Псалом Давида 106 от бесплодия на русском и церковнославянском языках

На создание Псалтыря ушли столетия. Многие из произведений, вошедших в сборник, были сложены пророком Давидом. Но некоторые тексты дополнили его работы уже по окончании периода царствования этого великого правителя.

К числу подобных относится и псалом 106. Авторство его принадлежит неизвестному праведнику, вознесшему благодарность Бога за спасение евреев, которые долгое время рассеивались меж других народов, за шанс создать собственное государство на благословенных землях Палестины.

Текст псалма 106

В православной традиции псалом 106 в ходе богослужения в храме исполняют на церковнославянском. Большим плюсом для мирян будет чтение этого текста в домашних условиях, но для лучшего понимания его смысла придется «вооружиться» толкованиями святых Отцов. Тем, кому сложно работать с молитвой в таком виде, не запрещается использовать современный перевод на русский.

С ударениями на церковнославянском языке

На русском языке

Богословский разбор

Чтобы глубже понять текст, верующим рекомендуется читать толкования на Псалом 25, написанные опытными духовниками. Например, подробно разбирает каждую строку Евфимий Зигабен. Неопытным в чтении Библии лучше поначалу опираться на исследования святых отцов.

1-5 стихи

Духовное состояние гонимого Давида можно ясно увидеть во второй строке, где он просит Бога исследовать его сердце и разум (в славянском переводе — почки и сердце). Это должно показать Творцу, что в самой глубине существования даже мысли не зародилось о том, чтобы занять трон Саула или причинить ему какой-либо урон. Такое поведение объясняется тем, что праведник ощущает заботу и расположение Господа по отношению к себе. Поэтому он должен подражать Ему и в собственной жизни.

Источник своей безгрешной жизни автор видит не в себе. Он приписывает все достоинства одному лишь Создателю. Каждое действие, совершаемое на протяжении дня, человек должен обдумать с позиций грядущей вечности. Не расстроит ли он этим Творца, не нарушит ли какую-либо заповедь? Современному человеку кажется непонятным, что даже сидеть за одним столом с неправедными людьми считалось плохим поступком. Об этом можно судить по 5 строке.

Каждому время от времени приходится общаться с недобрыми людьми. Благочестивые христиане не должны продолжать с ними видеться, иметь совместные дела, тем более дружить. Ведь если положительное окружение приносит пользу, так и плохое способно причинить вред.

6-12 стихи

Псалом 25 на русском языке довольно сильно отличается от славянского текста. Для полноценного изучения следует внимательно прочесть оба варианта, сравнить их. Перед тем, как просмотреть построчный перевод, следует помолиться Христу, чтобы Он открыл разум для усвоения послания, которые Дух Святой вложил в строки.

Исполнять повеления Бога могут не только истинно верующие люди, но и лицемеры. Разница в том, что первые получают от этого настоящую духовную радость, а вторые надеются лишь откупиться от грозного Владыки. Но Давид был не таков.

  • Он относился с полной серьезностью ко всему, что завещал Господь. Имел твердое намерение исполнять Его волю («омывал руки в невинности»).
  • В псалме мы видим пример из повседневных обрядов священнослужителей древности. Они перед входом в алтарь совершали омовение рук. Даже не будучи духовным лицом, каждому подобает очистить свою совесть покаянием.

Советуем изучить Молитва «Отче наш»

Давид, являясь высокопоставленным человеком, не считал для себя зазорным исполнять надлежащие обряды вместе с простыми людьми. У евреев было принято обходить жертвенник, на котором горела туша забитого животного. Очевидно, что на это требовалось время. Не забывал праведник и возносить хвалу. Обязанность каждого верующего — благодарить и славить милосердного Спасителя.

История написания

Изучая содержание псалма 106, можно сделать предположение, что написали его после освобождения еврейского народа от плена вавилонского. В то время люди были заняты засевом полей, посадкой винограда, восстановлением старых построек.

Автор, чье имя экспертам не удалось выяснить, в малейших подробностях описывает бедствия, с которыми столкнулись праведные. Тут же он обращает внимание читателя на то, что в такие минуты Бог не оставляет тех, кто верен Ему, Он всегда протягивает руку помощи страждущим.

В каких случаях читают псалом 106?

106-ой псалом стал частью 15 кафизмы. Учитывая это, неудивительно, что христиане, посещающие православные храмы, могут услышать его в исполнении на церковнославянском по пятницам.

