Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на 2-ю книгу Паралипоменон

Вспомните Манассию, этого самого нечестивого из всех царей в истории Израиля. Царь Манассия отвернулся от Господа и стал порочным и жестоким человеком. Только посмотрите, какие злодеяния творил этот человек: он поставил идолов языческого бога Ваала, причём даже во дворе Храма.

Царь Манассия

Манассия построил жертвенники для поклонения солнцу, луне и звёздам. Он приносил в жертву своих собственных детей, бросая их в пылающие костры дьявольских идолов Ваала. Также он пренебрегал словами праведных пророков, обращаясь за советом к ворожеям.

Царь Манассия попустительствовал колдовству, общению с духами умерших и поклонению дьяволу. Он был жестокий, кровожадный тиран, получавший удовольствие от убийства невинных. Писание говорит, что Манассия грешил даже хуже, чем все языческие народы, окружавшие Израиль.

Манассия пленение

Что же произошло с этим нечестивым царём? Бог наслал большое бедствие на Манассию руками ассирийского войска. Лютые ассирийцы вошли в Иерусалим и захватили жителей его в плен, включая Манассию, оковали его цепями, острыми, как терн. Они вели израильтян в плен невыносимо длинными переходами, давая им при этом очень мало пищи и воды. По словам историков, эти переходы были просто бесчеловечны.

Молитва покаяния Манассии

Именно в это время скорби и нужды Манассия и стал молиться: «И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих» (2Пар.33:12).

Манассия кается

И как же Бог отреагировал на молитву Манассии? Он услышал вопли этого царя и восстановил его на его престоле. После этого Манассия стал борцом за праведность, снося идолов и уничтожая жертвенники, которые он наставил по всей стране.

Манассия после покаяния

Уроки, которые мы можем извлечь из истории с Манассией, очевидны.

Первое: каким образом был восстановлен этот человек? Это произошло через скорби. Нечестивый Манассия заставил умолкнуть всех пророков в Израиле, оставив Богу только один способ достучаться до него — скорбь.

Именно тогда Бог возбудил ассирийцев, используя их в качестве исправительной розги. Второй урок таков: мы никогда не должны навсегда отчаиваться в любом, даже самом нечестивом и самом порочном и злом человеке. У Бога есть способы обратить к Себе даже самых отъявленных грешников через скорбь.

Молитва Манассии, царя Иудейского

Аудио:

2:50

Го́споди Вседержи́телю, Бо́же отец на́ших, Авраа́мов, и Исаа́ков, и Иа́ковль, и се́мене их пра́веднаго: сотвори́вый не́бо и зе́млю со все́ю ле́потою их, связа́вый мо́ре сло́вом повеле́ния Тво­е­го́, заключи́вый бе́здну, и запеча́тствовавый ю́ стра́шным и сла́вным и́менем Твои́м, его́же вся боя́тся, и трепе́щут от лица́ си́лы Тво­ея́, я́ко никто́же постои́т пред великоле́пием сла́вы Тво­ея́, и нестерпи́мь гнев, е́же на гре́шники преще́ния Твоего́.

Безме́рна же и неизсле́дованна ми́лость обеща́ния Тво­е­го́: Ты бо еси́ Госпо́дь Вы́шний, благоутро́бен, долготерпели́в и многоми́лостив, и ка́яйся о зло́бах челове́ческих. Ты Го́споди, по мно́жеству бла́гости Тво­ея́, обеща́л еси́ покая́ние и оставле́ние согреши́вшим Тебе́, и мно́жеством щедро́т Твои́х, определи́л еси́ покая́ние гре́шником во спасе́ние. Ты у́бо Го́споди Бо́же сил, не положи́л еси́ покая́ние пра́ведным, Авраа́му и Исаа́ку и Иа́кову, не согреши́вшим Тебе́. Но положи́л еси́ покая́ние на мне, гре́шнем: зане́ согреши́х па́че чис­ла́ пес­ка́ морска́го.

Умно́жишася беззако́ния моя́, Го́споди, умно́жишася беззако́ния моя́: и несмь досто́ин воззре́ти, и ви́дети высо­ту́ небе́сную от мно́жества непра́вд мои́х. Сля́чен есмь мно́гими у́зами желе́зными, во е́же не воз­ве­сти́ гла­вы́ моея́, и несть ми ослабле́ния: зане́ прогне́вах я́рость Твою́, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, не сотвори́вый во́ли Тво­ея́, и не сохрани́вый повеле́ний Твои́х.

И ны́не приклоня́ю коле́на се́рдца, тре́буя от Тебе́ бла́гости. Согреши́х, Го́споди, согреши́х, и беззако́ния моя́ аз вем, но про­шу́ моля́ся, осла́би ми, Го́споди, осла́би ми, и не погу­би́ мене́ со беззако́ньми мои́ми. Ниже́ в век враждова́в соблюде́ши зол мои́х, ниже́ осу́диши мя в преиспо́дних зем­ли́. Зане́ Ты еси́ Бо́же, Бог ка́ющихся, и на мне яви́ши всю бла́гость Твою́, я́ко недосто́йна су́ща спасе́ши мя, по мно́зей ми́лости Твое́й, и вос­хва­лю́ Тя вы́ну во днех живо­та́ мое­го́, я́ко Тя пое́т вся си́ла небе́сная, и Твоя́ есть сла́ва во ве́ки веко́в, ами́нь.

Сино­даль­ный перевод:Гос­по­ди Все­дер­жи­те­лю, Боже отцев наших, Авра­ама и Иса­а­ка и Иако­ва, и семе­ни их пра­вед­но­го, сотво­рив­ший небо и зем­лю со всем бла­го­ле­пи­ем их, свя­зав­ший море сло­вом пове­ле­ния Тво­е­го, заклю­чив­ший без­дну и запе­ча­тав­ший ее страш­ным и слав­ным име­нем Тво­им, кото­ро­го все боят­ся, и тре­пе­щут от лица силы Тво­ея, пото­му что никто не может усто­ять пред вели­ко­ле­пи­ем сла­вы Тво­ея, и нестер­пим гнев пре­ще­ния Тво­е­го на грешников!

Но без­мер­на и неис­сле­ди­ма милость обе­то­ва­ния Тво­е­го, ибо Ты Гос­подь выш­ний, бла­гий, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый и каю­щий­ся о зло­бах чело­ве­че­ских. Ты, Гос­по­ди, по мно­же­ству Тво­ей бла­го­сти, обе­щал пока­я­ние и отпу­ще­ние согре­шив­шим Тебе, и мно­же­ством щед­рот Тво­их опре­де­лил пока­я­ние греш­ни­кам во спа­се­ние. Итак Ты, Гос­по­ди, Боже пра­вед­ных, не поло­жил пока­я­ния пра­вед­ным Авра­аму и Иса­а­ку и Иако­ву, не согре­шив­шим Тебе, но поло­жил пока­я­ние мне греш­ни­ку, пото­му что я согре­шил паче чис­ла пес­ка морского.

Мно­го­чис­лен­ны без­за­ко­ния мои, Гос­по­ди, мно­го­чис­лен­ны без­за­ко­ния мои, и я недо­сто­ин взи­рать и смот­реть на высо­ту небес­ную от мно­же­ства неправд моих. Я сог­бен мно­ги­ми желез­ны­ми уза­ми, так что не могу под­нять голо­вы моей, и нет мне отдох­но­ве­ния, пото­му что про­гне­вал Тебя и сде­лал пред Тобою злое: не испол­нил воли Тво­ей, не сохра­нил пове­ле­ний Тво­их, поста­вил мер­зо­сти и умно­жил соблазны.

