Христианизация Новгорода
Стоит напомнить, что еще до Владимира княгиней Новгорода была Ольга – тоже, кстати, канонизированная Православной Церковью святая. И не просто святая, а равноапостольная. А это означает в христианском понимании, что она была миссионером, первой просветительницей славян. А если конкретнее, то новгородцев.
Более того, если обратиться к «Очеркам по истории Русской Церкви» Карташова, то летописи дают неверную, несколько более позднюю хронологию крещения самой Ольги. На момент своей поездки в Константинополь она уже, скорее всего, исповедовала христианство: «Очень показательно, что не в ряду переводчиков и не в толпе прочих депутатов фигурирует и «пресвитер Григорий».
Явно, что скромная, но подчеркнутая фигура в свите Ольги священника свидетельствует или о том, что Ольга была уже крещена и Григорий был ее духовником и придворным капелланом». Либо же, как минимум, Ольга активно готовилась принять крещение и «пресвитер Григорий» был её катехизатором.
Так или иначе, но христианизация Новгорода началась за несколько десятков лет до Крещения Руси. И никакого особого отторжения новгородские язычники к новгородским христианам не испытывали. Более того, после Крещения Руси в Новгороде христианство проповедовалось относительно свободно и спокойно. И, судя по тому же Карташову, Новгород на заре христианизации русских земель воспринимался, как один из опорных пунктов православия.
Но Новгород был очень вольным городом, и в уже в 990-991 году, когда малая дружина воеводы Владимира, Добрыни, приближалась к городу, было собрано вече. На котором волхвы и «отцы города» высказались и за язычество, и за полное и абсолютное неподчинение Киеву и власти Владимира Красно Солнышко.
По сути, это был политический акт, где религия была хоть и мощным, но предлогом. Снова напомним, что христианство в Новгороде распространялось и спокойно существовало ещё до Крещения Руси, при княгине Ольге.
Насильственная христианизация Руси не должна бросать тень на учение Христа
Говорить что-либо категорично о крещении Руси нельзя. Да, мы видим, что за этим событием прослеживаются политические мотивы.
Но это, ни в коем случае, не отменяет ценности христианства для души человека.
Сегодня оно плотно вошло в русскую культуру. Русские люди преимущественно растут и воспитываются в православной среде, так что истоки этого отходят на второй план.
«Крещение Руси» — фрагмент фрески В. М. Васнецова
Хотя на первых парах властью использовались довольно радикальные методы, такова практика была реалией тех лет. Она имеет с самим христианским учением столько же общего, сколько и крестовые походы.
Для православного человека важно разделять интересы государства, историю, нацию и религию. Иногда эти понятия смешивают, но они независимы.
Христианство не стало хуже, кровавее или агрессивнее от того, каким образом оно пришло на нашу землю.
Сегодня мы воспитаны в вере в Единого Бога, имеем возможность на своём языке изучать учение Христа и получать помощь от высших сил.
Что же касается реалий прошлого — их приходится признать. Но нельзя перекладывать вину за них на христианство.
Нападение на резиденцию
Язычники первыми проявили агрессию, напав на резиденцию Добрыни, «дом Добрыни разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша». То есть, именно язычники напали на христиан. И напали по политическим мотивам, а потому ответ был дан именно в такой, жёсткой и категорической форме, «огнем и мечом». И, кстати, стоит отметить, что изначально эта самая фраза: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём», была очень злой, саркастичной шуткой киевлян в адрес новгородцев.
Впрочем, это было не последнее восстание против христианства на Руси. В 1071 году в Киеве, почти через сто лет после крещения Руси, появился некий волхв, который стал проповедовать конец Руси через пять лет, если все не вернутся к язычеству. Также он агитировал за неповиновение властям. И закономерно был схвачен.
В том же 1071 году (по другим данным, в 60-е годы XI века) в Ростове и Ярославле смерды, возглавляемые волхвами, также подняли восстание, и снова с убийствами христиан и демонстративным неповиновением власти. И снова итог для восставших был немного предсказуем.
Русь и другие языческие народы Константинополь крестил для безопасности и расширения зоны влияния
Сперва разберёмся с фактами — то есть свидетельствами бесспорными. Зачем вообще крестили языческие народы, и кто это делал? Это была стандартная практика для христианского Константинополя.
Мотив в этом, прежде всего, политический: так расширяли зону влияния и снижали вероятность военных конфликтов. Объединённые общей верой, народы становились дружественными.
Скажем, есть на границе недружелюбное поселение, происходят стычки. Что проще — послать туда войско или же мирно урегулировать вопрос разумным путём?
В IX веке Константинопольские миссионеры посещали Великую Моравию и Болгарию, где пытались обратить население в свою веру.
Константинополь посылал миссионеров в Русь ещё до 988, но почти без результата.
Конфликт с Киевской Русью заставил Константинополь обратить внимание на неё. Первые миссионеры смогли посеять зёрна христианства на наших землях, но число новообращённых было скромным, зато среди них — князья и бояре.
В 957 году христианство приняла княгиня Ольга. Она мечтала учредить на Руси церковь, но не преуспела в этом. Даже её сын, князь Святослав, не выказал интереса к убеждениям матери.
Язычники напали на христиан
В 1076 году снова в Новгороде случился «языческий камбэк» в виде такого же волхва, и снова с нападением на христиан. И снова с политипическими манифестами. Еще раньше, 1024 году, аналогичная история произошла в Суздале, где волхвы подвигли народ на убийства «старшей чади», аристократии, и снова под эгидой возвращения к язычеству. И снова это восстание было жестко подавлено уже князем Ярославом Владимировичем – тоже, кстати, святым, канонизированным, как «благоверный», то есть, канонизированный за праведную жизнь во Христе.
В 1091 году попытка аналогичного восстания снова состоялась в Ростове, но волхв (и это после подавления бунта 1071 года) не смог подбить на новые беспорядки ростовчан. По словам Карташова, волхв «уже не имел успеха». Важно здесь понимать, что все эти восстания носили, в первую очередь, политический характер. Более того, такое жесткое подавление бунтовщиков было сопряжено не только с контекстом эпохи. Средневековье вообще было временем суровых людей и суровых решений. Но причины были ещё и в том, что язычники начинали свою деятельность с беспорядков и убийств.
С другой стороны, для понимания того, насколько ложна картина «христиан, которые на Руси тотально уничтожали иноверцев», может служить сама хронология этих бунтов. Через десятилетия, а то и через сотню лет после крещения Руси по княжествам относительно спокойно перемещались языческие жрецы и, более того, публично вели свою проповедь.
А сама их проповедь не запрещалась и не пресекалась ровно до того момента, пока они не призывали свергать государственную власть. И это, пожалуй, как ничто иное показывает, насколько Русь христианская была терпима по отношению к культам.
Немного цифр
Вот, например, цитата из популярного неоязыческого фильма: «За 12 лет христианизации только в Киевской области (Киевская Русь) из 12 миллионов 9 физически были уничтожены». Тезис о 9 миллионах убитых кочует из одной публикации в другую. Зададим вопрос: на чем основан миф о кровавом крещении Руси?
Вполне понятно, что неоязычникам, как воздух, нужен миф о «насильственном крещении Руси», потому что, если окажется, что это был добровольный выбор народа, то нелепость их пафоса «возвращения к вере предков» станет слишком очевидной.
Со своих многочисленных информационных ресурсов неоязычники вещают о светлой религии древнеславянских предков, в которой якобы не было человеческих жертвоприношений, рабства и смертоубийства, а была только любовь и гармония с окружающим миром. От имени наших с вами предков они сочиняют нелепые тексты, называя их «славянскими писаниями», «ведами», «конами», всячески извращая русские слова, понятия и историю.
Итак, святому равноапостольному князю Владимиру в определенной среде приписывают массовый (9 миллионов убитых!) террор при крещении народа. Но как быть с тем фактом, что, по данным демографа Б. Урланиса, сделавшего свой расчет на основании трудов академика Б. Рыбакова, численность населения Древней Руси насчитывала в X веке всего примерно 8,5 млн., в XI веке – 10 млн., в XII веке – 11 млн. человек?
Личная дружина князя Владимира составляла около 400 человек, ополчение могло дать максимум 40 тысяч человек. Каким образом (и с какой целью) подобное войско могло полностью уничтожить население собственной страны? И как тогда спустя всего век численность населения восстановилась и даже увеличилась?
Княжеский выбор
Неоязычники просто не могут признать, что Владимир, сам «переболевший» язычеством, но переросший его, увидел, что это тупиковый путь для Руси. Князь уже тогда прозрел то, что сейчас для нас очевидно, когда мы смотрим, что стало с народами, оставшимися на стадии язычества и так и не сумевшими заполучить собственную многогранную культуру, полноценную государственность, цивилизацию.
Заметим, как мудро и постепенно он выбирал веру для русских. Сначала изучил сам, потом отправил послов в Византию. Когда послы вернулись, посоветовался со старейшинами. Во время совета, устроенного Владимиром по вопросу о выборе веры, бояре сказали: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга крещение, а была она мудрейшей из всех людей». И только когда совпало мнение князя, послов и старейшин, он крестился сам и призвал жителей Киева последовать его примеру. Многие последовали, а кто не последовал, тем дозволили оставаться в прежней вере, и проповедь среди них продолжалась в последующие десятилетия и столетия.
Многие церковные историки не отрицали элементы принуждения при крещении жителей Киева. Так, архиепископ Макарий (Булгаков) писал: «Не все, принявшие у нас святую веру, приняли ее по любви, некоторые – только по страху к повелевшему; не все крестились охотно, некоторые – неохотно»… Ожесточенные приверженцы старой веры бежали в степи и леса, чтобы сохранить прежнюю веру, близкую, привычную, понятную.
Определенное насилие по отношению к язычникам в ходе христианизации Руси было, но оно не имело того зверского характера, которым отличались насилия языческие. Оно выражалось в том, что язычники, особенно знатные, утрачивали политические права, но принуждения их к вере под страхом смерти не было. В городах сносились языческие капища, а на их месте строились христианские храмы и заводились школы. Но не было ничего, даже отдаленно напоминающего ритуальные убийства христиан язычниками-славянами, или то, что творилось в течение трех веков в языческом Риме, где христиан пытали до смерти, рубили им головы, распинали на крестах, устраивали из них живые факелы, травили зверями на потеху публике…
Именно тем, что государство не вводило новую религию через геноцид, а в целом ограничилось указанными выше мерами и предоставило дальнейшее усилиям христианских проповедников, как раз и объясняется растянутость христианизации на столетия.
Данные археологии
Есть еще один аспект проблемы: археология не подтверждает насильственного крещения Руси – спрятать миллионы убитых невозможно. В случае геноцида наша земля была бы переполнена артефактами. Но раскопки древнерусских городов таких находок не выявили, хотя в советское время это пришлось бы очень кстати для борьбы с Церковью.
После Великой Отечественной войны произошло открытие берестяных грамот древнего Новгорода. Из более, чем тысячи грамот 450 написаны в домонгольское время. Эти грамоты, в отличие от летописей, написаны самыми обычными людьми: это их повседневные заметки, бытовая и личная переписка и т.п.
Записки, которые никакая цензура не могла проверить, отражают реальное умонастроение и жизнь наших далеких предков. Они выложены в открытый доступ. И вот что любопытно: среди грамот немало текстов на христианские церковные темы, но нет уже ничего языческого. Эти грамоты неопровержимо доказывают добровольное принятие христианства на Руси.
Конечно, отдельные старые привычки, вроде обрядов, связанных с погребением, уходили не сразу, но от «старых богов» наши предки отказались бесповоротно. Среди берестяных грамот есть, правда, несколько заговоров, но и они апеллируют уже к христианским реалиям.
Есть и археологические свидетельства о распространении христианства на Руси еще до Владимира: уже с середины Х века в погребениях знати встречаются нательные кресты.
Письменные источники
Кроме археологии, письменные источники также молчат о массовом насилии при крещении Руси. Христианским летописцам не было нужды скрывать победу христианского воинства над противящимися язычниками.