Для келейного обращения к Господу, лучшего понимания глубокого смысла произведения, допускается чтение русского перевода молитвы. 106-ой псалом исполняют в виде исключения дважды в неделю в период Великого поста. Звучит он в церквях по вторникам и по пятницам.

Не читают хвалебную песнь, как и кафизмы в целом, в Светлую седмицу.

О том, в каких бытовых ситуациях можно читать псалом 106, немало сказал Арсений Каппадокийский. По словам преподобного, это произведение является универсальным, им можно просить у Бога благословения в разных житейских случаях, однако, самым эффективным он оказывался при лечении женского бесплодия.

Толкование

Автор благодарит Всевышнего от лица всех верных Ему, каждого, кто пришел принять участие в обряде жертвоприношения. В песни Бог восхваляется как Избавитель. В целом ее можно условно разделить на несколько частей. Вместе они создают цельную композицию: порицание за грехопадение (страдания в ответ на беззаконие), просьба даровать спасение, ответ на молитву.

Неизвестный, которому принадлежит авторство псалма 106, ставил перед собой такую цель – достучаться до братьев и сестер, доказать необходимость прославлять Всевышнего и повиноваться Ему в смирении.

Истинный смысл произведения открывается при тщательном изучении его отдельных стихов:

  • Стихи 1 и 2 – восхваление Господа.
  • Стих 3 – описание перехода еврейского народа через Чермное море. Здесь автор упоминает о четырех сторонах света, с которых по воле Всевышнего были снова собраны потомки Авраама. Им затем были дарованы благословенные земли Палестины.
  • Стихи с 4 по 7 – описание тяжелого морального состояния народа, их желание вновь сделать Палестину своим домом.
  • Стихи 7 и 8 – акцент сделан на том, что евреи получают указания свыше. Ориентируясь на них, они могут вернуться на родину.
  • Стих с 9 по 19 – псалмопевец передает весь спектр положительных эмоций, которые испытали люди, вернувшись в родные края. Они ликуют, осознавая, что их мольбы были не напрасными.
  • Стихи с 19 по 22 – по словам автора, пребывать в плену – все равно что находиться в тюремной камере, где заключенного ждет верная смерть. От гибели народ избранный спасло слово Божье.
  • Стихи с 23 по 32 – в данной части произведения описаны мучения евреев, их тяжкая жизнь в плену, тягости, от которых они были освобождены по воле Всевышнего.
  • Стихи 33 и 34 – автор позволяет читателю представить, какой была Палестина после долгих лет опустошающей ее земли войны.
  • Стихи с 35 по 38 – выражение ликования перед Единым Творцом, с помощью которого еврейскому народу удалось восстановить родину. За упорный труд праведные также были вознаграждены щедрым урожаем;
  • Стихи с 39 по 43 – акцент сделан на том, что в прошлом поработители евреев гибнут в то время как они сами восстанавливаются.

Главная тема псалма 106 – помощь Господа благочестивым, в частности, еврейскому народу, освободившемуся от плена врагов.

106:1-3 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага, 3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
И снова призыв восхвалять Иегову: есть за что, ибо избавлен народ Его от руки захватчиков и собран из всех народов. Собственно, здесь обо всех избавленных Господом говорится, не обязательно лишь о буквальном Израиле — речь. Певчий знает, что будет собран народ Иеговы из всех народов, и будет народ этот избавлен от руки и буквальных захватчиков и духовных вредителей.

106:4-7 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; 5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. 6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
Здесь речь может идти об Израиле, водимом по пустыне при выходе из Египта и о том, что Бог, хотя и наказал их пустыней и не пожелал видеть упорствующих в похотях своих — в земле обетованной, но, тем не менее, по воплю их о помощи заботился о них до тех пор, пока не истекло время жизни их в пустыне, не бросал на произвол судьбы.

106:8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:

Певчему хочется, чтобы славили Бога все сыны человеческие, но не просто так, а за великие дела его для людей, для того, чтобы они имели возможность находить радость в жизни — даже в веке этом. Многие, увы, не замечают, что для сынов человеческих уже сделал Бог и воспринимают благоустройство земли — как должное. Ну как же, ведь, почитай, цари природы, оценить величину дел Божьих для них — не хватает ума, а вот портить чужое имущество — Божью планету — очень даже легко получается.

106:9-11 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами. 10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; 11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.

Но не только материальными благами осыпан обильно человек от Бога. Духовный свет пришёл для алчущего и жаждущего на землю, ибо сидящие в полном невежестве и в полной духовной тьме не имели возможности радоваться жизни: скорби века сего омрачают всех невежд.

Все, кто пренебрегает словом Бога и наставлениями Его — так и продолжают сидеть во тьме невежества, от того и окутаны скорбями, словно за решёткой тюремной сидят в плену у неприятностей и вырваться из них никто без просвещения от Бога не может.

106:12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.

У Бога не было иного выхода, как показать народу непокорному всю «прелесть» независимости от Него: скорби и непосильный труд — вот и вся радость свободных от Господа. Когда человек имеет возможность сравнить дни благоденствия с днями беспросветного изнурения, тогда ему легче оценить дни благоденствия и заставить сердце своё почувствовать хоть какую-то благодарность к Тому, кто их благоденствием обеспечивает. Вот и вынужден Бог человечество к добру — через познание зла приучать, смиряя их «барские» претензии — необходимостью тяжко трудиться для себя — самим в те дни, когда Он перестаёт опекать их за непокорность их. Иначе вырастают сыны человеческие — неблагодарными и похотливыми потребителями вместо благодарных и любящих сыновей Божьих.

Так и в жизни в отношениях родителей и детей: те родители, которые не приучают детей своих к самостоятельности и всё пытаются сделать вместо детей своих — неизбежно пожнут неблагодарных и жестоковыйных детишек, вырастив из них капризных «барчуков». Для того, чтобы этого не происходило, нужно брать пример с Бога и прекращать опекать детей своих хотя бы периодически, особенно в те периоды их жизни, когда они неблагодарны и родителям непокорны.

106:13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;

И как дети, некоторое время вынужденные жить в непростых условиях, в конце концов обращаются за помощью к родителям своим — так и Израиль непокорный тоже всегда обращался к Богу, когда сил терпеть трудности у них уже не оставалось. И Бог всегда снова и снова приходил им на помощь в надежде, что они, наконец, образумятся и поймут, что незачем упираться против Божьих путей и поступать самонадеянно.

106:14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.

Бог может вывести детей Своих человеческих из духовной и физической тьмы, было бы желание выбираться из дебрей — у человека. А Бог — всегда готов протянуть руку помощи.

106:15,16 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
И как же такого Бога не восхвалять? Да все мы просто обязаны непрестанно благодарить Бога нашего за то, что Он терпеливо возится со всем человечеством в надежде, что хоть когда-нибудь мы образумимся. Что хоть когда-нибудь придём к правильному выводу о том, что нет никого, кроме Бога, достойного нашей преданности и любви, ибо только Он всегда и готов и в состоянии помочь человеку

106:17,18 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
Безрассудные всегда и будут страдать от болезней и приближения к смерти, и это справедливо: кто «руку» Дающего жизнь и блага — кусает, тот однажды и утратит её, и никто уже давать безрассудному ничего не захочет, ни здоровья, ни мудрости, ни радости жизни — от Бога таким не дождаться (не имеется ввиду психическое безумие, но имеется ввиду духовная испорченность настолько, что не желают признавать Иегову своим Богом). Безрассудство здесь выступает как духовно-нравственная, а не интеллектуальная или психическая категория.

106:19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;

И, казалось бы, всё ясно и понятно с безрассудными из народа Божьего. Но только воззвали они к Господу — Он сразу же подхватил вопль их, ибо ждал обращения их, не переставал надеяться, что вразумятся: не хочет Бог погибели человеков, потому и терпелив и милостив.

106:20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.

Этот текст пророческий о Христе Иисусе, вызволившем человечество из тени смертной и освободившем его от могил в том смысле, что благодаря искуплению люди имеют надежду на исцеление и воскресение в веке грядущем.

106:21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!

И проявим все мы вопиющую неблагодарность, если не будем испытывать потребности благодарить Бога и прославлять Его за всё то доброе, что делает Он для каждого из нас ради нашего же собственного благополучия.

106:22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!

А потому и должно сердце наше побуждать нас славить Господа и благодарить Его во все дни наши жертвой уст наших и хвалой — в Его честь, и возвещать повсюду о чудных делах Его для человечества. Ну а если не побуждаемся мы к этому, и если сердце наше не поёт от мыслей о Боге — что-то с нами явно не в порядке, и сердце наше — выходит, каменное, непробиваемое или неправильное, если мы очевидные блага от Господа — замечать не желаем.
106:23-28 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине: 25 Он речет, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его: 26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии; 27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает. 28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
На примере путешествующих по морю показал здесь псалмопевец, как возможно заметить чудеса и помощь Божью, ибо в обстоятельствах стихии очень трудно не заметить благих дел Господа по спасению от пучины морской. Ибо если буря и шторм разыграются на море, то запах смерти очень явно ощущается, и если Бог не утихомирит стихию и не поможет спастись, то нет ни от кого иного спасения. Моряки ценят заботу Бога о себе, потому и взывают к его помощи всякий раз во время бедствий на море, потому и благодарны Ему, потому и невозможно разубедить их в том, что Бог им не помогает, если они остаются в живых после шторма.

106:29-31 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. 30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
Моряки видят, как Бог укрощает любую бурю и успокаивает волны морские, как же им не воспевать Господу славу и не воздавать хвалу за чудеса Его? Потому и призывает певец славить Господа всех сынов человеческих, даже если и не сталкивались они пока что с дыханием смерти: Господа всегда есть, за что славить и восхвалять. Если размышлять, конечно, над этим и не быть безрассудным животным.

106:32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!

Как видим, собрание Божьего народа всегда имело место, и старейшины в нём — не по прихоти человеческой, а по воле Божьей находятся, ибо так устроил Бог общество народа Своего ради сохранения порядка в нём. Где нет порядка, там неустройство и всё худое, там не видать благополучия народу.

Так вот, слава Господу и в собрании Божьего народа уместна, нет на земле места, где можно было бы о Боге чудес умолчать.

106:33,34 Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,
34 землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.
Если народы, знающие Бога, пребывают в нечестии и не ценят дел Божьих для них — Бог покидает удел их, и тогда реки удела этого — иссохнут, земля станет солью, ибо без заботы Божьей всё рано или поздно приходит в негодность.

106:35-38 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания; 37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды. 38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
Но для алчущих и жаждущих слова его — Бог обращает очи Свои на пустынные места земли и оживляет их ради этих людей. И помогает им созидать города, и жизнь возобновляется там, где лютовало безлюдье и опустошение: виноградники дают плоды свои, и скот размножается по земле той, и народ Божий процветает под присмотром Бога. Где очи Господни — там жизнь, изобилие и счастье.

106:39,40 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, —
40 он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
Интересное замечание псалмопевца: бедствия и скорби и уменьшение народа — часто из-за князей народных происходит, потому Бог и гневается, в первую очередь, на князей народа Своего, и оставляет их блуждать в духовной пустыне, где нет слова Божьего и вразумления тому, каким путём жизни — оттуда выйти. Потому князья чаще всего и не принимают слово Божьего наставления, что уходят в самостоятельное блуждение умствований своих.

106:41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.

Остальной же народ, кто не относится к князьям, и кто не увлекается самонадеянностью своей в сторону духовной пустыни — Бог укрепляет сам, когда надежды на князей нет, находит способ помогать им и умножаться числом. Так всегда было в народе Иеговы. Так и будет до скончания века сего: если князья негодными становятся, Бог находит иной способ для помощи алчущим и жаждущим Его путей, но без надежды и без помощи — никогда не оставляет.

106:42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.

Те, кто знает о таком положении вещей от Бога — непременно видят, как Он помогает «бедным» из народа Своего, алчущим и жаждущим, находя способ им помочь и без нечестивых «князей». Потому и радуются они картине Божьей помощи для ищущих Его. Ибо чрез них Бог и помогает народу своему, чрез них и заграждает уста нечестию князей, показывая «бедным» выход из духовной пустыни «княжества», ставшего нечестивым из-за нечестия князей.

106:43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.

Не всякий заметит, как Бог помогает «бедным» и нищим духом из народа Своего. Но тот, кто мудр в народе Его — тот непременно заметит. И о последних днях сказано о разумных, что они многих «бедных» и голодных вразумят, когда цари их бессильны будут кормить овец Божьих – они и станут вразумлять и направлять к правде Божьей всех, кто будет в этом нуждаться — Дан.11:33, 12:3 .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: