Почему Православие истинно?
История возникновения христианства – и написания новозаветных текстов – исследуется в рамках науки, которая называется библеистикой. Среди библеистов есть христиане разных исповеданий, иудеи и неверующие. Хотя между учеными существуют определенные расхождения, все они согласны в отношении ряда исторических фактов.
Во-первых, Иисус Христос существовал как историческое лицо. Так называемая «мифологическая теория», которая отрицала Его историческую реальность, не поддерживается никем из специалистов – в том числе, неверующих. Как пишет Библеист Барт Эрман (неверующий, он сам определяет себя как «агностика, склонного к атеизму») пишет в своей книге «А был ли Иисус?»: «Ни одна из этих работ [отрицающих историчность Иисуса] не написана специалистом по Новому Завету и раннему христианству, который преподавал бы в крупнейших и даже мало-мальски заметных, аккредитованных, богословских семинариях, университетах и колледжах США и Канады (или других стран мира). Насколько мне известно, из тысяч специалистов по раннему христианству, работающих в этих учебных заведениях, ни один не сомневается, что Иисус существовал»
Во-вторых, Иисус умер на римском кресте – факт, в котором тоже никто не сомневается. Как пишет тот же Эрман, «От Мессии ожидалось, что он низвергнет врагов – и если Вы собирались придумать Мессию, Вы бы придумали могущественного Мессию. Вы бы не стали придумывать кого-то, кто был унижен, подвергнут пыткам и убит своими врагами»
В-третьих, вскоре после Его ужасной смерти ученики стали, с несокрушимой убежденностью, возвещать и проповедовать, что Он воскрес из мертвых – и угрозы, преследования, и пытки и казни не могли заставить их замолчать. Именно из этой проповеди и выросла Церковь.
Конечно, неверующие исследователи – тот же Эрман – отрицают реальность самого Воскресения. Но никто не отрицает, что христианская Церковь родилась из пламенной веры учеников в то, что Иисус Христос воскрес из мертвых.
Как нам объяснить эту веру? Со стороны она выглядит чрезвычайно странной. Смерть на Кресте – более чем убедительный способ продемонстрировать последователям казненного, что они трагически ошиблись в своих ожиданиях. Тот, кого они приняли за Мессию, посланного Богом Спасителя, не только никого не спас, но сам оказался бессилен перед лицом своих врагов, которые безнаказанно подвергли Его пыткам и издевательствам, и умертвили самым позорным и отвратительным образом.
Само Евангелие в этом отношении очень сурово к Апостолам и не скрывает их глубокой обескураженности и растерянности после смерти Иисуса.
Должно было что-то произойти. Что-то, что убедило их в том, что их Учитель, служение которого закончилось столь ужасной смертью, на самом деле не только предсказанный Пророками Мессия, но и Господь, Спаситель, Судия живых и мертвых.
Конечно, люди, строго приверженные материалистической картине мира, будут стоять на том, что произошло все, что угодно, кроме такого сверхъестественного события, как Воскресение – которого, в их картине мира не могло быть, потому что не могло быть никогда.
Но если мы не находим материализм убедительным – а у нас есть на это серьезные причины – у нас нет оснований отвергать самое очевидное объяснение: Апостолы говорят правду. Христос действительно воскрес из мертвых.
А если это так – и в истории Иисуса явным образом действует Бог, который, таким образом, полагает печать Своего одобрения на все, что сказал и сделал Иисус. Если это так, мы можем полагаться на Бога в том, что свидетельство о словах и деяниях Иисуса, которое мы находим в Новом Завете, дошло до нас в том виде, в котором Он хотел.
Православная Жизнь
Размышления и факты.
Святой Иустин Сербский: «Человек для человека – тайна наивысшая».
За всю историю мира люди по-разному думали о человеке и его предназначении. Главное, из чего люди исходят в представлении о человеке, их вера. Если атеист верит, что нет бессмертия, то человек для него – кусок мяса, покойник в отпуске. Если современный оккультист верит, что есть высшая раса, то и к тем, кто в это меньшинство не входит, он относится соответственно. Если буддист верит, что ничего не существует и личность – это иллюзия, то нет для него и ценности людской жизни, нет и глубинного осмысления её.
Ещё в древности языческие религии, греческая, римская, китайская, японская пытались обдумать и понять тайну человека. Они дошли до того (а точнее, от Адама сохранилось это знание), что в человеке есть что-то от жизни богов. Но вообще языческий взгляд на человека и тогда и сейчас мрачен: «человек – малый мир в большом» и «люди живут во вселенной как мыши в доме – наслаждаются великолепием космоса, хотя оно предназначено не им.
