерь три раза являлась во сне девочке Матрёне. Именно она призвала откопать икону на пепелище пожара в Казани, который стал причиной гибели большей части города. После раскопок икона была найдена на глубине одного метра, 8 июля 1579 года. Теперь на этом месте стоит девичий монастырь.
Сегодня эта икона одна из самых известных в стране. Считается, что её покровительство помогло дружинникам Дмитрия Пожарского изгнать полчища поляков из страны. 12 июля 1904 года «Казанская Божья матерь» была похищена из Богородицкого монастыря и позже уничтожена.
Чудотворные иконы – хранительницы земли Русской
Дорогие друзья, рада новой встрече с вами!
В феврале главным светским праздником является День защитника Отечества. В этом году февраль ознаменован еще одной великой датой — 75-летием победы советских войск под Сталинградом в Великой Отечественной войне.
Во все времена, в тяжелейшие моменты для нашей Родины, связанные с вторжением врага, люди просили защиты у чудотворных икон.
Чудотворная икона — в Православной церкви — иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера, чаще всего исцелений, помощи при пожаре и на войне.
Наиболее почитаемы в России восемь чудотворных икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Почаевская, Донская, Иверская (Московская) и «Знамение» (Новгородская).
Из них три – Владимирская, Тихвинская и Смоленская – одни из древнейших в мире. По преданию, они написаны святым апостолом и евангелистом Лукой.
Эти иконы прославлены самыми разными чудесами и знамениями. И все же глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это были иконы-защитницы, иконы-хранительницы земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, их носили по стану перед сражением, с ними шли в битву. Так было и на Куликовом поле, и под Сталинградом.
До сих пор иконы-защитницы стоят на страже нашей земли.
Тихвинская икона хранит северные пределы, Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская хранят нашу Родину с запада. На востоке ограждает российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Владимирской Божией Матери.Позвольте мне рассказать вам о трех из них.
Владимирская икона Божией Матери — одна из главных святынь православной церкви. Более шести веков она находится в Москве. Сколько видела эта святыня! Основание нового русского государства – сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествие завоевателей в разные века – Тамерлана, Наполеона, Гитлера…
Владимирская икона Божией Матери была прислана на Русь в 1131 году из Константинополя и поставлена в Вышгороде, в Девичьем монастыре. В одном из замечательных памятников древнерусской литературы — «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы» — рассказывается о перенесении иконы из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским.
Образ везли в Ростов, но вдруг в 12 верстах от Владимира запряженные кони князя Андрея встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь уснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Было это в 1159 году.
В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг, решено было Владимирскую икону перенести в Москву. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Московского Кремля. Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы».
Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий. В 1451 году к Москве подошло войско ногайского хана. Татары подожгли московские посады, но город так и не был захвачен. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осаждаемым. На следующее утро, как повествуют летописи, врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед заступницей – иконой Владимирской.
Смоленская икона Божией Матери является святыней Западной Руси.
В Греции икона прославилась множеством чудес, а в Россию образ попал в 1046 году: греческий император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее этой иконой в путь. Именно поэтому Смоленскую икону называют «Одигитрией» («Путеводительницей»).
По преданию, Смоленская икона также была написана апостолом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Это благословение, данное Богородицей, Западной Руси. Именно с запада часто приходили на Россию враги, и Смоленская икона всегда стояла на страже земли Русской. Смоленская Божия Матерь –защитила Смоленск от орд хана Батыя и явила свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года.
5 августа 1812 года, когда русские войска уходили из Смоленска, икону вывезли в Москву. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.
26 августа, в день сражения при Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням. Перед отступлением из Москвы икона была перевезена в Ярославль.
После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.
Во время оккупации города фашистами в 41-м древняя икона исчезла. Сейчас на ее месте находится чудотворный список (копия) Смоленского образа, датируемый 1602 годом.
Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Перед ней молятся о спасении России во время военных действий, о воинах.
В Смутное время в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Войска направляются на Москву, по дороге к ним присоединяются казанцы и передают список иконы Казанской Божьей Матери. Перед штурмом Московского Кремля, в 1612 году, ополченцы выдержали трехдневный пост и молились образу Богородицы.
Во время осады Москвы там находился архиепископ Элассонский Арсений. По свидетельствам современников, ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал, что благодаря заступничеству Божией Матери захватчики покинут столицу, а Россия будет спасена. Осенью 1612 года Москва действительно была освобождена ополченцами от поляков. 25 октября этого же года в Кремле был проведен крестный ход, главной иконой на нем стала икона Казанской Божией Матери.
Победа русского войска в 1612 году – не единственный случай, когда проявилась заступническая сила иконы Казанской Богоматери. Летописи упоминают о ее помощи при битве под Полтавой (1709 год), важную роль образ сыграл и в войне с Наполеоном 1812 года. Перед ликом Богоматери о победе молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Особенно примечателен успешный бой под Вязьмой, совпавший с днем почитания иконы. Тогда русским войскам удалось разбить армию Наполеона – это была первая крупная победа над захватчиками после того, как французы покинули Москву.
Казанская Божия Матерь пришла на помощь России и в начале Великой Отечественной войны. Православные всего мира молились тогда о спасении России.
Несмотря на отвержение религии советской властью, образ был доставлен к осажденному Ленинграду. Священники пронесли икону по окраинам города, и Северной столице удалось выстоять под полной блокадой 872 дня. Несмотря на все попытки, фашистская армия так и не смогла взять город. Заступничество иконы Казанской Богоматери во время Великой Отечественной Войны помогло также в битве при Сталинграде. За день до боя перед святым образом в городе был проведен молебен. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй мировой войне.
Разгром немцев под Москвой — также истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Ударили невиданные морозы, подобных которым не было 140 лет. Немцы бежали в панике. Очень многие из них пострадали от обморожения.
В 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На всех плакатах были изображены Великие православные защитники земли Русской — Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Это было переломным моментом для страны, с точки зрения отношения власти к церкви и религии. Повсеместно в годы войны на танках и самолетах наносились имена Святых защитников земли Русской — Александра Невского и Дмитрия Донского.
Настоящие чудеса во время войн, безусловно, были. А силу и доблесть русских воинов подкрепляли молитвы Православной Церкви и заступничество Богородицы.
И у Рязанского края есть святые покровители и заступники. О них я писала в предыдущем посте. Это святитель Василий Рязанский и Феодотьевская икона Божией Матери, которая находится в Борисо-Глебском соборе.
Молитва перед иконами Божией Матери не раз спасала Россию.
Для всех православных христиан в иконах Божией Матери и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за мир.
Икона Богоматери Семистрельной
Обретение явленного образа имело место на колокольне храма в городе Вологда. Долгое время никто не замечал икону Богоматери Семистрельной, принимая её за одну из досок пола. Согласно преданию она была обретена крестьянином уезда города Кадников, который первым заметил её. Чудотворной была признана в 1830 году, во время одной из эпидемий холеры. Сегодня считается утраченным. Одна из самых известных копий находится в Москве, в церкви Архангела Михаила. Это икона «Семистрельная», которая считается мироточивой.
Годеновский крест
Годеновский крест – это образ распятого Христа, выполненный из липового дерева. Святыня была обретена в 1423 году на Сахотском болоте. Пастухам явился Николай Чудотворец, и вскоре на месте обретения креста выстроили храм. Годеновской святыне приписывают большое число чудес, и, возможно, именно из-за этого крест так сильно пострадал в советские времена. После неудачных попыток сжечь или вытравить дерево кислотой, крест был брошен в болото, но несколько прихожан вытащили святыню из топи и спрятали в Златоустовском храме. В начале 21 века крест был отреставрирован, и сейчас ему можно поклониться в храме Иоанна Златоустого, который находится в Ярославской области, в селе Годеново.
Икона Ксении Петербургской блаженной
Почитать святую начали при жизни, несмотря на то, что официально она была канонизирована в 1988 году. Её рукописных образов достаточно много, самый известный находится в Санкт-Петербурге, в Смоленском храме. День памяти святой празднуется 6 февраля, день прославления — 6 июня. Сегодня прихожане просят святую помочь в рождении детей, их воспитании и учёбе.
Образ Святого Иоанна Предтечи с обручем
У чудотворной иконы Иоанна Предтечи богатая история. Она была написана в 1550 — 1560 годах, это был образ с местного иконостаса Девичьего монастыря. Особенностью иконы является то, что к ней прикреплен обруч, который сейчас хранится в отдельном ларце в часовне храма Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1922 году образ был изъят из храма большевиками, и вернулся в обитель лишь спустя 80 лет.
С 2005 года иконе может поклониться любой желающий, она прославилась чудесными исцелениями. Многие прихожане рассказывали, что их болезни отступили того, как они помолились Иоанну Предтече и возложили обруч на голову.
Икона Святой Матроны Московской
Святая Матрона Московская – произведение иконописи новейших времен. Была написана в XXI веке, однако это не помешало признать её чудотворной. Святая Матрона Московская была официально канонизирована церковью только в 1999 году. В иконе есть частица мощей святой и её покрова. Сейчас эта чудотворный образ находится в Москве, в иконостасе Покровского монастыря. Всего их там две. Одна, побольше, находится в главном храме, на его стене. Другая, поменьше, размещена во внутреннем приделе. Около икон всегда много прихожан и живых цветов.
Гвоздь из Креста Господня
Гвоздь Господень – это один из тех гвоздей, которыми Иисус был распят на кресте. В 326 году царица Елена Равноапостольная отправилась в Иерусалим для обретения Креста Господня. Вместе с Крестом были найдены и гвозди, которыми был распят Спаситель. Всего сохранилось 3 или 4 гвоздя.
До XVII века один из них хранился в Грузии, но после завоевания Персией, был принесен шахом Аббасом в дар Святейшему Патриарху Филарету. После октябрьской революции реликвия была изъята новой властью, но в 2008 гвоздь был возвращен церкви и в настоящее время хранится в Храме Христа Спасителя в Москве.