И ныне пре­кло­няю коле­ни серд­ца мое­го, умо­ляя Тебя о бла­го­сти. Согре­шил я, Гос­по­ди, согре­шил, и без­за­ко­ния мои я знаю, но про­шу, молясь Тебе: отпу­сти мне, Гос­по­ди, отпу­сти мне, и не погу­би меня с без­за­ко­ни­я­ми мои­ми и не осу­ди меня в пре­ис­под­нюю. Ибо Ты Бог, Бог каю­щих­ся, и на мне яви всю бла­гость Твою, спас­ши меня недо­стой­но­го по вели­кой мило­сти Тво­ей, и буду про­слав­лять Тебя во все дни жиз­ни моей, пото­му что Тебя сла­вят все силы небес­ные, и Твоя сла­ва во веки веков. Аминь.

***

Молит­ва Манас­сии, царя иудей­ско­го, когда он содер­жал­ся в пле­ну в Вави­лоне, содер­жит­ся в Вет­хом Заве­те (2Пар.36) и вхо­дит в состав Вели­ко­го пове­че­рия (см. Часо­слов).

***

Пока­я­ние Манас­сии даёт надеж­ду любо­му каю­ще­му­ся греш­ни­ку. В каноне Иису­су Слад­чай­ше­му гово­рит­ся «спа­си, ущед­ри, о Иису­се бла­го­де­те­лю, яко­же, бла­го­у­тробне, Манас­сию». В «После­до­ва­нии о испо­ве­да­нии» мы слы­шим: «Манас­си­и­ну в пока­я­нии молит­ву при­е­мый». В Вели­ком пока­ян­ном каноне Манас­сия ста­вит­ся в при­мер бла­го­го покая­ния после мно­же­ства гре­хов: «Манас­си­е­ва собра­ла еси согре­ше­ния изво­ле­ни­ем, постав­ль­ши яко мер­зо­сти стра­сти, и умно­жив­ши, душе, него­до­ва­ние: но того пока­я­ние рев­ну­ю­щи теп­ле, стя­жи уми­ле­ние».

Пребывая в Слове Божьем, вы становитесь победителем

Ключ к пониманию того, как сатана действует против Церкви, находится в слове «бунт». Говоря простым языком, бунт — значит восстание против власти и авторитета Божьего Слова. Когда Люцифер объявил войну Богу, он восстал против слов Всемогущего Бога.

Вы должны понимать, что Слово Божье — это Его сила. Своим Словом Он сотворил всё. Его Словом солнце, луна и звёзды поставлены на своём месте. Его Слово произвело всё существующее и продолжает производить жизнь. Посредством Своего Слова Господь свергает царей и поднимает народы. Своим Словом Он благословляет и спасает, судит и разрушает.

Грехопадение

Цель сатаны всегда — искусить народ Божий, чтобы они взбунтовались против Его Слова. Он насадил мысли о непослушании в умы Адама и Евы, чем вызвал их неповиновение: «Я знаю, что Бог сказал. Но я буду действовать согласно моей собственной воле.» Эти мысли стали причиной падения человечества.

Сатана также преуспел в насаждении бунтарства в избранном Божьем народе, Израиле. Псалмопевец говорит, что Израиль был «родом упорным и мятежным, с неустроенным сердцем и неверный Богу духом своим» (см. Пс. 77:8).

Писание также говорит об Израиле: «Но вы не захотели идти, и воспротивились повелению Господа, Бога вашего» (Втор. 1:26).

Заметьте, пожалуйста, — Бог сделал Своё Слово очень ясным для всех этих людей. И, однако, они все воспротивились ему. Почему? Они были соблазнены на это дьяволом.

Сатана будет стараться также искусить вас, чтобы вы восстали против Слова Божьего. Он знает, что не сможет достичь вас посредством какого-либо явного искушения. Поэтому он будет пытаться обольстить вас тонкими и коварными соблазнами, окружая вас различного рода испытаниями и трудностями. И потом он будет стараться блокировать Божьи благословения в вашей жизни так же, как он препятствовал Павлу в его служении.

