Текст молитвы псалом 136
Молитва читается на церковнославянском в том случае, если ведется служба в храме. Делается это для прихожан, которым хочется приблизиться к Царству Божьему. Понять сюжет помогает текст на русском языке, его можно читать дома.
На церковнославянском языке с ударениями
На русском языке
На русском языке
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
История написания
Авторство песнопения остается за иудейским царем Давидом. Стиль написания соответствует манере изложения мысли правителя древности, хотя ранее псалом считался анонимным. После того как была проведена большая работа по переводу греческих и латинских источников, создатель псалма был определен.
В то время Иерусалим переживал сложные времена. Иудейское царство подверглось нападению вавилонян. Хвалебная песнь посвящена этому событию, которое стало трагедией для всего иудейского народа. Вавилонская армия сумела прорваться через защиту укрепленного Иерусалима и стала уничтожать все на своем пути.
Все святыни были разграблены и уничтожены, многие жители города были убиты при попытке сопротивления. Оставшиеся из народа Израиля были захвачены в плен и уведены в Вавилон, где в качестве рабов трудились на угнетателей. Народ потерял свою родину, но не свою веру.
Текст на церковно-славянском языке
На рѣка́хъ Вавило́нскихъ, та́мо сѣдо́хомъ и пла́кахомъ, внегда́ помяну́ти на́мъ Сiо́на:
на ве́рбiихъ посредѣ́ его́ обѣ́сихомъ орга́ны на́шя.
Я́ко та́мо вопроси́ша ны́ плѣ́ншiи на́съ о словесѣ́хъ пѣ́сней, и ве́дшiи на́съ о пѣ́нiи: воспо́йте на́мъ от пѣ́сней Сiо́нскихъ.
Ка́ко воспое́мъ пѣ́снь Госпо́дню на земли́ чужде́й?
А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.
Прильпни́ язы́къ мо́й горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко въ нача́лѣ весе́лiя моего́.
Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мскiя въ де́нь Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́нiй его́.
Дщи́ Вавило́ня окая́нная, блаже́нъ, и́же возда́стъ тебѣ́ воздая́нiе твое́, е́же воздала́ еси́ на́мъ:
блаже́нъ, и́же и́метъ и разбiе́тъ младе́нцы твоя́ о ка́мень.
Толкование псалма 136
Псалом 136 содержит большое количество реально происходивших исторических событий. Чтобы детально разобраться в этом вопросе, предлагаем проанализировать каждый стих произведения.
- Стих 1-3. В этих стихах рассказывается о жизни вавилонян. Иудеи не могли смириться со своей участью. Это был не гордый и богобоязненный народ. И в великолепии рек Тигр и Ефрат, они творили свою музыку. Будучи одаренными от природы, они играли на музыкальных инструментах день и ночь. Господь был для них единственным утешением в своей нелегкой судьбе, все песни посвящались Ему.
- Стих 4-6. Будучи рабами вавилонского правителя, единая память израильтян никак не могла исчезнуть. В свободное время они мечтали о том, как восстановят свою родину и вернутся на собственные земли. Благостная жизнь была для них светочем, который давал надежду на возвращение.
- Стих 7-9.Иудеи никогда не вели войн без причины. Они не видели в кровопролитии особой причины. Но при этом всегда существовали народы, которые стремились подорвать жизненный уклад израильтян. Идумеяне, потомки Лота, были из числа этих племен. Трагедия, которая коснулась богом избранного народа, вызвало у них животную радость.
Православная Жизнь
Окончание.
Этот изумительный памятник литературы Священного Писания начинается, казалось бы, с печальнейшей минорнейшей ноты: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Этот первый стих – ключ к пониманию 136-го псалма.
Первое толкование данного стиха – конкретно-историческое. Сельское хозяйство Ближнего Востока связано с системой орошения или водных каналов, без которых выращивание аграрных растительных культур в условиях жаркого, а порой и пустынного климата невозможно. Поэтому Вавилонская густозаселенная империя очень нуждалась в хлебе и вообще в пище. Поэтому рытье каналов для воды, для выращивания урожая было важным трудоемким, а в условиях ближневосточной жары мучительным делом. На такие тяжкие работы отправляли рабов, как в советское время на строительство Беломорско-Балтийского канала брали заключенных.
Взбунтовавшиеся евреи были для Навуходоносора побежденными врагами, а значит автоматически становились рабами. Они использовались на самых тяжелых работах, в первую очередь – на рытье жизненно важных для Вавилона каналов. Вот на каких реках сидели и плакали евреи. Кроме того, им как заключенным и рабам не разрешали селиться в густонаселенных местах и в самом Вавилоне. Они находили пристанище в уединенных пустынных местах на берегах рек Тигр и Евфрат и их многочисленных каналов.
Там они грустили по утраченной родине и своей главной святыне – Иерусалимскому храму.
В данном стихе также есть и духовный смысл.
Реки в Священном Писании – это часто символ жизни, символ той атмосферы, в которой развивается организм (чаще всего дерево или какое-нибудь другое растение; виноградная лоза, к примеру – символ человека или народа). И в псалме «На реках Вавилонских» очень четко прослеживается противостояние между добром и злом, между святыней истинной веры и язычеством как бесовской религией. В псалме Сион (гора, на которой стоял Иерусалимский храм) – это, конечно, святыня Божья, а Вавилон – олицетворение греха да язычества. Поэтому евреи сидели на реках Вавилонских и плакали. Это можно перевести как сидели в болоте, в вонючей грязи и плакали.
Но и в этом плаче нет безысходности. Нет. Это не плач уныния. И не плач самоубийцы, перед тем как учинить суицид. Нет. Это плач, растворенный надеждой на Бога, плач падшего грешного человека, в котором воскресает истинная вера. Потому что здесь, в болоте язычества, душа человеческая не смешивается с язычеством, но вспоминает Сион. О, возлюбленный Сион!
И пусть в дальнейших стихах псалма повествуется о дальнейших страданиях евреев! О том, что они на вербах повесили свои органы, т. е. музыкальные инструменты, на которых играли при совершении богослужения в Иерусалимском храме на горе Сион (Пс. 136:2). О том, что вавилоняне, пленившие их, конечно, издеваясь над евреями просили их в насмешку петь их молитвы (Пс. 136: 3). Но для евреев это было невозможно. Храм разрушен. Совершать вне его, на земле чужой богослужение – богохульство и святотатство: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (Пс. 136:4).
Но в то же время богослужение совершать нереально на земле, а в душе оно совершается, потому что истинная вера воскресает и любовь к Сиону полыхает в сердце, как зарево рождающегося рассвета.
«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» (Пс. 136:5, 6).
«Иерусалим, Сион, храм, Бог – вот для меня сила моей десницы, моего языка, ума, моего веселья и радости, – словно бы говорит пленный в Вавилоне еврей. – Если я забуду Сион, то уйдет сила из моей правой руки (десницы) и язык прилипнет к гортани моей. Из меня сила уйдет. Потому что единственно Бог – Податель и Источник жизни». Вот о чем эти стихи.
О том же говорят нам и святые отцы. Святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит Кирский пишут, что десница – помощь Божья.
«И если я забуду Иерусалим, то помощь Божья прекратится», – говорит устами святого пророка и царя Давида еврей в Вавилоне.
Также интересно и душеполезно толкует шестой стих псалма (а именно место «аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего») святитель Иоанн Златоуст: «Слово: предложу значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)». Ему вторит блаженный Феодорит: «Верх веселия для меня – зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение».
Далее следует седьмой стих: «Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго». Здесь устами святого Давида еврей в Вавилоне вспоминает все те ужасы, которые сотворили вавилоняне и хананеи под их главенством, когда разрушали Иерусалим и храм. В сущности, сыны Эдомские – это и есть языческие народы Ханаана. В первую очередь сыны Эдомские – идумеяне – потомки Эдома, вышедшего из рода Исава – брата патриарха Иакова. Они настолько ненавидели евреев, что кричали, когда вавилоняне разрушали Иерусалим: истощайте, истощайте до оснований его. Это обозначает: уничтожайте, разрушайте до основания, чтобы и памяти не осталось. Т. е. такая ярость, готовая не просто убить, но разорвать, уничтожить. Прежде всего это ненависть к святыне и к Богу. В духовном отношении здесь, конечно, говорится о бесах.
И олицетворение их ада в символическом значении на земле – Вавилон с его языческими зиккуратами, астрологией, магией, оккультными религиозными сатанинскими науками. Поэтому и в восьмом, и в девятом стихах 136-го псалма сказано: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Т. е. дочь Вавилона – окаянная. Здесь окаянство – противоположность покаянию. Это безумная страшная болезнь гордыни, потому она достойна жалости и погибнет. Так об этом писали и святые отцы. Святитель Афанасий Александрийский (Великий): «Это – пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона». Святитель Иоанн Златоуст: «Здесь пророк предсказывает несчастия, которые постигнут Вавилон, и, по причине имеющих постигнуть его бедствий, называет его несчастным». Но в то же время в данном отрывке говорится в духовном отношении, что мы должны ненавидеть «дочь Вавилона» – наши грехи да страсти, да сатану с бесами. Бога любить, человека любить, а то все ненавидеть. Вот в чем заключается наше воздаяние: в неприятии, в сопротивлении греху.
Теперь о самом сложном и последнем девятом стихе: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Здесь, конечно, имеет место иносказание. И нет никакой кровожадности. В данном стихе говорится о «младенцах дочери Вавилона» – о грехах и даже об их зародышах, об их началах, так называемых бесовских прилогах. Это святое и аскетическое указание Священного Писания, а значит и Самого Бога на то, как мы должны поступать с грехом. Мы должны «имет», т. е. взять их. Здесь это означает осознать четко, что грехи у нас есть и какие именно. Как говорится в медицине, правильно поставленный диагноз – уже половина пути к выздоровлению. Важно разбить грех в зародыше, не кормить его собой, не ждать, пока он из маленького «гремлина» превратится в огромного «годзиллу». Следует в зародыше разбить его о камень. А камень – это Господь наш Иисус Христос. Довольно часто символом Спасителя в Священном Писании выступает камень. Т. е. попросить у Господа прощения своих грехов, искренно покаяться, сходить на исповедь в храм к священнику, стараться не повторять грехи. Вот что такое разбить «младенцы дочери Вавилона о камень».
А вот наступает время Великого поста. И нам нужно осознать, что каждый из нас сидит на реках Вавилонских, сидит во грехе, часто атакуемый бесами, но только Бог может избавить нас от этой вонючей жижи страстей, от этих полчищ «вавилонян» и «сынов эдомских». Главное – не забывать небесного Сиона, не забывать нового горнего града Иерусалима. И Бог обязательно разобьет о камень Своей любящей мощи наших врагов и спасет нас.
Надо только покаяться, осознать, что мы в вавилоне окаянном, и возопить к Богу о спасении. И это дивное чудо случится. Отвергнувшись окаянства гордыни, мы войдем в блаженство смирения. Пройдя через испытание Великого поста, мы войдем в Великое и Светлое Христово Воскресение. И Христос Воскреснет для нас и в нас. Нужно только из сердца своего сотворить Всевышнему Сион и воздвигнуть в нем храм, в который обязательно войдет и поселится Бог.
Иерей Андрей Чиженко
Когда поют «На реках Вавилонских»
Песнопение «На реках Вавилонских» — это одна из покаянных молитв, готовящих нас к Великому Посту. С Недели о блудном сыне (вторая подготовительная неделя перед Великим постом) и две последующих недели до недели о Страшном суде мы слышим это песнопение в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134 («Хвалите имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви, яко Благ») хвалебных псалмов.
На реках Вавилонских. Слушать
На реках Вавилонских. А. Архангельский:
Музыка А. Архангельского. Исполняет ансамбль храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение-Алабацкая» города Новосибирска. Дирижёр — А. Росляков.
На реках Вавилонских. Обиходный распев:
Старинный напев из обихода Синодального хора. Исполняет хор подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, регент — В. Горбик
Александр Архангельский — композитор и регент конца XIX — начала XX века, автор множества духовных сочинений, в том числе двух литургий и всенощной. Один из представителей Новомосковской композиторской школы, связанной с деятельностью Синодального хора — старейшего профессионального коллектива, исполнявшего духовные и светские песнопения.
На реках Вавилонских. Валаамский распев:
Упоминание текста псалтыри в литературе, культуре, музыке
На слова песнопения писалась духовная музыка еще с эпохи Возрождения. Среди композиторов, обращавшихся к тексту псалма:
- И.С.Бах;
- А. Дворжак;
- Дж. Верди.
Интересный факт
Особенно известно произведение Верди на текст псалма «Va, pensiero» из 3 акта оперы «Набукко», посвященной Навуходоносору. Несмотря на то, что по сюжету песнь поется пленными евреями, хор стал неофициальным гимном Италии. Народ настолько полюбил «Va, pensiero», что пел его на похоронах самого Верди.
Кроме того, 136-й упоминается в романах Ф.М. Достоевского, Ж. Санд, У. Фолкнера, Р. Желязны. Его неоднократно исполняли на разные мелодии артисты эстрады среди которых ансамбль «Boney M» (песня «Реки Вавилона» появилась в 1978 г.)
4
Апреля
2010 года
Состоялась всероссийская премьера фильма В.Хотиненко «Поп» о буднях священника на оккупированной фашистами территории. Его первоначальным названием было «По рекам вавилонским».
Для многих верующих, давно посещающих храм, грустное «На реках Вавилонских…» является знаком начала покаянного времени подготовки к Великому Посту. Псалом призывает нас вспомнить о Рае, который мы потеряли, и по мере сил идти к Господу. Покаявшиеся иудеи были возвращены из плена. Будем веровать, что и наше покаяние услышит Господь.
Толкование
Как все псалмы, 136-й имеет, по толкованию св. отцов, несколько смыслов, от буквально-исторического до глубоко духовного.
Плач о Родине
Именно таково историческое содержание песнопения. Упоминаемые его автором «реки Вавилонские» – это Тигр и Евфрат, между которыми лежала эта страна (отсюда другое название района – Междуречье). Возможно, речь идет также о р. Ховар, притоке Евфрата. Прор. Иезикииль, бывший среди пленных, упоминает об этой реке в своих пророчествах.
Сам псалом пронизан тоской об Иерусалиме, его Храме. Боль молящихся усиливается непониманием окружающих язычников. По толкованию блж. Феодорита Кирского, вавилоняне хотели услышать от пленных «песни Сионские», песнопения их богослужения. Но разве это возможно на чужой, языческой земле?
Последние строки предрекают гибель врагам Израиля, глумящимся над истинной верой.
Впрочем, свт. Иоанн Златоуст замечает, что это не только пророчество, но и «суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, некоторой изумительной и необыкновенной казни… Но не так в Новом Завете; напротив, нам заповедано напоять и питать врагов и молиться за обижающих нас».
Житейская мудрость
Свт. Иоанн Златоуст обращает внимание на еще один смысл текста. Говоря о плаче «на реках Вавилонских», он замечает:
«Пока они обладали благами, то постоянно были недовольны и дерзки; а когда лишились их, тогда стали желать их; для того Бог и лишил их, чтобы возбудить в них большее желание. Так и часто поступает Бог. Когда мы, наслаждаясь Его благами, не чувствуем этого, Он лишает нас их, чтобы мы вразумились лишением и опять старались приобрести их».
Удаление от Бога
Греческий богослов XI в., Евфимий Зигабен обращает внимание на духовный смысл текста: «реками Вавилонскими», непостоянными, смущающими ум, можно назвать мятежный мир. Душа всякого верующего плачет о потерянном Рае, стремится отвергнуть все соблазны, вернуться к Отчему дому:
«… Сделавшиеся чрез преступление пленниками бесов, мы изгнаны из рая и дошли до смешения с миром сим. Посему мы всегда должны помнить блаженную райскую прежнюю жизнь и просить Бога о возвращении нас опять в рай – прежнее наше отечество, и освобождении нас из сей страны изгнанничества».
Содержание: о чем поют
Общей для всех толкователей является убежденность в том, что речь идет об историческом событии – «вавилонском пленении» еврейского народа. Известно, что произошло оно менее, чем за 600 лет до Рождества Христова.
В 605 г. до Р.Х. царем Вавилона становится удачливый полководец, жесткий правитель Навуходоносор II. Он почти сразу начинает покорять окрестные страны – Египет, Мидию.
Не избежала этой участи также Иудея. Пророки давно предсказывали ее народу бедствие за уклонение от веры Истинному Богу к языческим идолам. Вавилонский царь стал орудием Божия гнева. При этом попытки евреев отстоять свою самостоятельность вели только к усугублению их положения:
- в 603 г. царь Иудеи Иоаким без боя покорился Вавилону, но спустя несколько лет евреи перестали платить дань;
- в 597 г., после года разорения территории еврейского государства, Навуходоносор захватил Иерусалим, ограбил Храм, пленил 10000 евреев из знатных семей, а также царя Иехонию;
- в 586 г. происходит страшная трагедия: разгневанный очередным восстанием покоренного народа, царь Вавилона снова берет Иерусалим; на этот раз Храм полностью уничтожен, а иудеи выселены в Вавилон, кроме небольшого остатка.
«У вавилонских рек» Герхард Фюгель
На новом месте обитания они первоначально работали на строительстве зданий Вавилона, подобно рабам, лишь по смерти Навуходоносора пленники стали получать самое лучшее на тот момент – личную свободу.
Исторические источники свидетельствуют, что многие из них смогли неплохо устроиться, некоторые стали государственными сановниками. Несмотря на это, евреи сохраняли свою веру, обычаи, память о священном городе Иерусалиме, а многие – глубоко каялись в грехах, приведших к бедствию.