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как свергали в Киеве идол Перуна. Когда его выбросили в Днепр, несколько язычников долго бежали по берегу и кричали: «Выдыбай, боже, выдыбай!». Такова была последняя мольба к Перуну на Русской земле. Последние его адепты не просили, чтобы он защитил их от христиан, – они просили, чтобы Перун защитил себя, чтобы явил чудо и при всех вытащил из воды свой поверженный идол.
Более того, когда волны, наконец, прибили идол к берегу, то один из местных жителей, подойдя, отпихнул его обратно в реку со словами: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь!».
Есть, однако, одно свидетельство, которое приводит историк В.Н. Татищев, ссылаясь на некую «Иоакимовскую летопись», о том, как крестили Новгород Добрыня и Путята. В Новгород в 991 году с миссионерскими целями был направлен епископ Иоаким Корсунянин с воеводой Добрыней, дядей князя Владимира по матери, тот самый, который за 10 лет до этого устанавливал кумира над Волховым по велению князя. В помощь ему была дана киевская дружина во главе с тысяцким князя Путятой.
Узнав о цели прибытия Добрыни, вече решило не пускать в город епископа. Язычники взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторона. Во главе бунтовщиков были тысяцкий Угоняй и волхв Богомил Соловей. Язычники разграбили дом Добрыни, «избили» его жену и родственников, а затем разметали христианскую церковь.
С помощью военной хитрости Путята проник в центр Софийской стороны и пленил Угоняя. А отряд Добрыни с помощью поджога окончательно подавил сопротивление.
Ряд ученых считает этот фрагмент фальшивкой, как и всю историю про «Иоакимовскую летопись», которую никто, включая Татищева, не видел. Те, кто признает подлинным, считают, что текст был составлен не ранее XVII века.
Но даже если мы поверим словам «Иоакимовской летописи», на самом деле они свидетельствует против мифа о насильственном крещении Руси. Ведь завершается «летописный» фрагмент словами:
«Оттого люди поносят новгородцев: Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Приведенная поговорка свидетельствует о том, что в целом крещение Руси проходило мирно, а пример Новгорода – исключение, породившее даже особую поговорку – насмешку над новгородцами.
«Светлая религия предков»
Важно помнить и то, что в ходе дальнейшей христианизации племен могли быть и были отдельные эксцессы, агрессия со стороны отдельных племен. Иначе и быть не могло, учитывая гигантские масштабы происходящего и то обстоятельство, что с обеих сторон противостояли друг другу далеко не безгрешные люди. Христианство распространяли вчерашние язычники, которые не успели избавиться полностью от привычных «ухваток».
Языческая сторона была агрессивнее по своему религиозному складу, христианская – сильнее по своей связи с властной природой государства.
Вспомним, как в 983 году киевские язычники решили принести в жертву Перуну христианского юношу. Когда отец этого юноши отказался отдать им сына, язычники убили святых мучеников…
Почему они так поступали? Ответ довольно прост – а почему бы им так не поступать? Человек действует исходя из своей картины мира. В языческой религии и мировоззрении ничто не запрещало им так действовать.
Приведем цитату, показывающую, какая «чистая и светлая религия» существовала на территории Руси до христианства и что свидетельствовали современники об «отсутствии рабства, человеческих жертвоприношений и всеобщей гармонии славян».
Арабский географ Ибн Русте в «Книге дорогих ценностей» 903-925 гг. описывает духовные нормы наших предков: «Есть у них знахари (жрецы), из которых иные повелевают царем, как будто они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их повеление никак не возможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу».
Ослабела ли Русь?
Следствием «кровавого» крещения неоязычники считают ослабление Руси и возникновение некоей зависимости от Византийской империи. Однако предыстория крещения начиналась с военного похода на греческое поселение и последующего выдвижения Владимиром ультиматума всей Византии: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу».
Так князь Владимир заполучил в жены Анну, дочь императора, руки которой добивались германский император и французский король. После крещения русско-византийские войны не закончились.
Но родства с русскими князьями с этих пор стали искать европейские правители: дочерей Ярослава Мудрого взяли в жены короли Франции, Венгрии и Норвегии, а его сын женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Русь продолжила прирастать землями. Разве это свидетельствует об «ослаблении»?!
Юрий Гераськин
по материалам газеты «Логосъ»
Может ли блудник и убийца стать святым?
Именно за все эти заслуги — начиная от собственной перемены и заканчивая крещением и просвещением Руси — церковь и чтит Владимира как святого. Это отображено в житии и акафисте равноапостольному князю.
Для каждого человека, только приходящего к вере, его пример становится назиданием. Он показывает, что Господь готов простить и принять к себе даже ужаснейшего блудника и убийцу, жаждущего власти и обогащения, вчерашнего язычника. Для Бога важно не то, кем ты был вчера, а то кем ты можешь стать сегодня. Стать осознанно, искренне, с пониманием и желанием измениться.
Некоторые факты из жизни святого вы узнаете из видео:
Восточное христианство для Руси— Божий промысел или расчет?
В летописях можно найти интереснейшую историю о том, как киевский князь отправляет послов в разные страны, чтобы выбрать подходящую религию для своего государства. Перед этим к нему приходят и иудеи, и мусульмане, посланники от римского папы и константинопольского патриарха.
В это время христианская церковь еще не разделилась, поэтому о православии и католицизме официально еще не говорили. Но тем не менее, Восток и Запад уже отличались.
Христианство восточного обряда, как говорит летописец, нравится князю Владимиру и в богослужебном, и в нравственном плане. Когда же возвращаются послы из константинопольской Софии, в своих симпатиях правитель убеждается еще больше, ведь посланные бояре восторгаются красотой восточного пения, архитектуры, служения. После слов «Не знаем, на небе или земле были» великий князь решается крестить весь народ.
Историки говорят, что красочность этого рассказа — дело рук летописца, а на самом деле правитель был знаком с культурой и религией многих процветающих стран того времени.
Даже не будучи убежденным христианином, князь осознал, что язычество — это шаг назад. Люди передовых государств того времени верили в единого Бога, культурно развивались, имели письменность и налаживали дипломатические отношения. Языческой Руси такая перспектива была закрыта.
Поэтому по примеру Византии Владимир избирает для Руси христианство восточного обряда. Ту саму религию, которую до него уже избирали Аскольд и Дир и его бабушка Ольга.
Пять жен и сотни наложниц
На пути в Киев он останавливается в Новгороде, где ему приглянулась дочь тамошнего правителя Рогволода. Рогнеда, так звали девушку, не захотела выходить замуж за князя с далеко не безупречной родословной. По одной из версий, она вообще была невестой Ярополка. Но Владимир не смирился с отказом: убил Рогволода, его сыновей и насильно взял в жены Рогнеду, которая стала матерью Ярослава Мудрого и других сыновей.
На Рогнеде князь Владимир не остановился: всего у него было пять жен и двенадцать сыновей.
Летописец красочно изображает блудную страсть правителя, кроеме жен, называя еще и наложниц:
…а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц…
Почему князь Владимир решил креститься?
Процветавшая ранее Византийская империя переживала не наилучший период. Один из византийских военачальников претендовал на престол, которым в это время правили братья Константин и Василий. Чтобы не лишиться власти, императоры обратились за помощью к киевскому князю.
Он же за свои «услуги» попросил руки их сестры — принцессы Анны. Для князя Владимира это было привычным методом налаживания дипломатии. Но принцесса Анна совсем не собиралась выходить за «варварского» правителя. Темная, непросвещенная Русь и развитая Византия с богатым культурно-религиозным наследием выглядели уж слишком контрастно. Да и сама Анна была невеста, как говорится, «не промах». Она даже успела отклонить два предложения — от немецкого и французского правителей.
Читать также:
Славная жизнь княгини Ольги
Но боявшиеся потерять престол братья приняли условия киевского князя, потребовав от него только одного — крещения в христианстве.
На самом деле христианство был для него отнюдь не экзотикой. Христианами были Аскольд и Дир, крещение приняла и его бабушка — княгиня Ольга, которая повлияла и на воспитание внука. Кроме этого, наверняка христианкой была и его мать Малуша.
Поэтому Владимир соглашается креститься и выручить византийских правителей.
Разные источники по-своему описывают контекст этого события.
- Согласно одной версии, Владимир сначала крестился, а потом помогал византийским императорам.
- По другой — князь согласился креститься и помогать, но в реальности исполнил только вторую часть. Союзники же не забыли о договоренности и вместе с приданным отправили ему принцессу Анну. Но внезапно Владимир ослеп. Анна, увидев в этом промысел Божий, советовала ему принять христианство. Только после крещения князь не только прозрел телесно, но и духовно.
- По третьей версии киевский правитель согласился помогать византийцам, но при условии, что они выдадут за него принцессу Анну. Императоры же не торопились исполнять условия. Поэтому нетерпеливому князю Владимиру приходится обратиться к своему проверенному методу завоевания и подчинения. Он доходит до Херсонеса — сегодня на этом месте находится Севастополь — и берет город. Византийским императорам не остается ничего другого, как выдать сестру замуж за киевского князя. Но это было невозможно из-за религиозных различий. Вот поэтому-то киевского правителя и попросили креститься. В том самом Корсуне он и принял христианство.
Как там наш «сакральный»?
Чрезвычайно интересна здесь судьба собственно Херсонеса – ведь этот крымский полис Владимир осадил вскоре после того как его войска ушли из Византии. Советские историки всегда пытались объяснить это «мощью» Владимира, который якобы, чтобы заставить Василия выполнять свои обещания, развязал с ним войну.
На самом деле это не так. Херсонес, уже в десятом веке город со старыми сепаратистским традициями, во время гражданской войны принял сторону узурпатора, и потому был просто отдан императором Владимиру в качестве «ценного подарка» с двойной целью – преподать крепкий урок сепарам чужими руками и одновременно дать чужеземным войскам всласть пограбить богатых греков вдали от своей метрополии…
Владимир Святославич и крещение Руси
Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий. [Сборник: Владимир Святой]
В летописных хрониках эти раздумья (или, скорее, представления о них) отразились в легенде об «Испытании вер». Конечно, в действительности посольств клириков ко двору Владимира в короткий промежуток времени не происходило, однако сказание достаточно достоверно передаёт атмосферу, в которой Владимир был вынужден принимать решение о духовном будущем своих подданных. Выбор пал на христианство византийского образца — с Восточной Римской империей Русь уже давно имела довольно тесные контакты. [Сборник: Византия]
Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.
Прибытие в Киев византийских миссионеров. Источник: wikipedia.org
Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.
Цена киевского престола — убийства и насилие
Князь Владимир родился между 958 и 963 годами. Он был внебрачным сыном киевского князя Святослава от Малуши — ключницы во дворе княгини Ольги.
После смерти Святослава в 972-м году Владимиру, как младшему да и еще внебрачному сыну, достался новгородский трон, а старшему Ярополку — киевский.
Но Владимир претендовал на Киев. Для этого он шесть лет собирал средства, набирал дружинников и искал помощи у варягов. За это время он успел жениться на некой варяжке Олове.
В 978 году князю удалось достичь цели. Но для этого пришлось пойти войной на брата, уговорить его советчиков на предательство, а потом коварно убить и самого Ярополка.
Современному читателю от такого становится не по себе. Зато русичи не особо удивлялись: междоусобицы и убийства среди князей были нередким явлением.
Да и убийством Ярополка список смертных грехов князя Владимира не исчерпывается.
Объективные причины
Ко времени прихода к власти князя Владимира, Рюриковичи стали тяготиться своим языческим статусом. Причин было несколько.
Внутриполитическая – с ростом контролируемых территорий управлять разрозненными лесными племенами, которые молились своим богам и плевать хотели на «божественные» права Великого князя, становилось все сложнее, требовалась единая идеология.
Внешнеполитическая – монарх-язычник не мог на равных вести дипломатическое общение с Византией, Римом и Европой, через браки входить в «семью» европейских правителей и ощущал себя аристократом второго сорта, что крайне скверно сказывалась на внешней торговле.