Всю люди земли знают, что есть некое правильное отношение к людям, и все люди согласны с тем, что так никто не живёт.
Зачем живут люди – совершенно не могли понять язычники. Были высокие идеи, например, у викингов: «храбро противостоять предопределённому заранее роковому исходу». То есть я знаю, что погибну, но буду действовать по долгу. О том же действовании по долгу говорит Конфуций в Китае, стоики в Риме. Но ради чего всё это – ответа нет. Раввинистические школы востока проводили диспут на тему «Для чего живёт человек?». И решили – лучше бы человеку вовсе не рождаться на свет. Для язычника и древнего, и современного жизнь предстаёт как страдание во тьме.
Боги язычников также не отвечают на вопрос о смысле – они равнодушны к людям, а верховное божество, создавшее космос, в их представлении абсолютно равнодушно.
И всё же кое-где раздаются голоса, что верховный Бог добр и благ. Так учат Сократ, Гераклит, и некоторые другие с ними соглашаются. Но в то же время этот Бог далёк и к Нему никак не пробиться.
К I веку общей была тоска о Спасителе, Который бы избавил мир от бесцельности бытия, философ говорит: «Или какой-то бог нас спасёт, или всё погибнет». Чувство гибельности, бесцельности было всеобщим. По крайней мере у тех, кто задумывался о жизни.
И вот в мир пришел смысл – Воплощение Христа и Воскресение изменили всё и принесли смысл в людскую жизнь, если только человек сам захочет стать участником в жизни Бога, так как Троица – подлинная жизнь и по Богу люди тоскуют на самом деле. В Нём ответ на все вопросы, на всю тоску, объяснение всего. Смысл жизни, открытый Христом, – соединение в любви с Ним и с другими людьми, которое совершается в Церкви.
А. Лосев: «В античном мире слабее развито чувство личности. Личность не была там чем-то единственным и неповторимым». Очевидно, так было потому, что отсутствовала конечная цель. По слову Г. Честертона, если нет ощущения цели, то поляна цветов ничем не отличается от навозной кучи. Язычник смотрит на траву и радуется, что в мире есть трава. Христианин смотрит на траву и радуется, что в мире есть любовь. Ценность личности может быть только в Боге, в том, который любит. Так и на земле. Лаура и Беатриче столь известны и значимы потому, что их полюбили.
Святой Кирилл Иерусалимский: «Все души равны изначально». Но это равенство разных.
Г. Честертон: «Бог создал каждую травинку отдельно и ни разу не устал».
Что же православие говорит о человеке? Святой Макарий Великий: «Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, то есть служебных духов». Святой Макарий Великий: «Само сердце – малый сосуд, но там есть всё». Включая в себя всё, что есть в мире, человек несёт в себе и то, чего в мире нет – Божью благодать, Самого Бога. Православие говорит о таинстве человеческой личности. Личность как образ Божий есть таинство, уходящее своей глубиной в Бога. Клайв Льюис: «Когда погаснут все солнца, каждый из нас будет жить. Как поразительно жить среди богов, зная, что самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас бы мы этого и не вынесли… Вы никогда не общались со смертными. Смертны нации, культуры, произведения искусства. Но шутим мы, работаем, дружим с бессмертными, на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем». Как человеку никогда не может надоесть богослужение, так никогда не сможет надоесть другой, любимый человек. В вечности наше возрастание в познании Бога будет вечным, таким же будет и наше познание другого человека в любви. Всё больше и больше он сможет открываться нам, но никогда не настанет предел этому движению любви к другому, потому что бесконечен Образ Божий, бесконечен Бог в человеке. Поэтому православие трепетно относится к человеку. Когда юный Вениамин Федченков спросил одного священника: «Как вообще относиться к человеку?» – тот ответил: «С благоговением». Святые отцы Египта говорили: «Ты видел брата своего? Ты видел Бога своего!». Симеон Франк: «Переживать другого как свет». Старец Виталий Сидоренко: «Каждого человека принимать за бога после Бога». Люди беcсмертнее мира – мир после Второго пришествия переменится и станет новым, а мы сохраним свою личность, только личность должна очиститься от зла.
Христианство открыло внутренний мир человека, указало на движения его души, засвидетельствовало, что человек ненормален без Бога, а путь к Нему – покаяние. Только покаяние может реально изменить нас. Епископ Митрофан Никитин говорил, что Бог ничего не поставил между Царством Небесным и покаянием. Покаяние нас преображает. Старец Паисий Афонский советовал фотографировать человека до исповеди и после, чтоб было видно, как меняется лицо. Оно реально становится светлее, пронизанным Всевышним.
Богу мы можем доверять, и Он ждёт от нас доверия. Иоанн Крестьянкин учил всю жизнь доверять Творцу. Никакая другая религия не знает доверия Богу, кроме христианства. А ещё христианство разделило добро и зло, а язычество и тогда и сейчас считает, что добро не может без зла и света без теней не бывает.
Радость – плод богообщения.
Святой Василий Великий: «Радость обитает в душе добродетельного».
Климент Александрийский: «Радость составляет главную характеристическую черту Церкви».
Радость мы обретаем в любимом другом. Любимые другие – рай. Лицо любимого – источник вечной радости.
Человек только полностью отдавая себя Богу обретает себя. Неслиянное соединение. Человек – слуга всего. Человек настоящий – слава Божия.
«Расскажи мне о видениях, которые ты видишь», – сказал однажды некий монах прп. Пахомию (286–346). «Грешник вроде меня не ждет от Бога видений, – отвечал Пахомий, – <…> но позволь сказать тебе о великом видении: святой и смиренный человек – вот великое видение. Ибо что может быть более великое, чем видеть невидимого Бога, явленного в Своем храме – видимом человеке?»
Чтоб познать человека, надо посмотреть на Бога. Каждый человек связан со всем человечеством: «В одном конце мира тронешь, в другом отзовётся», – говорит Ф. Достоевский.
По мере своего самоотвержения, своей жизни для других человек начинает жить Христом. Тогда он воспринимает других как родных себе. Святые возрастали в святости постепенно, ступень за ступенью. Святость – наша цель, и эта цель достижима.
Люди, как правило, живут в состоянии вражды ко всем, даже к самым близким. Даже в семьях люди чаще всего одиноки и ощущают свою непонятость и ненужность никому. По мысли Ивана Ильина, преодолеть одиночество может только любовь. Люди живут в состоянии разобщённости потому, что ими правят страсти. Они не имеют настоящей любви даже к себе, любя себя в приобретениях, в вещах, в деньгах. Всё это приносит им боль. Единственным выходом может быть возвращение к другим, преодоление отчуждения.
Но в основе этого отчуждения лежит не что иное, как грех. Именно он разделяет людей, делает их неспособными принять в сердце другого. Православие указует путь восстановления отношений с людьми через восстановление отношений с Богом. Это совершается посредством покаяния и жизни для других.
Только та вера, которая спустится с человеком в его душу и изведёт его из собственной тьмы в непридуманный свет, и будет настоящей.
Г. Честертон. «Автобиография»: «Именно потому, что зло таилось в сфере чувств и воображения, его могла победить только исповедь, с которой кончаются одиночество и тайна. И только одна религия осмелилась спуститься со мной в недра моей души».
И эта религия и есть христианство.
Артём Перлик
Что такое истинное христианство?
Телеграм канал @ieshua.org
(1) Истинное христианство всегда утверждало богодухновенность, достаточность и высший авторитет Священного Писания. Оно учило, что Божье написанное Слово является единственным непогрешимым правилом веры и практики в религии; что Бог повелевает не верить ничему, что не исходит из этого Слова; и что всё противоречащее ему не является истиной. Оно никогда не допускало, чтобы мнение или учение Церкви было возведено выше или на один уровень с Писанием. Оно неуклонно держалось того принципа, что, несмотря на наше несовершенство, мы можем понимать его, что Древняя Книга была предназначена быть единственным мерилом жизни и учения.
(2) Истинное христианство всегда учило о полной греховности, виновности и развращённости человеческой природы. Оно говорило людям, что они рождены в грехе, заслуживают Божий гнев и осуждение и по своей природе склонны делать злое. Оно никогда не допускало мысли, будто мужчины и женщины представляют собой просто слабые и достойные жалости творения, которые, если только захотят, могут стать хорошими и сами примириться с Богом. Наоборот, оно неуклонно утверждало опасность положения человека, его отвратительность и нужду в Божественном прощении и искуплении его грехов, в новом рождении и обращении и в полной перемене сердца.
(3) Истинное христианство всегда указывало людям на Господа Иисуса Христа как на высший объект веры и надежды в религии, как на Божественного Посредника между Богом и людьми, как на единственный источник мира в сердце и корень всей духовной жизни. Главные истины, которые оно всегда утверждало о Христе, это искупление греха, совершённое Его смертью, Его жертва на кресте, полное избавление от вины и осуждения посредством Его крови, Его победа над смертью через воскресение, Его действенное ходатайство одесную Бога и абсолютная необходимость нашей простой веры в Него. Если сказать кратко, оно говорило о Христе как об Альфе и Омеге всего христианского богословия.
(4) Истинное христианство всегда почитало Личность Бога Святого Духа и Его величественный труд. Оно никогда не учило, что все исповедующие христиане имеют благодать Духа в своих сердцах, как само собой разумеющееся явление, потому что они были крещены, или потому что присоединились к Церкви. Оно неуклонно держалось истины о том, что плоды Духа являются единственным свидетельством обладания Духом, и что эти плоды должны быть видимыми! Оно всегда учило, что нам должно родиться от Духа, быть водимыми Духом, освящёнными Духом и чувствовать действие Духа; и что близкое хождение с Богом по стезям Его заповедей, святая жизнь, любовь, самоотречение, чистота и ревность о добром являются единственными достоверными признаками присутствия Святого Духа.
Таково истинное христианство. Благо было бы миру, если бы его в нём было больше на протяжении последних девятнадцати столетий! Слишком часто и слишком во многих областях христианства так мало было видно его, что, казалось, будто Христова религия угасла и подверглась полному позору! Именно это христианство во дни апостолов было «всесветным возмутителем»! Именно оно лишало языческие храмы их поклонников, выставляло безумие греческих и римских философов и вынуждало даже языческих писателей признать, что последователи «нового суеверия» — как они сами говорили — были людьми, которые любили друг друга и жили очень чистой и святой жизнью!
Не будем никогда забывать, что его главные принципы менее всего приятны душевному человеку. Напротив, они считаются определенно непопулярными и оскорбительными. Гордому человеку не нравится, когда ему говорят, что он немощный, виновный грешник, который не может спасти свою душу и должен положиться на труд другого, что ему нужно обратиться и получить новое сердце, что он должен жить святой жизнью самоотречения и выйти из мира. И всё же, такое христианство сегодня благоденствует всюду, где совершается подлинное добро. Единственное религиозное учение, способное произвести твёрдые положительные результаты, отдаёт предпочтение тем доктринам, которые я попытался описать. Везде, где они верно преподаются, христианство может принести плоды, которые в себе имеют неоспоримые подтверждения своего Божественного происхождения.
Бесчисленное количество исповедующих христиан, которые не имеют никакой жизни или реальности в своей религии, всего лишь формальные члены Церкви Христовой. Кроме посещений церкви по воскресеньям они не показывают никаких признаков истинного христианства. Если вы проследите за их повседневной жизнью, то окажется, что у них нет ни размышлений, ни чувств, ни заботы о своих душах, о Боге или о вечности. Те мужчины и женщины, которые наполняют церкви по воскресеньям, а потом в течение недели живут мирской и плотской жизнью, являются лучшими и самыми эффективными союзниками дьявола.
Истинная вера — это не просто «умственное согласие» с определёнными богословскими утверждениями, но это жизнь, горение, это активный принцип, действующий любовью, очищающий сердце, побеждающий мир и приносящий много плода святости и добрых дел. Будем же всегда жить так, как верующие каждой йоте и каждой черте Писания, как если бы умерший, воскресший, ходатайствующий и грядущий Христос всегда пребывал перед нашим взором!
Джон Чарльз Райл (1816—1900) многие годы нёс служение епископа англиканской церкви в Ливерпуле, Англия. Он был плодотворным проповедником и писателем, книги и изданные проповеди которого продолжают оказывать влияние на читателей спустя столетие после его смерти. В число его книг, опубликованных на русском языке, входят такие известные труды как «Практическая религия» и «Горница».
propovedi.ru
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Ещё по теме:
- Не доверяй своему христианству
- Мы верим в Духа Святого
- «Я никогда не знал вас»: роковые заблуждения потерянных религиозных людей
- Примите Святого Духа
Можно ли доказать бытие Бога
«По вере вашей да будет вам» — такие слова мы видим в Священном Писании. Многие верующие понимают эти строки так, что Господь не нуждается ни в каких доказательствах и фактах, а его бытность мы должны воспринимать исключительно на веру.
Вопрос соотношения веры и разума всегда волновал христиан
Такой путь возможен, и многие люди пришли к глубокой искренней вере исключительно своим сердцем, без каких-либо разумных доводов. Так, многие ранние христиане были крайне необразованными по мирским меркам людьми, им были неведомы ни науки, ни даже элементарная грамотность. Это были простые работящие люди, вся жизнь которых проходила в заботе о хлебе насущном и о том, чтобы было чем прокормить собственную семью. Такие люди не вдавались ни в философию, ни в богословие — они просто ничего не знали о них. Но это не помешало им сердцем принять Христа, следовать за Ним и сподобится венца святости.