Многие пали жертвами утонченных сатанинских соблазнов. Псалмопевец говорит, что такие люди «…сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим, и небрегли о воле Всевышнего» (Пс. 106:11).

Дьявол выискивает единственную область в нашей жизни, которую мы не полностью подчинили Слову Божьему. Когда вы наедине с Богом в молитве, вы имеете полный иммунитет ко всем дьявольским уловкам. Бегите верой к Его трону, призывайте Его и держитесь за силу Крови Христа.

И даны были жене два крыла

Иоанн пишет: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в своё место от лица змия и там питалась в продолжение времени» (Откр. 12:14).

Я считаю, что два крыла большого орла здесь олицетворяют Ветхий и Новый Заветы Божьего Слова. Он дал нам их, чтобы нести нас в место нашего питания, так что, когда дьявол настигает нас, мы имели возможность лететь над ним на крыльях Божьего Слова.

Апостол Павел употребляет слово «питание», где он пишет: «Питаемый словами и добрым учением» (1Тим. 4:6). Греческое слово «питаемый» в этом случае обозначает «образованный». Павел говорит здесь об образовании в Слове Божьем, познании Слова Божьего.

Пребывать в Слове Божьем

Иисус является нашим примером. Когда Он противостал дьявольскому искушению посредством Слова, дьявол убежал. Почему? Потому что истина разоблачила его, посрамив его. И послание к Евреям говорит нам о тех, «…которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов» (Евр. 11:33). Мы заставляем молчать силы ада, когда стоим на Слове Божьем.

Итак, когда вы услышите рычание льва, падите на лица ваши перед своим Отцом. Погрузите себя в Его Слово. Его орлиные крылья понесут вас над бушующим потоком искушений.

Аллилуйя!

Дэвид Вилкерсон.

Покаяние царя Манассии

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.

Манассия, ветхозаветный царь евреев, совершил столько грехов пред Богом, сколько вряд ли совершал кто-либо еще. В течение пятидесяти двух лет он силой заставлял народ поклоняться идолам и бесам, приказывая евреям отречься от Бога. И отреклись от Бога и он сам, и дети его, и вся его семья. А тех, кто не хотел поклоняться идолам и приносить жертву демонам, он сживал со свету в самых жестоких мучениях.

Итак, этот царь совершил столько грехов, что и выразить этого невозможно. Но Пресвятой Бог, желая проявить глубину Своего милосердия и безграничную жалость к людям, привел Своими судьбами Манассию к покаянию. И как же?

Этот царь, хоть и был очень плохим, но происходил из благого рода. Отец его, Езекия, царь, благоугодивший Богу, жил во времена пророка Исаии (см. 4 Цар. 18–20). Думаю, это он умолил Бога обратить своего сына, отторгнувшегося от Творца неба и земли. И как же Бог обратил его? А вот как.

Видя злобу и неверие Манассии и таковое помрачение ума его — что он не только сам отошел от Бога, но и весь народ завел в погибель, принуждая его отречься от Бога, — Он, знающий, как привести к покаянию каждого, надел на него узду и затянул поводья, как сказано в Псалтири: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе» (Пс. 31, 9).

Ибо если бы Бог оставил его так, то он никогда бы не покаялся сам

Так произошло и с этим царем. Ибо если бы Бог оставил его так, то он никогда бы не покаялся сам. Но Бог послал из Вавилона бояр царя Асура с большим войском, и они захватили Иерусалим, а царя Манассию увели в рабство (см. 2 Пар. 33, 11). Связали они его и бросили в крошечную клетку, в которой он не мог даже распрямиться в полный рост. И прикована была голова его к ногам двумя медными цепями. И бросили его в эту клетку, где он не мог даже приподнять голову, но все время лежал неподвижно, свернутый калачиком.

Царь Асур думал, что он протянет так с неделю или и того меньше, и давал ему еду лишь два раза в неделю — хлеба из отрубей да воды. И всё спрашивал царь Вавилонский слуг своих:

— Не умер еще царь Манассия ?

— Не умер, Ваше Величество. Он еще жив и шевелится в своей клетке! Что за невидаль!

И прожил царь в этой клетке, скованный цепями, не неделю и не месяц, и даже не десять месяцев, а более семи лет. И жуткое это было чудо — видеть человека, закованного голова к ногам, подавать ему мало-мальски воды да хлеба из отрубей пару раз в неделю, а он всё живет и живет.

И от царя этого, у которого Бог не пожелал отнять искру жизни, от таковых мучений, страданий и наказаний, которые он перенес там в столь горькой скорби, осталась одна кожа да кости. Представьте себе, каково ему было там. И вот тогда он вспомнил о Боге и сказал себе: «Бог навел на меня это мучение и наказание за то, что я прогневал Его — и сам отвернулся от Него, и народ Божий принудил приносить жертву идолам !»

И он думал в сердце своем: «Коль Бог сохранил меня доныне в живых, то чего же Он хочет от меня? Конечно же, Он хочет моего спасения!»

И тогда он возопил из глубины души, стал проливать слезы и горячо молиться Богу: «Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев, Боже неба и земли! Господи Боже, коли Ты сотворил милость со мною, столько лет не позволяя мне умереть, но мучиться в этих тяжких цепях, и не обрывая ниточку жизни во мне, то, видно, Ты ждешь моего обращения к Тебе.

Я не могу, Господи Боже мой, преклонить колен моих, не могу припасть к земле, ибо скован этими тяжкими цепями железными и медными, свернувшими меня в кольцо, голова к ногам, и молиться Тебе.

Не могу я класть поклонов, не могу рассыпаться в прах, ибо я закован. Но молю Тебя, Господи Боже, и преклоняю колени сердца моего: вспомни, Господи, что если Ты сотворишь милость с праведниками, то это будет неудивительно. Ты не положил покаяния Аврааму, Исааку, Иакову и колену его праведному, а назначил покаяние грешникам.

Посему, Господи Боже, если Ты сотворишь милость со мною, если взглянешь на сердце мое и обратишь меня к покаянию, если простишь меня со всеми грехами моими, которых больше, нежели песка на берегу морском, тогда явлено будет, Господи, сколь неизреченна милость Твоя и непостижима благость Твоя…»

И когда он молился так из глубины души и проливал потоки слез с великой болью в таковых мучениях своих, Пресвятой Бог вспомнил о нем и положил на мысль царю тому, по имени Асур, снять с него цепи и выпустить из клетки, из этого страшного его узилища.

И когда его выпустили, то он, поскольку очень долго был скован цепями, стал кувыркаться и катиться колесом. Кости его скруглились, и он не мог более выпрямиться. Представьте себе, как же жалко было видеть человека, свернутого калачиком, одна кожа да кости! Подумайте, какая жалость!

И заплакали язычники вавилонские, говоря:

— И в этом человеке еще теплится жизнь? Да человек ли вообще это существо?

Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного раскаяния!

Тогда дали ему свободу и начали подкармливать понемножку, ухаживали за ним, и через несколько месяцев он встал на ноги. И как только он поднялся и поправился, царь Вавилонский сказал:

— Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного раскаяния! — и направил его назад в Иерусалим, чтобы ему снова быть там царем.

И Манассия опять воцарился и привел весь народ к богопочитанию, совершая всякие добрые дела, какие только мог, до самого конца своей жизни и написал ту великую молитву, которую мы читаем сейчас на Великом повечерии и которая называется молитвой Манассии, царя Иудейского1.

Ты видел премудрость Божию? Ты слышал, что вершит Бог? Царя-язычника, грехи которого превзошли числом звезды небесные и песок морской, Он обратил в царя святого, потому что тот раскаялся из глубины души, пролил горькие слезы и страдал столько лет в таком посте, мучении и боли! Но тем не менее он не потерял надежду на милость Божию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: